Отсюда можно заключать, что Сарайский епископ окормлял не одних только русских и греков, расселившихся к тому времени по территории Золотой Орды, но и самих ордынцев-кочевников, принимавших святую веру. В Православие перешло значительное количество тюрко-татарского населения ордынских земель, в том числе немалое число представителей ордынской элиты. Известно несколько случаев обращения к христианству лиц даже из ханских и княжеских фамилий, равно как ханских вельмож, мурз и других именитых татар. Первый пример обращения к святой вере из лиц ханских фамилий представляет собою святой Петр, царевич Ордынский. Он был родным племянником хана Берке, и постоянно находился при нем. Когда к хану в первый раз прибыл епископ Ростовский Кирилл ходатайствовать за свою епархию и по желанию Берке рассказывал о просвещении Ростова святым Леонтием, о чудесах, совершающихся от мощей его, и вместе предлагал разные христианские поучения, этот юноша, слышавший слова святителя, умилился душой. Он начал размышлять о суетности богов монгольских и искать истинного Бога. Следующая поездка вскоре была совершена епископом Ростовским Кириллом по приглашению самого хана Берке. Хотя он был первым из ханов Золотой Орды, принявший мусульманство, но вызывал преосвященного Кирилла для исцеления своего больного сына. Епископ своей молитвой смог исцелить сына Берке, за что хан приказал давать ежегодный налог для «дома Пресвятой Богородицы». Тогда же племянник хана решил тайно убежать от своих родных. Вместе с епископом Кириллом царевич прибыл в Ростов, где просил себе крещения. Владыка крестил его (примерно в 1267 году), назвав Петром. Царевич Петр построил церковь и монастырь во имя святых апостолов Петра и Павла при озере Неро. Вступил в брак с дочерью одного ордынского вельможи, жившего в Ростове (а этот князь «прежде бяше в веру пришед), имел детей и скончался в глубокой старости, угодив Богу своею добродетельною жизнью. Перед кончиною принял монашеский образ и был канонизирован в 1549 году. Впоследствии приняли святую веру многие другие знатные ордынцы: князь Беклемиш, сын князя Бахмета, крестился в Мещере со множеством других ордынцев, получил имя Михаил и построил церковь во имя Преображения Господня.

http://pravoslavie.ru/38349.html

Солнце правды взошло в эти минуты, как говорит летописец, в душе царевича: он познал Бога христианского и увидел Его очами веры. Упав к ногам святителя Кирилла, он просил крестить его. Но епископ Кирилл должен был думать о благе всей своей паствы. Он опасался гнева хана на всю Русскую землю, если до него дойдет весть о крещении его племянника. Поэтому он медлил исполнить просьбу царевича. Царевич остался жить в его доме, ходил по церквам, учился русскому языку и русской грамоте. Наконец настало время, что его можно было окрестить. Хан Беркай умер; в Орде начались смуты, и о царевиче забыли. В крещении он получил имя Петра. При епископе Кирилле он оставался до его конца. Дело епископа Кирилла продолжал знаменитый святитель Игнатий, и у него в доме продолжал жить царевич ордынский Петр, ведя ту же богоугодную и чистую жизнь. И по явлении ему апостолов Петра и Павла он основал в окрестностях Ростова иноческую обитель, хотя сам оставался до старости мирянином. Епископ Игнатий обвенчал его с дочерью ордынского вельможи, поселившегося в Ростове. А князь побратался с ним, и святитель укрепил это душевное братство их церковною молитвою. Молчаливый, всегда занимаясь в душе то молитвой, то размышлением о вечности, благоверный царевич Петр был отцом всех бедных и несчастных, пережил и князя, нареченного брата своего, и святого Игнатия. Овдовев в глубокой старости, он принял монашество, и мирно отошел к Богу около 1280 года. Он дал миру пример, какую власть Церковь со своими богослужениями имеет над душой. Пусть иногда человек под влиянием речей товарищей, под влиянием отрицательных, прочитанных им книг говорит против Церкви. А на самом деле за какой-нибудь всенощной, под умилительные напевы величания, под стонущие звуки великого славословия: «Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе» в полутемной церкви сходит на душу какое-то непонятное умиление, какое-то благодатное успокоение, которое нигде так полно, как здесь, не переживается... Где мы можем быть вполне спокойны, благонадежны и счастливы? Только там, где наша настоящая сфера, наше постоянное призвание. А где же наше истинное призвание, где то дело, к которому призваны мы всегда, которому мы будем служить и тогда, когда и мир разрушится, и останутся только души человеческие с создавшим их Богом? В чем же наше вечное дело, как не в прославлении Христа? А ведь храмы для того только и существуют, и все в них происходящее одну цель только и имеет — это постоянное славословие Христа.

