Преподобный Феодосий Печерский



  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Перенесение мощей преподобного Феодосия ...Искать в Источникеsobor.by
... мощей преподобного Феодосия Печерского вспоминает сегодня Церковь 27 АВГУСТА 2014 (Среда) 13: 29: 11 Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери - женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на ... текст полностью ...
Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... 1054) святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит. Очевидно, святой Иларион отошел ко Господу в 1053 г. Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы - " Слово о законе и благодати " . Содержание его глубоко и многосторонне. В центре " Слова " - учение о спасении и благодати. Большое внимание уделено вопросу о превосходстве христианства над иудейством. Эта тема была актуальна в те времена для Киевской Руси: к святому Владимиру приходили иудеи, надеясь обратить его в свою веру, преподобный Феодосий Печерский († 1074) ходил на " жидовский конец " в Киеве с проповедью Христа Распятого. Известно также, что евреи старались совратить в иудейство святителя Никиту Затворника, когда он был еще иноком Печерского монастыря (1088 г.) . Об этом рассказывает святитель Симон в " Киево-Печерском патерике " . Поэтому понятно внимание, которое уделяет святитель Иларион вопросу " о законе, Моисеем данным, и о благодати и истине, чрез Иисуса Христа бывших " . Наконец, третья тема, давшая повод произнесению самого " Слова " , - прославление апостольского подвига святого князя ... текст полностью ...
Монастырь преподобного Антония Великого в ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... примерно тысяча в год. Коптский патриарх Петр, в напутствии архимандриту Порфирию, сказал, что прибывающие в коптские монастыри иностранцы видят в этих обителях прежде всего памятники древности, и только русские приезжают поклониться местам подвигов святых угодников Божиих. Некоторым образом Русскую Православную Церковь связывает с обителью святого Антония то, что и на Руси родоначальником монашеского жития был преподобный Антоний, тоже великий — Киево-Печерский, носивший имя в честь основателя монашества. В России дело преподобного Антония Великого принесло свои богатые плоды — преподобные Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Сергий и Герман Валаамский, Серафим Саровский многие другие известные и неизвестные последователи святого Антония продолжили духовный труд древнего подвижника. Почти тысячу семьсот лет на земле древнего Египта стоит этот один из самых древнейших монастырей христианского мира, являясь видимым свидетелем тех далеких времен, о которых мы читаем в патериках и житиях преподобных отцов. Ход истории привел к тому, что обитель святого Антония сейчас не относится к числу православных монастырей, но образ христианской ... текст полностью ...
Явление змия. Часть 1 / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... с сытной горячей пищей. И доводочной эпохе уже было свойственно пьянство – неумеренное возлияние с целью охмелеть. Знаменитый арабский путешественник Ибн-Фадлан в первой половине Х века писал, что руссы сильно «преданы вину, пьют его и днем, и ночью, так что иной и умирает с кружкою в руке», но это пьянство не было никем инспирировано и дохода никому не приносило. Просто было на Руси «веселие в питии». Принятие христианства повлекло за собой первые попытки обуздания пьянства: Православная Церковь, проповедуя умеренное потребление вина, выступила против хмельной невоздержанности. Еще преподобный Феодосий Печерский в своих поучениях обличал пьяниц: «О горе пребывающим в пьянстве! Пьянством отгоняем от себя ангела-хранителя и привлекаем к себе злого беса… Диавол, радуясь, говорит: “Никогда я столько не услаждаюсь жертвами языческими, сколько пьянством христиан, потому что в пьяницах находятся все дела моего хотения…”». Власть же увидела в хмельных напитках крайне выгодную статью собственного дохода. Уже в XII веке корчма была обложена княжеской пошлиной. Это были первые на Руси «пьяные деньги», которые впоследствии привели к установлению казенной винной монополии. ... текст полностью ...
Загадки жития святителя Николая / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... старцу — все уважали его и удивлялись ему. Когда старый человек выказывает юношеские увлечения, он для всех служит посмешищем, а если юноша имеет нрав старца, то вызывает всеобщее уважение. В старости неуместно легкомыслие юности, но достойна почтения и прекрасна в юноше мудрость старца». Поставление во епископа свт. Николая В одной из своих статей, вошедших в книгу «Поэтика византийской литературы», Сергей Аверинцев точно определил, что Византия рассматривала идеального ребенка, как «маленького рассудительного старичка». Древнерусские авторы переняли эту точку зрения, и в результате преподобный Феодосий Печерский и многие другие святые стали гнушаться детских игр и вести себя как умудренные опытом тихие старцы. Разумеется, проверить историческую достоверность таких сведений невозможно. Лишь в жизнеописаниях двух величайших святых XIX века — преподобных Серафима Саровского и Амвросия Оптинского можно найти рассказы об их живости и детской непосредственности, в случае же с праведниками, жившими раньше, о подлинной истории их детства мы можем только догадываться. Но вернемся к святителю Николаю. Авторы исправленного жития святого опровергают распространенную в XIX — ... текст полностью ...
