26 Сам Бог есть Свет: Единый, Несравненный, Ипостасный ( Ин. 1:5 ), ангелы – тоже светы, но уже в относительном смысле, «свети бывающе втории», свет их заимствованный, отраженный от Святой Троицы («Света Первого»), «от первыя приемше Жизни» (Минея служебная. Ноябрь, 8 дня. Утреня. Стихиры 1 и 2 на «Господи, воззвах»). 27 Нилус С. Дух Божий, явно почивший на о. Серафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым. М., 1903. Статья эта напечатана также в книге того же автора: Великое в малом. Царское Село, 1905. С.197 – 199. 30 «Этот же род...» Намек на разные степени бесовской иерархии. Она действительно существует. Так, по этой же причине не мог изгнать сначала демона Павел Препростой в известном из «Лавсаика» случае (СПб., 1873. С. 122 – 123. 25). Есть и другие, более специальные, сведения о делении нечистых духов на степени. 33 Отсюда следует, что и самому бесноватому, как и его заклинателю, нужен пост, «...быть не может, – говорит Златоуст, – чтобы человек, живущий среди утех, избавился от такого недуга: нет, страждущий таким недугом имеет особенную нужду в посте» (там же). Поэтому «порченые», «кликуши», даже многие из истеричек должны начать сами себя врачевать сперва молитвою и постом, а потом обращаться за исцелением к святым. Кликушество почитается иногда за простую истерию. Но этот вопрос требует разрешения каждый раз со стороны не врача (психиатра или невропатолога), а духовного мужа. Наука не компетентна и не может разобраться в таких тонких душевных явлениях. 35 На эту тему подробности см. в книге: Платен М. Новый способ лечения: Настольная книга для здоровых и больных. Т. 1. СПб., 1902. С. 9 и след. За границей это сочинение выдержало до сорока изданий. Ср. ниже примечание 34. 37 Цит. по: блаж. Иоанн Мосх . Луг Духовный. Св. – Троицкая Сергиева Лавра, 1896. С. 221 (примечание свящ. М. Хитрова , к гл. 184). Здравая медицинская наука говорит о том же. Знаменитый банкир и миллионер Ротшильд приехал однажды в Верисгофен, в Баварии, к не менее знаменитому пастеру Кнейпу, лечившему согласно естественному методу, и просил его дать ему совет и помочь в его тяжелом болезненном состоянии. Ротшильд подробнейше ознакомил пастора Кнейпа со своим образом жизни и сообщил, как часто и что именно он привык есть. Он подробно говорил о массе кушаний, которые он ежедневно поглощает во время четырех или пяти приемов пищи (почти у всех нас так: завтрак, обед, чай, ужин! – Еп. Варнава), и наконец, изложив картину болезни, спросил, не может ли Кнейп ему теперь сказать, чем он, собственно, болен, так как врачи ставят то один, то другой диагноз. «Конечно, – сказал почтенный пастор, – я могу вам < наверное ответить, чем вы больны: вы страдаете отсутствием второго желудка» (Платен М. Новый способ лечения. Т. 1. С. 9 – 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

3 Герье Владимир Иванович (1837--1919) – историк и общественный деятель. О Франциске Ассизском и Екатерине Сиенской Герье писал в трудах: Франциск – апостол нищеты и любви. М., 1908; Западное монашество и папство. М., 1913; Расцвет западной теократии. М., 1916. Библиографию работ Герье см.: Историческое обозрение. 1892. Т. 4. См. также: Кирсанов Е. С. Историко-теоретические взгляды В. И. Герье. Автореферат дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1982. Екатерина Сиенская (1347--1380) – святая католической Церкви, автор мистических сочинений в жанре «видений» и 373 писем. 