Ист.: История вкратце о преподобном Агапите и о создании обители сея//Вологод. ЕВ. 1878. 12. Примеч. С. 226-227. Лит.: Верюжский И. , свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 539-545; Филарет (Гумилевский). Жития. Май. С. 323-324; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 152; Вознесенский А. , Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России. СПб., 1899. 2 ч.; М., 1994р. С. 335-336; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 10-11. Иеродиак. Герасим (Дьячков) Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ, ЕФРЕМ, ГЕРАСИМ, ИСААКИЙ († 1538), преподобномученики (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Обнорские, насельники Павлова Обнорского во имя Св. Троицы Комельского мон-ря ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ, СЕРАФИМ И ФЕОГНОСТ преподобномученики Казахстанские (пам. 29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/63156.html

За время своего существования монашеская жизнь в лавре не прекращалась. В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх, а управляет монастырём назначаемый им духовник в сане архимандрита и двое помощников. По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. Для своей матери Софии Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой. В монастыре уже при жизни основателя был создан Иерусалимский богослужебный устав, распространившейся затем по православному Востоку и используемый в богослужениях по настоящее время. На создание Иерусалимского устава, содержащего кроме богослужебных указаний сведения о монашеских традициях палестинских монастырей VI века, оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров. В монастыре никогда не было и по сей день нет проведенного электричества, однако используются электрические фонари. Архитектура [ править править код ] Церкви [ править править код ] Строительство было начато между 494 и 501 годами братьями Геласием и Феодулом Исаврами. Завершена постройка была императором Юстинианом Великим. При императоре Иоанне VI была выполнена реставрация собора. Первое описание церкви составлено современником преподобного Саввы Кириллом Скифопольским . Собор каменный, однонефный, однокупольный, перекрыт крестовыми сводами, длина 27 метров. К западной части пристроен притвор размерами 3,65 на 6,1 метра. Купол опирается на шесть колонн, встроеных в продольные стены здания. Западный вход украшен фронтоном с греческой надписью: «ΙΕΡΑ ΛΑΥΡΑ ΣΑΒΒΑ ΤΟΥ ΗΓΙΑΣΜΕΝΟΥ» (святая лавра Саввы Освященного). Внутри стены собора украшены фресками, пол вымощен чёрным и белым мрамором, вдоль боковых стен установлены стасидии. Алтарная часть отделяется от основного пространства резным позолоченным иконостасом на царских вратах которого вместо четырёх евангелистов изображены известные палестинские подвижники (Савва Освященный, Харитон Исповедник, Евфимий Великий и Иоанн Молчальник). В алтаре хранятся мощи преподобного Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна. После возвращения в 1965 году из Венеции мощей святого Саввы они были помещены в соборе в стеклянной раке.

http://azbyka.ru/palomnik/Лавра_Саввы_Ос...

