1:20. Комментаторы справедливо отмечают, что Павел опирается здесь на такие тексты, как Ис. 19:12 ; 33и Иов. 12 (ср. также: Прит. 21:30 ; Ис.29:14;44:25;47:10 ; Иер. 8:8,9; 9:12,23 ). «Совопросник века сего» – вероятно, профессиональный ритор, которого философы презирали за пустословие и отсутствие мысли. Но Павел бросает вызов и самим философам («мудрецам»). 1:21. В греческой комедии герой притворялся простаком, но в конце его мудрость становилась очевидной для всех; в отличие от этого героя, глупцом был тот, кто заявлял о своей мудрости и, предвкушая грядущийтриумф, неожиданно для себя терпел неудачу. Платон говорил, что человеческая мудрость ничтожна и что люди должны искать божественную мудрость. 1:22,23. Греки были известны своей любовью к познанию. И греки, и иудеи одинаково жаждали чудес, но Павел отделяет здесь греков от иудеев ради риторического эффекта. О «безумии» креста для тех и других см. в коммент. к 1:18. 1:24,25. В древности божественная сила обычно связывалась с чудотворцами. Павел использует выражения «немудрое Божие» и «немощное Божие» в ироническом смысле: самая малая крупица Божественной мудрости превосходит наивысшую человеческую мудрость. Ирония была характерным риторическим приемом. 1:26–31 Изменение статуса 1:26–29. У римлян социальное положение определялось происхождением («благородством»), а не богатством; но большинство коринфских христиан происходили из низших слоев общества, которые составляли его костяк. Тем не менее из осторожно сказанного Павлом «не много» можно предположить, что были среди них и люди более высокого положения, в том числе владельцы Домов, в которых проводились церковные собрания. Этот отрывок, отражая мысль Иеремии (9:23), дает Павлу возможность процитировать текст из Иер. 9в ст. 31. 1:30. В еврейской и греческой литературе мудрость иногда персонифицировалась. Христос, будучи воплощением Божьей премудрости (8:6; ср.: Ин. 1:1 – 18 ), воздействует на человека как праведность, освящение и искупление, полностью преобразуя его для Бога. 3акон рассматривался одновременно и как мудрость ( Втор. 4:6 ), и как праведность ( Втор. 6:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Беседа увещательная, сказанная в храме святой Анастасии в отношении отсутствующих. Том 12, книга 1, беседа 38   1. Насколько собравшихся меньше обычного, настолько и мы будем пользоваться большим усердием. И несправедливо было бы, чтобы нерадение отсутствующих оскорбило наше старание, но из-за самого этого предложим трапезу даже более щедрую, чтобы не прибывшие, познав опытом наказание, сделались наконец старательнее относительно этих собраний. По­тому также вашу любовь приглашаю быть внимательными к  го­воримому; для вас будет двойная польза: передавая говори­мое отсутствующим, вы сделаете их более старательными, также свою душу совершите более любомудрою. Как природа земли, о которой нерадят, производит худые травы, а постоянно лелеемая земледельческими руками, даёт зрелый плод, так и душа человека - лежащая в  лености рождает терние прегрешений, а пользующаяся попечениями приносит красующийся плод добродетели. Потому и некто мудрый увещевает, говоря: " Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась " (Прит. 24:30-31). Чтобы этого не было теперь, мы постоянно пользуемся серпом слова; и, если вырастает что-нибудь худое, всегда вырезаем; а если что-нибудь зрелое, имеющее плод, - питаем, орошаем и доводим до цвета, постоянно выражая свою заботу. Мы нуждаемся в  двойном попечении, вернее, даже в  тройном: в  одном - чтобы нам быть свободными от  порочности, в  другом - чтобы приобрести себе добродетель; а после этого - чтобы соблюсти приобретенную; здесь даже больше всего нужно труда, потому что тот лукавый демон, завидуя и нашей красоте, больше нападает на преуспевших; и как пираты и потопители минуют корабли с  песком, а если где-нибудь увидят с  