Из средневековых исторических сюжетов, связанных с Православием в Монголии, внимание привлекает обращение в Православие ордынского царевича Даира Кайдагула, племянника хана Берке (правил Улусом Джучи, т.е. Золотой Ордой в 1257–1266 гг.) и правнука Чингисхана. Царевич Даир заинтересовался Православием во время визита в Сарай святителя Кирилла, епископа Ростовского и Ярославского (ум. в 1262 г.), который проповедовал в ордынской столице в 1253 году. Даир уговорил святителя Кирилла, приехавшего через несколько лет в Орду, забрать себя в Ростов. Здесь он был крещен с именем Петр и, согласно житию, после явления ему святых первоверховных апостолов Петра и Павла выстроил на озере Неро монастырь в их честь. После смерти супруги принял постриг и скончался в основанной им обители в 1290 году. Причислен к лику святых в 1547 году в чине преподобных при святителе Макарии (ок. 1482–1563 гг.), митрополите Московском и всея Руси. Несмотря на имеющуюся в историографии скептическую точку зрения о некоем «вынужденном» характере крещения преподобного Петра Ордынского (как способа бегства на Русь от возможного убийства во время династических распрей), его обращение в Православие стоит особняком в череде принятия Православия ордынской знатью, неоднократно имевшей место во 2-й половине XIII – начале XIV века. С этим соглашаются светские историки, отмечая, что преподобный Петр был единственным, кто принял Святое Крещение исключительно в результате проповеди (в данном случае святителя Кирилла), и кто не руководствовался политическими, династическими или иными мирскими обстоятельствами . Другими крупными историческими фигурами средневековой Руси, связанными с Монголией, были святой благоверный князь Александр Невский (1221–1263 гг.), чье активное взаимодействие с Ордой широко известно, и святитель Алексий (ок. 1292–1305 – 1378 гг.), митрополит Киевский и всея Руси, исцеливший глазную болезнь у Тайдулы – жены ордынского хана Узбека. Митрополит Алексий исцеляет жену хана Золотой Орды Тайдулу В полной же мере появление Православия в Монголии относится к XIX веку, когда в Российской империи оно являлось государственной религией, выполняя определенные идеологические функции.

http://pravoslavie.ru/159468.html

Кроме того, значительное количество болгар (булгар) и татар прославлено в лике святых: мученик Авраамий Болгарский, преподобный Даир Кайдагул Орда-Ичинович Пётр Ордынский Чингизов, преподобный Пафнутий Боровский, страстотерпец царевич Мелик-Тагирович Феодор Долголядский, мученик Петр Казанский, мученик Стефан Казанский, преподобный Туртас Серапион Кожеозерский, блаженный царевич Иаков Касимовский, мученица Платонида, священномученик Николай Тохтуев и др. Так же нами почитаются как святые протоиерей Василий Тимофеев и иерей Даниил Сысоев и др. Московская татарская православно-христианская община приглашает Вас присоединиться к служению молебна и панихиды по православным предкам татарского, чувашского, других тюркских народов и болгарского народа, некоторые из которых были крещены в Константинополе еще до рождения Кирилла и Мефодия и до появления исламской религии. С тех пор в течение многих веков Православие всегда присутствовало среди татар и других тюркских народов. МТПХО поддерживает традицию служения панихиды по своим крещеным предкам и предлагает присоединиться. Мы просим также присылать информацию о состоявшихся молебне и панихиде (в идеале — описание с видеорепортажем). То, что ханы Великой Булгарии, Кыпчакского и Кимакского Ханств, Великого Монгольского Улуса, Золотой Орды, татарских ханств и орд были крещеными — является общепризнанной в истории информацией, подтвержденной летописями и археологическим данными, которые можно найти в открытых источниках. Нам не всегда известно точно, под какими именами их крестили, так как в историю они вошли под своими родными, тюркскими именами, поэтому поминовение совершается с использованием их фактических имен. Кроме того, некоторые имена, например, Кубрат, отсутствуют в русских святцах, но являются общепринятыми у болгарского народа. Имена для поминовения Об упокоении (ханов, цариц, царевичей и царевн): Кубрата, Аспаруха, Батыя, Сартака, Улагчи, Боракчин-ханум, Феодоры Батыевны (Сартаковны), Саина Булата Стефана Симеона Бекбулатовича, Ядыгар-Мухаммеда Джан-Мухаммеда Симеона Касаевича, Утемыш-Гирея Александра, Сеид-Бурхана Василия Арслановича, Фатимы-Султан-Бинем-Сеитовны