Скитской патерик говорит, что не стоит даже («лихо есть и глаголати») рассказывать об аскетических подвигах и постах подвижников скита, так как там «и в ленивых несть обрести объядения или бесчиния.., скудости ради потреб, и ревности подвига сущих тамо» (РНБ. Кир.-Бел., 20/1259, л. 77). Одновременно с Египтом скитская форма монашеской жизни распространилась и в Палестине. Первые палестинские лавры (первоначальное палестинское название монастырей скитского типа) со строгой уставной жизнью основал преподобный Харитон († ок. 350): Фаран, Лавру Сука и Иерихонскую Лавру 7 . Лавра другого палестинского подвижника, преподобного Иллариона Великого († 371), в отличие от монастырей преподобного Харитона не имела строгого устава. Устройство Лавры святого Иллариона наглядно показывает его житие. Как и в монастыре преподобного Антония Великого , иноки Лавры жили обособленно, вели свое собственное хозяйство – возделывали огороды, но всегда могли пользоваться советами своего старца (РГБ. Тр., 684, л. 62 об. – 64). Наиболее известными палестинскими лаврами стали монастыри преподобных Евфимия Великого († 473) и Саввы Освященного († 532). Правила жизни египетского скита строго соблюдались в Лавре святого Евфимия, который был ревностным подражателем подвигов одного из знаменитых подвижников скита – преподобного Арсения Великого : «и в сладость послушаше от приходящих к нему отец из Египта о великом Арсении... и велми тщашеся делание его подражати...» (РГБ. Вол. собр., 630, л. 165 об.). В тексте «Жития Евфимия Великого» неоднократно встречаются поучения подвижников египетского скита, которые преподобный Евфимий Великий пересказывал в назидание своим ученикам (РГБ. Вол. собр., 630, л. 167 о6. – 168). Преподобный Савва Освященный в своей игуменской деятельности также использовал опыт предшественников. Известный церковный писатель XV в. Симеон Солунский писал: «святой Савва изложил Устав, приняв его от святых Евфимия и Феоктиста, а они приняли от бывших прежде них и исповедника Харитона» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Вот почему направляемые такой любовью к Богу и живым ощущением Его не погрешили против цели, но достигли ее при содействии благодати Божией и, на земле будучи, показали путь равноангельный, по которому и монашеское житие именуется «ангельским». Но хотя житие то и явило столь выдающиеся плоды, хотя чрез него и взошло на горизонте Церкви множество небошественных и богоносных отцов, не только деяниями и чудесами, но и бессмертными писаниями всячески нас облагодетельствовавших,– однако имеется у него немало недругов, и не только из среды злославных еретиков (ибо те, разлучившись с благочестием и отпав от тесного и прискорбного пути Евангелия, должны, само собой, и на монашество нападать), но, к несчастью, и из наших многие, которые, похваляясь ученостью, святой образ иноческий хулят и порицают. Они не стесняются дерзко заявлять, что в средние века путь сей многие благородные души ввел в прельщение, что ввиду угнетенного положения народа большинство монашествующих оставляло мир из нужды 72 , что монашество не вытекает из заповедей Святого Евангелия и потому есть грубое заблуждение. Но глаголющие и мудрствующие так не видят, что при свете чистой истины оказываются предателями, чуждыми Церкви. Пусть скажут они, какие житейские тяготы понудили Антония Великого , все имение раздавшего в один день убогим и нищим, водвориться в пустыне? Какой гнет привел к тому, что и Григорий Богослов , и Василий Великий , и Амфилохий Иконийский по окончании обучения своего предпочли горы Понта? И из других преподобных – будь то Евфимий Великий, Савва Освященный, Харитон Исповедник, Феодосий Великий и множество иных мужей величайшей святости,– избрал ли кто пустыню под гнетом внешней необходимости? Равным образом все проходившие пустынное жительство на горе сей, именуемою Святой: Афанасий и Петр Афонские, Максим Кавсокаливит, Павел Ксиропотамский, Симон, оба Григория – Синаит и Палама – весь сонм преподобных афонских сделали это, как доподлинно известно, не по принуждению, но единственно из любви к горнему. Взыскуя безмолвия, все они оставили мирские занятия, как корень бесчисленных зол, и облобызали иноческое жительство, дабы в нем посвятить себя Богу и по очищении души и тела от всякого сластолюбия неослабно работать Ему постом и молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

Выше карниза в подкаморах (по три на каждой стороне квадратной колокольни), изображены поясные лики 12-ти Апостолов с золочеными сияниями. На западной (глухой) стене колокольни, обращенной ко входу – Деисус (т. е. Спаситель с Божиею Материю и св. Иоанном Предтечею), во весь рост. Ниже, на Фронтоне, в особом месте (киоте) изображена икона Печерския Божия Матери, седящей на троне с предвечным Младенцем на коленях; а обе руки Пречистой положены на плеча коленопреклоненных у ног Ея Преподобных отцов: Антония и Феодосия Печерских. Подстав киота поддерживают два Ангела; внизу иконы золотыми буквами начертана надпись: «Образ Печерския Божия Матери»; ниже киота: «Милосердия двери отверзи нам Благословенная Богородице!» Над аркою ворот дугообразно начертана надпись: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко Храму Святому Твоему». Под карнизом св. врат, по обеим сторонам входной арки, в 8-ми настенных киотцах, обрамленных столбиками, поясные – изображения Восточных Св. Отцов-подвижников – по правую сторону: Авва Дорофей, Виссарион, Феодор Студит и Максим Исповедник; по левую сторону входа: Макарий Александрийский, Исихий, Досифей и Харитон Исповедник. Входная арка разделена: по средине створчатыми деревянными воротами; по сю и по ту сторону ворот, внутри арки, поставлены с правой и с левой стороны от входа святые изображения, во весь рост писанные на холсте масляными красками. По сю сторону ворот, на правой стороне изображены Преподобных Отцев Российской Церкви: 1) Савва Звенигородский, 2) Лаврентий Калужский, 3) Тихон Калужский, 4) Николай Радонежский, 5) Варлаам Хутынский, 6) Елеазар Анзерский, 7) Макарий Калязинский; у него на хартии, держимой в руках, епиграф: «от всякао пути лукаваго возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя», 8) Пафнутий Баровский, – на хартии написана: «светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим». 9) Сергий Радонежский, – на хартии надпись: «не скорбите братие и не унывайте: аз отхожду от вас душею, но духом с вами пребуду; Обитель моя во веки не оскудеет». 10) Кирилл Белоезерский, – на хартии написано: «во веки незабуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси». 11) Нил Сорский, – на хартии надпись: «и свою немощь подобает исповедати; и слово Божие не скрывати от хотящих послушати».

