Но если надежды и чаяния избавления и спасения предъявляют Церкви Христовой и Нам – ее смиренному служителю, то и средства для спасения подобает искать и почерпать лишь в своей области. И Мы считаем, что средства для спасения Родины подобает искать и указывать не в тех или иных формах правления, не в тех или иных общегосударственных начинаниях, быть может важных, нужных и полезных, но находящихся вне Нашей области, которая вся не от мира сего, и, будучи прежде всего служителем Духа, Мы должны указывать иные, не земные, – высшие духовные начала: веру в Промысл Божий, сознание своей греховности, сознание людского бессилия, покаяние, любовь к ближним, прекращение раздоров, искренняя и горячая готовность, и не на словах только, а на деле, жертвовать всем дорогим ради спасения Родины, памятуя непреложность закона, что «праведность возвышает народ, а нечестие умаляет племена« ( Прит.14:34 ), что «семя свято – стояние мира» ( Ис.6:13 ) и что «праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены и искоренены из нее« ( Прит.2:21–22 ). А посему в поучениях, обращениях и посланиях Наших звали Мы верных чад Наших к покаянию, к вере, любви, к прекращению междоусобной вражды, к прощению, а не к мщению. Звали и зовем к согласию классов, к тому, чтобы попытаться мирно сговориться друг с другом и принять участие в общем деле спасения Родины. Звали и зовем к насаждению реформ не путем насилия, а путем постепенного широкого нравственного влияния, просветления личности и перевоспитания общества на чисто христианских началах, без чего всякие реформы в конце концов сведутся на нет. Лишь на этих основаниях возможно спасение государства, ибо само несчастье, обрушившееся на Родину нашу, ниспослано нам за беззаконие наше, и доколе не вразумится русский народ, доколе в основание спасения своего не положит учения евангельского и не будет новую свою жизнь строить со Христом и во Христе, не отвратится от нас карающая десница Божия. И уже под безграничной милостью Божией всё глубже и глубже в сознание народа проникает убеждение в необходимости таких коренных нравственных реформ и такого очищения духа, а наша Святая Церковь становится поистине светильником в темном месте и пристанью для корабля, плывущего по бурному житейскому морю и для широких народных масс и для интеллигентских кругов, недавно еще чуждавшихся Церкви, а ныне, в лице лучших ее представителей, выступающих на работу церковную и зачастую почитающих великим счастьем принимать священный сан, становясь в ряды смиреннных служителей алтаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Скачать epub pdf Приветствую тебя, возлюбленный, с принятием благодати священства. Когда душа наша соприкасается с Божественною благодатью, она размягчается в обычном своем ожесточении, как воск делается мягким от действия огня. Думаю, что и твоя душа испытывает подобное состояние в эти священные и исключительные минуты твоей жизни, и пользуюсь этим, чтобы преподать тебе наставление в твоем новом служении. Ты же запечатлей его и преклони «не ухо только, но и сердце» к глаголам моим. Из многих предметов почитаю благовременным огласить слух твой указанием того, что требуется от тебя как священника. В своем новом сане ты вступаешь на прежнее знакомое тебе место, посему знаешь отчасти, что там потребно. Паству твою составляют греки, арабы, славяне. Многие годы обходились они без священника; прибывши сюда для снискания себе пропитания, хлеба насущного, они, быть может, мало помышляли о хлебе небесном, о «едином... на потребу» ( Лк.10:42 ). От сего сердце их не могло не одебелеть, и когда им было даровано духовное утешение в лице священника, быть может сердце их не достаточно разгорелось святым огнем и не было снедаемо любовью к Божественному. Они и знают, что Божия «Премудрость создала себе и среди них дом, заклала и для них своя жертвенныя... и уготовала трапезу» ( Прит. 9:1–2 ), но все же нужно еще звать их и «при дороге, и при вратех, и на вершине гор», звать, чтобы они «оставили свое безумие и предпочли знание Божественнаго чистому золоту» ( Прит. 8:2–3, 19 ). Что же? Будем ли тяготиться сим? Ведь мы «рабы премудрости», которых она для сей цели и посылает. «На се бо ныне и ты посылаешься ею». Посему благовествуй не только жаждущим сего, но тяготись «искать и не ищущих тебя и открываться не вопрошающим тебя и простирать руки к непослушным и непокорным» ( Ис. 65, 1–2 ). Другие нередко «обходят море и сушу, дабы обратить