Глава 27 1–6. Против самохвальства, ревности и лицемерия. 7–14. Похвала умеренности истинной дружбе и разумности. 15–16. О сварливой жене. 17–32. О проницательности, заботливости; об алчности. 22–27. Увещание к разумному и бережливому ведению хозяйства. Притч.27:1 .  Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, чтó родит тот день. Притч.27:2 .  Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой. Притч.27:3 .  Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих. Притч.27:4 .  Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности? Притч.27:5 .  Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. Притч.27:6 .  Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. Мысль ст. 1 о неуместности со стороны человека всяких решительных предположений о завтрашнем дне подробнее выражена у Апостола Иакова ( Иак 4.13–15 ). Нравоучение ст. 2 о непристойности собственной похвалы сделалось ходячею истиной даже житейской мудрости. В ст. 3–4 явления нравственного мира – гнев и ревность – сравниваются то с физическими предметами (камень, песок), то с моральным же (гнев, ревность). Мысль ст. 5–6 о превосходстве искреннего обличения любви перед лицемерными ласками скрытой ненависти встречается еще ниже в Притч 28.23 . Притч.27:7 .  Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко. Притч.27:8 .  Как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое. Притч.27:9 .  Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим. Притч.27:10 .  Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали. Притч.27:11 .  Будь мудр, сын мой, и радуй сердце мое; и я буду иметь, что отвечать злословящему меня. Притч.27:12 .  Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются. Притч.27:13 .  Возьми у него платье его, потому что он поручился за чужого, и за стороннего возьми от него залог. Притч.27:14 .  Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 13 1–3. Вводные замечания о пользе для юноши слушания уроков мудрости. 4–12. Правильный взгляд на значение и употребление богатства. 13–17. О благе слова Божия. 18–25. Увещание к послушанию слову Божию. Притч.13:1 .  Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения. Притч.13:2 .  От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников – зло. Притч.13:3 .  Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. Мысль о долге внимания юноши к урокам мудрости – излюбленная мысль Премудрого (ср. Притч 15.12 ). Столь же обычны в книге Притчей мысли о ценности дара слова и об ответственности за злоупотребление этим даром (ст. 2–3, сн. Притч 12.14, 18.21 ). Притч.13:4 .  Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится. Притч.13:5 .  Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. Притч.13:6 .  Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. Притч.13:7 .  Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много. Притч.13:8 .  Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит. Притч.13:9 .  Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.– Притч.13 :9a.  – [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.] Притч.13:10 .  От высокомерия происходит раздор, а у советующихся – мудрость. Притч.13:11 .  Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его. Притч.13:12 .  Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – как древо жизни. Блага жизни бывают двоякие: духовные, религиозно-нравственные и материальные, часто связанные одни с другими; соответственно с этим в данном отделе совместно и попеременно говорится то о наблюдениях над внешнею жизнью людей (ст. 7–8) и о житейских требованиях материального благополучия, как то: об отвращении от лености и о прилежании (ст. 4), о бережливости (ст. 11) о силе и опасностях богатства (ст. 8), – то излагаются собственно истины нравоучения, как: о благотворности и славе праведности (5–6, 9, 12). В ст. 9 по тексту LXX имеется (не во всех кодексах) добавление: ψυχα δλιαι πλαννται ν μαρτιις, δκαιοι δ οικτροσι κα λεοσι, слав: «души льстивыя заблуждают во гресех, праведнии же щедрят и милуют» (в русск. синод. перев. эти слова заключены в скобки). Слова эти, не имея непосредственной связи с предыдущими словами ст. 9, однако согласуются с общим моральным оттенком данного отдела.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 26 1–12. Против безумия, его проявлений и следствий. 13–16. Против лености. 17–19. Против неумеренной шутливости 20–28. Против хитрости, лжи и коварства. Притч.26:1 .  Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому. Притч.26:2 .  Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется. Притч.26:3 .  Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых. Притч.26:4 .  Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; Притч.26:5 .  не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих. Притч.26:6 .  Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу. Притч.26:7 .  Неровно поднимаются ноги у хромого, – и притча в устах глупцов. Притч.26:8 .  Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь. Притч.26:9 .  Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов. Притч.26:10 .  Сильный делает все произвольно: и глупого награждает, и всякого прохожего награждает. Притч.26:11 .  Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою. Притч.26:12 .  Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него. Неестественность снега летом и дождя во время жатвы (в Палестине) берется (ст. 1) образом непристойности и как бы неестественности почета и славы для глупца. Затем образно представлены – бессилие клятвы или проклятия, изрекаемого глупцом (ст. 2), а также – необходимость физического воздействия для его вразумления (ст. 3). В ст. 4–5 раввины усматривали прямое противоречие, но это противоречие мнимое: в ст. 4 имеется в виду один момент проявления глупости, когда всякие увещания и обличения глупцу бесполезны (ст. 4б), – в ст. 5 – предписывается разоблачать глупость, чтобы предупредить превозношение глупца мнимой мудростью; в одном случае ничтожество глупца само собой очевидно; в другом оно требует нарочитого разоблачения. Далее, глупость освещается со стороны – полного неискусства и неспособности глупого ни к какому полезному делу (ст. 6–9), – незаслуженного счастья (ст. 10), коснения в своем неразумии (ст. 11), и снова – самопревозношения и самонадеянности (ст. 12). Выражение ст. 11 приводится во 2Пет 2.22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 23 1–8. Предостережение от жадности в пище и от обращения с людьми недоброжелательными. 9–11. От общения с глупыми. 12–18. Увещание к нравственному воспитанию детей. 19–25. Предостережение от излишества в пище. 25–28. От увлечения соблазнами нецеломудрия. 29–35. От пьянства и его гибельных последствий. Притч.23:1 .  Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою, Притч.23:2 .  и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен. Притч.23:3 .  Не прельщайся лакомыми яствами его; это – обманчивая пища. По связи речи с последним (29) стихом предыдущей главы, человеку, благодаря трудолюбию достигшему высокого положения при дворе царя, советуется и в новом положении (а также вообще на обедах у знатных) сохранять умеренность в пище, как и вообще в пользовании внешними благами (сн. Сир 31.13 ). Притч.23:4 .  Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Притч.23:5 .  Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу. В ряду этих благ на первом месте называется богатство, и при этом с особенном силой отмечается его скоропереходность и ненадежность (ср. 1Тим 6.17 ), – даже богатства, приобретенного и честными путями. Притч.23:6 .  Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; Притч.23:7 .  потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Притч.23:8 .  Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно. Притч.23:9 .  В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои. В выборе знакомств и в искании доброжелательства у людей следует обращать внимание на степень искренности оказывающих гостеприимство (ср. Сир 14.10 ). Притч.23:10 .  Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи, сн. Притч 22.28 . Притч.23:12 .  Приложи сердце твое к учению и уши твои – к умным словам. Притч.23:13 .  Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Милосердие Милосердие заповедано: О, человек! сказано тебе, что добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим ( Мих.6:8 ). Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему ( Зах.7:9 ). Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение ( Кол.3:12 ). Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры. ( 1Петр.3:8 ). Милосердие вменено в обязанность примером Бога: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк.6:36 ). Милосердие приятнее для Бога, нежели жертвоприношения: Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). Милосердие должно быть запечатлено в сердце: Милость и истина да не оставляют тебя; обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего ( Притч.3:3 ). Милосердие есть одно из свойств божественной мудрости: Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна ( Иак.3:17 ). Верующие бывают милосерды: Он [праведник] всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет ( Пс.36:26 ). Должно творить дела милосердия а) с радостью: Увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием ( Рим.12:8 ); б) бедным: Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен ( Притч.14:21 ); в) животным: Не заграждай рта волу, когда он молотить ( Втор.25:4 ). Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко ( Притч.12:10 ). Творящий дела милосердия а) делает благо себе самому: Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою ( Притч.11:17 ); б) обретет жизнь, правду и славу: Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу ( Притч.21:21 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слово 40. О клевете Страсть клеветы ужасна и, более того, есть [страсть] диавольская, в соответствии со сказанным в псалмах: и смирит клеветника( Пс. 71:4 ). Будучи непримиримы и ненавистны Богу, клеветники становятся сообщниками, сопричастниками и сонаследниками предавших и распявших Истину, то есть Господа нашего Иисуса Христа. Ибо говорит: Я есмь истина и жизнь ( Ин. 14:6 ). Посему Закон увещает, говоря, что недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или… трех свидетелей состоится всякое слово ( Втор. 19:15 ). Саул же, презрев эту заповедь, триста иереев Господних убил из-за свидетельства одного клеветника – Доика Сирийца. И опять же: ниже оклеветает кийиждо ближняго ( Лев. 19:11 ). И Приточник: Оклеветаяй убогаго раздражит Сотворшего и ( Притч. 