Файл 9959.jpg:   Размер: 903x1200, 1.08 MPix, 108 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (1067) , (61) . Описание: [Новгород. XV.] Прпп. Харитон Исповедник, Варлаам Хутынский, Сергий Радонежский. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 9960.jpg:   Размер: 879x1100, 0.97 MPix, 228 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (674) , (47) . Описание: Образ преподобного Сергия Радонежского, чудотворца Храмовая икона начала ХХ века. Церковь Нерукотворенного образа Спасителя в г. Донской Файл 13148.jpg:   Размер: 971x1200, 1.17 MPix, 178 Kb. Дата: 2011-07-31, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (387) , (15) . Описание: Икона " Сергий Радонежский " . Центральная Россия, последняя треть XIX века. Дерево, левкас, сусальное золочение, темпера. 18х14,5. Файл 13649.jpg:   Размер: 806x1000, 0.81 MPix, 972 Kb. Дата: 2011-09-25, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (289) , (6) . Описание: Трехчастная икона со сценами жития прп. Сергия со святыми на полях. В верхней части изображено " Видение ученику Симону божественного огня во время совершения литургии прп. Сергием " . В нижней - " Прп. Сергий пред кончиною своею причащается Святых Таин " . Файл 15228.jpg:   Размер: 1482x1696, 2.51 MPix, 577 Kb. Дата: 2011-12-18, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 1 (187) , (7) . Описание: Икона " Святой Сергий Радонежский " . Дерево, сусальное золото, твореное золото и серебро, масло. 31,5х27,5. Россия, начало ХХ в. Файл 16479.jpg:   Размер: 870x1000, 0.87 MPix, 979 Kb. Дата: 2012-03-05, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (755) , (35) . Описание: Преподобный Сергий Радонежский у гроба родителей Кирилла и Марии.Размер 15 см Х 11 см.Передана в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру,г.Санкт-Петербург. Файл 28709.jpg:   Размер: 2592x1944, 5.04 MPix, 1104 Kb. Дата: 2017-01-29, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (93) , (1) . Описание: Паломническая двусторонняя иконка.Размер 5см Х 4см,под стеклом фольга,чернение.С обратной стороны образ Богородицы Неопалимая Купина

http://pravicon.com/icon-2868-photo

Противостояние было не только военным, но и духовным. Именно в это время по границам русского православного мира станут духовные твердыни-монастыри: Соловецкий, Псково-Печерский, Пафнутьево-Боровский, Оптина пустынь… Появится монастырь и на Торопецкой земле. Его возникновение будет связано с именем преподобного Харитона Кудинского. Сторожевая башня – символ Торопца Хотя сведения о житии святого весьма скудные, мы можем отметить тот факт, что преподобный Харитон жил в эпоху рассвета русского монашества и был современником таких великих подвижников, как архиепископ Геннадий Новгородский, Корнилий Комельский, Нил Столобенский, Александр Свирский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий… Удивительные рассказы о жизни святых угодников передавались из уст в уста, уходили в народ, и их пример воодушевлял. Наставником Харитона стал преподобный Евфросин Псковский . Годы жизни Евфросина известны: 1386–1481. На этом основании можно сделать предположение, что Харитон родился в середине XV века. Вероятно, не позже 1460-х годов . Постриг Харитона, вернее всего, совершился в Спасо-Елиазаровском монастыре, основанном преподобным Евфросином. Обитель эта сохранилась и находится в 25-киллометрах к северу от Пскова . История не сохранила мирского имени преподобного. Харитоном он мог быть наречен в честь святого Харитона Палестинского, исповедника (день памяти обоих святых приходится на 11 октября ). Древнегреческое слово «Харис» переводится как «радость» или «благодать», а имя Харитон переводится как «благосклонный», «доброжелательный». Сохранился монастырский устав преподобного Евфросина, представляющий собой общее наставление инокам: Насельником Спасо-Елиазаровского монастыря и современником Харитона Кудинского был старец Филофей, впервые обстоятельно развивший концепцию «Москва — третий Рим» («…два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти») . Концепция сыграла огромную роль в развитии политической, юридической и богословской мысли того времени и в итоге способствовала радикальному изменению статуса Русской Церкви – учреждению Московского Патриархата .

