Хотя с потерей мужа она лишилась защиты и утешения, однако для ея святой мысли несчастие Церкви было тяжелее. Глава третья    13. Она, препоясав тайники своего ума, в виду окружившей ее семьи, состоящей из трех дочерей и одного сына, воодушевившись тем, чего обыкновенно прочие страшатся, обратилась к своим детям с такою речью: «Дети! вы потеряли отца, но у вас осталась мать. Конечно, было бы лучше, если-бы отец был жив, а матери не было. Однако, как я ни слаба и ни безпомощна, но все же под условием вашего желания последовать (за мною) я покажу вам то, на основании чего вы можете думать, что отец ваш не оставил вас: у вас есть даже лучший отец — Отец небесный. Это Тот, Который был опорой даже для этих отцев. И в самом деле, какая же другая надежда остается теперь у нас? Отец ваш был богат благодатию, а не деньгами; он был богат служением своим, а не родовыми имениями; его наследие — вера, которая составляет ценность перед Богом и ничтожество для мира. Он оставил вам достаточно богатое наследство, если только вы последуете его заветам. Только одна вера нераздельно принадлежит тому и другому полу, тогда как цензовое имущество принадлежит мужчинам, а приданое — девицам.    14. И вот ты, сын, некогда любезный отцу, помни, чем ты обязан своей матери, — (помни), что ты должен поддержать доброе имя своего дома. Тебя извиняет возраст, но тебя обязывают права наследства. «Да веселятся, сын, отец и мати о тебе» (Прит. 23:25). Не призирай свою мать как неблагоразумную. «Царево пророчество, — говорится в Писании, — егоже наказа мати его» (Прит. 31:1). (А) что есть сын, соблюдающий словеса Божии? Сын (мой) первородный, тебе говорю: «что, чадо моею чрева? что чадо моих молитв? Не даждь жене твоего богатства» (Прит. 31:2—3). Слышишь, что говорит Премудрый, что утверждает Писание.    15. Размысли, кто помог тебе родиться: ты скорее сын обетов, а не моих болезней. Рассуди, к какому служению отец предназначил тебя самым именем, когда назвал тебя Лаврентиемь. Мы направили свои обеты туда, откуда позаимствовали имя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А для эллинов это было безумие, ибо с презрением говорили греки в первые века христианства, века жестокого гонения против христиан римлянами, о проповеди , о Христе Распятом, издевались над тем, что христиане считают Богом какого-то несчастного человека, распятого на кресте. Для призванных же, иудеев и эллинов, обращённых ко Христу, это было Божией силой и Божией премудростью. Для всех нас проповедь о Кресте, проповедь о Распятом Господе Иисусе, есть проповедь о Божией силе, о Божией премудрости. Ибо, скажите, кто и когда в истории мира явил силу, подобную той, какую явил Господь Иисус Христос, не только проповедью Своей, но и дивным подвигом Своим спасения гибнувшего рода человеческого, Кровью и Крестом Своим? Это сила, покорившая мир, это сила, упразднившая власть дьявола над теми, кто уверовал в Господа Иисуса Христа, кто на сердце своём начертал знамя Креста Христова. Мы проповедуем о Христе как о величайшей Божественной силе, мы проповедуем о Нём как о Божией премудрости, той премудрости, которая посрамила всю мудрость мира и обратила её в безумие, ибо нет для нас высшей мудрости, чем та, которую узнали мы из уст Господа нашего Иисуса Христа. Мы знаем теперь, что начало премудрости не в книгах человеческих, не в книгах философских, научных, а в страхе Божием, что «нет мудрости и нет разума вопреки Господу» ( Прит.21:30 ), – как говорил премудрый Соломон. Мы помним слова Павловы о «Христе, в котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол.2:3 ). Мы ищем премудрости только в этом сокровище, и больше нигде. Мы знаем, что неложны слова Соломона о том, что «уста праведника источают мудрость» ( Прит.10:31 ). Скажите, чьи уста источали большую премудрость, чем уста святителей и учителей Церкви, уста Василия Великого , Григория Богослова и целого сонма других святителей? Чьи уста источали большую премудрость, чем уста преподобных Серафима Саровского , Сергия Радонежского, Антония и Феодосия Печерских ? Мы знаем, что уста праведников источают премудрость, знаем: неложны слова Соломоновы о том, что «со смиренными мудрость» ( Прит. 11, 2 ), с теми, кто самих себя никогда не считают мудрыми, кто считает себя ниже других, кто ни перед кем не превозносится.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

49, 16)? и Дух Святый кротко отстраняет их, говоря: не красна похвала во устех грешника (Сир. 15, 9); никакой грех не имеет места при прославлении Бога, ибо грешник имеет уста, говорящие превратное, по словам книги Притчей: уста нечестивых отвещают злая (Сир. 15, 28). Возможно ли хвалить Бога нечистыми устами? невозможно сие, ибо таким то путем и обнаруживается противоречие  . Кое бо причастие правды к беззаконию? — или кое общение свету ко тьме? — восклицает Павел, служитель Евангелия (2 Кор. 6, 14). Посему то грешники и все чуждые Кафолической Церкви, еретики и отступники, поелику они отринуты от участия в славословии святых, по справедливости, пребывают в отлучении от праздника; а праведник, хотя бы казалось, что он умер для мира, имеет непостыдную надежду, когда говорит: не умру, но жив буду, и повем все чудеса Твои (Пс. 117, 17). И Сам Бог не гнушается нарицаться Богом тех, которые действительно умертвили уды, яже на земли, но живы во Христе. Ибо Бог есть Бог живых, а не мертвых; чрез Свое живое Слово Он животворит каждого, дарует питание и жизнь святым, как и Господь восклицает о сем: Аз есмь хлеб животный (Ин. 6, 35), по поводу чего иудеи, поелику они чрез вкушение таковой пищи делались недужными, как не обладавшие навыком и опытностью в добродетели и не имевшие влечения к таковой пище; негодовали, что Он сказал: Я хлеб, сходящий с небес и дающий жизнь людям (Ин. 6, 33). 5) Грех также имеет свойственную ему пищу, ведущую к смерти, так что взывает похотливым и безумным таким образом: хлебом сокровенным в сладость прикоснитеся, и воду татьбы сладкую пийте; кто вкусит от сего, он только не весть, яко земнороднии у нея  погибают (Прит. 9, 17, 18). И хотя грешник чает иметь от сего приятность, однако после (такой) пищи он не обретет благополучного конца, как опять говорит Премудрость Божия: сладок есть человеку хлеб лжи; но потом исполнятся уста его камения (Прит. 20, 17); и: мед каплет от устен жены блудницы, яже на время наслаждает твой гортань, последи же горчае желчи обрящеши, и изощренну паче меча обоюдуостра (Прит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Не бывайте несмысленны, но познавайте, – что есть воля Божия. Так говорит нам апостол Павел, и еще он же научает: смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые ( Еф.1:15, 17 ), ибо век сей предан лукавому духу, и сыны века сего несмысленны, все неразумны, – никто из них не хочет исполнять или даже знать воли Божией. О, как мы должны быть осторожны! Как исполнены страха Божия и заботы о своем спасении! Господи! – взывал Давид, – отврати очи мои от суеты; не дай овладеть мною никакому беззаконию. Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти; открой очи души моей, и увижу чудеса закона Твоего ( Пс.118:37; 133:36, 18 ). Если так молился Давид, пророк Божий, то нам ли, преданным суете земной, не нужно просить Бога об избавлении от того зла, в коем лежит весь мир? Мы ли, которых помышление, как свидетельствует слово Божие, от юности прилежит прилежно на злая ( Быт.8:21 ), не должны заботиться, чтобы Господь отвратил сердца наши от любоимения и неразлучной с ним заботы и скорби, вместо же того все желание обратил бы к слушанию сладчайших слов Его? Ибо ничтоже есть, как сказано, лучше и страха Господня, ничтоже сладчае, токмо внимати заповедем Господним ( Сир.23:36 ). Блажен, кто научится ныне страху Господню, возлюбит от всей души этот корень премудрости Божией. Ибо корень премудрости, еже бояться Господа, сказано; а боящемуся Господа благо будет напоследок, – он в день скончания обрящет благодать ( Сир.1:20, 13 ). Потому и Давид взывал: кто есть человек, бояйся Господа? И пророческим гласом вещал: Господь укажет ему путь, который избрать; душа его будет почивать во благе ( Пс.24:12, 13 ). Будем знать, что только тот, кто ходит, как сказано, с премудростью, спасется ( Прит.28:26 ) – кто живет со страхом Божиим и во всем поступает осторожно, кто постоянно вдает душу свою в размышление о законе Вышнего. Потому и учит Писание: стяжи премудрость, стяжи разум, да даст главе твой венец благодатей ( Прит.4:5, 9 ). Для сего – всею душою приступи к ней, и всею силою твоею соблюди пути ее, исследуй и взыщи, и познана ти будет ( Сир.6:27, 28 ). И аще взыщеши ея, яко серебра, и, якоже сокровища, испытавши и, тогда уразумевши страх Господень и познание Божие обрящеши ( Прит.2:4, 5 ), а с тем вместе и милость у Господа, великое у Него избавление. Ибо страх Господень чист ( Пс.18:10 ), как сказано: он отревает грехи и на стезях любления поставляет. Любление же Господа есть преславная премудрость: любящих и любит Сам Господь ( Сир.1:21, 13, 14, 4, 15 ). О сем Сам Он свидетельствует так: имей заповеди Моя и соблюдай их, той есть любяй Мя; а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам ( Ин.14:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

  Изъяснение на сие Бож. Кирилла . От юности, говорит, доселе (ибо я состарился) я не видел праведника оставленным.   Ниже семене его просяща хлебы. Я не видел, говорит, и детей праведника нищими и нуждающимися в насущном хлебе; потому что хотя они на короткое время подверглись страданию, но не до конца. Иначе—это сказано Давидом в частности, а не вообще, так как и Давид говорит один, что видел такового, а не все прочие люди Можно это понимать и в высшем смысле, то есть: я не видел семени праведника алкавшим духовной пищи, как сказано: гладом не убьет Господь душ праведников (Прит.10, 3). Напротив того, понимая это буквально, мы видим, что семя, или дети Иакова просили хлеба в Египте во время семилетнего голода, как замечает великий Василий.   Впрочем, хотя он и один, но весьма достоин веры. Так и Кирилл говорит, что он самый убедительный свидетель сих слов, как духоносный и венчавшийся благодатью пророчества. По словам Оригена ,— есть два оставления, одно телесное, нисколько не вредное для нас, другое душевное и пагубное. Итак, смотря потому, сколько мы богатеем праведными делами, столько более получаем помощи, чтобы не быть оставленными до конца; потому—то и не сказал оставленным: но — совершенно оставляемым, потому что праведники на время оставляются, как Иов, чтобы было всем явно, что он праведен.   