Евангелие от Матфея. Протоиерей Олег Стеняев. 20.03.2013 11:20:32 Протоиерей Олег Стеняев Сегодня мы читаем Евангелие от Матфея. Рассмотрим в данном отрывке две темы: благословение детей и встреча Господа с богатым юношей. Сначала апостол Матфей рассказал об отношении Христа к браку и безбрачию, затем он переходит к истории о благословении детей, ведь главная цель брака - чадородие, о чем говорится в книге Бытия, 1 глава, 27-28 стих. Но, конечно же, счастье совместной, семейной жизни мужчины и женщины тоже является целью и назначением брака. Сказано: кто нашел добрую жену - тот нашел благо и получил благодать от Господа (Притч. 18, 23). И еще: дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена от Господа (Притч. 19, 14). И вот мы читаем 13 стих 19 главы Евангелия от Матфея: «Тогда были приведены к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал подобное поведение: ученики делали так не потому, что не хотели, чтобы они были благословлены словами и рукой Спасителя, но потому что, не имея вполне совершенной веры, думали, что Он, подобно другим людям будет утомлен надоедливостью, несвоевременностью приносивших. Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет: матери приносили детей, чтобы дети их получили благословение через прикосновение рук Его. Но женщины с детьми подходили в беспорядке, с шумом, потому ученики и не допускали их. Объясняя, почему такой шум был от детей, Евфимий Зегобен, ученый монах- византиец, пишет: Лука назвал их младенцами, которые приносилися по вере родителей. То есть среди детей, которых приводили к Нему, были и младенцы, которых приносили к Нему, об этом свидетельствует Евангелие (Лк. 18, 15). Греческий глагол «привели» может также иметь значение «принесли». Можно сказать, что это самый прекрасный момент во всей евангельской истории - все действующие лица видны ясно и отчетливо, хотя рассказ занимает всего два стиха. Это действительно очень красиво - Христос, благословляющий детей, матери, которые смотрят на это событие и тут же стоящие апостолы со своим недоумением.

http://radonezh.ru/text/evangelie-ot-mat...

Разделы портала «Азбука веры» «Начало мудрости – страх Господень» ( Пс.110:10 ) Страх Божий (греч. φβος το Θεο) – благоговейное отношение к Богу , проявляемое в осознании и ощущении Божественного присутствия, боязни оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, формируемое и поддерживаемое в человеке при содействии благодати Божией. Такой страх является добродетелью , душеспасительным страхом. Страх Божий основан на желании не потерять связь с Богом и выражается в духовной бдительности, внимании к своим мыслям и поступкам. Страх Божий избавляет от гнева Божьего . Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Величие премудрости и страха Божия ( Сир.1:1-5, 11-18 ). Через страх человек достигает любви, а не иначе «Познавший себя, – говорит преп. Иоанн Лествичник , – достиг разума страха Господня и, ходя в оном, достигает врат любви». «Умножение страха Божия есть начало любви», – говорит он же. Преп. Исаак Сирин учит: «Человек, пока в нерадении, боится часа смертного; а когда приблизится к Богу, боится сретения суда; когда же всецело подвинется вперед, тогда любовию поглощается тот и другой страх… Кто достиг любви Божией, тот не желает уже снова пребывать здесь; потому что любовь сия уничтожает страх ( 1Ин.4:18 )». Авва Херемон, отшельник египетский, сказал: «Три побуждения заставляют людей уклоняться от пороков, т. е. страх будущего мучения в геенне… надежда и желание получить Царство Небесное, наконец, расположение и любовь к самой добродетели ( Притч.8:13 ; Пс.33:23 ; 1Кор.13:8 )… Посему-то св. апостол все дело спасения заключил в исполнении трех оных добродетелей. Ныне пребывают, говорит он, вера, надежда, любовь, три сия ( 1Кор.13:13 ). Вера страхом будущего суда и мучений отклоняет нас от скверны пороков; надежда ожиданием небесных воздаяний, отторгая ум наш от настоящего, заставляет презирать все плотские удовольствия; любовь, огнем своим воспламеняя в душе нашей любовь ко Христу и к преспеянию в духовных добродетелях, побуждает с совершенною ненавистью отвращаться от всего, что противно им. Хотя эти три добродетели ведут нас, по-видимому, к одному концу… но степенями своего превосходства много различаются между собою. Две первые свойственны тем людям, которые стараются преуспевать в добродетелях, но не имеют еще постоянного расположения к ним; третья же особенно принадлежит Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божий…

