Определенное указом императрицы Анны Иоанновны число членов Святейшего Синода служило руководственной для Синода нормой при восполнении по временам оскудевавшего его состава. Оскудение это началось тем, что прежде других синодальных членов, утратили это звание два архимандрита: чудовский Ефемий Колетий и Ипатского монастыря Платон Маленовский. Оба они подпали под следствие по делу Рейбары, заподозрены в не православии, устранены от настоятельства при монастырях с лишением и звания синодальных членов (1734 г.). Вместо них в составе Святейшего Синода являются тоже два архимандрита чудовский Аарон и симоновский Амвросий, которые вскоре были назначены, первый архиепископом архангелогородским, последний-епископом вологодским, который оставался в Синоде вовсе время царствования Анны Иоанновны, и впоследствии, как увидим, с именем архиепископа новгородского, занимал первенствующее место в Святейшем Синоде. В 1736 г., согласно прошению и докладу Святейшего Синода, уволен из числа синодальных членов Леонид, архиепископ крутицкий, который при открытии Синода, в звании архимандрита Высокопетровского монастыря, занимал место синодального советника, и со времени назначения на крутицкую епархию в 1722 г., жил в Москве при отправлении синодальных дел; в 1732 г. Леонид, вместе с прочими членами Святейшего Синода переехал в С-Петербург, здесь в 1734 году заболел, продолжая посещать заседания Синода, а в марте 1736 года он уволен от звания члена Святейшего Синода. 8 сентября 1736 года скончался и Феофан Прокопович , архиепископ новгородский. В то время в Синоде находились: Питирим, архиепископ нижегородский, Амвросий вологодский и Аарон архангелогородский. Из них прежде других выбывает Аарон. 6 июля 1737 г. Июля 21 состоявшимся указом повелено в Синоде быть членами: архиереям четырем, архимандритам трем, протопопам двум персонам. А ныне в Синоде обретается членов токмо пять персон, а именно: архиереев два, архимандритов два, протопопов один. Того ради у Вашего Императорского Величества Синод всеподданнейше требует: не соблаговолите ли Ваше Императорское Величество в число синодальных членов определить обретающегося в С.-Петербурге Соловецкого монастыря архимандрита Варсонофия.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Наконец, был Епископом Архангелогородским. 32 . ААРОН, Архимандрит Спасо-Ярославский, а потом Чудовский. Наконец, Архиепископ Архангелогородский, с 1734 года. В 1737 году уволен в Епархию. 33 . АМВРОСИЙ I Юшкевич, Архимандрит Симоновский, потом Епископ Вологодский. Наконец, Архиепископ Новгородский, с 1734 года. В 1745 году скончался. 34 . КАРИОН, Архимандрит Спасо-Ярославский, с 1734 по 1735 год. Пётр Смелич. С 1735 по 1736 годы, потом Архиепископ Белгородский (см. выше, 5). 35 . СТЕФАН I Калиновский, Архимандрит Александро-Невский, потом Епископ Псковский. Наконец, Архиепископ Новгородский с 1736 года Января 10. В 1753 году скончался. 36 . НИКОДИМ Сребницкий, Архимандрит Ново-Спасский, с 1736 года Июля 20 по 1739 год. Потом Епископ Черниговский. Варсонофий, Архимандрит Соловецкий (см. выше, 31). 37 . III, Протоиерей Благовещенский, с 1738 по 1747 год. 38 . КИПРИАН Скрипицын, Епископ Вятский, затем Коломенский. С 1735 года Марта 4 по 1741 год, в бытность его на чреде священнослужения. 39 . СИМОН I, Епископ Суздальский, с 1740 года Октября 3 по 1745 год. 40 . ПАВЕЛ I, Архимандрит Владимиро-Рождественский с 1740 года Октября 3 по 1743 год. 41 . ВАРЛААМ II Скоминский, Архимандрит Чудовский, с 1740 года Октября 3, по 1744 год, затем Епископ Вятский. 42 . ФЕОФИЛАКТ II, Архимандрит Корнильевский, затем Ипатский, с 1740 года Октября 3 по 10 Сентября 1743 года. Наконец, Епископ Воронежский. 43 . МИТРОФАН Слотвинский, Архиепископ Тверской, с 1740 по 1749 год. 44 . АРСЕНИЙ II Мацеевич, Митрополит Ростовский, с 31 Мая 1741 года по 1763 год. 45 . ПЛАТОН II Петрункевич, Архимандрит Владимиро-Рождественский, затем Епископ Владимирский, с Мая 1742 года. В 1754 году уволен в Епархию. 