В 1705 году хиротонисан в Архиепископа Архангелогородской Епархии. 1. ИОСИФ Туробойский, около 1704 года. 2. АНТОНИЙ Кармелит, святогорец, с 1705 года. 2. РАФАИЛ Краснопольский, с 1705 года, потом Ректор. 3. РАФАИЛ Краснопольский, с 1706 года, из Префектов. 3. ФЕОФИЛАКТ Лопатинский, с 1706 года. В 1708 году определён Ректором. 3. ФЕОФИЛАКТ Лопатинский, с 1708 из Префектов, по 1722 год. Потом Епископ Тверской. 4. СТЕФАН Прибылевич, с 1708 года. 5. ИОАСАФ Томилович, с 1710 года. 6. ФЕОФИЛ Кролик, с 1712 года. Потом Архимандрит Новоспасский. 7. ИННОКЕНТИЙ Кульчицкий, с 1714 по 1721 годы. Потом Епископ Иркутский. 8. ГАВРИИЛ Бужинский, в 1720 году. Потом Епископ Рязанский. 9. ГЕДЕОН Грембецкий, с 1721 года. 5. ГЕДЕОН Вишневский, с 1723 по 1728 годы. Потом Епископ Смоленский. 10. ПЛАТОН Малиновский, с 1724 года. После Архиепископ Московский. 11. ГЕРМАН Копцевич, с 1726 по 1728 годы, потом Ректор. 6. ГЕРМАН Копцевич, с 1729 года из Префектов; потом Архиепископ Архангелогородский. 12. СОФРОНИЙ Миголевич, с 1728 года, потом Ректор. 7. СОФРОНИЙ Миголевич, по 1733 из Префектов. 13. ИННОКЕНТИЙ Неронович с 1730 года. 14. СТЕФАН Калиновский с 1734 по 1736 годы, потом Ректор. 8. СТЕФАН Калиновский, с 1734 года, из Префектов по 1735 год. Потом Архимандрит Александро-Невский, а, наконец, Архиепископ Новгородский. 15. АНТОНИЙ Кувичинский, с 1734 по 1736 годы. Потом Ректор. 9. АНТОНИЙ Кувичинский, в 1736 из Префектов; был 9 месяцев. 10. МИТРОФАН Слотвинский, с 1738 года. Хиротонисан в Епископа в Тверь. 11. ПЛАТОН Левицкий, с 1739 по 1741 годы. 16. КИРИЛЛ Флоринский, с 1737 по 1740 год. Потом Ректор. 12. КИРИЛЛ Флоринский, с 1741 года, из Префектов. 17. ПОРФИРИЙ Крайский, с 1741 года. В 1742 году пожалован Ректором. 13. ПОРФИРИЙ Крайский, с 1743 из Префектов; в 1748 году, Мая 18, переведён в Донской монастырь. Потом был Епископом Суздальским, а, наконец, Белгородским. 14. ИОАНН Козлович, с 1748 года, будучи Архимандрит Донского монастыря. 18. ИОАНН Козлович, с 1743 по 1748 годы. В сем году Мая 8 произведён в Архимандрита Донского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

22 . Анфим. Был родом из Иверии или Грузии. Пришед в Валахию перед 1692 г. ( Νεοελλην.  Φιλολογα I, 120), сначала жил иеромонахом в одном из букарестских монастырей ( ν μον τν εσοδεων το Συναγβου, ibid. I, 127), в 1705 г. поставлен был в епископы рымникские, в 1706 г. в митрополиты угровлахийские ( Νεοελλην.  Φιλολογα I,  σελ. 177 и Lequien’a I, 1248). Был человек по тогдашнему весьма ученый, имел свою типографию, в которой постоянно, в бытность как иеромонахом, так и епископом и митрополитом, усердно занимался печатанием греческих книг (см. ibid; известна и одна славянская, напечатанная им, книга, см. Роспись славянских книг Каратаева 1208, стр. 155). Возбудив против себя гнев известного своей ужасной жестокостью воеводы Николая Маврокордато, в конце 1716 г. был с позором низведен им с престола и осужден на заточение, а потом во время пути к сему последнему, вероятно, по его же приказанию, был умерщвлен сопровождавшей турецкой стражей (см. Когальничана Histoire de la Valachie р. 377 sqq, у Палаузова стр. 138). 23 . Даниил. Вероятно, непосредственный преемник Анфима; упоминается в 1719–21 годах (Lequien’a I, 1249). 24  Георгий. Был перед 1736 г. (см. Ельснера Neueste Beschreibung derer Griechen Türckey, Berlin, 1737 г., который писал свою книгу в 1736 г. со слов греческого архимандрита Афанасия Доростама). 