http://pravoslavie.ru/109269.html

Предположение о появлении К. к. после казанских походов Иоанна IV Васильевича Грозного 50-х гг. XVI в. опирается на монастырское предание, вошедшее в житие прп. Димитрия Прилуцкого (Вологодского). Одному из заболевших братьев во время строительства 3-го деревянного здания монастырской церкви было видение, что сам прп. Димитрий Прилуцкий участвует в работе. Когда по завершении строительства получивший исцеление монах подумал, что хорошо бы увидеть рядом с новой церковью ее основателя, ему был голос: «Димитрия ли ищешь? Ныне чудотворец Димитрий в Казани». Далее упоминается, что летом того же года войска вел. кн. Московского были в походе у Казани и в тот день, когда иноку было явление преподобного основателя, «явилась в Руси великая помощь над неверными» (Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X-XX вв./Сост.: С. С. Бычков. М., 1992. С. 135; Украинская. 1990. С. 52). Житие прп. Димитрия, известное в неск. редакциях, основано почти целиком на устных сведениях преемников святого ( Украинская Т. Н. Житие Димитрия Прилуцкого//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 259-260); сведения о построении 3-й соборной церкви находятся в сводной редакции Жития, известной уже в кон. XV в. по рукописям ( Она же. 1990. С. 14) и произведениям иконописи (житийная икона прп. Димитрия Прилуцкого письма мастера Дионисия (80-е гг. XV в.- 1503, ВГИАХМЗ; см.: Украинская. 1990. С. 18). Отсутствие царского титула в тексте указывает на то, что он посвящен событиям до 1547 г.; походы Московских вел. князей на Казань были частыми уже в 80-х гг. XV в., когда их цель состояла в поддержке промосковской местной элиты. Начатый весной 1487 г. поход вел. кн. Иоанна III Васильевича на Казань сопровождался осадой и завершился сдачей города 9 июля. Новым царем был поставлен хан Мухаммед-Эмин («Магмедамин»), а побежденный хан Али («Алегам»), его жены и сыновья были вывезены на Русь в вологодские мон-ри. Нек-рые из родственников бывш. казанского царя приняли крещение и породнились с семьями Московской Руси, в т. ч. с правящей семьей: зятем вел. кн. Василия III был Петр (Худай-Кул), царевич Ордынский, родной брат хана Али ( Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. М., 19913. С. 50). Вероятно, именно в этот период и в этой среде могли сформироваться соответствующие сюжеты, включенные в Житие прп. Димитрия Прилуцкого. Возможно, на легенды об участии К. к. в походе на Казань повлияло почитание святого и особенно его иконы письма Дионисия при вел. кн. Иоанне III (подробнее о местных преданиях см.: Голейзовский Н. К. О датировке местной иконы «Димитрий Прилуцкий с деянием» из вологодского Спасского Прилуцкого мон-ря//ДРВМ. 2003. 3(13). С. 64-65).

http://pravenc.ru/text/ Киликиевский ...

ПЕТР (341/5 - после 392), свт. (пам. 9 янв.), еп. Севастии Армянской, брат свт. Василия Великого, свт. Григория Нисского и прп. Макрины Младшей ПЕТР († посл. четв. XIII в.), ордынский царевич, чингисид, племянник хана Берке, прп. (пам. 30 июня, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ПЕТР († ок. 403-405), молчальник, прп. Галатийский (Антиохийский) (пам. 1 февр., 25 нояб.; пам. греч. 1 февр.) ПЕТР (XV в.?), Каменский, игум. Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПЕТР (XI-XII вв.?), Киево-Печерский, прп. (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПЕТР (V в.?), прп. Пионитский, Раифский (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) ПЕТР (Полянский Петр Федорович; 1862-1937), митр. Крутицкий, патриарший местоблюститель (1925-1936), сщмч. (пам. 27 сент., в Соборе Московских святтителей, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе святых Челябинской митрополии) ПЕТР († янв. 1613 (?)), Черевковский, Сольвычегодский, сщмч. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и 19 окт.- в Соборе святых Архангельской митрополии) ПЕТР Васильевич Беляев (XIX в.- 1918), свящ., сщмч. (пам. 4 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Челябинской митрополии) ПЕТР Николаевич Богородский (1878-1937), свящ., сщмч. (пам. 24 окт., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Яковлевич Варламов (1897-1930), свящ., сщмч. (пам. 26 февр., в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Дмитриевич Вяткин (1882-1918), свящ., сщмч. (пам. 9 окт., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_56.html

