Утомленная трудным паломничеством, святая умерла в Иерусалиме 23 мая того же, 1167 г. Она просила, чтобы ее похоронили в Лавре Саввы Освященного. Но туда запрещен по Уставу доступ даже мертвым женщинам. «И отвечали тамошние иноки: есть рядом общежительный Феодосиев монастырь во имя Святой Богородицы, где лежат святые жены. Там и тебе надлежит быть погребенной». Двадцать лет спустя, когда Саладин изгнал крестоносцев из Иерусалима, русские иноки тоже ушли, унеся с собою на Русь мощи святой Евфросинии. Они были перенесены в Киево-Печерскую Лавру, а в 1910 г. возвращены в Полоцк. Но место захоронения преподобной сохранялось и почиталось в Феодосиевой обители. Теперь оно находится под полом соборного храма, у одной из колонн. Айн-Фара В 10 км к северо-востоку от Иерусалима начинается Фаранское ущелье, впадающее затем в известное уже нам ущелье Вади Кельт. Айн-Фара означает в переводе «Мышиный источник». Трудно представить, как может соотноситься подобное название с мощным когда- то потоком Фара, проломившим себе путь в глубоком ущелье среди гигантских обломков скал. Теперь ложе потока совершенно высохло, так как вся вода отводится по трубам в Иерусалим. Здесь, в пустынном уединении, преподобный Харитон Исповедник в начале IV в. основал первую в Святой Земле Лавру. История ее возникновения связана с чудом Божиим. Преподобный Харитон, родом из города Иконии (нынешняя Турция), претерпел мученичество при императоре Аврелиане (274 г.), но остался жив и был отпущен из тюрьмы на свободу. Отсюда и его церковное именование Исповедник (т.е. исповедавший, засвидетельствовавший свою верность Христу и Церкви мученичеством, но оставшийся в живых). Он отправился на поклонение в Иерусалим, но был схвачен на пути разбойниками, которые отвели пленника в свою пещеру в Фаранском ущелье. Здесь и случилось чудо. Выползшая из-за камней змея отравила своим ядом вино в кувшине, и разбойники умерли в мучениях. Вторично избежавший смерти, Харитон решил остаться в этой пещере, посвятив свою жизнь иноческому безмолвию и молитве. Но уже вскоре молва о святом отшельнике собрала к нему учеников. Так возникла знаменитая впоследствии Лавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Бежецка Тверской обл. Исторически это был центр Бежецкой Пятины, территории между р. Мотой и притоками Волги, в состав Московского государства вошел вместе с Новгородом. • Покровский (Николаевский) монастырь, в котором принял постриг преподобный, находится в 3 верстах от г. Углича, на левом берегу Волги. • Николо-Улейминский монастырь расположен в 10 верстах от Углича при слиянии речек Улеимы и Воржехоти. Подвижническая жизнь преподобного проходила на территории совр. Ярославской обл. (Ярославская епархия). Преподобный Харитон Сянжемский (+ 1509) Память его празднуется 11 апр. в день преставления и 28 сент. в день тезоименитства с прп. Харитоном Исповедником (+ ок. 350). Прп. Харитон — ученик и сподвижник прп. Евфимия Сянжемского (память его 20 янв.). После кончины прп. Евфимия прп. Харитон заменил его, по воле его, на настоятельском посту, на котором и пребыл до самой своей кончины. Святые мощи обоих преподобных покоятся в приходской Вознесенской церкви их  упраздненного монастыря. •  Монастырь на р. Сянжемке находился в Кадниковском уезде, после упразднения обители мощи преподобного почивали в приходской Вознесенской церкви Евфимиева погоста. Ныне это место — в Сокольском р-не Вологодской обл. (Вологодская епархия). Преподобный Иоаким Опочский (+ ок. 1515) Память его празднуется 9 сент. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых В Ильинской церкви на реке Шелони, в 20 верстах от города Порхова Псковской губернии, почивают под спудом святые мощи прп. Иоакима Опочского.  