Притч. 14:1 . Мудрыя жены создаша домы. Церковь терпением и надеждою Христовою построила себе дом, то есть, учением и верой воздвигла и устроила приходящих к ней. «Безумная же раскопа рукама своима». Это значит: ересь, сделавшаяся виновницею своей вечной смерти. «Ходяй право боится Господа» ( Притч.14:2 ). Не просто страх делает хождение правым, а именно страх Божий. Как нечестивый, прийдя «в глубину зол, нерадит» ( Притч.18:3 ), так благочестивый боится. Таким образом добродетельная жизнь хороша и в том отношении, что присущий ей страх делает более богобоязненными. Притч. 14:3 . Из уст безумных жезл досаждения. Перед этим ты сказал: «Иже от устен произносит премудрость, жезлом биет мужа безсердечна» ( Притч.10:13 ): как же здесь, говорит, усвояешь тоже безумному? Неодинаково; и это жезл, но жезл «досаждения», а то – снисхождения; один наносит оскорбление, а другой исправляет. Так бывают тяжелы безумные, как будто наносят побои. Можно и бранить, и обличать, но с мудростью; растворенное ею обличение не бывает противным, тяжким и несносным. Если хвалит безумный, это хуже брани; если бранит разумный, это равно похвале. Это сказал и некоторый мудрец: если восхваляя произнесет это громким голосом, принимай слова, как поношение. Притч. 14:4 . Идеже несть волов, ясли чисты. Говорит, мне кажется, то, что недеятельный человек терпит бесчисленный убыток и бедность, или то, что когда нет волов, не подкладывается корм; что нужно щадить волов; что нужно быть экономным; что нужно иметь большое попечение о земледелии. Или так: где нет учителей, дома учеников пусты; сила учителя проявляется там, где много произведений. «Взыщеши премудрости у злых, и не обрящеши» ( Притч.14:6 ), потому что премудрость не совместима с пороком. «Домове беззаконных требуют очищения» ( Притч.14:9 ). Имея основание на песке, они нуждаются в очищении, чтобы им, сделавшись чистыми, узнать Бога. Слушающие слова Иисуса и исполняющие их строят свой дом на камне. Притч. 14:15 . Незлобивый веру емлет всякому словеси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Притч.30:2 .  подлинно, я более невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня, Притч.30:3 .  и не научился я мудрости, и познания святых не имею. Притч.30:4 .  Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли? Во главу угла своего приточного учения, Агур полагает решительное признание совершенней ограниченности разумения и познаний (ст. 2–3) его собственных, а конечно, и вообще людей, – признание, полное истинно религиозного смирения (ср. Пс 72.22 ), а вместе свойственное истинной философии (припомнить можно Сократовское: «я знаю только то, что ничего не знаю»). Вопросы ст. 4, подобно вопросам речи Иеговы в книге Иова ( Иов 38.1 ), суть ораторский, поэтический образ выражения той мысли, что никто из людей не в состоянии проникнуть в тайны миротворческой и Миропромыслительной деятельности Божией: человек – совершенный невежда в разумении чудес природы; явления атмосферы, дождя, снега, ветра, облаков составляют лишь предмет изумления для человека, образуя собственную, недосягаемую для смертного, область владычества Творца. Тем не менее, конечно, может сам собой узнать о существе самого Творца, или – особенно в ветхозаветные времена – Сына Его (сказанное в Притч 8.22 сл. о миротворческой деятельности Ипостасной Премудрости Божией – Сына Божия видимо составляло скорее неясное предощущение бытия и деятельности Сына Божия, чем определенное понятие о Нем, что сделалось возможным лишь в Новом Завете). Притч.30:5 .  Всякое слово Бога чисто; Он – щит уповающим на Него. Притч.30:6 .  Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом. Вместо бесплодных и небезопасных умствований о внутренней жизни Божества и о недоступных человеческому разумению тайнах творения, человек должен тщательно и свято хранить откровенное слово Божие, возвещающее человеку все нужное для его блага и спасения. Слово Бога чисто (ст. 5, сн. Пс 11.7, 17.31 ), т. е. очищено и свободно от примесей человеческих умствований; и таким оно должно оставаться: человек не должен ничего ни прибавлять к нему, ни убавлять от него (ст. 6, сн. Втор 4.2 ; ср. Откр 22.18–19 ), потому что то и другое было бы искажением для святыни слова Божия, а повинный в искажении его оказался бы лжецом. Связь между ст. 4 с одной стороны и 5–6 с другой, таким образом, характеризуется переходом от природы к откровению, от сомнения и скепсиса к положительной вере и уверенности в истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

перев. прот. Π. Преображенского (Москва, 1892), стр. 92. – Сн. Пост. Апост. VII, 22, стр. 220. 35 De cerimoniis aulae byzantinae (Migne, Patrol. curs. compl. ser graec, poster t. 112, col. 393, 1017); сн. Беляев, Byzantina, кн. II, Спб. 1893, стр. 255, 256. 38 См. архиеп. Филарет, Историч. обзор песнопевцев и песнопения греч. церкви, изд. 2. (Чернигов, 1864), стр. 154–155 прим. 394, 395. А. П. Голубцов. Соборные чиновники и особенности службы по ним. Москва. 1907, стр. 178. 39 Паломничество, гл. 45–47, стр. 66–70, 167–171. – Красносельцев, Богослужение иерусалимской церкви в конце 4-го века (Правосл. Собес, 1888, ноябрь, стр. 379–381. – Сн. Лаод. соб. пр. 46 «крещаемые (ο φωτιζμενοι) должны изучать (символ) веры (τν πστιν) и в пятый день (великой) седьмицы отвечать епископу или пресвитерам». 41 Migne, Patrol. graec. t. 112 col. 421 – С предшествовавшим чину тритекти оглашением можно, пожалуй, сопоставить указываемые в древних Типиконах чтения до и после тритекти (см. А. А. Дмитриевский Τυπικ, ч. 1, стр. 111, 113 κα μετ τν ρθρον γνονται προαναγνσματα μχρι τν ντιφνων τς τριτοκτης; его-же, Древн. патр. Типиконы, стр. 327), а также чтение «оглашений преподобного отца нашего Феодора Студита », положенное, по нынешнему уставу: «во всякую среду и пяток святыя 40-цы по отпусте 1-го часа непременно» (Устав, гл. 49, послед. св. 40-цы, понед. 1-й седьмицы. М. 1896, л. 412 об. сн. 395). 42 Goar, Εχολγιον, р. 279–281. – Н. Ф. Красносельцев, К истории правосл. богослужения, Казань, 1889, стр. 121–125 (по-славянски). – А. А. Дмитриевский , Εχολγια. стр. 59. – Его-же, Древн. патр. Типиконы, стр. 153 и дал., ср. К. С. Кекелидзе, Литургические грузинские памятники. Тифлис, 1908, стр. ??? 45 Излагается, преимущественно, по Симеону С. и Син. 957 с дополнениями из Патм. 266 и Дрезд. 140. 47 В словах молитвы можно находить некоторое соответствие с выражениями псалма 24-го. ст. 5, 7, 8, 13, 16, 18, 19, 20. 61 Хлудов.(=рукопись Хлудовской библиотеки при Москов. Никольском единоверч. мон-ре) 133, л. 30; сн. печ. Триодь 1491 г. (Хлуд. 51, л. 34 со.: «съвъкоуплеемже к пръвому часу обичьное», т. е тропарь, прокимен и пророчество. 70 Сн. Типогр. 49, л. 12; 50, л. 76; 52, л. 39; 51, л. 13 («на заутрени, на литургии»), и друг. Читать далее Источник: Диаковский Е.П. Из истории богослужения. «Чин тритекти»//Труды Киевской Духовной Академии. 1908. Т. 2. 7. С. 394-435. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

2). Так был велик, но вместо и прямо прообразователен, указывал на нечто лучшее для достижения предположенной в нем цели, тот день, единственный в году день, когда в самое таинственное место присутствия Иеговы – Святое Святых входил «один только первосвященник, не без крови, которую приносил за себя и за грехи неведения народа» (9:7). Он прообразовал тот величайший, единственный не в году, а во все века времен День, когда «Христос – Первосвященник будущих благ (сн. 10:1), пришедший через (δι τς) большую и совершеннейшую скинию, нерукотворенную, т. е. не такого (как ветхозаветная, раньше описанная у Апостола) устроения (сн. 8:2) и не с кровью козлов