Домовая церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково Церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково 1737-1739 гг. В старой Москве было несколько церквей во имя Спаса Всемилостивого. Одна из них, прекрасная, ныне вновь действующая церковь, находится в усадьбе Кусково. Она была домовым храмом рода Шереметевых, которым принадлежал этот «подмосковный Версаль». Праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня установился еще в Константинополе. Именно на август в византийской столице приходились вспышки различных опасных заболеваний и эпидемий. Ради их предотвращения в первый день августа (по старому стилю) в храме Святой Софии выносили на поклонение Честное Древо Креста. Две недели с 1 (14) августа и до праздника Успения народ шел поклониться и приложиться Животворящему Кресту, а по всему городу служили литии с мольбой об исцелении и защите от болезней, отчего праздник еще называется Спаса Всемилостивого. Это первый Спас, так как за ним на август приходится еще два Спасских празднования – Спасо-Преображения (Спас Яблочный) и Спаса Нерукотворного. На Руси этот праздник издревле отмечался с особым благоговением. Ведь по летописному преданию, именно в этот день, 1 (14) августа 988 года, в Киеве состоялось Крещение Руси. К этому времени уже поспевал первый мед, на празднике его освящали в церкви и благословляли вкушение этого первого сбора, отчего праздник еще называется «Спасом Медовым». А поскольку на богослужении в этот день совершается водосвятие, то праздник именуют также «Спасом Мокрым» или «Спасом на воде». По преданию, когда боярин Борис Петрович Шереметев, первый пожалованный царем Петром в России графским титулом и званием фельдмаршала, побывал в Риме вместе с Великим Посольством, римский папа подарил ему золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста. Святыня перешла по завещанию к его сыну, графу Петру Борисовичу Шереметеву, при котором и была выстроена дожившая до наших дней усадебная церковь Спаса Всемилостивого в Кусково.

http://pravoslavie.ru/169.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В Нижнем Новгороде пройдет патриотическая акция Авто-мотопробег «Дорогой патриотов» 18.05.2022 523 Фото: Википедия 21 мая в Нижнем Новгороде пройдет Нижегородская культурно-патриотическая акция Авто-мотопробег «Дорогой патриотов», говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию Русской народной линии. Время: 11:00-19:00. Место старта: Нижний Новгород, Кафедральный Собор во имя Святого благоверного князя Александра Невского, ул. Стрелка, 3 А. 21 мая в России традиционно отмечается День памяти русского героя нижегородского земского старосты Кузьмы Минина. 21 мая – день его кончины. «День памяти гражданина Минина» – общенациональная дата, которая заложена в дореволюционные времена. В Нижегородской области – это особо почитаемое торжество, утвержденное Областным Законодательным собранием в 1999 году и с тех пор традиционно отмечаемое. В связи с чем патриотически настроенная молодежь и ряд общественных организаций Нижнего Новгорода приняли решение провести 21 мая Авто-мотопробег «Дорогой патриотов». Празднество приурочено к основополагающим для России датам, это – «1242-1612-1812-1942-2022-» годы. Краткое расписание Авто-мотопробега:  Авто-мотопробег «Дорогой патриотов – 1242-1612-1812-1942-2022-…» посвящен 780-летию Народной Победы на Чудском озере, 410-летию Подвига народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, 210-летию Победы Нижегородского земского ополчения 1812 года, а также участию в Великой Отечественной войне митрополита Нижегородского и АрзамасскогоНиколая (Кутепова). Первый авто-мотопробег состоялся в 2012 году. 11:00.Сбор авто- и мотоколонны у Кафедрального собора во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского.  12:00.Торжественное открытие мероприятия с молебном перед Казанской иконой Божией Матери. 13:00-17:00. Посещение пл. Народного единства с возложением цветов, комплекса Зачатьевской башни Нижегородского кремля, Вознесенского Печерского мужского монастыря, МАУК «НГМТиОП» (Парка Победы),Чкаловской лестницы у катера-памятника «Герой»,Собора Всемилостивого Спаса и Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня Староярмарочногос панихидой у могилы митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). 