Его монастырь, расположенный невдалеке от Ливонской границы, был миссионерским. •  Опочский Ильинский монастырь был расположен в погосте Опочка, упразднен в 1688 г., монастырская церковь во имя пророка Илии стала приходской. Блаженный Лаврентий Калужский, Христа ради Юродивый (+ 1515) Память его празднуется 10 авг. в день преставления Прп. Лаврентий Калужский происходил из боярского рода Хитрово. Он был монахом, а подвигом его было юродство Христа ради. Подвизался он в уединении в окрестностях города Калуги, где, в полуверсте от города, на лесистой горе стояла одинокая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Писателя вдохновляют монашеские жизнеописания Кирилла Скифопольского (одно из которых было написано при жизни описываемого в нем героя), 79 он стремится представить жизнь человека, который, как считалось, основал монашеское жительство в Иудейской пустыне за сто лет до того, как сюда прибыл Евфимий, первый великий святой Кирилла. Сообщается, что Харитон при императоре Аврелиане стал исповедником в Иконии, откуда он и отправился в свое паломничество в Иерусалим и основал свой первый монастырь в пещере разбойников возле АйнФара (некогда полноводного, не пересыхающего ни зимой, ни летом источника в Иудейской пустыне в семи милях к северовостоку от Иерусалима за Анатотом) еще до установления церковного мира, после чего основал еще две лавры: в Дуке, на утесах над старым Иерихоном, и в вади, которое, как мы видим, и поныне носит его имя. Конечно же, это очень позднее житие, и приводимые в нем даты могут объясняться желанием убедить читающего в том, что Харитон жил до Антония. Однако в нашем распоряжении имеются независимые свидетельства того, что в четвертом веке существовали все три лавры. Дука упоминается в «Лавсаике» Палладия как пристанище монаха Елпидия (Элпидия), 80 упоминаемого и в Житии преподобного Харитона (которое в данном случае может находиться в зависимости от Палладия). 81 Возможно, что Кассиан, описывая вырезанный «толпою сарацинских разбойников» в районе Текоа (Ткоа) монастырь, ведет речь о Сукке. 82 Как мы увидим в дальнейшем, первые пять лет своей монашеской жизни в Палестине (406–11) Евфимий провел в Фаране. 83 Эти пещерные поселения похожи на «пещерные города» Анатолии, Харитон же стал первым из множества ее уроженцев, поселившихся в Иудейской пустыне. Начало их монашества никак не связано с Египтом. Само слово «лавра» отсутствует в египетских памятниках четвертого столетия, монашеское его употребление, вероятнее всего, возникло именно в Палестине. Это понятие означает ряд или скопление отдельных келий, имеющих один общий центр, включающий церковь и пекарню, в котором по субботам и воскресеньям собирались аскеты, проводившие все прочие дни в своих кельях.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Святой Аристарх, о котором упоминает Апостол Павел в своих посланиях (Кол.4:10; Филим.1:24), был епископом Апамеи Сирийской 2 ]. Святой Зина был законником 3 ] (до своего апостольства), а впоследствии епископом в Диосполе 4 ]. Память святой мученицы Епихарии Христова мученица Епихария жила в Риме в царствование Диоклитиана 1 ]. Епарх Кесарий приказал взять ее и привести к себе на суд. За твердое исповедание имени Христова ее повесили и строгали, после чего 40 воинов били ее оловянными молотками; но, по ее молитвам, Ангел поразил их. После всех мучений, ей отсекли голову мечом. Из камня, на котором стояла святая мученица, истекло много воды. Память преподобного Игнатия Сей преподобный жил в царствование императоров Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия 1 ], в Каппадокии. С младенчества родители посвятили его Богу, как некогда Самуила 2 ]. Достигши зрелого возраста, он принял иноческий сан и вскоре посвящен был в пресвитера, а потом и в игумена. Он много сделал для своей обители 3 ]: расширил ее, украсил и обогатил, построил в ней две церкви во имя святого пророка Илии, и еще в одном городе создал церковь во имя святых Апостолов. Кроме того, он построил вокруг обители своей крепкую и благолепную ограду. Отправившись однажды в Константинополь, где он принес в дар одной обители святой крест и святое Евангелие, преподобный на обратном пути оттуда занемог