В некоторых месяцесловах празднование Силуамской иконе Божией Матери называется праздником «Происхождения Честных Древ Креста Господня»; этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств. Обратимся к празднику «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Мы говорим: «Происхождение Древа Честнаго и Животворящего Креста Господня». Однако слово «происхождение» не совершенно правильно и представляет неточный перевод греческого слова «proodos», которое буквально означает «предъисхождение», «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня. Уже в самом наименовании этого празднества есть намек на его содержание. О происхождении этого праздника в греческом Часослове 1838 года говорится следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (proodos) Честнаго Креста». С этим обычаем соединялся другой — освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение воды совершалось 6-го числа, и сентября, когда оно бывало 14 числа. Эти два обычая и легли в основу празднования первого августа «Происхождения Честных Древ Креста Господня» и торжественного освящения воды. Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции — при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Киржач. Благовещенский женский монастырь. Церковь Спаса Всемилостливого. Происхождения честных древ Креста Господня церковь под колокольней Карта и ближайшие объекты «В заштатном городе Киржаче, в упразднённом Благовещенском монастыре на стене каменной церкви Происхождения Честных высечена надпись: «В лето при державе Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и малыя и белыя России самодержца и при его Государеве сыне Благородном Государе Царевиче и Великом Князе Алексее Алексеевиче в сей обители строил сию церковь Всемилостливого Спаса во всякою церковною утварью Боярин Иван Андреевич Милославский своею казною над родителями своими и по своей душе в вечный поминок и погребён он под сею церковью». Тихонравов К. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. - Москва 1857г. (стр. 49) Прим. О.Щ.: - Видимо один из престолов храма - 7164=1656 г. от Р.Х. - Текст из книги приводится в современной транскрипции. Каменная холодная Спасская церковь построена в 1656 г. боярином Иваном Андреевичем Милославским. О времени построения свидетельствует надпись на стене церкви: «в лето 7164 при державе государя и царя вел. князя Алексея Михайловича... в сей обители строил сию церковь Всемилостивого Спаса со всякою церковною утварью боярин Иван Андреевич Милославский своею казною над родителями своими и по своей душе вечный поминок». Церковь двухэтажная, с шатровым верхом; над куполом храма под шатром устроена звонница, где и висели все колокола до устройства новой колокольни. Церковь находится собственно на втором этаже; престол в ней один – во имя происхождения честных древ креста Господня. Алтарь полукруглый без разделений. Иконостас прямой с тяблами в три яруса; иконы в нем древнего письма, с серебряными вызолоченными по краям окладами. Из св. икон особого внимания заслуживает икона Господа Вседержителя; на ней вырезана подпись: «в лето 1569 г. писал сей образ Государев иконописец Симон Федоров сын Ушаков». В нижнем этаже храма находится усыпальница бояр Милославских. Над местом их погребения находятся надгробные камни с надписями на них.

