6 . По той же самой причине г. Шевырев не умел воспользоваться множеством замечательнейших подробностей, которые в духовных повествованиях предлагаются не только вообще для истории внутреннего быта, но и в особенности для истории литературы. Примером этому служит приведенное мною ростовское сказание о Петре царевиче. Г. Шевырев, как мы видели, пользовался этим сказанием только для доказательства общеизвестной мысли, что уже в XIII в. некоторые из Татар принимали христианскую веру. Для того и все сказание приурочил он к же веку, хотя в примеч. 83-м и говорит: «Когда написано это житие, неизвестно; но должно думать, что оно написано еще во времена татарского нашествия. В заключении рассказывается, как Игнатий, правнук Петра, освободил Ростов от нашествия Ахмыла, татарского хана, в силу своего родства с ним по предкам». Преосвященный Филарет в своем Обзоре русской духовной литературы (статья 94-я) относит сочинение сказания к XV веку, присовокупляя: «В описании говорится о внуке Петра, и описание оканчивается так: «дай же Господи Петрову сему роду соблюдение и умножение»; следовательно, это писано еще при потомках св. Петра». Последний вывод в высшей степени важен для истории литературы. Именно им, по моему мнению, определяется не только эпоха, когда это сказание составилось, но и весь литературный характер его. После царевича Петра уже третье поколение, то есть, его правнук – внесено в легенду. Следовательно, она могла составиться не ранее ста лет после ордынского царевича, то есть, не ранее последней четверти XIV столетия; литературную же отделку могла получить в первой половине XV в. Основная мысль сказания – удержать за монастырем Петра и Павла не только земли, но и озеро, приобретенные ордынским царевичем в церковное владение. Царевич приехал из Орды в Ростов, ве­роятно, не с пустыми руками; но все же приобрел он эти владения не на татарские деньги, а на данные ему чудесно от самих первопрестольных апостолов. Этим самым уже определялась святость и неприкосновенность церковного владения; впрочем, в сказании есть замечательный намек на то, что земли могли быть куплены и на суммы, вывезенные царевичем из Орды: «Чадо! не пощади родителей имения» – говорит ему владыка Игнатий.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Лит.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 90, 91, 114; Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л., 1967. С. 116, 137-138, 149-151, 181; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 123-127, 131, 193, 194, 198, 200; Творогов О. В. Кирилл (ум. 1262 г.)//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 223-225 [Библиогр.]; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989 (по указ.); Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237). СПб., 19962 (по указ.); Присёлков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. СПб., 1996. С. 147-150, 155; Муравьёва Л. Л. Рогожский летописец XV в. М., 1998. С. 47, 48; Столярова Л. В. Древнерус. надписи XI-XIV вв. на пергаменных кодексах. М., 1998. С. 231-232; она же. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 112; Столярова Л. В., Каштанов С. М. Книга в Др. Руси (XI-XVI вв.). М., 2010. С. 220-222. А. В. Кузьмин Иконография Царевич приходит с еп. Кириллом II в Ростов. Клеймо иконы «Прп. Петр, царевич Ордынский, с житием». Кон. XVII — 1-я четв. XVIII в. (ГМЗРК) Царевич приходит с еп. Кириллом II в Ростов. Клеймо иконы «Прп. Петр, царевич Ордынский, с житием». Кон. XVII — 1-я четв. XVIII в. (ГМЗРК) Наиболее ранний известный в иконописи образ К. представлен на иконе «Прп. Петр, царевич Ордынский, с 18 клеймами жития» кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. (ГМЗРК; из ц. Похвалы Пресв. Богородицы Петровского мон-ря в Ростове - Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого/ГМЗРК. М., 20062. С. 374-380. Кат. 114). Святитель изображен в 4 клеймах: К. в Орде исцеляет сына хана Берке («[…] освяти воду и прише[д] в татары и изцели сына царева»); царевич приходит с К. в Ростов («[…] Господи святче Божий аз размышлях о бозех царевых и родительских»); царевич в Ростове молит К. о крещении (надпись не сохр.); крещение царевича с именем Петр («И крести сего отрока святый владыка Кирил и нарече ему имя Петр»). В клеймах верхнего ряда фигура К. доминирует в композиции: он выше всех ростом, широкая архиерейская мантия, красная ряса, черный клобук и большой золотой нимб придают образу монументальность. В последнем клейме К. в фелони, омофоре и митре, слева от купели, у него длинная узкая на конце темно-русая борода. Очевидно, икона была написана с более древней, к-рая могла появиться в ростовском Петровском мон-ре в сер. XVI в., после канонизации прп. Петра.