25 . Стефан. Упоминается под 1736 г.  Νεοελληνικ Φιλολογα Bpemo I, 184). 26 . Григорий. В 1770 г. приезжал в Петербург в числе депутатов, отправленных от сословий обоих княжеств благодарить Екатерину II за покровительство, оказанное им со стороны России (Палаузова Господарства стр. 146).  27 . Филарет. Упоминается перед 1795 г. ( Νεοελλην. Φιλολογα Врето I, 343). 28 . Досифей. Упоминается под 1800 г. (см. ново-греческую Кормчую, так-называемый Πηδαλον, приготовленный к печати в 1703 г. и напечатанный в Лейпциге в 1800 г, стр. 554, в списке подписчиков). 29 . Дионисий Волк. Был в тридцатых годах настоящего столетия, в правление первого после фанариотов природного румынского господаря Валахии Григория Гики (который 1822–1828 г.); по прекращении в обоих княжествах вместе с светскими фанариотами власти и духовных фанариотов, подобно князю, возобновил собою ряд митрополитов валашских из природных румынов (известия об этом Дионисии случайно встречены нами в статье одной румынской газеты, перепечатанной в константинопольской болгарской газете Светник, 1864 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

345 Поставленное в скобах здесь и далее ныне в Б трудно читается вследствие заклейки; в скобах ставятся буквы и слова сей грамоты по списку 1736 г. 346 Подпись, трудно читаемая, восстановляется при помощи Архивского экземпляра. В списках XVIII в. эта подпись так прочтена: «боярина во князя Андреево Куракина околничей Федотовичь и в свое место». В Собрании Г. Г. и Д. напечатано: «боярина во князя Андреево Куракино окольничей Федор Лунин и в свое место». 347 Подпись теперь не читается, вероятно, вследствие заклейки. В списке 1736 г. сперва было написано: «князь Иван, а каким прозванием, того за ветхостию той грамоты знать не почему»; потом вместо слов «а каким» и пр. написано: «Катырев Ростовской». Последнее читается в списке конца XVIII в. и оно напечатано в С. Г. Г. и Д. 357 В обоих списках читается: «ис Кашина Калязина монастыря келарь старец Панферии руку приложил». В С. Г. Г. и Д. напечатано: «Из Кашина Колязина монастыря келарь, старец келарь, старец Порфирей руку приложил». После слов «монастыря келарь» кажется буквы: «с…р…», и затем пустое место букв для 5–6; окончание следующего слова: «стар» неясно, (вынесено над строку), можно читать «ой» (старой), «ец» (старец). 369 Так читаются эти фамилии в обоих списках и так напечатано в С. Г. Г. и Д. В Архивском экземпляре: «Дементей Гордеев и Григорий Пупков». 370 Подпись эта трудно читается в Б и восстановляется при помощи грамоты А. В списках XVIII в. она читается и в С. Г. Г. и Д. напечатана так: «из Адаева выборный Степан Алексеевской и в товарищев своих место руку приложил». В Б можно разобрать: «о…оих Сте…в…ле сын Лутой и т....щей св[о]их места руку при[ло]жил». 372 В копии 1736 г. далее: «тое подлинную грамоту по склейкам закрепил думной дьяк Петр Третьяков». Скрепа эта теперь в виду подклейки грамоты бумагою не везде читается Читать далее Источник: Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова/С предисл. С.А. Белокурова. - 2-е изд. - Москва : Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1906. - 110 с., 1 л. факс. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В 1735-м году, рассуждая по поводу одного конфискованного апокрифического сказания, Святейший Синод констатировал, что «в разных местах и городах в продажу употребляются печатные листы, между которыми и посмешные, а именно – о погребении мышами кота и прочие тому подобные находятся, также и суеверные скорописные о Бобе королевиче и другие имеются, отчего не без безславия народного и посмешества происходит. А по указам поведено было печатному тиснению в ведомстве быть Московской Типографии, а потом уже указом из бывого Верховного Тайного Совета то печатное тиснение разделено на правления – и гражданских дел ведать печатанием не поволено. А оному всему надлежит быть в ведомстве синодальном, и печатное тиснение возобновить в С-Петербурге, в Александро-Невском Монастыре». Обо всем этом велено было Синодальной Канцелярии представить доклад 2775 . В октябре 1736-го года в Александро-Невский Монастырь было переведено печатание новоисправленного текста Славянской Библии. История этого дела вкратце такова. Высочайшим указом 14-го ноября 1712-го года была образована в Москве Комиссия для исправления печатной Библии по руководству Греческого перевода Семидесяти. Комиссия состояла из следующих лиц: учитель Еллино-Греческих Школ, иеромонах, Грек Софроний (Лихуд), архимандрит Спасского Монастыря за иконным рядом Феофилакт (Лопатинский), справщики Феодор Поликарпов и Николай Семенов, монахи Иосиф и Феолог. В 1720-м году работы были закончены 2776 . В 1723-м году, 9-го января, состоялось синодальное определение о печатании Библии, печатание было начато только в 1736-м году и закончено в 1752-м году 2777 . Для печатания Библии в начале года вызваны были из Московской Типографии справщик Иванов с мастеровыми людьми и материалами и первоначально расположились на Новгородском подворье у преосвященного Феофана. Главное наблюдение за печатанием и ответственность за редакцией текста возложены были на Александро-Невского архимандрита Стефана. После кончины архиепископа Феофана 8-го сентября 1736-го года состоялось такое определение Святейшего Синода: так как «Священного Писания книги, нарицаемые Библии, печатание от Святейшего Правительствующего Синода в достодолжное смотрение поручено синодальному члену, Троицкого Александро-Невского Монастыря архимандриту Стефану, и того ради, дабы какой просмотрки и неисправности не последовало, быть тому печатанию в оном Монастыре, а ради пребывания при том печатании справщикам и мастеровым людям всемерно надлежит квартировать Подмонастырской Александро-Невской слободы в обывательских домах, по усмотрению оного ж архимандрита Стефана, а для того из тех домов, будо какой постой имеется, свесть и впредь, пока оное печатание окончится, не ставить».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

[греч. Καισριος Δαπντες] (1713 (ранее распространенная в историографии дата 1714 является неточной - Καδς. 1988. Σ. 187), о-в Скопелос, о-ва Сев. Спорады, совр. Греция - 4.12.1784, Афон), мон., писатель и переводчик. Автор исторических и нравственно-философских трактатов, поэтических повествований, гл. обр. религиозного содержания, агиографических и гимнографических текстов. Его стихи написаны простым, разговорным языком и характеризуются народным юмором. Род. в греч. семье венецианского происхождения, при крещении получил имя Константин. Его отец, Стефан Дапонте, англ. консул на Сев. Спорадах, основал на Скопелосе школу и пригласил ученого иером. Иерофея Ивирита преподавать там. После 6 лет обучения в этой школе Константин продолжил образование в господарской академии в Бухаресте, куда был принят по протекции Иерусалимского