Притч.8:27 .  Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, Притч.8:28 .  когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, Притч.8:29 .  когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: Притч.8:30 .  тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, Притч.8:31 .  веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими. В этом отделе отцы и учителя Церкви не без основания усматривали под предвечной и миротворящей Премудростью ипостасную Премудрость, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сына Божия, сближая понятие о Ней с понятием о Слове Божием, которое, по учению Апост. и Евангелиста Иоанна Богослова, изначала было у Бога, само было Бог , через Которое «все произошло, и без Которого не начало быть ничто, что произошло» ( Uh. I,1–3 , ср. Ebp. I,2 ; Anok. III,14 ). Без сомнения, на ветхозаветной почве не могло быть такой ясности и раздельности, точности и определенности в учении о Логосе или Слове Божием, какую получило это понятие в учении св. Евангелиста Иоанна: для ветхозаветного, даже и боговдохновенного, мудреца миротворящая Премудрость Божия есть, прежде всего, идея мира, предсуществовавшая у Бога до творения, – есть то начало, которое явилось посредствующей орудной причиной всего творения, эта идея и начало изображаются здесь олицетворенно. Говорить же нарочито о Божественном достоинстве второй Ипостаси Премудрый не мог. Совершенно ошибочно, в IV веке по Р. X., во время христологических соборов, ариане на основании слов Премудрости: « Господь созда (LXX, κτισε) мя начало путий Своих» (ст. 22) защищали свое лжеучение, что Сын Божий есть тварь. Против этого православные богословы указывали на еврейское чтение этого текста, понимая евр. гл. « кана» в смысле: приобрел ( εκτσατο, как у Филона и Оригена , или κτησ με, как в кодд. 23, 252 у Гельмеса. Vulg: possedit me, русск. синод.: «имел Меня началом..».); или же относя понятие творчества собственно к вочеловечению сына Божия. Оба эти последние объяснения имеют свое значение и основание. Но следует, во всяком случае, помнить, что в Ветхом Завете не могло быть богословской точности в формулировке идеи Логоса, и потому понятие «создания» здесь могло быть приложено и к Премудрости Божественной.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Виктурина, Виктора, Никиты, Никофора, Клавдиана, Диоскора, Серапиона в Египте. Иерон. 25. Макария муч. и Феклы муч. Копт. 1286 и 1338. Праксима или Браксия, еп. иерус. при имп. Александре (Наркисс). Копт. 1425. Меркурия еп. Копт. 1425 сн. 26. 26. Макара муч. и епископа, Копт. 1286. Порфир. и у Люд. (У Порфир. Меркурия сн. 26). Фортуната и 32 муч. в Антиохии, в позднейших римских мартирологах. Феликса в Алекс. Иерон. Муч. Феоклита (в жизни Фотины самарянки, у нас она 20 марта.). Никод. 27. Иулиаина подагрика, Евна его слуги, Безы воина при Декии. М. Р. Деян. св. Александра, Авундия (Авунданция), Антигона, Фортуниона, Титиана, Макария, Севериана, Гаиана, Ианнуария при Диоклитиане в Солуни в Македонии. Иерон. М. Р. и другие. Сн. Деян. св. Сервилиана, Датиана, Леандра в Смирне в Азии. Иерон. Барфония муч. панополитанского. Копт. 1425. Григория, рогенского Абис. у Люд. Егиме из учеников Месроба в 5 в. (февр. 27). 