хотя одного» ( Матф. 23, 15 ). Ускори и ты на помощь и потщися на умоление всех, кои холодны к матери своей, святой церкви православной. Другую часть твоей паствы составляют воссоединившиеся от унии, живущие в Вилькенсоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Одержимость бывает разная… Разной силы, разных степеней, разных видов. Но основа одна – самоутверждение, отрыв от Бога, от стихии единого центра. Описывая в одном из своих сочинений грядущего «сына погибели» – антихриста, философ Вл. Соловьев говорит: «он (антихрист) верил в добро, в Бога, в Мессию, но любил только себя.» В этом преимущественном «самолюблении» – путь отступления от Бога. И не напрасно Господь, призывая апостола Петра при Тивериадском море, спрашивал его: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?” Возлюбить Бога «паче сих,» устремиться к Нему всем сердцем – вот путь христианской жизни и христианского подвига. И на этом пути, как это ни звучит странно, скорби и страдания – наши друзья. Они раскрывают нам убожество наших временных ценностей. Они, если мы умеем пользоваться ими, ведут и приближают нас к ценностям вечным. К вечно сияющей в небесах Божественной Любви ведет нас жизнь с ее «волчцами и терниями.» Но на этом пути больше всего надо остерегаться подмены служения Богу служением духу зла, лжи самоутверждения и потери простоты во Христе. Познай свои грехи, познай свою духовную нищету. Познай, что причина непонимания тобою предметов духовного мира не в них, а в тебе, и это смирение на многое откроет твои глаза и приведет тебя к вратам Царствия. Гнев Преподобный Максим Исповедник : – Когда ты оскорблен кем-нибудь, или в чем унижен, берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления, отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти. Преподобный Феодор Эдесский : – Гневу и ярости не позволяй водворяться в душе Твоей; «раздражительный выказывает глупость» ( Прит. 14:29 ) “мудрость почиет в сердце разумного« ( Прит. 14:33 ). Преподобный Нил Синайский : – Гнев, – неистовая страсть, зверскою делает душу и заставляет уклоняться от дружелюбного собеседования. Молитва раздраженного – мерзостное курение, псалмопение гневливого – неприятный звук. Если твердое имеешь основание в любви, то ей паче внимай, нежели тому, что оскорбляет тебя.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

I. В слове Божием говорится, что Бог – 1. Хранит нас в течение всей жизни: а) дарует нам всё потребное для поддержания и услаждения бытия: богатым в нынешнем веце, запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива дающаго нам вся обильно в наслаждение ( 1Тим. 6:17 ); б) печется об участи каждого из нас: всю печаль вашу возвергше нань, яко Той печется о вас ( 1Пет. 5:7 ). 2. Содействует нам в деятельности: а) Он посылает нам помощь и подкрепление: помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю ( Пс. 120:2 ); б) Он руководит и направляет нас: от Господа исправляются стопы мужу ( Прит. 20:24 ); всяк муж является себе праведен: управляет же сердца Господь ( Прит. 21:2 ); в) без помощи Его мы не могли бы ничего сделать: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий ( Пс. 126:1 ). 3. Наконец, Сам же назначает предел нашей земной жизни и деятельности: изочтени месяцы его (человека) от Тебе, на время положил ecu, и не преступит ( Иов. 14:5 ). II. Хотя Бог, как всеблагий, распростирает Свой отеческий промысл на всех людей, каковы бы они ни были, – сияет солнце Свое на злыя и благия, дождит на праведныя и на неправедныя ( Мф. 5:45 ); но, как праведный, преимущественное Свое попечение Он сосредоточивает на праведниках. Эту истину Св. Писание подтверждает многочисленными изречениями, таковы: а) Очи Господни на праведныя, и уши его в молитву их: Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их ( Пс. 33:16–17 ); б) милость Господня от века и до века на боящихся Его: И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я ( Пс. 102:17–18 ); в) хранит Господь вся любящия Его, и вся грешники потребит ( Пс. 144:20 ); г) весть Господь благочестивыя от напасти избавляти, неправедники же на день судный мучимы блюсти ( 2Пет. 2:9 ); д) вемы, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое ( Рим. 8:28 ). Примеч. Что касается до вопроса: отчего праведники часто бедствуют на земле, а грешники благоденствуют и пользуются дарами счастья; на это заметим –

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