патриарха Мелетия . В 1731-1746 гг. Дапонте служил секретарем и налоговым чиновником при дворе господарей Валахии и Молдавии Константина и Иоанна Маврокордатов. Одновременно он занимал должности консула Великобритании в Яссах и экклисиарха Иерусалимского Патриархата. Дапонте построил недалеко от Ясс, близ мон-ря Сокола, скит Благовещения Пресв. Богородицы, а на родине - ц. св. Архангелов. В 1736 г. он издал в Бухаресте свои первые сочинения - службы сщмч. Харалампию, прп. Матроне Хиосской и свт. Спиридону Тримифунтскому, в 1736-1743 гг. написал «Дакийские дневники», посвященные русско-тур. и австро-тур. войнам (Δακικα φημερδες, τοι συμβεβηκτα τετραετος μχης Οθωμανορσσων, πρς δ κα Αστριακν, μχρι τους 1739; изд.: Dapont è s C. Ephémérides Daces ou Chronique de la Guerre de Quatre Ans (1736-1739)/Ed. E. Legrand. P., 1880-1888. T. 1-3), а в 1746 г.- службу сщмч. Ригину, еп. Скопелоса. В этот период Дапонте начал работу над соч. «Рог Амалфеи», рукопись которого включает единственный сохранившийся портрет автора. Быстрая карьера и обогащение Дапонте вызвали зависть при дворе. Из-за злоупотребления служебным положением и в результате интриг великого постельника А. Радаманиса он был вынужден в июле 1746 г. бежать к крымскому хану, а в марте 1747 г. был заключен османскими властями на 20 месяцев в тюрьму в Стамбуле. Там Дапонте стал свидетелем страданий нмч. Христоса Садовника и впосл. написал его Мученичество. Чтобы добиться освобождения, Дапонте истратил все свое состояние. В 1749 г. он поселился в монастыре Св. Троицы на о-ве Халки, где жили патриархи Паисий II К-польский, Парфений Иерусалимский, Иоанникий (Караджа) Печский (впосл. К-польский патриарх Иоанникий III ), с которыми он поддерживал дружеские связи. Стараниями патриарха Иоанникия (по другим сведениям, Антиохийского патриарха Сильвестра ) было устроено сватовство Дапонте. После смерти жены и дочери (1751) он решил стать монахом и в окт. 1753 г. принял постриг с именем Кесарий.

http://pravenc.ru/text/1684265.html

– Далее в письме содержится извещение, что в Петербурге началась присяга царевичу Петру Петровичу, было до 30.000 присягающих, Симоновский архимандрит присягнул уже. 1934 Основатель Троице-Сергиевой Пустыни под Петербургом, в мызе, полученной им после восшествия на престол Анны Иоанновны и принадлежавшей сестре Государыни Екатерине Иоанновне; скончался в 1737-м году. – Чистович И. , «Ф. Прокопович», 273. 1940 АСС. 1735 г. 347, лл. 1–2. – В ОАСС. XV, 484–486, высочайшая резолюция ошибочно датирована 20-м октября 1735 года; резолюция не имеет даты, но заслушана была в Святейшем Синоде она уже 17-го сентября 1735-го года. 1943 ОАСС. XVI. 1–4. – АСС. 1735 г. 347, лл. 46. 74; 1736 г. 1. – В «Списках архиер.», 7, неправильно указано днем посвящения преосвященного Петра 20– июня. – Петров П., «Ист. СПБ.», 304. 1944 В ААНЛ. 1737 г. 116, л. 1, монастырский гребец, отпущенный с преосвященным Петром, свой отпуск исчисляет с 9-го карта 1736-го года. Через год гребец вернулся в Монастырь. 1947 2-е ПСП. I, 197–199. – «Списки арх.», 7. – Богданов А., «Опис. СПБ.». 472, – Строев П. «Списки», 147. 1952 АСС. 1736 г. 1, л. 11. «Ставропигиальном» приписано сбоку. При форме объявления нет никакой протокольной или журнальной записи. 1957 Здравомыслов К. Я. , «Иерархи Новг. еп.», 80–81, – ОАСС. VII, 203–206. CXVI; X 273; XII, 397–399; XIV, 65–66; XVI, 821–822. – Списки арх.», 8. – В «Списках» и у Здравомыслова неточно указано время – 1735-й год–определения иеромонаха Стефана Александро-Невским архимандритом, – АСС. 1734 г. 42 (122), лл. 1–24. 