http://ruskline.ru/politnews/2022/05/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Успение Пресвятой Богородицы История и смысл праздника 27.08.2017 4864 Время на чтение 7 минут 1) Место праздника в границах православного богослужебного года. Праздник Успения Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам Православной Церкви; это один из важнейших праздников, посвященных прославлению Божией Матери. Праздник предваряется недолгим, но довольно " строгим " Успенским постом (этот пост начинается 1 августа ст. ст./14 августа н. ст. - день, отмеченный в церковном календаре как торжество Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня). 2) Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета. Как повествует церковное предание, после Воскресения Спасителя Богоматерь жила в Иерусалиме; затем, когда начались языческие гонения на Церковь, Она вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Ефес, откуда путешествовала на остров Кипр и на Афон. Незадолго до смерти Богородица вновь возвратилась в Иерусалим. Здесь Она часто и подолгу молилась в тех местах, что были связаны с событиями земной жизни Ее Сына. Вскоре Богоматерь узнала от архангела Гавриила, что Ее земная кончина уже близка. Когда Она уже возлежала на смертном одре, совершилось чудесное событие: силой Божией в Ее дом были собраны - находившиеся тогда в самых различных странах - апостолы, которые благодаря этому чуду смогли присутствовать при Успении Девы Марии. Лишь апостол Фома не появился здесь тогда. По церковному преданию, после смерти Богородицы апостолы положили Ее тело в гробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На третий день к ним присоединился отсутствовавший в день Успения Фома, который очень страдал оттого, что так и не успел проститься с Божией Матерью. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Пресвятой Девы. Но к их всеобщему удивлению они не нашли тела Богоматери внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило удивительное благоухание. Православная Церковь верит, что Богоматерь воскресла на третий день после Своего Успения - подобно тому, как некогда воскрес и Ее Сын, и вознеслась телесно на небо - подобно тому же, как на сороковой день после Воскресения вознесся на Елеонской горе Иисус. В этом предании заключена христианская истина о грядущем всеобщем воскресении людей в день Второго Пришествия Господня, когда, по словам апостола Павла, Сам Христос наше воскресшее тело " преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все " (Послание апостола Павла к Филиппийцам 3:21).