4 Дмитрий (Димитрий) Ростовский (в миру – Данило Саввич Туптало; 1651--1709) – свт., митрополит Ростовский и Ярославский. Перевел Четьи-Минеи. Духовный писатель («Руно Орошенное», 1680; «Розыск о раскольнической вере», 1709), автор исихастского трактата «Внутренний человек», составитель «Житий святых» (Т. 1–12. М., 1902--1911). Соч.: Сочинения. Ч. 1–5. Киев, 1895--1905. См. о нем: Нечаев В. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891; Попов М. С. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. 5 Паскаль Блез (1623--1662) – французский религиозный философ, математик, физик. Инициатор идеи теории вероятности, дифференциального исчисления, гидростатики. Соч.: Мысли. СПб., 1843 (СПб., 1882; M., 1889, 1905, 1931); Письма к провинциалу. СПб., 1899. См. о нем: Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994. Гладстон Уильям Юарт (1809--1898) – премьер-министр Великобритании (1868--1874, 1880--1886, 1892--1894 гг.), лидер либеральной партии (с 1868 г.). Правительство Гладстонаобрело печальную известность в связи с подавлением освободительного движения в Ирландии и захватом Египта(1882г.). 7 Павел Препростой -- преподобный; покинул мирскую жизнь, уйдя в пустыню к преп. Антонию Египетскому. Умер в 340 г. День памяти – 4 октября. Лев Мудрый -- не слишком ясно, кого имеет в виду автор: 1) Лев Великий – папа Римский (440--461 гг.), день памяти – 18 февраля; 2) Лев IV – св., папа римский (847--855 гг.); 3) киевский митрополит, духовный писатель XI в., автор послания против латинян.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

А кого винить? Господь каждому дал время — одному 50 лет, другому 70, так, неужели ты, человек, не мог за это время покаяться? Все мы с вами блудные сыны, все ушли от Бога, от своего Отца, в страну далече, в страну греха, и от всех нас Господь ждет покаяния. Представим себе, что сейчас нам надо явиться перед Престолом Божиим, дать ответ за прожитую жизнь… Готовы мы к этому? Нет. Пока мы еще живы, пока в груди бьется сердце, пока течет в жилах кровь, есть еще возможность покаяться, исправиться и положить в своем сердце основание проводить жизнь чистую и святую. Да поможет нам Господь! Аминь. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры! Покаяние считается действительным только тогда, когда человек осознает, что грешен, почувствует все свои грехи, придет на исповедь, со слезами все чистосердечно откроет священнику и даст перед Богом обещание больше не грешить. Преподобный Павел Препростый стоял однажды в конце храма и усердно молился. Входили люди, и он видел, что многие идут светлые, в сопровождении Ангелов. Среди них вдруг увидел черного человека, с ним шли бесы. Преподобному Павлу жаль стало этого человека, он заплакал и начал молиться о нем, и когда богослужение кончилось, снова его увидел, теперь он выходил светлый, сияющий, и с ним уже шли не бесы, а Ангелы. Что же произошло? А вот что. Ha всенощной, во время паремий, читалось пророчество Исайи, где были такие слова: грешники, “омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих, перестаньте делать зло” ( Ис.1:16 ). Эти слова тронули душу грешника, пробудили ее, он подошел к священнику, поисповедался, дал обещание исправить свою жизнь, и Господь простил ему грехи. Вот что значит чистосердечное покаяние. Один инок в храме смотрел, как духовник исповедует людей, и ему было такое видение. Человек стоял на коленях перед крестом и Евангелием — это видимые знаки невидимого присутствия Божия — говорил свои грехи. Тут же невидимо присутствовал Ангел Господень, присутствовал и Сам Христос. Ангел внушал грешнику: “Кайся, кайся, ничего не скрывай, ведь ты нарушил заповеди Божии, ты преступник перед Богом, кайся!” — и человек открывал грехи.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-uteshen...

