Христос весь мир искупил Своею Кровию: 1Ин.2:2 . Он спас всех нас: Тит.3 :б. Но спасенные, мы каждый в отдельности должны облечься в спасающую нас благодать Христову: Гал.3:27 . И кто не уверует во Христа, тот и после Его страданий за мир не спасется: Мк.16:16 . Человек в устроении своего спасения должен всеми силами трудиться сам: Филип.2:12 , и быть твердым и непоколебимым в вере: Кол.1:23 . Если св. Апостол при жизни говорил, что он «за собой ничего не знал», но «тем не оправдывался»: 1Кор.4:4 , и не почитал себя достойным: Фил.3:13–14 , то нам грешным и подавно нельзя вперед хвалиться тем, что мы уже спасены, но как спасенные Кровию Христовой от Адамовой скверны: Рим.5:12 , мы непрестанно должны молиться о том, чтобы избежать греховных напастей и оказаться чистыми на страшном суде: Лк.22:36 ; Мф.25:31–40 . Из книги пророка Даниила Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О храме Дан.1:17–19 . Дан.6:10 , Дан.9:3–23 . Пророк Даниил когда молился, обращал свои взоры к разрушенному Иерусалимскому храму. Во время молитвы он растворил окно в горнице и смотрел в ту сторону, где находится Иерусалим: 6:10. Так поступал Даниил потому, что храмоздатель Соломон, при самом освящении храма, просил Господа внимать молитвам людей, которые и из чужих стран будут обращаться к Иерусалимскому храму, и творить им оправдание: 3Цар.8:44–50 . И три отрока, когда молились в вавилонской пещи огненной, то воссылали молитвы к св. храму с его рукотворенными изображениями херувимов: Дан.3:53–51 . Они помнили обетование Божие ( Исх.25:22 ), обращали свой взор к Господу, седящему на херувимах: 1Цар.4:4 . Значит, все они, если молились Богу не в храме, то причиной этого была явная невозможность для них молиться в храме, к которому они относились с должным почитанием. О царской власти О бодрственном состоянии умерших Об иконопочитании Дан.14:23–24 . Здесь говорится о больном драконе – идоле, которого Вавилоняне чтили за бога и которого Даниил «умертвил», т. е. разбил одним комом смолы: ст.27. Но поскольку св. икона не идол, т. е. изображает не ложного бога, то потому сравнивать священное изображение с идолами и кумирами бессмысленно и грешно: 2Кор.6:16 ; ибо идол «мерзость» пред Господом: Иез.8:9 , а икона «святыня великая»: Исх.30:29; 40:9 . Признавать после этого идолом или кумиром без разбору всякое религиозное изображение, в том числе св. икону, значит быть полным невеждою относительно Божеств. Писания: 2Петр.3:16 , и значит считать, что идолопоклонству чрез Моисея научил Сам Господь: Прит.19:3 . Из книги пророка Осии Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О жертвоприношении О причащении

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Зависть и гнев сокращают жизнь, а забота наводит преждевременную старость (30:26). Не говори: я поступлю с сим человеком, как он поступил со мною, и отмщу ему за обиду. Не делай никому того, чего себе не хочешь от других ( Притч.24:29 ; Тов.4:15 ). Не радуйся падению врага твоего, и да не восхищается сердце твое о его преткновении. Не веселись о смерти его; но вспомни, что все мы помрем ( Притч.24:17 ; Сир.8:8 .) Прощай ближнего твоего, ежели он тебя обидел; и Бог разрешит твои грехи, когда ты помолишься Ему (28:2). Человек хранит гнев против человека, и просит от Господа исцеления! Не имеет сострадания к подобному себе, и молится о прощении грехов своих! Будучи плотью, хранишь гнев: и кто же очистит грехи его? (28:3–5). Ежели враг твой голоден, накорми его; ежели жаждет, напой его ( Прит.25:22 ). Не устраняйся от плачущих; и с сетующими сетуй ( Сир.7:37 ). Не ленись посещать больного; сим укрепится между вами любовь (38). Ссужай ближнего во время нужды его; и отдавай долг в назначенный срок (29:2). По состоянию твоему твори милостыню: имеешь много, подавай много; имеешь мало, подавай и из малого охотно ( Тов.4:7–8 ). Правда и суд Господу приятнее жертвы ( Прит.31:3 ). Милующий нищего взаим дает Господу; и Господь