Eleymon.). Об исторической достоверности жития Иоанна Милостивого см. ниже под 12 ноября. 25. Житие Препод. Евфросинии (около 470 г.). От Иеронима и Метафраста. – В «Деяниях Святых» то же самое жизнеописание, только без имени Иеронима, и другое с именем Метафраста сходное с первым 11 февр. стр. 537. По изследованию Болландистов, древнейшее жизнеописание Преподобной явилось вскоре после ее кончины, так как и церковное почитание ее. В четьих-минеях жизнеописание ближе к древнейшему сказанию, нежели Метафрастову, хотя и сие последнее не представляет значительных разностей в сравнении с первым. 28. Житие Препод. Харитона Исповедника (4 в.). От Метафраста. – То же сказание, но не Метафраста, а древнейшего писателя помещено в «Деяниях Святых.» 28 сент. стр. 612. Автор сего сказания, житий, как видно из самого повествования, не позже 7 века в Палестине, где подвизался Пр. Харитон, в конце жизнеописания так говорит об источнике своих сведений: «Что только из его (Харитона) деяний и чудес могло сохраниться от времени и забвения, все сие мы предложили вашему благолюбивому слуху. Не мало времени прошло от царствования Аврелиана доселе; ктому же не дошло до нас никаких записок о жизни Преподобнаго, потому что тогда не много было не только монахов, но и христиан, да и те, какие были, возмущаемы были ежедневными гонениями. Разсказанное же нами дошло до наших времен от благочестивых и любящих истину мужей по непрерывному преданию к сыну от отца – плотскаго и духовнаго.» 29. Житие Пр. Кириака отшельника (556 г.), списанное Кириллом, черноризцем Лавры св. Евфимия великаго, из негоже мы сокращенне. – В «Деяниях Святых» Кириллово сказание на греческом языке и в лат. переводе 29 сент. стр. 147. Имя свое автор сам высказывает в сих словах: «увидевши нас старец Кириак, чрезвычайно обрадовался и сказал: вот товарищ мой по киновии, Кирилл (п. 16).» Тому же автору, как мы увидим, принадлежат жизнеописания пр. Евфимия великого и св. Саввы освященного. – Кирилл был свидетелем многих деяний преподобного Кириака; сам слышал разсказ его о собственной жизни, как это видно из подлниного жизнеописания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

„Бедный o. Харитон очень страдает от вражиих наветов. Помышления его, вызванные прежней жизнью и навыком к самодовольству и тщеславию, не могли еще укротиться в скитской тишине, a потому и бесам путь открыт еще к душе его, при всем даже его духовном подвиге. В молитве они выкрадывают y него память молитвенную, в чтении просто закрывают слова. И это не есть болезнь, или замешательство какое в зрении, – нет, это просто как бы игра демонская, оскорбляющая подвижника. В стоянии то силы расслабят, то пустыми привидениями устрашают и смущают. И он, бедный, очень впадает в уныние. Уверяю, что все это пройдет, что нужно терпение, смирение и благодушная вера в Господа спасающего. Но работа эта ему тяжела: не скоро выкинется нравственная пыль, a покуда по грязи этой близко и свободно подходят демоны. Да, видно задолго до уединения, уединению надо учиться. „Не то – с Матфеем! Жизнь его, видно, была простая, нрав кроткий и тихий. С самого начала духовной жизни он своего не искал, a только – Божия: как Богу угодить, и как душу спасти, от того и нрав и сердце его идут от меры в меру чистоты и святости. Сам он ни того, ни другого в себе не сознает и не знает, хотя и ощущает. Но со стороны это заметно по многим признакам. „В воскресенье вечером, бывши в ските, я взял с собой о. Илариона, и в 7 часов дошли к о. Матфею. Тихонько подошли мы к его келье, и услышали, что он поет. Постучали, сотворили молитву; по обычаю сотворил и он и, узнав нас, принял с радостью. Мы сказали, что слышали, что он пел, и он простодушно ответил: так, что-то весело на сердце стало, я и попел. Я попросил его повторить то, что пел. После некоторого отказа, он согласился, сел и стал петь. И видимо, душа его, радуясь, восходила к поемому им. Сначала он стал прославлять Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и заключил прошением прощения всех грехов и освящения благодатию. Потом обращался к Божией Матери, к Предтече, и все с особыми прошениями, о предстательстве за всех верующих. Далее – к небесным силам, к праотцам, патриархам, пророкам, апостолам, святителям, учителям церковным, мученикам, исповедникам, преподобным, праведникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(† ок. 847 г.), из монастыря св. Саввы освященного, и пострадавшие за иконопочитание при Льве армянине. Пр. Моисей Мурин, характерная голова, держит свернутый свиток. Преп. Стефан Новый, кроме развернутого свитка с изречением, держит маленький киот с иконою благословляющего