И всякая своим манером кормится» 152 . При старце Макарии построена была вокруг скита ограда на каменном фундаменте и при каменных столбах. Возведены были вместо деревянных каменные врата с колокольней (оконченные постройкой в 1858 году). Появилась новая трапезная, братский корпус с мезонином для библиотеки, которой отец Макарий передал свое богатое собрание духовных книг, журналов и рукописей. План Святых скитских врат был тщательно продуман старцем Макарием: они устроены и украшены были так, что как некая духовная книга заключали в себе весьма содержательное православное учение. Они были в два этажа. Внизу с одной стороны келия привратника, с другой как бы прихожая перед лестницей на колокольню. Глава колокольни обита была английской жестью и увенчана золоченым крестом. Изображения же были следующие: «Выше карниза в подкоморах (по три на каждой стороне квадратной колокольни) изображены поясные лики 12-ти Апостолов с золочеными сияниями. На западной (глухой) стене колокольни – Деисус (то есть Спаситель с Божиею Материю и святым Иоанном Предтечею), во весь рост. Ниже, на фронтоне, в особом месте (киоте) изображена икона Печерския Божия Матери, сидящей на троне с Предвечным Младенцем... а обе руки Пречистой положены на плечи коленопреклоненных... преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских . Подстав киота поддерживают два Ангела, внизу иконы золотыми буквами начертана надпись: “Образ Печерския Божия Матери”; ниже киота: “Милосердия двери отверзи нам Благословенная Богородице!”. Над аркою ворот дугообразно: “Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму Святому Твоему”. Под карнизом Святых врат по обеим сторонам входной арки, в восьми настенных киотцах, обрамленных столбиками, поясные изображения восточных святых отцов-подвижников: по правую сторону – авва Дорофей , Виссарион, Феодор Студит и Максим Исповедник ; по левую сторону входа – Макарий Александрийский , Исихий, Досифей и Харитон Исповедник. Входная арка разделена: посредине створчатыми деревянными воротами; по сю и по ту сторону ворот, внутри арки, поставлены с правой и с левой стороны от входа святые изображения, во весь рост писанные на холсте масляными красками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исповедь. Так называется видимая, обрядовая принадлежность (часть, сторона), а часто и самое таинство Покаяния, состоящая в том, что христианин пред своим духовником, как уполномоченным свидетелем Сына Божия, единого, имеющего власть отпущать грехи, с сердечным сокрушением и решимостью впредь исправиться, рассказывает свои согрешения и содеянные неправды. Самая полная откровенность и искреннейшее сердечное сокрушение о содеянных прегрешениях с решимостью исправиться – необходимые качества исповеди. Исповедание веры. Чтобы быть не по имени только, a действительно истинным христианином, недовольно одной веры в Бога и Его Единородного Сына, Иисуса Христа и Св. Духа, но необходимо эту веру исповедовать, т. е. обнаруживать ее в своей жизни – в своих словах и действиях, особенно пред неверующими. Исповедник. Таким именем называется особый лик св. преподобных и святителей, которые за твердое стояние, проповедание и защищение правой Веры и учения, заповеданных св. апостолами и их учениками, за обличение еретиков и их последователей потерпели разные преследования – лишение должностей и имуществ, изгнание, заточения в тюрьмы, биения и раны и другие мучения, но не до смерти. Таковы: св. Максим исповедник (13 авг.), св. Харитон (28 сент.) и др. Источники на архиерейской мантии. Это разноцветные полосы, нашитые на архиерейской мантии, или безрукавного длинного плаща, надеваемого архиереями при начале и в конце богослужения. Источники эти означают источники благодати, долженствующие истекать из уст архиерея во время его архипастырства (Катехиз. бес. Стратилатова). Исхода чтение (см. Бытия чтение). Ис-полла-эти-деспота! (греч. на многая лета, господин). Приветствие архиерею, во время благословения им предстоящего народа, поемое клиром или певчими. И Иерей (греч.) священник, пресвитер. Иеромонах (греч.) монашествующий иерей, священник – монах. Иеродиакон (греч.) диакон – монах. Иерархия (греч.) – священноначалие. Под именем иерархии разумеется такое учреждение Церкви Христовой, которое начальствующих и подчиненных, учащих и научаемых, пастырей и пасомых соединяет в один священный союз, имеющий целью непрерывное возвышение в духовной жизни и деятельности. От высших первосвятителей Церкви до последних пасомых все члены Церкви суть в тоже время и члены иерархии в том отношении, что первые суть члены священноначальствующие, а последние – священноначальствуемые, – а взаимные отношения тех и других составляют ту систему (порядок) управления Церковью, которая выражается словом иерархия, или священноначалие (Словарь. свящ. В. Михайловског о). Иерархия Церкви христианской, по подобию небесной иерархии, имеет три степени: архиереи составляют первую высшую степень, а собор их – особенную высшую степень церковной иерархии; иереи – среднюю степень, а диаконы – третью низшую степень.