И можно ли в другом месте найти такую постепенность сокровищ духовных, какая встречается на этой дороге, на расстоянии каждых 60 верст? Сперва самая Лавра Сергия и Никона, один из основных камней спасения нашей родины и неодолимый врагами щит первопрестольной столицы; потом Переяславль-Залеский, основанный сыном Мономаха в память Киевского, со своими обителями и мощами Святых, игумена Даниила и столпника Никиты; еще далее многоцелебный собор Святителей, в древней митрополии Ростова, Леонтий, Исайя, Игнатий и Феодор, племянник Сергиев, и в уединенной обители Святители Иаков и Димитрий, как бы доныне держащие кормило своей Церкви, по усердию притекающих к их ракам. Тут и родина преподобного Сергия, и юродивый Твердислов Исидор, и Царевич Ордынский Петр, изменивший тьму язычества на свет Христов, и недалеко от его обители первый труженик архимандрит Авраамий, огласивший Ростов проповедью Евангельскою. Далее за 50 верст от Ростова Великокняжеский Ярославль, со своими благолепными храмами и мощами своих заступников Князей; наконец, вниз по течению живописной Волги, матери наших рек, стоит Ипатьевская обитель, отколе двинулся на Царство Михаил, умоленный иконою Феодоровской Богоматери, которая искони чествуется в Костромском соборе. Сколько лиц, сколько событий, сколько воспоминаний, из коих каждое заслуживало бы особого описания, не говоря уже о самых храмах, замечательных в высшей степени и ознаменованных летописными деяниями. И деяния сии действительно были вписаны в летописи или сохранились в преданиях местных; и жития святых угодников также переходят, из уст в уста благочестивых богомольцев, или внесены в харатейные списки, доселе хранящиеся в их обителях. Но многим ли они известны, и многие ли, проходя мимо, полюбопытствуют спросить о них? А может быть некоторые пройдут, не только с равнодушием к сим местным блюстителям своей паствы, но и с совершенною холодностью в сердце, вообще ко всем угодникам Божиим. Что может быть причиною такого равнодушия? Одно только неведение того чему надлежит верить, или искаженное представление догматов: а без благоговейного чествования Святых Божиих нельзя однако называться православным.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Вышняго помощию и щитом истинным ограждься,/силою Креста укреплен,/вся полки противных победи,/человеческия умы просвещаеши чудесы многими/ и удивляеши вся деяний твоих подвиги, Петре. Вся, чтущия память твою светло,/сподоби твоими молитвами/лютых напастей и страстных бурь всех гонзнути 72 ,/присно грехов прощение прияти/ и доити милости и радости вечныя, преблаженне Петре. Слава, глас тойже: Приидите, вси вернии,/согласно воспоим преблаженнаго Петра,/благочестия светлость, воздержания правило,/терпения столпа, простоты сокровище,/смирения реку независтну,/нищих утеху, странных странноприимника,/истинныя любве Христовы делателя, воистинну ближняго:/сей убо жив и по смерти/человеком заступник и спаситель показася,/болезнем неисцельным и всяческим страстем исцелитель./Христа моли спастися душам нашим. И ныне, Богородичен: Владычице, приими молитвы раб Твоих/ и избави нас/от всякия нужды и печали. Славословие великое и ектений. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Галатом, зачало 213. Аллилуия, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Еговосхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную будет праведник,/от слуха зла не убоится. Молитва О преподобне Петре царевиче, Ростовский чудотворче! Якоже из мрака языческаго во свет Евангельскаго учения Господь тя призва, тако умоли Его, да и нас по неизреченней Своей благости и человеколюбию измет всесильною Своею десницею из тьмы греховныя и осияет сердца наша к деланию Его Божественных заповедей. Якоже ты, избег мятежа мирских волнений, во ангелоподобное безпечальное житие сподобился еси достигнути, тако сподоби и нам, грешным, моря сего, влаемаго страстьми, пучину безмятежно преплыти, имея тя, отче, кормчаго о Господе нашем, и достигнути чистым покаянием ко пристанищу спасения вечнаго. И якоже имел еси споспешников тебе, верховных апостолов Петра и Павла, в созидании обители, тако подвигни их умилосердитися и о нас, недостойных, и даровати нам от сугубыя апбстольския благости дерзновение ко Христу Богу. Веруем бо, яко аще мощи твоя святыя и сокровены в земли, но ты царствуеши со избранными Божиими на Небеси. Исходатайствуй убо, да и нам, грешным, молитвами твоими отверзется дверь Царствия Небеснаго в безконечныя веки. Аминь.  Преподобный Петр, царевич Ордынский

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лит.: Вахрина В. И. Икона «Преподобный Петр, царевич Ордынский, в житии»//ПКНО, 2002. М., 2003. С. 332-350; она же. Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223. В. И. Вахрина Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/text/1840429.html