и тельцов, но со Своей кровью однажды вышел во святилище (т. е. в самое небо, сн. ст. 24 сн. «во внутреннейшее за завесу» 6:19–20) и приобрел вечное искупление (αωναν λτρωσιν). Ибо, если кровь козлов и тельцов освящает оскверненных: то кольми паче кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного (μωμον) Богу, очистить совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному. И потому Он есть Ходатай (μεστης) нового завета, дабы, вследствие смерти Его, бывшей для искупления (πολτρωσιν) от преступлений, сделанных в первом завете (сн. Рим. 3:25 ), призванные к вечному наследию (сн. 11:40 с 3 также Рим. 4:13 ; 1Петр. 1:4 ) получили обетованное» ( Евр. 9:11–15 ). Вот когда поистине достигнута цель великого прообразовательного, Божественного учреждения Ветхого Завета – дня очищения. Вот на какого Архиерея указывал в этот день ветхозаветный Первосвященник, но нарочитому повелению Господню ( Лев. 16:4 ) перед входом своим в святейшее место обитания Иеговы, долженствовавший снимать все свои драгоценные одежды, что бы простым льняным одеянием в этот величайший момент своего служения предуказать в величайшем уничижении имевший очистить грех мира Свой Первообраз – Христа 554 . На сего-то Архиерея он указывал, как на имеющего не с чужой кровью ( Евр. 9:25 ), как делал он, да и не мог иначе сделать, а с Собственной кровью войти в Святое Святых, да и не в рукотворенное уже, какова была ветхозаветная скиния, место обитания Иеговы, а в истинное место пребывания Его, о котором сказал Он Сам через пророка: «небо – престол Мой, – (Исаии 66:1 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Этот определенный день 551 , особенно же царство Отца (сн. Евр. 15:24  и дал.), да и это новое вино 552 , – все ведут мысль к тому моменту развития царства Христова, когда, с обновлением всей твари, – с совершением чрезвычайного суда таким образом над ней (сн. 2Петр. 3 ) и над людьми, по низложении всех врагов под ноги Царя Христа, Он предаст царство Богу и Отцу (1 Евр. 15:24), т. е. вместо долговременной борьбы Его с исконными врагами – смертью и диаволом, наступит полное торжество Его над всеми ими, царство полной Славы Его, к которому благодатное царство составляет лишь ступень, так как еще не совсем истреблена смерть и уничтожена лишь духовная власть ее (сн. 1 Евр. 15:26,54 ). Это для искупленных кровью Агнца духовное, таинственное приобщение Его жизни с Богом Отцом и Св. Духом, как вкушение от бессмертного плода райского древа жизни (сн. Апок. 2:7  и др.). Это выразил великий Богослов Церкви св. Григорий Назианзин : «причастимся пасхи, ныне пока прообразовательно (τυπικς), хотя и откровеннее, нежели в Ветхом Завете. Ибо подзаконная пасха (осмеливаюсь сказать и говорю) была еще более неясным прообразованием прообразования (τπ τπος ν μυδρτερος). А в последствии и скоро причастимся совершеннее и чище, когда Слово будет пить с нами сие ново во царствии Отца (Мф. 26:29) 553 . «О пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте и слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего». в) День очищения – величайший день из всех дней ветхозаветного Богослужения по таинственности, с какой соединено было его празднование и по цели, которую он имел. «Смиряйте души в этот день», повторялось Израилю (сн. Лев. 16:29,31; 23:27,32 ; Чис. 29:7 ). Это было время ежегодного воспоминания о грехах ( Евр. 10:3 ) и прикрытия (kipper сн. Лев. 16 , и 16 др.), но не совершенного изглаждения их пред лицом Святейшего Иеговы, «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов (приносившихся в этот день в жертву) уничтожала грехи ( Евр. 10:4 ). «Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы никакого сознания грехов (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Посему «блаженны, которые сохраняют» Премудрость (18б.), LXX: κα