http://pravoslavie.ru/2311.html

Хотя центрами почитания святого оставались Москва и Углич, его изображения присутствуют в убранстве петербургских храмов: в соборе равноап. кн. Владимира на иконе «Образ всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон» 60-х гг. XIX в.; в приделе блгв. вел. кн. Александра Невского Исаакиевского собора помещено необычное мозаичное изображение Д. И. (по оригиналу Н. А. Майкова) в виде несомого ангелами мальчика в белой рубашке, с пальмовой ветвью, ангелы держат венок и горностаевую мантию, слева внизу - лежащая на подушке корона. Св. царевич Димитрий. Фрагмент иконы " Собор русских святых " . Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Св. царевич Димитрий. Фрагмент иконы " Собор русских святых " . Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Святой также представлен в композиции генеалогического древа российских государей в стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве 1883 г. (артель Ф. Г. Торопова). В связи с тем что в день памяти Д. И. 15 мая 1883 г. состоялась коронация имп. Александра III, на рубеже XIX и XX вв. создавались иконы, где св. царевич представлен в числе др. святых, память к-рых празднуется в этот день (прп. Пахомий Великий, святители Ахиллий Ларисский и Исаия Ростовский). Такова икона, помещенная над киотным образом блгв. вел. кн. Александра Невского и св. Марии Магдалины (патрональных святых императора и императрицы) в Вознесенском соборе Новочеркасска, освященном в 1905 г. ( Азизов Д. , свящ. Новочеркасский войсковой кафедр. собор: История, архитектура, святыни. Р.-н/Д., 2002. С. 54). Согласно академическому руководству В. Д. Фартусова, Д. И. следует писать «типа русскаго… дитя на восьмом году… в сорочке, шароварах, сапожках, на плечах кафтанчик, на голове шапочка, в руках платочек (полотенце, шитое золотом)» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 282). На старообрядческих иконах Соборов русских святых Д. И. представлен в правой группе блгв. князей 1-м в ряду, рядом с прп. Петром, царевичем Ордынским: на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г.

http://pravenc.ru/text/178207.html

В нач. 30-х гг. XIII в. К., по-видимому, участвовал в семейных торжествах ростовских князей: 24 июля 1231 г. у кн. Василька Константиновича и кнг. Марии Михайловны родился сын Борис, вскоре он был крещен, летом 1236 г. родился и был крещен св. Глеб Васильевич , летом 1232 г. состоялась свадьба угличского кн. Владимира Константиновича. В февр.- марте 1238 г., во время монг. нашествия, К. укрылся на Белоозере. Весной этого года на месте битвы рус. войск с монголами на р. Сить (4 марта) по инициативе К. были предприняты поиски останков вел. кн. Георгия Всеволодовича, погибшего на поле боя. После обнаружения тела вел. князя К. совершил его погребение в ростовском Успенском соборе. По повелению К. и кнг. Марии Михайловны в Ростов также было привезено обнаруженное в Шеренском лесу тело ростовского кн. Василька Константиновича, плененного монголами во время битвы на Сити и вскоре убитого. Останки князя были похоронены в Успенском соборе. Несомненно по благословению К. в городах и селах Сев.-Вост. Руси весной 1238 г. было организовано отпевание и погребение погибших во время нашествия монголов. В Ярославле массовые захоронения совершались во 2-й пол. апр.- мае 1238 г. ( Энговатова А. В. и др. Массовое средневековое захоронение в Ярославле: (Предварительные результаты)//КСИА. 2010. Вып. 224. С. 106-114). «Ростовский еп. Кирилл в орде исцеляет сына хана Берная». Клеймо иконы «Прп. Петр, царевич Ордынский, с житием». Кон. XVII — 1-я четв. XVIII в. (ГМЗРК) «Ростовский еп. Кирилл в орде исцеляет сына хана Берная». Клеймо иконы «Прп. Петр, царевич Ордынский, с житием». Кон. XVII — 1-я четв. XVIII в. (ГМЗРК) Осенью 1239 г. по приказу Владимирского вел. кн. св. Ярослава (Феодора) Всеволодовича состоялся перенос останков Георгия Всеволодовича во Владимир-на-Клязьме. Погребение князя во владимирском Успенском соборе совершили К., архим. владимирского Рождество-Богородицкого мон-ря Дионисий, «игумени, и попове, и черноризци». На похоронах вел. кн. Георгия присутствовали его братья вел. кн. Ярослав и суздальский кн. Святослав (Гавриил) Всеволодович , а также «князи рустии» и «весь град Володимерь» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 467; Т. 25. С. 130). Роль Ростовского епископа в этих событиях не была случайной. После гибели 7 февр. 1238 г. Владимирского еп. Митрофана К. в 1238-1251 гг. управлял Владимиро-Суздальской епархией и восстанавливал правосл. приходы в Сев.-Вост. Руси (в частности, летом 1239 освятил ц. Бориса и Глеба в Кидекше).