26. Весь день милуешь, и взаим дает праведный; и семя его во благословение будет. Говорит: весь день, разумея—всегда—праведник милует нищих, и иногда дает взаймы деньги тем, которые требуют того, а иногда духовную оказывает милость, сказывая полезные слова имеющим в том нужду. И дети его пользуются благословением, то есть бывают хвалимы и счастливы: так сказал Бог Моисею, что Он милует детей ради благоугождения и добродетели родителей их: воздавая, говорит, за грехи отцов детям до третьего и четвертого рода ненавидящим Меня, и творя милость тысячекратно любящим Меня и хранящим повеления Мои (Исх. 20, 5)   х) И Соломон сказал: корни праведных в твердынях (Прит.12, 12); также: дома праведных постоянны (там же 7); и опять: в доме праведных великая сила (Прит.15, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Но если не верили сыны погибели и словам Господа Бога, то какие убеждения не покажутся им достойными презрения? потому-то и сказано: не требует премудрости муж скудоумен, зане паче водится безумием ( Прит.18:2 ). Душевный человек (любящий свою душу) не приемлет, как сказано еще, яже от Духа Божия: ибо он почитает сие безумием – (предавать себя произвольно скорбям) и не может разуметь того, что ведет душу ко спасению ( 1Кор.2:14 ). Пред человеком, – сказано, – живот и смерть ныне, и иже аще изволит, дастся ему ( Сир.15:17 ). Ибо Господь из начала сотвори человека свободным, и остави его в произволении его. Аще хощеши, соблюдеши веру и сотвориши заповеди, исполнишися благоволения Божия ( Сир.15:15 ). Аще уверуеши словам Господним, наследиши премудрость ( Сир.4:17 ). Аще возлюбиши слушати повеления Господни, премудр будеши ( Сир.6:34 ). Аще узриши разумевающа волю Божию, беседуй с Ним, и порог дверей Его да трет нога твоя ( Сир.6:36 ). Аще сам разумевши писания, могущая тя умудрити во спасение ( 2Тим.3:15 ), размышляй о повелениях Господних, и в заповедях Его поучайся присно, и желание премудрости дано ти будет ( Сир.6:37 ). Аще премудрость призовеши, и аще взыщешися, яко серебра тогда уразумевши страх Господень, и познание Божие обрящеши ( Прит.2:3–5 ). В познании же Бога состоит вечная жизнь, вечное блаженство, вечная о Боге радость. Так Господь сказал: сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). В неведении же Господа Бога, значит, состоит, смерть души, которая и будет продолжаться вечно, если человек не постарается ныне оживить себя познанием Божиим – истинным. Ибо есть и неистинное богопознание, о котором говорит Писание: Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его (Тим.1:16). Таковы по большой части все люди и – мерзцы суще и непокоривы, и на всякое дело благое неискусни (Тим.1:16), как сказал апостол Павел. Будет же время, – говорит Писание от лица Господня, – егда взыщут Мене злии, и не обрящут. Понеже звах, и не послушаете, и простирал словеса, и не внимаете; убо и Аз вашей погибели посмеюся ( Прит.1:28, 24, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Бог Свят: это значит, что Он совершенно чист от всякого греха, – что в Нём нет даже и тени неправды и беззакония: «Бог Свет есть, – говорит Св. Апостол, – и тьмы в Нём нет ни единой ( 1Ин.1:5 )». «Он чист есть ( Ин.3:3 )». В Боге обитает истина, добро, красота, потому Он и любит одну только правду, одно добро и ненавидит зло: «Мерзость Господеви пути нечестивых ( Прит.15:5 )». Праведен Господь и правды возлюби ( Пс.10:7 )». Любя одну истину и правду, – Он каждому воздаёт по делам его: добрых награждает, а злых наказывает. Суд Его суд правый и нелицеприятный: «Кииждо еже аще сотворитъ благое, сие приимет от Господа, аще раб, аще свобод ( Еф.6:8 )». «Неповинен руками и чист сердцем... сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса Своего ( Пс.23:4–5 )». «Господь не лишит благих, ходящих незлобием ( Пс.83:12 ). И дворы праведных благословляются ( Прит.3:33 )», – тогда как – «скорбь и теснота на всяку душу человека, творящего злая», – и «клятва Господня в домех нечестивых ( Прит.3:33 )». Но каким образом согласить с святостью и правдой Божией то, что праведники здесь на земле нередко терпят бедствия, несчастья, – тогда как грешники наслаждаются покоем и счастьем? На это прежде всего должно сказать, – что, кроме здешней земной жизни, – есть жизнь будущая, вечная, – где Правда Божия воздаёт всем по заслугам. Здесь на земле наслаждающиеся счастьем, грешники, без сомнения, потерпят за грехи свои наказание в жизни будущей. Кроме того, – наказывая праведников, Бог наказывает их по правде, – потому что не бывает на земле ни одного праведника, который бы в чём-либо не согрешил, щадит и грешников с доброй целью, чтобы заставить их почувствовать Свою Отеческую благость и дать им время на покаяние. Наконец, должно заметить, что грешники нередко только кажутся нам счастливыми, – тогда как в душе они мучаются, будучи терзаемы своей совестью, – что праведникам, среди бедствий временной жизни, Господь нередко посылает такие утешения внутренние, – которые несравненно выше всех земных благ и удовольствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

молебен Сергей Яковлев 31 декабря 2013, 14:56 Владимирская епархия, Собинское благочиние, Свято-Троицкий храм с. Арбузово 22-00 утреня 24-00 Божественная Литургия Молебен иерей Алексей 31 декабря 2013, 14:42 Храм Вознесения Господня село Сосновка Усольский район Иркутской области 16-00 Вечерня утреня 00-00 часы Литургия, молебен на новолетие Михаил Гирзекорн 31 декабря 2013, 14:35 Г. Красноярск, в полночь в храме Рождества Христова божественная литургия. Анастасия 31 декабря 2013, 14:05 Похвалы Пресвятой Богородицы в Зябликове Москва Ореховый проезд, д.41(напротив) 23:30 Часы. Новогодняя Литургия. Наталия 31 декабря 2013, 14:03 Краснодарский край, Ейская и Тимашевская епархия. Свято-Покровский храм станицы Каневской: 17-30 - новогодний молебен, 00:00 Божественная литургия Ирина 31 декабря 2013, 12:27 г. Колпашево В кафедральном храме Вознесения Господня в новогоднюю ночь пройдут богослужения: накануне 31 декабря в 16.00 - вечерня и утреня, по окончании - молебен на Новолетие; в полночь начнутся Часы и Божественная Литургия. Виктор 31 декабря 2013, 12:15 Г.Старый Оскол Александро-Невский Кафедральный Собор 00:00 Божественная литургия Молебен Светлана 31 декабря 2013, 11:46 Храм святого мученика Валерия (Ленинградская область, д. Разбегаево, Стрельниское шоссе, 34) 23.00 - Исповедь 00.00 - Божественная литургия Евгения 31 декабря 2013, 11:40 г.Москва, храм великомученика Феодора Тирона (ул. Генерала Берзарина, напротив 15 корп.1) 23-30 (31 декабря): Всенощное бдение с акафистом Б. М. «Неупиваемая Чаша». Часы, Литургия, водосвятный молебен Б.М. «Живоносный источник» о страждущих от недуга пьянства и табакокурения валентина 31 декабря 2013, 11:40 Было бы здорово, если бы и в Воронежской епархии появилась такая традиция ночное богослужение в новогоднюю ночь. Артем 31 декабря 2013, 11:26 В Тираспольско-Дубоссарской с 31 декабря 2013 года на 1 января 2014 года в Покровской церкви г. Тирасполь состоится ночная Божественная литургия, которую возглавит Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва. Начало 23.30 - часы, 00.00 - Божественная литургия.