1982 ОАСС. V, 161–162; VIII, 4–7. – ААНЛ. 1727 г. 124, л. 4; 1730 г. 81, л. 19. – 1-е ПСП. VI 2100. 2032 1-е ПСП. V 1940. – В Государственном Архиве о нем сохранилась следующая переписка. I. Все милостивейший Царь Государь. По вашему Царского Величества именному указу, о бывшем Московского Успенского собора ключарь Прове розыскав и из розыскного дела учиня краткую выписку, послал я, раб ваш, к Вашему Величеству при сем письме. Вашего Величества нижайший раб Петр Лодыженский.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Продолжив миссионерские труды свт. Иннокентия (Кульчицкого), И. особое внимание уделил просвещению коренных жителей Забайкалья, Якутии и Камчатки. Апостольское служение, распространение правосл. веры считал основным своим призванием. Еще в Москве, собираясь к месту своего назначения, И. подготовил и 8 окт. 1733 г. представил в Синод проект, в к-ром наметил основные направления миссионерской деятельности: организация подготовки переводчиков («научить знать Бога и закон Его потребно на языке того народа, которому преподается поучение»), контроль за соблюдением льгот для новокрещеных и устройство инородческих школ для местного населения. Знакомство с епархией И. начал с обозрения обширных территорий и общения с представителями населявших ее народностей - монголами, бурятами, якутами, тунгусами, чукчами, коряками, камчадалами. С нач. 1734 г. совершил миссионерскую поездку в Забайкалье, 10 марта того же года крестил ламу Лапсана (нареченного Лаврентием) со всем семейством и прислугой, а 7 июля - влиятельнейшего представителя знатного монг. рода Цицена Цохниева (нареченного Петром Ивановым Неруновым), усилиями владыки объявленного впосл. независимым тайшею Хатыгинова рода. В июле-нояб. 1735 г. и в 1741-1743 гг. И. ездил в Якутию, совершил много священнических хиротоний, основал неск. храмов, окрестил в общей сложности более 500 чел. Ограждая новых членов церкви от «обид и притеснений со стороны некрещеных сородичей и улусных властей», И. призывал их вести оседлый образ жизни и заниматься хлебопашеством (Иркутские ЕВ. 1870. Приб. 37. С. 462). Нередко на свои средства И. приобретал для новокрещеных одежду и различные подарки. Во время поездок И. отметил недостаточное количество храмов, особенно на северо-востоке епархии, из-за чего епископу приходилось регулярно направлять для объезда этих территорий якут. священников. Архиерей добивался от Синода средств на постройку церквей. На территории епархии при И. было возведено и освящено ок. 30 новых храмов, в т. ч. Спасский в Киренском остроге (ныне г. Киренск), Иоанно-Предтеченский (1743) в Якутске, Покровский и Никольский (1745) в пос. Залари, Никольский в с. Бадайском, Петропавловский (1740) в дер. Б. Разводной, Никольский в Карапчанском остроге, Христорождественский (1736-1738) в пос. Китой, Никольский (1733) в с. Кривая Лука, Петропавловский (1736) в с. Куяда, Свято-Троицкий (1736-1741) в с. Маркове, Никольский (1746) в с. Никола на берегу Байкала, Никольский (1732-1737) в Кежемском погосте, Успенский (1734-1740) в с. Тулуновском, Спасский в с. Усть-Кут, а также церкви на Дальн. Востоке. В Иркутске завершилось возведение каменного Богоявленского собора (1718-1746), строились ц. во имя мч. Харалампия, ц. во имя святых Прокопия и Иоанна Устюжских.