http://pravenc.ru/text/1840429.html

В ту же ночь явились они самому Епископу Игнатию и строго повелели устроить церковь для служителя их Петра, которому дали много денег для вклада в его Епископию. Воспрянул в ужасе Епископ и, призвав Князя Ростовского, поведал ему свое ночное видение, недоумевая как его исполнить. Князь же беседуя с ним, увидел на церковном дворе идущего Царевича с тремя иконами, ярко сиявшими в руках его. Взошел Царевич и, поклонившись Владыке и Князю, поставил пред ними иконы, поведав о бывшем ему явлении и повелении Апостолов. Изумились оба при виде икон, ибо не было в то время иконописцев в городе Ростове, и они знали, что юный Петр не мог привезти с собою чудные образа эти из земли Татарской. Отпев молебны, они посадили на колесницу Царевича и велели ему везти иконы на место своего видения; сами же пешие последовали за ним на берег озера, где опять стали молиться верховным Апостолам; во время молебного пения народ оградил место, предназначенное для церкви, которое Петр назнаменовал поставлением икон. Возвращаясь в город, Князь, сказал Царевичу: «если Владыка захочет устроить тебе церковь , а я не дам тебе места, что ты будешь делать?» Петр, не смущаясь, отвечал: «повелением Апостолов, Князь, я куплю у тебя и место для церкви ценою, какую определишь.» Тогда старый Князь, видев полные мешки золота и сребра, бывшие у Царевича, сказал: «положишь ли за мою землю тоже, что и за иконы, девять литр серебра и десять золота?» Согласился Петр, с благословения Владыки, исполнить требование обладателя Ростова, и просил только, чтобы по обычаю ордынскому, место ему дарованное, окопано было рвом. Сам Царевич, по назначенной черте, от озера и кругом опять до воды, начал класть, одну за одной, монеты, и как не оскудел некогда елей в сосуде вдовицы молитвами пророка Илии, так не оскудели сребро и злато, в дарованных ему мешках от Апостолов; великое сокровище увез с собою Князь на той самой колеснице, на которой привезены были святые иконы к месту будущей обители, и вместе с тем не истощилось сокровище Царевича; все воздали хвалу Богу, за такое видимое благословение их благого начала, и с радостью возвратились в город; Царевич же раздавал щедрую милостыню нищим и еще более уединялся на молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Царевич выразил решимость тайно от всех скрыться из Орды и прибыть в Ростов. Так действительно и случилось. И вот татарский царевич, плененный благолепием соборного храма и стройностью христианского богослужения, усердно просит епископа окрестить его: «огнь взгореся в сердцы его, и восия солнце в души его!» Но опытный старец советует ему подождать еще несколько времени: царевича могли отыскивать на Руси и в самом Ростове. Когда наконец опасность миновала, епископ крестил царевича, назвав его Петром, «и бе Петр учение Господне (слушая) по вся дни во святилище и у владыки». Год от году Петр все более свыкался с жизнью на Руси. Князь Борис Василькович так полюбил его, что побратался с ним. Часто они вместе делили досуг, занимаясь охотою с ловчими птицами по берегу ростовского озера, часто приходилось Петру засыпать под открытым небом, среди дубрав, «по обыщней молитве», и тогда посещали его дивные видения. На месте одного из таких видений, «при езери» Неро, Петр, с благословения епископа Игнатия, преемника Кирилла, построил монастырь во имя свв. апостолов Петра и Павла. Женившись на дочери ордынского вельможи, он имел детей и «в глубоце старости, в монашеском чине к Господу отъиде, Его же возлюби» 362 . Без сомнения, царевич Петр горько оплакивал кончину Кирилла в 1262 году. Но еще более скорбели о потере маститого пастыря