Спаса. Пр. Нил, постник синайский († около 450 г.), мощи перенесены были из Константинополя на Афоне. Св. царевич Иосаф, Макарий Великий († 390), «отец пустыни»: голова преподобного оказывается совершенно переписанною после Севастьянова и имела ранее вовсе не суровую экспрессию. Преп. Мартиниан, палестинский подвижник V века. Максим Исповедник , игумен, обличитель монофелитов, † 662 г. (переписан). Св. Харитон. Феодосий Киновиарх, † 529 г. Затем следует роспись игуменского места трапезы, устроенного в виде абсиды с двумя нишами на западной стороне здания. Согласно с указаниями Ерминии, в концах абсиды представлена Тайная Вечеря (позднейшего типа: Спаситель сидит посреди учеников, к Нему на грудь склонился Иоанн, один из учеников протягивает руку к рыбе, Иуда в конце стола придвигает руку к хлебцу и т. д.) Поверх сцены: Благовещение и пр. Понизу в абсиде святые иерархи: Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст с изречениями, начертанными на свитках, и Григорий Палама ; в нишах: Иоанн Креститель, проповедующий с крестом в руке, и Богоматерь – «Великая Панагия» с образом Эммануила на груди, воздымающая руки. По стенам налево и направо от абсиды: Антоний Великий , Николай – игумен студийского монастыря, защитник иконопочитания, †868 г. (нельзя не отметить, в видах иконографических, что голова св. Николая здесь явно скопирована с лика Николая Чудотворца Мирликийского). Евфимий Великий, преп. палестинский. По правую сторону нефа (VII и табл.) стоят: Савва Освященный, Илларион Великий. Далее: Феофан το μεγλου γρο (на Принкипо) или Сигрианский подвижник, житие которого передано Метафрастом (†818–820 гг.). Давид Солунский (ок. 540 г., 26 июня). Варлаам, учитель царевича индийского Иоасафа. Дорофей, египетский пустынник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В иудейской же пустыне примерно в то же время стал подвизаться другой великий старец – св. Харитон Исповедник, который основал одну за другой три лавры, первой из которых была лавра Фаран, заложив тем самым основы своеобразной формы жизни палестинского иночества. В его лице наглядно представляется отмеченная выше связь мученичества и первомонашества. «Житие» его свидетельствует, что после того, как святой, претерпев многие страдания за веру Христову 182 , отправился со своей родины в Малой Азии (г. Икония) в Палестину, он на пути был схвачен разбойниками и помещен ими в одну пещеру. Затем, чудесным образом освобожденный Господом (разбойники выпили вино, в который выпустила свой яд ехидна, и умерли), преподобный начал свои подвиги в той же пещере. Став невольным наследником неправедного богатства, награбленного разбойниками, он его «хорошо распределил и явил себя исполнителем Божественной заповеди, раздав часть бедным и святым отцам, жившим в пустынях. Они были редки и немногочисленны и сами во время гонения предпочитали пустыню отечеству, живя рассеянными в пещерах Каламоновых близ Мертвого моря. На остальные деньги он построил... Святую лавру и, сверх того, святейшую в ней церковь , которую освятил Макарий, некогда державший бразды Церкви Божией в Иерусалиме и бывший в списке благочестивого Собора, собравшегося в Никее» 183 . Таким образом, около 330 года в Палестине образовался еще один центр монашеского жития 184 . «Подвижники лавры Фаранской не были свободными отшельниками, руководствовавшимися в своей жизни только собственною волею; отличались они и от учеников преп. Илариона: так, не жили, подобно последним, в далеком расстоянии от того подвижника, духовному руководству которого себя вверяли, а группировались в известной местности и в известном порядке. Инок лавры Фаран, оставаясь тем же одиночником, каким был и раньше, до устройства первой палестинской лавры, входил, однако, в состав общины, каждый из членов которой жил отдельно от других, хозяйничал и трудился для себя; но для всех был общий закон, общий начальник и общий храм молитвы, и таким образом отдельные жилища и их обитатели соединялись в одно целое. Церковные историки противополагают жизнь лаврскую строгому отшельничеству, но вместе с тем отличают лавры и от строгих общежитий: лавры составляли как бы посредствующую ступень между этими двумя формами монашеской жизни» 185 . Можно только отметить, что аналогичную посредствующую ступень составляла и нитрийская монашеская община, хотя она вряд ли находилась под единым руководством (ею, скорее всего, управлял «совет старцев»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В Палестине был распространен преимущественно полуобщежительный тип жизни: часть времени иноки проводили в уединении, в келии или пустыне во время поста, а в воскресенье