http://sobory.ru/article/?object=05225

Mosch. Prat. spirit. 113). Из свидетельств др. источников можно заключить, что речь идет о монастырях преподобных Макария Великого , Иоанна Малого, Псоя и о «Монастыре римлян» (араб. Дейр-эль-Барамус), нек-рые из них именовались Л. В Житии прп. Аполлинарии († ок. 470) говорится о том, что она подвизалась в «лавре аввы Макария» (Vita Apollinariae// Drescher. 1947. P. 162). Иоанн Мосх упоминает «лавру аввы Сисоя» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 169), к-рую трудно идентифицировать. Прп. Сисой Великий никогда не жил в Ските, поэтому либо речь идет о др. подвижнике VI в. с тем же именем, либо имеет место смешение имен Сисой и Псой, и в таком случае Иоанн Мосх, возможно, имел в виду мон-рь прп. Псоя, расположенный в Ските. Согласно копт. Житию прп. Макария Великого, мон-рь Дейр-эль-Барамус именовался Кельей римлян или Лаврой римлян (Vita Macarii// Amélineau E. Histoire des monastères de la Basse-Egypte. P., 1894. P. 87). Копт. слово , переводимое и как «келья», и как «лавра», означает место, где собиралась на молитву монашеская община. В копт. легенде о св. Архелиде , жившем в кон. IV в. в егип. мон-ре св. Мины, упоминается, что центральный монастырь св. Мины являлся общежитием (киновией, ), а рядом с ним располагалась Л. ( ), в к-рой подвизались только опытные монахи ( Drescher. 1947. P. 29, 97). Л. Палестины Первой Л., упоминаемой в источниках, является Фаранская Л. (Θαρν; в «Луге духовном» - λαρα Θαρν), древнейшая из сохранившихся обителей Палестины, основанная между 323 и 330 гг. прп. Харитоном Исповедником. Она находилась в Иудейской пустыне, в 9 км к северо-востоку от Иерусалима, в долине Нахаль-Прат (араб. Вади-Кельт), близ источника Фара. Кельи монахов располагались возле пещеры, в которой прп. Харитон долгое время вел отшельническую жизнь. В 330 г. свт. Макарий , еп. Иерусалимский, освятил церковь Л. В этой Л. провел первые 5 лет монашеской жизни в Палестине (406-411) прп. Евфимий Великий ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 12). В VII в. обитель была разрушена персами. В XX в.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Сильное впечатление на меня произвело отцовское отношение Владыки Лавра к монашествующим. В Гефсимании мы принимали участие в престольном празднике святой Марии Магдалины: Владыка Лавр служил, а я ему иподиаконствовал. В конце службы Владыка давал крест. Я думал, что пойду в алтарь с другими иподиаконами, но одна из монахинь дала мне держать поднос с антидором. Монахини подходили ко кресту, и я с удивлением заметил, что Владыка Лавр всех знает по имени, для каждой насельницы обители у него было доброе слово. Кого-то он поздравлял с престольным праздником, некоторых спрашивал о здоровье, о личных делах. Он не говорил много, но каждой дал знать, что он им отец и архипастырь, что любит их и заботится о них. – С какими проблемами вам пришлось столкнуться в первые месяцы служения начальником миссии? – Как бы нам ни хотелось совершенствовать духовную жизнь в монастырях, приходится думать о вещах и более приземленных, в частности об имуществе. В свое время стараниями начальника Русской духовной миссии архимандрита Антонина (Капустина; † 1891) было приобретено большое количество святых мест, так что русское присутствие на Святой земле было когда-то весьма значительным. Сейчас все, что было на территории Израиля в 1948 году, находится в ведении Московского Патриархата, другие участки – в собственности РПЦЗ. И были попытки отнять у нас эти участки, попытки как со стороны представителей израильского государства, так и… наших сторожей, которые отказывались покидать ряд помещений. Так что мне приходится общаться с адвокатами и заниматься судебными делами, о чем меня в свое время предупреждал Митрополит Лавр. Это неприятная, но неотъемлемая сторона моего служения на Святой Земле. Волнует меня и вопрос о наших кадрах. У нас в каждом монастыре служат по два священника, так что всего священников четыре, я – пятый. Хотелось бы восстановить иноческую жизнь в арабском монастыре преподобного Харитона Исповедника в Эйн- Фаре, где до недавнего времени подвизался всего один монах – отец Харитон.

http://pravoslavie.ru/30819.html

ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЕВФРОСИН († 1661/62?), Куржеский (Курженский), Андомский, Каргопольский, пустынник, прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФРОСИН († после 1460), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФРОСИН (Антонов; 1885-1937), прот., прмч., (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. ЕВФРОСИНИЯ Федоровна Денисова (1906-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФРОСИНИЯ Адамовна Джуринская (1888-1920), мц. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФРОСИНИЯ КОЛЮПАНОВСКАЯ (Вяземская Евдокия Григорьевна; ок. 1758 - 1855), блж. (пам. 3 июля и 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Алексинская, Тульская ЕКАТЕРИНА (Декалина Екатерина Дмитриевна; 1875-1938), прмц. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕКАТЕРИНА (Константинова Екатерина Григорьевна; 1887-1938), прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_20.html

