Таким образом в названии Белый город совмещались понятия независимости Царственного строителя и самого цвета стен кирпичных выбеленных. Тогда уже столица России, по примеру Константинополя, величаема была Царствующим градом (βασιλουσα πλις). Государевы слободы и села, где жили разные ремесленники и промышленники, примыкали к двору Государеву, как бы поселяне к помещичьему двору. Пред своими избами по обеим сторонам улиц, они сеяли хлеб и косили траву. При каждом почти доме, как замечает П. Иовий, бывший в Москве 1552 года, находился огород. Из слобод там особенно замечательна Александрова, соименная другой, находящейся в 100 верстах от Москвы. Под именем Слободы известен дворец, или крепость, построенная Иоанном IV между Арбатской и Никитской улицами, 1566 года, когда Царь разделил государства на Земщину и Опришнину, включив в последнюю улицы предместия Чертольского, село Семчинское, и Сивцев вражек до всполья Дорогомиловского, слободы Ильинскую и Лыщинскую. Кроме сих слобод, в большом Посаде упоминаются Неглименская, Барашевская, где жили бараши, или шатерники, служившие шатерную службу в походах, Ромодановская (где ныне казенной переулок) близь Покровки 93 и пр. Чертолье, или Черторье начиналось у западной стороны Кремля, где; по свидетельству Бера, находились Чертольские ворота 94 и оканчивалось стеною деревянного города. Часть нынешней Воздвиженки покрывал остров, т. е. лес на высоком месте в противоположность к Черторью, или Черторыю, т. е. длинному оврагу. На Успенском вражке в 1533 году стоял Алевизов двор, где делали пушечное зелие. Название слобод Бронной, Кузнецкой, Пушечной, Ваганьковой, Палачевской, Сторожевской, Конюшенной, и пр. указывают на занятия и должности прежних их тяглецов, так равно в Городе и Посадах Потешный двор, Псарни, Кречетники, Сокольни, Садовники свидетельствуют о Царских потехах, свойственных тому веку, когда и в Европе соколиная и псовая охота составляли любимое занятие Государей и вельмож. О сношениях с чужестранными государствами Московского напоминают бывшие тогда в Китае и Белом городе дворы и подворья: Греческий у Богоявленского монастыря 95 , Панский 96 , Аглинский у церкви Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Кредиторы, так долго молчавшие, будучи связаны при жизни графа тем неопределенным, но могучим влиянием, которое имела на них его распущенная доброта, вдруг все подали ко взысканию. Явилось, как это всегда бывает, соревнование — кто прежде получит, — и те самые люди, которые, как Митенька и другие, имели безденежные векселя — подарки, явились теперь самыми требовательными кредиторами. Николаю не давали ни срока, ни отдыха, и те, которые, по-видимому, жалели старика, бывшего виновником их потери (если были потери), теперь безжалостно накинулись на очевидно невинного перед ними молодого наследника, добровольно взявшего на себя уплату. Ни один из предполагаемых Николаем оборотов не удался; имение с молотка было продано за полцены, а половина долгов оставалась все-таки не уплаченною. Николай взял предложенные ему зятем Безуховым тридцать тысяч для уплаты той части долгов, которые он признавал за денежные, настоящие долги. А чтобы за оставшиеся долги не быть посаженным в яму, чем ему угрожали кредиторы, он снова поступил на службу. Ехать в армию, где он был на первой вакансии полкового командира, нельзя было потому, что мать теперь держалась за сына, как за последнюю приманку жизни; и потому, несмотря на нежелание оставаться в Москве в кругу людей, знавших его прежде, несмотря на свое отвращение к статской службе, он взял в Москве место по статской части и, сняв любимый им мундир, поселился с матерью и Соней на маленькой квартире, на Сивцевом Вражке. Наташа и Пьер жили в это время в Петербурге, не имея ясного понятия о положении Николая. Николай, заняв у зятя деньги, старался скрыть от него свое бедственное положение. Положение Николая было особенно дурно потому, что своими тысячью двумястами рублями жалованья он не только должен был содержать себя, Соню и мать, но он должен был содержать мать так, чтобы она не замечала, что они бедны. Графиня не могла понять возможности жизни без привычных ей с детства условий роскоши и беспрестанно, не понимая того, как это трудно было для сына, требовала то экипажа, которого у них не было, чтобы послать за знакомой, то дорогого кушанья для себя и вина для сына, то денег, чтобы сделать подарок-сюрприз Наташе, Соне и тому же Николаю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Для меня Царская семья – это пример духовного преображения человека перед лицом трагедии и смерти. В этом нет ни «политики», ни «идеологии», ни «мифологии». Здесь очевидно главное: вот он, путь человека, доверившего Богу всего себя, свою жизнь и жизнь своих любимых и близких людей. 