сходились в обитель, на Литургию и общую трапезу. Палестинцы находили время для служения миру, устраивая больницы и странноприимные дома, выступая против ересей и в городах, и в императорском дворце. Впоследствии именно палестинский идеал монашества будет воспринят за образец на Руси 539 . Становление монашества в Палестине связано с именами учеников прп. Антония прп. Илариона Великого, св. Харитона Исповедника и св. Евфимия Великого. Преподобный Иларион жил в IV веке, родился в Газе (на юге Палестины). Молодым юношей он был послан в Египет для получения образования, там принял Святое Крещение и, предпочтя наукам иночество, два месяца жил подле прп. Антония. Затем он вернулся в Палестину и более 20 лет провел в отшельничестве. Около 330 г. Иларион пришел в Газу, где вокруг него в скором времени собралось несколько тысяч подвижников. «Взамен строгого одиночества, полного разобщения с миром отшельников...прп. Иларион стремится связать отдельных подвижников в общину, внести большую определенность во взаимные отношения отшельников; прежнюю разрозненность среди них он считает вредною для целей истинного подвижничества» 540 . Но община не имела определенных правил относительно обязанностей ее членов и распорядка жизни. В одно целое ее связывала личность настоятеля – прп. Илариона. В Газской общине было заметно духовное тяготение к Египту, между монастырями этих областей сразу установилось взаимообщение, выражавшееся в частом посещении палестинцами Египта 541 . Св. Харитон Исповедник пострадал в одно из последних гонений на христиан (между 311 и 324 гг.). Потом он чудесным образом получил сокровище разбойников и, раздав часть его нуждающимся, на оставшиеся средства основал в Иудейской пустыне (западный берег Мертвого моря) лавру Фаран (ок. 330 г.), а затем еще две лавры. Так в Палестине появился еще один монашеский центр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Видишь блаженство человеческое, – обращается с увещанием к христианину святитель Тихон. – Но знай твердо, возлюбленный, что все сие блаженство погубляет человек, когда Богу неблагодарен показуется, и беззаконнует; и бывает нижайшим и беднейшим всякие твари. Итак, берегись греха, как ядовитого змия, да не лишит тебя христианского блаженства, и вринет в беднейшее состояние». (Из творений святителя Тихона Задонского, т. XIV, изд. 1825 г., с. 214–218). III. Зная, как трогательно печется о человеке Господь и как он дорог в очах Божиих, поревнуем, возлюбленные братия, о том, чтобы исполнением воли Божией и хождением во всех путях заповедей Господних быть хотя несколько достойными столь великой любви Божией к нам. (Прот. Г. Дьяченко). Поучение 2-е. Преподобный Харитон Исповедник (Почему путь в Царствие Небесное, указываемый Еваниелием, узок?) I. B день преп. ныне прославляемого в церковных песнопениях и чтениях Харитона, достигшего Царствия Небесного узким путем сначала страдания за Иисуса Христа при императоре Аврелиане и затем делами любви к Богу и ближним и строгим подвижничеством в основанных им монастырях, уместно, братия мои возлюбленные, побеседовать с вами о том, почему путь в Царствие Небесное, указываемый Евангелием, должен быть тесным и узким, т. е. трудным и скорбным. II. Путь в Царствие Небесное узок: а)  ибо он не дает прохода нашим страстям и нашим порокам. Евангельский путь вам кажется слишком узким? Вы хотите его расширить? Каким образом? Всякий желает, чтобы дали волю любимым склонностям: один – его честолюбию, другой – его стяжательности, третий – его преступным привязанностям, четвертый – его злопамятству и злорадству, а все вместе – их тайному идолопоклонству. Ничто не раздражает вас более евангельского заявления, что самоотречение без оговорок есть единственное разумное служение Богу христианскому. Попытаемся же расширить путь, и пусть исполнится ваше желание. Создадим нравственное учение вам по сердцу. Вы теперь им удовлетворены. Но кто поручится мне, что вы будете им удовлетворены и завтра? Кто скажет мне, что ваши страсти, все более и более выходящие из пределов и ничем не удовлетворяющиеся, не потребуют от Евангелия новых уступок? И если, именно, вы сумеете положить им предел, то кто уверит меня, что другие сумеют остановиться, подобно вам, и не приступят, во имя широты, к разрушению остальных преград, еще противостоящих их прихотям? Нет более узкости, – скажут хором все страсти и вожделения! Дайте нам широкий путь! Прочь религиозные предрассудки, эту пустую добросовестность боязливых душ и все эти цепи, слишком долго нас обременявшие! Для нас наслажденье, для нас настоящий час со всеми его радостями, для нас, – чтобы омочить наши запекшиеся