Через несколько лет, в 1145 году, вдова Ярополка Елена, осетинка по национальности, решила, что гробница мужа находится не на достаточно почетном месте. Поэтому она велела перенести ее внутрь Андреевской церкви и установить рядом с могилой Янки. Получалось, что и через 40 лет после смерти Анна-Янка не была забыта, и место ее захоронения считалось самым почетным в монастыре. При жизни великого князя Всеволода Андреевский монастырь процветал. Анна-Янка, видимо, получала от отца большие средства и на строительство, и на содержание училища, и на монастырский обиход. Ее просветительская и благотворительная деятельность была настолько известна, что со временем обитель утратила первоначальное название и стала именоваться Яниевой (вплоть до Батыева нашествия), но потом она была разрушена и перестала существовать, от него сохранилась лишь часть стены. Деятельность Анны-Янки по созданию монастыря и организации при нем училища для девочек произвела большое впечатление на современниц. Через некоторое время ее примеру стали следовать молодые девушки в Полоцке, Суздале и других русских городах. Они вполне осознанно отказывались от брака, в юном возрасте отрекались от всех радостей мирской жизни и уходили в монастырь, чтобы заниматься чтением и перепиской книг, передавать свои знания окружающим и истово служить Богу. Историки считают Анну-Янку первой учительницей на Руси, поставившей перед собой цель дать разностороннее образование юным девушкам. Святая благоверная великая княгиня инокиня Анна Кашинская Память ее совершается 2(15) октября, 12(25) июля (второе прославление и перенесение мощей) и в 1-ю Неделю после 29 июня (Собор Тверских святых) Святая благоверная великая княгиня Анна – дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским. Преподобная Анна родилась в городе Кашине около 1279 года, получив при крещении имя в честь святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Летописи отмечают также рождение брата и двух ее сестер. Духовником княжны Анны стал всеми почитаемый Ростовский святитель Игнатий. Долгие годы был близок семье князя Дмитрия Борисовича святой Петр, царевич Ордынский, побратим деда Анны, «дядя» для ее отца. Этот праведный старец, татарин, крещенный епископом Ростовским Кириллом, удостоился видения святых апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.И. Никольский Святцы 1140. Святцы , в четвертку, 157 лл., полууставом XVI в., без переплета. Листы: 1, 2, 15–17, 63, 64, 120–126 позднее вставлены и писаны полууставом XIX в. He достает нескольких листов в средине рукописи между листами 48 и 49, 147 и 148. Заглавие: «Соборник 12-ти месяцев сказуя от месяца септеврия до месяца августа по уставу иже во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы Священнаго». За святцами с тропарями и кондаками следуют: 1) богородичны и крестобогородичны поемыя на славу и ныне по тропари святаго (148–150) и 2) уставныя замечания о богослужении в недели великаго поста, от недели мытаря и фарисея до недели Цветной включительно (150–157 об.). Из русских святых отмечены следующие: сентября 5 – князь Глеб; сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 30 – Григорий Пелшемский; октября 1 – Савва Вишерский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 – Петр митрополит; января 10 – Павел Обнорский; января 11 – Михаил Клопский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 14 – Кирилл просветитель славян; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 22 – Никита Переяславский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 27 – Фотий, Киприян и Иона митрополиты; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский; июня 29 – Петр царевич Ордынский в Ростове; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир. Славянские святые отмечены: октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; января 14 – Савва Сербский : февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; июня 2 – Иоанн Сочавский; августа 16 – Иоаким Сарандапорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По ясному свидетельству той же записи, празднование преподобным было установлено местное в теснейшем смысле слова, имевшее совершаться только в Ферапонтовом монастыре. 1387 3 . Петр, царевич Ордынский, знатный выходец из —199— Орды, крещенный в Ростове и живший здесь во второй половине XIII века. В святцах одного Волоколамского сборника XVII века под числами месяца Августа на нижнем поле страницы сделана киноварная приписка: «В лето 7061 почали праздновати Петру 29» 1388 (в подлиннике цифры по-славянски, буквами). В этой приписке необходимо разуметь нашего царевича Петра, потому что совсем нет другого Петра, которого бы еще можно было разуметь, и на то обстоятельство, что приписка сделана под числами месяца Августа, а не Июня, в котором празднуется царевичу (29-го числа), должно смотреть как на ошибку писца. 