http://sobory.ru/article/?object=04332

На изнесение честных древ Животворящего Креста Господня (I) Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест – верных утверждение, Крест – Ангелов слава и демонов язва. (Служба Происхождения древ Животворящего Креста Господня, светилен по 9-й песни канона). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Церковь прославляет силу Животворящего Креста Господня, а вместе с тем воспоминает и честные страдания, которые претерпел на Кресте Господь наш Иисус Христос. Ближайшим поводом к празднуемому ныне событию послужили чудесные знамения, явленные от Древа Животворящего Креста жителям Константинополя. В древние времена в столице греческого государства Константинополе разразилась сильная моровая язва, уносившая множество человеческих жизней. После же того как по просьбе жителей города Древо Креста Господня в течение пятнадцати дней обносили по улицам столицы с молитвами и окроплением зданий и домов святой водой, губительная болезнь прекратилась, и все христиане принесли глубочайшее благодарение Господу Иисусу Христу. Впоследствии к этому чуду присоединилось также другое знаменательное событие, а именно: православный греческий император Мануил с преднесением пред войсками икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над сарацинами, а православный русский князь Андрей Боголюбский в то же время с преднесением икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над волжскими болгарами. Свидетельством тому, что победы сии были одержаны силой сверхъестественной, служило небесное сияние, исходившее от икон и озарявшее находившихся там людей. В память этого замечательного события Православные Греческая и Русская Церкви установили присоединить к празднику изнесения Креста и празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице – в воспоминание небесных милостей, дарованных обеим православным странам. Но, прославляя ныне силу Животворящего Креста Господня, Церковь вместе с тем воспоминает и страдания Христовы, понесенные Им на Кресте. В Евангелии, положенном на сегодняшний день, излагается повествование о последних часах и минутах земной жизни Сына Божия. Он, безгрешный, Святейший святых, приявши зрак раба, унижаемый, оскорбляемый шумевшей вокруг Него толпою яростных врагов, шествует на суд к Пилату, язычнику, грешнику. Книжники, старейшины и весь народ с непонятной ненавистью требуют от правителя смерти для Бессмертного, смерти позорной: Распни, распни Его ( Ин. 19:6 )! – кричат они.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Андреевка. Церковь Спаса Всемилостивого. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Деревня Андреевка находится на юго-западе Солнечногорского района Московской области в 2- х. километрах от станции Крюково Октябрьской железной дороги. Первые сведения о деревне Андреевке относятся к 1585 году. Она носила разные наименования - Овсяниково, Андреевское, Спас - Андреевское, Спасское, Андреевка. Фёдором Маркиным деревня Андреевская была продана Фёдору Юдину, сыну Хрипунову. В писцовой книге за 1585 год сообщается, что …» за Фёдором Юдиным, сыном Хрипуновым, за сотником стрелецким в вотчине деревни Андреевская, Марково тож… и пустошь, что была деревней Овсяниково». В 1621 году эта вотчина была продана Никифору Вельяминову. В 1623 году она куплена Григорием Нефедьевичем Нероновым. С этого времени деревня Андреевская находится в руках династии Нероновых в течение почти трёх столетий. Так, в 1671 году Григорьево имение было дано его сыну Ивану, царскому стольнику. Иван Неронов в 1676- 1678 годах на свои средства, построив имении каменную церковь в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Она была освящена в престольный праздник Всемилостивого Спаса и поэтому носила ещё и второе наименование - Спасская. Село Андреевское стало называться - Спасское (в некоторых источниках - Спас - Андреевское)… После Ивана Григорьевича Неронова с 1703 года имением владели его сыновья Илья и Борис. От Ильи с 1753 года половина имения передана племяннику Михаилу Борисовичу, а вторая половина после Бориса Ивановича - сыну Александру, от которого затем имение перешло к его детям Петру, Борису и Андрею с его родными сёстрами Федосией, Екатериной и девицами Варварой и Александрой. Александра же свою часть продала родному брату Петру Александровичу Неронову. В середине прошлого века село Спасское - Андреевское принадлежало коллежскому асессору Дмитрию Андреевичу Неронову (его могила находится недалеко от входа в Спасскую церковь) и штабс-капитану Владимиру Сергеевичу Гвоздеву. В селе церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, 31 двор, проживает 355 душ.

http://sobory.ru/article/?object=04081

Медовый, яблочный, ореховый спасы в 2019 году Спасы: медовый, яблочный, ореховый… Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Ведь слово спас от слова Спаситель, а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие. 25 декабря, 2010 Спасы: медовый, яблочный, ореховый… Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Ведь слово спас от слова Спаситель, а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие. Хотите узнать всё о спасах в 2019 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах. Спасы в 2019 году 14 августа 2019 года  начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа. В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый «Медовым Спасом» . Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие. За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня , Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников. Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово – продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое. Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент.

http://pravmir.ru/spasy-medovyj-yablochn...