русские князья – Александр Ярославич, Борис и Глеб Васильковичи вместе с княгинею Мариею. Все они горячо любили и почитали Кирилла, который «князьям и бояром и всем вельможам был на успех, обидимым помогал, печальных, нищих миловал». Все дивились его святой жизни, «все спешили из окрестных мест в город, в соборную церковь Св. Богородицы как для того, чтобы послушать ученья его от святых книг, так и желая посмотреть на великолепие церкви, которую он дивно украсил». – Ничем он не отстал от прежних епископов ростовских, св. Леонтия, Исаии и Нестора, последуя их нравам и учению! – говорили при его гробе. – Он был истинный святитель, а не наемник!.. А князья припоминали, как незабвенный страстотерпец Василько Константинович в предсмертной молитве своей просил Бога сохранить, вместе с его семейством, и епископа Кирилла; как покойный пастырь горько плакал, разыскивая на месте несчастного побоища при реке Сити тело великого князя Георгия Всеволодовича и, узнав его по княжескому одеянию, положил в ростовском соборе, вместе с телом Василька.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Был при дворе Ордынском отрок, сын брата ханского, всегда предстоявший лицу его и тщательно внимавший поучениям Владыки Кирилла; умилилось невинное сердце его и однажды, вышедши в поле стал он размышлять сам с собою: как веруют наши державные солнцу сему и месяцу, и звездам, и огню, которые не суть боги, и кто есть сей истинный Бог ? Так размышляя с благоговением, как некогда Авраам пред идолами отца своего, он раскрыл сердце взыскавшей его благодати Христовой, и решился идти вслед за Владыкою Кириллом, посмотреть какие суть церкви в земле Русской и каковы бывают в них чудеса Божии, которых напрасно ожидают в божницах Монгольских, от солнца, луны и звёзд. Тогда уже умер отец его, брат Хана, и великими имениями владела его мать вдова, но все сие пренебрег отрок, распаленный любовью ко Христу; душа его была ему дороже всех сокровищ. Напрасно мать со слезами старалась удержать его, напоминая о многих имениях; он раздал часть их неимущим между единокровными, часть же вручил Владыке и вслед за ним тайно ушел из Орды. Царственный отрок поражен был в Ростове великолепием храма Богоматери, сооруженного еще Великим Князем Константином Всеволодовичем, и стройностью ликов церковных; еще тогда пели хвалы Божии на двух языках: правый клирос по-русски, левый по-гречески. Пламень веры разгорелся в сердце его и, по выражению летописи, сообразовавшейся с прежним его верованием, новая луна взошла в уме его, и в душе его воссияло солнце правды: он пал к ногам Святителя Кирилла и воскликнул: «святче Божий! я размышлял о богах моих предков и вижу, что они суть творения, един токмо ваш Бог есть истинный и ваша вера правая; молю тебя даровать мне святое крещение». Но Владыка, заботившийся о всей своей пастве, велел Царевичу, ожидать до времени, опасаясь гнева ханского на всю землю Русскую, если услышит о крещении своего братанича; когда же в скором времени умер Хан Берка и престало в Орде искание Царевича, Святитель с любовью окрестил его и дал ему имя Петра: новопросвещенный пребывал постоянно в учении при святом Владыке, до его блаженной кончины. Пастырь не менее достойный, святой Игнатий, воссиял по нем на кафедре великого Ростова и еще более украсил соборный храм, устроив мраморный помост и покрыв оловом крышу, на деньги Ордынской дани, которые сам ходил получить в Орде по завету умершего Хана. Царевич пребывал постоянно в молитвах при нем, как и при Святителе Кирилле, свято соблюдая все постановления церковные о посте и бдениях; но по юности возраста и воспитанию царскому, не оставлял иногда и