Кострома. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах. Церковь Спаса в рядах Карта и ближайшие объекты Бесстолпный пятиглавый одноапсидный храм, кирпичный, отштукатуренный. Обширная трапезная частично встроена в корпус Красных рядов, в связи с чем имеет неправильной формы план с выступающим с севера приделом, увенчанным главкой. Колокольня, построенная С.А.Воротиловым, выполнена в духе позднего барокко, особенно это ярко выражено в верхних ярусах колокольни. Церковь в честь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в рядах. Согласно Костромской писцовой книге 1628 года в " новом городе " Костромы, где располагался торг, находились " места церковные Всемилостиваго Спаса происхождение Честнаго Креста и Рождества Пречистыя Богородицы " . В 60-х годах 18 века попечением купца Стефана Семёновича Белова здесь был возведён каменный Спасский храм в традициях архитектуры допетровского времени - пятиглавый, бесстолпный, одноапсидный - освящение которого состоялось в 1766 году. В начале 90-х годов 18 века при постройке Гостиного двора (Красных рядов) церковь оказалась во внутреннем пространстве рядов; одновременно, по-видимому, имевшуюся прежде колокольню разобрали, а взамен её над юго-западными воротами выдающийся зодчий С.А. Воротилов в 1792-1793 годах воздвигнул новую колокольню в стиле позднего барокко. В 1803-1808 годах к храму пристроили тёплый придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В начале 20 века причт храма состоял из священника и псаломщика. Из церковных святынь костромичами особенно почитались храмовая икона Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня - древнего письма,богато украшенная золотом,серебром,жемчугом и драгоценными камнями и местночтимый образ святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. В 1929 году Спасская церковь была закрыта,с 1930 года в церковном здании размещался антирелигиозный музей. С конца 30-х годов, после разрушения храмовых глав и колокольни,Спасская церковь использовалась как складское помещение. В 1974-1976 годах главы и колокольня были воссозданы (авторы проекта - архитекторы Л.С. Васильев и В.С. Шапошников), однако кресты на храме установили лишь в 1992 году. В 1986 г. в Спасской церкви размещался выставочный зал историко-архитектурного музея-заповедника.

http://sobory.ru/article/?object=00382

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 14 августа 2024 года 1. Среда. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Начало Успенского поста. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Служба Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и мучеников Маккавеев славословная, совершается вместе со службой Октоиха. Примечание. Перед началом вечернего богослужения («прежде клепания») иерей износит из сосудохранилища честный Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов. На вседневной вечерне кафизма 9я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Креста (Минеи), глас 4й – 3, и мучеников, глас 1й – 3. «Слава» – мучеников, глас 8й: «Святии Маккавеи…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Егоже древле Моисей…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6й. «Слава» – мучеников, глас 8й: «Души праведных…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Глас пророка…». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас тот же. Примечание. По окончании вечерни иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш…». Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство…». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста, глас 1й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава, и ныне» – кондак Креста, глас 4й: «Вознесыйся на Крест волею…». Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, куда оно ставится после чтения на Литургии. Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 8) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь Креста, глас 1й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас тот же, «И ныне» – тропарь Креста, глас тот же.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь Успенского поста 2023 6 мин., 12.08.2021 Успенский пост — кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику — Успения Пресвятой Богородицы. Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня до своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице. Распечатать календарь Успенского поста Когда начинается Успенский пост в 2023 году? У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свои особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты. Поэтому на вопрос: «Когда начинается Успенский пост в 2023 году?» ответить легко — 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы. На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим «народным» названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост. На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых — Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Иоанном удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства — 5 (18) августа, и ему последуют семь дней попразднства — с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы. Что можно есть в Успенский пост?

http://foma.ru/kalendar-uspenskogo-posta...

