Новоспасск. Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Происхождения честных древ Креста Господня , Андрея Стратилата , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:1737. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Алексеевский район, село Новоспасское, улица Центральная, д. 22А. Координаты: 55.210511, 49.968776 Проезд: из Казани по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (не доезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после села Мокрые Курнали повернуть по главной дороге налево на Самару, Базарные Матаки. Через 9,5 км пове ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда из Казани по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (не доезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после села Мокрые Курнали повернуть по главной дороге налево на Самару, Базарные Матаки. Через 9,5 км повернуть налево по указателю " Новоспасское " , еще через 3 км церковь будет в 100 м слева от дороги, к ней ведет асфальтовая дорога. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь была построена в 1734 на средства помещика А.И.Змиева. Памятник архитектуры в стиле барокко. Композиционная структура трехпрестольного храма имеет ярко выраженную тенденцию вертикального развития объемов церкви и строится на ярусной постановке двух восьмериков на высокий двусветный четверик. Полукруглая в плане апсида под конхой имеет высоту в половину четверика. Низкая на два окна трапезная расширена за счет двух боковых приделов. По оси церкви поставлена высокая колокольня, примыкающая к трапезной, построенная по типу восьмерик на четверике. Особенность колокольни – мощный контрфорс с запада во всю ширину нижнего яруса. В ограде храма был похоронен помещик, сенатор А.А.Казем-Бек (1844-1894) (могила не сохранилась). С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан.

http://sobory.ru/article/?object=21841

Санкт-Петербург. Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня - Всемилостивого Спаса при Лесном Институте. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Заведение, называемое ныне Лесным институтом, открыто в 1811 г. с именем „Форст-института“ и было назначено для распространения знаний в лесоводстве. В 1832 г. при институте была открыта  „школа межевщиков " (землемеров), и тогда же последовало Высочайшее повеление - ввести при школе преподавание закона Божия и устроить при ней домовую церковь, которая и была освящена 1834 года февраля 2 дня Венедиктом, епископом Ревельским, во имя Всемилостивого Спаса. Церковь была устроена на средства казны, при добровольных приношениях петербургского биржевого купечества. Она первоначально находилась в двухэтажном деревянном здании, где жили тогда воспитанники школы, а ныне живут разные чины института. С открытием церкви был назначен к ней особый причт: священник - для совершения богослужения и преподавания воспитанникам закона Божия, с содержанием в 1500 руб. асс., и при нем псаломщик с жалованьем в 500 руб. асс. С 1837 г. Форст-институт преобразован по образцу кадетских корпусов и назван «Лесным и межевым институтом " . Вместе с тем было возведено новое каменное здание для института и в 1840 г. в него перенесена институтская церковь. Она помещается в 3 этаже, по главному фасаду здания и занимает 6 комнат, которые назначены для алтаря, церкви, притвора, ризницы, пономарской и покойницкой. Церковь имеет и колокольню с 5-ю колоколами, устроенную на чердаке, с особою лестницею из пономарской. Новый храм освящен также во имя Спаса происхождения честных древ. В него перенесен иконостас и церковная утварь из прежнего храма. В 1876 году произведены весьма важные улучшения во внутреннем устройстве храма, которые сообщили ему изящный вид: устроен новый иконостас, в котором поставлены новые, художественной работы, иконы, приобретены новые хоругви, плащаница с катафалком, устроены в церкви паркетные полы, в окнах дубовые рамы.

http://sobory.ru/article/?object=24679

Православная Церковь празднует изнесение честных древ Животворящего Креста Господня и начало Успенского поста 14 августа, 2012. Новостная служба Также сегодня совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году. 14 августа. ПРАВМИР. Православные празднуют изнесение честных древ Животворящего Креста Господня и начало Успенского поста. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста». В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора. Также сегодня совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое  установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-p...