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Успенский пост и его праздники 13.08.2014 542 Время на чтение 6 минут С 14 по 27 августа в Русской Православной Церкви длится Успенский пост. Это самый короткий из всех многодневных постов - он продолжается всего две недели. Начинается Успенский пост праздником Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Центр поста - Преображение Господне, а заканчивается он праздником Успения Божией Матери. Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. В словах святителя Льва Великого, произнесенных им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний - в седьмом месяце (Успенский), для зимы - зимний (Рождественский)». Успенский пост почти такой же строгий, как Великий. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг - «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей. В праздник Преображения Господня по церковному уставу разрешается на трапезе рыба. Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. В посте телесном на первом плане - воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном - воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там - оставление пищи скоромной - более питательной и употребление пищи постной - менее питательной; здесь - оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2007 год Информационная служба «Вода живая» Полная лента новостей: http://news.aquaviva.ru 10-14 августа в Петербурге состоялась выставка-ярмарка «Медовый Спас». Уже в четвертый раз компания «Нева Экспо» организует ее в Выставочном центре Северо-Запада РФ (пл. Победы, 2). 10 августа молебен на открытии выставки совершил иерей Артемий Пиянзов, клирик храма Святого Великомученика Георгия Победоносца в Купчине, а ансамбль звонарей собора Владимирской иконы Божией Матери порадовал гостей концертом колокольных звонов. Как и в прошлые годы, выставка была приурочена к празднику Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. По традиции, по случаю праздника «Медового Спаса», на выставке продавался мед нового урожая. Помимо меда, на этот раз покупателям был предложен большой выбор книг, фильмов, записей духовной музыки и сувениров от производителей из Украины, Белоруссии и даже из Израиля. Также, уже в третий раз, в рамках выставки прошел Всероссийский праздник современной православной песни с участием музыкантов из Екатеринбурга, Костромы, Волгограда. 10 августа в Орловском музее изобразительных искусств открылась фотовыставка, посвященная памяти одного из выдающихся уроженцев Орловской земли, протоиерея Василия Ермакова, настоятеля храма прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Петербурга. Отец Василий большую часть своей жизни провел Петербурге, но родился он в городе Болхове Орловской области. В годы войны он был угнан оттуда немцами в Прибалтику, где его из концлагеря вызволил отец будущего Патриарха Алексия II. За одной скамьей с Алексеем Ридигером он уже в Ленинграде получил духовное образование и позже остался здесь священником. Отца Василия не стало в ночь со 2 на 3 февраля 2007 года. В последние годы жизни он регулярно посещал родной Болхов, имел теплые и дружеские отношения с руководством Орловской области. На выставке были представлены работы, на которых отец Василий Ермаков запечатлен в разные моменты его жизни и церковного служения, в окружении близких, духовных чад и известных общественных деятелей.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Кулаево. Церковь Животворящего Креста. Церковь Происхождения честных древ Креста Господня (историческое посвящение) Церковь. Действует.   Престолы: Животворящего Креста , Николая Чудотворца , Смоленской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1735 и 1762. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Пестречинский район, село Кулаево. Координаты: 55.718284, 49.578903 Проезд: Из Казани по федеральной трассе М-7 в сторону Набережных Челнов. Примерно через 18 км после выезда через развязку на Мамадышском тракте повернуть налево (через разворот, расположенный через 1,5 км после поворота) по указателю " Кулаево " . Через 1,5 км, въехав в село, повернуть налево по указателю гла ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по федеральной трассе М-7 в сторону Набережных Челнов. Примерно через 18 км после выезда через развязку на Мамадышском тракте повернуть налево (через разворот, расположенный через 1,5 км после поворота) по указателю " Кулаево " . Через 1,5 км, въехав в село, повернуть налево по указателю главной дороги. Еще через 800 метров свернуть направо, на грунтовую дорогу. Через 600 метров церковь будет справа метрах в 100 от грунтовой дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Трехпрестольная каменная церковь Воздвижения Креста Господня с. Кулаево была построена в 1735 году попечением помещика И.Ф. Людкина (по другим данным – в 1762 году). Приделы были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. При церкви также действовали две часовни, приходская школа и библиотека. В 1937 году храм был закрыт, в здании располагались сельская школа, мастерские и конюшня, а с 1978 года здание пустовало и было частично разрушено. В 1988 году верующими села было начато восстановление церкви, и в 1990 году в ней возобновились богослужения. Окончательно здание церкви было передано верующим в 2001 году. В настоящее время в храме продолжаются восстановительные работы. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП

http://sobory.ru/article/?object=20983

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ Александрович Сербаринов (25.01.1880, с. Н. Плуталово Зарайского у. Рязанской губ.- 8.01.1938, Казань), сщмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых), прот. Окончил Рязанскую ДС (1901), СПбДА (1905), канд. богословия. В нояб. 1905 г. назначен помощником инспектора Казанской ДС. С сент. 1906 г. библиотекарь ученической б-ки, исполнял обязанности казначея попечительства о бедных воспитанниках при семинарии, преподавал нем. язык. В 1907-1908 гг. делопроизводитель при Казанской ДС и член правления попечительства о бедных воспитанниках. С марта 1909 г. преподаватель по кафедре истории Церкви Вятской ДС, читал курсы истории и обличения рус. раскола, историю зап. вероисповеданий. В авг. 1909 г. назначен преподавателем рус. словесности и лит-ры на Вятских миссионерских инородческих курсах, избран членом Вятской архивной учебной комиссии. 26 сент. 1909 г., после смерти своего тестя, прот. Иоанна Шишова, определен на его место в домовом храме во имя св. апостолов Петра и Павла при Петропавловской больнице С.-Петербурга. 21 окт. 1909 г. рукоположен во иерея. В марте 1911 г. переведен в храм Происхождения честных древ Креста Господня и иконы Божией Матери «Тихвинская» (Спасо-Бочаринская ц.). С нояб. 1912 г. служил 3-м священником в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Скорбященская ц.) на Шпалерной ул. В сент. 1916 г. определен законоучителем в Ливальский приют ведомства учреждений имп. Марии. В 1916-1917 гг. окормлял больных и раненых воинов, находившихся на излечении в лазарете бывш. Императорских фарфорового и стекольного заводов. В февр. 1917 г. назначен членом Духовной комиссии по удовлетворению религиозно-нравственных нужд рус. военнопленных. В мае 1917 г. Епархиальным собором избран членом Епархиального миссионерского совета и членом правления Петроградской ДС. Проводил беседы в полицейских домах Петрограда и как известный городской священник проповедовал в Казанском соборе.