http://pravenc.ru/text/1840429.html

Тогда явились ему два светлых мужа. Когда царевич в ужасе пал перед ними, они, взяв его за руку, говорили ему: «друже Петре! не бойся! мы посланы к тебе от Бога, в которого ты уверовал и крестился, и посланы для того, чтоб укрепить род твой и племя, и внуков твоих до скончания мира». Потом дали они царевичу два мешка, в одном золото, а в другом серебро, и велели выменить ему в городе три иконы, одну Св. Богородицы с младенцем, другую Св. Димитрия и третью Николая Чудотворца. Царевич сначала подумал, что эти чудесные мужи в Татарах племя ему укрепляют 230 , но, узнав, что они апостолы Петр и Павел, уразумел истину. Потом велели они царевичу, с вымененными иконами, явиться к епископу и сказать от имени первоверховных апостолов, чтоб он соорудил им церковь при озере, где царевич спал. В ту же ночь являлись они и самому епископу, с тем же повелением о сооружении церкви; и когда на другой день епископ Игнатий беседовал о том с князем ростовским, приходит к ним царевич с вымененными иконами, которые сияли, как солнце, и поведал им о своем видении. Князь и епископ, поклонившись иконам, много удивлялись, как мог царевич выменять такие на торгу, потому что в городе не было иконописцев; видели также, что царевич был молод и от иноверных 231 . Но когда Петр разрешил их недоумение, епископ пел иконам молебны, и, отправившись на указанное место при озере, заложил храм апостолам Петру и Павлу. Когда храм был готов, и царевич Петр поставил в нем вымененные три иконы, тогда князь ростовский, вместе с ним возвращаясь от храма и садясь на коня, глумясь сказал царевичу: «владыка тебе церковь устроил, а я места не дам: что тогда будешь делать?» Петр отвечал: «Княже! повелением святых апостолов, я куплю у тебя, сколько благодать твоя отлучит от земля этой». Князь же, видев мешки Петровы в епископии, помолчал немного, потом сказал: «Петре! вопрошу тебя: дашь ли за мою землю столько, сколько ты дал за иконы? дашь ли девять литр серебра, а десятую золота?» Петр сказал: «святые апостолы говорили мне: что владыка Игнатий повелит, то и сотвори; потому спрошу его самого».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Молодой человек, придя в Ростов, вошел в храм Успения Богоматери . И именно тут сердце юноши наполнилось верой, и, как писал о нем летописец, «новая луна взошла в сердце царевича», взамен той которой он ранее был научен поклоняться как божеству. Юноша попросил епископа Кирилла окрестить его. Но сделать это сразу епископ не мог: он боялся мести хана Беркая русскому народу. Когда хан умер и в Орде прекратились разговоры о пропавшем царевиче, епископ окрестил его. При крещении царевич Ордынский получил имя Петр. Царевич Петр жил в доме епископа Кирилла, а после его смерти - в доме епископа Игнатия . Петр изучал русский язык, знакомился с христианскими обычаями. Петр часто охотился на берегу озера Неро. Однажды, по кончине святителя Кирилла, царевичу Петру, заснувшему на берегу озера Неро после охоты, приснился удивительный сон: два человека, от которых исходил неземной свет, разбудили его, сказав: " Петр, твоя молитва услышана, и милостыня твоя взошла перед Богом... " Петр сначала испугался - мужчины были намного выше человеческого роста, и их окружало яркое сияние. " Не бойся, Петр, мы посланы к тебе от Бога. Возьми вот эти два мешка от нас, один с серебром, а другой с золотом, утром иди в город и купи иконы - Пречистой Богоматери с Предвечным Младенцем и святых , " - сказали посланцы. " Кто же вы? " - спросил царевич. " Петр и Павел - апостолы Христовы, " - ответили они и тут же исчезли. А далее услышал царевич голос, который указал ему идти к епископу со словами: " Апостолы Петр и Павел послали меня к тебе, чтобы ты построил церковь, названную их именами, на том месте, где я заснул. " В ту же ночь апостолы предстали и самому епископу Игнатию, прося устроить церковь во имя апостолов Петра и Павла через царевича Ордынского, которому они вручили много денег для вклада в Ростовскую кафедру . В удивлении проснувшись, епископ призвал князя и рассказал ему свой сон. В это время появился на церковном дворе царевич, несший три иконы, сияющие у него в руках. Так было положено начало храму первоверховных апостолов Петра и Павла, при котором вскоре устроилась обитель иноков - Петровский монастырь " на поле " .