τος περειδομνοις π´ ατν, ς π κριον, σφαλς, слав.: «И восклоняющымся на ню, яко на Господа, тверда». Надеющиеся на Господа, у Него ищущие Премудрости в Господе и Его Премудрости ищущие опоры и умудрения, всегда остаются тверды подобно непреступной Сионской крепости (ср. Пс 124.1 ). Сказанное в ст. 18 о Премудрости, как древе жизни, Церковь применила к древу креста Христова: «lignum vitae crux Christi», поскольку на кресте была распята сама воплотившаяся Премудрость (ср. Мф 11.19 ; Лк 11.49 ; 1Кор 1.24 ), и в событии распятия Христа Спасителя открылась высочайшая Премудрость Божия, нашедшая столь необычайное средство примирения людей с Богом. Поэтому отдел Притч 3.11–18 читается в качестве паримии в праздники в честь креста Христова – 1 августа (происхождение честных древ Креста Христова) и 14 сентября (Воздвижение честного Креста). Притч.3:19 .  Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Притч.3:20 .  Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою. Притч.3:21 .  Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, Притч.3:22 .  и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. Притч.3:23 .  Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется. Притч.3:24 .  Когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой приятен будет. Притч.3:25 .  Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; Притч.3:26 .  потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления. Человек тем более должен стремиться к мудрости, что она не есть только человеческое качество, но сила присущая, – конечно, в бесконечной степени, Самому Богу: высочайшая мудрость составляет печать всей творческой и мироправящей деятельности Божией. Высочайшая премудрость Бога, так творца и промыслителя мира, выразилась в том, что «Господь премудростью ( бехокма) основал землю, небеса утвердил разумом: Его Премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

б) в важнейших событиях своей жизни, в которых он был более или менее действующим, или страдательным органом воли Божией и из коих некоторые истолкованы нами раньше, именно: в изведении израиля из Египта и переведения его через Чермное море он уподобляется Христу Избавителю людей от рабства греху в крещении ( 1Кор. 10:1–2 сн. Евр. 11:29 ; Деян. 7:36; 13:17 ), – в даровании манны с неба от Бога и изведении воды из камня Христу, дарующему нам в брашно и питие собственное Свое пречистое тело и собственную кровь под видом хлеба и вина ( Иоан. 6:32  в конт. к тому сн. Мф. 4:4 и пар. (Кор. 10:3–4), в окроплении всего народа, книги закона и всех священных принадлежностей кровью жертвенных животных при установлении Синайского законодательства – Христу, окропляющему собственной кровью Нового Завета всех верующих в оставление грехов и в жизнь вечную ( Евр. 9:19–21 в конт. сн. 12:18–21,24). Осталось не истолкованным нами еще лишь одно весьма важное в жизни Моисея, как и всего Израиля событие, не в историческом лишь смысле объясняемое в Новом Завете. И именно, в послании к Евр. 11:28  мы читаем: верой совершил он (Моисей) Пасху и пролитие крови (сн. 9:22), дабы истребитель первенцев не коснулся их (сн. Исх. 12 ). «Много предметов Павел обыкновенно раскрывает в своей речи и бывает обилен мыслями, говорит св. Златоуст в объяснение заключающейся в приведенных словах Апостола (11:28) типологии. «Такова благодать Духа, она не заключается во множестве слов малых мыслей, но в кратких словах излагает много великих мыслей. Смотри, как он, предлагая по порядку увещания и беседуя о вере, напоминает о таком прообразе и таинстве, которого истина у нас 320 ; т. е. Апостол, по смыслу объяснения св. отца, здесь выражает ту мысль, что «как Моисей установил Пасху, во время коей закалаем был Агнец, коего кости не должны были сокрушаться (сн. Ин. 19:36 ) и коего кровь предохранила народ от