Суббота. 1. Суббота. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Начало Успенского поста. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Служба Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и мучеников Маккавеев славословная, совершается вместе с субботней службой Октоиха. Примечание. Перед началом вечернего богослужения («прежде клепания») иерей износит из сосудохранилища честный Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов. На вседневной вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Креста (Минеи), глас 4-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава» – Креста (Минеи), глас 8-й: «Егоже древле Моисей…» , «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…». Примечание. Допустимо стихиры на «Господи, воззвах» петь следующим образом: Креста (Минеи), глас 4-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3; «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Святии Маккавеи…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Егоже древле Моисей…» . Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Мученицы Твои, Господи…», 3-й – тот же, 4-й: «Страстотерпцы мученицы…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Души праведных…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Глас пророка…». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас тот же. Примечание. По окончании вечерни иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш…». Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство...». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава, и ныне» – кондак Креста, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею…». Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом, переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, куда оно ставится после чтения на Литургии. Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 8) .

http://patriarchia.ru/bu/2021-08-14/

«Происхождениев день» 1-го августа Праздник 1-го августа называется «Происхождением честных древ честнаго и животворящаго креста Господня». Происхождение древ креста представляет собою перевод греческого слова (πρεξελευσις) которым назывался крестный ход, и само это выражение обозначает не что иное, как именно крестный ход. Можно думать, что века 2–3 назад у нас на Руси всякий крестный ход назывался происхождением или происходом. Однако и в церковных книгах, и в народном языке происхождением называется (кроме перенесения св. даров на преждеосвященной литургии) крестный ход 1-го августа. В настоящее время церковное празднование 1-го августа выражается в освящении воды с крестным ходом на воду и в выносе креста на средину храма для поклонения, подобно 14-му сентября. И тот и другой обычай получил начало в далекой истории Византии. При дворце византийских императоров издавна существовал обычай освящать воду в первый день каждого месяца 30 по уставу, изложенному при константинопольском патриархе Фотии (Синод. 191). Кудин (De officiis, сар. XIV) так описывает порядок, в котором совершался этот обычай. «По окончании утрени, вне храма, в присутствии императора, совершилось водоосвящение. После водоосвящения идет протопресвитер, а по сторонам его архидиакон и протопсалт (primicerius cantorum), если есть, или иной кто равнаго звания, – архидиакон, неся крест, а последний – сосуд со святою водою. Император идет им навстречу. Протопресвитер взяв крест от архидиакона, подносит его к устам императора и говорит молитву. Император целует крест, а окружающие поют многолетие. После этого протопресвитер отдает крест архидиакону, а святую воду берет у протопсалта и кропит ею лицо и глаза императора. В это время опять все поют многолетие». После этого священнослужители уходили из притвора, а император, в присутствии свиты, подписывал указ о пожаловании, снова при общем пении многолетия. Этот благочестивый придворный византийский обычай – освящать воду в первый день каждого месяца, – принятый и православной Россией, и дал начало водоосвящению 1-го августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Красная горка в 2024 году – 12 мая: соблазн язычеством или добрая встреча весны? Чтобы избежать пагубного смешения, надо знать происхождение праздника «Красная горка» и отличать его мирскую традицию (вполне приемлемую для православного христианина) от языческой сути, которая норовит прорасти, мимикрируя под христианскую обрядность. 5 мая, 2019 Чтобы избежать пагубного смешения, надо знать происхождение праздника «Красная горка» и отличать его мирскую традицию (вполне приемлемую для православного христианина) от языческой сути, которая норовит прорасти, мимикрируя под христианскую обрядность. Красная горка — что этот праздник означает для православных? Красная горка — это праздник весны и любви. Так ли это? Что означает праздник красная горка? Когда и какого числа он наступает? Ответы в нашей статье! Красная горка в 2024 году – 12 мая Красная горка – это словосочетание намного более знакомо, чем два других названия одного и того же праздничного дня – Антипасхи или Фомина воскресенья. Аналогично тому, как сырная седмица носит название Масленицы, Происхождение Честных Древ Креста Господня – «Медового» (или «Первого»), Преображение – «Яблочного» (или «Второго»), а праздник в честь Нерукотворного образа Господня – «Орехового» (или «Третьего») «Спасов» . Два календаря – языческий и христианский Христианство стремилось адаптировать народно-календарные традиции к своему вневременному содержанию, однако, плоды это стремление приносило (и по сей день приносит) весьма разные. Церковь установила праздник Рождества Христова , чтобы укрепить немощных против соблазна участвовать в языческом празднике бога Митры? – теперь не редкость услышать, что Рождество и есть праздник солнцеповорота, а гадания на Святках – «святое дело». Церковь освящает начатки урожая на «Спасы»? – это понимается как сущность праздника, и для многих богослужение сводится к ожиданию «главного момента», «гвоздя программы»: освящения пищи, после которого можно будет, наконец, броситься к своему мешку и «приобщиться к святыньке» (исповедоваться-причащаться – это для «фанатиков»).