губы, – чаша удовольствий, из которой счастливцы без нас уже утолили свою жажду! И в ужасном хаосе всех этих вожделений, без сомнения, останется победа на стороне самого дикого самолюбия, самого животного эгоизма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Довольно обычное для древней евхаристической ходатайственной молитвы 81 , оно не только переносится из нее, как оригинала, в проскомидию, но и занимает в последней то же, что и в первой, место: предваряет поминовение святых. Равным образом и это последнее является точным воспроизведением евхаристического поминовения. Отсюда, во первых, общее тому и другому разделение поминаемых святых на лики праотцев, отцев, патриархов, пророков, апостолов (12-ти и 70-ти), провозвестников, евангелистов, мучеников, исповедников, воздержников с одинаковым в конце его упоминанием «о всяком духе праведном, в вере скончавшемся» и однородным прошением: «их же молитвами призри на нас, Боже» а во-вторых, перечисление имен одних и тех же святых. Из царей поминаются Константин и Елена, из иерархов – Иоанн Златоуст , Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский , Григорий Декаполит , Григорий Акрагантийский, Григорий Чудотворец , Григорий Великой Армении, Николай Чудотворец, Афанасий Великий , Кирилл, Иоанн Милостивый; из священномучеников – Власий, Модест, Поликарп и архидиаконы Стефан и Евпл; из великомучеников – Димитрий, Георгий, Феодор, Трифон, Евстафий, Евстратий, Авксентий, Мардарий и Орест; из чудотворцев – целители бессребренники Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Ермолай и Пантелеймон; из преподобных – Антоний, Евфимий, Арсений, Феодосий, Савва, Макарий, Ефрем, Ефросин, Иоанн Климак, Иоанн Каливит и Феодор Студит ; из святых жен – великомученицы Фекла, Варвара, Анастасия, Екатерина, Кирика, Фотина, Марина и Параскева 82 . Одним из частных но убедительных доказательств зависимости проскомидийного поминовения святых от евхаристического является тот факт, что на проскомидии поместных церквей поминаются те чтимые в ней святые, имена которых были занесены в диптихи ранее перенесения проскомидии в начало службы и произносились на евхаристической ходатайственной молитве. Так, в иерусалимской литургии по рукописи монастыря св. Саввы из иерархов поминаются на проскомидии Иаков, брат Господень, Климент, Игнатий Богоносец , Тимофей, Тит, а из богоносных отцов – Павел Фивейский, Харитон, Феоктист, Иларион, Феодосий, Косма и Иоанн 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Его узнаваемый иконографический тип сохранился в поствизант. живописи. В это время он обычно изображался со свитком: в росписи собора мон-ря Нямц, Румыния (1497); на иконах «Большой Деисус со святыми» (2-я пол. XV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), «Св. Евфимий» (XVI-XVII вв., ГРМ), «Святые Феодосий и Евфимий» (2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в., Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос) - оба с раскрытыми свитками, на иконе (XVII в.) из мон-ря Дионисиат на Афоне; в росписях парекклисиона св. Архангелов собора мон-ря Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе), Греция (1634); в церкви монастыря Хурези, Румыния (1654). С длинным посохом Е. В. представлен на иконе Эммануила Цанеса (1682, Греч. ин-т визант. и поствизант. исследований, Венеция). Его продолжали изображать и без свитка, как на иконе Дичо Зографа «Антоний Великий и Евфимий Великий» (1859-1860) из иконостаса собора Св. Троицы во Вране, Сербия. На Руси была воспринята византийская традиция изображения Е. В. Вероятно, образ святого был включен в декорацию первых древнерус. храмов, но его не всегда можно идентифицировать. Во имя Е. В. были освящены церкви на Владычном дворе в новгородском Детинце (1445) и в Вяжищском мон-ре (1466), обе не сохранились ( Лифшиц. С. 516-518. Ил. 414). Е. В. изображен в ц. Симеона Богоприимца в Зверином Покровском мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.); в соборе Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1502); на 2-частной иконе из праздничного чина (сер. XVI в., ПИАМ). Е. В. представлен среди избранных святых: на 2-сторонней иконе-таблетке «Святые Антоний Великий, Евфимий Великий и Савва Освященный» (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ); на новгородской иконе «Избранные святые» (1498, ГРМ); на иконах «Преподобные Савва Освященный, Антоний Великий, Евфимий Великий, Герасим иже на Иордани, Феодосий Великий и Харитон Исповедник» (кон. XV - нач. XVI в., Покровский старообрядческий собор в Рогожской слободе, Москва) и «Богоматерь Владимирская с избранными святыми» (сер. XVII в., ГВСМЗ) - на поле.

