Таковым же почти буквальным сходством выдаётся и изображение царства Господня, имевшего восстать на место сокрушённых языческих царств (2:44, сн. 7:27). Кроме вышесказанного, в пользу единства писателя обеих частей книги говорит и указанный нами при рассмотрении единства писателя каждой из них в отдельности, как присущи каждой из них, типичный живо-выразительный и раздельный характер изображения лиц и предметов, состоящий в том, что вместо рода перечисляются виды, заключающиеся под ним, при изображении целого живописуются и части его, в обилии употребляются подобно значащие выражения и т. п. В пользу того же единства говорит и одинаковая в обеих частях книги характеристика главного лица книги, самого пророка; в обеих частях он представляется ревнующим по законе (1:8, 9:5–20), усердным молитвенником Богу (2:18, 6:10 сн. 3:3–20), налагающим на себя посты (1:12 сн. 9:3,10:3), любвеобильным (2:24, 4:16, 24 сн. 9:18–19), разумным в видениях и сониях (1:17, 2:4 сн. 7–11 гл.). В пользу того же единства говорит, наконец, и то, что в 10 гл. ст. 1. Даниилу усвояется имя Валтасара, чем указывается на упомянутую в исторической части перемену его имени (1:7). Если же книга св. пр. Даниила носит на себе ясные следы единства писателя её, то на основании чего отвергается это единство? Оно отвергается, во 1-х на том основании, что книга написана на разных языках, и именно 1 гл. и начало 2-й до 4 ст. на еврейском языке, с 4 ст. 2 гл. до 7 гл. включительно на халдейском, или арамейском, а с 8 гл. до 12 опять на еврейском языке; во 2-х, на том, что о прор. Данииле в исторической части говорится в 3-м лице, а в пророческой – во 1-м; в 3-х, на том, что в сказаниях разных глав встречаются по-видимому противоречия, например, в сказании 1:21, сн. 10:1, в сказании 2:48–49, сн. 5:11–14, в сказании 2:17, сн. 3:15. Но при внимательном и беспристрастном отношении к делу, все эти основания не подрывают собой свидетельства данных книги в подтверждение единства происхождения её; и прежде всего не подрывает этого разность языков, на которых написана книга 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

I. Надписание У евреев по содержанию надписывается, Мишле Шеломо, сравнительные или господствующие Притчи Соломоновы, а у греков, παροιμαι Σολομντος, Притчи Соломоновы. Значат же Мишлим, вообще, речи замысловатые, или собственными или преложенными словами изображенные, и особенно – 1) Притчи сравнительные, или сравнения одной вещи с другою, каково у Езекииля Иез.24:3 находится – 2) Притчи употребительные; или пословицы: ибо из сокращенных сравнений по большой части делались притчи 1Цар.10:12 ; – 3) Притчи, важно произнесенные, в малых словах велики вещи заключающие Иов.28:1 . Чис.23:1,18 . Все сии притчи в книге сей содержатся, и господствующими или царствующими называются сличи Притч.8:6 ; понеже они других суть превосходнее, исполнены премудрости, важности, пользы и глубокомыслия, и сердце особливо поражают, и потому премудрейшие мужи всегда оными увеселялись. II. Писатель Без сомнения Соломон, царь Израильский, особливые свои притчи 3Цар.4:32,33 для употребления другим написал и в свет издал снеси Притч.1:1 . сличи, Притч.25:1 . А то, что от Притч.25 даже до Притч.29 включительно следует, собрано друзьями Езекии царя Иудейского, Агурово же отделение, в Притч.30 находящееся, себе присвоил, и матери Вирсавии речи Притч.31 пересмотрел, и может быть их так исправил и в порядок привел, что оные в числе его почесть было можно. III. Содержание Содержит сия книга правила веры и нравов, или сокращение Христианской Ифики, или учение нравственное, гораздо высшее и превосходнейшее всякой нравственной философии, разумом человеческим составленной, и потому справедливо βασιλκον δρον, Царским даром называется. IV. Конец Дабы каждого от злочестия и неразумия как бы рукою к благочестию и премудрости привести. Сличи Притч.1:1 и проч. Притч.22:19; 3 :13с. V. Время писания Вероятно, что Соломон писал сию книгу прежде своего падения, поскольку об оном не упоминает. VI. Свидетельство о Христе Притч.1 :20с; 8; 9. VII. Разделение Сия книга содержит в себе пять частей: В первой части содержится предисловие книги, в котором основание всех добродетелей, премудрость, истинное Богопознание и прочее изъясняются; гл. 1 до 10 ( Притч.1–9 ) – где:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Что же, черствело ли от сторонних невзгод сердце наших иноков, – хулили ли они в безумии своем Бога (сн. Иов.2:910 )? Нет, и тогда благословлялось, и всегда исключительно славословится здесь Имя Божие с сочувственно принимаемыми молящимися вместе с нами побуждением к тому же и этих последних. И на всяком месте Божественного владычества (сн. Пс.102:22 ) совершают подобное делание насельники этой обители, – как там, будет ли это полем брани 18 или приходскими храмом, служением обычным 19 или чрезвычайным 20 ; куда повелено бывает идти им «от святаго послушания» (сн. Чин иноч. постр.), – так и там, куда бы ни разлетелись из нашего гнезда его оперившиеся птенцы, т.