В верхней части видны как бы сгустки огня, хотя никаких источников света в гараже не было. Немного позже одной прихожанке, москвичке, снится сон: что мы ищем какие-то мощи, а над большим гаражом стоит светящийся столп. Когда она приехала в монастырь, в котором ранее не была, тут же узнала гаражи, виденные во сне и указала откуда выходил светящийся столп. Это был гараж показанный на снимке. Далее было сделано сопоставление современного и древнего планов монастыря и получилось, что место на фото и указанное во сне совпадает с местом расположения раки преподобного царевича Петра. После разборки гаражей на этом месте установлен памятный крест. Памятный крест на месте раки преподобного царевича Петра. Осенью 2005 года начато производство шурфов. В первом шурфе, буквально через пол метра лопата наткнулась на жесткое основание; это была южная стена Петро-Павловского Собора. К декабрю останки южной стены были полностью вскрыты и точно определено нахождение раки преподобного Петра, которое совпало с ранее установленным. Состояние грунта на месте раки позволяет сделать вывод, что сколь-нибудь серьёзных раскопок мощей преподобного ранее не производилось. До революции в обители был чудотворный образ Божией Матери, именуемый «Скоропослушница», празднуемый 22 ноября. Этот день, по традиции, начался с торжественного Богослужения, после которого последовало освящение памятного креста затем спектакль, подготовленный детьми воскресной школы. Погода была пасмурная. В районе 3-х часов дня, бригадир реставраторов делал любительские фото монастыря. В кадры попал и крест. Когда проявили пленки, то несколько кадров подряд казались почти засвечены, а на фотографии крест получился в огне, который обладал интересной особенностью– окружающие предметы не давали тени. Позже рабочий той же бригады видел через фотокамеру сотового телефона огонь над сводом алтаря храма Похвалы Богородицы, после чего вскоре крестился. Святые [ править править код ] Преподобный Петр Ордынский, Ростовский, царевич Святыни [ править править код ] Явление преподобному Петру апостолов Петра и Павла Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Петровский_Рос...

План монастыря. 1. На этом месте стоял собор. 2. Церковь Похвалы Храмы такого ранга и древности, как храм Похвалы Богородицы, обычно является памятником истории, культуры, и распоряжается такими объектами областной департамент истории культуры и туризма. Однако здесь предстояла редкая возможность: храм не был под охраной государства, и мог быть передан православной общине в собственность. Что и было сделано с подобающей торжественностью. На радостях православная община стала заниматься первоочередными ремонтно-восстановительными работами. Несложно догадаться, что особо большими средствами она, при этом, не располагала. Как писали многие газеты, сельские электрики стали банкротами. Новый конкурсный управляющий оспорил в арбитражном суде акт передачи. После этого он предложил общине покрыть долги предприятия, и тогда всё уладить. С этого момента и начался газетный, а затем и телевизионный взрыв внимания к церкви Похвалы Богородицы в Ростовском Петровском монастыре. Именно здесь, рассмотрев конфликтную ситуацию, мы имеем, наконец, полное право погрузиться в историю, уже, казалось бы, такую далёкую. Да, древние летописи ничего не говорят нам о том, был или не был царевич Петр Ордынский в Ростове в XIII веке. И наоборот, более поздние ростовские летописи XIX века смело называют его по имени-отчеству, как в монгольском, так и в русском варианте, и рассказывают про него много такого, о чём, в пору сказать, он сам про себя не знал. В Ростове в XIII веке велась летопись, однако летописцы (или те, кто копировал их сочинения) не удосуживались назвать имена княгинь, которых выдавали замуж за ростовских князей. Поэтому нет смысла ожидать отсюда каких-либо известий о святом Петре. Единственным историческим источником сведений о святом Петре и об основании Петровского монастыря является литературный памятник древнерусской письменности, и он называется: «Житие преподобного Петра, Царевича Ордынского». Житие не скрывает, что написано уже внуками этого человека. Можно не сомневаться в существовании святого Петра. Благодаря исследованиям синодиков и родословных, стало известно, что среди многочисленных потомков святого родился знаменитый иконописец Древней Руси Дионисий. С житием Петра Царевича можно ознакомится в церковных и в светских книгах, в сборниках житий, Прологах, дореволюционных описаниях Петровского монастыря. Одна из последних публикаций имеется в замечательной книге «Древнерусские предания» (Ленинград, 1982). В ней житие опубликовано по одному из ранних списков, а также имеется перевод на русский язык.