http://pravoslavie.ru/159699.html

После того, как преподобный уже долгое время скитался в пустыне, Бог восхотел, чтобы сей светильник, сиявший добродетелями, снова вышел из-под спуда пустынного18 и светил образом жизни своей всем, хотящим шествовать узким путем, ведущим в жизнь вечную. Его снова нашли некоторые из проходивших по пустыне подвижников и, упавши ему в ноги, молили, чтобы он повелел им остаться с ним и подражать благочестивым подвигам его. Когда и другие узнали о сем, то к преподобному стали собираться многие, избегая суетного мира. Он же, собрав уже третье стадо овец Христовых и, научив их иночеству, устроил третью обитель, которая после стала именоваться на сирском языке Сукийскою, по-гречески же именовалась Старою Лаврою. Потом он взошел на вершину находящейся там горы и поселился на возвышении, имевшем в себе небольшую пещеру, куда можно было взойти только по очень высокой лестнице. Там он стал как на столпе19, удаляясь от земли и приближаясь к небесным селениям. Оттуда, как добрый пастырь, стоящий на страже, он молился за свои монастыри и помышлял о спасении собранных там братий; находясь как бы на корме корабля, направлял он отсюда плавание столь великого числа душ, ибо из всех, устроенных им монастырей, притекали к нему нуждающиеся в духовной пище. И прожил он н атом месте до глубокой старости в посте и молитвах и таких подвигах, о которых и рассказать нет возможности; ибо, день ото дня увеличивая свои труды, он казался и во плоти бесплотным. Место то было безводно, отец же не хотел, чтобы кто из братий трудился для него, принося ему издалека воду, а сам он не мог приносить ее себе – и по причине неудобного входа на высокий холм, и по немощи своего состарившегося и ослабленного трудами тела. Посему он сотворил усердную к Богу молитву, чтобы Он извел из камня воду, как для Израиля в пустыне; это совершилось, ибо Господь исполняет желания боящихся Его и слышит их молитву – и внезапно из сухого и не разбиваемого камня силою Божиею потек источник воды. Так много силы имела у Бога молитва добродетельного отца.

http://pravicon.com/info-3597

Савва Освященный, Евфимий Великий, Герасим на Иордане, Харитон исповедник, Кириак отшельник, принадлежали к семье первых деятелей палестинского монашества, находились в тесной связи между собой и проходили одинаковую монашескую школу: младшие под руководством старших. Монастыри, ими основанные, возникали при одинаковых условиях, имели одинаковый контингент насельников, преследовали одни и те же цели. Так Савва Освященный проводит первое время своей жизни в монастыре Преподобного Феоктиста, сотрудника Евфимия Великого, а потом под руководством последнего усваивает его «διαγωγν τε χαι πολιτεαν». Из обстоятельств жизни Св. Герасима наша статья отмечает одну черту, что ему служил лев и тем показывает, что за неимением типичных внутренних черт, воспользовались для его характеристики чертой внешней. Но что и это лицо стояло в близких сношениях с группой первых главарей палестинского монашества, на это есть указания в житии Саввы Освященного и Кириака. О Харитоне исповеднике и Кириаке отшельнике известно, что первый был старейшим представителем монашества в Палестине после Илариона Великого и основал Сукийскую лавру, в которой Кириак провел значительную часть своей жизни и прославился подвигами. Сказавши о том, что препод. Кириак прожил более 107 лет, жизнеописатель распределяет эти годы следующим образом: 9 лет провел он у св. Герасима, 10 – в монастыре св. Евфимия, 41 год – в лавре Сукийской и т. д. (Vita S. Cyriac. р. 126.). В пандектах Никона приводится из жития Харитона исповедника статья о посте для иноков в дни постные и полагается есть однажды в день только хлеб с солью и водой. (Сл. 60 л. 598 об.). На каком основании вошел в ряд деятелей по обработке иерусалимского устава патр. Софроний, трудно сказать что–нибудь положительное по отсутствию всяких указаний на этот счет в его биографии и других источниках. Но этим значением он уже пользовался в первых полных записях иерусалимского устава, а некоторые из них прямо надписываются его именем. Ничего положительного неизвестно и о деятельности Дамаскина по обработке устава, но значение его в этом отношении, как гимнографа, было, несомненно, очень важное, и его труды по составлению октоиха и в области минеи неизбежно должны были сопровождаться крупными переменами в составе служебного устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Прожив в совершенном благочестии и достигнув, как зрелый грозд, крайнего предела возраста, преподобный приблизился к блаженной своей кончине. Узнав о ней от Бога, он призвал их трех своих монастырей игуменов и братию, кои его молитвами и предстательством пред Богом умножились в той пустыне, как звезды небесные, и поведал им о скорой своей кончине. – Я – сказал он – ухожу от вас, как повелевает мне Господь; ибо наступило время, которого я давно уже с нетерпением ожидал, чтобы, отрешившись от союза с плотью, мне идти и явиться пред лице Бога моего. Вы же, чада, заботьтесь о своем спасении, чтобы каждый из вас, избегнув вражеских сетей, сподобился по кончине своей войти ко Господу и получить милость от Него. Услышав сие, все заплакали и говорили: – Оставляешь ты нас, чад своих, отец и учитель наш! Оставляешь нас, пастырь и наставник! Угасаешь, светильник наш и вождь на пути нашем! Он же утешал их, говоря: – Господь наш Иисус Христос обещал пребывать с нами неразлучно до скончания века, и Он не оставит вас; а если я буду удостоен Им, то стану молить Его Благого, чтобы Он не разлучал вас друг от друга, как овец от козлов на страшном суде Своем, но чтобы всех вас поставил одесную Себя20 и собрал вас в одну ограду в Царствии Своем. Братия спросили его: – Какое распоряжение, отец, сделаешь ты о теле своем? Где погребем тебя? Он сказал: – Отдайте землю земле, где хотите: " Господня – земля и что наполняет ее " 21 (Пс.23:1). Они же говорили: – Нет, отец; ты устроил три обители и собрал три стада; каждое из них хотело бы иметь у себя твои мощи22; посему, чтобы не было между нами распри, завещай ныне же, где нам положить твои мощи. Исполняя желание их, он соизволил на то, чтобы его похоронили в первом его монастыре, где он был взят разбойниками и чудесно, благодатиею Божиею, от них избавлен. Иноки всех трех обителей, взявши его, привели в ту обитель. Здесь он, дав много наставлений братии о совершенном иноческом житии и преподав им мир, возлег на одре и предал в руки Господа святую свою душу, не испытав никакой телесной болезни23.