дорогою кладью и с  хранящимся в  них богатством, нападают на них, пробуравливая снизу, поражая сверху, упо­требляя всякую хитрость, так и диавол обычно поражает, завидует и коварствует в  особенности против собравших много добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1. Насколько собравшихся меньше обычного, настолько и мы будем пользоваться большим усердием. И несправедливо было бы, чтобы нерадение отсутствующих оскорбило наше старание, но из-за самого этого предложим трапезу даже более щедрую, чтобы не прибывшие, познав опытом наказание, сделались наконец старательнее относительно этих собраний. Потому также вашу любовь приглашаю быть внимательными к говоримому; для вас будет двойная польза: передавая говоримое отсутствующим, вы сделаете их более старательными, также свою душу совершите более любомудрою. Как природа земли, о которой нерадят, производит худые травы, а постоянно лелеемая земледельческими руками, даёт зрелый плод, так и душа человека - лежащая в лености рождает терние прегрешений, а пользующаяся попечениями приносит красующийся плод добродетели. Потому и некто мудрый увещевает, говоря: " Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась " (Прит. 24:30-31). Чтобы этого не было теперь, мы постоянно пользуемся серпом слова; и, если вырастает что-нибудь худое, всегда вырезаем; а если что-нибудь зрелое, имеющее плод, - питаем, орошаем и доводим до цвета, постоянно выражая свою заботу. Мы нуждаемся в двойном попечении, вернее, даже в тройном: в одном - чтобы нам быть свободными от порочности, в другом - чтобы приобрести себе добродетель; а после этого - чтобы соблюсти приобретенную; здесь даже больше всего нужно труда, потому что тот лукавый демон, завидуя и нашей красоте, больше нападает на преуспевших; и как пираты и потопители минуют корабли с песком, а если где-нибудь увидят с дорогою кладью и с хранящимся в них богатством, нападают на них, пробуравливая снизу, поражая сверху, употребляя всякую хитрость, так и диавол обычно поражает, завидует и коварствует в особенности против собравших много добродетели. Столько было людей по вселенной при Иове, и только против него он вооружился и употребил все свои хитрости; однако, не в силах был произвести кораблекрушение, но полнее сделал кладь, и приумножил товар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1639...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГУР Агур [евр.  ,  ], имя предполагаемого автора 30-й гл. кн. Притчей Соломоновых , встречающееся в надписании этой главы: «Слова Агура, сына Иакеева. Вдохновенные изречения (евр.  ,  ), которые сказал этот человек Ифиилу, Ифиилу и Укалу». В древности было принято считать, что имя А. восходит к евр. глаголу  ,   со значением «собирать», (т. е. «собиратель»). Во 2-й пол. XX в. доминирует мнение, согласно к-рому это имя означает «нанятый, наемник» (от евр. глагола   II - нанимать) (Köhler). В арам. диалекте вавилонского Талмуда и в сир. языке есть субстантивированное пассивное причастие   - наемный рабочий (Beyer. S. 505). В палестинском арам. зафиксировано мужское имя     (Beyer. S. 395). Имена А. и Иакея в Свящ. Писании больше не упоминаются, однако встречаются в южноараб. (сабейских) надписях (Ryckmans. I 226; II 24). Кроме того, имя А. отмечено в арам. документах евр. поселения в Элефантине. Полагали, что А.- одно из символических имен царя Соломона. Мидраш под именем А. понимает Соломона, к-рый «собрал» (от евр.   II,   - собирать) мудрость, но «отрыгнул» ее (от евр.  ,  - плевать, вырвать; отсюда «сын Иакеев»), когда взял много жен из язычниц. Эта традиция понимания имени А. отражена в Вульгате : «Слова собирающего (verba congregantis) (т. е. Соломона как собирателя мудрости) сына отрыгивающего (filii vomentis)» (т. е. Давида, «отрыгивающего слово благо» - Пс 44. 