14:31 ). И продолжает: Слава мужу отвращатися от досаждения, всяк же безумен ими соплетается ( Притч. 20:3 ). Давид же: Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху ( Пс. 34:20 ). И сам он молится быть избавленным от клеветы человеческой и обещает сохранить заповеди Его. И тотчас: покрый мя от клеветы человеческия ( Пс. 118:134 ) и: сонма лукавнующих… иже изостриша, яко мечь, языки своя ( Пс. 63:3 ). И продолжает: Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть ( Пс. 31:2 ). И другой: Обидяй нищих много себе зла творит ( Притч. 22:17 ); [ Col. 1560 ] Продерзый в нечестиих оклеветает нищия ( Притч. 28:3 ). И опять-таки: лев алчен и волк жажден, иже тиранствует, нищ сый, над языком убогим. И еще: Царь скуден уроком 71 , велик клеветник бывает ( Притч. 28:16 ). И: Кто копает яму, тот упадет в нее ( Еккл. 10:8 ). И Екклесиаст: И обратихся аз и видех вся оклеветания бывающая под солнцем: и се, слезы оклеветанных, и несть им утешающаго, и от руки клевещущих на ня крепость, и несть им утешающаго ( Еккл. 4:1–3 ). И тотчас: Клевета льстит мудраго и погубляет сердце благородствия его ( Еккл. 7:8 ). Господь же спасет сыны убогих, и смирит клеветника ( Пс. 71:4 ). Посему обезопасим себя, братия, от всезлейшей клеветы, устрашаясь горького наказания тем, кто творит такое. Напротив же, Павлово с Павлом воспоем: Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне ( 1Кор. 4:12–13 ). Да не осудимся вместе с неприязненными врагами Христа – иудеями, которые, придя к Пилату, говорили: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем ( Лк. 23:2 ). Он же все это, словно овча безгласное, великодушно терпел. Ему же слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Воровство Воровство а) запрещено: Не кради ( Исх.20:15 ; Втор.5:19 ; Мф.19:18 ). Не крадите и не обманывайте друг друга. Я Господь [Бог ваш] ( Лев.19:11–12 ). Кто крал, вперед не крадь, а лучше трудись, делая своими руками полезное ( Еф.4:28 ); б) запрещено особенно по отношению к бедным: Не будь грабителем бедного, потому что Господь вступится, и исхитит душу грабителей ( Притч.22:22 ). Оказывать притеснение в уплате своим слугам есть воровство: Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра ( Лев.19:13 ). Приду к вам для суда и буду скорым обличителем тех, которые клянутся ложно, и удерживают плату у наемника, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф ( Мал.3:5 ). Предписывается возвращение украденного: Если кто отдаст ближнему на сохранение серебро или вещи, и они украдены будут из дома его, то, если найдется вор, пусть он заплатит вдвое ( Исх.22:5 ). Если кто запрется пред ближним своим в том, что ему поручено, или у него положено, или им похищено, или найдет потерянное и запрется в том, то, согрешив и сделавшись виновным, он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или порученное, что поручено, или потерянное, что он нашел. Или, если он в чем поклялся ложно, то должен отдать сполна и приложить к тому пятую долю и отдать тому, кому принадлежат ( Лев.6:2–5 ). Не спускают вору, если он крадет; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего ( Притч.6:30–31 ). Воровство происходит от сердца: Из сердца исходят злые помыслы, кражи, лжесвидетельства: это оскверняет человека ( Мф.15:19 ). Злые а) сами преданы воровству: Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои ( Ам.3:10 ); б) извиняют свое воровство: Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот сообщник грабителям ( Притч.28:24 ). Воровство часто соединяется с убийством: С рассветом встает убийца, а ночью бывает вором ( Иов.24:14 ). Убийство и воровство крайне распространились ( Ос.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Неправда Неправда или обман запрещены: Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении ( Лев.19:35 ). В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большая и меньшая. В доме твоем не должна быть двоякая ефа [мера] большая и меньшая. Гиря и ефа у тебя должны быть точные и правильные ( Втор.25:13–14 ). Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими ( Притч.24:28 ). Бог ненавидит неправду, или обман: Мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду ( Втор.25:16 ). Неверные весы – мерзость пред Господом ( Притч.11:1 ). Нечестивые а) исполнены всякой неправды, или обмана: ( Рим.1:29 ). Языком своим обманывают ( Рим.3:13 ); б) любят неправду: Что хвалишься злодейством, сильный? Ты любишь больше ложь, нежели говорить правду ( Пс.51:5 ); в) говорят и делают с неправдою, или обманом: Слова уст беззаконного неправда и лукавство ( Пс.35:3 ). Язык их есть обман в устах их ( Мих.6:12 ). Каждый обманывает своего друга, и правды не говорить ( Иер.9:5 ). Лжеучители а) пользуются неправдою, или обманом: Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых. И не удивительно, потому что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их ( 2Кор.11:13–15 ); б) учат неправде, или обману: Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, обман своего