1389 4 . Аврамий Чухломский или Городецкий (Галичский), основатель четырех монастырей в Костромской губернии, – трех закрытых: Галичского Заозерного, Великой пустыни и Верхней пустыни, и четвертого, Покровского Городецкого или Чухломского, который существует до сих пор и находится па берегу Чухломского озера, насупротив города Чухломы, скончавшийся в последнем монастыре 20-го Июля 1375-го года. В сейчас помянутом Волоколамском сборнике под 20-м числом Июля месяца читается неоконченная запись: «7061 почали праздновати» 1390 без обозначения имени святого, которому начали праздновать. Так как 20-го Июля из Русских святых праздновалось и празднуется одному Аврамию Чухломскому: то его со всею вероятностно и должно разуметь. Правда, мы знаем об установлении празднования Аврамию в 1621-м году, о чем ниже; но это нисколько не исключает возможности установления празднования ему и в 1558-м году, ибо мы знаем не один пример двукратного установления празднования. 1391 —200— 5 . Савва Крыпецкий, основатель Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря, который находится в 22-х верстах от Пскова, скончавшийся 28-го Августа 1495-го года. Установлено празднование в 1554-м году, вслед за открытием мощей, от которых начали совершаться чудеса. 1392 6 и 7. Григорий и Кассиан Авнежские, основатели упраздненного Троицкого Авнежского монастыря, который находился в 60-ти верстах к востоку от Вологды, скончавшиеся насильственною смертью 15-го Июня 1392-го года. Празднование им установлено в 1560-м году в следствие чудес, совершавшихся у их гробов, для поверки сведений о которых присылаемы были митрополитом в их монастырь нарочитые следователи. 1393

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приложение I. Список книг из библиотеки В.Г. Дружинина, выявленных в Библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии по экслибрисам и записям Книги на русском языке 1. Беседа Ф. Е. Мельникова с беспоповским начетчиком А.А. Коноваловым о крещении митр. Амвросия и о 500 червонцах. М., 1913. 2. Благоверные князья Ярославские Феодор, Давид и Константин/Житие и чудеса от святых мощей их. Ярославль. Типография губернской земской управы. 1879. 3. Житие преподобного Лазаря, основателя Муромского монастыря. СПб., Типография Дома презрения малолетних бедных. 1886. 4. Жития святителей Ростовских Леонтия, Исайи, Игнатия. Ярославль. Типография губернского правления. 1884. 5. Житие святые благоверные равноапостольные великие княгини Ольги, нареченные во святом крещении Елены. Псков. Славянская типография. 1883. 6. Житие и труды преподобные матере нашея Феодоры, иже в мужестем образе подвизася. Киев. Типография Киево-Печерской лавры. 1886. 7. Житие и чудеса святителя Николая. М., 1901. 8. Летопись раскола за 1876–1879 г. М., 1880. 9. Н. Н. Блаженный Петр ордынский царевич, Ростовский чудотворец. Ростов. Типография губернской земской управы. 1880. 10. Преподобный Иринарх, затворник Ростовского Борисо-Глебско го монастыря. Ярославль. Тип. Г. В. Фальк. 1884. 11. Путешествие во Иерусалим Саровские общежительные пустыни иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 году. М., Губернская типография. 1800. 12. Расходная книга патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Адриану и разного рода лицам с сентября 1698 по август 1699 г. СПб., 1890. 13. Святой Леонтий, епископ Ростовский/Житие и чудасе от святых мощей его. Ярославль. Типография губернской земской управы. 1877. 14. Современные летописи раскола. Выпуск первый. Белокриницкий собор 1869 г. и относящиеся к нему акты и письма. М., Университетская типография (Катков и К°). 1869. 15. Терновский Ф.А. Терновский С. А. Греко-восточная церковь в период Вселенских соборов/Чтения по церковной истории Византии от императора Константина великого до императрицы Феодоры (312–842 гг.) с приложением русской и иностранной библиографии по предметы чтения. Киев. Университетская типография. 1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

М., 2002. С. 43, 58, 82; она же. Троицкий собор Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. М., 2002. Л. Б. Сукина Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕФРЕМ (Евстафий; † 1486), прп. (пам. 26 сент., 16 мая, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) ИОАНН († после 1097, вероятно, ранее 1108), игум. Киево-Печерского мон-ря, прп. (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий НИКИТА († 24 мая 1193?), Столпник, Переяславский, прп. (пам. 24 мая, В Соборе Владимирских святых и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ПЕТР († посл. четв. XIII в.), ордынский царевич, чингисид, племянник хана Берке, прп. (пам. 30 июня, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/171193.html