http://pravenc.ru/text/166579.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАНИЯ (XVII в.?), прав. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Сольвычегодская, Ульяновская. Об И. сведений почти не сохранилось. Согласно преданию, записанному этнографом Ф. А. Арсеньевым во 2-й пол. XIX в., святая была дочерью священника. Захваченная в плен разбойниками, к-рые грабили селения по берегам р. Вычегды, она выбросилась из лодки в реку напротив места, где позднее была основана Спасская пуст. (в совр. пос. Ульяново Усть-Куломского р-на Республики Коми; см. в ст. Стефанов во имя Св. Троицы муж. мон-рь ). После гибели И. место стало называться Ульяново плёсо. Топоним Ульяновский плёс впервые встречается в грамоте 1671 г. царя Алексея Михайловича яренгскому воеводе М. Мусорскому об отводе земли Спасской пуст., созданной в 1667 г. по благословению патриарха Иоасафа II иером. Филаретом (Тюрниным). (По монастырскому преданию, ранее на месте пустыни находился Троицкий мон-рь, основанный не позднее 1396 свт. Стефаном Пермским ; мон-рь пришел в запустение в 1-й пол. XV в.) В 1667 г. иером. Филарет прибыл в эту местность из Москвы с сыновьями Гурием, Стефаном, Никоном и Иваном и вскоре построил храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). Иером. Филарет привез из Москвы благословенную грамоту патриарха Иосафа II на строительство мон-ря, мощи (вероятно, частицы мощей мц. Иулиании Никомидийской, в XIX в. хранившиеся в Спасском мон-ре) и антиминс для церкви. Земли вокруг новосозданной обители стали объектом тяжбы между иером. Филаретом и крестьянином дер. Деревянный Кряж Вишерского у. А. Дементьевым, к-рый «с товарыщи» незадолго до прибытия монаха «на пустых местех из черного лесу розчистили в пашни и в сенные покосы, и дворы поставили, и дани дают». 4 июня 1671 г. Спасской пуст. было отведено 15 четей (815 дес. 1116 кв. саж.) земли. В грамоте 1671 г. сообщается, что в 1628-1629 гг. земли в верховьях Вычегды были безлюдны. Согласно переписным книгам 1678 г., Спасская пуст., в к-рой не было ни братии, ни «церковных причетников», являлась приписной к погосту Усть-Кулом (находился в 20 верстах от пустыни) ( Мельников. 1861. Стб. 145). К сер. XIX в. ульяновская Спасская ц. была бесприходной. В 1860 г. обитель была возобновлена по распоряжению Святейшего Синода иноками упраздненного Лальского Михаило-Архангельского мон-ря (находился в Великоустюжском у. Вологодской губ.) как Троицко-Стефано-Ульяновский заштатный мон-рь. 1 авг. 1866 г. сюда для введения общежительного устава прибыли монахи Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря .

http://pravenc.ru/text/1237857.html

Мирское имя И. С. неизвестно. В написанной им в конце жизни, ок. 1621 г., уникальной для его эпохи автобиографии (летописце), очевидно созданной на основе дневниковых записей, приведены сведения o датах «рождения плоти» и «наименования» (20 и 27 нояб. 1561), o начале «учения книжного» (1 дек. 1568), o начале службы в дек. 1572 г. нотарием (секретарем) у Новгородского архиеп. Леонида , бывш. архим. московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила монастыря , к-рый при поставлении на Новгородскую кафедру (хиротонисан 4 дек. 1571), вероятно, взял с собой И. С. как наиболее способного ученика чудовской книгописной школы (именно там И. С. могли научить характерной для его почерка грецизированной скорописи). После опалы и смерти архиеп. Леонида (20 окт. 1575) И. С. в 1580 г. принял монашеский постриг в Соловецком мон-ре, через 7 лет покинул обитель. Уехав с Соловков 4 июня 1587 г., он за месяц добрался до Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря . В дек. 1593 г. уехал в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , где оставался год, затем провел месяц в Ферапонтовом в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре . 19 янв. 1595 г. И. С. отправился в Москву. Проведя почти 7 месяцев в Троице-Сергиевом мон-ре, 26 авг. И. С. поселился в Чудовом мон-ре, бывшем в это время центром рус. книжности и образованности, через 3 месяца И. С. перешел на подворье Кириллова Белозерского мон-ря, также располагавшееся в Кремле. 17 янв. 1596 г. он уехал из Москвы и вернулся на Белое оз., где провел в разных монастырях (Кирилловом, Ворбозомском, Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. ) неск. следующих лет. В 1599-1604 гг. находился на Валааме, в Тихвине и Вел. Новгороде (полгода жил в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня монастыре ), в 1604-1606 гг.- в Ниловом скиту, Спасо-Каменном и Димитриевом Прилуцком в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мон-рях. В мае 1606 г. И. С. вновь прибыл в Соловецкий монастырь и жил там безвыездно до сент. 1609 г., когда он покинул обитель. Проведя больше года в Поморье (в Антониевом Сийском во имя Святой Троицы монастыре , в Яреньге, Сырье), он вернулся весной 1611 г. в Кириллов Белозерский мон-рь. Последнее сообщение в его автобиографическом сочинении посвящено переезду из Подольного мон-ря, в к-рый И. С. сделал вклад, в Нилов скит 1 марта 1621 г. И. С. переезжал из мон-ря в мон-рь часто вместе со странствующими хорами, при которых он мог выполнять функции нотария. Труды в области книжности

http://pravenc.ru/text/578350.html

Мурашев Сергей Александрович, священник Святитель Афанасий писал А. В. Ведерникову: «Вам, вероятно, известно имя свящ[енника] о. Сергия Мурашева [...] Он составляет святцы. В том виде, в каком они сейчас у него, – они, конечно не могут быть изданы. Но его ревность и усердие к писанию могут быть с пользой употреблены в нашей комиссии. Подумайте об этом и обсудите с о. протопресвитером». Святцы, составленные о. Сергием, навели святителя Афанасия на мысль «возбудить вопрос об издании гражданской печатью «Псалтири Следованной " » (Собрание писем святителя Афанасия. С. 518–519). Других сведений об о. Сергии Мурашеве не имеется. 1. 14 августа 1956 г. Происхождение честных древ Креста Господня Вашему Преосвященству Преосвященнейшему Владыке Афанасию Ваше Преосвященство! Глубокоуважаемый Владыка! Приветствую Вас с пожеланием Вам здоровья и бодрости духа. Посылку от Вас я получил 13 августа с/г со вложением Вашего послания. Сердечное спасибо и глубокая благодарность за Ваш труд. Очень извиняюсь перед Вами, Ваше Преосвященство, за причиненное Вам беспокойство. По Вашему совету, Ваше Преосвященство, данному мне во время моего посещения, во-первых: в отношении сокращения громоздкой таблицы на каждый день, – я перешел на двустрочную таблицу, указанную Вами с семью знаками воскресных букв. Во-вторых, по Вашему же предложению, Ваше Преосвященство, я переключился от составления Богослужебных указаний на месяцеслов с краткими сведениями о святых на каждый день. Последний труд я препровождаю Вам, Ваше Преосвященство, на Ваше рассмотрение, ознакомление, проверку и на Ваше заключение. Ваше Преосвященство! Умоляю Вас, не отвратите моей просьбы: просмотрите то, чем я болею, и, если найдете что-либо удобоприемлемым, прошу Вас, Владыка, содействовать в Патриархии и испросить разрешение и благословение Его Святейшества на продолжение работы. Я рад буду, Ваше Преосвященство, трудиться в этом направлении под Вашим непосредственным руководством. Препровождаю Вам, Ваше Преосвященство, 13 дней сентября месяца, из которых 11 дней были выполнены до получения Вашего письма, а 12-е и 13-е число мною написаны значительно в сокращенном объеме. Кроме того, в последних двух днях нет Апостольских и Евангельских чтений и нет Тропарей и Кондаков. А в моем плане мне желательно составить настольную книгу для христианской семьи, для людей, которые, может быть, в большем счете захотят в этот день прочитать принадлежащие этому дню Апостол и Евангелие, а на молитве прочитать и тропарь и кондак данного святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010