46 . КИРИЛЛ Флоринский, Архимандрит Троице-Сергиевский, с 1743 года Февраля 24. В 1743 году скончался. 47 . ИОСИФ Волчанский, Архиепископ Московский, с 18 Марта 1743 года. В 1745 году, Июня 10 скончался. 48 . СИМОН II-Teoдopckuй, Архимандрит Ипатский, затем Епископ Костромской. Наконец, Архиепископ Псковский, с 10 Сентября 1743 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Журовский Феофилакт, иеромонах, с 30 августа 1732 г. по 12 декабря 1733 года управлявший Заиконоспасским училищным монастырем 110 ). Калиновский Стефан, иеромонах, из префектов Киевской Академии перемещенный в Московскую Академию определениями Св. Синода 19 сентября 1732 г. и 31 января 1733 года 111 ), с 1733 до 1736 года был ректором Московской Академии; скончался в 1753 году в сане Новгородского архиепископа 112 ). Кувечинский Антоний, иеромонах, вызванный в начале 1733 года из учителей Киевской Академии, с декабря 1733 года префект, с 1736 года ректор Московской Академии и игумен Московского Заиконоспасского монастыря; скончался в апреле 1737 года 113 ). Райковский Дионисий, иеродиакон и бывший учитель грамматики в Киевской Академии, в 1733 году вызван в Московскую Академию в проповедники. Данилевич Дамаскин, иеродиакон, назначенный учителем фары и инфимы на 1732–3 год 114 ). Флоринский Кирилл И, из Киевских воспитанников, в 1736 голу переведен из префектов Харьковского Коллегиума в префекты Московской Академии, с 1741 года ректор сей академии, с 1742 года архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры и в этом сане скончался в 1743 году. Слотвинский Митрофан, из учителей Киевской Академии, в 1727 переведенный в Харьковский коллегиум, с 1737 до 1739 года ректор Московской Академии. Скончался в 1752 году в сане Тверского архиепископа 115 ). Левицкий Платон, иеромонах, из профессоров Киевской Академии, в 1739–41 г.г. ректор Московской Академии 116 ). Скончался в 1749 году в сане Нежинского архимандрита 117 ). Рубчановский Самуил, иеромонах из Киева, с 1739 года учитель пиитики, в 1742 году учитель реторики. В 1743 году выбыл, за слабостью здоровья, в Киево-печерскую лавру 118 ), и в 1747 году был игуменом подчиненного лавре Змиевского Спасского монастыря 119 ). Чарнуцкий Феодор, в монашестве Феофан, воспитанник Киевской Академии, поступивший в 1739 году в учители Московской Академии, в 1742 году преподавал здесь пиитику, но в ноябре этого года уволен в Киев; с 1748 до 1753 г. был наместником Троице-Сергиевой лавры, с 1753 до 1773 г. епископом Нижегородским; скончался в 1780 г. на покое в Киево-Печерской лавре 120 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Был ли он посвящён в архимандриты – нет известия. Андрей Перхуров – архимандрит (с марта 24 1729 по 24 марта 1730). Он поставлен был в архимандрита из иеромонахов Толгского монастыря и жил тогда в Москве при Ярославском архиепископе Георгии, 1730 года марта 24-го именным указом Её Императорского Величества за его обиды монастырю был уволен от должности. Иларион (с марта 24-го 1730 по 1732 год). Произведён в архимандрита из Саввина Сторожевского монастыря, в 1732 году в июне месяце помер. По смерти его управлял некоторое время казначей Иосиф. Иона (с февраля 1733 – 1736 год). 1734 года с 1 апреля по 1 августа был вызван в Москву для отправления очередного повседневного священнослужения в Вознесенском девичьем монастыре по Великой Княжне Екатерине Иоанновне; 1735 годом содержался в тайной розыскных дел конторе; 1736 годом был опять настоятелем Никитского монастыря. Иосиф Скрипицын (с августа 11-го 1736 по 1738 год). Поступил из проповедников Заиконоспасского училищного монастыря. В указе о его назначении было сказано, «чтобы он в г. Переславле в соборной церкви в знатные праздники и высокоторжественные дни говорил проповеди со всяким благоговейнством и здравым добрым разсуждением». 