2008 На Архиерейском Соборе  Семинары, фестивали, конференции В 1999-2001 годах я постоянно организовывал многочисленные встречи, семинары, конференции. Во второй половине 90-х это были скорее дружеские посиделки, хотя и в профессиональной среде. В самом конце 90-х я организовал семинар, который назывался «Православие и развитие интернета». Думаю, его участники помнят подвальчик на Сивцевом Вражке. Позднее семинар перерос в секцию Рождественских чтений. Это был период, когда мы плотно работали вместе с талантливым сетевым администратором Сашей Дятловым (+ 6 февраля 2011 года) . Из конференций самой успешной стала интернет-конференция «Христианские начала экономической этики». С помощью Константина Костюка, кандидата политических наук и члена Международной ассоциации христианского социального учения (Брюссель) удалось собрать широкий круг участников из многих европейских стран, весомым было представительство и россиян. Со Святейшим Патриархом Алексием и Патриархом Сербским Павлом на «Вере и слове» в 2004 году Забегая вперед скажу, что в середине нулевых вместе с Валерием Лепахиным, профессором кафедры русской филологии Сегедского университета (Венгрия) и автором концепции иконичности, мы провели четыре конференции «Иконология и иконичность», посвященные проблемам богословия образа ( один из докладов ), но самым удачным стал фестиваль «Вера и слово », который я придумал в 2004 году. Где-то после 2002 года стало очевидно, что церковные конференции как формат общения и обмена опытом стремительно вырождаются. Рождественские чтения вступили в полосу тяжелого и затяжного кризиса. Новых имен нет, а известные священники и миряне не могут каждый год писать новые доклады. Кроме того, с развитием интернета многие документы стали публиковаться, и то, что раньше можно было услышать только на конференции или прочитать в сборнике ее докладов, стало возможно за 15-20 минут найти в интернете.

http://pravmir.ru/sergej-chapnin-massmed...

М. П. Иванов, восстановлена, богослужения с 1998) - небольшой храм с 3-частным алтарем с главой в виде шатра на граненом барабане. Храмы с престолами во имя «батюшки Серафима» появились в М. в нач. XX в. Первый был устроен при приюте и богадельне Басманного отделения Дамского попечительства о бедных на Ст. Божедомке (1905, не сохр.), в 1909 г.- каменная церковь в Марфо-Мариинской обители (архит. Щусев), деревянная церковь на кирпичном подклете в Кунцеве, служившая подворьем Крестовоздвиженской Полунинской жен. общины Рязанской епархии (закрыта в 1929; ныне это подворье Саввина Сторожевского мон-ря); существовал придел с подобным посвящением в комплексе построек вокруг ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в голицынской усадьбе в Перове (не сохр.). Каменная часовня со стилизованным завершением в виде 3 главок над фасадом-кокошником была устроена на подворье Троицкого Серафимова Дивеевского монастыря (старая, 1912; сохранившееся здание не принадлежит РПЦ); в здании иного стиля часовня была устроена при бесплатной лечебнице Серафимовского комитета Красного Креста на Сивцевом Вражке (1914, не сохр.). Память прп. Серафима Саровского объединила в годы первой мировой войны москвичей и православных с зап. границ страны: во имя этого святого и вмч. Пантелеимона была освящена одна из малоизвестных церквей, с авг. 1915 г. находившаяся в М. при лазарете добровольческого санитарного отряда Гродненской крепости в Трехсвятительском пер. в Реформаторском об-ве (на Нов. Басманной ул.; дом сохр.). В ней сохранялись реликвии, вывезенные из Гродно, Ковно, Бреста, Осовца, антиминс во временном храме был из гродненского кафедрального собора. Временная ц. прп. Серафима Саровского при сводном 81-м эвакуационном госпитале с иконостасом, выполненным на полотняной основе, существовала при госпитале с 1916 по 1918 г. в особняке на Б. Якиманке. В 1904 г. была установлена часовня на берегу р. Химки, в окрестностях Покровского-Глебова-Стрешнева (с 1999 перенесена в Дегунино). С 1905 г. придел во имя свт.