Преподобный Феодосий Печерский



  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Лекция 5 — Библиотека — Церковно-Научный Центр ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... к католикам, ощущения того, что они совсем чуждые, все-таки на Руси не было. " Остерегайтесь только того, чтобы не вышел из того соблазн, не родилась вражда великая и злопомнение. Надобно для избежания большего зла избирать меньшее, " - писал русский митрополит. Т. е. Русская Церковь устами своего Предстоятеля высказывает в отношении католиков такое суждение: придерживаться линии, по-человечески мягкой, но в главном весьма принципиальной. В то же время нам известен и пример крайне негативного, почти нетерпимого отношения к католикам на Руси. Речь идет о позиции, которую занимал преп. Феодосий Печерский. В своем слове против латинян он не разрешает не только совместно молиться с ними, но даже вкушать совместно пищу. Лишь из человеколюбия Феодосий допускает, что возможно принять в доме католика и накормить его. Но после этого велит окадить дом и освятить посуду. Почему такой ригоризм? Быть может, Феодосию как святому подвижнику было дано предвидеть, какую пагубную роль еще сыграет католичество впоследствии в деле борьбы с Православием на Руси. Преподобный игумен мог прозреть оком духовным и Брестскую унию, и зверства Иосафата Кунцевича, и польскую интервенцию, и ... далее ...
Радоница — Храм святого равноапостольного князя ...Искать в Источникеmoseparh.ru
... уже с третьего века: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…» С глубокой древности христиане говорили о важности молитвы за усопших. Она может быть краткой и своими словами, может быть безмолвной, когда человек не может говорить из-за своего горя, но может быть и продолжительной. Многие святые отцы сами составляли молитвы об усопших. По преданию, первый образец разрешительной молитвы, которую кладут в руку умершему, написал преподобный Феодосий Печерский во второй половине XI века по просьбе одного из киевских князей. Еще раньше в VIII веке знаменитый богослов и защитник святых икон преподобный Иоанн Дамаскин в память об умершем друге сочинил 13 заупокойных стихир, которые до сих пор можно услышать на отпевании. Церковь учит, что между живыми и мертвыми есть очень тесная связь, поэтому добрые дела оказывают благотворное влияние не только на ныне живущих, но и на уже упокоившихся людей. По нашим молитвам, как об этом свидетельствуют многочисленные примеры из житий святых, загробная участь умерших ... далее ...
Огради нас, Господи, от суеверий, оккультизма, ...Искать в Источникеsueverie.net
... показаться, события, в том числе через случайно услышанное слово Писания. Но это бывает тогда, когда христианин вообще прилежен к молитве и просит Господа направить его жизнь по Божией воле, причем иногда даже и не ожидает специально какого-то знака. Например, живший в III-IV веках преподобный Антоний Великий принял окончательное решение посвятить себя монашеству, услышав в храме чтение Евангелия, где были слова: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф. 19: 21 ) . А живший в XI веке преподобный Феодосии Печерский окончательно оставил мир, услышав: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10: 37 ) ; Придите ко Мне, все нуждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим ( Мф. 11: 28-29 ) . Они восприняли это как непосредственный, личный призыв Господа к ним и уже навсегда отреклись от мира. Таким образом, услышанное слово Евангелия выразило то чувство и настроение, которые уже назрели в душах этих святых, и потому они сразу откликнулись на Божий ... далее ...
Епископ Полтавский и Кременчугский Филипп. Миссия ...Искать в Источникеpravoslavye.org.ua
... наша помощь будет, безусловно, полезной. На наш взгляд (который, кстати, совершенно совпадает с Законодательством Украины) , преподавание основ христианства возможно лишь на принципах традиционности и культурологичности. Господь судил так, что именно византийское христианство сотворило историческое лицо Украины и менталитет украинцев. Рождество, Пасха и Троица являются государственными праздниками. Христианами были творцы украинской государственности князья Владимир Великий и Ярослав Мудрый; светочи искусства Тарас Шевченко и Максим Березовский; духовные подвижники митрополит Иларион и преподобный Феодосий Печерский; светила медицины Николай Пирогов и профессор Валентин Войно-Ясенецкий (святитель архиепископ Лука) ; педагоги Константин Ушинский и Панфил Юркевич; философ Григорий Сковорода… Храмы, святые мощи, Вышгородская (Владимирская) , Зимненская и Свенская чудотворные иконы, музыка Веделя, Березовского и Бортнянского, народные пословицы и поговорки… Не хватит времени исчислить все, что стало не просто «конфессиональной собственностью» Восточного Православия, но частью бытия Украины и украинцев. Потому ориентация на историческую традицию христианства дает возможность ... далее ...