1737 года июля 1-го был вызван в Санкт-Петербург для отправления очередного священнослужения; 1738 года ноября 1-го помер. Аврамий (с февраля 1739 – 1744 год). Посвящён в архимандриты, когда был иеродиаконом в Санкт-Петербурге при Преосвященном Питириме, архиепископе Нижегородском; 1743 годом был вызван в Санкт-Петербург для священнослужения; 1744 годом по случаю тяжкой болезни принял схиму с именем Арсения и жил в Никитском монастыре, где и дозволено ему служить в монастыре в посты 4 раза в год. Аврамий Галицкий (с января 6-го 1745 года). До назначения своего в Никитский монастырь был несколько времени архимандритом Горицкого монастыря; 1745 года в августе из Никитского переведён в Можайский Колоцкий монастырь. Епископ Серапион (1745 по 1753 год). Он посвящён в епископа викарного в Переславской епархии из архимандритов Тверской епархии Калязина монастыря и для жительства ему назначен Никитский монастырь; 1753 года марта 20-го переведён на Вологодскую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В Синодальном Казенном Приказе производилось дело о построении вновь церкви во имя Николая Чудотворца с приделом Василия Неокессарийского в селе Лужках, вместо старой ветхой церкви. Дело началось в следствие прошения священника оной церкви Трифона Никифорова. В своем прошении, поданном в Синодальный Казенный Приказ в генваре месяце 1736 г. священник писал: «в Русском уезде, в селе Лужках деревянная церковь во имя Николая Чудотворца от многолетнего времени весьма обветшала, и Божественную службу служить в ней не возможно. А ныне я по обещанию своему желаю вместо оной ветхой церкви построить вновь деревянную ж церковь во имя тот же храм Николая Чудотворца, да для зимнего времени теплый придел во имя Василия Неокессарийского, и чтоб повелело было о построении церкви и придела дать указ». В следствие сего прошения, в справке Синодального Казенного Приказа читается: «по справке в оном Казенном Приказе у Николаевской церкви в селе Лужках по переписным книгам 186 (1678) г. написано: двор попов, дьячков, просвирницын, в приходе 15 дворов; да в приходной книге 191 (1683) г. написано: двор попов, дьячков, просвирницын, в приходе 82 двора; пашни по писцовым книгам Ивана Шеховского 133 и 134 (1625–1626) гг. 41 четверть в поле, а в дву потому ж, сена 40 копен. А по переписным книгам 1703 г. у той же церкви показано: поп Данила Родионов, дьячек Никифор Моисеев, пономарь Никита Гаврилов, пашни по писцовым книгам по 20 четь и в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен, из того числа завладели Саввина монастыря власти в Луке Коленове пашенной земли 6 десятин, да того ж монастыря крестьяне деревни Горулова в поле пашенной земли десятин с пять. В окладных книгах Синодального Казенного Приказа жилых данных церквей за 1736 г. по Русской десятине написано: в церкви Николая Чудотворца, в селе Лужках, на речке, на Рузе, дани, заезда, и десятильнича доходу 2 рубля, 12 алтын, 4 деньги, казенных пошлин 5 алтын, 4 деньги и те деньги на прошлые годы плачены». Церковь с теплым приделом построить дозволено 1736 года 31 марта резолюцией преосвященного Вениамина епископа Коломенского и Каширского, и 3 апреля того же года дан указ из Синодального Казенного Приказа священнику Николаевской церкви Трифону Никифорову с приходскими людьми. В этом же году 17 декабря резолюцией преосвященного Вениамина дозволено было освятить церковь Николая Чудотворца с приделом, и 20 декабря дан указ из Синодального Казенного Приказа архимандриту Савво-Сторожевского монастыря Симону «велено в Русском уезде, в вотчине оного монастыря в селе Лужках построенную, вместо ветхой деревянной Николаевской церкви, вновь церковь во имя того ж храма, да для зимнего времени теплую предельную церковь Василия Неокессарийского, освятить ему архимандриту Симону на выданных из Синодального дому освященных антиминсах». (Там же, Патр. Прик. вязка 471, дела 2829, кн. 382, стр. 40 и кн. 391, стр. 15). 23. Покрова Пресвятой Богородицы церковь на погосте в Кремичне