воздаст ему за воздаяние его (19:17). Милостыня очищает всякий грех; избавляет от смерти, и не попускает снити во тьму ( Тов.12:9, 4:11 ). Не отвращай очей от бедного, хотя бы он и сильно докучал тебе, и не давай повода просящим у тебя проклинать тебя в след ( Сир.4:5 ). Склоняй охотно слух твой к нищему, и отвечай ему благосклонно и с кротостью (8). Притесняющий бедного оскорбляет Сотворившего его; а чтущий Бога милует нищего ( Притч.14:31 ). К благодеяниям не примешивай укоризн, и к подаянию – слов огорчительных. Не прохлаждает ли зноя роса? Так и доброе слово лучше даяния. Подлинно часто слово бывает лучше великого дара. А то и другое подает человек благосердый ( Сир.18:15–17 ). Не презирай честного человека за его бедность; и не почитай грешника за его богатство (10:26).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Кто говорит виновному: " ты прав " , того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена: иметь лицеприятие на суде — нехорошо (24:24,23). Это нужно говорить открыто; притом, судя за что-нибудь других, нужно прилагать тот же суд и к самому себе, испытывать и самого себя, умеряя себя, когда увеличивается гнев, сдерживая, когда усиливается страсть, и, возбуждая, когда засыпает разум, такими словами: доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? (6:9). Кто поступает так справедливо, и бывает судьею самому себе, тот научится исправлять суд и не услышит от другого: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: " не прелюбодействуй " , прелюбодействуешь? (Рим.2:21,22). Как путешественник, идущий прямою дорогою, достигает цели, так и человек, исправляющий суд, будет признан справедливым и мудрым. Притчами же называются изречения, представляющие в образах то, о чем говорится. В них сказанное объясняется посредством подобия. Так, по сказанию Марка, Господь говорил: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? (Мк.4:30); следовательно, притча есть подобие того, что говорится. И в другом месте Господь, сказав: Царство Небесное подобно , присовокупил: иную притчу (Мф.13:31). Таковы здесь следующие притчи: что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его (Прит.25:13); и еще: что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками (ст. 14), и тому подобные. Речения премудрых — не пустые мудрствования, не изречения, обольщающие видом правдоподобия, но основательные; не по заказу высказанные, а дознанные самими говорящими и выражающие как бы приговоры, произносимые ими. Таковы напр. следующие: веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает (Прит.15:13); еще: сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью (ст. 14); еще: ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи (10:12); и еще: кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается (13:13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Леность приводит а) к голоду: ленивец зимою не пашет: поищет летом – и нет ничего ( Притч. 20, 4 ). Проходил я мимо поля ленивого и мимо виноградника скудоумного, и вот все заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась ( – 24, 3031). Алчба (голод) ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; всякий день он сильно алчет ( Притч. 21, 25 ). б) к разорению: от лености обвиснет потолок и когда опустятся руки то протечет дом ( Еккл. 10, 18 ). в) к рабству: рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью ( Притч. 12, 24 ). г) к разочарованию: душа ленивого желает, но тщетно; путь его как терновый плетень ( Прит. 13, 4; 15, 19 ). д) к пересудам и злословию: будучи праздны, молодые вдовицы приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно ( 1Тим. 5, 13 ). Муравей и пчела научают нас убегать лености: пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он зоготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. (Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она и всем славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтенна). ( Прит. 6, 6 – 8 ). Опиание ленивого: проходил я мимо поля ленивого, и посмотрел я, и обратил сердце мое, и получил уроки: «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, – и придет как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооруженный ( Притч. 