ангела истребляющего, так и Иисус Христос Сам соделался Агнцем Пасхальным 321 , установив наперед (Мф. 26:28 и пар.) таинственную Пасху Нового Завета в крови Своей – тайну Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В то же время «все», то есть весь мир в его совокупности, неописуемо предсодержится в Божественной Сверхсущности, и Божественная воля есть причина бытия всех тварных существ. О довременном бытии мира говорили свт. Григорий Палама , св. Дионисий Ареопагит , Ориген . Важно при этом понимать, что идеи не только не совпадают с Богом и не суть Его Сущность. Созданием является не энергия, а ею произведенное и воплощенное в творениях, о которых св. Григорий Богослов говорит как об «образах мира», которые впоследствии произведены. Понятия Премудрость и Разум (катафатические свойства) в Священном Писании совпадают. Сама Премудрость говорит «Я – разум, у меня сила» ( Притч. 8:14 ). Премудрость говорит о себе: «Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою… Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны» ( Притч. 8:24–27 ). Бог является источником истинной Премудрости и Разума. Можно приобретать у Бога Премудрость и Разум как некое богатство и источник жизни ( Притч. 16:22 ) и терять ее ( Притч. 21:16; 23, 26 ). Особенно этот энергетический характер Божественной Премудрости отображен в следующих словах Священного Писания : «Премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя… Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» (Прем. Солом. 7:24–27). Будучи сама одним из высших даров Святого Духа, Она предстает в Писании распределительницей всех благ, жизни и счастья ( Притч. 8:32–36 ), благодати и правды, славы и богатства ( Притч. 3:13–16:8, 5 ), равно как и всех добродетелей (Премудр. 8:7). В то же время и в Ветхом Завете Премудрость изображалась как некая личность, сопутствующая всем действиям Бога ( Притч. 8:27–31 ), (Премудр. 8:1; 10:1–19; 8:13; 9:4–5; 9), а в Новом Завете Сам Господь Иисус Христос предстает как Учитель высокой Премудрости, подтверждаемой силами и чудесами. Апостол Павел именует Христа Премудростью Божией ( 1Кор. 1:24–30 ), ( Кол. 2:3 ), ( Мф. 13:35 ). Во Христе все ветхозаветные высказывания Премудрости Божией получают свою окончательную форму. Он есть сама Воплощенная Ипостасная Божественная Премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Направляя безбожные покушения против особы царя, враги хотят повергнуть в бездну безначалия и всяческих неурядиц царство, с целью самим захватить в свои руки власть. Но милосердый Господь, до сих пор покрывавший своею всемогущею десницею святую Русь от разных врагов, внутренних и внешних, не лишит и вперёд своего покрова её, а с нею и православную Церковь . «Се не воздремлет ниже уснет Храняй Израиля». Как не благодарить за сие от глубины души Господа? Благодарственное молебствие по поводу нового чудесного спасения Царя и царства в своё время уже принесено в нашем храме, но так как это было в будни и потому далеко не все из вас могли присутствовать при этом молебствии, то повторим оное в настоящий воскресный день в присутствии большей части из братий нашего приходского храма. Это изречение о доблестной жене принадлежит Соломону. Он, вопреки закону, воспрещавшему царям многожёнство, имел множество жён, но под старость убедился, что не в этом состоит семейное счастье. Лучше иметь одну жену, но доблестную, чем много жён, но злонравных, сварливых, празднолюбивых и расточительных. В книге Притчей Соломоновых есть немало изречений, направленных против таких жён, например: «Лучше жить в углу на кровле, нежели с сварливою женою в пространном доме» ( Притч. 25:24 ); «Мудрая жена устроит дом, а глупая разрушит его своими руками» ( Притч. 14:1 ); «Жена позорная как гниль в костях мужа» ( Притч. 