17.03.2011. ДОНЕЦК. В Свято-Успенской ...Искать в Источникеpravoslavye.org.ua
... Макеевки и школьные библиотекари ОШ №№ 31, 32 и 72 г. Донецка совершили паломническую поездку в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру и стали участниками круглого стола «Мир современной православной книги», проходившем в общеобразовательной школе села Долина. Не случайно участники круглого стола начали этот день с посещения Свято-Успенской Святогорской Лавры. Ведь от самого возникновения славянской письменности отечественная литература была Божией избранницей: имела опору в Евангелии, воспитывала человека по образу и подобию Божию. Первыми нашими писателями были святые: митрополит Иларион, преподобный Феодосий Печерский, Нестор-летописец… Вся наша литература, как и письменность, вышла из монастырских стен. Потому и направились донецкие библиотекари в монастырь, чтобы прикоснуться к истокам. Поклонившись иконе Божией Матери Святогорской, мощам Святогорских святых, направились в музей Свято-Успенской Святогорской Лавры. В этом музее по крупицам собраны уникальные экспонаты, рассказывающие о зарождении и развитии христианства на юге Слобожанщины, об истории создания монастыря, о людях, трудами которых он созидался и возрастал. Особый интерес библиотекарей привлекла экспозиция, ... далее ...
Епископ Боярский Феодосий молитвенно почтил ...Искать в Источникеchurch.ua
... приимет и наше славословие и сподобит наследовать Царствие Небесное! » – заключил митрополит Павел. После Литургии владыка поблагодарил всех собравшихся в Лавре архипастырей, священников и прихожан за молитвы, а от имени Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, Священного Синода и епископата митрополит Луганский и Алчевский Митрофан поздравил митрополита Павла с 55-летним юбилеем. Затем состоялся крестный ход к Дальним пещерам, которые носят название Феодосиевых. Здесь в память основателя монастыря был отслужен молебен. Преподобный Феодосий Печерский (XI в.) – аскет, чудотворец. Один из основателей Киево-Печерского монастыря, ученик прп. Антония Печерского. С детства носил вериги и мечтал о монашестве. Принял постриг у прп. Антония, 5 лет был игуменом обители. Инициировал введение Устава Печерского монастыря, начал строительство Успенского собора, основал первую церковную библиотеку. Почил в 1074 году. Свт. Серафима (Соболева) , архиеп. Богучарского (1950) 1. Прпп. Зои и Фотинии (Светланы) (V) . Прп. Евлогия, архиеп. Александрийского (607–608) . Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, ... далее ...
Слово на вручение жезла Преосвященному Тихону ...Искать в Источникеchurch.ua
... должен помнить, что мы, хотя ходим «во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские» ( 2 Кор. 10, 3-4 ) . Наше звание не мирское, и жизнь наша должна устраиваться не по мирским началам. «На то ведь и поставил нас Господь пастырями, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — чтобы мы были подобны светилам, чтобы мы соделались учителями других, чтобы мы стали закваскою, чтобы мы обращались как ангелы с людьми, как мужи с малыми детьми, как духовные с людьми душевными, чтобы и те получали пользу, чтобы мы соделались семенами, чтобы наши, духовные дети, взирая на нас, приносили обильный плод». В том и вся радость пастырского служения, чтобы словом и делом возвещать Христа Спасителя, быть Христовым благоуханием ( 2 Кор. 2, 15 ) . Много лет ты усердно исполнял послушание наместника мужского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы в урочище Церковщина. Древняя святыня, где уединялся на время Великого поста преподобный Феодосий Печерский, несомненно, имела благотворное воздействие на твое духовное становление. Продолжай трудиться на благо Святой Матери Церкви с таким же усердием и преданностью, дабы быть достойным делателем на Ниве ... далее ...
