Младший сын полковника Тараса – образ бывших православных русских, которые ради того, чтобы стать частью польской шляхты, решили сменить веру, предали свой народ и отчизну.              Как князья Южной и Западной Руси стали добрыми католиками и польскими панами В состав Великого княжества Литовского и Русского входили княжества Западной Руси. Не только русские князья и бояре, но и многие потомки Гедемина и Ольгерда были православными. В 1559 г. после Люблинской унии Литовское княжество объединилось с Польским королевством в федеративное государство. И постепенно в Польско-Литовском государстве была ополячена и перешла в католичество и литовская знать, и значительная часть потомков русских князей и бояр Южной и Западной Руси. Ведь Острожские, Чарторыйские, Ходкевичи, Вишневецкие, Збаражские, Корецкие и пр. самые известные фамилии могущественных магнатов Речи Посполитой – это потомки православных западнорусских князей. Например, князья Острожские. Родоначальник князь Федор Данилович –   Рюрикович, вел родословную от Ярослава Мудрого. Принял монашество в Киево-Печерской Лавре, прославлен в лике святых, как преподобный Феодосий, его нетленные мощи почивают в Дальних пещерах. Острожские строили храмы, отличались глубокой верой. Великий гетман Литовский, князь Константин Острожский как православный благочестивый человек был похоронен в главной православной святыне — Успенском соборе Киево-Печерской Лавры Его сын, киевский воевода Константин Константинович в Речи Посполитой был ревностным защитником Православия и запечатлен на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде. Князь Константин Константинович Острожский пригласил с разрешения царя Иоанна Васильевича Грозного первопечатника Ивана Федорова, напечатавшего в Остроге в 1581 г. знаменитую Острожскую Библию. Но проходит время, и уже его внук князь Януш Острожский – католик и обычный польский магнат. Внук православного киевского боярина Федора Ходки Григорий Александрович Ходкевич, будучи Великим гетманом Литовским, в 1568 году устроил типографию при православном монастыре в местечке Заблудово. А правнук Ходки Ян Кароль Ходкевич запомнился уже как ревностный католик, в годы Смуты водил войска на Москву.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/14/geroi_...

Полное собрание житий святых, в Киево-Печерской Лавре подвизавшихся Составлен тремя Печерскими святыми: Нестором, летописцем Печерским, Симоном, епископом Владимирским и Суздальским, и Поликарпом, архимандритом Печерским От переводчика Первоначальные подвижники Киево-Печерской Лавры будут всегда дороги всему русскому народу. Православная вера, посеянная на благодарной русской почве, взошла на ней сразу богатыми всходами, и среди этих всходов лучшими были преп. Антоний и Феодосий Киево-Печерские, с целой дружиной взросших в их монастыре духовных богатырей. Эта духовная рать первые пышные цветы в весне русского православия, первые великие свечи, зажженные пред всемирным ликом Спасовым от лица Русской земли. Как преподобный позднейших тяжких годин, изнурительной государственной работы и подневолья, преп. Сергий Радонежский, так и эти, жившие во времена русского раздолья, Киево-Печерские преподобные останутся навсегда заветными драгоценностями в отечественной сокровищнице. По их жизни и делам будут поверять себя русские люди; они же, как мера той духовной высоты, до которой способен возвыситься русский человек, стоят перед нами немерцающими руководящими светочами и идеалами. При таком значении Киево-Печерских святых, понятно то глубокое почитание, какое издревле окружало места их подвигов, осенено дивными памятами, ознаменованное великими чудесами. Сказание о подвижниках Киево-Печерского монастыря всегда представляло излюбленное чтение для русских верующих людей. Эти повествования, составляющие так называемый «Киево-Печерский Патерик» (то есть «Отечник»), кроме своего содержания, привлекали русских людей еще именами своих составителей преп. Нестора Летописца , св. Симона, епископа Владимирского, преп. Поликарпа, архимандрита Печерского. Святость составителей возвышала силу повествований, придавая им несомненную правдивость и особое достоинство. Настоящий перевод представляет собой попытку дать на русском языке читателю Патерик в его полном составе, без малейших пропусков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прп. Моисей Угрин. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) († сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в., Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 26 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. Основные сведения о М. У. содержатся в древнейшей части Киево-Печерского патерика , где ему посвящено Слово 30 («О преподобнем Моисии Угрине»), написанное прп. Поликарпом (нач. 30-х гг. XIII в.) по просьбе киево-печерского архим. прп. . О нем прп. Поликарп упоминает и в Слове 29 («О многотерпеливем Иоанне Затворнице»). Краткие известия о М. У. находятся также в поздних источниках: Тверском сборнике - летописном памятнике XVI в. и Житии прп. Ефрема Новоторжского, составленном в XVII в. на основе житийного текста кон. XVI в. (автором последнего принято считать иеромонаха Юрьева новгородского мужского монастыря Иоасафа). Впрочем, эти сведения не имеют самостоятельного значения, поскольку восходят к рассказу Патерика. О М. У. сообщало несохранившееся древнее Житие прп. Антония Печерского (кон. XI в.). На это указывают слова, к-рыми прп. Поликарп завершает рассказ о чудесном исцелении святым одного из киево-печерских монахов, одержимого плотской страстью: «Се же вписано есть в житии святаго отца нашего Антониа, еже о Моисеи, бе бо пришел блаженный в дьни святаго Антониа» ( Абрамович. 1991. С. 148). По мнению А. А. Шахматова , Житие прп. Антония было основным источником сведений прп. Поликарпа в его работе над жизнеописанием М. У. Согласно др. т. зр., высказанной Ю. А. Артамоновым, ссылка агиографа на Житие прп. Антония («Се же вписано есть..») имеет отношение только к рассказу о чуде. Прп. Поликарп не прибегал к обширным заимствованиям из письменных источников, а только использовал их для воссоздания исторической канвы своего повествования, о чем свидетельствуют ссылки агиографа на «Повесть временных лет» (далее: ПВЛ) и Житие прп. Феодосия Печерского (согласно Артамонову, составлено в нач. XII в.). Пересказывать Житие прп. Антония или делать обширные выписки из его текста не имело смысла, поскольку оно было хорошо известно читательской аудитории прп. Поликарпа ( Артамонов. 2001. С. 24-29). В. Д. Королюк полагал, что основным источником рассказа о М. У. являлась светская повесть, основанная на памятнике польского происхождения. Однако этот вывод не был подкреплен соответствующим источниковедческим анализом ( Королюк. 1952. С. 72).

http://pravenc.ru/text/2564012.html

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Арсения, епископа Тверского 1698 Память 2 марта Святой Арсений родился в городе Твери от благочестивых, благородных и зажиточных родителей. Ни год его рождения, ни имена родителей неизвестны. Испросив у Бога себе сына, родители блаженного всего более заботились о том, чтобы насадить в сердце его страх Божий. Спустя несколько времени они отдали отрока для обучения грамоте. С Божией помощью он скоро обнаружил такие успехи, что превзошел всех своих сверстников. Арсений был юн возрастом, но хорошо понимал, что все блага сей жизни непостоянны и скоропроходящи. Он помышлял и заботился лишь о том, чтобы угодить Богу и спасти свою душу. По прошествии некоторого времени родители преподобного скончались, перед кончиной заповедав сыну жить свято и богоугодно, твердо хранить заповеди Господни и соблюдать веру христианскую, и оставили ему все свое имение. Предав погребению своих родителей, святой еще чаще стал помышлять о спасении своей души. Он думал: – Знаю, что я пришлец и странник на земле. Кратка и недолговременна жизнь здесь, а будущая жизнь бесконечна. Большое имение оставили мне родители, но душа моя не радуется о том. Ибо сказано в Писании: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф.16:26 .) Размышляя так, он стал раздавать свое имение бедным: одевал нагих, посещал больных, помогал вдовам и сиротам, заступался за обиженных. Но завистник рода человеческого, видя благочестивую жизнь святого Арсения, воздвиг на него брань. Он вложил некоторым сродникам блаженного мысль, что юноша нехорошо делает, щедро раздавая родительское имение. Сродники святого то советовали ему вступить в брак, то поносили и укоряли его, говоря: – Смотрите, этот святоша разорил весь дом родительский и без дела проводит свою жизнь. Но такие слова не смущали благочестивого юношу. Господь вложил ему мысль – отправиться в Печерскую обитель, где некогда подвизались и просияли своими добродетелями преподобные Антоний и Феодосий . Отпустив на волю всех рабов и раздав нищим свое имение, юный подвижник тайно покинул родной город и направился в Киево-Печерскую обитель, куда его звал голос, услышанный им во сне. Придя в монастырь, святой упал на колена пред настоятелем и просил его:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Троице-Сергиева лавра Православная Русская Церковь вместе со св. Верою заимствовала от Церкви Апостольской древние священные обычаи, в том числе посещение св. мест; этот благочестивый обычай, ведущий свое начало из глубокой Христианской древности, освященный примером Святителей и Царей, поставляется наряду с подвигами Христианского благочестия. 