http://drevo-info.ru/articles/15483.html

2008. С. 357-360; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 453-456; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 162-163; Чуфаровский Н., свящ. Ростовский Петровский монастырь и его основатель прп. Петр царевич. Ярославль, 1891; Голубинский. Канонизация святых. С. 548; Сергий (Спасский). Месяцеслов Т. 2. С. 195; Валентин (Ляхоцкий), иером. Прп. Петр царевич и основанный им Ростовский Петровский мон-рь. Ростов, 1912; Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913; Скрипиль М. О. Повесть о Петре, царевиче ордынском//История рус. лит-ры. М.; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1. С. 350-357; он же. Легендарно-полит. сказания Др. Руси//Филол. ин-т ЛГУ: Доклады и сообщения. Л., 1950. Вып. 2. С. 48-63; Будовниц И. У. Общественно-полит. мысль Др. Руси: XI-XIV вв. М., 1960. С. 331, 340-344; Дмитриев Л. А. Сюжетное повествование в житийных памятниках XIII-XV вв.//Истоки рус. беллетристики. Л., 1970. С. 244-251; Halperin C. A. Chingissid Saint of Russian Orthodox Church: «The Life of Peter, Tsarevich of the Horde»//Canadian-American Slavic Studies. 1975. Vol. 9. 3. P. 324-335; Сизов Е. С. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97; Die Erzählung über Petr Ordynskij: Ein Beitrag zur soziologischen Erforschung altrussischer Texte von der Forschungsgruppe «Ältere Slavische Literaturen» an der FU Berlin/U. Bamborschke, W. Kosny, H. Meyer-Harder, W.-H. Schmidt, K.-D. Seemann. B.; Wiesbaden, 1979; Белякова М. М. Некоторые наблюдения над отражением ист. фактов в «Повести о Петре, царевиче Ордынском»//Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 77-81; она же. Об эволюции сюжета «Повести о Петре, царевиче Ордынском»: XV-XIX вв.//Вопросы сюжета и композиции: Межвуз. сб. Горький, 1988. С. 5-12; она же. «Повесть о Петре, царевиче ордынском» в ист.-лит. контексте: (К вопр. о датировке произведения)//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 74-87; Дмитриева Р. П. Повесть о Петре, царевиче ордынском//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 256-259; она же.