Более того, вся его статья от начала до конца направлена против имяславия. Уже в первых строках дистанцировавшись от содержания книги»На горах Кавказа», Григорович далее переходит к прямой критике изложенного в ней учения. Исходным пунктом рассуждений Григоровича является мысль о том, что»вся человеческая деятельность распадается на две обширные области — теоретическую и практическую, иначе на познавательную и деятельную в узком значении этого слова»   . Типичными представителями первого рода подвижничества, по мнению Григоровича, являются преподобный Исаак Сирин, святитель Григорий Богослов; представителями второго рода являются преподобные Павел Препростой и Марко Фраческий.«Хотя святые, избравшие второй путь подвижничества, и сподоблялись видений мира горнего даже в большей степени, чем избравшие первый путь, однако основные черты духовного ведения святых того направления существенно различны между собой: тогда как у занимающихся преимущественно видением знание носит отвлеченный (абстрактный) характер, у занимающихся деянием — образный (конкретный)», — считает Григорович. Два упомянутых направления являются, по мнению Григоровича, противоположными:«теоретическая деятельность совершенствуется с развитием анализа практическая деятельность, наоборот, совершенствуется с развитием синтеза»   . Такая исходная посылка сама по себе может вызвать серьезные недоумения. В святоотеческой традиции»созерцание»и»деятельность»представляются как два аспекта одного и того же духовного пути, а вовсе не как противоположные пути, абстрактный и конкретный, основанные один на анализе, другой на синтезе. Ложная исходная посылка ведет Григоровича к ошибочному представлению о том, что все христианские подвижники разделяются на»практиков»и»теоретиков»:«Нисколько не следует удивляться, — пишет Григорович, — если мы у высокой жизни подвижника не найдем строгого разграничения понятий, тогда как другие, которые гораздо ниже его по жизни, яснее представляют теоретическую сторону дела»   . Не следует, по мнению Григоровича, удивляться также тому, что относительно»весьма сложного»вопроса о значении имени Божия,«мы не встретим отчетливого понимания даже у коголибо из весьма уважаемых подвижников»:

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

В то время, когда предаемся мы разгулу и веселию, св. Церковь дает нам образы тех, кого «честное пощение спасло есть». «Постився древле Иосиф, избежа смешения беззаконные жены и царство улучи». Она говорит: «Сохраним и мы сих: Иовлево мужество, Иаковлево незлобие, веру Авраамову, целомудрие Иосифово и Давидову доблесть» — и этим напоминанием Церковь показывает нам, что мы не первые, кого зовет Христос. В Ветхом Завете уже шли путем борьбы с грехом, путем желания жить в Боге, путем покаяния. Церковь говорит о покаянии ниневитян, Ионы и других: «Иону в ките честное пощение некогда спасло есть», «Ниневитяне же паки гнев Божий претвориша покаянием и любовию». А затем в субботу Церковь дает уже нам образы из Нового Завета, образы тех, кому святоотеческий опыт учит нас подражать. В субботу сырную, когда безобразие жизни мирской достигает своего предела — она воспевает: «Приидите вси вернии, преподобных отец лики воспоим, Антония верховного, светлого Евфимия...» «Радуйся, Египте верный, Ливие преподобная, радуйся, Фиваидо избранная»... И дальше она указывает нам образы, которые даже нам, мало знающим, говорят много. «Вси в песнях духовных воспоим согласно в подвизех просиявшие божественные отцы наша, яже изнесе Египет, Фиваида и Ливия, всякое место и град и страна». «Радуйся, монахов первонаставниче, Аммуне Богоносе, Нит-рийская славо, Арсение-Ангеле, державо безмолвная и Аммоне духоносне». Всякий, кто хоть немного читал Древний Патерик, знает эти имена. А вот и Аполлос Великий, послушания же свете Андрий и Акакий, с ними и Аввакир, просиявает, якоже некая денница». «Песньми священными восхвалим Великого Афанасия, в горе Афонстей светло подвизавшегося, светильника превеликого всея вселенней», «его же молитвами вси спасемся». Те, кто оставил нам пример смирения и покаяния: «Хвалим да будет Феоктист, всеизрядный пастырь, и высокий умом Фаласий, великий Федор, нарицаемый Сикеот, зна-меньми и чудесы явлейся на земле высокой...» «Леонтия пою глубину богословия, Максима же воспеваю пучину учения»... — того Максима, которого память мы недавно совершали — Максима Исповедника и Маркиана, и Марка, который известен, как писатель поучений и наставлений — Марка подвижника, Макарий Великий и Макарий Градский и Пимен Великий, о котором мы много знаем. «Пимена же кто достойно славит из земных». Вот Павел Препростый — ученик Антония Великого.