Москва. Церковь Спаса Всемилостивого в Кускове. Храм Всемилостивого Спаса (Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня) в Кускове Карта и ближайшие объекты Домовая церковь усадьбы Кусково - самый старый памятник архитектуры усадьбы. Это один из редких образцов культовой архитектуры аннинского барокко. За свою 270-летнюю историю храм не перестраивался и дошел до нас почти неизменным. Его интерьер сохранил гармоничное архитектурное пространство и световоздушную среду бароного памятника. Возрождая традиции старинной усадьбы, в настоящее время в церкви по-прежнему проводятся службы, а над куполом парит белокрылый Ангел, осеняющий крестом, словно подтверждая девиз рода Шереметевых - " Бог сохраняет всё " . Летний каменный однопрестольный храм Спаса Всемилостивого в усадьбе Шереметевых построен в 1737-1739 гг. на месте обветшавшей деревянной церкви. Деревянная приходская церковь Спаса Всемилостивого во владении Шереметевых известна с 1624 года. Граф Петр Борисович Шереметев, вступив в права наследства после смерти отца, занялся преобразованием усадьбы Кусково. Реконструкция усадьбы началась с постройки нового каменного храма в 1737 году. Строительство летней каменной однопрестольной церкви Спаса Всемилостивого в стиле барокко эпохи Анны Иоанновны было завершено в 1739 году. Единственный престол церкви был освящен в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. По преданию, Папа Римский подарил отцу графа, Борису Петровичу Шереметеву, золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста во время его поездки по Западной Европе. Старый граф завещал святыню сыну - Петру Борисовичу. Возведенный в стиле барокко, храм является древнейшей постройкой в усадьбе Кусково. Стоящая рядом колокольня со шпилем выполнена в формах классицизма (1793 г., архитекторы А.Ф. Миронов, Г.Е. Дикушин). С 1919 г. в усадьбе организован музей, в 1930-х гг. здание храма передано в его ведение. 14 августа 1998 г. чин малого освящения храма совершил епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов).

http://sobory.ru/article/?object=03361

Спас-Нурма. Нуромский Спасо-Преображенский мужской монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1389. Год утраты:Не установлен. Адрес: Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Спас-Нурма Координаты: 58.732396, 40.373168 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Церковь эта обращена в приходскую в 1764 г., из монастыря того-же имени находившагося в 60 в. от г. Вологды и в 18 от Грязовца на берегу реки Нурмы и основаннаго в конце XIV или в начале XV столетия препод. Сергием Нуромским чудотворцем. Нынешняя приходская каменная церковь имеет два этажа и в них четыре престола: главный престол во имя Происхождения Честных Древ, другой во имя Николая мир-ликийскаго чудотворца, третий во имя препод. Сергия Нуромскаго; здесь почивают под спудом мощи преподобнаго. Из древних принадлежностей Спасонуромскаго монастыря сохранились до настоящего времени в нынешней церкви следующие предметы: посох препод. Сергия выкрашенный черною краскою, длиною в два аршину. Четыре иконы 1) Происхождения Честных Древ Животворящаго Креста писанная в 1682 г. 2) преподобнаго Сергия Нуромскаго писанная в 1696 г. 3) Божией Матери писанная в 1692 г. Все эта три иконы с надписями; и 4) препод. Сергия Нуромскаго с изображением древняго вида монастыря писанная на кипарисной доске. Время написания неизвестно. Степановский И. К. Спасо-Нуромская церковь/И. К. Степановский//Вологодская старина: ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. – С. 267-268. Мужской Сергиев Нуромский монастырь в честь Преображения Господня (недейств.), в пределах Вологодской епархии. Располагался в 3 верстах от Павло-Обнорского монастыря. Образовался около конца XIV-haчaлa XV века, по мере собрания иноков вокруг подвизавшегося в комельских лесах на берегу реки Нурмы преподобного Сергия Нуромского. Мощи основателя упокоились под спудом в храме обители, освященном в честь Преображения Господня. Настоятельство в монастыре было игуменское. Монастырь просуществовал до 1764 года, когда был упразднен в ходе секуляризации.

http://sobory.ru/article/?object=53930

Суздаль. Покровский женский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Автор: Илья " BIM " Бесхлебный Снято: 8 октября 2011 Добавлено: 26 декабря 2011 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском монастыре Суздаля и его колокольня – храм «иже под колоколы» во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня Основание девичьего Покровского монастыря в Суздале произошло в 1364 году близ реки Каменки по желанию суздальского князя Андрея Константиновича. Строительство велось по обету князя, данному в благодарность за чудесное спасение во время плавания по Волге к Нижнему Новгороду. Для размещения монастырских строений преподобный Евфимий Суздальский выделил часть земель, данных ему князем Василием Константиновичем в 1352 году. Первая Покровская церковь обители была деревянной: «…на другой стороне за рекою… вскоре устроил церковь деревянную, а святитель Иоанн вручил старейшинство сестричине преподобного Евфимия, взем ю от Лавры великомученика Александра, якоже бысть на горе в том же городе Суздале». Игуменьей нового монастыря стала дочь сестры святого Евфимия Активное каменное строительство в обители началось в XVI столетии. Великий князь Московский Василий III Иоаннович со своей первой супругой Соломонией Сабуровой, молясь о даровании наследника, часто ездили по монастырям и делали щедрые вклады. Довольно часто они посещали Суздаль. В первой четверти XVI века в Покровском монастыре возвели величественный собор, Святые ворота с надвратным Благовещенским храмом, церковь-колокольню во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и некоторые хозяйственные постройки Все монастырские храмы, так или иначе, своими посвящениями связаны с молитвой великой княгини о чадородии. Точной датировки начала и освящения собора до сих пор не существует. Исследователи называют 1510 1514, 1515 и 1518 годы или объединяют их в один строительный период Внести ясность в этот вопрос мог бы отрывок из списка жития преподобного Евфимия Суздальского XVI века, где указаны и дата основания, и дата освящения: «Сия святая и Божественная церковь Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, создана бысть повелением и снисканием благовернаго и христолюбиваго великаго князя Василия Иоанновича всея Руссии самодержца.