http://pravicon.com/info-3597

О Господи Иисусе, Боже наш, Боже всякой милости и благости, поддержи нас до конца в Твоей милости и не прогневайся на нас, но прости нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 28 сентября 1. Преп. Харитон Исповедник . Знатный и благочестивый гражданин города Иконии. Упоенный духом своей землячки, святой равноапостольной Феклы, Харитон явно исповедовал имя Христово. Когда в правление царя Аврелиана началось лютое гонение на христиан, Харитона привели на суд игемона. Судья приказал ему поклониться богам (то есть идолам), на что Харитон ему ответил: «Все ваши боги – бесы, которые некогда за свою гордость были свержены с неба в преисподний ад». И [со всей ясностью] возвестил Харитон свою веру в единого живого Бога, Творца всяческих, и в Господа Иисуса, Спасителя человеков. Тогда, по приказу игемона, били и истязали тело Харитона в такой степени, что всё оно покрылось язвами и [всё] стало одной живой раной. После лютой смерти Аврелиана, постигшей злодея в означенное время, Харитон был освобожден от мук и темницы и направился в Иерусалим. По дороге [туда] схватили его разбойники, от которых по Божию Промыслу он избавился. Не захотел [преподобный Харитон] снова возвращаться в Иконию, но заключился в Фаранскую пустыню, где основал обитель и собрал монахов. Дав устав сей обители и желая избежать похвалы от людей, он удалился в другую пустыню, лежащую на пути к Иерихону, где в дальнейшем была основана вторая обитель, именуемая Харитоновой. Наконец основал он и третью обитель, Сукийскую, нарицаемую по-гречески Старой Лаврой. Скончался преподобный Харитон в глубокой старости и преставился во славу Господа своего. Было это 28 сентября 350 года. Его мощи почивают в первой основанной им обители. Преподобному Харитону приписывают составление чина монашеского пострига. 2. Св. пророк Варух . Ученик и верный товарищ великого пророка Иеремии. Предрекал возвращение иудеев из вавилонского рабства, гибель Вавилона и пришествие Сына Божия на землю. Считается, что так же, как и святой пророк Иеремия, был он убит иудеями в Египте в VI столетии до Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Кто–то из них обретал веру во Христа и принимал Крещение, кто–то приходил к жительству по Богу, оставляя мирскую суету и попечения, становился иноком и старался во всем подражать преподобному. Ради собравшегося там народа Харитон построил и третью Лавру, названную Сукас. Но так как сам он весьма любил безмолвие, ибо опытно знал его сладость и пользу в стяжании добродетели, недалеко от новосозданной обители святой отец нашел богозданную,«подвешенную»высоко над землей, на крутой и неприступной горе пещеру. Туда можно было добраться только с помощью лестницы. Однажды поднявшись в эту пещеру, мужественный Харитон там и поселился. Харитон провел в безмолвии долгое время, но будучи не в силах по причине старости и многолетних подвижнических трудов служить и ходить за водой, но и не желая назначать на это послушание никого из своих учеников, чтобы не стать им в тягость, богоблагодатный задумал следующее. Он знал, что по молитве праведника Бог и невозможное может сделать возможным, а трудное — весьма легким. И — о чудо! — тотчас же после молитвы исповедника в пещере забил источник чистейшей воды. И до сих пор он вытекает с одной стороны пещеры, не только утоляя жажду, но и врачуя всякую немощь. Это — лучшее свидетельство святости преподобного и того дерзновения, которое имел ко Творцу источающий благодать Харитон. Данному повествованию недостает рассказа об успении преподобного, которое тот предвидел по Божественному откровению. После того, как преподобный Харитон узнал о приближающейся кончине, он спустился из пещеры в святую Сукасскую Лавру и вместе с игуменом и братиями пришел в монастырь Эльпидий, откуда в сопровождении пастырей и паствы обеих обителей прибыл в святую Фарасскую Лавру -туда, где впервые пролил пот своих подвижнических трудов. Здесь он оставил в наследство своим ученикам завещание. Суть его такова: «Поскольку приблизилось время моей кончины, я пойду к Богу, куда и вы, чада мои, возлюбленные о Господе, потщитесь прийти со всяким прилежанием, хорошенько подготовившись сейчас, пока есть время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

