Санкт-Петербург. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Собор Спаса-на-Сенной /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы располагалась по Садовой улице на Сенной площади (с 1952 по 1991 гг. Площадь Мира) и была одна из самых посещаемых храмов города. В народе церковь называли также Спасом-на-Сенной или Спасо-Сенновской. Это широко бытовавшее название было обусловлено тем, что до постройки Успенской церкви на ее месте существовал более древний храм во имя Христа Спасителя, а именно «во имя всемилостивого Спаса происхождения Честных древ честнаго животворящего Креста Христова», что празднуется 1 августа. Первоначально этот небольшой деревянный храм стоял на Выборгской стороне, откуда был перенесен на Сенную площадь. 20 июля 1753 года рядом с деревянной была заложена каменная церковь, строившаяся в основном на средства купца Саввы Яковлевича Яковлева. Строительство длилось 12 лет. Деревянная церковь, находившаяся рядом с каменным собором, была разобрана еще до окончания его постройки, в 1761 году. В том же году в склеп еще строившегося храма (в придел Трех святителей) были перенесены останки родителей Саввы Яковлева с Сампсониевского кладбища на Выборгской стороне. Внешне храм был закончен в 1762 году, в год восшествия на престол Императрицы Екатерины II. Рядом с пятикупольным каменным храмом была возведена высокая трехъярусная колокольня. 20 октября 1764 года был освящен придел прп. Саввы освященного, небесного покровителя храмоздателя. 5 декабря 1765 года был освящен главный храм во имя Успения Божией Матери. Иконостас центрального придела написал известный иконописец М.Л. Колокольников. Великолепный пятикупольный, выстроенный в связи с колокольней, храм стал доминантой Сенной площади. Высота его до креста главного купола составляла 23 сажени 2 аршина (около 50 метров). Внешним видом храм несколько напоминал стиль Растрелли, поэтому предположительное авторство Растрелли отмечается многими исследователями, однако автором проекта храма называется и Андрей Квасов.

http://sobory.ru/article/?object=35608

Семиярка. Церковь Всемилостивого Спаса. Спасская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Всемилостивого Год постройки:Между 1820 и 1825. Адрес: Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Бескарагайский рйон, с. Семиярка (б. станица Семиярская) Координаты: 50.88962, 78.314754 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Семиярка – один из старейших населенных пунктов Прииртышья. В дореволюционный период станица Семиярская состояла из собственно станичного поселения, в административное подчинение которому входили казачьи поселки: Черный, Лебяжий, Подпускной, Кривинский. В станице имелось почтово-телеграфное отделение. Семиярская входила в состав Семипалатинского уезда Семипалатинской области. В настоящее время Семиярка – одно из сел Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области. В 1825 году усердием и трудами казаков 7-го полка Сибирского линейного войска в станице Семиярской была построена каменная (кирпичная) церковь Всемилостивого Спаса (в честь празднования Происхождения (изнесения) Честных Древ Креста Господня – 1-го Спаса – 14 августа н.с.). Сохранились сведения, что в начале XX века причт храма состоял из священника Николая Быстрова и псаломщика Николая Кондрацкого. В дальнейшем Николаю Быстрову суждено будет сыграть заметную роль в истории обновленчества в крае. В середине 30-х гг. XX века он уже в сане протоиерея занимает важную должность настоятеля Градо-Устькаменогорского Покровского собора, а также и благочинного обновленческой группы приходов. В период его настоятельства община обновленцев из-за своей малочисленности не в силах была содержать здание большого собора. Поэтому обновленцы передали Покровский собор местным властям, получив взамен приспособленное, небольшого размера помещение, впоследствии также закрытое. Интересно, что одним из первых настоятелей Усть-Каменогорского Покровского молитвенного дома, открытого в 1945 году, был брат Николая Быстрова – митрофорный протоиерей Григорий Быстров. После установления советской власти в крае Спасская церковь станицы Семиярской продолжала оставаться действующей до 1929 года, когда она была закрыта одновременно с несколькими десятками церквей на территории современной области.