http://pravenc.ru/text/187761.html

И никто из обиженных не уходил от него, не примирившись со своим противником, никто из скорбящих — без утешения. Страдавшие телесными недугами по молитве его получали врачевание. Оттого уважение к преподобному Антонию все более и более возрастало в христианском мире. Сам император Константин со всем своим домом нередко писал к нему, обращаясь всегда как к своему отцу, и Антоний, увещевая его к благочестию, не боялся упоминать, что Царь всех царей есть Христос. Антоний только два раза оставлял пустыню и являлся среди общества. В первый раз он приходил в Александрию во время гонения Максимина (311 г.), чтобы поддержать мужество исповедников и служить заключенным в темницах. Второй раз он опять явился в Александрию (325 г.), чтобы противоборствовать арианству, которое было поддерживаемо светской властью. При сем посещении он в несколько дней успел обратить язычников гораздо более, чем обращалось обыкновенно в течение целого года. Он умер на 105-м году своей жизни.    Пример святого Антония повсюду нашел многих последователей: знаменитейшие из них сделались основателями различных монастырей. Так, святой Пахомий основал монастыри мужской и женский на нильском острове Тавенне; святой Макарий Египетский — в скитской пустыне; святой Иларион Великий — около Газы в Сирии; святой Харитон — первую из обителей палестинских, обитель Фарранскую. Каждый из них дал своему монастырю особый устав, главными правилами которого были безусловное послушание иночествующих своему настоятелю, игумену, архимандриту или авве, отречение от собственной воли и имущества, умерщвление чувственности, постоянное упражнение в чтении слова Божия, пении священных песен, молитве и телесных трудах. Первый устав иноческого жития был дан Тавеннской обители святым Пахомием, другом и современником Антония Великого.    Чтобы сделать монашество наиболее полезным для общества, святитель Василий Великий, а потом и другие епископы, начали учреждать киновии, или большие здания, в которых иноки жили все вместе под строгим надзором одного аввы или архимандрита.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

И святая мученица Анастасия Римляныня (Память 29 октября.) тоже жила в монастыре с другими инокинями и с блаженной Софией-игуменией, и все носили одеяние иноческого образа. И жили они также во времена царя Декия. Но царь Декий жил спустя несколько лет после святых апостолов, что засвидетельствовано в житии святой мученицы Ориозилы: крестил ее святой апостол Андрей Первозванный, а мучений за Христа она сподобилась во времена царя Декия. О том же свидетельствует и мучение семи святых отроков, что в Ефесе (Память 4 августа.): ибо от первого года царствования Декия, когда святые отроки заснули, до тридцать восьмого года царствования Феодосия Младшего, когда святые отроки проснулись, прошло триста семьдесят два года. И если кто-нибудь подсчитает, то увидит из сего истинного свидетельства, что от вознесения Христова до Декиева царствования — восемьдесят лет, от того времени до царствования великого Константина — двести двадцать лет, а от того времени до тридцать восьмого года царствования Феодосия Младшего — сто пятьдесят лет. Также и святая мученица Евгения (Память 24 декабря.) постриглась в мужском монастыре в Египте, назвавшись евнухом, и много лет жила она иноческой жизнью, пострадала же Христа ради в царствование Коммода, которое было за много лет до Константина Великого. И в житии святой мученицы Христовой Февронии (Память 25 июня.) написано, что она постриглась в монастыре блаженной Вриенны и Фомаиды и жила в монастыре около двадцати пяти лет, не видев мирского. Когда кто-нибудь из мирян желал с нею побеседовать, то беседовал в иноческом образе, ибо монахини не хотели видеть ничего мирского. Также и преподобный Харитон Исповедник (Память 28 сентября.) создал три монастыря и собрал множество иноков, и было это во времена царя Аврелиана. И Антоний Великий (Память 17 января.), намереваясь вести иноческую жизнь, нашел тех, кто до него постился и уже состарился, живя так много лет; у них он учился и подражал житию их: постничеству одного, молчанию и терпению другого. И были у него спостники, подобные ему возрастом и годами: Аммон Нитрийский, Феодор и Паламон, наставник Пахомия Великого, — и еще было у него множество учеников, живущих по разным местам в монастырях и пустынях. И был монастырь, где жил он сам, как указано в житии Илариона Великого (Память 21 октября.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010