Поучение 6. На день происхождения честных древ Креста Господня Как многознаменительны и важны все праздники, христиане! – Например, нынешний праздник в самом начале Богородичного поста, ил, в просторечии, Спасовки! – Самое название показывает, что мы от чего-то спасаемся. У нас – против нашего спасения, восстают двоякого рода полчища врагов – душевные и телесные, бесы и страсти, грехи и болезни, от которых мы всячески должны спасаться. – И вот, пред очи наши, церковь предлагает оружие против тех и других врагов – душевных и телесных: крест животворящий, святые иконы, пост и святую воду. – На каком основании? По какому случаю, поводу и примеру? – Послушайте: Благочистивый наш князь Андрей Боголюбский в своих полках всегда имел животворящий крест, икону Спасителя и Божией Матери; пред началом сражения со врагами – все воины и князь молились со слезами, лобызали святые иконы и крест, и, приобщившись святых тайн, выходили против врагов, и побеждали их. Однажды вышел русский князь с греческим Императором Михаилом против многочисленных Персов, и на этот раз они помолились пред крестом и иконами – и все увидали светлые лучи от креста и икон, происходившие и покрывавшие светом своим все войска. Это воодушевило мужеством воинов, и они победили всех врагов. Заметьте это, христиане, – В этот же день ежегодно, 1-го Августа, в Константинополе был св. обычай обносить по улицам животворящий крест и св. иконы для освящения города и для предотвращения от болезней, в это время бывающих: потому-то нынешний праздник называется происхождением честных древ, или исхождением из церкви с древом креста Господня и со святою водою. Вот почему и у нас святой обычай выносить для поклонения честный крест и совершать ныне водоосвящение? Заметьте и это, христиане. Кто бы ты не был, христианин, подумай – сколько у тебя врагов душевных и телесных, невидимых и видимых; сколько духов, искушающих, страстей и грехов; сколько постигает болезней и от невоздержания в пищи и питии и от злотворного, заразительного воздуха, и особенно в эти осенние месяцы? Святая церковь , в подражании древнему обычаю Отцов наших, предлагает тебе всеврачующее древо креста Господня, святые иконы, святую воду и пост, с древних времен соблюдаемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Чубаровское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца , Происхождения честных древ Креста Господня , Михаила Архангела Год постройки:Между 1769 и 1786. Год утраты:1930 (закрыта, разрушена) Адрес: Свердловская область, Ирбитский район, село Чубаровское (западная окраина села) Координаты: 57.645315, 63.486244 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм в с. Чубаровском каменный, двухэтажный, с четырьмя престолами. Главный храм построен в память Рождества Богородицы, приделы – в честь Происхождения честных древ, св. Николая Чудотворца и св. Архистратига Божия Михаила. Храм был заложен в 1769 г. и освящен в 1786 г.; строился он на средства прихожан. В алтарях двух церквей нижняго этажа и на солеях полы сделаны из мраморных квадратных плит... Материал из книги " Приходы и церкви Екатеринбургской епархии " , изданной в 1902 году. В 1769 году заложена Рождество-Богородицкая церковь, каменная, четырёхпрестольная, двухэтажная. Главный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы освящён 26 ноября 1786 года, придел во имя святого Николая, архиепископа Мирликийского освящён 18 ноября 1771 года, придел в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня освящён 2 июня 1788 года, придел во имя архангела Михаила освящён в 1851 года. Храм строился он на средства прихожан. В алтарях двух церквей нижнего этажа и на солеях полы сделаны из мраморных квадратных плит. Церковь была закрыта в 1930 году. Чубаровское село (1 благочиние) Ирбитский уезд расположено на реке Нице, на восток от г. Ирбита, в 30 вер. от него и в 270 в. от Екатеринбурга. О происхождении названия села существуют два мнения. Первое производит название его от речки Чубаровки, текущей с севера и около села впадающей в р. Ницу; второе мнение, название речки и села производит от имени татарскаго наездника, князька Чубарки. Этот Чубарка, скрываясь от преследований сильнейшаго наездника Епанчи, с севера, из – за реки Туры, по речке, которую назвал своим именем, дошел до реки Ницы и здесь, на привольных поемных (пойменных) лугах, основал поселение Чубарово. С течением времени татары постепенно уходили в Сибирь, а их место занимали выходцы из России, переселявшиеся сюда по воле правительства.