http://pravenc.ru/text/2580106.html

В 1261 году уже была открыта в Орде целая епархия с епископской кафедрой в главном городе Сарае; с этого времени епископы сами должны были заботиться христианской миссии, и она пошла настолько успешно, что крестились многие татары даже в глухих местах, где трудно было достать воду для крещения 15 Древние памятники говорят нам и об отдельных лицах, принимавших христианство . Таков например Петр, царевич ордынский, племянник хана Берге Первым толчком к христианству послужило для него впечатление от бесед Кирилла Ростовского , приходившего в Орду. Он рассказывал о святом Леонтии Ростовском и чудесах, совершающихся при его мощах, также предложил несколько христианских поучений; под влиянием услышанного Петр стал размышлять о суетности богов монгольских и склонялся к христианству. Когда Кирилл снова пришел в Орду и своими молитвами исцелил сына Берге, Петр решился сделаться христианином; бежал в Ростов и через некоторое время крестился. Долго он жил при епископской кафедре, усердно посещая храм Божий и стараясь в жизни своей выполнить правила христианской нравственности; построил монастырь во имя святых апостолов Петра и Павла и после нескольких лет семейной жизни принял монашество в основанной им обители, где и скончался (1288 г.) 16 . Приняли крещение также Беклемиш (Михаил), сын князя Бахмета, родоначальника Мещерских, со многими татарами; царевич Берка (Иоанникий), родоначальник Аничковых; царевич Аредич, родоначальник Белеутовых; князь Чет (Захария), родоначальник Годуновых; царевич Серкиз, родоначальник Старковых; князь Олекса (Александр), родоначальник Глинских; казанский царевич Кайдакул (1505 г. Петр); два сына хана Кульпы (Иоанн и Михаил); мурза Атун, родоначальник Сабуровых; Кочев (Онисифор), родоначальник Поливановых; Мурза (Спиридон), родоначальник Строгановы Кичибей (Селиван), родоначальник Кичибеевых; баскак устюжский Буга (Иоанн) и некоторые другие 17 . Вообще отдельные случаи обращения татар в христианство за XIII-XIV века можно встретить нередко. Но все-таки в XV-XVI веках, когда сила Орды уже ослабла, христианство успешнее насаждалось между татарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Царственный отрок поражен был в Ростове великолепием храма Богоматери, сооруженого еще В. Князем Константином Всеволодовичем, и стройностью ликов церковных; еще тогда пели хвалы Божии на двух языках: правый крилос по-русски, левый по-гречески. Пламень веры возгорелся в сердце его и, по выражению летописи, сообразовавшейся с прежним его верованием, новая луна взошла в уме его, и в душе его воссияло солнце правды: он пал к ногам Святителя Кирилла и воскликнул: «Святче Божий! Я размышлял о богах моих предков и вижу, что они суть творения, един токмо ваш Бог есть истинный и ваша вера правая; молю тебя даровать и мне святое крещение». Но Владыка, заботившийся о всей своей пастве, велел Царевичу, ожидать до времени, опасаясь гнева ханского на всю землю Русскую, если услышит о крещении своего братанича; когда же в скором времени умер Хан Берке и престало в Орде искание Царевича, Святитель с любовью окрестил его и дал ему имя Петра; новопросвещенный пребывал постоянно в учении при святом Владыке, до его блаженной кончины. Пастырь не менее достойный, святой Игнатий, воссиял по нем на кафедре великого Ростова и еще более украсил соборный храм, устроив мраморный помост и покрыв оловом крышу, на деньги Ордынской дани, которую сам ходил получить в Орде по завету умершего Хана. Царевич пребывал постоянно в молитвах при нем, как и при Святителе Кирилле, свято соблюдая все постановления церковные о посте и бдениях; но по юности возраста и воспитанию царскому, не оставлял иногда и прежней любимой утехи ордынской – ловитвы. Однажды, когда был он на ловле при озере Ростовском, утомленный заснул после обычной вечерней молитвы, ибо посреди увеселений не забывал о христианском долге; и вот ему явились в сонном видении два мужа, светлые, как солнце, и, возбудив, сказали: «Друг наш Петр, услышана твоя молитва , и милостыня твоя взошла пред Бога»; милостыня