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По дозорным книгам казенного приказа под 1680 г. «в селе Гжели, на речке Гжелке, церковь Успения Пресвятой Богородицы деревянная, у церкви во дворе поп Фаддей Прокофьев, во дворе дьячок Петрушка Иванов, и попы Кирилл и Фаддей сказали: построена де та церковь исстари, и данью обложена, и церковная пашня и сенные покосы есть…». 11 сентября 1701 г. выдан антиминс, по благословенной грамоте, в Московский уезд, в село Гжель в новопостроенную церковь придел Николая Чудотворца, той же церкви попу Карпу Кириллову. Под 1710 – 17 гг. в селе Гжель церковь каменная во имя Успения Пресвятой Богородицы построенная, нужно полагать, в 1701 г. В Синодальном казенном приказе производилось дело об исправлении в селе Гжели каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Дело началось по прошению священника оной церкви Михаила Федотова да церковного старосты Гавриила Тимофеева с приходскими людьми. В своем прошении, поданном в казенный приказ 1 декабря 1736 г., они писали: «в 1736 г. 2 июня в Московском уезде, в дворцовой Вашего Императорского Величества Гжельской волости, в селе Гжели Божьим изволением, ночною порою церковь Божия во имя Успения Пресвятой Богородицы погорела и в приделе Николая чудотворца и из церкви святые иконы и всякую утварь убирали, в тех же церквах престолы и жертвенники сломали и оттого божественная служба имеется в остановке, и чтоб указом повелено было оные престолы собрать и, поновя, освятить имеющимися антиминсами»… По этому делу последовала резолюция преосвящ. Вениамина, епископа Коломенского и Каширского: «дать о посвящении указ 1736 года декабря 3 дня». 25 января 1737 г. из Синодального казенного приказа выдан указ Успенскому попу Михаилу Федотову, велено «в показанной Успенской церкви и в приделах престолы построить в вышину 1 арш. 4 верш., в длину 1 арш. 8 верш., в ширину 1 арш. 4 верш. и, построя, те престолы освятить ему, попу Михаилу, на имеющихся антиминсах, буде не ветхи и новопечатные». Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.

http://sobory.ru/article/?object=01397

рукоположен с 06.08.1731 архиепископ с 28.11.1731 до сентября 1733 отстранён; 23.03.1736 Арсений (Берло), епископ бывший епископ Переяславский, викарий Киевской епархии с 30.09.1735 по 1736 заболел и кафедрой управлял заочно; 16.06.1744 Пётр (Смелич), архиепископ рукоположен с 20.06.1736 по 11.09.1742 на покое; 27.11.1744 Антоний (Черновский), митрополит бывший митрополит Черниговский и Новгород-Северский с 06.09.1742 01.01.1748 Иоасаф (Горленко), епископ, свт. рукоположен с 02.06.1748 10.12.1754 Лука (Коношевич), епископ бывший епископ Казанский и Свияжский с 09.10.1755 01.01.1758 Иоасаф (Миткевич), епископ рукоположен с 26.04.1758 30.06.1763 Порфирий (Крайский), епископ бывший епископ Коломенский и Каширский с 29.10.17бЗ 07.07.1768 Самуил (Миславский), епископ рукоположен с 28.12.1768 по 24.09.1771 епископ Сарский и Подонский (Крутицкий) Аггей (Колосовский), епископ рукоположен с 09.02.1774 по 28.11.1786 на покое; 24.10.1792 Белгородская и Курская Имена Сведения Феоктист (Мочульский), епископ бывший епископ Севский и Брянский, викарий Московской епархии с 09.02.1787 по 16.10.1799 переименован епископ Курский и Белгородский Белгородская и Курская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Феоктист (Мочульский), епископ бывший епископ Белгородский и Курский с 16.10.1799 архиепископ с 15.09.1801 30.04.1818 Евгений (Казанцев), епископ рукоположен с 14.07.1818 по 19.02.1822 епископ Псковский, Лифляндский и Курляндский Владимир (Ужинский), епископ бывший епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 12.04.1822 по 28.03.1831 архиепископ Малороссийский и Черниговский Иннокентий (Сельно-Кринов), епископ бывший епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 28.03.1831 по 10.02.1832 епископ Волынский и Житомирский рукоположен с 24.03.1844 по 05.11.1860 архиепископ с 13.03.1832 на покое; 02.02.1861 рукоположен с 01.01.1861 по 11.01.1880 архиепископ Казанский и Свияжский; 11.02.1898 Ефрем (Рязанов), епископ бывший епископ Тобольский и Сибирский с 11.01.1880 по 19.03.1883