24, 32 – 34 ). – Ленивец говорит: и лев на дороге! лев на площадях! Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец – на постели своей. Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донесть ее до рта своего ( – 26, 13 – 15). в) Бегай праздности. (Из творений св. Тихона задонского ). «Праздность или леность есть сама собою грех, ибо противна заповеди Божией. Еще праотцу нашему Адаму сказано от Бога: в поте лица твоего снеси хлеб твой, Дóндеже возвратишися в землю, от нее же взят еси ( Быт. 3, 19 ). Сие повеление и нас, сынов Адамовых, касается. И апостол святой и есть тому запрещает, кто не хочет трудиться. Посему живущие в праздности и чужими трудами питающиеся непрестанно грешат, и дотоле грешить не престанут, доколе в благословенные труды не отдадут себя. От сего выключаются немощные и престарелые, которые хотя бы и хотели трудиться, но не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

14 Бедного… нищего, то есть несчастного и обездоленного. 17 Мышцы – символ физической силы. 18 Непорочные – это те, в чьей жизни царит гармония во всем – во внутреннем мире, во внешнем поведении и во всех других отношениях. Знает (ср.: Пс. 1:6 ) – «непорочные» находятся под Его неусыпным наблюдением и заботой. 21–31 Духовное богатство праведного. В предыдущей части звучала мысль, что праведный обладает несравненно большим богатством, чем нечестивый, здесь же она получает свое дальнейшее развитие. Праведный отличается великодушием (21, 26). Праведные могут позволить себе быть щедрыми, «ибо» (22) имеют надежное будущее, они стоят твердо на жизненном пути (23) и получают от Господа все необходимое (25; ср.: 28, 29). В основе душевной ясности и стойкости праведника лежит прежде всего благословение Господне, а также любовь и верность избранному им в жизни пути (27), воспитание соответствующего характера (28), мудрость и доброе сердце (30–31). Сталкиваясь со всякого рода испытаниями, мы должны противопоставить ропоту, зависти и гневу, об опасности которых нас предупреждают в ст. 1–11, именно эти приоритеты. 22 Праведные что называется обречены на щедрость, поскольку не испытывают абсолютно никакого беспокойства о своем будущем. 23, 24 Хотя поступь праведника тверда, он не застрахован от того, что может споткнуться. На его пути встречаются преграды и западни, но никогда не ослабевает рука, крепко держащая его. 25 Это изречение, несомненно, может отражать жизненный опыт псалмопевца, но более вероятно, что его следует воспринимать в духе ст. 24, то есть во всю свою жизнь без лишних слов уповать на Господа. 26 Потомство его – о благословении потомства см.: Исх. 20:6 ; Прит. 20:7 ; Деян. 2:39 ; 1Кор. 7:14. 28 Святых, то есть тех, кого Он любит и кто отвечает Ему взаимностью (см.: Пс. 35:6 ). 31 Закон – поучение, предписание. 32–40 Праведные «наследуют землю». Провозглашается принцип: Господь гарантирует праведнику (тому, кто прав перед Ним) благословенный исход; какая бы смертельная опасность ни грозила, именно нечестивый погибнет в конце пути (32–34).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

9:24. Требование «воздай славу Богу», вероятно, означало, что свидетель должен произнести некую клятву, или исповедальную формулу, подтверждающую истинность его показаний (ср.: Нав. 7:19 ). 9:25–27. Тщательный перекрестный допрос играл важную роль в еврейском законе. 9:28. Раввины называли тех, кто изучал Писание, учениками Моисея; о понятии «ученик Моисея» часто рассуждал Филон. Но Иоанн ясно дает понять, что эти обвинители заблуждаются (5:45). 