Церковь чтит память преподобного Феодосия, ...Искать в Источникеchurch.ua
... Василия Мангазейского (1600) . Сщмч. Макария Квиткина пресвитера (1931) ; сщмч. Стефана Преображенского пресвитера (после 1937) ; сщмч. Василия Коклина пресвитера, прмч. Илии Вятлина, прмцц. Анастасии Бобковой и Варвары Конкиной, мч. Алексия Скоробогатова (1938) ; прп. Сергия Сребрянского, исп. (1948) . О жизни Феодосия Печерского рассказывает один из выдающихся памятников древнерусской письменности – Житие, написанное в конце XI – начале XII веков монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Также сведения о Феодосии имеются в Повести временных лет и в «Киево-Печерском патерике». Преподобный Феодосий Печерский является основателем общежительного монастырского устава и родоначальник монашества на Руси. Он родился ок. 1008 г. в Василеве, близ Киева в семье княжеского слуги. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к молитве и аскетическим подвигам, ведя подвижническую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но преподобный твердо ... далее ...
Владислав Дятлов. Преподобный Серафим Саровский и ...Искать в Источникеpravoslavye.org.ua
... СЕРАФИМ САРОВСКИЙ И КИЕВ Владислав Дятлов Серафим Саровский, великий угодник Божий, родился в городе Курске, где за семь с половиной веков до того просиял своими подвигами один из родоначальников монашества Руси — преподобный Феодосий Печерский (+1074) . Святой Феодосий, еще мальчиком переехавший с родителями из Василева (нынешнего Василькова, что под Киевом) в Курск, именно здесь совершил свои первые аскетические подвиги и отсюда отправился пешком в Киев, где стал учеником преподобного Антония Печерского и, наравне с ним, сооснователем Киево-Печерской Лавры — колыбели отечественного монашества — и совоспитателем первых древнерусских иноков. Избирая монашеский путь, курский юноша Прохор Мошнин, которому предстояло войти в историю с именем преподобного Серафима, тоже отправился в Киев, где у древнейших святынь Отчизны хотел узнать, в согласии ли с волей Божией он делает свой выбор и в какой обители следует принимать постриг. В Киеве Прохор посетил Печерскую Лавру и приписанную к ней Китаевскую пустынь. Основанная в XVII в. среди лесов и гор в 7 км к югу от Лавры, эта обитель прославилась в следующем столетии своим подвижником — преподобным старцем-затворником ... далее ...
ЧТО ТАКОЕ НЕУСЫПАЕМАЯ ПСАЛТИРЬ И НУЖНО ЛИ ЕЕ ...Искать в Источникеchurch.ua
... своей братии, но и им объявил не от своего имени, уподобляясь в этом случае святому апостолу Павлу, который о себе говорил: Знаю человека, который восхищен был до третьего неба ( 2 Кор. 12: 2 ) . То есть мы видим, что Бог благословил это великое духовное начинание. Из-за круглосуточного чтения Псалтири монастырь стал называться обителью Неусыпающих. Вскоре преподобный Александр с Божьей помощью основал подобный монастырь и в столице Византийской империи – Константинополе. Несколько позже «неусыпающие» оставили свою духовную традицию в наследство великому Студийскому монастырю, откуда преподобный Феодосий Печерский в XI веке через своих посланников взял устав монашеского общежития. Таким образом, традиция неусыпаемой Псалтири появилась на Руси. Вся Псалтирь (150 псалмов) разбивается на двадцать отделений – кафизм (в переводе с греческого языка «сидеть» или «сидение»; во время чтения псалмов можно сидеть) . Каждая кафизма в свою очередь делится на три «славы» (связано это с тем, что по прочтению каждой «славы» читается обычная молитва-славословие Господу: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…») . По прочтении первой и второй «слав» возносится молитва о здравии живых. По ... далее ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Преподобный Феодосий Печерский
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"