е. навыкнувшие в чтении, пении и уставе церковном юноши, кои приуготовляются здесь «к совершению», на поприще благовестников, пастырей и учителей, «святых, в дело служения, в созидание (церковного) тела Христова» (сн. Еф.4:1112 ). Никогда Христос Спаситель, источая дары Божественной благодати, не ограничился только этими, но, обращая взоры Своих учеников на голодавший телом народ, сказали: «дадите им вы ясти» ( Мф.14:14, 16 и пар.). Подавая хлеб жизни вечной, всегда питала наша обитель и алчущих хлеба насущного 21 , укрыла в своих стенах теперь остатки церковного имущества разоренных войною окраин Св. Руси 22 , двукратно 23 , тесня себя 24 первее всего 25 укрывала 26 доблестных защитников целости и славы своей Родины, а личными трудами иночествующих приобщалась по существу к подвигам Осляби и Пересвета 27 . Не забывает наша обитель и страннолюбия 28 , стараясь, в частности, «приходящих в Москву от различных стран как старообрядцев, так и православных, для исследования истины о святой Церкви принимать, упокоивать и руководить их в рассмотрении истины»(сн.цит.Дух.зав.). Как особо желанных и дорогих гостей встречает обитель зрелых и юных, близких и дальних ей по крови и вере, представителей чистого и высшего научного знания, с братскою любовью предлагаешь им изысканную трапезу в виде своих драгоценных, рукописных и книжных, сокровищ и, при возникающей потребности, даже отсылает эти яства на страну далече (сн. Лк, XV, 13), лишь бы напитать алчущих и жаждущих правды (сн. Мф.5:6 ). Ведомы, наиболее близко в дни древние (сн. Пс.144:5 ), были нам и блуждающие по халугам и распутиям старообрядческого раскола и сект. И как бы не довольствуясь

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

Очень важно, чтобы он принимал благоразумные решения. При воспитании благоразумия используются различные методы воспитания, в т.ч.: – наставление; – объяснение; – предостережение; – личный пример. Благоразумие воспитывается вниманием как самого юноши к своему внутреннему миру, так и внешним контролем его поведения родителями и педагогами. Родители должны стремиться к следующим результатам по воспитанию благоразумия в мальчиках. Священное писание убедительно показывает, что тот, кто имеет благоразумие: – предусматривает зло и избегает его ( Притч. 22, 3 ); – действует с пониманием ( Притч. 13, 16 ); – учится познавать пути Божии (Осийя. 14, 9); – удерживает свой язык ( Притч. 10, 19 ); – обуздывает свой гнев ( Притч. 19, 11 ); – внимателен к выговорам, которые ему делают ( Притч. 15, 5 ); – не опирается только на свое мнение при принятии решений ( Притч. 3, 5 ); – не бывает тщеславным ( Притч. 12, 23 ); – молчит в трудных обстоятельствах ( Амос. 5, 13 ); – приобретает знания ( Притч. 18, 15 ). Важно, что Священное Писание свидетельствует о том, что благоразумие сохраняет человека ( Притч. 2, 11 ) и должно быть предметом стремления всех молодых людей ( Притч. 3, 21 ). Справедливость или правда Справедливость определяет человеческие взаимоотношения, «обнимает наши отношения к обществу людей». По мысли святителя Амвросия Медиоланского , «справедливость – отдает каждому должное – и неразлучно с честностью и любовью христианской… Вера служит ей основанием; Христос – ее образец». Почему эта добродетель выделена особо при воспитании мальчиков? Одно из тяжелых страданий человечества – это возмущение и несогласие в обществе. Только справедливость приносит ему успокоение. «Ничто не дает покоя душевного, ничто не успокаивает совести и не услаждает мысли, как только справедливость, при которой нет ничего, что бы причиняло мучения и возмущало ум» – пишет святитель Иоанн Златоуст . Как важно, чтобы мужчины и в своей личной жизни, и тем более при исполнении общественного долга, были справедливы.