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Мученица Епихария пострадала в Риме при Диоклетиане. От мощей ее происходили чудеса. Преподобный Савватий Соловецкий был первым пустынножителем на главном из Соловецких островов, называемом Соловки, который длиной 25, а шириной 16 верст. Жил в XV столетью. Первоначально подвизался св. Савватий в обители св. Кирилла Белозерского, но Здесь начала тяготить его слава за его подвиги, и он удалился на Валаам. Хотя и очень нелегка была для святого жизнь здесь, но ему желалось большей суровости и большего безмолвия. Он услышал, что еще дальше, на севере, есть никем не обитаемой Соловецкий остров, туда и удалился вместе с отшельником Германом (память 30 июля). Хранимые Богом, в небольшой лодке, через три дня они доплыли до острова. Тяжела была их жизнь тут, но они терпели все. По следам отшельников рыбаки думали было поселиться на острове, но ангел Господень запретил им угрозой скорой смерти. Чрез шесть лет Герман удалился с острова, и св. Савватий остался там один. Когда было возвещено святому от Бога о близкой кончине, то он поспешил с острова на твердую землю, причастился св. Таин у игумена, жившего при часовне на реке Выге, тут скончался в 1435 г. и был погребен. В последствии времени, в 1566 г. нетленные мощи его были перенесены в устроенную св. Зосимой, обитель на острове, где они и почивают доселе (читать об этом под 17 апр.). Преподобный Игнатий быль игуменом в обители Спаса «Глубокая реки», в Малой Азии, в X веке. Скончался на пути в обитель из Константинополя. Погребен в обители Спаса, О Св. апостоле Марке, или Иоанне, читать под 25 апр. Об апостоле Аристархе читать под 15 апр. Апостол Зина был учеником и сотрудником ап. Павла. Он трудился в деле проповеди вместе с Титом на острове Крите, был епископом в Лидде палестинской. 28-е число Преподобный исповедник Харитон жил при императоре Аврелиане в г. Иконии. Когда объявлено было гонение на христиан, то представили его на суд. Начальник спросил, почему он не поклоняется богам, пред которыми смиряются царь и все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Сообщества таких ревностных христиан и стали называться киновиями, а насельники их – киновитами . Идеи возникновения таких сообществ, как «первохристианская община» и как «строгий общежительный монастырь», были абсолютно одинаковы, потому что жизнь всех членов сообщества была построена исключительно на евангельских заповедях, но вот историческое зарождение киновий было несколько другим, чем первохристианской общины. Однако можно считать, что и то и другое было следствием Промысла Божия. Основатели монашества восточного и западного Расцвет монашества произошел почти одновременно в Египте, Сирии и Палестине. Во всех трех названных областях монашество возникло независимо друг от друга, но египетское монашество считается древнейшим . Основателем египетского монашества считается преподобный Антоний Великий . Еще в 285 году он удалился в глубину пустыни на гору Колизма . В Фиваиде он «основывает монастырь Писпер и ряд других иноческих поселений, которые продолжают существовать и после его блаженной кончины» . Другой сильнейший центр монашеской жизни образовался в Нитрийской пустыне. Подлинным основателем его надо считать преподобного Аммония Нитрийского, который пришел на это место около 320 года . Недалеко от Нитрийской горы располагалась пустыня под названием «Келлии», где подвизался Макарий Александрийский (городской), а еще дальше от Нитрийской горы находилась пустыня «Скит», основанная преподобным Макарием Великим (Египетским) в 330 году. Приблизительно в это же время (ок. 323–324 гг.) преподобный Пахомий Великий основывает первый общежительный монастырь в местечке под названием Тавенниси , на берегу реки Нил, в среднем ее течении. В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник – строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий – строитель Лавры у Маюма (338). В Сирии – преподобный Иаков Низибийский и его ученик преподобный Ефрем Сирин . На Запад уставы монашеской жизни попали благодаря деятельности преподобного Бенедикта Нурсийского, который основал вблизи Неаполя общежительный монастырь с уставом, похожим на устав преподобного Пахомия Великого.