http://sobory.ru/article/?object=15374

Слово в день происхождения Честных Древ Животворящего Креста, произнесенное в соборе Казанского Спасо-Преображенского монастыря Очима, устнами и душами, лицы и сердцы, поклонимся вси пресвятому Кресту Жизнодавца Христа, им же мир весь освящается. (Троп. 3-ей п. канона). Так сегодня святая Церковь приглашает род человеческий на поклонение св. Кресту Христову, этому величайшему украшению Божией церкви и всего Божьего мира. Крест! – Ведь все самое святое, все самое лучшее, до чего может возвыситься человек, – все заключено в этом одном слове! Самая мысль о Кресте и о безмерной любви на нем Распятого уже очищает, облагораживает и как бы освежает душу человека от той затхлости и приниженности, которою душа пропитывается в обычной жизни!.. Но подойдем ближе ко св. Кресту. Мы увидим на кресте Страдальца, Который не сделал никакого греха, и не было лести во устах Его; будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал; но предавал то Судии праведному. ( 1Пет. 2:23–24 ). Действительно, это недостижимая человеку, для него невероятная, безмерная, – воистину Божественная красота Сего Страдальца на кресте! Вместе с сотником, некогда при кресте стоявшем, так и хочется воскликнуть: «воистину Он был Божий Сын!» ( Мф.27:54 ). Но ближе подойдем ко св. Кресту.... Посмотрим: в Своем безмерном, неземном величии не забыл ли великий Страдалец землю. – Он – Распятый был, несомненно, Сын Божий, Богочеловек, –иначе Он не мог бы, забывая страшные Свои страдания, с разорванными руками –любить мучителей Своих и молиться за них.... «Отче отпусти им, не ведают бо, что творят» ( Лк. 23, 34 ), – это не молитва простого человека!... Так молиться мог только Богочеловек. Но Ему, быть может, чужды были чувства простых смертных людей? Подойдем ближе ко Кресту.... Иисус, увидев (со креста) Матерь и ученика (при кресте) тут стоящего, которого любил, говорит Матери: Жено! се, сын Твой. ( Ин. 19:26 ). Смотрите, возлюбленная братия, – какая кротость и мягкость сыновней любви! Это не пламенный огонь любви Божественной, – это самое нам доступное, так сказать, естественное украшение души нашей: любовь к матери. «Жено, се сын Твой» – слова Божественного Страдальца; страшные крестные муки не затмили у Него заботы об осиротевшей Его Матери. – Сколько здесь заботы о людях, безграничного сострадания к людям, к их человеческой немощи!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

составитель О.А. Платонов А Август Восьмой месяц в году, древнерусское название – «серпень», от слова «серп», время жатвы, страды. На Севере России он именовался «зарев», от сияния зарницы. В крестьянском быту август нередко носил название «зорничника», в котором нельзя не видеть измененного названия «зарев». Русские крестьяне говорили: «Август крушит и круглит. В августе каторга, т. е. три заботы мужику: косить, пахать да сеять. Овсы да льны в августе смотри! В августе серпы греют, вода холодит. Бабам и в августе праздник». Основные народные приметы по дням августа, по В. И. Далю, были таковы: 1. Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. День Крещения Руси. Первый, мокрый, медовый Спас. Пчелиный праздник. На Маковея собирают мак. Дождь на Маковея – мало пожаров. Во что Маковея, в то и разговенье. На первый Спас святи колодцы, венки! На мокрый Спас лошадей купают, а пчелы перестают носить медовую взятку; 2. Перенесение мощей первомученика архидиак. Стефана. Степана Сеновала (см.: Степанов день). Каково второе число августа, таков и сентябрь. На Степана поят лошадей через серебро; Св. Василий Блаженный, московский чудотворец; 3. Прп. Исаакия. Исакия Малинника. Каково третье число августа, таков и октябрь. На Исакия вихри – крутая зима; 4. Св. семи отроков в Ефесе и прмц. Евдокии. Авдотьи Сеногнойки (см.: Авдотьин день). Каково четвертое число августа, таков и ноябрь; 5. Мч. Евсигния. Евсигнея Житника. Каково пятое число августа, таков и декабрь. В этот день заклинают жито, обращаясь на все четыре стороны и призывая Мать-Сыру-Землю; 6. Преображение Господне (см.: Спас-Преображение). Яблочный Спас. Второй Спас всему час (плоды зреют), шубу припас; освящают плоды и мед, едят яблоки, а до него только огурцы. Встреча осени, осенины, проводы заката солнца в поле с песнями; подрезывают соты и снимают плоды. Каково шестое число августа, таков и январь; 10. Мч. архидиак. Лаврентия (см.: Лаврентьев день). Коли на Лаврентья вода тиха, то и осень будет тиха и зима не вьюжная; 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