И ныне, Богородичен: Блажим Тя, Богородице Дево,/ и славим Тя, вернии, по долгу,/град непоколебимый, стену необоримую,/твердую Предстательницу//и прибежище душ наших. Славословие великое. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Восхвалятся преподобнии во славе//и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господеви песнь нову: Апостол к Коринфяном, зачало 176. Аллилуия, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа: Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную: Преподобный Харитон Исповедник (†ок. 350) жил в городе Иконии Ликаонской епархии в Малой Азии. Он был благочестивым христианином и особо почитал память святой первомученицы Феклы, последователем которой себя считал. Во время гонения на христиан императора Аврелиана (270–275) был схвачен и святой Харитон. Он мужественно и твердо исповедал веру во Христа Спасителя, принял жестокие мучения, но по Промыслу Божию остался жив и после смерти Аврелиана был освобожден из заключения. С тех пор святой Харитон всю свою жизнь посвятил служению Господу. Однажды он направился в Иерусалим для поклонения святым местам и попался в руки разбойников; не найдя у него ничего ценного, они связали его и бросили в пещере, намереваясь потом убить. Святой лежал связанный и молился, благодаря Бога и готовый принять смерть по воле Божией. В это время в пещеру заползла змея. Она стала пить вино из стоявшего сосуда и при этом отравила его своим смертельным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники стали пить отравленное вино и все до одного погибли. Преподобный же Харитон, воздав благодарение Богу, освободил себя от уз и остался жить в пещере. Найдя в ней много награбленного золота, он часть его раздал нищим, часть отдал в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь . Постепенно к преподобному стали собираться желающие жить вдали от мира, и из этого братства образовалась Фаранская обитель. Попечение об обители и забота о братии нарушали безмолвие преподобного Харитона, и тогда он, стремясь к уединению, ушел глубже в пустыню. Однако и там его нашли те, кто искал его руководства, и таким образом были основаны две обители – Иерихонская и Сукийская, именуемая Ветхая лавра. В конце своей жизни преподобный Харитон взошел на гору близ Сукийской обители и там подвизался в пещере. В пещеру эту можно было подняться лишь по очень высокой лестнице. По молитве святого из горы забил источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Первоначальником иноческого жития в Палестине обыкновенно почитается преподобный Иларион, ибо до него, как свидетельствуют древние писатели, не было в Палестине монастырей, и никто прежде в Сирии не видал монахов. Под влиянием этого светлого примера появилось не мало монастырей, иноки которых удивили Василия Великого чрезвычайным воздержанием в пище и питии, постоянным трудом и бодростью в непрестанной молитве. Впрочем, монастыри, устроенные преподобным Иларионом или по его примеру, сосредоточивались лишь в окрестностях Газы 12 . Но в то же самое время, то есть в начале IV века, является в Палестине преподобный Харитон, который и был основателем монастырей собственно в пустыне Иерусалимской. Святой Харитон Исповедник, пострадавший при императоре Аврелиане, идя помолиться в Сятой Град, был на пути взят в неволю разбойниками и увлечен в Фаранскую пустыню, в дикую пещеру, служившую им убежищем. Гнездившийся здесь змий отравил своим