5. Бедствия, которым подвергаются праведники, и счастье грешников, часто зависят от людей, от их несправедливости или пристрастия, – от их свободной воли. Но Бог, как вообще не стесняет свободы Своих тварей, так не желает ее стеснять и в этом случае. Потому-то и сказал Спаситель ученикам Своим: поминайте слово, еже Азе рех вам: несть раб болие Господа своего; аще Мене изгнаша, и вас изженут ( Ин. 15 : 20 ), и Апостол предсказал: вси хотящи благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут ( 2Тим. 3:12 ). 6. Настоящая жизнь есть только время подвигов, как для праведников, так и для грешников, а воздаяние должно быть уже по окончании подвигов. Оно и будет, это праведнейшее воздаяние, в жизни другой, загробной, где праведники просветятся, яко солнце в царствии Отца их ( Мф. 13 : 43 ), а грешники предадутся во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф. 25 : 41 ). 7. Известно наконец, что не все праведники бедствуют на земле и не всегда; напротив, часто они наслаждаются благами жизни, и дворы праведных видимо благословляются Богом ( Прит. 3:33 ). Равным образом и грешники не все здесь благоденствуют и не всегда, но часто страждут от самых своих грехов ( Прем. 11 : 17 ), часто терпят заслуженные наказания от людей, часто клятва Господня обязательна для всех в домах нечестивых ( Прит. 3:33 ). § 70. Способы промышления Божие о человеке и переход к следующей части Способы промышления Божия о человеке многочисленны и разнообразны; но все они относятся к двум главнейшим, из которых один называется способом естественным, а другой сверхъестественным. Естественный способ промышления Божия о людях состоит в том, что Бог хранит их, содействует им в доброй деятельности и направляет их к последней цели их бытия средствами естественными, например: а) когда с небесе нам дождь дает, и времена плодоносна, и исполняет пищею и веселием сердца наша ( Деян. 14:17 ); б) когда наставляет нас на путь истины и добра через нашу совесть, как в язычниках, иже являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести ( Рим. 2:15 ); в) когда наказывает грешников естественным образом, чтобы их вразумить и исправить ( 1Кор. 11:32 ), или чтобы их казнью вразумить и исправить других ( 2Пет. 2:6 ); г) когда препятствует нам творить зло, удаляя случаи ко греху, как видно из примера Саула ( 1Цар. 19:11 ); д) когда устраивает обстоятельства так, что из худых действий проистекают для людей благие последствия, чему пример известен из истории Иосифа ( Быт. 50:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Епископ Августин (Гуляницкий) Первое окружное послание о девстве, или к девственникам и девственницам Глава I. Всем, любящим спасение свое во Христе чрез Бога Отца и повинующимся истине Божией в надежде жизни вечной, любящим братий своих и ближних своих любовию Божиею, блаженным девственникам, решившимся хранить девство свое ради царствия небеснаго, и святым девственницам (желаю) о Господе здравствовать. Глава II. Всякому девственнику и всякой девственнице, решившимся по истине сохранять свое девство ради царствия небеснаго, необходимо во всем быть годным для этого царствия. Ибо царство небесное восхищается не словом, ни именем, ни образованием, ни происхождением, ни красотою, ни силою, ни долголетием, но доблестию веры, когда человек являет дела веры. Кто истинно праведен, того дела свидетельствуют о его вере, что он истинно верен – верою великою, верою совершенною, верою в Бога, верою сияющею благими делами, да славится Отец всех чрез Христа. Так и истинные девственники и девственницы слушают того, кто сказал: «правда и вера да не оскудевают тебе: обложи их на твоей выи», и обрящешь милосердие душе твоей, и будешь мыслить благость 1 «пред Богом и человеки» ( Прит. 3, 3–4 ). «Путие праведных подобне свету светятся, предходят и просвещают, дóндеже исправится день» ( Прит. 4, 18 ). Отблески света их просвещают и ныне всю тварь добрыми делами, так что они по истине суть «свет мира» ( Матф. 5, 14 ), сияющий «седящим во тме» ( Псал. 106, 10 ; Матф. 4, 16 ), чтоб они встали и перешли из тмы чрез свет добрых дел страха Божия, «да видят добрая дела и прославят Отца» своего «небеснаго» ( Матф. 5, 16 ). Ибо человеку Божию необходимо быть совершенным во всех делах и словах своих, украшаться во всем поведении своем всем честным и благопристойным, и все дела свои совершать в правде, как человеку Божию. Глава III. Девственники и девственницы суть прекрасные образцы для верующих и имеющих веровать. Ибо одно имя без дел не вводит в царствие небесное. Истинно верующий спасется, а кто только по имени называется верующим, а на деле не таков, тот не может спастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