http://pravenc.ru/text/468739.html

Храм иконы Пресвятой Богородицы " Знамение " (Ярославль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм иконы Божией Матери " Знамение " Сооружен в 1861 из часовни, пристроенной к восточной стене крепостной Власьевской (Знаменской) башни не позже конца XVII в. для сохранения чтимой иконы Богоматери, написанной на стене башни. Перестроена в псевдорусском стиле в 1897. Имелся второй престол Анны Кашинской. С 1736 до 1920-х приписана к Афанасьевскому монастырю города. Содержание История [ править править код ] XVIII век. Ныне существующая Знаменская церковь была построена в 1890-х годах. Но это далеко не первое здание храма. Еще в 1736 к Афанасьевскому монастырю по просьбе игумена обители Ионы и по указу от 16 июля архиепископа Иоакима была приписана часовня, пристроенная к Власьевской, или Знаменской башне, которая служила крепостными воротами для въезда в Земляной город. На восточном фасаде Власьевской башни при ее сооружении был написан образ Богоматери Знамение, на западном - образ Спаса, скопированный, как гласила народная молва, с изображения на Спасской башне Московского Кремля. Поясной образ Богоматери Знамение, помещенный над крепостными воротами, олицетворял небесное покровительство и заступничество городу. В древности, по преданию, к образу Богоматери Знамение сначала вела деревянная лестница с площадкой, а затем к восточному фасаду башни пристроили небольшую деревянную часовню «на столбах», где «всегда неугасимая свеща стоит». Часовня принадлежала находившейся поблизости Власьевской церкви. Причиной передачи ее в 1736 Афанасьевскому монастырю послужила ограниченность средств у обители, вследствие чего архиепископ Иоаким распорядился: «У образа Знамения Божьей Матери, что на башне Власьевских врат, отправлять молебны Ярославского Афанасьевского монастыря иеромонахам и все подаяния, к этому образу бываемые, употреблять в пользу того монастыря». В 1779 деревянная часовня была заменена на каменную, но в 1785 генерал-губернатор А.П.Мельгунов распорядился разобрать Знаменскую башню на кирпич, поскольку не хватало материалов для строившегося в городе Дома призрения ближнего, и «только городской голова Андрей Александрович Барсов с купечеством догадались взамен ее [башни] выдать Мельгунову кирпича 15 тысяч».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Пре...

26 октября 1740 г. церковь лютеранской общины у Литейного двора была освящена во имя святой Анны – покровительницы императрицы, сделавшей денежный взнос на строительство. Новое имя общине и ее церкви было дано еще и для того, чтобы устранить путаницу в названиях с лютеранской церковью св. Петра на Невском проспекте. 475 (До этого он назывался церковью св. Петра или кирхой «на Литейном»). По освящении церкви приходской совет определил в помощники пастору Шаттнеру Карла Эммануила Рихтера, бывшего до этого пастором при Генеральном штабе. 476 Военнослужащие-лютеране составляли значительную часть прихожан петербургских храмов. Это отмечено в записках Петера фон Хавена, относящихся к 1736–1737 гг. Датский автор упоминает о том, что одним из видных российских военно-морских деятелей того времени был Питер Бредаль (Петр Петрович; сконч. в 1756 г.) – норвежец, состоявший на русской службе с 1703 г. «Перед отъездом из Петербурга вице-адмирал Бредаль предложил мне быть его секретарем, – сообщает фон Хавен. – Но поскольку я изучал теологию и здесь, дома, сдал по этой науке экзамен, то основной моей обязанностью было раз в неделю произносить проповеди перед ним и находившимися под его началом иностранными офицерами, принадлежавшими к евангелической вере». 477 3 января 1736 г. по инициативе и на пожертвования пастора Иоганна Леонарда Шаттнера при церкви была открыта школа, учрежденная с разрешения императрицы Анны Иоанновны и с одобрения фельдмаршала Я. В. Брюса, который затем распорядился построить для школы специальное здание. (До этого пастор Шаттнер обучал детей частным образом. С 1736 г. дети стали собираться в квартире церковнослужителя Генриха Брауна, родом из Риги; там они учились чтению, письму, арифметике). 