28 или 29. Священников диаконов и мирян в Александрии, скончавшихся от заразительной болезни вследствие ухода за больными тою же болезнию в 261–263 году. М. Р. Мучч. Церелиса, Пупулла, Кая, и Серапиона, Иуста, Клавдиана, Феофила, Викторина, Сатурнина, Еппола, Евтеции, Астуты, Мустилы, Александра, Виктора, Секунделлы в Александрии. М. Р. Иерон. и др. 28. Собор на четыредесятников. Копт. 1425 (у Порф. собор четыредесяти на острове Пенемер). Муч. Иулия стратилата в Пергии памфилийской. Копт. 1425. Ганулия тетского. Абис. у Люд. Март 1. Габры-Менфескеддуса (т. е. раба Духа Святого), знаменитейшего из ефиопских подвижников. Абис. у Люд. Порфирия и иже с ним (у Порф.). Аввы Германа. Абис. у Люд. Аввы Сарапамона игумена (у Порфирия 2 числа – эконома монастыря св. Иоанна). Копт. 1425. 2. Мучч. Лукияепископа, Абсалона, Лоргия, Герола, Примитива и Ианнуария в Кесарии каппадок. М. Р. Иерон. Беда и др. Деян. св. (В Иерон. разности в списках). Рафаила, (вероятно, арханг.) Абис. у Люд. сн. 26 авг. Евстафия муч. у коптов по Мюллеру. Диоскора муч. Абис. у Люд. Феодосия императора. Копт. 1286 и Абис. (неизвестно, которой).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Меркурия еп. Копт. 1425 сн. 26. 26 . Макара муч. и епископа, Копт. 1286. Порфир. и у Люд. (У Порфир. Меркурия сн. 26). Фортуната и 32 муч. в Антиохии, в позднейших римских мартирологах. Феликса в Алекс. Иерон. Муч. Феоклита (в жизни Фотины самарянки, у нас она 20 марта.). Никод. 27 . Иулиана подагрика, Евна его слуги, Безы воина при Декии. М. Р. Деян. св. Александра, Авундия, Антигона, Фортуната, Татиана, Макария, Севериана, Калана, Ианнуария при Диоклитиане в Солуни в Македонии (но по другим в Риме). Иерон. М. Р. и другие. Сн. Деян. св. Сервилиана, Датиана, Леандра в Смирне в Азии. Иерон. Барфония муч. панополитанского. Копт. 1425. Григория . рогенского Абис. у Люд. Егиме из учеников Месроба в 5 в. (февр. 27). 28 или 29. Священников диаконов и мирян в Александрии, скончавшихся от заразительной болезни вследствие ухода за больными тою же болезнию в 261–263 году. М. Р. Мучч. Цереалиса, Пупуля, Кая и Серапиона, Иуста, Клавдиана, Феофила, Викторина, Сатурнина, Еппола, Евтеции, Астуты, Мустилы, Александра, Виктора, Секунделлы и Феликса в Александрии. М. Р. Иерон. и др. 28 . Собор на четыредесятников. Копт. 1425 (у Порф. собор четыредесяти на острове Пенеме?р). Муч. Иулия стратилата в Пергии памфилийской. Копт. 1425. Ганулия тетского. Абис. у Люд. Март 1 . Габры-Менфескеддуса (т. е. раба Духа Святого), знаменитейшего из ефиопских подвижников. Абис. у Люд. Порфирия и иже с ним (у Порф.). Аввы Германа . Абис. у Люд. Аввы Сарапамона игумена (у Порфирия 2 числа – эконома монастыря св. Иоанна). Копт. 1425. 2 . Мучч. Лукия епископа, Абсалона, Лоргия, Герола, Примитива и Ианнуария в Кесарии каппадок. М. Р. Иерон. Беда и др. Деян. св. Рафаила (вероятно, арханг.) Абис. у Люд. сн. 26 авг. Евстафия муч. у коптов по Мюллеру. Диоскора муч. Абис. у Люд. Феодосия императора. Копт. 1286 и Абис. (неизвестно, которой). 3 . Касии мученицы в Солуни при Диоклитиане. Мюллер. Апаната еписк. (?). Копт. у Порф. 4 . Иулиана , патр. александр. † 189 г. Копт. 1425. 5 . Св. Феофила , еп. Кесарии палестинской, † ок. 200 М. Р. с позднейшими. В Деян. св. исследов. по Евсевию V кн. гл. 22 24. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Из этих черт, которых очень много, мы берем только не многие, указания на которые мы находим в Новозаветном толковании Ветхого Завета. Это именно: а) разрушение стен Иерихонских по семидневном обхождении их. ( Евр. 11:30 ), б) участие Раав блудницы в передаче города (Иерихона) израильтянам через соглядатаев со стороны последних (ст. 31 сн. Иак. 2:25 ) и в) утверждение Иисусом Навином в занятой уже израилем земле обетованной истинного Богопочитания ( Деян. 7:44–45 ). И а) взятие Иерихона ( Евр. 11:30 ; сн. 1. Нав. б) по мнению св. Кирилла Иерусалимского , предызображало указанное Господом взятие Иерусалима римлянами (Мф. 24 и парал.): «перед Иисусом (Навином)», говорит он, «от одного восклицания народа пали стены Иерихона: а вследствие слов Иисуса (Христа), «не останется здесь камня на камне (Мф. 24:2) пал противоположный нашему храм иудейский». А «так как пророчество Иисуса о храме иудейском соединено с пророчеством о будущей судьбе мира, то падение Иерихона, по мнению других св. отцов церкви, означает «падение Вавилона и истребление язычества и неверия при конце мира» 333 . б) Приобщение блудницы Раав к семени Авраамову через супружество с Салмоном (сн. Мф. 1:5; с Руфи 4:21) за содействие израильтянам при взятии ими Иерихона (Иис. Нав. 6:24  с гл. 2 сн. Евр. 11:31 ), по объяснению св. отцов церкви, прообразовало собой принятие Господом Иисусом Христом всех блуждающих во тьме неведения и греха (язычников) в церковь свою – новозаветное семя Авраамово. Св. Иустин, например, учит: «красная веревка, которую в Иерихоне соглядатаи, посланные Иисусом Навином, дали блуднице Раав, приказав привязать ее к окну, через которое она спустила их, дабы они скрылись от неприятелей, является символом (σμβολον) крови Христовой, через которую из всех языков блудодействовавшие и неправедные спасаются, получая оставление грехов и уже более не греша» 334 . И вообще, по учению св. отцов, как Иисус Навин спас уверовавшую блудницу Раав: так Иисус Христос говорит: мытари и блудницы вперед вас идут в царство Божие (Мф. 21:31). Раав блудница спасена, дабы научить нас, что Спаситель пришел уничтожить все наши грехи, пришел как врач, а не как судия. Дом Раавы изображал церковь : как вне дома Раавы все истреблено, так вне церкви никто не наследует спасения» 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

И прибавляет: Измыйтеся, и чисти будите, отъимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших. Научитеся добро творити (Ис. 1:16-17). И Приточник говорит: Не враждуй на человека туне, да не что на тя содеет злое (Притч. 3:30). И еще: Страх Гсподень ненавидит неправды (Притч. 8:13), бесстыдный жес досаждением творит злая (Притч. 13:10). Любитель браниться радуется сварам (Притч. 17:19). И еще: Муж удобопреложный языком впадет в злая (Притч. 17:20). Давид же, молясь, говорит Богу: Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящи мя туне… но Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою (Пс. 34:19, 4) и Отвратит злая врагом моим: истиною Твоею, то есть во Христе (ср. Ин. 14:6), потреби их (Пс. 53:7). И еще: Господь мне Помощник, и аз воззрю на враги моя (Пс. 117:8);О Бозе сотворим силу, и той уничижит враги наша (Пс. 107:14). Так он молился по поводу духовных врагов, а не людей. И об этом [говорит священная] история. Когда Саул искал души его и преследовал его с тремястами мужами и [потом] был предан в руки его, и бывшие с ним [с Давидом] и раз, и два говорили ему: заключи Господь днесь врага твоего в руце твои (1 Цар. 26:8), он отвечал, говоря: Жив Господь! Да не будет ми нанести руку мою на христа Господня (1 Цар. 26:10). И не только это, но и оплакивал смерть его и умертвил возвестившего об убийстве его (2 Цар. 1:15-17). Также плакал и о гибели Авессалома, желавшего его самого убить (2 Цар. 18:33). Все вышеизложенное несомненно доказывает, что не против людей была у него вражда, но против бесов. Посему и мы к Богу всяческих да простираемся [в молитве], чтобы Он спас нас от врагов наших — духовных и чувственных, особенно если мы слышим Иакова, говорящего: Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными (Иак. 5:9), и Самого Господа, говорящего: А Я говорю вам, слышащим: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44). Ему же слава во веки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Добрым действиям Он всеми способами вспомоществует: любящим Бога… все содействует ко благу ( Рим.8:28 ). Но не лишены промышления Божия и люди нечестивые. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ; сн. Лк.15 гл.). От Его промыслительного ока не укрываются их злые намерения и действия. Не желая стеснять дарованной им свободы, Он допускает их злые действия, но направляет оные к благим последствиям ко спасению людей и славе Своего имени. Так, – допустив братьев Иосифа продать в Египет, этим Он приготовил в будущем средство к достижению многих, весьма благих целей ( Быт.50:20 ): допустив падение Давида и многих других святых, обратил это падение в урок и назидание для самих падших и для других, как и говорится у пр. Иеремии: Накажет тебя нечестие твое ( Иер.2:19 ). Иногда же Он разрушает злые намерения и дурные планы ( Исх.15:9–10 ; Ис.8:10 ; Пс.32:10 ), иногда останавливает или ограничивает их, как остановил, напр. беззаконие Авимелеха ( Быт.20:6 ) и ограничил злобу диавола против Иова ( Иов.1:12; 2:6 ). Но, хотя промысл Божий простирается на всех – благочестивых и нечестивых, однако люди благочестивые удостаиваются особенного попечения Божия о себе. Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его… Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их ( Пс.102:13, 17–18 ). Весь псалом 90-й (Живущий под кровом Всевышнего...) служит изображением особенного покровительства Божия уповающим на Бога среди скорбей и бедствии жизни (сн. Пс.33:16–21; 91:13–16; 144:18–20 ). И. Христос верным Своим последователям обещал не только пребывание с ними во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ; сн. 18:20), теснейшее общение с Собою ( Ин.11:21, 23 ) и вообще обилие благ духовных, но и особенное содействие в удовлетворении нуждам житейским: ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все (т. е. разные внешние блага) приложится вам ( Мф.6:33 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

27 Or. ad Pulch. 27:11, 27:19, 27:21–22, 28:18, 36:25, 40:18, 40:26, 43:11, 43:33–34, 45:5–6, 45:10, 47:24, 47:35, 49:1, 52:4–5, 54:1, 55:15, 56:31, 57:6–7, 57:22, 57:29, 58:2–3, 59:3, 59:24–26, 60:30. 28 Or. ad Pulch. 32:5, 32:27, 32:33, 36:35–36, 37:9, 38:37, 43:7, 43:10, 50:6–7, 54:36, 54:13–14, 56:38–57:1. 30 Or. ad Pulch. 27:10, 28:23, 29:11, 29:12, 32:36, 33:27, 33:30, 33:33, 37:16, 38:23, 39:25, 41:2, 41:10, 42:14, 42:22, 42:24, 46:1, 46:32, 47:5, 49:21, 50:9, 56:11, 56:37, 57:1, 57:9, 58:2, 58:7, 61:11. Также, следуя за Евр. 2, 14 , «плоть и кровь» (Or. ad Pulch. 30:23, 30:32–33, 32:26, 33:9, 35:2–3, 41:8). Само вочеловечение Слова и Его искупительные деяния именуется «домостроительством с плотью» (Or. ad Pulch. 33:20, 33:24, 33:30, 34:16, 40:3, 42:1–2, 43:12, 44:25, 45:10, 47:23–24, 49:18–19). Для свт. Кирилла, который опирается в этом на книгу пророка Иоиля ( Иоил. 2, 28 ), «плоть» означает не что иное, как всего че- ловека: Лоуо? усу ove σρζ, τοντστιν νθpornos κατ ye το εκχε ττο τον πνευμα, τς μον Ιπι πσαν σρκα (Or. ad Pulch. 27:32–33; cp.: Or. ad Pulch. 33:33–34, 38:32, 56:4). Впрочем, можно отметить, как некоторую непоследовательность его богословского языка, что в рассуждении против аполлинариетов «плотью» названа только часть человека, отличная от души (Or. ad Pulch. 