Русский Дом №10, 2001. Могут ли украинцы называть ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Можно ли назвать Киевскую Русь древней Украиной? Но тогда и Великий Новгород и Муром - древнеукраинские города? Святая княгиня Ольга была родом из псковской земли, не назовешь же киевскую княгиню украинкой! Поэтому странно иногда слышать по радио рассказы, как святой князь Владимир крестил Украину. В то время такого государства и такого народа просто не было. Вскоре после Крещения Руси возник Киево-Печерский монастырь - колыбель Русского Православия. Желавшие монашества наши благочестивые предки сходились в него со всей Руси, а не только из близлежащих к Киеву земель. Например, преп. Феодосий Печерский прибыл в Киев из Курска, где проживал со своей матерью от младенчества. Киево-печерские монахи, изучив подвижническую жизнь под руководством преп. Антония и Феодосия, расходились потом по всей Руси, неся свет Православия во все отдаленные ее уголки. Многие святые поставлялись на епископские кафедры. Здесь вспомним только св. Никиту Новгородского, житие которого описывает Киево-Печерский патерик. А преп. Илья из города Мурома?.. Неужели мы станем называть собор преподобных отцов Печерских - украинскими святыми? При св. князе Владимире и его сыновьях были на Руси ... текст полностью ...
Слово в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Российской просиявших, мы поражаемся многообразию их подвигов. Среди них – могущественные правители и рядовые монахи, просветители народов и основатели монастырей, церковные иерархи и неграмотные крестьяне, женщины-домохозяйки и младенцы-мученики. Благоверный князь Александр Невский, с оружием в руках защищавший интересы родины, и преподобный Серафим Саровский, устранившийся от всех мирских забот ради служения Богу; юродивый Василий Блаженный и премудрый святитель Филарет Московский; просветитель зырян святитель Стефан Пермский и первоначальник русского общежительного монашества преп. Феодосий Печерский; святая равноапостольная мудрейшая княгиня Ольга и незлобивые страстотерпцы Борис и Глеб… Этот список можно продолжать долго – вчера за чтением канона мы слышали эту божественную музыку русских имен и русских подвигов за веру православную. Русская история – не череда бессмысленных взлетов и падений, побед и разочарований – это пространство действия Промысла Божьего, где постоянно рождались и продолжают рождаться новые святые. В этом и заключается смысл понятия «Святая Русь». И с особенной силой звучат в сегодняшний день песнопения праздника, где говорится: «Русь ... текст полностью ...
Русская религиозность, Часть 1 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 1321. Сухомлинов М. Виноградов В. П. «О характере проповеднического творчества Кирилла, епископа Туровского », В память столетия Импер. Московской Духовной Академии. Сборник статей, ч. 2. Сергиев Посад, 1915 (Эта книга оказалась для меня недоступной) . Илларион Киевский Горский А. В. П амятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I Прибавления к творениям святых отцов, ч. И. Москва, 1844. Жданов ИН. Слово о законе и благодати и Похвала кагана Владимира Сочинения, т. I, С. – Петербург, 1904. Жития святых мучеников Бориса и Глеба. С. – Петербург, 1916. Бельченко. Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения Записки историко-филологического Общества при Новороссийском университете, X. Одесса, 1902. Бугославский А. С. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности преп. Нестора Известия Отделения русского языка и литературы Академии Наук, № 1 ч. 3. С. – Петербург, 1914. Чаговец В. А. П реподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901. Нестор. Житие преподобного Феодосия Чтения в Обществе Истории. Москва, № 3, 1858; № 1, 1879; № 2, 1899. Goetz L. K. D as Kieven Hohlenkloster als Kulturzentrum des vormongolischen ... текст полностью ...
История Русской Церкви. Том 1. Часть 2. Период ...Искать в Источникеazbyka.ru
... представляемы не как настоящие монастыри, а как монашеские слободки, находившиеся при мирских приходских церквах; следовательно, большая часть этих бывших прежде него монастырей не имела нужды в собственном уставе богослужения. (Так как монахи ходили за службы в приход той церкви, при которых жили) . В немногих настоящих монастырях, которые имели собственные церкви, был тот или другой устав или же те или другие уставы, заимствованные из Греции. (Если настоящих монастырей было некоторое несколько, то весьма могло быть так, чтобы и уставов богослужения было в них не один, а несколько) . Преподобный Феодосий Печерский, стремившийся к тому, чтобы сделать свой монастырь возможно истинным и подлинным монастырём и чтобы учредить в нём образ жизни монашеской по возможности совершенный ввёл в нём устав жизни, который в его время в Греции и в частности в патриархате Константинопольском, имевшем к нам ближайшее отношение, считался совершеннейшим и пользовался наибольшей знаменитостью, именно – устав Студийского монастыря. Взяв Студийский устав как целое, он ввёл у себя не только ту его половину, которая касалась жизни, но и ту, которая касалась богослужения, т. е. вместе со ... текст полностью ...
Святитель Иларион Киевский, Печерский, митрополитИскать в Источникеazbyka.ru
... 20 февраля 1054) святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит. Очевидно, святой Иларион отошел ко Господу в 1053 г. Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы – «Слово о законе и благодати». Содержание его глубоко и многосторонне. В центре «Слова» – учение о спасении и благодати. Большое внимание уделено вопросу о превосходстве христианства над иудейством. Эта тема была актуальна в те времена для Киевской Руси: к святому Владимиру приходили иудеи, надеясь обратить его в свою веру, преподобный Феодосий Печерский († 1074) ходил на «жидовский конец» в Киеве с проповедью Христа Распятого. Известно также, что евреи старались совратить в иудейство святителя Никиту Затворника, когда он был еще иноком Печерского монастыря (1088 г.) . Об этом рассказывает святитель Симон в «Киево-Печерском патерике». Поэтому понятно внимание, которое уделяет святитель Иларион вопросу «о законе, Моисеем данном, и о благодати и истине, чрез Иисуса Христа бывших». Наконец, третья тема, давшая повод произнесению самого «Слова», - прославление апостольского подвига святого князя Владимира. ... текст полностью ...

  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Преподобный Феодосий Печерский
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"