На такую всеобъемлемость земной церкви многократно указывалось еще в ветхом завете – в пророчествах о величии царства Мессии, которое обнимет все народы и распространится до пределов мира (напр. Ис. 2:2–3; 9:6–7; 42:4–7; 49:6 , Дан. 7:27 и мн. др.). Согласно с этими пророчествами, Спаситель говорил Своим ученикам: тако писано есть и тако подобает пострадати Христу... и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех ( Лук. 24:46–47 ; сн. объяснение ветхозаветных пророчеств о всемирности церкви: Гал. 3:6–10 ; Рим. 10:18–21; 15:10 ; Деян. 13:34; 15:47, 13. 34 ). А по принесении жертвы искупления Он заповедал апостолам идти с проповедью евангелия ко всем народам ( Мф. 28:19 ; сн. Марк. 16:15 ; Лук. 24:47 ), и даже до последних земли ( Деян. 1:8 ), т. е. к людям всякой страны, всякого цвета, всякого языка, всякого состояния. Для того апостолам дан был и дар языков, чтобы они могли возвещать о спасении всем народам. Вступление в церковь чрез веру в евангелие и принятие таинств Спаситель поставлял условием спасения для всех, без различия происхождения из того или другого народа: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет ( Марк. 16:16 ). Следовательно, церковь с ее таинствами и верою должна оставаться везде, где только могут быть желающие спастись. Апостолы, исполняя повеление Господа и после откровения ап. Петру плащаницы, наполненной разными нечистыми животными, которые повелевалось ему есть ( Деян. 10 гл.), исшедше проповедаша всюду ( Марк. 16:20 ); во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя (τς οκουμνης) глаголы их ( Рим. 10:18 ; сн. 1:8); благовествование пребывает во всем мире и есть плодоносно и растимо (возрастает), возвещено всей твари поднебесной ( Кол. 1:6. 23 ). Они учили, что для всех, кто бы и где ни жил, к какому бы народу (и государству) ни принадлежал, только один путь ко спасению – Иисус Христос ( Деян. 4:11 ; сн. Кол. 3:11 ), что в церкви Христовой – несть еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свобод ( Кол. 3:11 ), несть мужеский пол, ни женский, – вси бо едино о Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

И вот, устроив себе дом, премудрость «заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу» ( Притч. 9:2 ). В словах о жертве святые отцы видели указание на жертву Господа Иисуса Христа. А что означает растворённое вино? Растворенное это смешанное с водою. Приведу слова святого Исидора Пелусиота : «Поскольку желательно тебе знать, что значит сказанное: премудрость растворила свое вино, и по какой причине не предложила его нерастворенным, то из немногого научись многому. Божественные наставления растворила она вещественными словами и примерами, потому что иначе не могли мы их и понять. Сие-то соединение Божественных понятий и земных слов не без основания назвала она растворением». В свою очередь святой Беда Достопочтенный даёт другое толкование, согласно которому в «смешанном вине – Святой Крови – Таинство, во время которого мы насыщаемся, как все знают, от престола жертвенника Его». При подготовке добавляется вода в вино, которое предлагается для совершения Таинства и пресуществления в Кровь Христову. Притч. 9:3 «Послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских» ( Притч. 9:3 ). Здесь показано, что премудрость действует через людей, что у нее есть посланники – те, кто проповедует, провозглашает. По словам священника Даниила Сысоева , «данные слуги это апостолы и учители, то есть епископы и их помощники священники». Ими также являются и христиане, которые рассказывают своим неверующим родственникам или знакомым о пути Премудрости. Притч. 9:4–5 «Она говорит: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное» ( Притч. 9:4–5 ). Приведу слова святителя Феофана Затворника об этих стихах: «Замечательно, что Премудрость зовет к себе безумных: «кто неразумен, обратись сюда». Стало быть, умникам нет входа в дом Премудрости или в святую Церковь . Умность всякую надо отложить у самого входа в этот дом. С другой стороны, если всякая мудрость и ведение лишь в доме Премудрости, то вне сего дома, вне святой Церкви, только безумие, неведение и слепота. Дивное Божие учреждение! Входя в Церковь , оставь ум свой и станешь истинно умным; оставь свою самодеятельность, и станешь истинным деятелем; отвергнись и всего себя, и станешь настоящим владыкою над собою».