478 Пастор Шаттнер стал первым преподавателем и руководителем приходской школы. Эту школу посещали дети жителей немецкой слободы при Литейном дворе. Школа называлась «Училище святой Анны», или Анненшуле (нем. Annenschule). Пастор Шаттнер предложил в качестве преподавателя школы привлечь органиста, о чем сообщал общине: «За преподавание чтения, письма и счета платить ему надо будет 2 рубля в месяц с головы, а если он знает латынь, то 3 рубля». 479 После кончины императрицы Анны Иоанновны (1740 г.) школа получила наименование училища св. Анны (Анненшуле). В том же 1740 г., когда число учеников возросло, Генрих Браун поднял на церковном совете вопрос о строительстве школьного здания. Для этой цели в 1742 г. по ходатайству ландграфа Гессен-Гомбургского Людвига для школы было отведено место на 4-й Артиллерийской улице (впоследствии – Кирочной), а в 1743 г. школьное здание было построено. 480

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Уже старцем, вспоминая об отце Ила-рионе, батюшка Нектарий говорил: «Я ему всем обязан. Он меня принял в Скит пятьдесят лет назад, когда я пришел, не имея, где главу приклонить. Круглый сирота, совсем нищий, а братия тогда вся была – много образованных. И вот был самым что ни есть последним. – И Батюшка показывал рукой от пола аршина полтора, чтобы сделать наглядным свое положение. – А старец Иларион тогда уже проходил и знал путь земной и путь небесный. Путь земной – это просто, а путь небесный...» – и отец Нектарий не договаривал. В то время народа к старцу Амвросию шло столько, что дожидаться приема приходилось неделями. Но Николая Старец принял сразу и говорил с ним два часа. О чем была беседа, отец Нектарий никому не открывал, но после нее остался в Скиту и домой уже никогда не возвращался. Так внезапно изменилась жизнь Николая Тихонова. Промышлением Божиим он обрел свое истинное назначение. Ибо во власти Господа, а не во власти идущего, давать направление стопам своим. ( Иер. 10, 23 ) В одной из оптинских тетрадей в этот день была сделана запись: «1873 года, апреля 27-го поступил в Скит послушник Николай Васильев Тихонов двадцати годов от роду из мещан города ЕльцаОрловской губернии " Эта тетрадь велась по благословению преподобного Амвросия. На первой странице его рукой была сделана надпись: «Брату Константину благословляется записывать замечательные случаи Оптиной Пустыни и Предтечева Скита. 20 Сентяб. 1862 года. Многогр. I. Амвросий». Поселившись в Скиту Оптиной Пустыни, он стал духовным сыном отца Анатолия (Зерцалова) , впоследствии скито-начальника, а на совет ходил к отцу Амвросию. Старец Нектарий вспоминал: «Через год после поступления в Скит батюшка отец Амвросий благословил меня обращаться как к духовному отцу к начальнику Скита иеромонаху Анатолию, что и продолжалось до самой кончины последнего в 1894 году». Спустя годы старец Нектарий говорил о своем духовном отце: «Я к нему двадцать лет относился и был самым последним сыном и учеником, о чем и сейчас плачу. К старцу же Амвросию я обращался в редких и исключительных случаях. При всем этом я питал к нему великую любовь и веру. Бывало, придешь к нему и он после нескольких слов моих обнаружит всю мою сердечную глубину, разрешит все недоумения, умиротворит и утешит. По-печительность и любовь ко мне, недостойному, со стороны старцев нередко изумляли меня, ибо я сознавал, что их недостоин. На вопрос мой об этом духовный отец мой, иеромонах Анатолий, отвечал, что причиной сему – моя вера и любовь к старцу, и что если он относится к другим не с такой любовью, как ко мне, то это происходит от недостатка в них веры и любви, как человек относится к старцу, так точно и старец относится к нему».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010