9:29,30. Обвинители признают, что не знают, откуда пришел Иисус. Обстоятельства рождения человека, обвиняемого в том, что он сбивает с пути истинного народ, иногда тщательно расследовались с целью определить, не является ли этот возмутитель спокойствия незаконнорожденным; если здесь речь идет об этом, то обвинители не удосужились выяснить этот вопрос. 9:31. Изложенное здесь воззрение являет собой пример истинного еврейского благочестия: все учителя единодушно утверждали, что Бог слушает праведников, но отвергает молитвы нечестивцев (ср.: Пс. 33:16 ; Прит. 15:8,29; 21:27; 28:9 ) Данное положение составляет большую посылку силлогизма в рассуждении прозревшего человека. 9:32,33. Малая посылка силлогизма (9:31) состоит в том, что было совершено неслыханное чудо; отсюда следует логическое заключение: Иисус – праведник. Силлогизм – рассуждение, позволяющее прийти к выводу из двух допустимых посылок, – был в древности обычным способом доказательства. Врожденная слепота считалась наиболее трудным для лечения физическим недостатком; в тех редчайших случаях, когда подобные исцеления (напр., появление глаз в пустых глазницах) якобы совершались в языческих святилищах, они давали повод для безмерного восхваления божества, которому приписывались эти чудеса. (Убежденность прозревшего, что подобное «от века не слышано», весьма показательна, однако это не более чем риторическое преувеличение; он просто не был осведомлен о редких исключениях, предположительно имевших место в языческом мире.) 9:34. Позднейшие раввины придавали большое значение смирению и способности внимать верным доводам; однако, несмотря на безупречное, с иудейской точки зрения, доказательство, приведенное прозревшим человеком в 9.31,32, старейшины изгоняют его на том основании, что он «родился во грехах», – которое, как знает читатель, является ложным (9:2,3). Насколько официально производилось отлучение от синагоги в тот период, неясно, но, несомненно, этолишало человека возможности участвовать в религиозной жизни местной общины (ср, коммент. к 9:22,23).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

3:8. «Покаяние означает отвращение от греха. Известно, что сами фарисеи подвергали сомнению акт покаяния, если человек, предположительно совершивший покаяние, продолжал грешить. Ветхозаветные пророки описывали послушание Богу и будущее благословение Богом Своего народа как плод покаяния (метафора, понятная жителям аграрной страны; ср.: Ис. 5:2; 27:6 ; Ос. 10:1, 12,13; 14:7,8 ; Прит. 11:30,31 ). 3:9 . Евреи были убеждены, что они уже спасены как народ, ведущий свое происхождение от Авраама. Вероятно, образ Бога, воздвигающего Себе народ из камней, представлялся еврейским слушателям ИоаннаКрестителя чем-то вроде языческого мифа (у греков есть подобные легенды), далекого от реальности, но эти слова подчеркивали, что Бог не нуждается в Израиле для осуществления Своего замысла (как и в Ам. 9:7 ; ср.: Быт. 1:24; 2:9 ). Некоторые исследователи видят здесь игру слов: «дети» и «камни» созвучны в арамейском языке. 3:10. В еврейской литературе деревья иногда символизируют Израиль; в Ветхом Завете деревья используются в притчах о суде над народами ( Ис. 10:33,34 ; Иез. 31:2–18 ; Ам. 2:9 ) или Израилем ( Ис. 10:18,19 ; Иер. 11:16 ; Иез. 15:6 ). Древесина крупных деревьев (напр., ливанского кедра) использовалась в строительстве, а древесина тонкоствольных фруктовых деревьев Палестины шла либо на изготовление мелких предметов, либо, как здесь, на топливо. 3:11. Рабы высокопоставленных лиц нередко имели более высокий статус, чем свободные. Раб (в отличие от ученика, который также служил учителю) носил за хозяином обувь; Иоанн утверждает, что недостоин быть даже рабом Христа. Пророки предсказывали, что Дух Божий изольется на праведных, когда Бог утвердит Свое Царство в Израиле ( Ис. 44:3 ; Иез. 39:29 ; Иоил. 2:28 ). А нечестивцам они угрожали огнем ( Ис. 26:11; 65:15; 66:24 ; Иер. 4:4; 15 и др.). В Мф.3 нечестивцы крестятся, или погружаются, в огонь ( Мф.3:10,12 ), а праведные – в Святой Дух. 3:12. Поскольку одно и то же греческое слово может означать и «дух», и «ветер», здесь получают развитие образы ветра и огня, намеченные в 3:11. Процесс веяния был хорошо знаком палестинским евреям, особенно земледельцам: они провеивали собранную пшеницу на открытом гумне, и ветер отделял более тяжелое зерно от легкой мякины. Бесполезная мякина обычно сжигалась. Другие библейские авторы также описывают день суда как жатву (4 Езд. 4:30–32; ср.: Иер. 51:33 ; Иоил. 3:12–14 ), а нечестивцев сравнивают с мякиной ( Ис. 17:13 ; Иер. 13:24; 15:7 ). То, что огонь «неугасим», указывает помимо мгновенно сгорающей соломы на нечто гораздо более страшное ( Ис. 66:24 ), хотя в иудаистской традиции не было единства мнений о продолжительности существования ада (см. геена в Словаре).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Правильный взгляд на этот предмет находим из древних у Себ. Шмидта, comm, in libr. Sam. стр, 187 и д., а из новых–у Генгстенберга,· Beitr. III, стр. 48 и д. 720 Между различными производствами слова theraphim, которые можно найти у Редигера, в Гезен, thes. III, 1520, наиболее вероятным представляется производство от араб. tharapha bonis connnodisque vitae affluxit veliis fruitus et laetatus est, или–производство от tharaph=taraph, Прит.30:8 , на стороне которого находятся Геферник z. ezech. стр. .347 и д., Редигер 1 гл. и Делич, Genes II, стр. 220; оба эти производства в сущности совершенно согласны между собою. Они указывают на то, что Терафимы считались, благодетелями, подателями земных житейских бдar,–penames (от penus.–дoмaшhяя кладовая как объясняет Фирмик. Матернус Делича а. а. О); может быть даже, что Терафимы, как думает Гитциг (zu Ezech стр. 149) имеют связь с ϑραπες. Все другие производства этого слова неуместны и неосновательны. Объяснение что theraphim тоже, что seraphim, в первый раз высказаннное Лудовиком de–Dieu, потом возобновленное Гофманном (Schriftbew. 1, стр. 328) и принятое Куртцом Gesch. d. А. В. 1, стр. 251), Редигер справедливо называет а consueta litterarum permutatione abhorrens. По мнению Евальда theraphim означает совершенно тоже, что щека, лице, маска!!! (Alterthümer, стр. 257). 721 О человекоподобной фигуре Терафимов по крайней мере относительно головы и лица, можно заключать из 1Цар.19:13 ; а истукан Терафима, принадлежавший Михе, имел при этом даже и рост человеческий. Напротив Терафимы Лавана, украденные Рахилью, при возвращении Иакова из Месопотамии, у своего отца без ведома мужа, были до такой степени малы, что Рахиль могла их спрятать под верблюжье седло, на котором сидела ( Быт.31:30 и д.). Но на основании множественного числа слова theraphim нет необхрд,имимости заключать о множестве истуканов, как это видно из 1Цар.19:13 . 722 Во всяком случае theraphim в ветхом Завете изображаются, как показал Геигстенберг Christol. III, 1 стр. 396, в качестве орудий, медиумов, которыми выведывалось будущее, наприм. 1Цар.15:23 ; Ос.3:4 ; 4Цар.23:24 ; Иез.21:26 ; Зах.10:2 . Точно так же и Лаван свидетельствовался nachasch ср. LXX, авгурами ( Быт.30:27 ) и именно для этой цели употреблял своих Терафимов; на это же указываетъ и то·обстоятельство, что дуб, под которым Иаков зарыл Терафимы и амулеты своих жен ( Быт.35:4 ), называется в кн. Судей вегцим дубом 9, 37). Безъ и Миха приписывал так же своему Терафиму силу предсказывать будущее. Однако всем этим вовсе не исключается, что Терафимы первоначально считались собственно за пенатов. Точно также из того, что Миха своих Терафимов соединил с Эфодом первосвященника ни в каком случае не следует, что Терафимы считались богами–посредниками, и что их можно встретить во всякой религиозной системе (Генгстенберг, Christol. I, стр. 323).