1 Св. Григорий Нисский от посещения мест, освященных воспоминанием Святых, ожидает «спасительных действий на душу и тело». Вера в помощь небесную возбуждает желание идти к св. месту; любовь, возбужденная верою, привлекает к нему. Собственно святыми называются места, освященные на земле пребыванием Господа Святости, потом уже и те, где хранятся останки великих угодников Божиих и чудотворные иконы. Первый, известный нам в XII веке паломник, или странник во св. землю Даниил, игумен Русской земли, свидетельствует нам, что ещё прежде его многие Русские путешественники ходили на поклонение в Иерусалим; современная ему Полоцкая Княжна св. Евфросиния также оставила нам описание своего странствования в Палестину, совершенного в духе Христианского благочестия. За ними следовали многие Русские люди. Отечеству нашему Бог даровал многие сокровищницы благодати в нетленных, чудодейственных останках Святых в Русской земле. Из благочестивого усердия, по обещанию и с ожиданием помощи в нуждах и утешения в скорбях, особенно направляются стопы богомольцев к трем обителям Святынь: на юге Киево-Печерской, в сердце России к Троицко-Сергиевой лавре, а на севере к Соловецкому монастырю. Начало Христианского обычая в России ходить на богомолье к св. угодникам Божиим, сближается с началом Киево-Печерской лавры. Еще при жизни св. основателей Киево-Печерского монастыря Антония и Феодосия, к ним в пещеры притекали многие благочестивые люди и даже Князья Русские для принятия от них благословения и духовных наставлений. Князь Изяслав часто приходил к Преподобному Феодосию «наслаждаться медоточных его словес». Обличенный Феодосием Печерским в похищении братнего престола, Святослав посылал спросить его, позволит ли он ему прийти в монастырь. Преподобный принял его и беседовал с ним. 2 После блаженной кончины преподобных отцев Антония и Феодосия, не только простые люди, но и сами Великие Князья приходили к святым их останкам на поклонение и по обещанию. Пред гробницами святых основателей Киево-Печерской обители приносил благодарность Великий Князь Святополк Изяславич за победу, одержанную им над врагами, по молитвам его к Божьей Матери и преподобным Антонию и Феодосию. Так было и в последующие времена. Так и теперь тысячи богомольцев из разных концов России стекаются в Киево-Печерскую лавру, помолиться Святым печерским и, по мере веры своей, получают исполнение своих прошений и молитв. Многие с усердием и верою предпринимаюсь трудный путь в Соловецкий монастырь на поклоненье св. мощам Зосимы и Савватия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

ЦВ 1-2 (374-375) январь 2008 /  Памятные даты 2008 года 900 лет со дня прославления преподобного Феодосия Печерского 900 лет назад был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви преподобный Феодосий Печерский, преемник основателя Киево-Печерской лавры прп. Антония. Когда число сподвижников прп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл там пещеру и стал подвизаться в затворе, а братия избрала игуменом Феодосия. И он начал устройство общежития по уставу цареградского Студийского монастыря: все имущество у братии было общим; время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Основанная прп. Антонием и устроенная прп. Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела огромное значение для развития Русской Церкви. Из ее стен вышли знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей — пострижеников Киево-Печерской обители наиболее известны святые Леонтий и Исаия — епископы Ростовские, епископ Новгородский Нифонт, просветитель вятичей прп. Кукша, писатели прп. Нестор Летописец и Симон. Преподобный Феодосий отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых прп. Феодосий был причислен в 1108 году. Киево-Печерская лавра, колыбель русского монашества, после многих лет запустения при советской власти возродилась в 1988 году.   625 лет со дня явления Тихвинской иконы Божией Матери Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V веке она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера.

http://e-vestnik.ru/news/pamyatnye_daty_...