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Притч. 8:26 . Господь сотвори страны и ненаселенныя, и концы населенныя поднебесныя. Не вводи другого Творца, хотя ненаселенныя страна не приносит никакой пользы. Поэтому и сделал, что «концы» населились, чтобы, зная концы и пределы, ты видел, что это дело Божие, не сомневаясь относительно того, что находится между ними. «Концы» сокровенные и божественные тайны, равно как «страны» – плодоносные души, а «ненаселенныя» – божественные мысли, о которых невозможно человеку говорить. Глава IX Притч. 9:1 . Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь. «Премудрость» – Сын Божий, сделавшийся человеком. Он приготовил Себе дом, плоть от Девы. «Седмь столпов» – «Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия... Дух страха Божия», как говорит Исаия ( Ис.11:2,3 ). Или: «дом» – Церковь , а «столпы» – апостолы. Или говорит о мудром муже, потому что он тверд, имеет нужное для себя и не нуждается в чем-либо. Дом премудрости – Церковь , «столпы» – «мнимии столпи быти» ( Гал.2:9 ). Притч. 9:2 . Закла своя жертвенная. «Жертвенная» – божественные мысли или объяснения Писаний, а растворение – присоединение к истории анагогии ( ναγωγν 6 ), так как нерастворенное божественное не может вместиться; поэтому разнообразно и на части разделяя догматы и толкования, премудрость приготовляет пищу обучаемым. «Раствори в чаши вино свое» ( τν ο νον αυτς). Чистое божественное учение соединила она с человеческими словами ( φωνας), то есть, с мудростью человеческой, чтобы мы могли постигнуть ее. Под «жертвенными» можно разуметь и блаженных пророков, по времени убиваемых неверующими, как сказано: «Зане тебе ради умерщвляемся весь день» ( Пс.43:23 ). «Посла» своих пророков и апостолов «c высоким проповеданием» ( Притч.9:3 ), то есть, с учением, не заключающим ничего низкого и отвергаемого, призывающих все народы к познанию Бога. «Высоким» же назвал то, о чем сказано: «Во всю землю изыде вещание их» ( Пс.18:5 ). «Требующим» ( Притч.9:5 ) – еще не получившим силы Святого Духа, только начавшим, а не совершенным. «Приидите» – узнайте истинный и прямой путь, «и пийте вино» – и приймите духа Святого, как вино. «Оставите безумие» ( Притч.9:6 ) – уклонитесь от путей неразумия и узнайте жизнь вечную. «Ядите» – укрепитесь моими словами и таинствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Сказано: «все стези её мирные» – то есть это не путь беспорядка, не путь неустройства, не путь борьбы с людьми. И мир, о котором здесь идет речь, это то же, что апостол говорит: «если возможно, живите в мире со всеми людьми» ( Рим. 12:18 ). Господь не призывает нас враждовать с другими людьми и ненавидеть их. Наша борьба направлена на грехи, и, прежде всего, на свои собственные грехи. Притч. 3:18 «Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее» ( Притч. 3:18 ). Как я уже говорил, премудрость – одно из имён Христа. И духовное понимание этих слов – как относящихся ко Христу, что Он для нас древо жизни. Здесь идёт отсылка к тому, что было в раю. Адам и Ева согрешили, когда вкусили от запретного плода и были изгнаны из рая, потому что они оказались недостойны вкушать плодов от древа жизни, которое давало бессмертие. Так вот Христос для нас – древо жизни, Он Тот, Кто даёт нам бессмертие. И в Откровении сказано, что спасенные будут вкушать от древа жизни ( Откр. 22:2 ). Древо жизни – это единственный объект из первоначального рая, который описывается также в грядущем Небесном Царстве. Притч. 3:20 «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою» ( Притч. 3:20 ). Святые отцы под премудростью здесь тоже понимали Господа Иисуса Христа. Например, святитель Афанасий Великий говорит, что: «А эта Премудрость есть Слово, и, как говорит Иоанн, все чрез Него начало быть ( Ин. 1:3 ), и это Слово есть Христос». Святитель Афанасий использовал данный стих против ариан, которые проповедовали, что будто бы Христос – это не Бог воплотившийся, не Второе лицо Троицы как единосущный Отцу, а просто первое творение Божие. Святой Афанасий говорил: как же Он может быть творением, если через Него было осуществлено творение? Так же и святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Павел подтверждает, что это сказано о Сыне… здесь сказано, что ни Отец не создал небес Сам, без Сына, ни Сын без Отца». Притч. 3:21–22

