Преподобный Феодосий Печерский



  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Лекция 5 — Библиотека — Церковно-Научный Центр ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... к католикам, ощущения того, что они совсем чуждые, все-таки на Руси не было. " Остерегайтесь только того, чтобы не вышел из того соблазн, не родилась вражда великая и злопомнение. Надобно для избежания большего зла избирать меньшее, " - писал русский митрополит. Т. е. Русская Церковь устами своего Предстоятеля высказывает в отношении католиков такое суждение: придерживаться линии, по-человечески мягкой, но в главном весьма принципиальной. В то же время нам известен и пример крайне негативного, почти нетерпимого отношения к католикам на Руси. Речь идет о позиции, которую занимал преп. Феодосий Печерский. В своем слове против латинян он не разрешает не только совместно молиться с ними, но даже вкушать совместно пищу. Лишь из человеколюбия Феодосий допускает, что возможно принять в доме католика и накормить его. Но после этого велит окадить дом и освятить посуду. Почему такой ригоризм? Быть может, Феодосию как святому подвижнику было дано предвидеть, какую пагубную роль еще сыграет католичество впоследствии в деле борьбы с Православием на Руси. Преподобный игумен мог прозреть оком духовным и Брестскую унию, и зверства Иосафата Кунцевича, и польскую интервенцию, и ... далее ...
Радоница — Храм святого равноапостольного князя ...Искать в Источникеmoseparh.ru
... уже с третьего века: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…» С глубокой древности христиане говорили о важности молитвы за усопших. Она может быть краткой и своими словами, может быть безмолвной, когда человек не может говорить из-за своего горя, но может быть и продолжительной. Многие святые отцы сами составляли молитвы об усопших. По преданию, первый образец разрешительной молитвы, которую кладут в руку умершему, написал преподобный Феодосий Печерский во второй половине XI века по просьбе одного из киевских князей. Еще раньше в VIII веке знаменитый богослов и защитник святых икон преподобный Иоанн Дамаскин в память об умершем друге сочинил 13 заупокойных стихир, которые до сих пор можно услышать на отпевании. Церковь учит, что между живыми и мертвыми есть очень тесная связь, поэтому добрые дела оказывают благотворное влияние не только на ныне живущих, но и на уже упокоившихся людей. По нашим молитвам, как об этом свидетельствуют многочисленные примеры из житий святых, загробная участь умерших ... далее ...
Огради нас, Господи, от суеверий, оккультизма, ...Искать в Источникеsueverie.net
... показаться, события, в том числе через случайно услышанное слово Писания. Но это бывает тогда, когда христианин вообще прилежен к молитве и просит Господа направить его жизнь по Божией воле, причем иногда даже и не ожидает специально какого-то знака. Например, живший в III-IV веках преподобный Антоний Великий принял окончательное решение посвятить себя монашеству, услышав в храме чтение Евангелия, где были слова: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф. 19: 21 ) . А живший в XI веке преподобный Феодосии Печерский окончательно оставил мир, услышав: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10: 37 ) ; Придите ко Мне, все нуждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим ( Мф. 11: 28-29 ) . Они восприняли это как непосредственный, личный призыв Господа к ним и уже навсегда отреклись от мира. Таким образом, услышанное слово Евангелия выразило то чувство и настроение, которые уже назрели в душах этих святых, и потому они сразу откликнулись на Божий ... далее ...