12:4 ); «Жена, ненавидящая правду, есть верх бесчестия мужу» ( Притч. 11:16 ). Но чем беспощаднее Соломон бичевал дурных жён, сам испытав от них много зла, тем с большей похвалой он отзывался о жене доблестной. Счастлив муж, который нашёл себе в спутницы жену доблестную: эта находка, говорит Соломон, дороже многоценных камней, несметных сокровищ. Доблестная жена – прекрасная подруга своего мужа, и муж не нахвалится ею. Она попечительная о детях мать, и дети ублажают её ( Притч. 31:28 ). Она отличная хозяйка, дом её полная, чаша, всякого добра припасено в нём её трудами, все домашние живут у ней в довольстве, и муж её спокойно занимается своими личными и общественными делами, не отвлекаясь от них заботами о домашнем хозяйстве, ибо знает, что оно в надёжных руках ( Притч. 31:11–25 ). «Уста свои она открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке её» ( Притч. 31:26 ). Но главное её украшение есть страх Божий ( Притч. 31:30 ). Всё это такие достоинства в доблестной жене, в сравнении с которыми ничего не стоят драгоценные камни, несметные богатства. Что толку в этих камнях, в этих богатствах, когда удовольствие обладания ими отравляется дурною женою, когда с ней нет мира, следственно, Божией благодати, потому что где мир и лад, там только Божья благодать; когда от ней нет помощи, а только одна помеха в правильном ведении хозяйства, в воспитании детей. Напротив, с доблестною женою хорошо живётся на свете даже в бедности, ибо она умеет усладить горечь бедности благонравием, услужливостью, добрым порядком в домоводстве и в воспитании детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Образ для представления сей простой мысли, особенно в последней черте ее, заимствован от чрезвычайного развращения нравов, какому предавался этот враг на своих пиршествах: «особенно вину предавался он и тому, что следует за опьянением», говорит историк 156 . Впрочем древние евреи видели в выражениях настоящего места, хотя не во всех, и нечто большее, чем одна метафора 157 ; и, в виду внезапного изменения местоимения и некоторой необычайности последнего выражения, нельзя с решительностью утверждать, чтобы они были на сей раз совершенно неправы 158 . Затем изображается само горе. Враг искал своей славы в том, что желал, как можно более, покорять народы и унижать их. Пророк говорит: «напитаешься (в подлинн. прошедшее в знак несомненности) бесславием вместо славы», или «скорее бесславием, чем славой», которой ищешь (min как в Пс.51:5 ; для мысли срав. Ос.4:7 ), – т. е. подвергнешься крайнему бесславию, – обыкновенный оборот речи у евреев, выражающий усиление (напр. душа моя пресытилась бедствиями – Пс.87:4 ; довольно напитались души наши поруганием от надменных, презрением от гордых – Пс.122:3,4 ). По закону божественного возмездия (сн. Мф.7:2 ), по которому наприм. иже аще в пленение ведет, в пленение пойдет, аще кто оружием убиет, подобает ему оружием убиену быти ( Откр.13:10 ), – по этому закону, как он – враг поступал с другими народами (сн. Иер.50:15 ), подавал им горькую чашу, доводя до опьянения и обнажения или посрамления, так в полнейшей мере будет и с ним, и будет несомненно, что выражается поставлением глагола в повелительн. наклонении: «пей и ты и обнажи необрезанное свое», – явись во всем своем безобразии языческом, ибо для еврея не было ничего постыднее необрезания (сн. 1Цар.17:36 ) 159 . Для удостоверения в сей несомненности, Господь всемогущий представляется у пророка как бы восседающим с чашей полной вина на некотором великом пире народов и раздающим из нее всем по порядку (сн. Пс.74:9 ): эта чаша, – чаша вина ярости Божией (сн. Ис.51:17 ; Пс.59:5 ; Пс.74:9 ), чаша проклятия 160 , врученная обличаемому здесь надменному мужу для поднесения другим за грехи их и напоившая их до повержения на землю (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010