Текст Тертуллиана близок к LXX. В Синод. пер.: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов» (Прит. 8:22–25). 354 Текст Тертуллиана близок к LXX: В Синод. пер.: «Когда Он уготовлял небеса, Я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда Я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Прит. 8:27–30). 355 Имеется в виду первоначальный идеальный план мира. 356 Это второй момент бытия Сына, когда Он содействовал Отцу в творении мира. Этот момент у греческих святых Отцов получил название λογος προφορικος (‘произнесенное слово’). См. Святитель Феофил. Указ. соч. В целом это учение о двойственном слове имеет больше недостатков, нежели достоинств, ибо слишком сближает бытие Сына с творением мира. Эту оценку можно отнести к самому принципу различия Божественных Лиц — к понятию Домостроительства, которое использует Тертуллиан. Ведь Божественное Домостроительство предполагает отношение Бога к чему–то иному, нежели Он Сам в Себе, в Своем вечном и неизменном бытии, то есть отношение к твари. И напротив, Домостроительство никак не может помочь нам понять бытие Бога в Самом Себе, полноту внутритроичных отношений Божественных Ипостасей. Впрочем, это общий недостаток учений о Святой Троице того времени, который был исправлен лишь в IV в. 357 Текст Тертуллиана близок к LXX. В Синод. пер.: «Излилось из сердца моего слово благое». 358 Текст Тертуллиана близок к LXX. В Синод. пер.: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое». 359 Синод. пер.: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его — все воинство их». 360 Смешение особенностей Второго и Третьего Лица Святой Троицы (вплоть до бинитаризма у некоторых) — характерная черта многих ранних латинских богословов. Впрочем, сам Тертуллиан в данном трактате как раз и выступает против какого бы то ни было смешения Ипостасей не только Отца и Сына, но и Святого Духа (см. ниже § 9). Поэтому здесь слово «Дух» означает духовную природу Слова Божия. 361

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Ввиду того, что этот праздник иногда попадает в великопостный период, а иногда в пасхальный, богослужебный порядок его несколько сложный. Если праздник Благовещения случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь недели Великого поста, то всенощное бдение начинается великим повечерием. Если же Благовещение случится в воскресение или в понедельник, то тогда всенощное бдение совершается обыкновенным порядком, то есть начинается вечерней (смотри наш листок о Всенощной, номер 38). Когда Благовещение случится на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни читается Евангелие. В стихирах (песнях всенощной) праздника Благовещения вспоминается история Благовещения Матери Божией Архангелом Гавриилом и обращается внимание на смирение Девы Марии. Говорится про непостижимость Рождества Спасителя от пресвятой Девы Марии. Матерь Божия сравнивается с «купиной» (терновый куст, который горел в Синайской пустыне и не сгорал, Исх. 3:2. Подобно этому кусту, Дева Мария осталась невредимой, приняв в Себя Бога). Сравнивается с «лествицей», виденной Иаковом (лестница, которая опиралась на землю и достигала неба, Быт. 28:12). Говорится, что благодаря рождению Господа от Богородицы небо соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, и мы становимся причастниками Божеского естества и «церковью», т.е. храмом Божиим. Небо и земля приглашаются к торжеству и ликованию, потому что Сын Божий, сопрестольный Отцу, по Своей благости вселяется в девическую утробу и принимает человеческое естество. На вечерне читаются следующие паремии (отрывки из ветхозаветных книг): Быт. 28:10-17, Иез. 43:27, 44:1-4, Прит. 9:1-11, Исх. 3:1-8, Прит. 8:22-30. На всенощной и литургии Благовещения поется следующая молитва, именуемая тропарем. Читайте также — Благовещение: Что такое радость? Тропарь Благовещения в 2024 году Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-v-2024-...