II. Начало города Курска, сказание о явлении чудотворной Иконы Знамения Божией Матери, называемой Курская, и основание на месте явления Ея пустынной обители иноческой Чудотворная Икона Знамения Божией Матери дала начало и существованию Коренной Пустыни, как построенной на месте Ея явления, а потому и историю обители прилично начать с сказания о явлении сей иконы, тем более, что и вся Курская область, обязана ей воссозданием, хранением и процветанием своего областного города. Курск принадлежит к числу древнейших городов Южной России. Он построен Вятичами, первобытными жителями этой страны, не позже столетия. Сохранилось несомненное свидетельство о том, что Курск и его окрестности были просвещены христианской верой одновременно с другими древними областями Русскими. Преподобный Нестор в житии пр. Феодосия Печерского повествует, что по переселении родителей его из Василёва в Курск (в первой половине XI века) Феодосий еще будучи отроком, в сем граде: «Божественного Писания в наказание учителю вдан бысть», и притом «по вся дни хождаше в церковь Божию» и вскоре «начать пещи просфоры и продаяти», чем и занимался более двух лет. Когда же мать благочестивого отрока хотела отклонить его от любимого занятия, он тайно «иде в ин град не долече сущи, и обита у прозвутера, и делаше по обычаю дело свое». Отысканный матерью и насильно возвращенный в Курск, он и здесь продолжал ходить по вся дни в Церковь Божию, а своим смирением и покорностью заслужил любовь властелина града, так что этот властелин «повеле ему, яко да пребывает у его церкви». Значит, Христианство уже существовало тогда в Курске и его пределах, а в самом Курске была даже не одна церковь . Феодосий пошел из Курска в Киев к пр. Антонию, когда ему исполнилось 23 года от роду, а это было по свидетельству летописей в 1032 году. Курск с самого покорения области Вятичей Киевскими князьями составлял часть Переяславского Княжения, столь знаменитого при Великих Князьях Всеволоде I и Мономахе. Первый известный по летописям «властелин Курска» был Изяслав Владимирович сын Мономаха, упоминаемый в летописях под 1095 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Архимандриты 36. Преподобный Поликарп архимандрит, преставися в лето 6690 месяца июлия в 24 день Преподобный Поликарп постриженник и с 1164 года архимандрит Киево-Печерский. Из летописи известно, что великий князь Михаил-Ростислав, любивший преподобного Поликарпа, открывал ему свое желание удалиться от дел мирских в монастырь, но Поликарп сказал ему: «князь, Господь требует от тебя других подвигов: твори правду и блюди землю Русскую». Поликарп ум. 24 июля 1182 года. Память в день преставления. Мощи в Антониевой пещере. Некоторые смешивают его с Поликарпом черноризцем, которому Симон Владимирский писал послание, и тем поставляют себе затруднение по значительному расстоянию лет. Уже одно то, что черноризец Поликарп в 1231 году (См. Филарет, Обзор Р. Дух. литер., стр. 63) писал послание к архимандриту Акиндину, достаточно доказывает, что он не мог быть архимандритом Печерским в 1182 году. 37. Преподобный Акиндин архимандрит Упоминается в 1231 году (Собрание Летоп. I, 194). По соображениям преосв. Филарета Черниговского (Р. Св., август, стр. 117), настоятельствовал в Киево-Печерской Лавре с 1219 года. Год кончины не известен. Мощи почивают в Феодосиевой пещере. Память общая 27 августа. К преподобному Акиндину было писано известное послание черноризца Поликарпа (См. выше, 36). 38. Преподобный Игнатий архимандрит С 1435 года архимандрит Печерской Лавры. Чудотворец. Время кончины не известно. Память его 20 декабря и общая 28 августа. Мощи в Феодосиевой пещере. 39. Преподобный отец Антоний первоначальник, преставися в лето 6578 месяца маия в 7 день В мире Антипа, первоначальник иночества в России, уроженец города Любеча. Пострижен на Афоне, в монастыре Есфигменском. Пришел в Киев около 1028 года и поселился в пещере Варяжской. Мало-помалу собрались к нему любители пустынной жизни. Когда число братии умножилось до 15-ти и в пещере была устроена церковь с трапезою, Антоний, в расстоянии 100 саж. от прежней пещеры, выкопал другую, которая и доныне называется Антониевою, или Ближнею, а братству своему назначил игуменом Варлаама, выпросил у князя Изяслава гору над пещерою и указал место для построения Великой Печерской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В