3. Престолов в ней три: в настоящей холодной, во втором этаже, во имя Всемилостивого Спаса, в теплой, нижнем этаже во имя священномученика Климента Папы Римского и в третьем под колокольнею, во имя Божией Матери Иверской. 4. Утварию церковною достаточна: риз лучших четыре, среднего сорта 6, повседневных 10; стихарей лучших четыре, среднего сорта 6 и повседневных 13. Евангелий четыре: 1-е в лист на александрии, обложено бархатом малиновым, с ... серебряною, но серебро не пробное, евангелисты и средина писаны на финифти; 2-е на полуалександрии в ликах посеребренено и обложено медью, евангелисты и средина медные, 3-е такого же достоинства, а 4-е в осьмую долю листа, обложено медью, посеребрено, евангелисты и средина медные. Дароносица серебряная, весом до (пропущено) золот., серебро не пробное. Крестов напрестольных четыре: 1-й серебряный золоченый с финифтами, весом 1 фунт 21 золотник, серебро 84 пробы, 2-й серебряный же не пробный, весом 1 фунт с четвертью, 3-й хрустальный и 4-й медный посеребреный. Сосудов два: 1-й серебряный золоченый с финифтами весом 2 фунта 76 золотников, серебро 84 пробы и 2-й серебряный с чернею весом 4 фунта, но серебро не пробное. Ковчегов для хранения Св.таин три: 1-й серебряный золоченый с финифтами весом 1 фунт 21 1/2 золотников, серебро 84 пробы и два медные посеребряные. Кадил три: 1-е серебряное весом 1 фунт с четвертью и два медных отбеленых. Пасхальная свеча серебряная, золоченая со стразами, весом 92 золотника, 84 пробы. Сосуды для благословения хлебов медные отбеленные. Венцы для брачившихся медные с финифтами. Чаша для освящения воды, подсвечники, лампады и паникадила медные посеребряные, равно как и столы ... довольно исправные и благолепию храма приличные. Книги для Круга церковного все нужные имеются и к дальнейшему употреблению годны. 5. Причта издавна положено одному клиру без диакона, но в 1816 году прикомандирован и диакон. 6. Земли всей вообще у священнослужителей, без диакона, которому отведено земли от завода оного, 33 десятины, в том числе пашенной 18 и сенокосной 12 и у диакона 10 десятин. С 1850 года священник с причетниками владеют полной пропорцией земли, из частей церковных земель к ..., диакон же владеет тремя частями настоящей пропорции. С сей земли снято сена священником с причетниками 34 воза и диаконом 15, на 49 руб. полагая цену сена на 1р. воз. В посеве было у священника с причетниками овса 10 пуд и пшеницы 7, у диакона ржи 3 пуда, овса 5, пшеницы 2 пуда и овсу 15 фунтов. В приполоне было овса у первых 35 пудов, пшеницы 32, у диакона ржи 31 пуд, овса 24 пуда, пшеницы 12 и льна 35 фунтов. От посева получено выгоды всеми священноцерковнослужителями, исключая работу 23 рубля. Планы и межевая книга на церковную землю имеется в общем плане вместе с заводской землею.

http://sobory.ru/article/?object=22314

Будринская (Лохта). Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Лохотская церковь Карта и ближайшие объекты Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния. Лохотская Происхожденская церковь, построена в 1805 г., каменная. Престолы в честь: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня - главный, Покрова Пресвятой Богородицы, свт. Николая Мирликийского. Вновь устроенный придел во имя Всемилостивого Спаса (Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня) освящён 1 октября 1869 г. Клировая ведомость Лохотской Происхожденской церкви Вологодской епархии Тотемского уезда за 1917 год 1) Церковь построена в: 1805 году тщанием прихожан. 2) Зданием каменная одноэтажная в одной связи с колокольнею, крепка, покрыта железом. Вторая церковь деревянная, без колокольни на каменном фундаменте, покрыта тесом, построена неизвестно когда тщанием прихожан, упраздена в 1869 году, приходит в ветхость. 3) Престолов три - 1. во имя Покрова Пресвятой Богородицы, 2. св. Николая Мирликийского Чудотворца и 3. Происхождения Честных Древ Креста Господня. 4) Утварью не вполне достаточна. 5) По штату при ней положены: священник и псаломщик6) Жалования положено: священнику 294 р., псаломщику 98 р. 7) Кружечных доходов за: 1917 год получено 164 р. 75 к. 8) Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: 9) Земли при церкви состоит: усадебной 1 дес. 184 кв. саж., пахотной 26 дес. 532 кв. саж. и сенокосной 9 дес. 764 кв. саж., а всего 38 дес. 2360 кв. саж. […] 10) Качество церковной земли: среднее. 11) Средний доход ею приносимый: 100 р. Обрабатывается при личном участии и наемных людей. 12) Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле: деревянные, построены тщанием причта, священненника и псаломщика в 1885 году и являются собственностью причта; другие здания - церковно-приходская школа, начальное земское училище, деревянная сторожка, деревянная келья для просфорни и деревянный амбар для хранения зернового хлеба и прочего церковного имущества и 12 деревянных лавочек.