http://pravmir.ru/krasnaya-gorka-v-2024-...

Крест Христов – орудие спасения нашего. «Ты – Божественная победа, Ты – соделование нашего спасения, Ты – верным соодоление, и Божественная Жертва, о Всечестный Кресте! поющыя Тя освяти!» (Тропарь 4-й песни канона). Крест Христов, торжественное изнесение («происхождение») которого празднует Церковь 1-го августа, есть величайшая святыня для нас, христиан, ибо, по учению нашей Св. Церкви, Христос-Спаситель, распявшись на кресте, совершил этим  великое таинство искупления  человеческого рода от греха, проклятия и смерти: на кресте Он «пригвоздил рукописание грехов наших» и Своею смертию на нем, поправ смерть, даровал нам жизнь вечную, которой мы лишились чрез грехопадение наших прародителей Адама и Евы. Вот почему крест именуется «хранителем всея вселенныя», «красотой Церкве» и прочими возвышенными наименованиями. И не только в дни определенных праздников, но и каждую среду и пятницу в течение всего почти года, когда вспоминается предательство Иуды (в среду) и Распятие Господа на кресте (в пятницу), Церковь в своих богослужебных чинопоследованиях прославляет крест, как орудие спасения нашего и как орудие на диавола. Три раза в году установлено особенно торжественное прославление креста Господня: в Неделю 3-ью Великого поста, так и называемую «Крестопоклонной», сегодня 1-го августа в день праздника «Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня» и 14-го сентября – в день великого праздника «Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня». В эти дни на утрени после Великого Славословия Крест Господень с особой торжественностью выносится из алтаря на середину храма, полагается на аналое и перед ним совершается троекратное поклонение до земли с пением:  «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» Сегодняшний праздник 1-го августа произошел от существовавшего в Константинополе обычая износить (откуда и название «происхождение») часть Животворящего Древа Креста Господня из храма св. Софии и обносить ее торжественным крестным ходом по городским улицам и площадям для освящения города и предотвращения болезней, часто постигавших Константинополь в это время года, что соединялось также с чином освящения воды. Жители Константинополя свято веровали в целительную силу Креста Господня, как орудия спасения нашего, припадали к нему и с благоговением лобызали его.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Медовый стол на Медовый Спас в 2024 году Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда. Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее. 11 августа, 2016 Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда. Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее. Рецепты Медового Спаса. В этой статье вы найдёте краткую историческую справку о Медовом Спасе и узнаете, что можно приготовить к этому посту в 2024 году. Медовый Спас в 2024 году На Первый Спас и нищий медку попробует Прозрачным янтарем переливаются на солнце открытые баночки меда, на столах праздничные скатерти, даже воздух — и тот пропитан медовым ароматом. Мед гречишный, белоакациевый, липовый, полевой, цветочный… 14 августа, в первый день Успенского поста — Медовый Спас. Спас (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос), это три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас. Едва медовый справлен Спас, Светает Спас преображенский. Спас третий — с вечери успенской. Иванов день: всему свой час. Вяч. Иванов В этот день начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться

http://pravmir.ru/medovyj-stol/

Первый день. Поучение 1-ое. Происхождение честных древ честного креста Господня. (Необходимость крестоношения в деле спасения). I. В 1-й день августа православная церковь прославляет чудодейственную силу честного и животворящего креста Господня, воспоминая бывшие знамения от него и от св. икон Христа Спасителя и Богоматери. В 1164 году благоверный российский князь Андрей Боголюбский и Мануил, царь греческий, были принуждены идти войною каждый против врагов своего отечества. По обычаю благочестивых христианских государей, сохранявшемуся от времени св. равноапостольного Константина, для освящения воинов, для внушения им твердого упования на помощь свыше и для благодатного подкрепления их мужества в борьбе со врагами, хотя бы сравнительно сильнейшими, – при войске князя Андрея Боголюбского и царя Мануила были носимы животворящий крест Господень и честные иконы Спасителя и Богоматери. При таком духовном вооружении, в день решительной битвы со врагами, оба названные государя видели осенение своих полков необыкновенным светом, исходящим от креста Господня и св. икон. Ободренные сим знамением невидимой помощи Божией, войска обоих государей одержали решительную победу – первого над болгарами, а второго – над сарацинами. Желая сохранить в памяти потомства столь знаменательный день для своих верноподданных, правоверные государи, по взаимном сношении между собою и по благословению всего освященного собора, не умедлили установить новое светлое торжество, ныне нами благочестно совершаемое. Положено на все веки не только праздновать в честь непобедимой силы креста Господня и совершать поклонение, ему подобающее, но в память победоносного хождения с ним и св. иконами в христианских полках, износить ныне из храма сии священные знамения милости Божией и совершать под осенением их в колодезях и реках освящение воды, как стихии посредствующей в преподаянии нам благодати Св. Духа, по указанию Самого Господа ( Иоан. 3, 5; 7, 37–39 ). II. Таково происхождение настоящего праздника. Оно весьма поучительно для нас. По милости Божией, под правлением любви и мудрости Богохранимого Помазанника Божия, Государя нашего, мы пользуемся вожделенным миром со всеми народами, окружающими наше обширное отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» август 2022 32 мин., 01.08.2022 Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. 2022. FOMA. RU Обложка : Фото: Бонсай — специально выращенное миниатюрное дерево (Япония), — отраженное в загадочной, переливающейся темнозеленой глади воды и рождающее философское ощущение бесконечности. Внизу надпись: ЖИВИ С ЧУВСТВОМ БЕЗ СМЕРТИЯ. Пролог : Игорь Меламед (1961-2014) . « Каждый шаг дается с болью. ..». Стихотворение. Фото//Фома. август 2022. — С.2. —  (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: август //Фома. август 2022. — С.4-7. — (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 14 августа. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. [В Х веке в Константинополе сложилась традиция в августе ходить по городу крестным ходом со святынями. Главной святыней был Крест — тот самый, на котором распяли Господа Иисуса Христа. «Происхождение» в названии праздника — это не совсем точный перевод греческого слова, которое означает церемонию или процессию: во время праздника Крест торжественно несли по городу. Поэтому к названию добавляют поясняющее слово — «изнесение», указывающее на то, что святыню на крестный ход выносили из царской сокровищницы. Праздник перешел в Русскую Церковь из византийской традиции после Крещения Руси. В этот день из алтаря на середину храма выносится для поклонения украшенный крест]. Ил.: Книжная миниатюра. Византия, XIII b. — С.4; 19 августа. Преображение Господне . [Накануне Своих страданий и крестной смерти Христос берет с собой троих ближайших учеников и ведет их на гору. Там во время молитвы Он преображается перед ними, являя им Свою божественную природу: ... преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, с которыми Господь беседовал об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк 9:31). Это чудесное откровение Своей небесной славы Господь совершил, чтобы укрепить дух учеников и их веру накануне грядущих испытаний]. Ил.: Преображение Господне. Гюстав Доре. XIX b. — С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-232-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010