Два святителя Иоанна, по фамилии Максимовичи, были по национальности малороссами. Это государство отделилось от России, его граждане считают себя отдельной нацией, но святители Иоанн Тобольский и Иоанн Шанхайский стали русскими святыми. Интересно, что один из них подвизался не на исконной русской земле – в Сибири, завоеванной русскими людьми только в XVI веке, а другой – в Китае и Соединенных Штатах Америки, то есть за пределами России. Известны и другие примеры, когда уже не малороссы – национальность, которую считают разновидностью русской нации, – а совсем чуждые России народы являли отрасли, прославленные впоследствии в лике русских святых. Например, Христа ради юродивый Прокопий Устюжский был по национальности немцем. Преподобный Моисей Угрин был венгром, само его прозвище об этом говорит: «угрин» – значит венгр. Сначала он служил в дружине князя Бориса, погибшего от руки братоубийцы Святополка, а потом стал подвижником в Киево-Печерской лавре. Мученик Меркурий Смоленский был итальянцем по национальности. Можно найти множество примеров того, как в разные времена люди приобщались к православию через Русскую Церковь , прославлялись в ней и становились русскими святыми, не будучи русскими по происхождению. О чем нам это говорит и какой вывод мы можем из этого сделать? Ведь совсем не важно то, что русские святые необязательно по национальности русские, а важно то, что Русская Церковь является частью Вселенской Церкви, полноправной и полнокровной ее ветвью. Именно поэтому, приобщаясь к святости русских, все упомянутые люди разных национальностей присоединялись ко Вселенской Церкви так же, как и сам русский народ когда-то приобщился к ней через Константинопольскую Церковь -мать. Немки, преподобномученица Елизавета и ее сестра, страстотерпица царица Александра, племянник хана Золотой Орды Беркая, преподобный Петр, царевич Ордынский, пришедший в Россию и принявший православие, и многие другие известные и неизвестные нам люди, влившиеся через русский народ во Вселенское православие, – все они составляют единую Вселенскую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Предположение о появлении К. к. после казанских походов Иоанна IV Васильевича Грозного 50-х гг. XVI в. опирается на монастырское предание, вошедшее в житие прп. Димитрия Прилуцкого (Вологодского). Одному из заболевших братьев во время строительства 3-го деревянного здания монастырской церкви было видение, что сам прп. Димитрий Прилуцкий участвует в работе. Когда по завершении строительства получивший исцеление монах подумал, что хорошо бы увидеть рядом с новой церковью ее основателя, ему был голос: «Димитрия ли ищешь? Ныне чудотворец Димитрий в Казани». Далее упоминается, что летом того же года войска вел. кн. Московского были в походе у Казани и в тот день, когда иноку было явление преподобного основателя, «явилась в Руси великая помощь над неверными» (Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X-XX вв./Сост.: С. С. Бычков. М., 1992. С. 135; Украинская. 1990. С. 52). Житие прп. Димитрия, известное в неск. редакциях, основано почти целиком на устных сведениях преемников святого ( Украинская Т. Н. Житие Димитрия Прилуцкого//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 259-260); сведения о построении 3-й соборной церкви находятся в сводной редакции Жития, известной уже в кон. XV в. по рукописям ( Она же. 1990. С. 14) и произведениям иконописи (житийная икона прп. Димитрия Прилуцкого письма мастера Дионисия (80-е гг. XV в.- 1503, ВГИАХМЗ; см.: Украинская. 1990. С. 18). Отсутствие царского титула в тексте указывает на то, что он посвящен событиям до 1547 г.; походы Московских вел. князей на Казань были частыми уже в 80-х гг. XV в., когда их цель состояла в поддержке промосковской местной элиты. Начатый весной 1487 г. поход вел. кн. Иоанна III Васильевича на Казань сопровождался осадой и завершился сдачей города 9 июля. Новым царем был поставлен хан Мухаммед-Эмин («Магмедамин»), а побежденный хан Али («Алегам»), его жены и сыновья были вывезены на Русь в вологодские мон-ри. Нек-рые из родственников бывш. казанского царя приняли крещение и породнились с семьями Московской Руси, в т. ч. с правящей семьей: зятем вел. кн. Василия III был Петр (Худай-Кул), царевич Ордынский, родной брат хана Али ( Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. М., 19913. С. 50). Вероятно, именно в этот период и в этой среде могли сформироваться соответствующие сюжеты, включенные в Житие прп. Димитрия Прилуцкого. Возможно, на легенды об участии К. к. в походе на Казань повлияло почитание святого и особенно его иконы письма Дионисия при вел. кн. Иоанне III (подробнее о местных преданиях см.: Голейзовский Н. К. О датировке местной иконы «Димитрий Прилуцкий с деянием» из вологодского Спасского Прилуцкого мон-ря//ДРВМ. 2003. 3(13). С. 64-65).

http://pravenc.ru/text/1684610.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010