http://azbyka.ru/strax-bozhij

Разделы портала «Азбука веры» Православный календарь Литургия Преждеосвященных Даров. 6-й час: Ис.13:2-13 Веч.: Быт.8:4-21; Притч.10:31-11:12 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. преподобному Никону, игумену Киево-Печерскому Тропарь преподобному Никону, игумену Киево-Печерскому, глас 5 Христова винограда лоза явился еси, Богоблаженне Никоне,/гроздие принося Ему — добродетели твоя,/и прочиих, к темже наставляя,/приводил еси Христу Богу,//Емуже, молим тя, молися за души наша. Ин тропарь преподобному Никону, игумену Киево-Печерскому, глас 1 Послушания добрый рачитель быв,/преподобне Никоне приснопамятне,/церковь бо пречудну Пресвятыя Богородицы/прекрасно украсил еси./Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак преподобному Никону, игумену Киево-Печерскому, глас 8 Третье светило пещерное,/прогоняющее тьму бесовскую,/восхваляем тя, мудре,/и по долгу чтим труды и подвиги твоя,/яже подъят о стаде своем/и о украшении церковнем,/воззывающе ти усердне сице://радуйся, отче Никоне, красото церковная. Ин кондак преподобному Никону, игумену Киево-Печерскому, глас 4 Духовному твоему наставнику, отче Никоне, всячески прилепився/и от него наставляемь,/во всем Христови поработився,/монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель,//с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас. мученику Василию Мангазейскому Тропарь мученику Василию Мангазейскому, глас 8 Богатство видев чистыя души твоея, Василие,/украсти тщашеся праведных враг,/подусти господина твоего,/иже покраденнаго ради богатства своего предав тя судии,/и от того неповинне многия претерпел еси муки,/непобедим пребыв до смерти./Тем, яко приемый венец страдания от всех Владыки,/моли всем от напастей свободным быти,//чтущим любовию святую память твою. Ин тропарь мученику Василию Мангазейскому, глас 8

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-04-...

Законы роста в душе человека Будьте подражателями мне, как я Христу. 1 Кор 11,1 Спасайтесь от рода сего развращенного. Деян 2,40 При отношении человека с другими людьми имеет место закон взаимного влияния — передача чувств, как бы взаимного «резонанса», то есть пробуждения в чело­веке того душевного переживания, которое он чувствует в другом. Закон этот сильно проявляется у родственных по духу душ. Сильна способность восприятия положительных эмоций у мягких сердцем, легко восприимчивых, нежных душ и слаба у душ с «черствым сердцем». На основе это­го закона возникают чувства ответной любви, жалости, сочувствия, сострадания. Эта восприимчивость положительных эмоций особенно обострена у душ, исполненных Христовой любовью. Поэтому окружающая нас среда имеет для нас очень большое значение: она формирует нашу психику. Соломон говорит: «Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится» (Притч 13,21). Преподобный Исаак Сириянин писал: «Лучше жить со зверями, чем с людьми худого поведения». Основной закон духовного совершенства — «окружение себя обстановкой возвышающей, а не при­нижающей уровень души». Святые отцы говорили: «С преподобными — преподобен будешь, а со строптивыми — развратишься». Старец Амвросий: «Когда дикая лошадь присмотрится, что прочие лошади идут спокойно, тогда и сама пойдет в ряд. Так и человек». Важнейшим условием для подражания является взаимная связь душ через любовь, симпатию и доверие. Особенно сильное подражание себе могут вызвать люди с сильной целеустремленной волей и яркой индивидуальностью, а для христиан — подвижники, старцы, проповедники, духовные отцы и все праведники. Святые отцы советуют теснейшее сближение с людьми, у которых просвещенные души. Преподобный Иосиф Волоколамский говорит: «Следуй ему во всем, внимай словам его, делай приятное ему. Если ты нашел такого человека, будь покоен: ты нашел ключ к Царству Небесному». По словам архиепископа Антония: «...та духовная сила, которая войдет в нас при общении со старцами, просветит и примирит нас с жизнью... будет заключаться не столько в самом содержании ответа [на наши вопросы), сколько в том обстоятельстве, что светящаяся в облике и речи старца перельется в нашу душу, и мы ощутим в себе совершенно новое, дотоле нам неведомое содержание».