Епископ Полтавский и Кременчугский Филипп. Миссия ...Искать в Источникеpravoslavye.org.ua
... наша помощь будет, безусловно, полезной. На наш взгляд (который, кстати, совершенно совпадает с Законодательством Украины) , преподавание основ христианства возможно лишь на принципах традиционности и культурологичности. Господь судил так, что именно византийское христианство сотворило историческое лицо Украины и менталитет украинцев. Рождество, Пасха и Троица являются государственными праздниками. Христианами были творцы украинской государственности князья Владимир Великий и Ярослав Мудрый; светочи искусства Тарас Шевченко и Максим Березовский; духовные подвижники митрополит Иларион и преподобный Феодосий Печерский; светила медицины Николай Пирогов и профессор Валентин Войно-Ясенецкий (святитель архиепископ Лука) ; педагоги Константин Ушинский и Панфил Юркевич; философ Григорий Сковорода… Храмы, святые мощи, Вышгородская (Владимирская) , Зимненская и Свенская чудотворные иконы, музыка Веделя, Березовского и Бортнянского, народные пословицы и поговорки… Не хватит времени исчислить все, что стало не просто «конфессиональной собственностью» Восточного Православия, но частью бытия Украины и украинцев. Потому ориентация на историческую традицию христианства дает возможность ... далее ...
17.03.2011. ДОНЕЦК. В Свято-Успенской ...Искать в Источникеpravoslavye.org.ua
... Макеевки и школьные библиотекари ОШ №№ 31, 32 и 72 г. Донецка совершили паломническую поездку в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру и стали участниками круглого стола «Мир современной православной книги», проходившем в общеобразовательной школе села Долина. Не случайно участники круглого стола начали этот день с посещения Свято-Успенской Святогорской Лавры. Ведь от самого возникновения славянской письменности отечественная литература была Божией избранницей: имела опору в Евангелии, воспитывала человека по образу и подобию Божию. Первыми нашими писателями были святые: митрополит Иларион, преподобный Феодосий Печерский, Нестор-летописец… Вся наша литература, как и письменность, вышла из монастырских стен. Потому и направились донецкие библиотекари в монастырь, чтобы прикоснуться к истокам. Поклонившись иконе Божией Матери Святогорской, мощам Святогорских святых, направились в музей Свято-Успенской Святогорской Лавры. В этом музее по крупицам собраны уникальные экспонаты, рассказывающие о зарождении и развитии христианства на юге Слобожанщины, об истории создания монастыря, о людях, трудами которых он созидался и возрастал. Особый интерес библиотекарей привлекла экспозиция, ... далее ...
Епископ Боярский Феодосий молитвенно почтил ...Искать в Источникеchurch.ua
... приимет и наше славословие и сподобит наследовать Царствие Небесное! » – заключил митрополит Павел. После Литургии владыка поблагодарил всех собравшихся в Лавре архипастырей, священников и прихожан за молитвы, а от имени Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, Священного Синода и епископата митрополит Луганский и Алчевский Митрофан поздравил митрополита Павла с 55-летним юбилеем. Затем состоялся крестный ход к Дальним пещерам, которые носят название Феодосиевых. Здесь в память основателя монастыря был отслужен молебен. Преподобный Феодосий Печерский (XI в.) – аскет, чудотворец. Один из основателей Киево-Печерского монастыря, ученик прп. Антония Печерского. С детства носил вериги и мечтал о монашестве. Принял постриг у прп. Антония, 5 лет был игуменом обители. Инициировал введение Устава Печерского монастыря, начал строительство Успенского собора, основал первую церковную библиотеку. Почил в 1074 году. Свт. Серафима (Соболева) , архиеп. Богучарского (1950) 1. Прпп. Зои и Фотинии (Светланы) (V) . Прп. Евлогия, архиеп. Александрийского (607–608) . Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, ... далее ...
Слово на вручение жезла Преосвященному Тихону ...Искать в Источникеchurch.ua
... должен помнить, что мы, хотя ходим «во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские» ( 2 Кор. 10, 3-4 ) . Наше звание не мирское, и жизнь наша должна устраиваться не по мирским началам. «На то ведь и поставил нас Господь пастырями, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — чтобы мы были подобны светилам, чтобы мы соделались учителями других, чтобы мы стали закваскою, чтобы мы обращались как ангелы с людьми, как мужи с малыми детьми, как духовные с людьми душевными, чтобы и те получали пользу, чтобы мы соделались семенами, чтобы наши, духовные дети, взирая на нас, приносили обильный плод». В том и вся радость пастырского служения, чтобы словом и делом возвещать Христа Спасителя, быть Христовым благоуханием ( 2 Кор. 2, 15 ) . Много лет ты усердно исполнял послушание наместника мужского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы в урочище Церковщина. Древняя святыня, где уединялся на время Великого поста преподобный Феодосий Печерский, несомненно, имела благотворное воздействие на твое духовное становление. Продолжай трудиться на благо Святой Матери Церкви с таким же усердием и преданностью, дабы быть достойным делателем на Ниве ... далее ...