http://sobory.ru/article/?object=42672

Об отношении семейных обязанностей к христианским. Поучение в день происхождения древ честного и животворящего креста Господня Нынешний праздник называется, братие, днем «происхождения честных древ честного и животворящего Креста Господня». Потому он так называется, что в древнем Цареграде, в сегоднешний крестный ход, в числе прочих святынь, брали обыкновенно и части Животворящего древа, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, постоянно хранившиеся во дворце царском. Это-то вот исхождение из царской сокровищницы с честными частицами животворящего Креста Господня в общий церковный крестный ход и дало нынешнему празднику наименование происхождения. А затем ради того же обстоятельства и положено ныне Церкови читать Апостол и Евангелие кресту Господню. И вы, конечно, слышали, о чем вещало нам сегоднешнее евангельское чтение, из которого, для нынешнего дня, я хочу обратить ваше внимание на следующее обстоятельство. Когда Господь наш Иисус Христос, в день смерти Своей, висел на кресте, и когда пред таким страшным зрелищем солнце сокрыло лучи свои, и, так сказать, отвратило лице свое от творимого на Голгофе беззакония, и земля покрылась тьмою: тогда, говорит евангелист, подошли ко кресту Иисус Христову Пречистая Матерь Его и любимейший из учеников Его Иоанн Богослов. И увидел их божественный Страдалец и говорит Матери Своей, указывая на ученика Своего: Жено! се сын Твой. Потом говорит ученику: се мати твоя. И от того часа поят ю ученик во своя си ( Ин.19:26, 27 ), Итак, други мои, Спаситель наш даже и на кресте не оставлял мысли и попечения о Пречистой Матери Своей, и в важнейшую из минут Своей жизни, когда совершалось ценою крови Его искупление всего рода человеческого, мысль Спасителя была занята между прочим положением Родшей Его, – «на кого Ему оставить Ее». Устроив, судьбу Своей Матери, Он затем уже предает дух Свой в руце Отца небесного. – Видно, обязанности семейные в очах Божиих имеют большую важность, когда урок о них дан нам со креста! Как, с другой стороны, почему нибудь да награждает же Господь тех, кто исполняет семейный долг, – как родителей, так и детей, хотя, по-видимому, – какая в том заслуга, что родители, например, заботятся о воспитании детей своих? И неразумные животные не тоже ли творят? И какая заслуга в том, что дети в свою очередь платят своим родителям тоже любовью и почтением? – За что тут награждать тех и других? – Однако за почтение к родителям обещана нам от Господа награда (5 запов.), и Господь видимо награждает как родителей, о детях пекущихся, так и детей, чтущих своих родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Нижний Ландех. Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Стоит на окраине села, при кладбище, за которым начинаются поля. Построена из кирпича в 1807 г., в 1-й трети 19 в. возведена отдельно стоящая колокольня, тогда же церковь и кладбище обнесены кирпичной оградой. В 80-х гг. 19 в. построена трапезная, включившая в свой объем основание колокольни. Здание побелено по кирпичу, ограда и ворота оштукатурены. Первоначальные объемы представляют собой выразительный памятник архитектуры раннего классицизма (храм) и более позднего его периода (колокольня). Церковь, расположенная на понижающемся рельефе, имеет высокое, нарастающее к востоку подцерковье. Стоящий на нем двусветный кубический объем с высокой барочной кровлей (четырехскатной, купольной, с широкой полицей в основании) увенчан главой на восьмигранном световом барабане. Крупная, прямоугольная со скругленными углами апсида покрыта купольной кровлей и тоже завершена главкой. Трапезная, почти вдвое шире основного объема, также имеет скругленные восточные углы и загораживает боковые фасады четверика до осей западных окон. Она покрыта на два ската с повышением кровли над фронтонами в центре боковых фасадов и увенчана маленькой главкой. Вход в церковь - на западном фасаде через нижний ярус колокольни. Над ним поднимаются еще два четвериковых яруса, верхний из которых, с арками звона, завершен четырехскатной купольной кровлей с люкарнами и высоким шпилем на граненом барабанчике. В декоре фасадов основную роль играют узкие лопатки: они членят боковые стены четверика на три прясла (на краях фасадов лопатки парные), а также фиксируют место примыкания апсиды и ее скругления. Рамочные наличники с замковым камнем обрамляют арочные окна нижнего света и круглые - верхнего; между ними помещены небольшие прямоугольные доски. Антаблемент и карниз раскрепованы над лопатками. Над стенками апсиды световые проемы чередуются с ложными в аналогичных наличниках. Эклектичный декор трапезной включает рустованные лопатки, архивольты арочных окон, зубчики и сухарики в карнизах. Ее боковые фасады завершены треугольными фронтонами с килевидным подвышением в центре и киотом в тимпане. Ярусы колокольни имеют раскреповки в центре фасадов, напоминающие портики (в среднем ярусе они дополнены фронтонами). Арки звона и соответствующие им арочные ниши среднего четверика отмечены импостами. Четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом барабана, апсида, в трапезной и палатках по сторонам колокольни - парусные своды.