прежней любимой утехи ордынской, ловитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Зимой 1428–1429 гг. состоялся татарский набег на Галич и Кострому. Василий Васильевич послал на татар своих дядьев Андрея и Константина, которые гнались за противником по Волге до Нижнего Новгорода «и ту не оугонившу их возвратися» Но двое воевод – князь Федор Стародубский и Федор Константинович – «оутаився оу князей и оу воевод, и своими полки погнаша за татары и оугониша зади них, побита татар и бессермен и полон весь отняша, а царевича и князя Алибабы не догониша» 800 . Эти события упоминаются и в договоре Юрия Дмитриевича с рязанским князем Иваном Федоровичем 1434 г.: «Тако же и царевич Махмут-Хозя был у тебя в Галиче ратью...» 801 . Неясно, действовали ли эти татары с санкции «центральной» ордынской власти: скорее всего, они ей не подчинялись, так как в последующие годы московские князья были в мире с Ордой 802 . Судя по тому, что удар татар был направлен в верхневолжские земли, и по упоминанию «бесермен» (как часто именовали мусульман Среднего Поволжья), данная группировка пришла из Волжской Булгарии 803 . В 1431 г. Василий Васильевич, очевидно, в качестве ответной меры послал «на Болгары Воложскии» того же князя Федора: «он же, шед, взя их, и всю землю их плени» 804 . После смерти Витовта в октябре 1430 г. ситуация изменилась, шансы Юрия Дмитриевича в борьбе за власть повышались; после же того, как умер другой гарант завещания Василия I, митрополит Фотий (2 июля 1431 г.), наступило время, когда оба соперника в борьбе за великое княжение нуждались в поддержке хана. И 15 августа 1431 г. Василий Васильевич отправился в Орду. Следом, 8 сентября, выехал и Юрий Дмитриевич. После длительного разбирательства, в ходе которого одна группировка ордынской знати поддерживала Василия, а другая – Юрия, Улуг-Мухаммед летом 1432 г. отдал ярлык на великое княжение Василию, а Юрий получил в состав своего удела Дмитров (бывший ранее центром удела его брата Петра, умершего в 1428 г.) 805 . Ханское решение не прекратило борьбы между племянником и дядей. Причем оба фактически не посчитались с волей «царя» (видимо, осознав за время своего пребывания в Орде, что реальных рычагов влияния на внутренние дела Руси у формального сюзерена нет). Сразу по возвращении из Орды Василий отнял у дяди Дмитров. Юрий Дмитриевич в 1433 и 1434 гг. дважды захватывал Москву. Когда он сделал это вторично, Василий Васильевич бежал сначала в Новгород, оттуда перешел на Волгу и оказался в Нижнем Новгороде. Посланные Юрием за ним в погоню сыновья, Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный, пришли во Владимир, а Василий «восхоте в Орду поити», т.е. прибегнуть к помощи Улуг-Мухаммеда. Но весть о смерти Юрия сделала этот шаг ненужным: Юрьевичи не захотели видеть великим князем своего старшего родного брата Василия, Василий Васильевич вернулся на московский стол; последующие два года заняла его борьба с Василием Юрьевичем 806 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Князь объявил: пусть по черте земля, нужной Петру, кладет он рядом по девяти монет серебряных и десятую золотую и на сколько достанет монет, тот участок будет его собственностью. Согласен ли на то Петр? – Как повелит владыка, так и поступлю, отвечал Петр и сказал о требовании князя святителю. – Святитель одушевил Петра упованием на Господа: было же, говорил святитель, что по молитве пророка горсти муки достало на прокормление пророка и вдовы на целый год, – молитва апостолов сильнее; если бы и случилось употребить даже родительское имение, не надобно жалеть для Бога. Блаж. Петр выбрал обширную площадь на берегу озера: по воле князя