http://pravoslavie.ru/67179.html

Действительно, как вход в город называется воротами, так час суда называется входом Царя, потому что в этот час Он в окружении всех избранных входит в славу Небесного Отечества. Соломон, когда увидел этот день и то, что приближается воздаяние святой Церкви, сказал: Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли ( Прит.31:23 ). Муж Церкви – это, конечно, Спаситель рода человеческого, Который показал себя известным у ворот; Который ранее незаметный в поношениях, сделается очевидным во входе в Высшее Царство. Муж, Который сидит со старейшинами земли, как и Спаситель будет судить вместе со святыми проповедниками той же самой Церкви, как Сам Он говорит в Евангелии: Вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых ( Мф. 19:28 ). О чем также задолго до этого пророчествовал Исаия, говоря: Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего ( Ис.3:14 ). Об этих воротах опять же говорит Соломон: Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее ( Прит.31:31 ). Тогда, конечно, святая Церковь воспринимает от плода дел своих, когда воздаяние «от плода дел своих» воодушевляет Ее к взысканию небесных. Дела тогда Ее прославят у ворот, когда Ее членам в сам момент прихода Царства будет сказано: Я алкал, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня, и прочее ( Мф. 25:35,36 ). Дети же этого глупца были похоронены перед воротами, но «их будут бить у ворот», потому что приверженцы этого мира имеют славу в настоящей жизни, но в самом наступлении Царства они караются вечным наказанием. Хорошо же добавлено: и не будет заступника ( Иов.5:4 ). Конечно, Истина избавляет от бед тех, которых Она притесняет во временных благоприятных обстоятельствах через воспитание. Итак, тот который теперь отказывается быть обремененным, тогда не будет иметь возможности спастись, потому что во времена скорби своей они не получают спасительной помощи Того, Которого отказываются иметь Отцом в воспитании.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

7). Именно о Божьей воле, относящейся к происходящим в мире событиям, говорится в Еф 1:11. Во-вторых, Божия воля это Его повеления, т.е. наставления, данные Им в Писании относительно того, как должны и как не должны поступать люди. Иногда это называют предписанием Его воли; именно в этом смысле о воле Божьей говорится в Рим 12:2, Еф 5:17, Кол 1:9, 1 Фес 4:3—6. Некоторые из этих требований коренятся в святом характере Бога, которому мы должны подражать: таковы принципы Десяти Заповедей и двух главных (Исх 20:1—17, Мф 22:37—40 ср. Еф 4:32—5:2). Другие требования являются просто божественными установлениями к этому разряду относятся обрезание, законы Ветхого Завета о жертвоприношениях и чистоте, а также крещение и Вечеря Господня, соблюдаемые и в наши дни. Но все заповеди того и другого характера являются одинаково обязательными для нашей совести; и в Божий план событий (Его предвечный замысел) уже включены «добрые дела» послушания, которые верующие должны будут совершить (Еф 2:10).    Иногда бывает трудно, даже невозможно поверить, что повиновение Богу, создающее для нас, живущих в этом мире, дополнительные проблемы, является частью предопределенного Богом плана, цель которого прославление Его и наше собственное благо (Рим 8:28). Но мы прославляем Бога уже самой своей верой в то, что так оно и есть и что однажды мы увидим это собственными глазами, ибо Его премудрость превосходит все и никогда не бывает бессильной. Бог царствует: абсолютное всевладычество Божье    Утверждение Божьего абсолютного всевладычества, проявляемого Им в творении, провидении и благодати лежит в основе библейской веры и библейского прославления Видения Бога, сидящего на престоле, т.е. царствующего, встречаются в Писании постоянно (3 Цар 22:19, Ис 6:1, Иез 1:26, Дан 7:9, Откр 4:2 ср. Пс 10:4, Пс 44:7, Пс 46:9—10, Евр 12:2, Откр 3:21). В Писании последовательно проводится мысль, что Господь (Яхве) владычествует как Царь, осуществляя власть как над великим, так и над малым (Исх 15:18, Пс 46, Пс 92, Пс 95:10, Пс 96, Пс 98:1—5, Пс 145:10, Прит 16:33, Прит 21:1, Ис 24:23, Ис 52:7, Дан 4:31—32, Дан 5:21—28, Дан 6:26, Мф 10:29—31).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010