http://sobory.ru/article/?object=05097

Филипповская (Почозеро). Ансамбль Почозерского погоста. Деревянный архитектурный ансамбль. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:не ранее 1700. Адрес: Архангельская обл., Плесецкий район, село Почозеро, д. Филипповская. Координаты: 62.21791, 38.242862 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Почозерский храмовый комплекс XVII - XVIII вв. - ансамбль-тройка, состоящий из двух церквей и колокольни - один из шести сохранившихся на Русском Севере. Он представляет большую архитектурную ценность по чрезвычайно редкой в русском деревянном зодчестве диагональной объемно-пространственной композиции, аналогов которой в России не сохранилось. Холодная шатровая церковь Происхождения Честных Древ Христовых (1700 г.) соединена галереей и переходами с теплой церковью Обретения Главы Иоанна Предтечи и трапезной, а через нее переходом с шатровой колокольней. Церковь Обретения Главы Иоанна Предтечи имеет редкое для клетских церквей покрытие в виде двух бочек над церковью и алтарной апсидой. Ансамбль окружала рубленая деревянная ограда с двумя святыми воротами, сейчас она восстанавливается. Церковь Обретения Главы Иоанна Предтечи расположена на территории деревни Филипповская Плесецкого района Архангельской области. Находится в непосредственной близости с церковью Происхождения Честных Древ Христовых и колокольни, комплекс церквей окружен бревенчатой оградой в человеческий рост. Ансамбль расположен рядом с кладбищем и поэтому называется  Почозерский погост. Церковь Обретения Главы Иоанна Предтечи является зимней, теплой, построенной к юго-западу от летней Спасской церкви и связанной с ней переходом и галереей. Точной даты постройки церквей нет, есть упоминание о 1700 годе, а в некоторых документах стоит дата – 1758 год. Свой облик храм приобрел после перестройки 1870-х годов, который и восстановили в период реконструкции комплекса, начиная с 2001 года. За восстановление уникального храмового памятника 18 века выступили работники Кенозерского национального парка, куда входит комплекс. Автором проекта возрождения ансамбля был архитектор Л. Ткаченко. Строительные работы вели мастера Поморской плотницкой школы и норвежские специалисты. После реставрации церковь представляет собой четверик, перекрытый по продольной оси бочкой с главкой на невысоком барабане луковичной формы с крестом. Такое же завершение имеет алтарная часть, расположенная с востока и соединенная с летней Спасской церковью переходом. С западной стороны находится трапезная, из которой переход ведет в башню колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=10114

1. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Начало Успенского поста. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Служба Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и мучеников Маккавеев славословная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (по главе Типикона под 1 августа: «Аще же 1-й день августа случится в Неделю») . Примечание. Перед началом малой вечерни («прежде клепания») иерей износит из сосудохранилища Честный Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов. После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш…». Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство...». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава, и ныне» – кондак Креста, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею…». Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, куда оно ставится после чтения на Литургии. Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 8). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, Креста, глас 4-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава» – Креста, глас 8-й: «Егоже древле Моисей…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и стихиры мучеников, глас 1-й, глас 4-й и глас 5-й (см. на хвалитех утрени). «Слава» – мучеников, глас 4-й: «На Маккавеи собравшуюся рать…» (см. славник хвалитных стихир), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления...» .

http://patriarchia.ru/bu/2022-08-14/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010