58:36, 59:1–2). 31 Or. ad Pulch. 27:12, 29:34, 36:33, 37:16, 38:11, 39:1–2, 40:27, 57:8, 58:33. При этом уточняется, что воспринятое тело имеет разумную душу (Or. ad Pulch. 27– 12, 37:16,58:33). 32 O r. ad Pulch. 27:27, 27:32, 28:18, 29:10, 30:4, 30:33, 33:25, 33:34, 37:11, 38:11, 39:23, 39:34,40:12, 41:7,45:32, 46:3, 47:1,47:36, 53:1, 53:23, 54:37, 56:3, 58:33. Однако подчеркивается, что Христос – не обыкновенный ( απλς, φιλς, κοινς ) человек (Or. ad Pulch. 32:24–25, 33:9, 38:17–18, 38:31, 41:28, 43:1, 43:23–24, 43:31, 49:30, 49:32, 59:16). 33 Or. ad Pulch. 37– 10, 38:32, 39:23, 40:25, 55:5. Также «условия человечества», то της νθρωτττητος μτρος (Or. ad Pulch. 28:27, 29:33, 30:7, 31:35, 39:36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Вот Кто есть предреченный Пастырь из семени Давидова (сн. Рим. 1:3 ) и – Блюститель душ, прежде блуждавших без истинного пастыря (Петр. 2:25), но соединяющихся теперь с язычниками в одно стадо, имеющее одну печать крови Христа (Срав. Деян. 20:28  и дальн.), по которой распознаются Его и не Его овцы (срав. 2Тим. 2:19 , сн. Числ. 16:5 ; также – Рим. 11:2 ) 652 . Так Господь – Пастырь добрый обнял Своим взором все прошедшее, настоящее и грядущее Своего стада, семени веры в В. и Н. Завете единого, но в Ветхом имевшего многих более или менее ясно прообразовавших Его собой, а иногда лишь омрачавших светлый образ (εκν) Его, почему и настояла нужда в Едином и, притом, вечном Пастыре, и Пастыреначальнике, Который, имея явиться на грядущий всемирный суд, в совершенстве рассудит не только между овцами и овцами, но и между пастырями и пастырями всех времен (срав. Иезек. 34:23; 1Пет. 5:4  в контексте, Деян. 20:28  и дал. и др.). 3) Тайна искупления Богочеловеком мира. Его первосвященническое служение. Исаии 53:2 и дальн. Псал. 2:1–2 ; Захарии 11:12–13 (срав. Псал. 40:10 ); Иеремии 31:31–34 (сн. Прит. 9:2,5,6 ); Зах. 13:7 ; Исаии 50:6 и дал.; Псал. 21:17,19; 8:9 ; Псал. 68:10,22 ; Псал. 21:2 ; Зах. 14:6,7,13 (сн. Ам. 8:9 ); – 12:10; Псал. 67:19  (срав. Зах. 9:11 ); Псал. 109:4 . Ничего не было предоткрыто в В. 3. с такой дивной ясностью, как Евангелие уничижения Мессии для искупления рода человеческого от рабства греху и смерти 653 . Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? – начинает свое евангелие об Искупителе Исаия. Ибо Он взошел пред Ним (Богом) как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

б) возжигание светильников и лампад: «Сделай светильник из золота чистаго... и к нему семь лампад» ( Исх. 25:31–37 ). «И вели сынам израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон... пред лицем Господним» ( Исх. 27:20,21 ; сн. Лев. 24:2 ; 1Цар. 3:3 – «светильник Божий»; 3Цар. 7:49 ; 2Пар. 4:7–20 ). Перед священными изображениями люди поклонялись 19 , чем выражали свое благоговейное почитание, смирение и покорность Богу: Иисус... пал лицом своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы» ( Нав. 7:6 ). Молитва их была Господом услышана. Если «Господь сказал Иисусу: встань, для чего ты пал на лицо твое?» то «встань» не потому, что Мне не угодно поклонение перед свящ. изображениями, а потому, что нужно немедленно действовать: «встань, освяти народ и скажи»... (стих. 13). «И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания и пали на лица свои (на покрывалах скинии были иконы херувимов), и явилась им слава Господня» ( Чис.20:6 ). «Приидите поклонимся и припадем, преклоним колена пред