http://predanie.ru/book/216419-tvoreniya...

В то время, когда предаёмся мы разгулу и веселию, Святая Церковь даёт нам образы тех, кого «честное пощение спасло есть» 104 . Постився древле Иосиф, смешения избеже беззаконныя жены, и царство улучи 105 . Она говорит об Иовлевом мужестве, о Иаковлем незлобии и т. д.: «Сохраним и мы добродетели их, Иовлево мужество, Иаковле незлобие, веру Авраамову, целомудрие Иосифово и Давидову доблесть» 106 – и этим напоминанием Церковь показывает нам, что мы не первые, кого зовёт Христос. В Ветхом Завете уже шли путём борьбы с грехом, путём желания жить в Боге, путём покаяния. Церковь говорит о покаянии ниневитян, Ионы и других: «Иону в ките честное пощение некогда спасло есть», «ниневитяне же паки гнев Божий претвориша теплым покаянием и любовию» 107 . А затем в субботу Церковь даёт уже нам образы из Нового Завета, образы тех, кому святоотеческий опыт учит нас подражать. В субботу сырную, когда безобразие жизни мирской достигает своего предела, она воспевает: «Приидите, вси вернии, преподобных отец лики воспоим, Антония верховнаго, светлаго Евфимия» 108 , «Радуйся, Египте верный, радуйся, Ливие преподобная, радуйся Фиваидо избранная» 109 . И дальше она указывает нам образы, которые даже нам, мало знающим, говорят много: «Вси в песнех духовных, в подвизех просиявшия, божественныя отцы наша воспоим согласно, яже изнесе Египет, Фиваида, и Ливия, всякое место, и град, и страна»; «Радуйся, монахов первонаставниче, Антоние преславне, Аммуне богоносне, нитрийская славо, Арсение ангеле, державо безмолвия и Аммоне духоносне». Всякий, кто хоть немного читал «Древний патерик», знает эти имена. А вот и «Аполлос Великий, послушания же светы Афре и Акакий, с сими и Аввакир спросияет, якоже некая денница», «Песньми восхвалим священными Великаго Афанасия, в горе Афонстей светло постившагося, светильника превеликаго всея вселенныя, егоже молитвами вси спасаемся» 110 . Те, кто оставил нам пример смирения и покаяния: «Хвалимь буди, Феоктист, всеизрядный пастырь, и высокий Фалассий великий, Феодор, нареченный Сикеот, знаменьми и чудесы явлейся на земли высокий» 111 , «Леонтия пою глубину богословия Максима же воспеваю пучину учений» 112 (того Максима, которого память мы недавно совершали, Максима Исповедника ), Маркиана и Марка» (который известен, как писатель поучений и наставлений Марк Подвижник ). « Макария Великого , и Макария Градского» 113 , и Пимена Великого , о котором мы много знаем: «Пимена же кто достойно словит от земных» 114 . Вот Павел Препростый – ученик Антония Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

«Верьте мне, прошедшему подвиги искушений диавольских, – говорит святой Антоний Великий , – трепещет сатана бодрствования христиан, молитв и постов их, кротости, произвольной нищеты, смирения, любви и особенно чистого сердца в Христовой любви» 46 . Привели однажды к преподобному Антонию юношу, одержимого нечистым духом из чина начальников князя тьмы. Святой послал его к святому Павлу Препростому. Этот сказал бесу: отец Антоний велит тебе, диаволе, выйти. Диавол не выходил. «Или ты изыди, – говорил святой, – или я пойду и поведаю Христу – и будет тебе беда». Бес не выходил. Тогда святой Павел встал на камне и взывал: Иисусе Христе, распятый при Понтийском Пилате! Я не сойду с сего камня до тех пор, пока не услышишь Ты меня; не вкушу хлеба и воды до того времени, когда изгонишь беса из юноши сего». Тогда бес вышел. И так, замечено в житии святого Павла, малых бесов изгоняют человеки сильные в вере, а начальных бесовских князей побеждают смиренные. 