http://sobory.ru/article/?object=10048

Спасское. Спасский-Раифский-Кезовский женский монастырь. Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Происхождения честных древ Креста Господня Год постройки:1740. Адрес: Нижегородская область, Борский район, Спасское Координаты: 56.82257, 43.96629 Проезд:Нижний Новгород - Линда - Спасское, асфальт Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь находилась на территории Спасораевского женского монастыря. После его упразднения в 1764 г. стала приходским храмом села Спас-на-Кезе. Церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (время постройки - последня треть 17 в.) входит в комплекс бывшего Спасо-Раевского или Спасского-Раифского-Кезовского монастыря. Основан в начале XVII в. выходцами из Москвы как мужской. В монастыре велась активная культурная жизнь. Здесь впервые была записана легенда о граде Китеже. Интересным историческим памятником является синодик монастыря, находящийся ныне в Российской Государственной библиотеке (Москва). Также в монастыре находилась богослужебная утварь, изготовленная в Оружейной палате, наличие которой констатировал в своих записках в середине 19 в. В.Даль. В 1713 г. братия монастыря была заподозрена в контактах со старообрядцами и выслана. Монастырь стал женским. В 1716 г. была построена деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1760 г. она была перестроена в камне. В 1764 г. при учреждении монастырских штатов монастырь был закрыт и храмы стали приходскими. В 1937 г храмы были закрыты. В них разместились мастерские МТС, а впоследствии храмы были заброшены и полуразрушены. В настоящее время Нижегородская областная общественная организация " Культурно-просветительский центр " Спас-Исток " реализует проект, направленный на восстановление монастыря. По поводу года основания монастыря нет точных данных. Но достоверно известно из книги Строева П.М. " Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской империи " (год издания 1877), что в 1677 году настоятелем и (как там написано) строителем Спасораевского На Кезе в Балахнинском уезде единоверческого монастыря был Тихон. В составе монастыря были две церкви каменная Происхожения Честных Древ Животворящего Креста Господня и деревянная Введения во храм Пресвятой Богородицы (из книги В.В. Зверинского " Материал для историко-топографического исследования о Православных Монастырях в Российской империи " изд. 1892 г.).