же, о коей говорили божественные старцы, была та, которую роздал Царевич в Орде, еще в состоянии язычества. Ужаснулся юноша, видя пред собою двух светлых мужей, ростом превышавших человеческий и далеко осиявавших окрестный мрак; трижды хотел он восстать и трижды повергался долу пред ними; они же сказали: «друг наш Петр, не бойся, мы к тебе посланы от Бога, в коего ты уверовал и крестился: укрепится от него род твои и внуки твои, и сам ты воспримешь благое за милостыню свою и подвиг. Возьми сии два мешка, один с серебром, другой с золотом; утром иди в город и выменяй себе три иконы, Пречистой Богоматери с Предвечным Младенцем и Святых за цену, какую у тебя спросят». Они определили ему и самую цену икон сих, и велели идти к Владыке с таким словом: «Апостолы Христовы, Петр и Павел, послали меня к тебе, дабы ты соорудил церковь во имя их, на месте, где я уснул; знамением же сего да будут иконы и два данные мне мешка». Назвав себя смятенному юноше и повелев ему исполнить во всем волю Владыки, скрылись от него оба Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Воздвигаемые в новых селах и городах храмы стали средоточием просветительной работы. В самом начале татарского ига беседы в Сарае еп. ростовского Кирилла с племянником хана Берке, а в особенности по вествование его о просветительной деятельности свят. Леонтия, о чудесах у его мощей произвели глубокое впечатление на молодого татарина. При вторичном в 1257 г. посещении ставки еп. Кириллом, исцелившим тогда сына Берке, царевич тайно уехал в Ростов, и вскоре крестился, получив имя Петра. Преставился св. Петр, Царевич Ордынский в 1290 г. Сарайская епархия, основанная в 1261 г., стала средоточием миссионерства в области нижней Волги. В 1301 г. сарайский епископ возбудил письменно на константинопольском соборе 1301 года, вопрос о татарах, изъявивших желание креститься. Князь Беклемиш, сын кн. Бехмета, пришедший в 1298 г. в Мещеру, принявший при крещении имя Михаила и выстроивший Преображенский храм, сделался родоначальником князей Мещерских. Царевич Берка, в 1301 г. отъехав в Москву к кн. Иоанну Калите, крещеный св. митр. Петром с именем Иоанникия, стал родоначальником Аничковых. Мурза Чет, пришедший в Москву в 1330 г., крещеный Захарием и основавший, после видения им священномученика Ипатия Гангрского, исторический монастырь его имени в Костроме, был родоначальником Годуновых и Сабуровых. В 1390 г. св. митр. Киприан, в присутствии вел. кн. Василия I и множества народа, крестил в Москва-реке знатных постельников ханских, Бахтые, Хидыря и Мамата, нареченных Ананием, Азарием и Мисаилом. Внук хана Мамая, Олекса с сыном, крещены были митрополитом киевским в правление вел. кн. литовского Витовта. Нареченный Александром, Олекса стал родоначальником рода князей Глинских, к которому принадлежала кн. Елена, мать царя Иоанна Васильевича IV Грозного, В древней Биармии или Перми, населенной зырянами, существовал еще до XII в., при слиянии рек Сухоны и Юга, Троицкий Гледенский монастырь, около которого находился старый город Устюг, Оттуда начиналось медленное просвещение язычников зырян.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Возвращаясь в город, Князь, сказал Царевичу: «если Владыка захочет устроить тебе церковь , а я не дам тебе места, что ты будешь делать?» Петр, не смущаясь отвечал: «повелением Апостолов, Князь, я куплю у тебя и место для церкви, ценою какую определишь». Тогда старый Князь, видев полные мешки золота и серебра, бывшие у Царевича, сказал: «положишь ли за мою землю тоже, что и за иконы, девять литр серебра и десять золота?» Согласился Пётр, с благословения Владыки, исполнить требование обладателя Ростова и просил только, чтобы, по обычаю Ордынскому, место ему дарованное окопано было рвом. Сам Царевич, по назначенной черте, от озера и кругом опять до воды, начал класть одну за одной монеты, а как не оскудел некогда елей в сосуде вдовицы молитвами пророка Илии, так не оскудели серебро и золото, в дарованных ему мешках от Апостолов; великое сокровище увез с собою Князь на той колеснице, на которой привезены были святые