Духовная лень — вещь заразительная, распространяется повсеместно, и темпы ее распространения отнюдь не уступают всяким свиным и птичьим гриппам. В семье, где понятия Бог и вера ограничиваются лишь рассуждениями о морали и нравственности, Библия — только красивая книга на полке, а икона — украшение квартиры, в самое ближайшее время произойдет заражение тех, кого мы считаем своими наследниками. Следующее поколение данного семейства обязательно заменит слово Божие на популярное его изложение с картинками, а икона там станет соседствовать с шаманской маской или очередной голубой лошадью следующего календарного года. Духовной лени пытаются дать заумные объяснения, привнести в нее философский, социальный и даже политический смысл. Такие понятия, как толерантность, синкретизм, космополитизм, глобализация (можно еще подыскать дюжину) — отнюдь не научные определения, подвластные лишь современному образованному уму и характеризующие человека и общество. Отнюдь. Каждое из этих слов произошло от элементарного и примитивного желания оправдать свою собственную духовную лень. Сама лень, как таковая, есть проявление вялости и бездействия. С ней бороться проще. От нее советами и примерами избавиться можно. Например, мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? (Прит. 6:6–9). От лени и хорошее вразумление помогает, когда наглядно объяснишь, что ты обуза и ненужность для окружающих. Неплохо лень излечивается, когда внушишь ленивцу, что он просто глуп и скудоумен: Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок (Прит. 24:30–32).

http://pravmir.ru/chto-takoe-len-i-kak-s...

С тех пор человек, проявляя поврежденность своей души, непрестанно грешит перед Богом и за это он тоже расплачивается всевозможными бедами, болезнями и пр. Истинная духовная радость появляется у человека только тогда, когда Господь, воплотившись и пострадав во имя любви к людям, искупил их грехи и показал им путь к очищению и спасению. А печальное состояние человеческих душ при трезвом рассмотрении совершенно очевидно; для того, чтобы это понять, даже не обязательно верить во Христа; это – абсолютно объективный, внерелигиозный, непреложный факт; надо просто оглянуться вокруг и посмотреть – как, в какой грязи и злобе мы живем. Но есть великое и страшное слово – ответственность. Ответственность перед людьми и пред Богом. Хотим мы этого или нет, но за свои проступки непременно приходится платить. Есть и другие причины, по которым Господь попускает на человека всякого рода неприятности, но в любом случае делается это для того, чтобы они, эти беды, стали инструментом вразумления (а не возмездия), способом его духовного исцеления. Обратимся по этому поводу к некоторым местам Библии: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» ( Прит.3:11–12 ); «Раны от побоев — врачевство против зла» ( Прит.20:30 ); «Бывает унижение для славы, а иной от унижения поднимает голову» ( Сир.20:11 ); «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2 Тим.3:12 ); «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

http://sueverie.net/pochemu-ekstrasensor...

Прит. 8:27 говорит о присутствии Премудрости при «уготовлении Богом небес» и сообразно с 28 – 30 ст. – об участии в творении мира. В виду этого отожествление . 16б с таковым же выражением Прит. 8:27 не дает права ни на истолкование рассматриваемого стиха в духе Штира, ни на объяснение, предлагаемое иером. Фаддеем. Первое понимание недопустимо и потому, что вносит в 16 ст. тавтологию (с начала творения Я не говорил тайно, со времени существования земли был Богом откровения); возможность второго исключена приурочением «бытия там» к определенному моменту, обозначенному выражением «со времени существования ея»; ограниченное этим сроком «бытие там» не может считаться «предвечным существованием в Боге». В Пр. 8:27 употреблено в речи о премудрости. но при наличности в 8 ст. 138 пс. (евр. 139) не может считаться специальным термином, уместным лить в применении к ней одной. допустимо и, по отношению к Господу. И так как 16а несомненно содержит слова Ягве, то и его продолжение 16б является свидетельством Господа о Самом Себе, – о Своем отношении к Своим же словам. И действительно, судя по контексту, фраза: «с того времени, как это происходит», не может означать ничего иного, кроме: «с того времени, как происходит то, о чем Я говорил не тайно» 20 , т. е. со времени исполнения предсказания о призвании Кира 21 . С данного момента Господь «был там». И если гл. 8 ст.138 пс. говорит о вездеприсутствии Бога, как существа, содержащего в Своей власти человека и всем управляющего (47:10 ст.), то . 6б указывает, что Господь руководил ходом истории выступления Кира, направляя его к известным целям. В ст. 16в речь Ягве прерывается речью его посланника: Выражение соединено союзом и с дополнением при глоголе – местоименным суффиксом 1-го лица и потому, подобно ему, является объектом: «и ныне Господь Бог послал меня и Духа Своего». И этого вполне достаточно для того, чтобы не считать посланником 16в Раба Иеговы. Об отдельном посланничестве Раба Ягве и Духа Господня не может речи, так как Дух Господень пребывает на Нем (42:1, 59:21) пребывает, согласно выражению 11,2 «», постоянно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