2). Септуагинта (в большей части списков) не видит в А. конкретной личности и переводит слова нарицательно: «Бойся слов моих...» (τος μος λγους ... φοβθητι), что основано на понимании имени А. как формы евр. глагола  ,   (одно из значений к-рого - бояться). Впрочем, Пешитта , арам. Таргум и Венский кодекс Септуагинты (Codex Venetus) понимают А. как имя собственное. Евр. слово   может быть понято и как вдохновенное изречение (ср. Ис 14. 28; 15. 1 и др.), и как название одного из араб. племен (А. «из Массы», т. е. из племени измаилитов (Быт 25. 14)). Возможно, речь идет о брате Ламуэля, сына царицы Массы (ср. Прит 31. 1). По-видимому, под А. нужно понимать одного из древневост. мудрецов араб. или арам. происхождения. Таким лицам, как, напр., Ахикару, приписывалось авторство целого ряда изречений. Лит.: Глаголев А. , свящ. Книга Притчей Соломоновых// Лопухин. Толковая Библия. СПб., 1907. Т. 4. С. 418, 496-497; Ryckmans G. Les noms propres sud-sémitiques. Louvain, 1934-1935. Vol. 1-3; Keil C. F. , Delitzsch F. Biblical Commentary on the Proverbs of Solomon. Grand Rapids, 1950; Sauer G. Die Sprüche Agurs. Gött., 1953. (BWANT; Bd. 4); K ö hler E. Hebräisches und Aramäisches Lexikon. B., 1961. Bd. 1; Beyer H. Aramäische Texte des Toten Meer. Gött., 1984; Berry D. K. Agur//ABD. Vol. 1. А. К. Лявданский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63420.html

Во 2-й Паремье 80 ( Прит.3:19–33 ) на вечерне Пятка показывается Божественное величие Мудрости, что она содействовала Богу в сотворении мира. Посему Мудрость, как содейственница Богу, во всяком состоянии, не только бодрственном, деятельном, но и во сне, сохранит держащегося от всякого зла невредимым. «19) Бог мудростью основал землю, разумом утвердил небеса. 20) По Его Мудрости разверзлись бездны (произошли моря), и облака окропляют росою. 21) Сын мой! Не выпускай из твоих очей, твердо держись мудрости и рассудительности. 22) Они дадут жизнь душе твоей, будут украшением для выи твоей. 23) Тогда безопасно пойдешь путем твоим, и нога твоя не споткнется. 24) Когда пойдешь ко сну, ничего не будешь бояться, и когда уснешь, приятен будет сон твой. 25) Не будешь страшиться внезапного ужаса, ни зла, какое будут тебе расставлять люди порочные. 26) Ибо Господь будет подле тебя и сохранит ногу твою от сети. 27) Не отказывай в благотворении требующим, когда в руке твоей есть возможность сделать добро. 28) Не говори просящему: поди, придешь опять, завтра дам тебе, тогда как есть у тебя, что дать. 29) Не измышляй зла на друга твоего, когда он благонадежно живет с тобою. 30) Не заводи с человеком ссоры без причины, когда он не сделал тебе зла. 31) Не завидуй человеку живущему неправдою, и не подражай путям его. 32) Ибо Господь гнушается нечестивыми, а к добродетельным благоволит. 33) Клятва Господня на домах нечестивых, а жилища праведных Он благословляет. 34) Надменных унижает, а смиренным дает благодать». Наставник, дабы одушевить наставляемого любовью и благоговением к исканию мудрости, показывает важность и величие первообразной Мудрости, что Мудростью основал Бог землю и небеса, короче сказать: вселенную ( Прит.3:19–20 ); отселе переходит к наставлению, – твердо, неуклонно, неослабно держаться мудрости; она любящего ее сохранит не только в бодрственном состоянии, но и во сне, который под кровом и охранением мудрости будет сладок и безопасен от всякого смущения ( Прит.3:21–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