желудочною болезнью и скончался в Аммории 4 ]. Его погребли при одном из храмов сего города. Когда миновала зима, отцы его обители захотели перенести тело его. Открывши раку, они обрели его тело целым и нетленным, источающим чудное благоухание. Они благоговейно перенесли его и положили в паперти церковной, славя Бога, дивного во святых Своих. Память 28 сентября Житие преподобного отца нашего Харитона Исповедника Преподобный Харитон жил в городе Иконии, Ликаонской епархии 1 ]. Он был благочестивый христианин, отличался добродетелями и в царствование нечестивого царя Аврелиана явил себя исповедником имени Христова 2 ]. Ибо, когда по всем странам разошлось безбожное повеление царя принуждать христиан к принесению жертвы идолам, неповинующихся же убивать, то, во исполнение сего предписания, в Иконии взят был под стражу игемоном той страны Харитон, как наиболее отличавшийся среди христиан благочестием и сиявший добродетелями. Он был связан и приведен на суд нечестивых, где игемон спросил его:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

2.10.1947 г. Глубокоуважаемые и добрейшие: князь Алексей Васильевич и княгиня Ольга Алексеевна! Милость Божия буди с Вами. Приношу Вам мою искреннейшую и глубокую благодарность за Ваше неизменно-доброе и благодетельное отношение к нашей обители Валаамской, а также и лично ко мне. [Вы] неоднократно удостаивали меня присылкой разного рода полезных предметов, а также и гостинцев. Спаси Вас Господи и помилуй за всё сие! Лично о себе сообщаю Вам, что в течение года я уже чувствую в себе телесное недомогание, которое с течением времени всё увеличивается, это обстоятельство побудило меня отправиться в г. Куопио. В течение шести недель я находился на излечении и на медицинском исследовании, однако желанного облегчения моего недуга я не получил, вследствие чего вернулся во вверенную мне Валаамскую обитель, где по моему желанию 8/21-го минувшего сентября надо мною было совершено таинство елеосвящения, а 12/25-го того же месяца я принял келейное пострижение в великую схиму, с наречением мне имени преподобного Харитона Исповедника, празднуемого Церковью 28 сентября. Совершив сии благодатные таинства, я усердно благодарю Господа, сподобившего меня воспринять оные, и теперь всецело полагаюсь на волю Божию. Если Господу угодно будет призвать меня к Себе, то смиренно прошу Вас не оставить меня тогда Вашими святыми ко Господу Богу молитвами, дабы Он не лишил меня Своей Небесной милости. С усердною молитвою ко Господу призываю на Вас благословение Господне и предстательство Преподобных отцев наших Сергия и Германа. Простите, досточтимые и дорогие о Господе: князь и княгиня, Алексей Васильевич и Ольга Алексеевна! С глубочайшим к Вам почтением и молитвенным о Господе благожеланием, Ваш о Христе смиренный богомолец схиигумен Харитон. 14/27.10.1947 г. схиигумен Харитон отошёл ко Господу. Погребён на кладбище Финляндского Валаамского монастыря 44 . Письма игумена Харитона (Дунаева) князю А. В. Оболенскому 1928–1946 гг. Для русских эмигрантов в Финляндии в 1920–1930 гг. Валаам стал островком Святой Руси, согревавшим души и вдохновлявшим на стойкое перенесение скорбного странствия.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

В то время император Аврелиан умер, будучи наказан гневом Божиим за пролитие христианской крови. Находясь в дороге между Византией и Ираклией, он был сначала устрашен с небес великим громом, который предуказал скорую его смерть, а потом во время того же путешествия он был убит своими домашними и таким жалким образом окончил свою земную жизнь. По смерти его гонение на христиан прекратилось, и из изгнания, оков и темницы были освобождаемы узники Христовы; ибо император Тацит, который по смерти Аврелиана принял царский скипетр, вразумившись казнию пред ним царствовавшего кесаря, послал по всем подвластным странам повеление, чтобы все христиане были свободны. Он боялся, что пострадает так же, как Аврелиан, если будет