Киеве Прохор с усердною молитвою и слезами припадал к св. мощам угодников Божиих, особенно преп. Антония и Феодосия, пламенно умоляя их благословить его намерение н наставить на путь спасительный. Обходя и отцов, там подвизавшихся, он прослышал, что не далеко от св. Лавры Печерской, в Китаевской обители спасается затворник по имени Досифей, жизни истинно богоугодной и имеющий дар прозорливости. Пришедши к нему Прохор упал к ногам его, целовал их, раскрыл пред ним всю свою душу, просил наставлений и благословения. Прозорливый старец, уразумев его намерения и провидя в нем доброго подвижника Христова, указал ему для вселения на Саровскую обитель и благословил его, сказавши в заключение: «гряди, чадо Божие, и пребуди в Саровской обители; место сие будет тебе во спасение; с помощью Божией, там окончишь ты и свое земное странствование. Св. Дух, сокровище всех благих, управит жизнь твою во святыне. В Сарове и настоятель Пахомий богоугодной жизни, последователь преподобных отцов наших Антония и Феодосия». Беседа блаженного старца Досифея окончательно утвердила юношу в добрых намерениях. Кажется, теперь никакие препятствия, никакие обольщения, не сильны отклонить его от решимости вступить в Саровский монастырь. Отговевши, исповедавшись и причастившись св. Таин, поклонившись еще раз св. угодникам Киево-Печерским, он направил стопы свои на путь и, охраняемый покровом Божиим благополучно прибыл опять в Курск, в дом матери своей. Здесь он прожил еще несколько месяцев, даже ходил в лавку, но торговлей уже не занимался, а читал душеспасительные книги в назидание себе и другим, которые приходили поговорить с ним, расспросить о св. местах и послушать чтения. Это время было временем его прощания с родными и с родиной. Мать хотя и знала о решении Прохора вселиться в Саровской обители, даже соизволяла ему, но когда наступил последний час, когда Прохор стал прощаться с нею, она, благословляя его, говорила: «ты бы меня прежде похоронил, а потом и шел бы в монастырь». Из договаривавшихся идти с ним вместе, двое отправились теперь же, а прочие прибыли раньше его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Великая Суббота Украины. Памяти Митрополита Киевского Владимира Украинцы мало отличаются от русских и тоже любят покритиковать власти, в том числе и церковные, но почему-то только не митрополита Владимира. 7 июля, 2014 Украинцы мало отличаются от русских и тоже любят покритиковать власти, в том числе и церковные, но почему-то только не митрополита Владимира. Лет не то десять, не то двенадцать назад я впервые в жизни приехала в Киев и остановилась на неделю в гостинице Киево-Печерской Лавры. Подселили меня в комнату к молоденькой послушнице одного из провинциальных украинских монастырей. Девушка жила в Киеве уже недели две — она то училась петь, то ездила в Вознесенский Флоровский монастырь на Подоле, то что-то делала в митрополии. Я же только года два как начала сознательно ходить в храм, поэтому наблюдала за юной, моложе меня (а мне было около двадцати лет) девушкой, решившей связать жизнь с монашеством, с тихим восхищением. Девушка же (звали ее Валентина) отнеслась ко мне по-доброму, немножко покровительственно, но без высокомерия — что-то подсказывала, легко шла на диалог, но в душу не лезла и не поучала. Однажды вечером, после службы в Крестовоздвиженском храме, Валентина мне сказала: — Приехал Блаженнейший. Ночью будет служить в Ближних Пещерах. Пойдем? Я уже бывала на литургиях в Пещерах, но только в Дальних, Феодосиевых (тогда служили неделю в Антониевых, неделю в Феодосиевых). Кто бывал, то поймет: сначала, в пять утра, полунощница в гулкой темноте пещерного храма, братский хор выпевает «Се, Жених…», потом — «Благословенно Царство» (народу, несмотря на ранее время, несколько десятков!), исповедь на мощах (преподобные — свидетели), после Литургии обходишь их все, перед каждым кладешь земной поклон, потом выходишь на улицу, щуришься от света, переходишь в Антониевы Пещеры, бродишь по Лавре, не в силах выйти за ее ворота… Ощущения незабываемые. В общем, на предложение Валентины я согласилась сразу, и не столько из-за Блаженнейшего, сколько из-за Пещер. Про предстоятеля Украинской Церкви на тот момент я почти ничего не знала.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-ukrai...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010