СПАСО-ПРИЛУЦКИЙ, муж. 2 класса, в двух верстах от губернского города Вологды, на левом берегу реки того же имени; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор ВОЛОГОДСКОЙ Семинарии. – Он основан во второй половине XIV века Преподобным Димитрием Прилуцким, с пособием В. К. Димитрия Донского. Обитель эта, находясь прежде в области Новгородской, подпала в конце XIV в. разорению от воевод московского Великого Князя Василия Димитриевича, посланных с войском против новгородцев. В 1613 году разграблена она литовцами; при чем более 200 монашествующих погибло; потом, в 1615, опять разорена и сожжена, вместе с Вологдой, войсками пана Голеневского и казацкого атамана Баловня. – Ныне здесь 6 церквей, из коих 1) соб. двухэтажная; в ней престолы: вверху Происхождения Честных Древ, с двумя приделами мучеников Платона и Романа и кн. Александра Невского, а внизу Преподобного Димитрия Прилуцкого, которого и мощи здесь почивают. Тут же находится и Чудотворный образ этого Святого, сопутствовавший Великому Князю Иоанну III в первый его поход на Казань, и по украшению богатым окладом, возвращенный в обитель 3 июня 1503 года. Собор этот построен первоначально деревянный Преподобным Димитрием, во имя Спаса; потом заложен каменный в 1537 году и совершен 1542. От случившегося в 1811 году пожара собор этот почти весь выгорел, а икона св. Димитрия Прилуцкого, написанная в начале XV века Преп. Дионисием Глушицким, чудесно сохранилась. Впрочем в соборе находятся и другие также древние иконы XIV, XV и XVI веков. Здесь же почивают мощи св. князя Иоанна, внука В. К. Василия III Темного, и погребен брат этого святого, князь Димитрий, страдавший здесь вместе с ним в заточении 2) Обновления храма Воскресения Христова, теплая. 3) Введения Богородицы, с трапезою. 4) Всех Святых, больничная. 5) Вознесения Господня, над св. вратами. 6) Алексия человека Божия, под колокольней. – Из Вологодского собора бывает ежегодно сюда, в обитель, крестный ход 3 июня, в память возвращения в 1503 году иконы св. Димитрия. Каменные стены вокруг монастыря, с башнями, построены в 1656 году. – Архимандрия здесь учреждена в 1651 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Тихон Хренников: «Без культуры нет государства – одно название!» Беседа с композитором Тихоном Николаевичем Хренниковым Композитор Тихон Николаевич Хренников В ночь на 14 августа, на праздник Происхождения честных древ Креста Господня, в возрасте 94 лет скончался известный советский композитор Тихон Николаевич Хренников. Композитор, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, трижды лауреат Сталинской, а также Государственной и Ленинской премий,  Т.Н. Хренников родился 28 мая/10 июня 1913 г . в Ельце. Образование он получил в Музыкальном училище имени Гнесиных и Московской консерватории, будучи учеником Михаила Гнесина, Виссариона Шебалина и Генриха Нейгауза. В 1941–1965 гг. заведовал музыкальной частью Центрального театра Советской Армии. С 1948 по 1991 г . бессменно руководил Союзом композиторов СССР. Хренников – автор многих известных песен, оперы «В бурю», балета «Любовью за любовь», музыки к фильмам «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Гусарская баллада» и других произведений. Жизнь Хренникова была долгой и пришлась на такое время, когда сохранить совесть мало кому удавалось. Занимая высокую административную должность, он уберег музыкантов от тех расправ, которым подверглись почти все творческие союзы страны. Множество знаменитых сейчас композиторов, солистов, коллективов обязаны ему своим существованием. Со смертью Тихона Хренникова ушла огромная историческая эпоха, связанная с невероятным расцветом советской музыки. 16 августа, согласно последней воле покойного, в его родном городе Ельце (Липецкая область) останки усопшего преданы земле. Это было, пожалуй, одно из последних интервью с Тихоном Николаевичем Хренниковым – великим русским композитором, взятое в его замечательной московской квартире на Старом Арбате, в просторной светлой комнате. Да нет, пожалуй, самое последнее. Этой встречи мне пришлось ждать долго: неоднократно созванивался с Тихоном Николаевичем по телефону, несколько раз договаривался с ним о том, что как только буду в Москве – сразу к нему. Но поездка все время откладывалась.