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Первым настоятелем Н. В. м. в 1656-1658 гг. был игум. Стефан (с 18 окт. 1658 архимандрит), до назначения состоявший в клире патриарха Никона, являвшийся в 1658-1660 и 1666-1679 гг. архиепископом Суздальским и Тарусским. Среди настоятелей обители в XVII в. выделяется любимый ученик и постриженик патриарха Никона архим. Герман (управлял Н. В. м. с окт. 1680, архимандрит в 1681-1682) - крупнейший представитель музыкально-поэтической школы, сложившейся в обители. К той же школе принадлежал архим. Никанор (настоятель в 1686-1698) - автор пространной «Летописи» о строительстве Воскресенского собора, написанной акростихом (высечена на белокаменных плитах, предваряет вход в кафоликон). В 1722-1723 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Лаврентий (Горка; впосл. епископ). Сменивший его архим. Киприан (Скрипицын; 1723-1727) в 1719-1723 гг. был архимандритом ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря , а позднее - настоятелем дмитровского во имя святых Бориса Глеба мужского монастыря (1727-1732), московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря (1732-1733), Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря (1733-1736) и Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря (1736-1737), затем епископом Вятским и Великопермским (1737-1739), Коломенским и Каширским (1739-1740), членом Синода (с 4 марта 1739). В 1727-1736 гг. Н. В. м. возглавлял архим. Мелхиседек (Борщов), бывший ранее игуменом Клобукова мон-ря в Кашине (см. Клобуков кашинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь ; 1715-1717), архимандритом старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1717-1722), дмитровского Борисоглебского (1722-1723) и Иосифова Успенского (1723-1727) мон-рей. В 1735 г. он был взят в Тайную канцелярию по доносу Феофана Прокоповича в связи с делом еп. Корельского и Ладожского Маркелла (Родышевского); в 1744-1748 гг.- настоятель Крестовоздвиженского Бизюкова мон-ря. В 1737-1742 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Карион (Голубовский), в 1734-1737 гг. состоявший архимандритом Преображенского мон-ря в Ярославле, в 1743-1752 гг.- Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 1742-1744 гг. мон-рь возглавлял архиеп. Петр (Смелич), в 1744-1748 гг.- архим. свт. Иларион (Григорович; впосл. епископ). Деятельность настоятелей Н. В. м. в 1748-1765 гг. Амвросия (Зертис-Каменского ; с 1753 епископ, с 1764 архиепископ), и в 1765-1771 гг. его родного брата Никона (Зертис-Каменского) была в основном направлена на реставрацию обители. Н. С. Зертис-Каменский еще в 1748-1756 гг. находился в Н. В. м. «при строении в должности живописного искусства надзирателя». В 1756 г. он пострижен в монашество с именем Никон, в 1761 г. был архимандритом переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы мужского монастыря , а в 1761-1765 гг.- Саввина Сторожевского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

В справке Синодального Казенного Приказа вследствие сего прошения читается: «по переписным книгам переписчика игумена Песношского монастыря Тихона 186 (1678) г. у Николаевской церкви написано: двор попов, приходских 10 дворов. По приходным книгам 195 (1687) г. у той же церкви показано: двор попов, дьячков, приходских 9 дворов; пашни церковной земли, по дозорным книгам дозорщика Иосафа Пестрякова 136 (1628) г. 15 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен. Да по переписным книгам 1703 г. у той же Николаевской церкви показано: поп Архип Васильев, дьячек Сергей, в приходе 30 дворов; пашни помещикова данья по 6 четвертей в поле, а в дву потому ж. В окладной книге Синодального Казенного Приказа за 1736 г. по Русской десятине, написано: церковь Николая Чудотворца в селе Новом Никольском, в вотчине стольника Петра Богданова сына Лихачева, дани и пошлин рубль 11 коп.». На прошении князя Голицына рукою преосвященного Вениамина епископа Коломенского