жесток к христианам. И наступила тогда великая радость для верующих: узники были выпускаемы, изгнанные возвращались из ссылки, из пустынь и пещер выходили епископы, священники и миряне, кои скрывались из страха пред мучителями и, приветствуя друг друга, радовались спокойствию Церкви. Тогда и преподобный Харитон исповедник был выпущен из темницы. Но он не радовался тому, что ему не пришлось пострадать до конца, ибо он желал лучше завершить свой мученический венец страданием, чем остаться в живых; ему приятнее было бы умереть за Христа, чем быть отпущенным на свободу. Впрочем, Промысл Божественный продолжил жизнь его на пользу многим, дабы он предстал Богу в небесных обителях не один только, но с ликом добровольных мучеников, как пастырь с овцами и отец с детьми. С того времени святой Харитон, украшенный ранами Христов воин, отрекся от мира и от всего, что в мире; взяв крест свой, пошел он путем трудным и стал живым мертвецом — умершим для мира, но живым для Бога. Ибо, нося на себе язвы Господа Иисуса (Гал.6:17), он всецело Ему предался и распялся с Ним; а чтобы всегда иметь пред очами своими Его Божественные страдания, он пошел в Иерусалим, где Господь наш испустил на кресте дух Свой. Когда он шел туда и был уже вблизи Иерусалима, то попался в руки разбойникам, кои, не найдя у него ничего ценного, схватили его, и уели в свою пещеру, чтобы там предать его лютой смерти. Впрочем, они не убили его, так как поспешно отправились искать путников, чтобы ограбить их; святого же Харитона оставили лежащего связанным в пещере. Он же, как и ранее, когда находился в узах и в муках благодарил Бога, готовый принять всякую смерть, какая приключится ему по попущению Божию. В это время он с дерзновением говорил бесу:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Во время этих размышлений в пещеру заползла гадюка, которую святой не видел, и в сосуд разбойников, наполненный вином, изрыгнула весь свой яд. Когда страждущие от жажды разбойники вернулись и выпили это ядовитое вино, то сразу умерли. Так злость была наказана, а дивный Харитон в тот же час был невидимо избавлен от уз. Однако исповедник не покинул это безлюдное место; оно было весьма пригодным для безмолвия, и святой решил там остаться. С серебром, собранным разбойниками во грехе, он поступил по справедливости: часть раздал нищим и преподобным отцам–пустынникам, а на оставшиеся деньги построил в пещере Божий храм и Святую Фаворскую Лавру, главную церковь которой впоследствии освятил Иерусалимский Патриарх Макарий, который был в числе трехсот восемнадцати богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Подвизаясь в пещере, преподобный весьма скоро и вопреки своей воле стал очень многим известен. Каждый день он совершал удивительные чудеса. В результате бесчисленное множество еллинов и иудеев стали принимать Святое Крещение и, дивясь на его подвиги и добродетели, хотели по возможности ему подражать, и многие становились монахами. Поистине это было изумительное чудо — видеть, как достоблаженный подвизался с несравненным желанием в жительстве по Богу, как считал для себя наслаждением воздержание, неистощимым богатством — нестяжание, и как любил лежание на голой земле. От бдений он получал больший отдых, чем жизнелюбцы от многоспания и отдыха на мягких матрацах, так он любил Всенощные моления и пения псалмов. От ношения власяницы, прикосновения которой царапали его мученические раны, присноблаженный получал удовольствие большее, чем те, кто носят светлые и мягкие одежды. Все это происходило потому, что надежда на вечное блаженство придавала силы его душе с благодарением претерпевать всякую боль и любой труд. Блаженный Харитон был весьма милостив к нищим и сострадателен к согрешающим, гостеприимным и добрым, кротким и простым, беззлобным как дитя, и мирным со всеми, приветливым и учтивым, учительным и обогащенным словами премудрости, которыми радовал сердца своих посетителей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Когда