Церковь чтит память преподобного Феодосия, ...Искать в Источникеchurch.ua
... Василия Мангазейского (1600) . Сщмч. Макария Квиткина пресвитера (1931) ; сщмч. Стефана Преображенского пресвитера (после 1937) ; сщмч. Василия Коклина пресвитера, прмч. Илии Вятлина, прмцц. Анастасии Бобковой и Варвары Конкиной, мч. Алексия Скоробогатова (1938) ; прп. Сергия Сребрянского, исп. (1948) . О жизни Феодосия Печерского рассказывает один из выдающихся памятников древнерусской письменности – Житие, написанное в конце XI – начале XII веков монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Также сведения о Феодосии имеются в Повести временных лет и в «Киево-Печерском патерике». Преподобный Феодосий Печерский является основателем общежительного монастырского устава и родоначальник монашества на Руси. Он родился ок. 1008 г. в Василеве, близ Киева в семье княжеского слуги. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к молитве и аскетическим подвигам, ведя подвижническую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но преподобный твердо ... далее ...
Труд во спасение / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... к конечной цели – спасению души. Помимо этого, безусловно, труд должен иметь и созидательное значение. Именно такой труд является праведным [2]. Сопряженным с трудом и вытекающим из него является вопрос о накоплении материальных ценностей и в конечном счете богатства. Труды отцов и учителей Церкви оказывали мощное влияние на русскую средневековую концепцию этики труда. Особое, благоговейное отношение к труду находим на самом раннем этапе развития древнерусской литературы. Родоначальник русского монашества и зачинатель общежитийных иноческих традиций, один из первых русских проповедников преподобный Феодосий Печерский ( † 1074; память 3 16 мая ) призывал монашескую братию в своих многочисленных поучениях не лениться и трудиться. Так, в «Слове о любви и о смирении», ссылаясь на апостола Павла, преподобный Феодосий указывает: «Ныне же аз, худый, в уме приием заповедь благаго Владыкы, се вещаю вам: лепо бо бяше нам от трудов своих кръмити убогыа и странныя, а не праздным пребывати, преходити от келии в келию». Почин духовенства был быстро подхвачен в светских кругах. В знаменитом «Поучении» Владимира Мономаха († 1125) завет трудиться помещен уже во введении и предваряет ... далее ...
«Древнерусская книга — беседа Бога с человеком» / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... чаще всего не подписывали свои творения. Почему? – Потому, что это писалось все по благословению, писалось все это по благодати и, естественно, древнерусский книжник не дерзал поставить свое имя потому, что ему открылось свыше. Ну вот, собственно, и анонимная литература (ее можно так тоже назвать) , но богословского плана – потому, что большинство древнерусских книжников, как мы с вами знаем, были канонизированы. Во всяком случае – XI – XII веков. И преподобный Нестор Летописец, собственно, за свои литературные дела, если можно так сказать – за агиографию и «Повесть временных лет», и преподобный Феодосий Печерский, о котором он написал житие. Скажем, Иларион Киевский – первый митрополит из русинов, автор слова «О Законе и благодати», Кирилл Туровский, епископ, ну, или скажем, даже тот же Владимир Мономах. Вот мы не знаем многих писателей по именам, но тех, которых мы знаем, вот, которых я перечислил, все они были позднее канонизированы Русской Православной Церковью. Так что, по сути дела, древнерусская книжность – это наша святоотеческая словесность, или святоотеческая литература. Александр Николаевич Ужанков Практика древнерусской словесности, а потом и русской ... далее ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Преподобный Феодосий Печерский
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"