http://pravoslavie.ru/36085.html

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Начало Евангелия» 26 января, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Начало Евангелия» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Начало Евангелия», которая является первои в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Как складывались взаимоотношения между Иисусом и учениками? Тема этих взаимоотношений — одна из центральных во всех четырех Евангелиях. Значительная часть поучений Иисуса, воспроизведенных в Евангелиях, адресована ученикам. Иисус беседует с ними наедине; отдельно обращается к ним перед тем, как обратиться к народу; по их просьбе разъясняет то, что они не поняли в Его поучениях, адресованных народу. Евангелия приводят диалоги Иисуса с одним или несколькими учениками, фиксируют различные реакции учеников на слова Иисуса и происходящие события: восхищение, радость, изумление, удивление, непонимание, недоумение, неверие, страх, протест . Богатая гамма личных чувств, переживаний и эмоций учеников представлена на страницах Евангелий. При этом некоторые линии взаимоотношений выделены в особую тему: Иисус и Петр, Иисус и Иоанн, Иисус и три ближайших ученика (Петр, Иоанн, Иаков), Иисус и Иуда Искариот. Тайная вечеря. Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя. Художник В. Нестеренко. Весь этот огромный материал сам по себе заслуживал бы отдельной книги. В настоящем разделе мы отметим лишь один весьма характерный аспект взаимоотношений между Иисусом и Его учениками: непонимание ими слов и действий Иисуса. Эта тема проходит рефреном и в синоптических Евангелиях, и в Евангелии от Иоанна . Ученики, в частности, не понимали значения притч. Согласно Марку, после того как Иисус произносит притчу о сеятеле, окружающие Его, вместе с двенадцатью (Мк. 4:10), спрашивают Его о значении притчи. Иисус отвечает: Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? (Мк. 4:11–13).

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Разделы портала «Азбука веры» Ответы на вопросы 1. Тек­сты ка­ких бо­го­слу­же­ний мож­но най­ти на этом сай­те? Всех служб для при­ход­ско­го хра­ма на те­ку­щий день. 2. Как рас­пе­ча­та­тать текст по­сле­до­ва­ния, ис­клю­чив неко­то­рые фраг­мен­ты? В са­мом ни­зу тек­стов на­жми­те на яр­лы­чок прин­те­ра. Пе­ред рас­пе­чат­кой вы­де­ли­те и уда­ли­те ненуж­ные фраг­мен­ты. 3. В ка­кое вре­мя в про­грам­ме на­чи­на­ет­ся но­вый день? По умол­ча­нию в пол­ночь МСК. Вы мо­же­те са­мо­сто­я­тель­но ука­зать вре­мя на­ча­ла бо­го­слу­жеб­но­го дня в лич­ном ка­би­не­те (ЛК). Там же бу­дет опре­де­лен и на­стро­ен ваш ча­со­вой по­яс. 2. Воз­мож­но ли от­клю­чить неко­то­рые эле­мен­ты чи­но­по­сле­до­ва­ний, ко­то­рые со­вер­ша­ют­ся обыч­но толь­ко на про­дол­жи­тель­ных мо­на­стыр­ских служ­бах? Да, это в пла­нах. 11 комментариев Православный календарь Литургия Преждеосвященных Даров. 6-й час: Ис.26:21-27:9 Веч.: Быт.9:18-10:1; Притч.12:23-13:9 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. преподобномученику Евстратию Печерскому Тропарь преподобномученику Евстратию Печерскому, глас 7 Постником и мучеником явился еси похвала, преподобне Евстратие,/прежде бо воздержанием плоть умертвив,/последовал еси Христу, нося крест свой./Последи же и сам на крест вознесен быв/и копием в ребра прободен,/в руце Божии душу предал еси./Колесницею огненною возносим на Небеса,/сугубо венчался еси от Христа Бога//и Спаса душ наших. Кондак преподобномученику Евстратию Печерскому, глас 8 Яко ревнитель страсти Владычней/и постников усердный последователь сый,/пленники учением твоим наставль, Христови привел еси, Евстратие,/и нас, плененных страстьми, мольбами своими свободи/и подражатели честному твоему житию покажи, зовущих://радуйся, испивый сладостне чашу Христовых страданий. преподобному Илариону Псковоезерскому, Гдовскому