лицом Господа» ( Пс. 94:6 ), т. е. перед ковчегом откровения (сн. Исх. 27:21 ; Лев. 16:12–13 ). «Пошел в дом Господень... и молился Езекия пред лицом Господним» ( 4Цар. 19:14–15 ). «Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» ( Пс. 98:5 ; сн. 131:7). Подножием Его называется ковчег ( 2Цар. 6:2 ; 4Цар. 19:15 ; сн. Исх. 25:22 ). Почитающих священные изображения Бог благословлял: «И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его... ради ковчега Божия» ( 2Цар. 6:11–12 ). Не почитавших свящ. изображения Бог наказывал: Два сына Аарона, «приступивши с чуждым огнем пред лицо Господне, умерли... скажи Аарону... чтобы он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку (очистилище), что на ковчеге (откровения), дабы ему не умереть» ( Лев. 16:1,2 ). «И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа и убнл из народа пятьдесят тысячъ семьдесят человек» ( 1Цар. 6:19 ). «Оза простер руку свою к ковчегу Божию (чтобы придержать его) и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» ( 2Цар. 6:6,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Это пришествие, спасительное для верующих и грозное для нечестивых, последует в определенный под конец времен день, день единственный и исключительный. Спаситель называл этот день последним днем (σχτη μρα; – Иоан. 6, 39–40. 44. 54; 12, 48 ; сн. 11, 24), днем судным ( Мф. 10, 15; 11, 22; 12, 36 ; сн. 2Петр. 2, 9; 3, 7 ; 1Иоан. 4, 17 ), а апостолы – днем Господним ( 2Петр. 3, 10 ; 1Сол. 5, 2 ; сн. Иоан. 1, 13 ; Мих. 3, 17 ; Иез. 13, 5 ; Ис. 2, 12 ), днем Господа нашего И . Христа ( 1Кор. 1, 8; 5, 5 ; 2Кор. 1, 14 ) и просто днем Христовым ( Филип. 1, 10; 2, 16 ; 2Сол. 2, 2 ). Оно будет окружено необычайною, а именно божественною славою и величием, почему и называется откровением Господа нашего И. Христа ( 1Кор. 1, 7–8 ; 2Сол. 1, 7 ). Но не только последуете тогда откровение славы (ποκλυψις τς δξης) Христа Владыки ( 1Петр. 4, 13 ; сн. Кол. 3, 4 ), – самое назначение этого пришествия относится к тому, чтобы открыть вселенной славу Богочеловека Искупителя. Приидет Сын человеческий, говорил Сам Он, во славе Отца Своего, т. е. во славе, свойственной Ему, как истинному Сыну Божию ( Мф. 16, 27 ), во славе Своей, и сядет на престоле славы Своея (25, 31). Узрят Сына человеческого, грядущего на облацех небесных с силою (т. е. несметным воинством ангельским) и со славою многою, т. е. необычайным сиянием (δξα) и величием, свойственным только одному Богу (24, 30). В этом существенное отличие второго пришествия Христова от первого, когда Он являлся как смиренный Сын человеческий, не имевши где главу преклонити, повитый в яслях, подвергавшийся поруганиям, распятый со злодеями. До времени второго пришествия отрицается в лице Его явление Бога во плоти не только совершенно неверующими в Него, но и между самими верующими во имя Господа Иисуса есть много не верующих в полную славу Его; образ Сына человеческого, в котором Он явился миру в первое пришествие, составляет в понятии многих существенную и единственную принадлежность Его, так что они видят в Нем великого Учителя, но не видят Искупителя – Сына Божия. Второе Его пришествие обличить заблуждающихся и заставить невольно возвратить Ему славу, которую дерзко отняли у Него. Тогда земнородные ясно увидят, как Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякого имене ( Фил. 2, 9 ), и поклонится Ему всяко колено небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца, (10 и 11 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010