http://pravoslavie.ru/30891.html

< >< back 3) > < >< back 4) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > Страдание святого мученика Иоанна Нового Иоаннина или Янина находился в Эпире, между Триккою Фесеалоникийскою и Амвракиею эпирскою, к югу. восточная часть северной Греции, простиравшаяся от Акрокеруанских гор до Амброкийского залива Ионийского моря. царь Эпира с 295 г. по 272 г. до Р. Хр. Этот царь известен своими войнами против Рима и Спарты. был взят мусульманами в 1453 г. было в 1500 г. город в Фессалии — области на северо-востоке Греции. святой Пасхи. святого мученика последовала в 1526 г. Память святого отца нашего Космы Исповедника, епископа Халкидонского, и преподобного Авксентия знаменитый в древности город — столица Византийской империи, ныне г. Стамбул в Турции. Константинополь расположен на берегу Босфора — пролива Средиземного моря и славился в древности своею образованностью и торговлею. или, правильнее, Калкедон — первоначально мегарская колония на берегу Пропонтиды (Мраморного моря) при входе в пролив Босфор, основанная за 2 или 3 века до Р. Х., — затем один из главных городов Вифинии — малоазийской области. В истории христианской церкви Халкидон замечателен как место IV Вселенского собора, созванного в 451 г., при императоре Маркиане, для обличения ереси монофизитской (признававшей в Иисусе Христе только одно естество — божеское). — В настоящее время на месте древнего Халкидона находится небольшая турецкая деревушка Кодикиой. его совершается в тот же день. Упоминаемого здесь Авксентия не следует отождествлять с преподобным Авксентием, память которого празднуется 14 февраля. Этот последний Авксентий подвизался на горе Оксии близ Халкидона и присутствовал на IV Вселенском соборе. Скончался он ок. 470 г. святого Космы последовала в начале IX b. (ок. 816 г.) при императоре-иконоборце Льве (V-м) Армянине (царствовавшем с 813 г. по 820 г. Память преподобного отца нашего Иоанна Ветхопещерника Харитон подвизался в III b. и нач. IV b. в Палестине, где основал три обители: суккийскую («Ветхая лавра»), фаранскую и иерихонскую. — Память его празднуется 28-го сентября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Постараемся выяснить связь между первыми насадителями монашества в восточной Палестине. Самым первым насадителем его был бесспорно преподобный Харитон исповедник. Он был урожденец города Иконии. Во время гонения на христиан он вынес жестокие мучения за Христа и по прекращении гонения удалился в пустыню Фаран и основал здесь обитель Фаранскую в 8 верстах к северо-востоку от Иерусалима. Удалившись отселе, положил начало другой обители в пределах иерихонских на 9 версте к востоку от Иерусалима, затем перешел на юг и около 12 верст от Иерусалима основал третью обитель Сукийскую при речке Суке. Пред своей кончиною он созвал настоятелей и братию всех трех лавр и, преподав им наставления, скончался в половине IV века, около 350 года. Он не оставил письменного наставления братии. Никон Черногорец, из жития его, написанного уже в VII веке, привел в.своих Пандектах статью о посте для иноков в дни постные, по которой полагалось есть только однажды в день хлеб с солью и водою (сл. 60). Но, конечно, словесное наставление его, сохраняемое по преданию, и порядки, им заведенные в обителях, не остались без влияния на других основателей монастырей в Палестине. Монастыри, основанные преп. Харитоном, были необщежительные. Монахи подвизались в отдельных кельях и каждый из них питался от своих трудов. Вторым насадителем монашества в Палестине был преподобный Евфимий, урожденец города Мелитины в Малой Армении, он еще в молодых летах сделан был пресвитером и ему поручено было управление мелитинскими монастырями; на 29 году жизни удалившись в Палестину, он поселился в келье подле Фаранской лавры. Проведши здесь 5 лет, он удалился с другом своим Феоктистом в пределы иерихонские на 13 верст от Иерусалима на