http://azbyka.ru/worships/faq/

Центр защиты материнства в Архангельске нуждается в помощи Архангельск, 13 июня 2012 г. Руководитель Центра защиты материнства Архангельской и Холмогорской епархии иерей Даниил Горячев направил письмо жителям и в организации Архангельска с просьбой о поддержке, сообщает пресс-служба Архангельской митрополии. Как отмечается в письме, «главная задача центра, созданного при Успенском храме Архангельска, - помощь матерям, оказавшимся в кризисной ситуации. Многие женщины, которые готовы сделать аборт или отказаться от своего ребенка, говорят, что делают это, по причине бедности. В силах каждого человека спасти жизни тех, кто вовлекается в эту трагедию: матери, совершающей убийство; отца, не защитившего своего ребенка; врача, который становится убийцей; детей, которые могут погибнуть из-за невынашивания (выкидыш) как следствия ранее сделанного аборта; равнодушных людей». «Такие проекты действуют в России, они очень редки, но эффективны. Женщина, которая сохраняет своего малыша, потом бесконечно благодарна Богу и помогавшим ей людям», - пишет руководитель Ценрта отец Даниил Горячев. - «Материальная поддержка нужна, оказывается, только на начальном этапе, потом, когда мама держит в своих руках это Чудо, она кается Господу за свои мысли, помощь становится напоминанием о грехе, и она уже старается сама искать источники для жизни ее семьи». Центр, созданный в 2012 году, действует на базе Успенского храма Руководитель Центра защиты материнства подчеркивает, что в настоящее время в России официальная статистика не может не вызывать тревоги и опасений: на 100 родов приходится 73 аборта. В 2010 году в учреждениях здравоохранения Архангельска было произведено 3032 медицинских аборта, в том числе у подростков в возрасте 15-17 лет – 209. Прервали первую беременность 105 человек, из них 28 девочек подростков. Частота бесплодия после прерывания первой беременности достигает 15% (данные не учитывают количество медикаментозных абортов, абортов в частных клиниках и нелегальных абортов). «Господь дает нам возможность исполнить заповедь: «Спасай взятых на смерть» (Притч. 24, 11). Для меня как священника речь здесь идет, во-первых, об отце убитого ребенка. Сам малыш, верю, будет со Христом, мама его потом будет долго страдать и каяться, аборт будет ее самой сильной болью, а вот отец… посетит ли его Господь покаянием? Я много слышал исповедей об аборте от женщин и ни одной от мужчины. А вообще, это узаконенное убийство (мы первые в мире по времени – с 1920 г. – и по числу абортов) – наш общий грех, грех всего народа», - заключает в письме священник.

http://pravoslavie.ru/54234.html

" ю голови церковних зв " Московського сербському виданню новини» 21 2016 р. 18:13 Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы издания «Вечерние новости» (Сербия). — Русская Православная Церковь поддерживает военную интервенцию в Сирию как единственный способ спасти христиан и сохранить христианское наследие в этой стране. Как Вы объясняете нерешительность христианского Запада в этом вопросе? — Вдохновляясь словами Спасителя: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9), Русская Православная Церковь всегда призывала сильных мира сего, которые поставлены Господом управлять народами (см. Притч. 8:15), посредством переговоров искать мирного и взаимоприемлемого решения всех спорных вопросов, возникающих между государствами. Мир является благодатным даром Божиим, о котором мы молимся и который испрашиваем у Господа для себя и для всех людей. Это в полной мере относится и к событиям на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии, ставшей местом жесткого вооруженного противостояния между различными политическими и религиозными группами, жертвами которого оказываются, в первую очередь, христиане. Положение наших братьев в стране, где ученики Христа «в первый раз стали называться христианами» (Деян. 11:26), в высшей степени тяжелое. В тех местах, где радикальные исламисты приходят к власти, христиане фактически полностью уничтожаются — либо физически, либо изгоняются за пределы своей родины. Православные люди с болью в сердце наблюдали многочисленные случаи насилия, похищений и убийств епископов и монашествующих, варварское разрушение древних храмов. Наша Церковь не один год призывала международное сообщество обратить внимание на геноцид христиан на Ближнем Востоке и не оставаться в стороне от этой трагедии, грозящей полным исчезновением христианства в местах его зарождения. Единственным способом спасти сирийских христиан от полного уничтожения или изгнания из своих домов является восстановление мира в этой многострадальной стране.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4349487...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДРЕВО ЖИЗНИ [евр.    ,    ], одно из деревьев, произраставших, согласно библейскому повествованию, в Эдемском саду, где Господь поместил первых людей - Адама и Еву . Это дерево и древо познания добра и зла были особо выделены в Эдемском саду (Быт 2. 9). Первые люди получили от Бога разрешение вкушать от любого дерева в Эдемском саду, за исключением дерева познания добра и зла (Быт 2. 16-17). Запрет на вкушение не касался Д. ж.; из дальнейшего повествования ясно, что человек вкушал от его плодов и лишился этой возможности только после нарушения запрета Божия относительно дерева познания добра и зла (Быт 3. 22). В кн. Бытие рассказывается, как змей внушает жене Адама мысль, что вкушение от дерева познания добра и зла не приведет к смерти,- наоборот, у Адама и его жены «откроются очи» и они станут «как боги, знающие добро и зло» (Быт 3. 4-5). Бог произносит приговор за ослушание и лишает их возможности далее вкушать от Д. ж. Он изгоняет их из рая, а у входа в Эдемский сад ставит херувима, чтобы не допустить людей обратно (Быт 3. 9-24). Культовая резная подставка. Кон. Х в. до Р. Х. Палестина (Музей Израиля, Иерусалим) Культовая резная подставка. Кон. Х в. до Р. Х. Палестина (Музей Израиля, Иерусалим) В более поздней библейской лит-ре образ Д. ж. встречается в описаниях добродетелей мудрого праведника, а также как символ присутствия Божия и помощи Божией. С Д. ж. сравнивается премудрость, к-рая ценнее богатства (Притч 3. 13-18), исполнившееся желание мудрости (Притч 13. 12), немногословие человека (Притч 15. 4), оно - «плод праведника», идущего путем соблюдения заповедей и не надеющегося на мирское богатство (Притч 11. 24-31). Возможно, на Д. ж. указывала форма семисвечника в скинии ( Meyers. 1979). Колонны Иахин и Воаз храма Соломона (3 Цар 7. 21), видимо, также символизировали Д. ж. ( Wright. 1941). В греч. переводе LXX выражение «древо жизни» (τ ξλον τς ζως) встречается в Ис 65. 22 (хотя в МТ употребляется слово «дерево»). Неизвестно, является ли оно поздней вставкой (в пользу этого предположения - чтение в 1QIsa без артикля) или уже было в изначальном тексте (о чем свидетельствует сохранившийся определенный артикль в 1QIsb -  ), но вариант LXX вполне соответствует эсхатологическому контексту данного стиха, где Господь говорит, что «дни народа Моего будут, как дни дерева».