в) поскольку Бог существует независимо от условий пространства: то в уме Божиим нет представлений чувственных и познание Его – познание без образов, знание предметов не по их явлениях, а по внутренней сущности; Аще утаится кто в сокровенных и Аз не узрю ли его? рече Господь. Еда небо и землю не Аз наполняю ( Иер. 23:24 ). § 30. Премудрость Божия Премудрость Божия есть совершеннейшее знание наилучших целей и средств и такое же уменье прилагать последние к первым. И естественный разум при рассматривании устройства мира, при размышлении о судьбе народов и каждого человека, убеждается в высочайшей премудрости Вседержителя. «Одна травка или одна былинка достаточна занять всю мысль твою разсмотрением искусства, с какими она произведена, разсуждал Василий в. 137 . Еще более прибавим к тому, требуется мудрости для того, чтобы миры нравственный и физический сохраняли гармонию между собою. И языческие мудрецы благоговели пред мудростью Творца и Промыслителя мира 138 . Св. писание а) называет Бога единым премудрым ( Рим. 14:26 . Тим. 1:17) и источником мудрости для всех: Господь дает премудрость, и от лица Его познание и разум ( Прит. 2:6 . Иак. 1:5 ). б) Ветхозаветное откровение указывает на миф, как на зерцало премудрости Божией. Так Давид восклицает: яко возвеличишася дела твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси ( Пс. 103:24 .  Иер. 10:12 .  Прит. 3:19 ). в) В новом откровении дело премудрости Божией есть совершение спасения нашего, во Христе. Апостол говорит: мы же проповедуем Христа распята, иудеемеубо соблазн, еллином же безумие, самим же званным Христа – Божию силу и Божию премудрость ( 1Кор. 23:24 ). После разсмотрения плана спасения иудеев и язычнников восклицает: о глубина богатства и премудрости и разума Божия яко не испытаны судове Его и неизследовани пути Его ( Рим. 11:33 ). § 31. Воля Божия; предмет хотений ея; ея свойства Жизнь Божия обнаруживается умом, обнаруживается и волею. Как ум Божий есть всесовершенный, так и воля Божия есть самая совершенная. Она есть то свойство Божие, по которому Бог сообразно высоким помыслам ума своего желает только доброго и свои хотения выполняет без всякого препятствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пытки и различные формы унижения подследственных (ОСК РПЦ. IX.2) Ненависть и злоба по отношению к кому бы то ни было, включая себя, пожелание человеку зла и проклятье ( 1Ин.3:15 ; Рим.1:29 ) Жестокосердие и недружелюбие ( Рим.1:31 ). Жестокосердие – жестокость, как особенность характера, связанная с ожесточением сердца, то есть с состоянием личности, при котором такие естественные для человека душевные чувства (качества) как сердечность, любовь и сострадание к ближнему проявляются крайне незначительно или не проявляются вовсе. Недружелюбие, как грех, всегда мотивировано каким-либо дурным стремлением (например, человек избегает дружбы с людьми, потому что считает их всех недостойными себя, презирает людей) Злонравие – постоянная сердитость и злючесть, проявляемые в непрестанных вспышках гнева, брани и ссорах; когда человеку нельзя ничем угодить и он всегда будет недоволен ( Рим.1:29 ) Непрощение обид, злопамятность ( Мф.18:34-35 ; Рим.1:31 ) Неправедный гнев – желание мести человеку или группе людей, мотивированное злобой или другим греховным стремлением ( Мф.5:22 ) Такой гнев становится тяжким грехом при условии , что у гневающегося присутствует осознанное желание убить ближнего или нанести ему серьезный ущерб. Устраивание козней ближнему, злые замыслы ( Рим.1:29 ; Прит.24:8 ) Месть – причинение зла кому-либо, чему-либо за нанесенный ущерб, оскорбление и т. п. ( Мф.5:39 ; Рим.12:19 ) Не следует путать греховную месть и справедливое воздаяние за действия несправедливого (противозаконного) характера. Последнее морально оправданно, если осуществляется в рамках закона и не мотивировано желанием причинить зло. Оскорбления и угрозы, сознательно мотивированные злобой или другим греховным стремлением ( Мф.5:22 ; Рим. 1:30 ). Относительно других оскорблений Церковь учит: « Те, на ком лежит обязанность наставлять других, если от избытка сердечного чувства скажут какое-нибудь оскорбительное слово согрешившему, не в обиду или в унижение, а в духовное назидание ближнего; и таковые не только не отлучают себя от этого блаженства, но еще и исполняют свой долг » (Прав. исповедание. Ч. 2, вопр. 35).