отцов своих. Недаром св. Варсануфий Великий говорит: «Брат, если ты хочешь спастись, последуй Св. Отцам» 9 . Учение св. отцов Церкви есть для православных людей источник и критерий истины, ибо, по свидетельству св. Иоанна Пророка, сподвижника Великого Варсануфия, «не погрешает говорящий в них (св. отцах) Дух Божий; на них... исполняется сказанное: »Дух Твой благий наставит мя на землю праву» ( Пс.142:10 ) 10 . Согласно приведенным словам св. Иоанна Пророка, мы должны сказать, что Дух Святый озарил святоотеческий разум и помог ему истолковать Слово Божие касательно истин нашей веры непогрешительно. Отсюда, св. отцы Церкви, как истолкователи Божественного Писания, показывают нам, что в Слове Божием не только нет никакого свидетельства о бытии в Боге Софии в смысле особого живого существа или иного самобытного начала, не тожественного с Божественными Ипостасями, но даже нет на это абсолютно никакого намека. Да, о. Булгаков делает попытку своего собственного истолкования текстов Св. Писания: Быт.1:1 ;  Ин.1:1 и Прит.8:22–23, 25–30 , в том смысле, что здесь будто говорится о Софии, о которой он учит 11 . Но эта попытка оказывается совершенно несостоятельной при свете истолкования данных богооткровенных свидетельств св. отцами: Афанасием Великим , Блаж. Августином, Василием Великим и Иоанном Златоустым . Означенное святоотеческое истолкование, объясняя текст: «В начале сотвори Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ) – разумеет под словом в начале Вторую Божественную Ипостась, или видит здесь указание на временное начало мира, или, наконец, объясняет слово в начале в смысле внезапности, мгновенности создания Богом мира. Что касается второго текста: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу и Бог бе Слово» ( Ин.1:1 ), то, по тому же святоотеческому толкованию, здесь под словом в начале разумеется Бог Отец или Бог Сын. Слова же третьего места Св. Писания: «Господь созда Мя (говорит Премудрость) начало путей Своих в дела Своя: прежде век основа Мя в начале, прежде неже землю сотворити... Аз бех, о Ней же радовашеся, на всяк день веселяхся пред лицем Его на всяко время» ( Прит.8:22–23, 25, 30 ) – св.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