Евфи­мий уступил свое уединение преподобному Александру, а сам перешел на место его подвигов, на реку Сянжему, сюда пришел к нему делить подвиги пустыни Харитон. Преподобный Евфимий основал на Сян- жеме, в 20 верстах от Вологды, Сянжемскую Вознесенскую обитель. Преподобный учитель и ученик его сами копали землю, садили ово­щи, рубили и носили дрова и, так изнуряя плоть свою, возвышались в духовной жизни. Наставник стоял в храме как пред лицом Божиим, и слезы умиления текли из очей его; псалмы Давидовы пел он и за рукоделием. Пред кончиною своею передал он управление обителью ученику своему Харитону. Собеседник преподобного Александра, скон­чавшегося в 1439 году, блаженно почил, вероятно, не далее 1465 года, тогда как ученик его Харитон почил 11 апреля 1509 года. Мощи их почивают под спудом в Вознесенском, ныне приходском, храме 581 . День двенадцатый. Память святого священномученика Зинона Исповежника, епископа Веронийского Зинон, родом сирский грек, после продолжительного путешествия по Востоку с целью усовершенствования себя в христианском образова­нии, изучивший между тем и греческую и римскую литературу, прибыл в Италию и в 362 году был поставлен епископом в городе Вероне. Хотя гонения на христиан в это время уже прекратились, но еще повсюду было много язычников, которых Зинон и просвещал деятельно христи­анским учением. Сверх того ему пришлось вести борьбу с арианами, в которой он оказался твердым исповедником истин Православия, не отступившим перед воздвигаемыми на него гонениями во времена покровителей арианского учения – Констанция и Валента. Истинный пастырь Христов, он всю душу свою полагал на раз­нообразную спасительную, подлежащую ему деятельность. После него осталось много письменных наставлений о всех предметах, необходи­мых для христианина. Некоторые из них написаны в обличение ариан «о Божестве Сына Божиего» 582 . В наставлении «о воздержании» Зинон, приведя слова апостола: Время сокращено есть: да будут имеющие жен, как не имеющие ( 1Кор. 7, 29 ), говорит: «Если почти за 400 лет или и бо­лее апостольское изречение стало иметь силу, почему я не возвещу?» В «Деяниях Святых» есть повествование о чудесах, совершившихся по смерти Зинона, и о перенесении его тела в Венгрию. Одно из чудес описано святителем Григорием Великим , современником события. В 558 году (в день памяти святого) в Италии было необыкновенное наводнение. Тибр вышел из берегов выше стен Рима и наводнил окрест­ности. В то же время близ Вероны река Атесис вышла из берегов; воды ее окружили храм святого Зинона и возвысились до окон, которые были близ крыши. Двери церковные были отворены, но вода не вошла в храм, а стала стеною при дверях и заградила выход находившимся в Церкви христианам, так что они опасались умереть от голода, между тем приходили к дверям и утоляли жажду, черпая воду, которая стояла стеною. Святитель Григорий приводит очевидцев этого чуда – графа Пронульфа и трибуна Иоанна 583 . Память преподобной Анфусы, старшей, и другой Анфусы, младшей

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Церковное учение о вере в Бога Творца исповедовали многие преподобные мужи и жены. Назовем некоторых из них Преподобная Феодора (11 сентября, с. 253). Преподобный Сергий Радонежский (25 сентября, с. 528). Преподобный Авраамий затворник (29 октября, с. 607). Преподобный Харитон исповедник (28 сентября, с. 616). Преподобный Даниил Столпник (11 декабря, с. 319). Святитель Нифонт Кипрский (23 декабря, с. 623). Преподобный Феодосий Великий (11 января, с. 318). Преподобный Лука Элладский (7 февраля, с. 143). Преподобный Алексий, человек Божий (17 марта, с. 337). Преподобный Иосиф, песнописец и творец канонов (4 апреля, с. 64). Преподобный Зосима Соловецкий (17 апреля, с. 261). Преподобный Анастасий Синаит (20 апреля, с. 300). Блаженная Глафира (26 апреля, с. 423). Преподобный Феодосий Печерский (3 мая, с. 162). Преподобный Феодор Освященный (16 мая, с. 531). Преподобный Симеон