–Лаван называет Терафима своим Елогим и в кн. Быт.35:4 истуканы эти названы богами чуждыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Писании с виноградною лозою ( Пс.79:9:12 ; Ос.10:1 ; Ис.5 ). – Об устройстве виноградников и уходе за виноградными лозами могут дать понятие следующие слова пророка Исаии: «Он обнес его (виноградник) оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило»... ( Ис.5:2 ). Виноградники обносились оградою (изгородью) или каменною стеною ( Прит.24:31 ) для охранения лоз от лисиц и других диких зверей: «Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники» ( Песн.2:15 ; Пс.79:14 ). В башне или иногда в шалаше ( Ис.1:8 ) находился сторож, которому поручалось оберегать виноградник. Точило – обширный чан, сделанный из камня. В точиле выдавливался виноград, и вино стекало в резервуар под точилом. Время сбора винограда заканчивалось пред праздником Кущей и было днями народного веселья; в виноградниках в это время постоянно раздавались песни и радостные восклицания. ( Суд.9:27 ; Ис.16:10 ; Иер.25:30 ). (г) Палестинская смоковница дает в течение 10-ти месяцев три сбора плодов. Первые показываются на ней в весеннее равноденствие, еще до появления на ней листьев, и поспевают в июне: это лучшие ранние смоквы ( Иер.24:2 ). Пока созревают ранние, начинают расти летние, которые собираются в августе; в то же время начинают показываться зимние; они созревают уже позднею осенью, иногда приходится собирать их не ранее января. Дикие смоковницы, или сикоморы, росли в большом количестве в равнине Сефиле ( 3Цар.10:27 ); они приносят плоды, имеющие приторный вкус. Эти деревья употреблялись на постройки ( Ис.9:10 ). (д) Кажется, что оливковыми деревьями была богата преимущественно Сефила ( 1Пар.27:38 ); но они росли в достаточном изобилии и в других областях Палестины. Гора Елеонская некогда была вся покрыта этими деревьями. Оливковым маслом Палестина торговала с Финикией и Египтом: «Иудея и земля Израилева торговала с тобою (обращение к Тиру); за товар твой платили пшеницею Минниоскою, и сластями, и медом, и деревянным маслом» ( Иез.27:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

9. стихи от, 17 до конца, также конец главы 10 перевели вновь, вопреки прежнему отделив главу 10 от 9. 33 В кн. Иова l751 г. вместо Ватиканского исправлено по Александрийскому списку 3:23. 9:23. и в конце книги от слов и внесено, а затем 23 исправления, 3 дополнения и 3 исключения приняты от прежнего пересмотра. Тогда же (1751 г.) несколько изменён оставленный Петровскими исправителями по первопечатному перевод Притчей 3:8. 8:16. 16:1–4., Премудрости Соломоновой 8:21. и внесены стихи по Алекс. списку, вместо Ват., Прит. в гл. 20; прочие же места в сих книгах (30 исправленных, 3 с исключениями) приняты от Петровских исправителей. По первопечатному были оставлены в первый пересмотр места в кн. Сираха 18:2. 7. 19:5. 27:13. 37:7.; не было предисловия к книге и показанных в вышеупомянутом каталоге слов в 16:27. Прочие же 11 исправлений, в нём означенных, заимствованы от прежних исправителей. В кн. Исаии пророка 22 исправления и столько же дополнений Елизаветинскими исправителями приняты от Петровских, только 28:11. 30:33. 34:3. 41:15. у них читаются иначе. В книгах пр. Иеремии и Варуха следующие места у Петровских исправителей читаются по первопечатному Иер. 20:8. 23:22. 48:4. 11. 31. 50:24. 32. 51:32 . Плач. 1:12. 13. 5:6 ., послания Иеремии (поставленного после книги Варуха) ст. 10., и без дополнения у Вар. 1:17 .; прочие исправления (44), дополнения (28) и исключения (27)-в том же виде, как и в издании 1751 г. Таковы же в кн. пророка Иезекииля, по каталогу, места исправленные 35 и Даниила 8, с дополнениями 60, у Даниила 37, и исключениями 41, у Дан. 23 ; а следующие места Иезек. 19:14. 41:8. 45:20. у Петровских читались иначе, по первопечатному; с опущением 3:11. 18:31. 20:13. 43:3., и с прибавлением 25:10. 38:3. 21.; по первопечатному же Дан. 2:42 . и песнь трёх отроков. От Петровских исправителей занято: в книгах меньших пророков 16 исправлений (по Ос. 4:19 . Иоил. 3:19 . Ам. 3:5 . Зах. 9:10 . у Петровских было по первопечатному), 19 дополнений и 22 исключения (кроме слов по первопечатному Ос. 6:10. 8:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010