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Возрастание человека, борьба с грехами, стремление к совершенству с опорой только на собственные силы не могут быть успешными, потому что нам бросают вызов силы, многократно нас превосходящие. И внешние искушения и соблазны, и естественные проявления человеческой плоти, и многое другое ставят наш разум, нашу волю в очень стесненные условия, не дают возможности раскрыть в полной мере внутренний духовный потенциал, победить злые помыслы, страсти и пороки. Почему же мы все-таки не складываем рук, почему не отказываемся от борьбы, почему у нас есть надежда? А потому что в движении к совершенству, если мы готовы идти по этому пути, с нами Сам Господь. Он передает нам Свою благодать, Свою энергию, Свою силу. Именно благодаря Его силе, Его энергии, Его благодати мы и способны подниматься вверх к небу, к звездам, несмотря на тяжесть земного притяжения. Верующему человеку, идущему по пути спасения, Господь дает Свою энергию, Свою благодать прежде всего в Таинствах Церкви. Святому Григорию Нисскому принадлежат малопонятные с первого взгляда, но исполненные великого смысла слова: «Причащаясь Святых Христовых Таин, мы становимся, как Он», — то есть мы становимся такими, как Бог. Конечно, святой не имел в виду возможность человека по существу стать таким, как Бог, — природа Божественная и природа человеческая различны, и невозможно природе человеческой стать природой Божественной. Но у человека есть возможность воспринять Божественные энергии, а поскольку энергии эти являются нетварными, то мы, впитывая их, принимаем в себя Божество. Трудно понять разумом, но так учит Сам Господь: ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную (см. Ин. 6:54), именно он становится сыном Божиим. Вся святоотеческая традиция, которая говорит о соединении человека с Богом в таинстве Евхаристии, отталкивается от слов Самого Христа Спасителя, от учения святых апостолов. И мы верим, что так и происходит, — мы становимся причастниками Божественных нетварных энергий. Именно эта сила способна преобразовать нашу человеческую немощь: грешника соделать святым, преступника — подвижником, известным строгостью жизни, и примером для других, как это нередко бывало в истории Церкви: из камней сих соделать детей Аврааму (см. Мф. 3:9). Именно поэтому очень важно причащаться Святых Христовых Таин.

http://patriarchia.ru/db/text/4826029.ht...

Ал-дра Конст. Гиляревского —35— Антипиевской, у Колымажного двора, свящ. Влад. Иван. Протопопова Архангельского собора, прот. Валент. Ник. Амфитеатрова Архидиаконо-Стефановской, на Швивой горке, свящ. Викт. Павл. Зверева Афанасие-Кирилловской, на Сивцевом Вражке, свящ. Евлам. Иван. Троицкого Благовещенской, на Бережках, свящ. Иоанна Иван. Святославского Благовещенской, на Житном дворе, свящ. Ник. Конст. Лебедева Благовещенской, в Петровском парке, свящ. Петра Вас. Сперанского Благовещенской, на Тверской, священ. Мих. Иван. Соболева Богородице-Рождественской, на Бутырках, прот. Ал-ия Ал-др. Ансерова Богородице-Рождественской, на Кулишках, священ. Аркад. Мих. Знаменского Богородице-Рождественской, в Путинках, свящ. Сер. Влад. Рождественского Богородице-Рождественской, в Ремесленной богадельне, свящ. Феокт. Вас. Черткова Богородице-Рождественской, в Рождественском монастыре, свящ. Ник. Ал-др. Ивановского Богородице-Рождественской, за Смоленскими воротами, свящ. Влад. Андреевича Воскресенского Богородице-Рождественской, в Старо-Екатерининской больнице, священ. Ал-ия Ал-еевича Лебедева Богородице-Рождественской, в Старом Симонове, священ. Иак. Вас. Остроумова —36— Богородице-Рождественской, в Столешниках, свящ. Мих. Вас. Модестова Богородицкой, в Александр. Общине сестер милосердия, священ. Ал-дра Вас. Озерецкого Богоявленской, в Елохове, прот. Иоанна Яковл. Березкина Богоявленской, в Ямской Дорогомилов. слободе, свящ. Конст. Мих. Михайловского Борисо-Глебской, у Арбатских ворот, прот. Мих. Иоанн. Руднева Борисо-Глебской, на Поварской, свящ. Иоанна Сем. Шарова Варваринской, на Варварке, прот. Мих. Дим. Никольского Варваринской, в Сиротском доме Лобковых, свящ. Иоанна Ал-евича Ирисова Введенской, на Лубянке, свящ. Ник. Петр. Аптушева Введенской, в Мариинском Епарх. женском учил., свящ. Серг. Спир. Гречанинова Введенской, в Мариинском женском училище Дамск. Попечит., священ. Михаила Гавр. Городенского Введенской, в бывом Новинском монастыре, прот. Феод. Иоан. Румянцева Введенской, в Семеновском, священ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ученица Г.И.