http://azbyka.ru/deti/osobennosti-vospit...

Слава, о которой здесь говорит Премудрость, которой может быть причастен человек, откликнувшийся на ее зов – это слава у Бога, слава в Царстве Небесном. Не каждый человек, который идёт по пути добродетели, становится славным в этой земной жизни. Некоторых святых Господь делает известными еще при жизни, других прославляет после смерти, как, например, святого отрока Артемия Веркольского, добродетели которого были явлены через внезапное открытие его нетленных мощей. А кого-то Господь оставляет безвестными на земле, но в Своём Небесном Царстве Он всех их удостоит славы. Также Премудрость говорит: «у Меня правда», поэтому все правдолюбцы, все, кто ищет правды, справедливости, должны знать, что искать нужно у Христа. Притч. 8:19 «Плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра» ( Притч. 8:19 ). Потому что ни отборное серебро и ни золото человека не спасают, а спасает Христос, ипостасная премудрость Божия. Поэтому плоды её лучше, чем что-либо из материальных вещей. Притч. 8:20 «Я хожу по пути правды, по стезям правосудия» ( Притч. 8:20 ). Святитель Григорий Нисский так комментирует эти слова: «Как прекрасно приводить душу в движение и упражнение на этих путях!» То есть, подражая премудрости Божией, христианин должен стремиться ходить по этим путям правды, правосудия. И ходить – не то что один раз пройти, а регулярно ходить и не довольствоваться тем, что один раз исполнил заповедь. Притч. 8:21 «Чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю» ( Притч. 8:21 ). Прежде всего имеются в виду «неветшающие хранилища» на небесах, в которых собирается «негиблющее сокровище». Хотя и здесь, на земле, Господь не оставляет верующих в Него. Это не значит, что Он делает всех их богатыми. Богатство, к сожалению, людей чаще губит, чем спасает. Но при этом необходимое для жизни Господь обеспечивает как праведникам, так и их детям. Притч. 8:22 Следующий 22 стих был очень важен во время арианских споров. В синодальном переводе Библии этот стих звучит так: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» ( Притч. 8:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Сн. 11 Мистический опыт такой встречи исключительно ярко описан в «Божественных гимнах» прп. Симеона Нового Богослова . Сн. 12 Точнее сказать – «превосходящие», в этимологически буквальном значении этого слова: «пре» – преодолевающие; «восходящие» – движение ввысь. Сн. 13 ВНТ, или Закон возрастания энтропии (хаоса) говорит о том, что в саморегулирующейся системе сложные структуры стремятся к упрощению, а состояние среды – к однородности. Сн. 14 Об этом подробно говорится в статье проф. Зеньковского (см. Приложение). Сн. 15 Предубеждение как акт волевой выглядит еще не так печально, как просто безвольное невидение очевидности присутствия в нашей жизни высших планов бытия; таковое гипнотическое состояние как бы разумного человека явно результат зомбирования — нужно ли напоминать, какие силы в этом заинтересованы? Сн. 16 В советское время профессионалы от атеизма утверждали, что причина этого явления – особый состав кварцевого песка, из которого состоит святая гора монастыря, и пытались доказать правоту своей научной теории эмпирически. В склоне горы извне монастыря была выкопана штольня, и в ней поместили тело некоего безродного покойника. На второй день из штольни пошел такой «запах», что ее пришлось спешно засыпать. Сн. 17 «Как правило» вовсе не предполагает предпочтения или превосходства, но только говорит о количественном соотношении. Ведь именно величественные и масштабные чудеса оставили наиболее значимый след в истории человечества: Вавилонская башня, Всемирный потоп, Исход евреев из Египта, и, конечно же, Рождество и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Великие чудеса, соответствующие масштабу события, сопровождали земную жизнь Господа. Не меньшим чудом является совокупность подвига мучеников за веру – плод действия в мире Духа Святого. Все в воле Создателя: от «власов главы человеческой» до вселенной, во всем от микромира до макромира нет предела Его могуществу, и любое чудо может быть явлено, когда то угодно Творцу: «… если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», – будет…». ( Мф. 21:21 ).