протянули вервь кругом площади. Петр сказал: «прикажи, князь, копать ров, как бывает в орде, чтобы не пропало место». За тем Петр начал класть в вырытом рве монеты, вынимая их из мешков, данных апостолами; так клал он по всему протяжению рвов, а монеты, к изумлению и ужасу князя и других, не истощались. Целый воз монет достался князю, который принял их, как благословение апостольское и несколько дней щедро раздавал милостыню бедным. – На отведенном месте построен был храм св. апостолов и при нем основался монастырь иноков. Сам царевич оставался мирянином, но был молчалив, всегда, занимаясь в душе то молитвою, то размышлением о вечности. Св. Игнатий и князь, опасаясь, как бы царевич не удалился в орду, предложили ему вступить в брачную жизнь, и Петр согласился. Невестою себе выбрал он дочь ордынского вельможи, поселившегося в Ростове. Св. Игнатий сам венчал его; а князь, полюбивший его, побратался с ним и святитель укрепил это душевное братство их церковною молитвою. На земли, подаренные храму и царевичу, кн. Борис выдал грамоты, – Петр прожил в супружестве много лет, был отцом детей, оставаясь отцом всех бедных и несчастных; пережил и князя–брата († 1278 г.) и св. Игнатия († 1288 г.); незадолго до кончины, овдовев он принял монашество, в глубокой старости мирно перешел ко Господу, Которого возлюбил и похоронен был в основанной им обители в своей усыпальнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

    Ефрем, пр. перевомский, в начале в. 26 сент. и 16 мая.     Иоанн, сочавский великомуч., 2 июня 1330—1340 г.     Савва, пр. вишерский, 1 окт. 1460 г.. 4. Святые в печатных святцах и служебных книгах XVII в.     Ефрем, пр. новоторжский, 1053 г. 28 янв. У. 1610. Местное празднование установлено в Торжке при митроп. Дионисие (1584—1587) и тогда составлена ему служба.     Антоний, пр. римлянин, 3 авг. и 17 янв. 1147 г. У. 1610 янв. 17. Св. XVI в. Празднование с открытием мощей в 1597.     Петр, царевич ордынский, 29 июня 1290 г. У. 1610 июня 29. Житие написано не позднее XIV в. До Мак. и Мак. Служба написана в 1549.     Николай Кочанов, юродивый 27 июля 1392 г. У. 1610. Святцы и минеи и устав XVI в. В службе Григория.     Исидор твердислов, 14 мая 1474. У. 1610. Мак. У. 336. 1548 г.     Серапион, архиеп. новгородский, 16 марта 1516 года. У. 1610. Служба XVI в. празднование ок. 1559.     Иаков, пр. боровицкий. 23 окт. 1540. У. 1610. Мощи и чудеса свидет. в 1544 и 1572 г. Уставы, псалтири и святцы XVI в.     Антоний сийский, 7 декабря 1556 года. У. 1610 г. Минеи XVI в. Канонизован в 1579 г.     Василий блаженный москов., 2 авг. 1552 г. У. 1610. Минеи рукопис. XVI века. Житие писано в 1588 г. и тогда установлено празднование.     Обретение мощей св. Гурия, архиеп. казанского ( 1563 г.), и Варсанофия, еп. твер. в 1576 г. У. 1610. Празднов. с 1595 г. окт. 4.     Макарий, пр. желтоводский, 25 июля 1444 г. След. Пс. 1625. В службе Григория празднов. с 1539 г. Следствие о чудесах в 1619 году и подтвержд. празднование.     Димитрий, царевич московский, 15 мая 1591 г. След. Пс. 1625. Празднов. с 1606 г.     Перенесение мощей Киприана и Фотия, митропол. киевских и всея России в 1472 г. 27 мая. Святцы 1639.     Георгий, новый муч. болгарский, 26 мая 1514 г. Святцы 1639. Мак.     Кирилл, еп. туровский, 28 апр. 1183 г., пролог 1643 г. Рукоп. прологь XIII-XIV в. Голуб. Ист. канониз. 101.     Меркурий смоленский, 24 нояб. 1238 г. Минеи 1646 г. Служба писана в 1509 г. Мак.     Георгий, велик. кн. владимирский, 4 февр. ( 4 мар.) 1238 г. Св. 1646. Память его обновлена в 1645 г. патр. Иосифом построением серебряной раки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010