47 Одно призывание святыми угодниками имени Иисуса Христа изгоняло бесов: «Господь мой Иисус Христос , Сын Бога Живаго, запрещает тебе, нечистый душе, – говорил святой Потит бесноватой девице, – и повелевает тебе выйти из сего создания и не входить в него более никогда». Бес вышел и исчез. 48 Имя Иисуса Христа, не только произносимое устами святых угодников, а написанное в письме, имеет силу изгонять бесов. Святой евангелист Богослов послал с учеником своим Прохором письмо к одержимому злым духом. В письме было написано: «Иоанн апостол Иисуса Христа Сына Божия пытливому духу повелеваю: от имени Отца и Сына и Святого Духа изыди от создания Божия и не входи в него никогда, но будь вне острова, в местах безводных, а не в людях». Когда Прохор с этим письмом пришёл, бес вышел из человека. 49 Святые угодники, вооружённые именем Иисуса Христа, имели даже господственную власть над бесами. Когда бесы препятствовали святому Феодору (1091 год) в постройке монастыря и разбрасывали то, что строили братия, тогда святой именем Господа Иисуса Христа заставил их самих переносить все дерева, бывшие на берегу Днепра, на гору в облегчение трудов братии и посрамление бесов. 50

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Внимая постоянно себе и занимаясь молитвой Иисусовой, о. Александр в затворе читал книг мало. Духовные дети спрашивали его: «Батюшка, вы прежде читали ли книги?» На это он им отвечал: «Прежде читал их много, но теперь мало, потому что нашел полезнее заняться молитвою Иисусовой, теперь читаю изредка, когда ум ослабевает». Однако он не отвергал пользы от чтения хороших книг. Напротив, он говорил: «Человек стоит, а книги, как столбы, поддерживают его». Советовал он читать более жития святых отцов, книгу Иоанна Лествичника , св. Аввы Дорофея , семь слов Макария Египетского , и вообще те книги, которые учат побеждать страсти. Старец имел только следующие богослужебные и назидательные книги: 1) Следованную Псалтирь, 2) Евангелие, 3) Апостол, 4) Служебник чина литургии, утрени и вечерни, 5) Печерский патерик, 6) Творения св. Исаака Сирина , 7) Иоанна Лествичника , 8) Аввы Дорофея , 9) Аввы Исаии , 10) Семь слов Макария Египетского , 11) Плач инока – сочинение епископа Игнатия Брянчанинова , 12) Письма Георгия Затворника, 13) Жития святых в мелких книгах, 14) Марка Подвижника , 15) Алфавит духовный св. Димитрия Ростовского , чудотворца, 16) Требник, 17) Жизнеописание старца Серафима Саровского с присовокуплением правил о молитве Иисусовой. Более же не имел никаких, Октоиха и Минеи месячной у него не было, хотя он к церковной службе и не ходил. Молитва Иисусова заменяла ему все остальное. Говаривал старец часто: «В древнее время многие подвижники и вовсе грамоты не знали, а Господу Богу угодили и просияли, яко светила на земли. Таковы Павел Препростой, преподобный Памва, Пимен Великий и другие святые угодники Божии». Однако о. Александр, несмотря на то что мало читал книг, в последние годы своей жизни признавался близким ученикам своим: «И я прежде нудил себя понимать смысл Священного Писания , но теперь, если стану читать псалмы или что другое, то умственному взору открываются великие премудрости Божии, сокрытые в Писании». Старец часто приводил места из жития св. Нифонта, епископа Константина-града, память которого празднуется 23-го декабря, также из жития св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вы однажды говорили, что книги нужно выбирать в соответствии со своим умственным и духовным развитием. Что это значит? Люди действительно отличаются по уровню своего умственного