Челпанова (см. прим.12), она была замечательным логопедом, серьезным психологом и философом. В студенческие годы стала прихожанкой храма свт.Николая на Маросейке. В начале 1930-х гг. вместе с другими прихожанами (в т.ч. автором воспоминаний Е.В.Апушкиной) была арестована, но вскоре освобождена. Вышла замуж за находившегося в ссылке Бориса Александровича Васильева (1932), тайно рукоположенного в священники. Отрывки из ее автобиографических записок, а также дневника (1924 г.) были опубликованы в сб.: Надежда. Вып.7. Франкфурт-на-Майне. 1982. С.298–327. Протоиерей Владимир Богданов 64 Протоиерей Владимир Богданов (19.4.1865 – 10.11.1931) – родился в Москве; его отец, А.П.Богданов, знаменитый русский антрополог и зоолог, директор Московского зоологического музея. После окончания физико-математического факультета Московского университета (1888) преподавал в 1-м Московском реальном училище (1888–1900). Заведовал отделами чтений по физике и естествознанию в Комиссии по устройству общеобразовательных чтений для московских рабочих (с 1902). Кандидат математических наук. Товарищ начальника отдела прикладной физики Политехнического музея (1900–1917). Духовный сын прот. Валентина Амфитеатрова , ученик прп. Варсонофия Оптинского , неоднократно обращался за советами к прп. Варнаве Гефсиманскому . Рукоположен во иерея целибатом (17.5.1914). Служил в храмах (1915–1927): Спаса Преображения на Песках в Спасопесковском переулке; апостола Филиппа (Иерусалимское подворье); прп. Серафима Саровского при Серафимовском комитете помощи раненым на Сивцевом Вражке (настоятель до 1921 г.). От епископской хиротонии, предложенной Патриархом Тихоном, отказался. Был в тайном постриге (с именем Серафим). Подолгу жил в Дивеевском и Серафимо-Понетаевском монастырях, в Аносиной пустыни. Арестован (1923). Сидел в Бутырской тюрьме. В 1923 (1924?) г. находился в ссылке в Зырянском краю (Усть-Сысольск, Усть-Вымь, с.Корчемье) вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым), архиепископом Фаддеем, архиепископом Неофитом, епископом Николаем и епископом Афанасием (Сахаровым) .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Судили в Московск. Окружном суде причетника церкви свв. Кирилла и Афанасия, на Сивцевом Вражке. Обвиняли его в замене 4-х серебреных сосудов – медными. Дьячок, отрицая виновность, заявил, что поп и диакон чуть не 4 года употребляли сосуды медные, теперь же когда все следы сокрыты, привлекли его к суду, к тому же поп и диакон родня. Присяжные оправдали дьячка, а митрополит его отрешил от места. Прихожане между тем обратились к митрополиту с жалобой, что священник 1½ года не читает молитвы за царя. Митрополит передал дело в консисторию; поп снес туда 300 рублей. Резолюция: «сделать выговор» и более ничего! Купец М. К.., 12 сентября, жаловался епископу Мисаилу (которого многие считают просто за идиота), что в его родном селе (Дмитровского уезда) поп творит страшные бесчинства, которые подтвердили жалобою 18 прихожан. Епископ скрыл жалобу и когда прихожане, в лице поверенного обратились вновь к епископу, то узнали, что консистория и митрополит якобы оправдали священника. На деле же оказалось, что жалоба не была передана епископом в консисторию и он сам же после стал упрашивать купца извинить священнику, ибо «кто же ныне из духовенства не пьянствует». Чего же ожидать в будущем епархии от такого архипастыря? Не лучше и другой московский викарий Александр. Довольно будет сказать, что он явил столь большое пристрастие к деньгам, что решился удалить Саввинского архимандрита Галактиона, который вскоре после заявлений епископа умер от огорчения. Сына епископа часто привозят на Саввинское подворье в самом безобразнейшем виде. Все это видят просители, видит народ. Соблазн велик! А между тем епископ Александр настолько же нужен митр. Иоанникию, насколько еписк. Мисаил, как защитники безнаказанности духовенства. 25 сентября, пьяный поп с дьячком возвращались домой на лодке, через озеро. С ними ехало 6 крестьян. Дорогой дьячок оборонил весло и тогда поп посоветовал «махнуть преподобным». Крестьяне возмущенные действием попа подали жалобу епископу, оставленную без последствий. Поп торжествует. Впрочем во Владимирской епархии таких случаев сотни. Благодаря закрытию в Астрахани богатейшего в России монастыря Преображенского, архиепископ Феогност сильно выдвинулся. Имея одну из богатейших епархий в России, получая более 60 тыс. рублей на свою персону, он может кое-что уделить гг. синодским чиновникам, которые не только его защитят, но и наградят.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