1Ин. 5:3 ). Богопочитание без любви есть страх перед Богом, но страх рабский; истинный же страх Божий, как начало премудрости ( Прит. 1:7 ), есть собственно благоговение перед Единым и Высочайшим, а таково и есть истинное Богопочитание, растворенное любовью. И такое Богопочитание вполне утверждает и новозаветное учение, повторяя ветхозаветное: Господь Бог наш есть Господь Единый; и возлюби Господа Бога твоего» и пр. (Map. 12:29 и дал. срав. Мф. 4:10 и Луки 4:8  из Втор. 6:13 , также 22:21); сн. еще выше цитованное место 1 Посл. к Коринф., срав. также 1Петр. 2:17  с Прит. 24:21 , Рим. 13:2  и др. срав. «Простр. Кат.» 7:3 (о любви) «о первой заповеди» св. Антоний великий , на вопрос братии: «чем может человек уводить Богу?» отвечал: «исполнение закона и дела любви суть предметы самые Богоугодные. Исполняет же Закон тот, кто непрестанно славословит Бога в чистых помыслах, возбуждающих воспоминание о Боге (срав. Мар. 12:29 ) и тех благах, который Он обещал нам (ср. Евр. 11:6 ), и даровал уж на самом деле, а также приводящих на память и величие оных благ. Ибо из сего воспоминания рождается в душе человека постоянная любовь к Богу (срав. Мар. 12:29–30 ), по заповеди Писания: возлюби Господа Бога Твоего от всего сердца твоего, и от всей души твоей, и всей силой твоей ( Втор. 6:5 ). В Писании сказано еще: как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! ( Псал. 41:2  ст.). Итак, мы непременно должны совершать, исполнять сей закон в отношении к Богу, дабы и над нами оправдалось оное изречение Апостола: кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим. 8:35 ) 433 . А из заповеди о любви к Богу необходимо вытекает и 2) Заповедь о любви к ближним (срав. цит. выше место из бл. Феофилакта на Мар. 12:29  и дал.) «что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога, и соблюдаем заповеди Его, ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ( 1Иоан. 5:2,3 ) срав. Лехлера стр. 803.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Антонина 1 февраля 2013, 02:41 Спаси Господи,Оля!Читаю Ваши рассказы и душа просветляется, и омывается слезами.Имею давнишнее желание посетить Оптину пустынь,помолиться великим и любимым мне старцам...Пусть Господь хранит Вас и даёт Вам силы на душеспасительный труд! Нина 1 февраля 2013, 00:55 Спаси,Господи,Ольга Леонидовна!Такие рассказы поднимают дух,заставляют думать и видеть,что твои заботы и страхи-ничтожны.Как ни странно,но мне тоже хочется такой смерти,чтоб " быть причастной " и не обременять никого. Нат 31 января 2013, 23:43 Очень хорошая статья! По существу!Ведь чего нам в жизни не хватает - таких жизненных историй простых людей, которые рядом с нами, стоит только увидеть и понять.... Всем вас любви! р.Божия Ольга 31 января 2013, 22:54 Спаси Господи Спасибо вам Ольга за прекрасные берущие за душу рассказы Раб Божий Владислав. 31 января 2013, 22:26 Спасибо за чудный рассказ! Спаси, Господи, рабу твою Ольгу и благослови на новые рассказы! Павел 31 января 2013, 20:38 Спаси вас Господи за ваши прекрасные рассказы. Катерина 31 января 2013, 20:18 Ольга,храни Вас Бог!как хорошо пишите,спасибо!Надо будет почитать про этот монастырь,может даст Господь побывать... Екатерина 31 января 2013, 18:03 Спаси Вас Господи, Ольга! Все ваши рассказы трогают душу. Татьяна 31 января 2013, 16:17 Спаси Господи! Иулия 31 января 2013, 16:11 Спасибо. Хороший рассказ Алена 31 января 2013, 14:27 Замечательная история, такая трогательная. Спасибо, Ольга! Всегда с удовольствием читаю все ваши рассказы Надежда 31 января 2013, 14:21 Пишите Оля! Мы читаем Ваши рассказы. Вы очень хорошо пишите. Спаси Вас Господи! Наталия 31 января 2013, 14:00 Спаси Господи, дорогая Ольга Леонидовна, за еще одну душеспасительную историю! Иулиания 31 января 2013, 13:17 Спаси Господи вас, Ольга, за ваши рассказы! Насколько же умело играете на струнах моей грешной души. Ольга 31 января 2013, 13:03 Благослови, Господи, рабу Твою Ольгу на ее писательский труд! Благодарю... Ольга 31 января 2013, 13:00 Плачу... Плачу... Плачу...