http://pravoslavie.ru/4758.html

Указатель 1 к полному месяцеслову русской церкви (к I отделу дня). Объяснения имен сделаны на основании лексиконов Папе, греко-французского Александра, греко-русского Коссовича и еврейского Драха и других. Праздники Господни Рождество Христово, 25 дек. Обрезание Господне, 1 января. Сретение Господне, 2 февраля. Преображение Господне, 6 августа. Воскресение Лазаря, в субботу Лазареву (17 марта). Вход Иисуса Христа в Иерусалим, в неделю ваий. Воскресение Иисуса Христа, неделя пасхи (25 марта в прологе). Вознесение Господне, в четверток шестой седмицы по пасхе. Сошествие св. Духа и праздник Живоначальной Троицы, неделя пятдесятницы. Обретение св. креста и гвоздей Еленою, 6 марта. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня, 14 сент. Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме в 335 году 13 сент. Знамение креста, явльшееся на небеси в Иерусалиме 351 г. 7 мая. Происхождение честных древ честного и животворящего Креста Господня, 1 авг. Празднество Всемилостивому Спасу и пресвятой его Матери, 1 августа с 1164 г. Принесение нерукотворенного Образа из Едеса в Царьград в 944 г. 16 авг. Принесение честной ризы Господней из Персиды в Москву в 1625 году, 10 июля. Принесение из Мальты в Гатчину части животворящего креста Господня в 1799 году, 12 окт. Праздники Пресвятой Богородицы Зачатие пресв. Богородицы, 9 дек. Рождество ее, 8 сент. Вход во храм, 21 нояб. Благовещение, 25 марта. Успение, 15 августа. Собор ее, 26 декабря. Положение ризы ее во влахернском храме, 2 июля. Положение пояса ее в Халкопратиях, 31 авг. и 12 апр. Акафист (10 марта) в субботу 5 недели В. поста. Арматийской иконы Богоматери, 17 авг. Ахтырской, 2 июля. Боголюбской, 18 июня. Владимирской, 26 авг., 23 июня и 21 мая. Всех скорбящих радости, 24 окт. Гребневской, 28 июля. Грузинской, 22 авг. Донской, 19 авг. Живоносного Источника, в пяток Светлой седмицы. Знамения новгородской 27 ноября, устюжской 8 июля, чирской 16 июля. Иверской, 12 февр. 31 мар. и во вторник светлые недели. Иерусалимской, 12 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Таких всего шесть на всю Россию 31 января. ПРАВМИР. В Архангельской области завершаются работы по реставрации уникального Почезерского храмового комплекса XVIII века. Этот выдающийся шедевр русского деревянного зодчества является одним из шести сохранившихся в России ансамблей-«тройников» (то есть состоит из двух церквей и колокольни). Реставраторы и сотрудники Кенозерского национального парка, на территории которого находится храмовый комплекс, проделали большую работу. В 2017 году в церкви Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Почезерского погоста была установлена копия 16-гранного «неба». 16-гранное «небо» в церкви Происхождения Честных Древ Животворящего креста. Фото из архива Парка Процесс ее монтажа был сложным и трудоемким. «Решение возвращать в церкви и часовни, расположенные в нежилых деревнях, не подлинники, а их очень качественно изготовленные копии принято Парком с целью сохранения уникальных памятников иконописи и монументальной живописи, во избежание посягательств на них злоумышленников», – отмечают сотрудники парка. В зимней и летней шатровой церквах Почезерского погоста смонтировали две восстановленные рамы резных иконостасов. Реставраторы воссоздавали их по нечетким фотографиям 70-х годов прошлого века, так как от оригинальных рам сохранились лишь фрагменты. «Перед началом работ, в 2015 году, специалистами-реставраторами был проведен химический анализ покрывной пленки и красочного слоя сохранившихся кусочков рамы иконостаса. Благодаря исследованию, стало известно, из каких материалов была изготовлена исходная рама, какая краска использовалась для ее покрытия», – отмечается на сайте ООПТ. Реставраторы заменили кровли трапезной зимней церкви Почезерского храмового комплекса, по историческим штрабам опустили потолок в алтаре и восстановили обшивку паперти. В летней церкви изготовлены вновь и установлены двери в галерею, под крыльцо подведены фундаменты и добавлен один венец. Очищены и антисептированы наружные и внутренние стены на колокольне. Торжественное открытие и освящение храмового комплекса Почезерского погоста в деревне Филипповской пройдет 12 августа.