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Цитаты из Книги притчей в Новом Завете . Несколько цитат из Книги притчей встречается в Посланиях апостольских. В Послании апостола Иакова в 4–й главе (Иак. 4: 6) и в Первом послании апостола Петра (1 Петр. 5: 5): « Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – тоже из 3–й главы Книги притчей (Притч. 3: 34). В Первом послании апостола Петра: « И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Петр. 4: 18) – это тоже цитата из Книги притчей, из 11–й главы (Притч. 11: 31) и тоже цитируется в соответствии с греческим текстом. Во Втором послании апостола Петра во 2–й главе: « но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр. 2: 22), – тоже цитата из Книги притч (Притч. 26: 11). В Послании к римлянам в 12–й главе: « Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12: 20) – это цитата из 25–й главы Книги притчей (Притч. 25: 21–22). В Послании к евреям в 12–й главе говорится: « Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказует; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12: 4–6) – это 3–я глава (Притч. 3: 11–12), причем Книга притчей цитируется по тексту Септуагинты, а не по масоретскому. Можно изучать притчи еще и по богослужебному употреблению, обращая внимание на то, как они употребляются в паремиях. Мы уже говорили, что само греческое слово «паремия» в переводе означает «притча». Таким образом, Книга притчей дает название всем ветхозаветным чтениям за богослужением. Паремии из Книги притчей читаются на службах Кресту, Богородице, святителям. Притчи читаются за богослужением во все будние дни Великого Поста. По мнению профессора А. Олесницкого, «после псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно во дни Св. Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния, больше чем когда-либо, человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей или, по греческому названию ее, паремий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам» 73]. 22.2. Екклесиаст

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

В наше время толкование притч Иисуса является преимущественной прерогативой двух классов лиц – священнослужителей разных христианских общин и ученых, специализирующихся в области новозаветных исследований. Значительная часть евангельских отрывков, читаемых на богослужениях в течение всего года, включает в себя притчи, и проповедники должны вновь и вновь возвращаться к толкованию тех или иных притч, содержание которых уже хорошо знакомо прихожанам, по крайней мере тем, кто посещает церковь не первый год и слышит одни и те же евангельские отрывки на протяжении многих лет. Толкования носят, как правило, богословский или нравственный характер. При этом проповедник обычно ставит перед собой задачу приблизить притчу к современному слушателю, выявить в ней то зерно или ту идею, которая, с его точки зрения, в наибольшей степени отвечает духовным нуждам его прихожан. Что же касается ученых, то они ставят перед собой иные задачи. На протяжении более двух последних веков поиск «исторического Иисуса» и Его «керигмы» (изначального учения) в полной мере затрагивал и притчи. Результатом исследований стал, во-первых, отказ многих ученых от аллегорического толкования притч, от поиска в них богословского смысла, связывающего содержание притчи с жизнью христианской общины. Во-вторых, были разработаны различные альтернативные методы толкования, каждый из которых имел свои сильные и слабые стороны. Поворотным пунктом в истории изучения притч считается двухтомное исследование немецкого ученого А. Юлихера, вышедшее в 1888–1889 годах и ознаменовавшее радикальный разрыв с церковной традицией толкования притч. Юлихер отвергал возможность какой бы то ни было аллегоризации притч и вообще саму необходимость их толкования: содержание притчи, по мнению ученого, исчерпывается ее буквальным смыслом. Исходя из аристотелевского разграничения между сравнением и метафорой, Юлихер считает притчи Иисуса развернутыми сравнениями, при помощи которых Господь возвещает простые нравственные истины. В отличие от метафор, такие сравнения не нуждаются в толковании и поиске в них переносного смысла: для их понимания достаточно знать исторический контекст, в котором они создавались 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Составление таких подборок цитат можно порекомендовать учащимся в качестве полезного и назидательного упражнения. Цитаты из книги Притчей в Новом Завете. Несколько цитат из книги Притчей встречается в Посланиях апостольских. Так, в послании к евреям в 12 главе говорится: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказует; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:4-6) – это книга Притчей, 3 глава (Притч. 