и Каширского написано: «дать храмозданную грамоту 1736 году декабря 13 дня». На основании сей резолюции о строении церкви выдашь указ, записанный в приходную книгу печатных пошлин Синодального Казенного Приказа за 1736 г. так: «Декабря 15 числа указ о строении церкви капитану князь Федору княж Иванову сыну Голицыну, по его прошению, велено в Русском уезде, в вотчине его, в селе Новом, вместо сгорелой Николаевской церкви, построить вновь церковь во имя тот же храм Николая Чудотворца с пределом Сергия Радонежского Чудотворца; пошлин 20 копеек, нужнейших одна четверть взяты 41 . После смерти князя Федора Ивановича Голицына селом Новым владели: в 1754 г. – сын его Петр по разделу с братьями: Борисом, Николаем, Иваном и Павлом; в 1765 г. – жена графа Владимира Семеновича Салтыкова – вдова Екатерина Алексеевна; в 1773 г. – граф Алексей Владимирович Салтыков, по разделу с братьями Сергеем и Алексеем, женою брата их Николая – вдовою Анною Сергеевною и дочерьми ее Прасковьего и Марьею, и в 1777 г. оно было продано Салтыковым князю Александру Васильевичу Урусову 42 . 22. Николая Чудотворца церковь на погосте, что в Лужках, на реке Рузе

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

немецкий автор. Несмотря на широкую веротерпимость, многие протестанты, жившие в России, желали перейти в Православие, что было существенно облегчено в начале XVIII столетия. В «Истории Петра» приводятся интересные подробности, относящиеся к этой проблеме. «11 февраля (1718 г.) писал Петр к патриарху Константинопольскому Иеремию о не перекрещении лютеран, кальвинистов и проч., в случае их обращения в православную веру, ибо иноземцы неохотно соглашаются на тройственное погружение, – отмечал А. С. Пушкин. – Патриарх, согласно с желанием Петра, решил, что довольно тайны (таинства. – а. А.) миропомазания, и в генваре 1719 года Петр о том обнародовал указ». 465 Архив Санкт-петербургской духовной консистории с 1721 по 1730 г. почти наполовину был заполнен делами о переходе лютеран в Православие. Просьбы о присоединении к Русской Православной Церкви присылали в Святейший Синод жители не только Петербурга, но и других городов, например Ревеля и Риги. 466 При этом не следует полагать, что такое обилие прошений было вызвано насильственными действиями русского правительства. В связи с данным вопросом интересно замечание датского путешественника Петера фон Хавена, который побывал в С.-Петербурге в 1736–1737 гг.: «Петр I обнаруживал неудовольствие к тем, которые переходили из одной веры в другую. И когда один важный офицер, бывший в его службе, получив чин генерал-майора, перекрестился в русскую веру, желая тем самым снискать еще больше благоволения, то получил от царя отставку со следующим замечанием: «Так как он не остался верен Господу Богу в том исповедании, в котором родился, то можно опасаться, что он изменит царю в своей службе». После чего он должен был убраться восвояси». 467 В 1735 г. патронат над лютеранской общиной у Литейного двора перенял граф Миних, который одновременно оставался патроном и Новой церкви св. Петра на Невском проспекте. При таком могущественном и влиятельном покровителе община решилась на постройку нового церковного здания. 3 мая 1735 г. был заложен первый камень. Финансовую поддержку строительства оказали лютеранские общины в Риге и Ревеле, а также императрица Анна Иоанновна, пожертвовавшая 1000 рублей. Однако из-за внутренних споров в общине по поводу кандидатур призываемых пасторов строительство новой церкви затянулось. 468 В 1736 г. пастор Иоганн Шаттнер, с ведома церковного совета, пригласил себе в помощники Иоганна Филиппа Литке (Люткена, Lutke) (1705/10–1771), ректора школы при церкви св. Петра (Петрикирхе) (1736–1737 гг.). Но некоторые прихожане, во главе с попечителем церкви – генерал-майором Траутфеттером, объявили протест, заявив, что Люткен (Литке) был приглашен без их ведома, и подали жалобу в Юстиц-коллегию. 469

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010