http://sobory.ru/article/?object=03528

Первый день. Поучение 2-ое. Происхождение честных древ честного и животворящего креста. (Уроки из праздн. события: а) должно подражать нашим предкам в вере и благочестии; б) как должно изображать крестное знамение?). I. Нынешний праздник происхождения честных древ честного и животворящего креста установлен в Константиполе по случаю губительных болезней, поражавших столицу Греции. Он состоял в том, что находившееся в Царьграде честное древо креста Христова и другие священные предметы выносились из главного Софийского храма и с крестным ходом, с молитвами и окроплением города святою водою, обносились по улицам, а на время ночи и литургии поставлялись в церквах. Крестный ход сопровождался молитвами к Пресвятой Богородице. Первый день месяца августа, когда совершалось «происхождение», т.е. выход с святыми древами, праздновался особенно торжественно. Этот-то день и празднуется ныне под именем праздника «Происхождения честных древ». Впоследствии к этому празднику присоединился праздник Всемилостивому Спасу и Пречистой Богоматери. Он установлен по общему согласию между русским князем Андреем Боголюбским и цареградским императором Мануилом. Оба они, вышедши в этот день 1164 года на войну, в преднесении иконы Спасителя и др. св. икон, получили над врагами победу: Андрей победил казанских болгар, а Мануил – сарацин. Что знаменитая победа сия была плодом не одного мужества сражавшихся, а паче действием помощи свыше, – непреложным для всех доказательством того послужил необыкновенный свет небесный, который, во время самой упорной сечи, исходил от иконы Спасителя и честного креста, и видим был всеми. Таково происхождение нынешняго празднества! II. а) Мы должны подражать, сколько можно более и постояннее, усердию к вере, чистоте нравов и простоте жизни наших предков, их безграничному самоотвержению там, где шло дело об опасности церкви и отечества, при готовности положить под знамением честного и животворящего креста Господня жизнь свою за св. веру, дорогую родину и помазанника Божия – царя православнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Лисино-Корпус. Церковь Происхождения честных древ Креста Господня. Автор: Дмитрий Снято: 8 мая 2010 Добавлено: 9 мая 2010 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня построена в 1863 г., архитектором Николаем Бенуа. В поселке с времен Петра I существует Лесная школа, а окрестности были излюбленным местом царской охоты. Для обслуживания всего этого хозяйства и была открыта православная церковь (собственно население посёлка до сих пор в основном лютеране, ингерманландцы). Храм в поселке Лисино-Корпус Тосненского района был построен в 1862 году по проекту известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа для воспитанников и служащих учебного лесничества и учащихся егерского училища, располагавшегося в поселке. Как принадлежавший ранее Лесному департаменту, храм был освящен в честь праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. На эскизе церкви, датированном 10 октября 1858 г., сохранилась авторская пометка: «Во время присутствия Государя Императора в Лисинском учебном лесничестве, вечером 20 октября 1858 г. Его Величеству по рассмотрении сего проекта благоугодно было сказать мне: «Церковь мне очень нравится». Арх. Бенуа». Храм имеет в плане вид римского креста, высота каменной кладки до основания купола 18 сажен, длина 16 сажен, ширина 5-7 сажен. Вместимость 600 человек, имеет 3 входа, крыта железом, внутри выкрашена светло-голубой краской. Иконостас по рисунку Бенуа сделан петербургским купцом И.И. Николаи. Иконы Спасителя, Божией Матери, Тайной вечери и др. — работы академика В.В. Васильева. Пол в алтаре и большей половине паркетный, в остальной части — каменный. Бронзовые, вызолоченные люстры, подсвечники и канделябры украшали внутреннее убранство храма. Утварь и ризница куплены были в ювелирной фирме В.И. Сазикова Имелось 6 колоколов, самый большой — в 50 пудов. Всего министерство государственных имуществ затратило на постройку 40 тысяч рублей серебром.

http://sobory.ru/article/?object=00110

Урочище Дуброва. Церковь Происхождения честных древ Креста Господня. Церковь.  Утрачена.   Престолы: Происхождения честных древ Креста Господня , Казанской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Владимирская область, Александровский район, Дуброва урочище. Координаты: 56.535503, 38.584711 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Церковь в селе Дуброве несомненно существует с самого начала XVIII столетия, но сведения о ее начале довольно противоречивы. По патриаршим окладным книгам 1705 года значится прибылою вновь «церковь Преосвященной Богородицы Казанской в Новосельском стану Переславского уезда Залесского в сельце Дуброве». Церковь эта построена стольником Карпом Евтихиевым Сытиным, к ней были определены священник, дьячок, пономарь и просвирница, приходских дворов числилось 11, земли для причта было отведено 15 четвертей в поле, сена – 15 копен; дани с церкви было положено 19 алтын 4 деньги, заезда гривна. В 1706 году выданы были антиминсы «тоя ж церкви попу Андрею Кузьмину» на 3 престола – Казанской Божией Матери, Николая Чудотворца и Преподобного Сергия; очевидно, новопостроенная церковь была с двумя приделами. Эта церковь во имя Казанской иконы Божией Матери значится и в других документах патриаршего и синодального приказа под 1708, 1715 и 1738 годами. В 1746 году дани с нее положено 99 копеек. Из этих данных видно, что в Дуброве с 1705 года существовала церковь во имя Казанской Божией Матери; неизвестно только, деревянная или каменная. Но в делах синодального приказа 1738 года сохранилось прошение «Катерины Герасимовы дочери Кириловы жены Карповича Сытиной (очевидно, это жена сына упомянутого выше строителя) следующего содержания: «в вотчине моей в Новосельском стану в селе Дуброве имеется каменная церковь во имя Происхождения Честных Древ, в которой на престоле одежда весьма ветха, також и образы от поту отопрели, и ныне я желаю вместо оной ветхой одежды сделать вновь и образа починить, а без указу не смею оного сделать и дабы указом повелено было о перемене одежды и о починке образов»…