ядом вино, и разбойники вместе с вином выпили смерть, а преподобный Харитон, сделавшись свободным, решился в благодарность за чудесное избавление остаться в этой самой пещере служить Господу. Вскоре молва о его святой жизни и чудесах собрала к нему учеников; пещера была обращена в церковь и основалась знаменитая лавра Фаранская, первоначальная из всех обителей в пустыне Святого Града. Вторая лавра была основана им же близ Иерихона (вероятно, в пещерах Сорокадневной горы) и потому называлась Иерихонскою; наконец, третья на потоке Сукка, между Фекуею и Мертвым морем, и потому носила название Сукки по-сирски или Старой лавры по-гречески. В этой последней лавре преподобный Харитон дожил до глубокой старости, но последние дни своей земной жизни пожелал окончить в первой своей обители – лавре Фаранской, где и погребен. Впрочем, во время преподобного Харитона пустыня Святого Града еще мало была известна в мире христианском; в V и VI веках она достигла известности и почитания, ибо много всяких мужей прославили ее святостью жизни и дивными чудесами. В главе этих мужей стоит преподобный Евфимий, который, как Антоний Египетский, был отцом всех палестинских пустынножителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Кондак, гл. 2. Житейския молвы отъбег, вселился еси в морский остров мудре, и крест твой взем, Христу последовал еси, в молитвах и во бдениих и в пощениих, злостраданьми плоть твою изнуряя: тем был еси преподобных удобрение; сего рада любовию память твою празднуем преподобне Савватие, моли Христа Бога непрестанно о всех нас. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. Парем. (см. 9 сент. Утр. Ев. и проч. см. 17 марта). Муч. пострадавшей за Христа в Риме при Диоклетиане. За твердое исповедание веры во Христа ее повысили и строгали, потом 40 воинов били ее оловянными молотками и, наконец, св. страдалице отсекли мечом голову. Пр. игумена обители Спаса Глубокой реки (сн. 7 сент.), подвизавшегося в X в. (около 963–975 г.). Скончался он в Аммории (во Фригии, в Малой Азии), возвращаясь в обитель из Царьграда. Св. апостолов Марка, и Зины. Св. Марк, именуемый также Иоанном, был епископом в финикийском г. Вивле (Библосе, ныне небольшое местечко Джебель). Он творил многие чудеса и имел такую благодатную силу, что болящие получали исцеления даже от одной его тени. – О св. Аристархе см. 15 апр. Св. Зина ( Тит.3:13 ), до своего апостольства бывший законником (книжником), ученик и сотрудник ап. Павла, по преданию, был епископом г. Диосполя или Лидды (в Палестине). 28. В. Пр. отца нашего и исповедника Родом из Иконии, он в одно из гонений на христиан (при Галерии или Максимине, или Лицинии) представлен был на суд за исповедание Христа. «Живоносным оружием креста» оградившись, св. Харитон безбоязненно исповедал Спасителя «пред мучительским судищем» и обличив ложность языческих богов. Св. исповедника Христова начали мучить, но он, «богатство и славу в ничтоже вменив», остался непреклонен. Тогда истерзанного мученика бросили в темницу, где Господь чудесно исцелил его от ран. При новом царе св. Харитон вместе с другими узниками был отпущен на свободу и отправился в Иерусалим на поклонение гробу Господню. Близ Иерихона св. Харитон был схвачен разбойниками, которые бросили его связанным в углубление своей пещеры, намереваясь убить впоследствии, а сами отправились на свой позорный промысел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010