http://azbyka.ru/idi-i-vpred-ne-greshi

24    Протоиерей Алексий Мечёв (1859-1923) — один из известнейших московских священников — подвижников начала XX столетия. С 1893 г — священник храма Святителя Николая Чдотворца в Клённиках на Маросейке, в котором прослужил до конца жизни. Здесь благодаря его пастырской деятельности, любви и доброте постепенно образовалась значительная община прихожан, многие из которых также послужили Церкви в период богоборчества. Прославлен в лике святых в 2000 г 25 См.: Прит. 11: 25; 2 Кор. 9: 6-7. 26    Из покаянного канона преп. Андрея Критского. 27    См.: Лк. 23: 42-43. 28 См.: Мф. 25: 14-30; Лк. 19: 11-28. 29 Протоиерей Николай Блубцов (1900-1963) — известный московский духовник, с 1949 г служил в московской церкви Ризоположения на Донской улице и в Малом соборе Донского монастыря. Среди духовных чад было много интеллигенции. 30 См.: Иов. 1: 21. 31 Намек на наркома внутренних дел Н. И. Ежова (18951940) — народного комиссара внутренних дел в 1936-1938 гг ., генерального комиссара госбезопасности с 1937 г. 32 См.: Мф. 27: 24. Ночь в Муроме. Бабушка, тетя Наташа, тетя Маруся, наша дивеевская Анюта. Все молчаливо напуганы. —    Что ты думаешь делать? —    Ехать в Горький. —    Вот тебе адрес. Это наши и твои тоже дальние родственники, у них остановись. Они помогут. Все по очереди перекрестили меня. В путь! На следующий день —Горький. Тут родился и рос великий певец великой революции. «Между тучами и морем гордо реет буревестник, черной молнии подобный!» 1 «Черная молния» — сколько в ней зла, а не поэзии, сколько разрушительной силы, вот когда надо зажигать страстные свечи у икон и читать акафисты «Неопалимой Купине»! Только бы найти! Найти и передать вот этот узел с теплыми вещами. Уже идет снег. Зима скоро. Разыскав своих дальних тетушек, напившись с дороги крепкого чая, узнав дорогу к Горьковскому централу, я двинулся в путь. О Боже! Народу тьма. На белом, только что выпавшем снегу черная, распластанная по нему как зловещие крылья буревестника, зигзагообразно, «черной молнии подобно», очередь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

30) Страшный суд Божий будет в полночь Еще значение благовеста церковного следующее есть: как благовест рано утром и внезапно бывает, возбуждая нас от сна ночного; так и глас трубы Ангелов будет внезапно ночью, и будет возбуждать как живых от сна, так и умерших воскресит из мертвых, о чем сам И. Христос свидетельствует, говоря: «глаголю вам: в ту нощь будет два на одре едином: един поемлется, а другой оставляется» ( Лк.17:34 ). Поэтому в полунощи колокол возбуждает нас от сна, призывает в храм на общественную молитву, и этим нас подготовляет к ожиданию суда Божия. А ваша молоканская церковь безгласна и ленива, не возбуждает вас в полунощи, но, подобно юродивым девам, спит непробудным сном и вас научает отвергать глас церковный. Знайте же, что если вы ныне отвергаете глас колокола и не слушаетесь его, призывающего вас ко Господу, то не можете отвергнуть глас трубы Архангельской о суде. Итак, подумайте-ка о себе, достоуважаемые наши собеседники, кого вы оскорбляете при отвержении церковного благовеста. Бог ныне чрез церковный благовест ежедневно призывает вас к Себе, а вы затыкаете уши свои от гласа Господня и всячески ругаетесь ему; этим вы сильно оскорбляете Господа. Но придет же время вашей годины, когда вы с плачевными воплями будете взывать ко Господу о помиловании вас и о избавлении от вечных геенских мук; но тогда уже бог не послушает гласа вашего, и отвратит лице Свое от вас, – скажет вам тогда в обличение сими словами: «Понеже звах (вас) и не послушасте, и простирах словеса и не внимасте, но отметосе Моя советы и Моим обличениям не внимасте, убо аз вашей погибели посмеюся, порадуюся же, егда приидет вам пагуба, и будет бо еда призовете Мя, Аз же не послушаю вас; взыщут Мене злии и не обрящут» (Прит. Сол.1:24, 26:28; Пс.80:12–13 ). 