http://sobory.ru/article/?object=58017

Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня 1/14 августа Кресту Твоему поклоняемся, Владыко . Тропарь на поклонение Кресту Праздник, совершаемый 1 августа, называется Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Он был установлен в Константинополе в IX в. по Рождестве Христовом по причине болезней, которые часто бывали в Константинополе в августе месяце. С XII–XIII вв. праздник этот сделался общим. В Константинополе установился такой обычай: 31 июля ежегодно часть Древа Животворящего Креста Господня выносилась из домовой церкви греческих императоров в храм святой Софии. В этом храме перед Древом Животворящего Креста совершалось водосвятие. Потом с 1 августа в течение двух недель эту святыню (часть Древа Животворящего Креста) носили по городу. При этом обхождении перед этой святыней служили литии для освящения мест и для прекращения болезней. Так продолжалось до 14 августа, когда Древо Животворящего Креста обратно уносилось в царские покои. Этот обычай носить Честное Древо Животворящего Креста по дорогам и улицам в соединении с другим обычаем – в первый день каждого месяца освящать воду и послужил основанием праздника в честь Святого Животворящего Креста и торжественного освящения воды на источниках 1 августа. Начало этого праздника в России относится к XV веку. Называется этот праздник «Происхождение Честных Древ». Наименование пошло от неправильного перевода с греческого слова, которое означает: крестный ход, шествие вперед. Посему и в Русской Православной Церкви в этот день обычно бывал Крестный ход на источники водные, колодези, реки для освящения воды. А накануне, на всенощном бдении, совершался вынос Животворящего Креста Господня опять-таки в воспоминание того обычая, по которому с 1 по 14 августа в Константинополе часть Древа Животворящего Креста Господня торжественно с Крестным ходом носили по дорогам, улицам и домам. Вынося на середину храма Святой Крест для поклонения, Православная Церковь естественно воспоминает и прославляет Того, Кто Своими страданиями на Кресте искупил род человеческий «от клятвы законныя» ( Гал.3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Сортировать по Исключить новости Какого числа Медовый спас в 2024 году? Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста. 14 августа, 2016 Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста. Медовый Спас — что это за день? Вы хотите узнать про Медовый Спас 2024 года? Какого он числа и какие ограничения в пище требуется соблюдать? Тогда прочитайте нашу познавательную статью! Когда же Медовый спас в 2024 году? Медовый спас в 2024 году — 14 августа Медовый спас в 2025 году — 14 августа Медовый спас в 2026 году — 14 августа Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста. Но общее, «простецкое» название это дня — Медовый Спас. Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события, так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение, как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью . Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в Византии в IX веке. В августе, когда из-за жары и недостатка чистой воды начинались опасные эпидемии, принято было износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней, призывая на помощь силу Распятого и Воскресшего Господа Иисуса Христа.