http://sobory.ru/article/?object=17752

Разделы портала «Азбука веры» Успенский пост – один из четырёх многодневных постов в православной Церкви. Привязан к годовому кругу неподвижных праздников и длится с 14 по 27 августа (включительно) августа. Получил своё название по празднику успения Пресвятой Богородицы , которым и заканчивается 28 августа. Общая характеристика Успенский пост продолжается две недели. Начинается он праздником Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1/14 августа), а заканчивается праздником Успения Божией Матери (15/28 августа). И если праздник Успения приходится на среду или пятницу, разговенье предполагается не в этот, а на следующий день (точнее: если праздник Успения Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то устав разрешает рыбу). По строгости он близок к Великому посту . Помимо обычных мясных и молочных продуктов, устав запрещает вкушать постом рыбу, кроме праздника Преображения (Типикон, Глава 33). В постановлениях «об охранении православной веры» (1885 г.) также указано, что в числе прочих на время Успенского поста в Российской империи запрещались «публичные маскарады и зрелища» ( Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания ). «Спасы» На Успенский пост приходятся праздники, в простонародье именуемые «спасами» – медовый (14 августа), яблочный (19 августа), а вскоре после него отмечается ореховый, хлебный (29 августа). В частности, поэтому Успенский пост в народе именуется Спасовка, а праздники эти, так или иначе, имеют отношение к Спасителю Иисусу Христу. Однако, по сути все эти названия имеют аграрное происхождение и  связаны с желанием человека освятить всю свою жизнь. К 14 августа на Руси пасечники собирали первый урожай мёда и естественным образом желали принести Богу плоды своего труда. Это чисто русский обычай. Например, в Греции ничего подобного не происходит. Греческий часослов 1897 года сообщает об истории установления праздника происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста».

http://azbyka.ru/uspenskij-post

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Первый день. Поучение 3-е. Происхождение древ честного и животворящего креста Господня. (О силе крестного знамения). I. Нынешний праздник установлен в церкви по такому случаю. Благочестивые цари: русский Андрей Боголюбский и греч. император Мануил, некогда в нынешний день получили победу над своими врагами, при бывшем знамении от креста Господня и св. икон, вынесенных впереди правоверных воинов их: когда от честных изображений воссиял свет, тогда ободренные сим божественным знамением воины дружно ударили на врагов и славно победили и рассеяли их. Благодарные цари, узнавши о такой милостй и помощи Божией тому и другому, в одно и то же время явленной, постановили, с совета представителей правосл. церкви, 1 августа, в день чудесной победы, совершать крестный ход на воды с св. иконами и животворящим знамением креста. II. В праздник кресту Господню о чем и говорить, как не о кресте и крестном знамении? По словам вселенского учителя св. Иоанна Златоуста , «крестное знамение и в прежния и в нынешния времена отверзало двери запертые, отнимало силу у вредоносных веществ, делало недействительным яд и врачевало смертоносные угрызения зверей. Ибо, если оно отверзло врата адовы, отворило твердь небесную, вновь открыло вход в рай и сокрушило крепость диавола: то что удивительнаго, если оно побеждает силу ядовитых веществ, зверей и всего, тому подобнаго?» (Сборн. бес. стр. 293). Докажем слова св. Златоуста примерами и событиями, записанными в свящ. книгах. б) Крестное знамение отнимает силу у вредоносных веществ. Так один бедный христианин, не имея чем уплатить долг заимодавцу, просил еврея дать ему яд. Три раза он принимал его; но яд не действовал, потому что христианин каждый раз знаменал сосуд с ядом крестным знамением (Луг дух.). Когда враги Христовы хотели отравить ядом авву Иулиана, то подкупили слугу, чтобы тот, когда будет подавать пищу Иулиану, вложить яд в стакан. Слуга так и сделал. Но св. Иулиан, по вдохновению Божию, узнал коварство. Принявши стакан, поставил пред собою, положил на стакан троекратно знамение креста, сказавши: «во имя Отца и Сына и Св. Духа», – выпил яд, и остался невредимым (Луг дух. стр. 92).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010