http://pravoslavie.ru/59106.html

30. 12–3 Архитектура Западных Церквей 30. 2 Мозаика, живопись (иконы, фрески, миниатюры, картины). 30. 21 Дохристианская мозаика, живопись 30. 22 Христианская мозаика, живопись 30. 221 Раннехристианская и византийская. Мозаика и живопись Поместных Православных Церквей. 30. 222 Мозаика, живопись Русской Православной Церкви 30. 222–1Иконописные школы 30. 222–2 Отдельные иконописцы, художники и скульпторы 30. 223 Мозаика и живопись Западных Церквей 30. 3 Христианская иконография 30. 31 Богословие иконы, символика 30. 32 Специальная иконография 30. 321 Изображения Святой Троицы 30. 322 Изображения Бога-Отца. 30. 323 Изображения Иисуса Христа. 30. 324 Изображения Святого Духа… 30. 325 Изображения Божией Матери 30. 326 Изображения Креста… 30. 327 Изображения святых небесных сил бесплотных 30. 328 Изображения святых 3. История религий Общие вопросы истории религий] Религии Древнего мира] Буддизм. Зороастризм. Индуизм. Ислам . Иудаизм. Конфуцианство. Сикхизм. Синтаизм] Другие религии] 4. Агиография 4. Общие вопросы 41 Жизнеописания святых неразделенной Церкви. 42 Жизнеописания восточных святых 43 Жизнеописания западных святых 44 Жизнеописания святых Русской Православной Церкви 45 Канонизация святых и составление служб. 46 Сказания о земной жизни Божией Матери 47 История чудотворных икон и других святынь… 48 Паломничество по святым местам 5. Богословие Основное богословие] 51. 1 Бог , природа и человек 51. 2 Размышления о процессах, происходящих в человеческом обществе. 51. 3 История христианской апологетики 51. 4 Общее религиоведение 51. 41 Религия и наука. 51. 42 Религия и культура 51. 5 Апология религиозных истин 51. 51 Истина Воскресения Христова 51. 6 Апология Христианства. Догматическое богословие] 52. Общие вопросы 52. 1 Триадология (Учение о Святой Троице) 52. 2 Антропология (Учение о человеке) 52. 3 Амартология (Учение о грехопадении и его последствиях) 52. 4 Христология (Учение о Лице Богочеловека и двух естествах) 52. 5 Мариология (Учение о Божией Матери) 52. 6 Догмат воскресения Христова…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8. Отцы наши, распяв себе мир, и себя распяли миру, предавшись подвигам. А мы, хотя, повидимому, распяли себе мир, оставив мир и пришедши в монастырь; но себя распять миру не хотим, ибо любим еще наслаждения его, имеем еще пристрастие к нему, сочувствуем славе его, удерживаем в себе пристрастие к снедям, к одеждам и прочим суетностям. Однако мы не должны так делать, но как отреклись от мира и вещей его, так должны отрешиться и от самаго пристрастия к вещам тем. 9. Мы оставили мир, оставим и пристрастие к нему. Ибо пристрастия опять привязывают нас к миру и соединяют с ним, хотя бы оне касались маловажных, обыкновенных и ничего не стоющих вещей. Но если хотим совершенно измениться и освободиться от пристрастий, научимся отсекать хотения свои, — каких бы малых вещей они ни касались. Ибо ничто не приносит столько пользы людям, как отсечение своей воли; и поистине, от сего человек преуспевает более, нежели от всякой другой добродетели. Между тем, такое отсечение своей воли и своих хотений может быть поминутное. Положим, что кто либо идет; помысл говорит ему: посмотри туда и сюда, но он отсекает свое хотение и несмотрит. Встретил он разговаривающих; помысл говорит ему: скажи и ты с ними слово — другое, но он отсекает свое хотение, — и не говорит. Подошел он к кухне; помысл говорит: зашел бы спросить, что готовит повар, но он отсекает это хотение, и не заходит и проч. и проч. — Отсекая таким образом свое хотение, он приходит в навык отсекать его и, начиная с малаго, достигает того, что и в великом отсекает ее без труда и спокойно; и так начинает наконец вовсе не иметь своей воли, и чтобы ни случилось, бывает спокоен. Так отсечением своей воли приобретается безпристрастие, а от безпристрастия, с помощию Божиею, восходит и к совершенному безстрастию. 10. Некто из старцев сказал: «прежде всего нужно нам смирение». Почему же он так сказал? — Почему не сказал, что прежде всего нужно нам воздержание? Ибо Апостол говорит: подвизаяйся от всех воздержится (1 Кор. 9, 25). Или почему не сказал, что прежде всего нужен нам страх Божий? Ибо в Писании сказано: начало Премудрости страх Господень (Прит. 1, 7). Почему также не сказал, что прежде всего нужна нам милостыня, или вера? Ибо сказано: Милостынями и верами очищаются грехи (Прит. 15, 27), и еще: без веры не возможно угодити Богу (Евр. 11, 6). Почему же он, оставя все сие столь нужное, выставляет только смиренномудрие? Старец показывает нам сим, что ни страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая либо добродетель не может быть совершенна без смиренномудрия. Смиренномудрием же сокрушаются и все стрелы врага и противника. Все святые шествовали путем его и трудом. Виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя, взывает Псалмопевец; и еще: смирихся и спасе мя Господь (Пс. 24, 18; 114, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010