http://pravoslavie.ru/316.html

Благоверный Великий Князь Александр Невский. Ноябрь, 23 1263 Мученик Благоверный Князь Роман (Ольгович) Рязанский. Июль, 19 1270 Святитель Серапион, епископ Владимирский. Июль, 12 1275 Преподобный Киприан Устюжский. Сентябрь, 29 1276 Преподобная Харитина Новгородская (Литовская). Октябрь, 5 1281 Благоверный князь Роман Угличский. Февраль, 3 1285 Святитель Игнатий, епископ Ростовский. Май, 28 1288 Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской. Февраль, 3 1289 Преподобный Петр, Царевич Ордынский. Июнь, 29 1290 Святитель Василий, епископ Рязанский. Июль, 3 1295 Память Псковских угодников: преподобных Иоасафа Снетногорского и Василия Мирожского и дружины их. Март, 4 1299 Благоверный князь Феодор Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1299 Благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский. Май, 20 1299   XIV в.   Преподобный Захария Постник, Печерский. Март, 24 XIII-XIV вв. Преподобный Симон Радонежский. Май, 10 XIV в. Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие. Сентябрь, 25 XIV в. Преподобный Тит Печерский, бывший воин. Февраль, 27 XIV в. Преподобная Марфа Псковская. Ноябрь, 8  Преподобный Макарий Писемский. Январь, 10 XIV в. Благоверный князь Константин Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 XIV в. Преподобные Варлаам и Гедеон Серпуховские. Май, 5 XIV в. Благоверный князь Даниил Московский. Март, 4 1303 Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец. Июль, 8 1303 Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский. Декабрь, 6 1305 Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский. Декабрь, 23 1310 Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской. Ноябрь, 22 1318 Благоверный князь Давид Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1321 Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Декабрь, 21 1326 Святой благоверный князь Феодор Стародубский. Июнь, 21 1330 Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители Преподобного Сергия Радонежского. Сентябрь, 28 ок.1337 Преподобная Анна Кашинская. Октябрь, 2 1338 Святые мученики Литовские (Виленские) Антоний, Иоанн и Евстафий. Апрель, 14 1347

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Россия тогда была прибежищем для православных с Запада, которые стремились сохранять православную веру, ибо становилось всё более очевидным, что события XI века в Западной Церкви уводят её от веры первого тысячелетия. В XVII веке при Патриархе Никоне Россия приглашала монахов многих национальностей, в том числе новообращенных с Запада, в построенный им под Москвой монастырский комплекс, получивший название «Новый Иерусалим». Здесь он хотел воссоздать святые места Палестины, связанные с нашим Господом, и заселить обитель монахами всех национальностей. Патриарх стремился не к чистоте расы, а к чистоте веры. Для него в православной вере все равны, независимо от их происхождения. Этот великий проект так и не получил развития и завершения, ибо Патриарх был низложен клеветниками (не без поддержки Ватикана) и теми, кто хотел подчинить в России Церковь государству. Они стремились после упразднения Патриаршества превратить Церковь в часть государственного аппарата по протестантскому образцу, а духовенство – в простых государственных служащих. Но прежде чем поговорим о настоящем времени, вспомним о тех, кто пришёл с востока «возлечь в Царствии Божием»: мученик Авраамий Болгарский (+ 1229), уроженец Камской Болгарии и, следовательно, мусульманин, он был замучен своими соотечественниками за переход в Православие, память 1 апреля; преподобный Петр, царевич Ордынский (+ 1290), племянник хана Берке, принял Православие и прославился чудотворениями, память 29 июня; преподобный Пафнутий Боровский (+ 1478), великий подвижник татарского происхождения, память 1 мая; преподобная Соломония (в монашестве София), Суздальская чудотворица (+ 1542), татарка по происхождению и, возможно, потомок Чингисхана, она стала великой княгиней Московской и претерпела много страданий в своей жизни, память 16 декабря; мученики Стефан и Петр Казанские (+ 1552), бывшие татары-мусульмане, они приняли Православие и были преданы смерти своими соплеменниками, память 24 марта; преподобный Серапион Кожеезерский (+ 1611), казанский татарин, он стал монахом и подвижником, память 27 июня.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Святитель Антоний, епископ Новгородский Блгв. кн. Феодор Новгородский Преподобный Акиндин, игумен Печерский, в Дальних пещерах Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович Владимирский Мученик блгв. кн. Василий (Василько) Ростовский Преподобный Ефрем Смоленский Мученик Меркурий Смоленский Преподобный Памво (затворник), иеромонах Печерскии, в Дальних пещерах Ярослав II Всеволодович (1238 – 1246) Священномученик Лукиан Печерскии, в Дальних пещерах Ок. 1243 Преподобномученица Евпраксия Псковская Блгв. кн. Феодосия Владимирская, в иночестве Евфросиния Мученик и исповедник блгв. кн. Михаил Черниговский Мученик и исповедник Феодор Черниговский, болярин блгв. кн. Михаила Черниговского Блгв. кн. Василий Ярославский Андрей II Ярославич (1249 – 1252) Преподобная Евфросиния Суздальская Преподобномученик Елисей Лавришевский Ок. 1250 Блгв. кн. Святослав (Гавриил) Юрьевский Св. Александр Ярославич Невский (1252 – 1263) Блгв. кн. Константин Ярославский Преподобный Авраамий трудолюбивый, Печерскии, в Ближних пещерах XII-XIII Преподобный Ксенофонт Робейский Блгв. вея. кн. Александр Невский Мученик блгв. кн. Роман Рязанский Ярослав III Ярославич (1263 &ndandash; 1271) Святитель Серапион, епископ Владимирский Василий I Ярославич (1272 – 1276) Преподобный Киприан Устюжский Преподобная Харитина Новгородская Димитрий I Александрович (1276 – 1294) и в Переяславле Блгв. кн. Роман Угличский Святитель Игнатий, епископ Ростовский Святитель Симеон, епископ Полоцкий, Тверской Блгв. Петр, царевич Ордынский Святитель Василий, епископ Рязанский Андрей III Александрович (1294 – 1304) Блгв. кн. Феодор Ярославский Блгв. кн. Довмонт-Тимофей Псковский Преподобномученик Василий, игумен Мирожский Преподобномученик Иоасаф, игумен Снетногорский Блгв. кн. Владимир Ржевский Блгв. кн. Агриппина Ржевская Блгв. кн. Олег Брянский Преподобный Лука (эконом), Печерскии Преподобный Мардарий (затворник), Печерскии Преподобный Константин Косинский, Старорусский Преподобный Косма Косинский, Старорусский Преподобный Савва (богоугодник), Печерскии, в Ближних пещерах