http://pravmir.ru/medovyj-spas-2/

Вахитовский район. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь упоминается в Писцовых книга в 1566-1568 гг. как расположенная в «солдатских слободах». Каменный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня построен в 1671 году. При нем был придел св. Алексия, Митрополита Московского. Вторая церковь – Воскресения Христова – освящена в 1734 году, при ней был придел прп. Сергия Радонежского, освященный в 1698 году. Это говорит о том, что Воскресенская церковь освящалась не первый раз, а после ремонта, возможно, по завещанию И. Михляева. Церкви горели во все казанские пожары: 1742, 1749, 1774, 1815, 1842 гг. В 1857 году теплая церковь Происхождения Честных Древ была разобрана за ветхостью. Началась постройка новой, на старом основании, но не закончилась из-за недостатка средств. Здание обветшало и было разобрано в 1874 году. Летняя церковь Воскресения Христова также пришла в большую ветхость. С 1840 года службы в ней прекратились, а в 1873 году она тоже была разобрана. В новой (нач. XIX в.) колокольне купцом Львом Крупенниковым была устроена церковь прп.Сергия Радонежского, освящена 9 мая 1839 года. Он же и обустроил храм иконами и утварью, привезенными из Москвы. На паперти при входе находился образ прп.Сергия, писанный в 1755 году. В ограде церкви был похоронен убитый пугачевцами полковник Иван Родионов. Его вдова А.Н. Родионова пожертвовала наследство на создание в Казани Института благородных девиц, который стал именоваться Родионовским (ныне Казанское суворовское училище). На месте снесенных церквей по проекту архитектора барона Г.В. Розена был выстроен новый самый большой в городе храм, который 14 октября 1890 года освящен. Он был теплым и имел три престола: главный – в честь обновления храма Воскресения Христова, на правой стороне – происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, на левой – Всех Святых. Храм имел пять глав, увенчанных куполами. Угловые барабаны предназначались для колоколов. Иконостас «столярной работы» С. Я. Спиридонова.

http://sobory.ru/article/?object=32354

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЕВ ПРИЛУЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ДИМИТРИЕВ ПРИЛУЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Вологодской и Великоустюжской епархии), в г. Вологде (микрорайон Прилуки), на левом берегу р. Вологды. Название «Прилуцкий» получил от речной излучины - «луки», при к-рой расположен. Основан прп. Димитрием Прилуцким во 2-й пол. XIV в., вероятно между 1378 и 1382 гг. Впервые Д. м. упоминается в предисловии к «Уставу Святыя горы» (список ок. 1422 г.) печерского архим. Досифея при Псалтири толковой с дополнениями (ЯХМЗ. Инв. 15231; Никольский. Мат-лы. С. 141-144) - в послании настоятелю мон-ря «святаго Спаса на Вологде в Прилуце». Сведения о начале и ранней истории Д. м. содержатся в Житии прп. Димитрия Прилуцкого, написанном в XV в. игум. Д. м. Макарием (сохр. более чем в 220 списках кон. XV-XIX в.). Согласно Житию, покинув Переславль, прп. Димитрий вместе с учеником, иноком Пахомием, остановился в Авнежской вол., при слиянии рек Великая и Лежа построил ц. в честь Воскресения Христова (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.). Однако через нек-рое время святой был изгнан местным населением, опасавшимся, что их земля и села впосл. могут стать монастырскими. Прп. Димитрий вместе с иноком Пахомием переселился в Вологду, где, по преданию, жил на окраине города, в доме мастера-кожевенника. Узнав, что в окрестностях города нет ни одного общежительного мон-ря, прп. Димитрий нашел место для устроения новой обители «на Прилуце», в неск. верстах от города, на левом берегу р. Вологды. Местные жители - некий «благонарочитый муж» Илия и его сосед Исидор, по прозвищу Выпряг,- предоставили преподобному поле для основания обители. Согласно Минейной редакции Жития прп. Димитрия, для устроения Д. м. они даже пренебрегли взошедшими на поле озимыми, повелев уничтожить «уже свершанныи класы». На месте, которое благословил прп. Димитрий, был поставлен крест, впосл. находившийся в мон-ре (не сохр.). Вскоре при помощи жителей Вологды и окрестных селений была построена деревянная ц. в честь Всемилостивого Спаса. С левой стороны от алтаря в ней было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное досками. Согласно Минейной редакции Жития, строительству Д. м. содействовал вел. кн. Московский Димитрий Иоаннович Донской, приславший по просьбе прп. Димитрия «милостыню» для «монастырского строения». Кроме келий, трапезной, поварни имелось помещение, где принимали и кормили «странников», а также библиотека. В 2 верстах от монастыря на небольшом «селище» выращивался хлеб.

http://pravenc.ru/text/172064.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010