С Троицкого подворья заехал я в Высокопетровский монастырь, вошел в Боголюбскую церковь , которую нашел в лучшем против прежнего виде, зашел в настоятельские покои, которые напротив оказались грязными и неопрятными, посетил келью Казначея, Игумена Иосифа – моего давнего и честного комиссионера. Был затем у Помпея Николаевича Батюшкова, в его собственном доме у Страстного монастыря. В беседе с ним речь зашла, между прочим, о статьях Лескова 1259 (Члена Совета Министерства народного просвещения), под заглавием: «Мелочи архиерейской жизни». Помпей Н-ч статьи эти порицал, и справедливо. От Помпея Николаевича заезжал к Генерал-Губернатору, Князю Владимиру Андреевичу Долгорукову, но не застал его дома. Впрочем Князь, возвратившись откуда-то домой и узнавши о моем посещении, тотчас отдал мне визит на Саввинском подворье. Поехал я затем в Богоявленский монастырь к Преосв. Амвросию, епископу Дмитровскому, но и того не застал дома. В 1 ч. пополудни обед на Саввинском подворье. К столу приглашены были преосвященные – Амвросий и Иоанн 1260 , бывший Алеутский, мой ученик по академии и постриженец. После обеда, часу в 5-м пополудни, отправился я к сестре покойного архиепископа Леонида, Татьяне Васильевне Краснопевковой, живущей с братом своим Александром Васильевичем в собственном доме на Сивцевом Вражке. От ней получил я подлинную собственноручную записку Преосвященного Леонида о поездке его в Октябре 1873 г. в Петербург на юбилей Горного Института 1261 . От Краснопевковых поехал я к Наталье Петровне Киреевской. Она рассказывала, между прочим, о назначении на Киевскую Митрополию преосвященного Филофея, что это назначение последовало будто бы по особому откровению Государю. В какой мере справедлив этот рассказ, не знаю. Часу в одиннадцатом возвратился в свою квартиру. 31 ч. утром принимал я приезжавших из Твери, для встречи меня, Члена Консистории Протоиерея Вас. Фед. Владиславлева 1262 и Секретаря той же Консистории Сергея Петровича Славолюбова. Последний вручил мне несколько пакетов с официальными бумагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

«Так еще в 1975-м вышла замуж за Мухаммеда (выпускника факультета шариата Дамасского университета, который в то время был студентом, а потом аспирантом МИСИ. – Ред.). Так что, если бы не он, читать Коран мне бы даже в голову не пришло. Мы – потомственные дворяне из Царского Села. Были очень близки к императору и крещены в Царскосельском Екатерининском соборе – там же, где и четыре дочери Николая ΙΙ. В советское время папу (полунемца-полуангличанина) расстреляли, я родилась в ссылке в Коми. В Москву мы с мамой вернулись в хрущевскую оттепель... Когда Мухаммед сделал предложение, я ему наотрез отказала. Но он взял академический отпуск в институте и выстоял его у меня в подъезде в Сивцевом Вражке... А когда уже после свадьбы речь заходила о религии, что было достаточно редко, я всегда говорила одно и то же: «Солнышко, вот у тебя – свое, а у меня – свое». Так продолжалось лет десять... Когда же я впервые прочла Коран на английском языке, то была восхищена им. Вот как Лев Толстой сказал: «Прошу считать меня правоверным магометанином». Так и я могу сказать: «Прошу считать меня правоверной мусульманкой», – так Валерия Порохова описывала свой приход к исламу 226 . После принятия ислама Порохова приступила к переводу Корана на русский. Точнее она пыталась переводить смыслы священного для мусульман текста с английского языка не просто на русский язык, а на смесь русского и церковнославянского. Впервые этот перевод был опубликован в журнале «Наука и религия» и сразу вызвал скандал в среде арабистов 227 . Большинство знатоков ислама и арабского языка назвали перевод Пороховой безграмотным, поставив логичный вопрос: как можно было переводить эту книгу с другого перевода и без знания арабского? С критикой в адрес Пороховой выступили известные исламоведы: Виктор Ушаков, Сергей Прозоров, Александр Игнатенко и Ефим Резван. Последний высказался наиболее резко, охарактеризовав труд Пороховой как «синтез в высшей степени удачного менеджмента и крайне безграмотной реализации сложнейшей научной задачи» 228 . В поддержку Пороховой высказались: Алексей Малашенко, Саид Кямилев и представители Совета муфтиев России.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010