31) Ныне многие Божественные гласы призывают заблуждших к святилищу Божию Ныне Бог многими гласы призывает вас, а вы не слушаете Его. Он призывает вас чрез Слово Божие; Он призывает вас чрез Своих проповедников и пастырей; Он призывает вас чрез прославление святых нетлением святых мощей; Он призывает вас чрез глас Своего церковного благовеста, но все эти призывы для вас являются бесполезными и вами отверженными.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

К совершению дел милосердия и благотворительности ближним побуждает, наконец, всех нас и слово Божие, — и побуждает такими побуждениями, которые не могут быть убедительными разве для одних только неверующих и положительно не думающих о душе своей. Оно учит, что милостыня более всех других добродетелей наших угодна Богу ( Ос.6:6 ; Сир.4:10-11 ); что она от смерти избавляет, т. е. от смерти вечной, или осуждения на вечное мучение, и очищает всякий грех ( Тов.12:9 ); что благотворящий бедному дает взаймы Господу, который, без сомнения, не останется в долгу у человека и воздаст ему за благодеяние его ( Прит.19:17 ); что дела нашего милосердия к бедным и вообще к ближним, к людям, Христос Спаситель на страшном суде Своем оценит так, как-бы они оказаны были нами лично Ему Самому ( Мф.25:34-40 ). Не затворим-же, братие-христиане, утробы щедрот наших к бедным слепцам, о которых напоминает нам нынешнее евангельское чтение и к благотворению, которым призывает нас ныне само высшее правительство наше. Уделим в их пользу от избытков наших, кто что может, — каждый по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, но с любовию и охотно: доброхотна бо дателя любит Бог ( 2 Кор.9:7 ). («Кишиневские Епарх. Ведом.» 1893 г. Поучение в Неделю 4ю Великого поста В нынешнем евангельском чтении повествуется об исцелении Иисусом Христом одного бесноватого отрока, по просьбе его отца ( Мк.9:17-29 ). Из сопоставления сего евангельского рассказа с рассказом о том-же событии у других евангелистов видно, что отрок этот был единственный сын у своего отца, подвергался припадкам своей страшной болезни на новы месяцы, т. е. в новолуния, и исцеление его Иисусом Христом совершилось вскоре после преображения Его на горе аворской ( Мф.17:4-21 ; Лк.9:37-45 ) и не задолго до Его страданий и смерти. Кто читает или внимательно слушает Евангелие, тот знает, что исцеление бесноватого отрока — отнюдь не единственный случай исцеления Иисусом Христом больных этого рода. Христос исцелил также бесноватую дщерь жены хананейской ( Мф.15:21-28 ; Марк.7:24-30 ); исцелил двух бесноватых в стране Гадаринской, или Гергесинской ( Мф.8:28-34 ; Марк.5:1-20 ; Лк.8:26-39 ); в Капернаумской синагоге в одну субботу изгнал нечистого духа из одержимого им человека ( Мк.1:23-26 ; Лк.4:31-36 ); в Вифсаиде, в доме Симона-Петра, после исцеления его тещи, исцелил множество других больных, в том числе — много бесноватых ( Мф.8:16 ; Марк.1:34 ) и проч.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010