http://pravmir.ru/v-kenozere-otrestavrir...

Все храмы Происхождения честных древ Креста Господня (50 всего, 50 на карте) Архангельская область Онежский район. Кий-остров. Кийский Крестный монастырь. Церковь Происхождения честных древ Креста Господня Плесецкий район. Филипповская (Почозеро). Происхождения Честных Древ Креста Господня, церковь Котласский район и г. Котлас. Сольвычегодск. Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Происхождения честных древ Креста Господня) Владимирская область Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный. Эрлекс. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Происхождения честных древ Креста Господня) Александровский район. Урочище Дуброва. Происхождения честных древ Креста Господня, церковь Суздальский район. Суздаль. Покровский женский монастырь. Церковь Происхождения честных древ Креста Господня Вологодская область Сямженский район. Усть-Река. Спаса Преображения, церковь (с приделом Происхождения честных древ Креста Господня) Бабушкинский район. Бабушкина им., село. Происхождения Честных Древ Креста Господня, церковь Шекснинский район. Самсоница. Происхождения Честных Древ Креста Господня, церковь Тарногский район. Будринская (Лохта). Происхождения Честных Древ Креста Господня, церковь Кирилловский район. Чарозеро. Происхождения Честных Древ, церковь Сокольский район. Фефилово. Происхождения Честных древ Креста Господня, часовня Великоустюгский район. Великий Устюг. Иоанна Устюжского на Соборном дворище, собор (с приделом Происхождения честных древ Креста Господня) Грязовецкий район. Спас-Нурма. Спасо-Сергиевская церковь Сямженский район. Спасское. Происхождения честных древ Креста Господня, церковь Вологда, город. Прилуки. Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Собор Спаса Преображения (с приделом Происхождения честных древ Креста Господня) Никольский район. Завражье. Происхождения Честных Древ Креста Господня, церковь Ивановская область Тейковский район. Берёзовик. " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери, церковь (с приделом Происхождения честных древ Креста Господня) Пестяковский район. Нижний Ландех. Происхождения Честных Древ Креста Господня, церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=558

Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня 14 августа, 2019. Новостная служба Сегодня начало Успенского поста 14 августа. ПРАВМИР. Сегодня Церковь вспоминает Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста». В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора. Кроме того, в этот день у православных начинается Успенский пост . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/proishozhdenie-iznesen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010