Составитель Жития преподобного Кириака, монах Лавры преподобного Евфимия Кирилл, был свидетелем того, как преподобный предсказал близкую смерть ересеначальников Нона и Леонтия, что вскоре и свершилось, и ересь перестала распространяться. Сама Пресвятая Богородица призывала преподобного Кириака блюсти в чистоте Православное учение: явившись ему во сне со святыми Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом , Она отказалась войти в келлию преподобного, потому что в ней находилась книга со словами еретика Нестория. " У тебя в келлии - Мой враг " ,- сказала Она (память явления Пресвятой Богородицы преподобному Кириаку 8 июня). На 99-м году жизни преподобный Кириак опять удалился в Сусаким и там жил со своим учеником Иоанном. В пустыне преподобному Кириаку служил огромный лев, который охранял его от разбойников, но не трогал приходивших братий и ел из рук преподобного. Однажды в летнюю жару высохла вся вода в яме, куда зимой пустынники собирали воду, а другого источника воды не было. Преподобный Кириак помолился, и тут же в пустыне пролился обильный дождь, наполнивший яму водой. За два года до смерти преподобный Кириак вернулся в монастырь и вновь поселился в пещере преподобного Харитона. До конца жизни праведный старец сохранял бодрость, с усердием пел стоя, никогда не бывал без дела: или молился, или работал. Перед смертью преподобный Кириак призвал братию, благословил всех и с молитвой тихо отошел ко Господу, прожив 109 лет. Иконописный подлинник Афон. 1547. Прп. Кириак. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г. Константинополь. 985. Прп. Кириак. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Дечани. Ок. 1350. Свв. Харитон Исповедние (28 сентября), Кириак Отшельник (29 сентября), Григорий Армянский (30 сентября). Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года. Афон. XV. Прп. Кириак. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Афон. XV. Прп. Кириак. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Афон. 1552. Прпп. Кириак Отшельник и Нил Синайский. Фреска монастыря св. Павла. Афон. 1552 г. Греция. XVII (?). Прп. и прп. Кириак. Икона. Греция. XVII (?) в. Русь. XVII. Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 29 сентября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913980.htm...

В начале ХХ века, когда пещера вновь была обращена в церковь существовавшего здесь, по крайней мере, еще в 1961 г. русского скита, алтарь был установлен с использованием этих древних пазов. Сохранилось описание церкви 1961 г. в книге еп. Мефодия Кульмана) «Святая Земля»: «Наверху площадки еще 6 выбитых в скале ступеней приводят к двери, и мы, вступив в нее, оказываемся в маленькой пещерке, где уже афонскими иноками установлены три малых колокола. Через дверь налево входим в главную пещеру, где Преподобный освободился от разбойников и где создал церковь. Для алтаря отведен восточный угол, рядом со входом; простой иконостас работы афонских монахов отделяет его от обработанной на подобие комнаты пещеры. До закопченного многими всенощными бдениями потолка можно достать рукою. Днем достаточно света проливается через три окна, теперь застекленных. Рядом с малой пещеркой, где звонница, вплотную к ней прилегает другая, вход в которую ведет также снаружи, с последней ступени. Там в двух каменных ковчежцах хранятся кости подвизавшихся здесь святых угодников, к которым благоговейно прикладываются посетители». В конце 60-х годов ХХ века церковь была разорена. С возобновлением русского монастыря прп. Харитона Исповедника в 1997 г. вновь стала действующей. Сегодня алтарь скрывается за иконостасом, отделяющим восточную четверть пространства от основного объема. Стены церкви очищены о. Харитоном от копоти и завешаны иконами. У южной стены на длинной высокой «лавке» множество мощехранительниц с частицами мощей разных святых. Потолок оставлен как был – черным от копоти. Памятуя об обмолвке арх. Серафима в его «Паломничестве...» в отношении «прокопченной тысячелетней свечной копотью пещерки-церковки», а также и о «закопченном многими всенощными бдениями потолке» еп. Мефодия, я спросил о. Харитона, не от свечей ли копоть. О. Харитон решительно отверг это предположение, утверждая, что копоть – следы пожара и разорения церкви неизвестными злоумышленниками. Думается, что ошибаются все трое, ибо в Иудейской пустыне имеется множество пещер (в том числе и бывших келий) с точно такими же следами копоти на потолке (я лично был в нескольких десятках таких пещер в самых разных местах).

http://sobory.ru/article/?object=18573

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010