сердца? Вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением ( Иер.23:26,32 ); в) находят удовольствие в неправде, или обмане: Беззаконники получат возмездие за беззаконие; они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами; они прельщают неутвержденные души ( 2Петр.2:13–14 ). Неправда или обман а) удаляет от познания Бога: Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят. По коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь. Неужели Я не накажу их за это? ( Иер.9:5,9 ); б) служит препятствием к обращению: Для чего этот народ, Иерусалим, находится в упорном отступничестве? Они крепко держатся обмана и не хотят обратиться. Я наблюдал и слушал: не говорят они правды ( Иер.8:5–6 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Гостеприимство Гостеприимство заповедано: Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя: то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтобы он жил с тобою ( Лев.25:35 ). Ревнуйте о странноприимстве ( Рим.12:13 ). Представляю вам Фиву. Примите ее для Господа и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас: ибо и она была помощницею многим и мне самому ( Рим.16:1,2 ). Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали странноприимство ангелам ( Евр.13:2 ). Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота ( 1Петр.4:9 ). Гостеприимство составляет долг верующих: Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него, и сирота? ( Иов.31:17 ). Мы должны принимать братьев и странников, чтобы сделаться споспешниками истине ( 3Ин.1:8 ). Гостеприимство должно быть оказываемо: а) особенно бедным: Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся ( Ис.58:7 ); б) и даже врагам: Сказал царь израильский Елисею: не избить ли воинов сирийских, отец мой? И сказал он: не убивай, но предложи им хлеба и воды, пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему. И приготовил им большой обед, и они ели и пили, и отпустил их. И не ходили более полчища сирийские в землю Израилеву ( 4Цар.6:21–23 ). Если голоден враг твой, накорми его хлебом, и если он жаждет, напой его водою ( Притч.25:21 ; Рим.12:20 ). Господь принимает гостеприимство, оказанное Его ученикам, за гостеприимство, оказанное Ему Самому: Кто принимает вас, принимает Меня ( Мф.10:40 ). Призвав дитя, Он сказал: кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает ( Мф.18:2,5 ; Мк.9:37 ; Лк.9:48 ). Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня… Истинно говорю вам: поскольку вы сделали сие одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:35,40 ). Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает ( Ин.13:20 ). Обещания оказывающим гостеприимство: Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет ( Притч.11:25 ). Скитающихся бедных введи в дом; когда ты отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца, тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень, и исцеление твое скоро возрастет. Тогда ты воззовешь, и Господь услышишь, возопиешь, и Он скажет: вот Я! И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою, и ты будешь, как напоенный водою сад ( Пс.58:7–11 ). Когда делаешь обед или ужин, зови нищих, увечных, хромых, слепых: и блажен будешь, что они не могут воздать тебе; ибо воздастся тебе в воскресение праведных ( Лк.14:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Щедрость Щедрость а) заповедуется: Я повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему в земле твоей ( Втор.15:11 ). Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся ( Ис.58:7 ). Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся ( Мф.5:42 ). Продавайте имения ваши и давайте милостыню ( Лк.12:33 ). Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах ( Лк.18:22 ). В нуждах принимайте участие ( Рим.12:13 ); б) угодна Богу: Доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:7 ). Не забывай благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр.13:16 ). Дел щедрости Бог не забудет: Не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его ( Евр.6:10 ). Господь воплощением подал пример щедрости: Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою ( 2Кор.8:9 ). Щедрость а) составляет характеристическую особенность верующих: Добрый человек милует и взаймы дает; он расточил, раздал нищим; правда его пребывает вовеки ( Пс.111:5,9 ). Добродетельная жена длань свою открывает бедному и руку свою подает нуждающемуся ( Притч.31:20 ); б) бывает суетною без любви: Если я раздам все имение мое, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы ( 1Кор.13:3 ). Щедрость должна быть оказываема а) для служения Богу: Сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы сделали они Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношение Мне ( Исх.25:1–2 ). Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих ( Притч.3:9 ); б) по отношению к верующим: Ученики [апостолов] положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, пославши собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла ( Деян.11:29–30 ). В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим ( 1Кор.16:2–3 ). Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере ( Гал.6:10 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010