http://azbyka.ru/xristos-posrede-nas-chu...

Псалмы употребляли в молитвах и Господь наш Иисус Христос, и Дева Мария, и апостолы, и первомученики. Христианская Церковь приняла Псалтирь в неизменном виде для своих литургических нужд, — без каких бы то ни было изменений. Эти возгласы хвалы, прошения или благодарения, которые вкладывались в уста псалмопевцев в соответствии с особенностями их эпохи и их личного опыта, обладают вселенским звучанием, ибо позволяют выразить то состояние, в котором подобает человеку предстоять перед лицом Божиим. Итак, псалмы были приняты без изменений их словесного облика, но со значительным обогащением их значения: в мире Нового Завета верующий приносит хвалу и благодарение тому Богу, Который явил ему тайну Божественной жизни во всей ее глубине, Который искупил его кровью Своего Сына и ниспослал ему Святого Духа; и в литургической практике каждый псалом заканчивается восхвалением Пресвятой Троицы: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! 1 Древние прошения обрели новое звучание, более глубокое и проникновенное, с тех пор, как человек в Тайной вечере, в крестной смерти и воскресении Иисуса познал неизмеримую Божественную любовь, всеобщность и тяжесть греха и славу, обетованную праведным. Надежды, о которых пели псалмопевцы, исполнились: Мессия пришел, Его есть царство и сила и слава, и отныне все народы призваны славить Его. Книга Притчей Соломоновых Книга Притчей Соломоновых — типичное произведение израильской литературы Премудрости (см. Введение к книгам Премудрости в 4(7) нашего журнала. — Пер.). Ядро книги образуют два сборника: Притч 10–22:16 с надписанием Притчи Соломона (375 притч) и Притч 25–29, вводимый словами И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского (128 притч). К этим сборникам присоединены более мелкие: к первому — Слова мудрых (Притч 22:17–24:22) и Сказано также мудрыми (Притч 24:23–34), ко второму — Слова Агура (Притч 30:1–14), за которыми следуют числовые притчи (30:15–33), и Слова Лемуила (Притч 31:1–9). Всему в целом предшествует длинное введение (Притч 1–9), в котором отец сообщает сыну мудрые предостережения и берет слово сама Премудрость.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Преподобный Иоанн Кассиан говорит: «Итак, желающему идти царским путем нужно идти с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах ( 2Кор. 6:7–8 ), и с такой осторожностью среди вздымающихся волн искушений под управлением рассудительности и под веянием Духа Божия направлять путь добродетели, чтобы знать, что, если немного уклонится на правую или левую сторону, тотчас разобьется о подводные, гибельные скалы. Потому премудрый Соломон увещевает: …не уклоняйся ни направо, ни налево, то есть не тщеславься добродетелями, не превозносись счастливыми успехами в духовном, не уклоняйся и на левую стезю пороков». Притч. 4:28–29 «Потому что пути правые наблюдает Господь, а левые – испорчены. Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит» ( Притч. 4:28–29 ). Так что если мы хотим быть с Богом, то должны стремиться идти путём премудрости Божией, и в дальнейших главах Книги Притч мы много узнаем о том, как именно идти этим прямым путём. Пятая глава Притч. 5:1–2 «Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание» ( Притч. 5:1–2 ). То есть, чтобы научиться рассудительности, нужно смирить свой разум перед наставлением учителя, и при этом не любого учителя, а того, который учит закону Божьему – тому, что, в свою очередь, он воспринял от своего наставника, как об этом было сказано ранее. Так что получение дара рассудительности и в принципе научение закону Божию неразрывно связывается со смирением. Соответственно, все, кто говорит: «Мне не надо учиться, я сам все знаю», оказываются нарушителями этих слов Писания и оказываются далеки от рассудительности и от той мудрости, которой желает научить нас Господь. Притч. 5:3–4 «Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» ( Притч. 5:3–4 ). Это наставление является прямым продолжением предыдущих двух стихов, и оно не случайно, потому что смирение перед наставлением и перед учителем –это лишь одно из условий для научения знанию от Бога и о Боге. А второе необходимое условие – добрая нравственность. И в других местах Книги Притч выражается мысль, что нравственные преступления, – как в данном случае блудные грехи, прелюбодеяние – делают человека недостойным дара мудрости от Бога. Мне доводилось наблюдать печальные примеры того, как человек воцерковленный впадает в блуд, в прелюбодеяние, и когда он добровольно остаётся в этом грехе, как быстро он духовно деградирует. Это ужасное зрелище.