северо-восток и основал здесь обитель. Передав управление ею Феоктисту, он удалился ради безмолвия в пределы Мертвого моря, но и здесь ради искавших его руководства принужден был основать монастырь в пустыне Зиф. Пе нашедши здесь желанного покоя, он поселился на горе в пещере недалеко от первой основанной им обители и управляемой преподобным Феоктистом; но и здесь около его пещеры стали селиться многие пустынники, жаждавшие его советов, таким образом явилась новая славная обитель под непосредственным руководством самого Евфимия в 4 верстах от первой; она названа верхнею в отличие от нижней Феоктистовой. Пр. Евфимий скончался в 473 году на 97 году своей жизни, проведши 67 дет в подвигах иночества в святой земле. Пятилетняя жизнь его близ обители Фаранской Харитоновой, конечно, познакомила его с порядками заведенными преподобным Харитоном и естественно отразилась на порядках установленных в его обителях. Пред смертию своею он, по откровению Божию, повелел преемнику своему Илии, бывшему эконому киновии св. Феоктиста, обратить лавру в общежитие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Светлый и радостный вид Вифлеема в настоящее время, читаем в одном описании, и эта плодоносная, полная многолюдства окрестность его, так же точно идут к городу рождения Спасителя мира, как мрачные стены Иерусалима и безжизненная пустыня голых скал, облегающих их кругом, идут к городу гонений и казни Христовой. Иноческие обители в Палестине. В Палестине, и главным образом в области Иудеи, в период от IV до VII века было до 130 монашеских обителей. В то время пустынные дебри иудейские, по свидетельству древних писателей, были населены десятками тысяч ангелоподобных человеков. Первыми основоположниками иночества в Палестине были св. Иларион Великий и св. Харитон исповедник. Они подвизались еще в эпоху гонений, в конце III века. Св. Иларион основал иноческую обитель в пределах филистимских, близ Средиземного моря, около города Газы. От неё не осталось никаких следов. – Св. Харитоний основал две обители: одну в 10 верстах от Иерусалима по направлению к Иордану – лавру Фаранскую; другую около Мертвого моря, в пустыне Сукка, лавру Суккийскую. Русский паломник 12 века, игумен Даниил, так определяет её местоположение: «монастырь св. Харитона лежит к югу от Вифлеема в расстоянии яко верст пять, близ моря Содомского, в пустыни весьма великой и страшной и совершенно безводной, между горами; под ним страшная дебрь.» В V в. знамениты были подвижники Евфимий и Феоктист. В церковноисторическом отношении особенно замечательны лавра св. Саввы и киновия св. Феодосия, уроженцев Каппадокийской области. Лавра св. Саввы была основана в 483 году, в «юдоли плача», на отвесной скале, у долины, составляющей продолжение кедронского потока, в 12 верстах от Иерусалима и в расстоянии часа с небольшим пути от Вифлеема по направлению к Мертвому морю. Она лежала в самой дикой местности, в расселине скалы. – Дорога к лавре из Иерусалима не напрасно называется «юдолию печали»; негде в ней остановиться усталому взгляду; по предгорию грунт меловой, неприятный для глаз по своей белизне. Распаленный воздух неподвижен; повсюду гробовая тишина. – Но еще печальнее саввинское ущелье. Оно называется огненною рекою, потому что образовалось вследствие вулканического переворота; земля треснула и из трещины образовалось дикое ущелье с отвесными берегами, идущее до самого Мертвого моря. В отвесных стенах этой земной щели виднеются пещеры и отверстия: это древние келии многочисленных подвижников, последователей Освященного пустынника. Между многочисленными пещерами плачевной юдоли особенно замечательны пещера Иоанна Молчальника, преподобного Ксенофонта и его чад Иоанна и Аркадия, а главное – пещера преподобного Саввы, на восточной, то есть противоположной лавре, стороне долины, где первоначально поселился он по указанию ангела. Отсюда открывался лучший вид на лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