А для сего велел еще исследовать Писания: ибо вы думаете, – говорил Он им, – через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). Вечная жизнь состоит в познании истинного Бога и Его же, как сказано, Которого послал Он Иисуса Христа (Ср. Ин.17:3 ). В том живот бе ( Ин.1:4 ). Но откуда же мы можем иметь познание об этом источнике жизни вечной, как не от слов Божиих? Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:11 ); от лица Его познание и разум ( Прит.2:6 ). Через рассматривание видимых творений хотя и познается бытие Бога, – присносущная сила Его и премудрость; однако ж познать Его как Спасителя душ наших, как Подателя вечной жизни, этого никто не может без откровения Божия. Одно только Божие слово открывает нам Бога Слово. Потому и святой Златоуст сказал: «познание Бога достигается посредством прилежного чтения Божественного Писания. Ибо кто читает о Боге, и Бога обрести желает, тот старается и жить богоугодно; а такая жизнь подает свет душе». Посему и Писание учит: аще взыщеши премудрости Господней, – испытаешь откровения Его, тогда уразумеешь страх Господень, и познание Божие обрящеши ( Прит.2:4, 5 ). Все мы, христиане, получаем, как наследство, веру в Господа нашего Иисуса Христа от святого крещения; но и сей великий Божий дар может ленивый и лукавый раб обратить в погибель себе, как и тот, кто получил один талант и зарыл его в землю. Ибо вера без добрых дел мертва есть ( Иак.2:20 ), как сказано; а потому и бездельный христианин мертв душою, истинной веры нет в нем. Добрые же дела оживляют веру, труды и скорби в делах богоугодных подают радость спасения; потому и сказано нам: подвизайтеся внити сквозь тесная врата; ибо тесная врата и узкий путь ведут к бессмертному животу ( Лк.13:24 , Мф.7:14 ). Напротив же, далеко от нечестивых спасение, – сказал пророк Давид пред Господом, – ибо они уставов Твоих не держатся ( Пс.118:155 ). Прельщаются и погибают, не ведуще истины Божественного Писания, и те, которые думают, что благочестие служит им для прибытка, и, хотя творят дела, указанные Богом, но ради приобретения только временных благ себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). Нет даных 3). Нет данных 4). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год О больницах и богадельнях, состоящих при монастырях и церквах (Ведомость [размерность – ед.] Больницы (всего), в т.ч. – при монастырях – при церквах Богадельни (всего), в т.ч. – при монастырях – при церквах Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В табл 7, видимо, опечатка в годе: указан 1875 г. вместо 1876 г. 3). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В 1878 г. в мужских монастырях должно быть по штату – 4352 монашествующих, В женских монастырях картина обратная до 20% 3). В 1879 Мужск. мон. по штату – 4383 4). В 1880 Мужск. мон. по штату – 44045). В 1881 Мужск. мон. по штату – 4504 6). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 7). Нет данных в О1887 и О1888–89 8). В 1889 Мужск. мон. по штату – 4167, Женский штат – 2843 на лицо – 4040 чел. Превышение в 1,4 раза. 9). Нет данных в О1899 и О1900 О церквах (Ведомость [размерность – ед.] Соборы Церкви [в т.ч. выборочно]: – церкви при мужских и женских монастырях – церкви приходские и ружные – церкви единоверческие – церкви кладбищенские Часовни и молитвенные дома Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 3). Число училищ введено условно 4). В 1903 г. к тому еще 75 женских училищ Об учившихся в духовных учебных заведениях (Ведомость [размерность – чел.] Дата Учащихся в академиях (всего), в т.ч. [выборочно] – казеннокоштных – пользующихся пособием Учащихся в семинариях (всего), в т.ч. [выборочно] – казеннокоштных – пользующихся пособием Учащихся в училищах (всего), в т.ч. [выборочно] – пользующихся пособием Итого учащихся, в т.ч. – казеннокоштных – пользующихся пособием Доля казеннокоштных учащихся, % Доля учащихся, пользующихся пособием, % Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 2).и 3). 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 3). Ошибка в сумме до 15% 4). За 1902 г. в семинариях в число казеннокоштных взята сумма казенно- и полуказеннокоштных

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010