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

И можно ли в другом месте найти такую постепенность сокровищ духовных, какая встречается на этой дороге, на расстоянии каждых 60 верст? Сперва самая Лавра Сергия и Никона, один из основных камней спасения нашей родины и неодолимый врагами щит первопрестольной столицы; потом Переяславль-Залеский, основанный сыном Мономаха в память Киевского, со своими обителями и мощами Святых, игумена Даниила и столпника Никиты; еще далее многоцелебный собор Святителей, в древней митрополии Ростова, Леонтий, Исайя, Игнатий и Феодор, племянник Сергиев, и в уединенной обители Святители Иаков и Димитрий, как бы доныне держащие кормило своей Церкви, по усердию притекающих к их ракам. Тут и родина преподобного Сергия, и юродивый Твердислов Исидор, и Царевич Ордынский Петр, изменивший тьму язычества на свет Христов, и недалеко от его обители первый труженик архимандрит Авраамий, огласивший Ростов проповедью Евангельскою. Далее за 50 верст от Ростова Великокняжеский Ярославль, со своими благолепными храмами и мощами своих заступников Князей; наконец, вниз по течению живописной Волги, матери наших рек, стоит Ипатьевская обитель, отколе двинулся на Царство Михаил, умоленный иконою Феодоровской Богоматери, которая искони чествуется в Костромском соборе. Сколько лиц, сколько событий, сколько воспоминаний, из коих каждое заслуживало бы особого описания, не говоря уже о самых храмах, замечательных в высшей степени и ознаменованных летописными деяниями. И деяния сии действительно были вписаны в летописи или сохранились в преданиях местных; и жития святых угодников также переходят, из уст в уста благочестивых богомольцев, или внесены в харатейные списки, доселе хранящиеся в их обителях. Но многим ли они известны, и многие ли, проходя мимо, полюбопытствуют спросить о них? А может быть некоторые пройдут, не только с равнодушием к сим местным блюстителям своей паствы, но и с совершенною холодностью в сердце, вообще ко всем угодникам Божиим. Что может быть причиною такого равнодушия? Одно только неведение того чему надлежит верить, или искаженное представление догматов: а без благоговейного чествования Святых Божиих нельзя однако называться православным.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010