176 См.: Guy J.-C. Le Centre Monastique de Scété dans la littérature du V-e siècle//Orientalia Christiana Periodica. Vol. 30. 1964. P. 129–147. 177 См.: Van Parys M. Abba Silvain et ses disciples. Une famille monas­tique entre Scйmй et la Palestine а la fin du IV-e et dans la ргетииге moimiй du V-e suucles//Irйnikon. T. 6 1 . 1988. P. 451–480. 179 Об этом начале палестинского монашества см.: Binns J. Ascetics and Ambassadors of Christ. The Monasteries of Palestine 314–631. Oxford, 1994. P. 154–155. 182 В «Житии» говорится о гонениях при императоре Аврелиане, но более вероятно, что преп. Харитон был схвачен и посажен в темницу, скорее всего, в одно из последних гонений на христиан (в период между 311 и 324 годами). См.: Binns J. Op. cit. Р. 46–47. 183 Житие преподобного отца нашего Харитона Исповедника//Палестинский Патерик. Вып. 10. СПб., 1899. С. 15–16. 184 По мнению архиепископа Сергия, «основание же обители ранее 330 лет допустить нельзя. Иероним в жизнеописании Илариона Палестинского прямо говорит, что в то время, около 328 года, еще не было в Палестине монастырей; следовательно, основание Харитоновой обители должно полагать позднее Иларионовой... Лавра Харитонова (Сукийская или ветхая) была совершенно разорена в VIII веке сарацынами» ( Сергий (Спасский) , архиеп. Полный Месяцеслов Востока. Т. III. М., 1997. С. 402). 186 В данном случае мы опираемся на русский перевод «Жития» его (при ссылках будут указываться только номера глав): Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великаго//Палестинский Патерик. Вып. 2. СПб., 1898. Большую помощь оказало нам и исследование X. Шёнборна, где жизнь и миросозерцание св. Евфимия излагаются кратко, но весьма содержательно. См.: Schönborn Ch., von. Sophrone de Jérusalem. Vie monastique et confession dogmatique. Paris, 1972. P. 15–24. 188 Schönborn Ch., von. Sophrone de Jérusalem. P. 20. Впрочем, район Газы и в V веке по-прежнему имел тесные связи с Египтом: об этом свидетельствует не только судьба преп. Исаии, перебравшегося сюда из Скита, но и жизненный путь преп. Порфирия Газского, начавшего свою иноческую стезю сначала также в Скиту, а потом подвизавшегося в этом палестинском городе. См.: Житие и подвизание иже во святых отца нашего Порфирия, епископа Газскаго//Палестинский Патерик. Вып. 5. СПб., 1895. С. 4 и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

1, 21). Киновия управлялась аввою (что в переводе с сирийского значит – отец), и безусловное послушание ему было обязанностью каждого обитателя киновии. Время, свободное от богослужения и молитвы, иноки проводили в труде: занимались земледелием, плетением корзин и веревок и т. п. Третий вид иночества – это лавры. Основателями этого вида иноческой жизни были Макарий Старший, живший в Скитской пустыне близ границы Египта с Ливией, и Аммон, поселившийся на Нитрийской горе. В лаврах мы видим как бы соединение отшельничества с общежитием. Каждый подвизался отдельно, в особой келье. Кельи, разбросанные вокруг холма или жилища аввы, находились на известном расстоянии одна от другой и располагались в виде переулков в городе, откуда и самое название – лавра (λαυρα – дорога, переулок). Отшельники в первый и последний дни недели собирались вместе для богослужения. В остальные дни хранили безмолвие. Если кто-либо не приходил на общие собрания, заключали, что он болен, и некоторые из братии посылались для его посещения. Жизнь в лаврах была много труднее, чем в киновиях, и к подвигу безмолвия уже приступали не иначе, как подготовившись к нему в киновиях. «Вступившие в монашество, – говорит Кирилл Скифопольский, – жили сначала в монастыре и исполняли в нем обязанности иноческие, а те, которые уже достигли некоторого совершенства в подвижнической жизни, помещались в кельях». Так, Египет был рассадником иночества. Нигде, по словам Евсевия, слова евангельского учения ни над кем не явили столько своей