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В представлении неразумного человека в этой жизни все ясно и просто: Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр ( Притч. 12:15 ). Да, здравомыслящий человек понимает, как многосложна наша жизнь, сколь неоднозначны многие ее обстоятельства. Он всегда помнит заповеди: Не полагайся на разум твой ( Притч. 3:5 ) и Не будь мудрецом в глазах твоих ( Притч. 3:7 ). Сознавая свою человеческую немощь и ограниченность, благоразумный раб Божий всегда ощущает потребность выслушать совет и наставление, ибо у советующихся мудрость ( Притч. 13:10 ). Он справедливо считает, что без совета предприятия расстроятся ( Притч. 15:22 ). Умный человек не отвергает наставлений, которые противоречат его тайным желаниям. Он видит пользу и в правде, колющей ему глаза, но сказанной для его же блага. Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым ( Притч. 19:20 ). Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение блуждает ( Притч.10:17 ). Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда ( Притч. 12:1 ). Преподобный Силуан Афонский ( † 1938) непоколебимо верил, что исповедь духовного чада своему духовнику Таинство, в котором действует Святой Дух, и что Он через наставника руководит человеком. Вместе с этим Преподобный считал, что духовного чада советоваться с духовником очень полезно и в чисто психологическом плане. Почему? «Духовник, совершая служение свое, дает ответ на вопрос, будучи свободным в тот момент от действия страсти, под влиянием которой находится вопрошающий, и в силу этого он яснее видит вещи и легче доступен воздействию Божией благодати 88 . Будь мудрым рабом Божиим, всегда и во всем советуйся со своим благочестивым духовником. Ведь его наставление свет, и назидательные поучения путь к жизни ( Притч. 6:23 ). Молитва духовника Молитва одно из самых важных проявлений нашей духовной жизни. Посредством молитвы мы общаемся с Богом, просим Его обо всем необходимом. Хороший духовник  это прежде всего хороший молитвенник. Можно сказать, чем более он преуспевает в молитве, тем лучшим духовником становится. Ты спросишь, почему я настаиваю на такой взаимосвязи? Отвечу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?» ( Притч. 1:22 ) Под словом «буйные» имеются в виду насмешники, кощунники, презрители всего святого. Глупцами называются не те, кто просто имеет проблемы с интеллектуальным развитием, а люди, избравшие путь греха. Действительно глупо продолжать выбирать зло даже ощущая в своей жизни негативные последствия этого выбора. Притч. 1:23 «Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои» ( Притч. 1:23 ). Господь готов для каждого человека открыть путь истины, каждого учить тайнам духовной жизни, и тому, как идти по пути святости. При этом Бог не просто ждёт, но так или иначе воздействует на сердце каждого человека, чтобы привлечь его к пути истины и праведности. Таково действие призывающей благодати Божией. Но уже от человека зависит, откликнется он на это или нет. Притч. 1:24–25 В следующих стихах Премудрость говорит, обращаясь к тем злым людям, которые выбрали путь греха: «Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли» ( Притч. 1:24–25 ). Здесь указывается, что люди, которые стали злыми и в конце концов оказались под наказанием Божьим, претерпели это не из-за того, что Бог их чём-то обделил, чего-то им недодал по сравнению с праведникам. То же самое слово Премудрости было обращено и к ним точно так же, как к праведникам, однако грешники отказались слушать ее голос. И далее Премудрость говорит, какие у этого будут последствия: Притч. 1:26–28 «За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня» ( Притч. 1:26–28 ). Здесь грозное обещание наказания. Во многих местах Книги Притч говорится о том, что путь зла не остаётся без последствий. Причем во время этого наказания даже не помогут взывания к Богу: «будут звать и не услышу». То же мы видим и у Господа Иисуса Христа в притче о десяти девах, когда неразумные девы пришли поздно и взывали, прося их пустить, но безуспешно. Вот как объясняет святитель Григорий Богослов , почему их молитвы не принимаются: потому что Господь не признает их своими из-за их грехов. И грешники взывают к Богу по время наказания не потому, что раскаиваются во грехах, а потому что просто хотят избежать горьких плодов своих злых дел. Избавь их – и они снова продолжат идти по пути греха. Но тех грешников, которые действительно раскаются, Бог услышит.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010