http://pravenc.ru/text/180448.html

Христос и самарянка Скачать (MP3 файл. Продолжительность 9:04 мин. Размер 6.6 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнее воскресенье мы вспоминаем о евангельской беседе с самарянкой. Богослужение воспевает Христа, Который в беседе с женщиной из деревни Сихарь ясно дал понять, что Источник воды живой, ведущей человека к вечной жизни, – это Он. Желающий утолить телесную жажду может идти к вырытому в земле колодцу, желающий утолить духовный голод – должен идти ко Христу. Вода в Палестине всегда имела особую ценность, прежде всего в засушливый летний период. Для того чтобы напоить население и скот, рыли колодцы. Рытье колодцев, вернее – выдалбливание в каменных породах водных цистерн, было настолько трудоемко и дорого, что этим заведовали сами князья или главы иудейских родов (см.: Чис. 21: 18). Такие выдолбленные в камне и оштукатуренные изнутри колодцы сохраняли свою прочность целыми столетиями и тысячелетиями. В настоящее время археологи находят на Святой Земле три типа древних колодцев: питаемые грунтовыми водами (по-еврейски «беэр» – см.: Быт. 21: 30), наполнявшиеся родниковой водой (по-еврейски «айин» – см.: Суд. 15: 19) и цистерны для дождевой воды (по-еврейски «бор» – см.: Лев. 11: 36). О важности колодцев говорит то, что по их именам назывались целые города. Например, Вирсавия (Беэр-Шева) – «колодец семикратной клятвы» (см.: Быт. 21: 31). Колодцы могли быть как в городах, так и вне городов, поближе к пастбищам (см.: Суд. 1: 15). Из-за колодцев нередко вспыхивали ссоры между пастухами (см.: Быт. 21: 25; 26: 17–22). Особенно ценились колодцы, наполнявшиеся родниковой водой, и поэтому они назывались «источниками живой воды» (см.: Быт. 26: 19; Иер. 2: 13). Питье воды из собственного колодца для ветхозаветных людей символизировало мир и спокойную жизнь (см.: Ис. 36: 16). Но уже в Ветхом Завете выражение «источник живой воды» могло пониматься как в прямом, так и в переносном смысле. «Источником жизни» могли называться уста праведника (см.: Притч. 10: 11) и разум благоразумного (см.: Притч. 16: 22). Напротив, лжепророков апостол Петр называл «безводными источниками» (2 Пет. 2: 17).

http://pravoslavie.ru/70776.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010