силы, как в Египте. Недаром, видно, древний Египет издревле глубоко задумывался над вопросами о бессмертии и вечности… «Меланхолический и торжественный вид природы Египта, – говорит русский путешественник, – вечно ясное небо, строгий характер пирамидального зодчества, ужасное разрушение зданий гигантских, превышающих силы человека, столько великого, столько славного в прахе и, наконец, куда ни взглянем, везде поразительное исполнение пророчеств – все это невольно приводит к жизни созерцательной человека мыслительного». («Путеш. по Египту». Норов, II, с. 350.) «Радуйся, Египет верный! – поет Св. Церковь. – Радуйся, Ливия преподобная! Радуйся, Фиваида избранная!» В скором времени иночество распространилось и за пределы Египта. В Палестине основателями иночества были св. Харитон Исповедник, пострадавший при императоре Аврелиане (270–275) и основавший в Палестине знаменитую лавру Фаранскую, лавру близ Иерихона – в пещерах Сорокадневной горы и лавру Сукка, и св. Иларион, ученик и подражатель св. Антония Великого, подвизавшийся около 50 лет в пустыне близ г. Газы. Здесь основаны были обители, из которых в VI веке славились: киновия аввы Серида, близ которой жили знаменитые отшельники в своих одиноких кельях: свв. Варсануфий и Иоанн, и киновия аввы Дорофея в окрестностях Газы и Маиума.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

8) Беседы на деянии св. апостолов иже во святых отца нашего Иоанна Златоустог о, печатанные в 1624 г., в киновии Киевской печерской лавры. Под предисловием к сей книге напечатана подпись иеромонаха Захарии Копыстенского, а на первом листе, пред первою беседою изображено, как в соборной церкви, в Антиохии Епископ Флавиан рукополагает «святаго Иоанна хризостома». 9) Минея – апрель, напечатанная в 1625 году, в двенадцатое лето царствования Михаила Феодоровича. 10) Минея – май, напечатанная в 1627 году, в четырнадцатое лето царствования Михаила Феодоровича. По подписи на сей книге видно, что она приложена в собор Павлом, да Андреем, да Григорьем Денисовыми. 11) Минея – июнь, напечатанная в Москве в 1628 г., в пятнадцатый год царства Михаила Феодоровича. 12) Общая минея, напечатанная в Москве в 1629 г., в шестнадцатый год царства Михаила Феодоровича. 13) Минея – август, напечатанная в Москве в 1630 году, в восемнадцатое лето царства Михаила Феодоровича. Эта минея приложена в собор вышепоименованными Павлом, Андреем и Григорьем Денисовыми, записавшими здесь себя «Володимерцами Московские гостинные сотни». 14) Устав «сиречь церковное око», напечатанный в Москве в 1633 году, в двадцатое лето царствования Михаила Феодоровича. 15) Устав, печатанный в Москве 1634 году, в двадцать первое лето царствования Михаила Феодоровича и в пятнадцатый год патриаршества Филарета Никитича. На сей книге по листам подписано: «7151 Великий Господин святейший Иосиф Патриарх Московский и всея Русии сию книгу устав дал из своей патриаршей келейныя казны в Володимир к церкви Иванна Богослова что на посаде». 16) Октоих (охтай), напечатанный в Москве в 1638 году, в царствование Михаила Феодоровича. 17) Устав, печатанный в Москве в 1641 году, в двадцать восьмое лето царствования Михаила Феодоровича и в восьмое лето патриаршества Иоасафа. В послесловии сей книги напечатано: «начальницы же бышя и творцы сея Божественныя книги, и красьтоделатели слова благолепия церковнаго святый Евфимии великии и Сава освященныи, и Феодосии Киновиарх, и Герасим иже на иордане, и преподобный исповедник Харитон». Затем в самом конце послесловия сказано: «за скудость несмысльства и недоумения, паче же и грубоумия нашего, или нерадения, елико что обрящете неисправно и несовершено вразуме в книге сей, молим вас трудившеися, молите, а не клените, паче же и прощению нас сподобите». Из подписи по листам на сей книге видно, что ее приложили в собор в 1647 г. Иван, Павел, Андрей и Григорий Денисовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010