3:11-12), причем цитируется по греческому тексту Септуагинты, а не по масоретскому. В первом послании Апостола Петра: «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4:18) – это тоже цитата из книги Притчей из 11 главы (Притч. 11:31), и тоже цитируется в соответствии с греческим текстом. В послании апостола Иакова в 4 главе (Иак. 4:6) и в первом послании апостола Петра (1 Пет. 5:5) то же самое, что и в Послании к евреям: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – тоже из третьей главы книги Притчей (Притч. 3:34). Во втором послании апостола Петра во 2 главе: «но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:22), – тоже цитата из книги Притч (Притч. 26:11). В послании к римлянам в 12 главе: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12:20) – это цитата из 25 главы книги Притчей (Притч. 25:21-22). Можно притчи пытаться изучать еще и по богослужебному употреблению, а именно так, как они употребляются в паремиях. Вообще говоря, само слово «паремия» в переводе означает «притча». Таким образом, книга Притчей дает название ветхозаветным чтениям за богослужением. Паремии из книги Притчей читаются на службах Кресту, Богородице, святителям. Притчи читаются за богослужением во все будние дни Великого Поста. По мнению профессора А.Олесницкого по следующей причине. «После псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно во дни Св. Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния больше, чем когда-либо, человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей или, по греческому названию ее, паремий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам» с. 73].

http://sedmitza.ru/lib/text/431351/

Но любвеобильный и окрыленный вдохновением взор апостола, утвердившийся на этой мысли в послании к Галатам, в послании к Римлянам не останавливается равнодушно на грустной картине отвержения семени погибели. Этот всеобъемлющий взор его в духе видит тайну будущего обращения ко Христу и массы иудейства ( Рим. 11:25 ) и слово апостола, по поводу созерцания столь великой мировой тайны, разрешается выражением глубочайшего удивления перед бездной богатства и премудрости и ведения Божия (11:33 и дал.). Итак, а) Исаак и Измаил –дети Авраамовы – первый от Сарры, последний от Агари (см. Гал. 4:22–31 с Рим. 9:7–9 сн. Евр. 11:17–18 , срав. 1Петра 3:6  срав. также Деян. 7:8 ) представляются у апостола прообразами – первый – духовных, по обетованию, Божиих чад Нового Завета, а второй – плотских, отверженных чад его, в связи с чем и Сарра с Агарью получают типическое значение – первая матери первых чад церкви новозаветной, – Иерусалима небесного, а вторая – матери отверженного потомства – синагоги иудейской (Златоуст, на послание к Галат.) Соберем в одно связное представление все черты толкования св. апостола Павла во всех посланиях его с отношением к общему новозаветному толкованию этого предмета. И прежде всего Сарра – мать Исаака – сына обетования (сн. Гал. 4:23–28 с Рим. 9:8  и Евр. 11:17–18 ), не произведенного от нее плотью ( Рим. 4:19  срав. Евр. 11:11–12 ), но рожденного только благодатью Божией, духовного (κατπνεμα, сн. Гал. 4:29 ), не раба, а свободная ( Гал. 4:22,23,30,31 ) жена Авраама, долгое время прежде неплодная, а потом положившая начало многочисленному потомству, по всем этим чертам предызображала свою вообще новозаветную церковь , – мать всем нам ( Гал. 4:26 ). А так как новозаветная церковь есть не только воинствующая на земле, но и торжествующая на небесах, не только церковь настоящего века (царства благодати), но и грядущего (царства славы), то и Сарра предызображала собой как ту, так и другую в их неразрывном взаимоотношении под образом небесного Иерусалима ( Гал. 4:26 ; Евр. 12:22 ; Апок. 3:12; 21:2,10 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Единство