Дивногорец (24 мая, сс. 693–694). Святитель Вассиан Лавдийский (10 июня, с. 183). Преподобный Паисий Великий (19 июня, с. 430). Левкий Исповедник (20 июня, с. 469). Преподобномученица Феврония (25 июня, с. 552). Преподобная Евпраксия (25 июля, сс. 589, 591). Преподобный Моисей Угрин (26 июля, с. 607). Благоверный Князь Александр Невский (20 августа, с. 542). Завершим перечень святых изречением великого православного богослова и учителя. Преподобный Максим Исповедник : «Кто не исповедует Госпожу нашу, всепетую, святейшую и пренепорочную Деву, честнейшую всех разумных существ, истинною Матерью Бога, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, тот да будет анафема от Отца, и Сына, и Святого Духа, единосущной и преестественной Троицы, и от всех сил небесных, от лика святых апостолов и пророков, и безконечного множества мучеников, и от всякой праведной души, скончавшейся в вере, ныне, всегда и во веки веков!» с. 225] (21 января). Глава 3. Православное учение о Боге как Судье и о кончине мира 1. Связь церковного учения о Конце мира с догматом о Сотворении Вера библейскому откровению о шестидневном Сотворении неразрывна с верой евангельскому предречению о неминуемом Конце веков – Втором страшном пришествии Господа Иисуса Христа как Судии мира сего. Тот, «Имже вся быша», исповедуется Православной Церковью как Тот, Которого ожидаем «паки грядущаго» Судию. Тот, Который есть Альфа, Он же есть и Омега ( Апок.1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Святые, кои, исповедуя веру во Иисуса Христа пред гонителями, пострадали, но без потери жизни, а равно и те, кои, исповедав, не пострадали, называются исповедниками. Их подвиг и достоинство определены были еще при апостолах – в постановлениях Апостольских 1701 . «Сами мученики название мученика с удовольствием приписывали верному и истинному Мученику, Первенцу из мертвых и Начальнику жизни Божией ( Откр.1:5 ), равно и об умерших уже мучениках говорили: “Мученики суть те, которые сподобились скончаться в исповедании и которых мученичество Хрпстос запечатлел смертию, а мы только слабые и смиренные исповедники”» 1702 . Св. Петр, архиепископ Александрийский и мученик, коего память 25 ноября, обезглавленный за веру в 311 году, о исповедниках говорит: «Если некоторые претерпели многое насилие и тесноту, и железо во уста прияли, и узы, и пребыли непоколебимы, по любви к вере, и мужественно претерпели жжение своих рук, приближаемых против воли к нечистой жертве, что о находящихся в Ливии писали ко мне из темницы преблаженные мученики, такожде и иные сослужители: таковые, наипаче, когда сосвидетельствуют им и прочие братия, могут пребыти в священнослужении и да будут в числе исповедников, подобно и омертвевшие от многих мучений и уже не могшие ни слова, ни гласа произнести или подвигнуться к сопротивлению вотще насильствующим. Ибо они не согласились на мерзость их, как я слышал паки от служителей. Да будет же причтен к исповедникам и всяк, живущий по примеру Тимофея и повинующийся глаголющему: старайся успевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости; подвизайся добрым подвигом веры, достигай вечной жизни, для которой ты и призван, и которую и исповедал добрым исповеданием пред многими свидетелями ( 1Тим.6:11–12 )» 1703 . Так, св. исповедник Харитон, епископ Иконийский, в 275 году, во время гонения на христиан от императора Аврелиана, быв приведен пред гонителя, небоязненно исповедал св. веру, обличил его заблуждение и потерпел за то наказания и заточение. По прекращении гонения исповедник получил свободу и скончался мирно около 340 года. Память Харитона Исповедника совершается 28 сентября (11 октября). Так и преподобный Никита, исповедник Сицилийский, живший в IX веке, исповедав православное почитание св. икон во время иконоборчества, потерпел за то изгнание при Льве Армянине и Феофиле. Память св. исповедника Никиты празднуется 13 (26) октября, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010