иконы к месту будущей обители, и вместе с тем не истощилось сокровище Царевича, все воздали хвалу Богу, за такое ведомое благословение их благого начала, и с радостью возвратились в город; Царевич же раздавал щедрую милостыню нищим и еще более уединялся на молитву. С тех пор Князь Ростовский, вместе с Владыкою Игнатием, имел особенное уважение к избраннику Божию, осыпая его всякими почестями, и молвили между собою: «великая будет утрата граду нашему Ростову, если такой сильный и прекрасный муж возвратится когда-либо в Орду; постараемся удержать его при нас узами брачными». Старый Князь предложил Царевичу богатую невесту от рода Ордынского, дочь знаменитого вельможи и юноша столько же прекрасный телом сколько и душою, согласился вступить в супружество, если только будет на то благословение Владыки, ибо прежде хотел быть в совершенном послушании. «Господа мои, смиренно говорил Царевич, не превозносясь милостью, ни человеческою, ни божескою, я возлюбил вашу веру и оставил веру родительскую и пришел к вам; воля Господня, и ваша да будет». Сам Владыка венчал Петра и освятил ему церковь по заповеди Апостолов; Князь же предложил ему, в дар для новой его церкви, землю около озера, и велел написать грамоту на владение ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«Крещение царевича». Клеймо иконы «Прп. Петр, царевич Ордынский, с житием». Кон. XVII — 1-я четв. XVIII в. (ГМЗРК) «Крещение царевича». Клеймо иконы «Прп. Петр, царевич Ордынский, с житием». Кон. XVII — 1-я четв. XVIII в. (ГМЗРК) Неск. миниатюр, иллюстрирующих основные события жизни К., помещены в Голицынском (РНБ. F.IV. 225. Л. 333 об., 335 об., 346, 354), Лаптевском (РНБ. F.IV.233. Л. 996-996 об.) и 1-м Остермановском (БАН. 31.7.30-1. Л. 15 об., 25, 27) томах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., где святой изображен убеленным сединами старцем, тип облачения варьируется. На иконе «Собор Ростовских святых» кон. XIX - нач. XX в. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове изображены мн. местночтимые святители. К. в фелони и омофоре, с благословляющей двуперстно правой рукой и с Евангелием в левой представлен во 2-м ряду в центральной части слева. Его облик (русая с проседью борода, немного сужающаяся на конце) близок к изображению на иконе кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. Голова не покрыта, волосы короткие и волнистые, над нимбом надпись: «св. Кирилъ еписко[п]». Кроме того, К. изображался в житийной иконографии блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича - в сцене обретения его тела после сражения 4 марта 1238 г. на р. Сить, когда рус. войска потерпели поражение от монголо-татар. Возвращаясь с Белоозера, К. пришел на поле сражения и предал земле погибших православных воинов, отыскал тело блгв. вел. кн. Георгия и перенес его в Ростов. Этот сюжет представлен, в частности, в росписи Успенского собора во Владимире (1882-1884; палехская артель Н. М. Софонова): К. в светлых епископских одеждах, окруженный духовенством и народом, стоит над группой почивших ратников. Иначе эта композиция решена в графических книжных иллюстрациях, наиболее ранний пример - литография И. С. Щедровского, отпечатанная по рисунку Б. А. Чорикова ок. 1836 г.: «Тело убитого вел. кн. Георгия найдено еп. Кириллом, 1238 г.» (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах/Изд.: А. Прево. СПб., 1836. Ч. 1. Ил. 60). Здесь К. изображен фронтально в архиерейской мантии и клобуке с кадилом в руке. Один из листов в альбоме рисунков худож. В. П. Верещагина «История Государства Российского в изображениях державных его правителей» (СПб., 1890. Л. 27) имеет сопроводительный текст: «По смерти брата, Константина Всеволодовича, вернув великокняжеский престол, Юрий Всеволодович пал в битве на берегу Сити, при вторичном нашествии Монголов, и найден Епископом Ростовским Кириллом в куче тел обезглавленным». Художник изобразил момент, когда К. в монашеских одеждах стоит на коленях перед обезглавленным телом св. князя.

http://pravenc.ru/text/1840429.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010