церкви. Истинная церковь Христова есть церковь единая. B. Христос основал на земле только одну церковь , в которой, по предвечному определению Отца небесного, предложено спасение всему роду человеческому. Хотя она состоит из бесчисленного множества членов, разделенных местом и временем, и из многих частных церквей, но в существе составляет одно целое, нераздельное, – тело единого Христа, одушевляемое единым Духом. Иисус Христос, предлагая учение о церкви, всегда учил только об одной церкви, напр., созижду церковь Мою ( Мф. 16:15 ). Изображая церковь в притчах, Он говорил об одном стаде под водительством единого пастыря – Христа и об одном овчем дворе ( Иоан. 10:16 ), об одной виноградной лозе ( Иоан. 15:1–7 ), об одном царстве Божием на земле ( Мф. 13:24. 47 н др.), об одном основном камне церкви ( Мф. 16:18 ), повелел проповедовать одно учение ( Мф. 28:19–20 ), установил одно крещение и одно причащение ( 1Кор. 10:17; 1:13 ; Еф. 4:5 ). Единство в Нем верующих составляло предмет Его последней молитвы, известной под именем первосвященнической: да еси едино будут ( Иоан. 17:20–23 ). Апостолы точно также учат об одной только церкви: Христос возлюби церковь и Себе предаде за ню ( Еф. 5:25 ; сн. 2:21), о единении всех во Христе – вси бо вы едино есте о Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ; сн. 2:14–15), об одном теле, которого члены – истинно верующие во Христа, а глава – Сам Христос: мнози едино тело есмы о Христе (ν Χριοτ); ( Рим. 12:5 ; сн. Еф. 5:23 ; 1Кор. 12:10 ; Кол. 1:18. 24; 3:15 и др.), ибо единем Духом мы вси во едино тело крестихомся ( 1Кор. 12:13 ). Составы и соузы, соединяющие и скрепляющие тело Христово, происходящие от его главы ( Кол. 2:19 ), настолько объединяют верующих, что они образуют из себя как бы одного человека, имея одно сердце и одну душу ( Деян. 4:32 ). Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего. Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех ( Еф. 4:5–6 ; сн. 1Кор. 10:17; 12:14–27 ). Можно и должно различать единство церкви внутреннее и внешнее. Внутреннее – главное и существенное, внешнее – выражение во вне внутреннего единства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

И свет во тьме светит, Иоан. 1:5 , «Слово было светом мира не со времени Своего воплощения, но во все времена с самого сотворения человека, сначала полно осеявая первосозданного в раю, потом осиявая тех, кто не уклонялся от Него сам, после падения первосозданного, потом сияя среди потемневшего человечества в народе еврейском через закон, пророчества, обетования и Богоявления». Еп. Михаила, толк. Ев. кн. 3, стр. 18, срав. стр. 17–18, 19. Москва, 1874; срав. также св. Иринея, против ересей, кн. 4, гл. 6, 6; гл. 7, 2 сн. 1; гл. 2, 3; 5, 2, 3; 11, 1 и др. св. Златоуста на 1Кор. 10:4 , стр. 9, ч; 2. Спб. 1858; св. Иустина, разгов. с Трифон. гл. 56–63; 1 Апол. гл. 63. сн. 62, стр. 80–81 цит. изд. и др. Этим объясняются такие формулы новозаветной цитации из Ветхого Завета, которыми, как Лицо, говорящее в Ветхом Завете, представляется Сам Иисус Христос, см. напр. Евр. 2:12; 10:5 . Что такое представление о действии Христа в Ветхом Завете есть чисто ветхозаветное же представление, только плохо понятое позднейшими иудеями (срав. обличение понимания их в 1 Апологии св. Иустина, гл. 63, сн. 62, стр. 80–81 цит. изд.), для этого достаточно вспомнить хотя об Ангеле Иеговы, по изображению Его в Ветхом Завете, для чего срав. напр. Исх. 23:20 и дал. и толкование на это место у св. Иустина в разгов. с Трифон. гл. 75, стр. 172; далее срав. Исх. 32:34  с 14:19, – 3:2 и дал. и на это последнее место указал в предсмертной речи св. первомученика Стефана, Деян. 7:30  и дал. 37–38 и св. Иустина, 1 Апол. гл. 63 сн. 62, разгов. с Трифон. гл. 60 стр. 156–157. Между новейшими богословами даже рационалисты в этом ветхозаветном представлении об Ангеле Иеговы видят «зерно новозаветного представления о Сыне Божием и Его особенности от Отца, хотя им все-таки и не хочется прямо связать ветхозаветное представление с новозаветным, без посредства развития его в иудейской теологии. Срав. Блека статью: Ueber die dogniatische Benumzung der almmesmamenml. Aussprche im Пеиеп Tesmam. в Theolog. smud. und Krit. 1835, s. 455.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010