развития. Я не хочу этим никого унизить и совсем не презираю людей простых. Умственная простота отнюдь не препятствует спасению и даже достижению духовного совершенства. Среди святых известны люди весьма и весьма простые: например, Павел, которого так и называли «Препростый» и который, однако же, был великим чудотворцем. И наоборот, были люди необыкновенно умные, гениальные, такие как Ориген , но проклятые Церковью . Теперь о том, какие книги считать сложными, а какие – простыми. Есть такие книги, от чтения которых, что называется, мозги скрипят. Допустим, преподобный Максим Исповедник – очень сложный писатель, святитель Григорий Палама порой также весьма сложен. А вот слог святителя Иоанна Златоуста вполне доступен. Но надо иметь в виду, что простота изложения не всегда связана с предметом речи. Иногда предмет довольно-таки сложный, но один о нем пишет просто, другой – весьма сложно. Авва Дорофей , например, будучи человеком весьма образованным, писал просто, потому что желал быть понятным, или, может быть, поступал так по смирению. Да, он пишет простым слогом, но исполнить то, о чем он пишет, очень тяжело. Тут нельзя соблазняться видимой простотой. Почему разным людям нужно читать разную литературу? Допустим, я всем вам посоветую читать Григория Паламу . А вдруг некоторые из здесь сидящих не смогут его осилить – бросят и скажут: «Мы лучше вообще ничего читать не будем!» Я же и буду виноват. Поэтому книги нужно избирать в том числе и по своим способностям, своему образованию. Надо подходить к этому дифференцированно, нельзя стричь всех под одну гребенку, не могут все быть, например, богословами. Тем не менее, это не значит, что надо искать для себя литературу, которую можно читать без всякого напряжения. Может быть, что-то воспринимать нам будет и трудновато, придется преодолевать некоторую скуку, понуждать себя, однако это делать необходимо. Читать нужно то, что для тебя актуально. Актуально не значит интересно. Мы читаем не для развлечения, ищем книгу не такую, чтобы читать ее не отрываясь. Какой у нас интерес? Мы желаем найти в читаемом ответы на жизненные вопросы. Тогда духовная литература будет нам интересна, полезна и мы будем ее усваивать. Поэтому каждый пусть ищет ту литературу, которая для него актуальна и своевременна. Конечно, в этом трудно разобраться самостоятельно, здесь необходим совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Демон не потерял своей ангельской силы, только это сила служит уже не добру, а злу. Эти странные «сеансы исцелений» как будто уродливо копируют чудеса Христа и святых. Еще Василий Великий говорил: «Демон – это обезьяна Бога», – ибо демон старается уродливо (иначе он и не может) повторить и заодно внутренне осмеять то, что делали святые. И те, кто идет к так называемым целителям, остаются «должниками» темных сил, которые в свое время потребуют от них этот долг. Братия и сестры! Какое же у нас орудие против демона? Это прежде всего, как сказал Господь , пост и молитва, особенно молитва Иисусова, ибо в Евангелии сказано: именем Моим будут изгонять бесов (Мк. 16, 17); затем слова псалма: Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его (Пс. 67, 2). Когда бес был спрошен неким старцем, чего он боится больше всего, то под действием благодати вынужден был признаться, что боится этих псаломских слов. Потом бес сказал: «Боюсь я того, что вы носите на груди, и того, что вы вкушаете», – то есть боюсь креста и боюсь причастия. Для того чтобы не овладели нами темные силы, мы должны очищать душу свою от грехов частой исповедью. Старец иеросхимонах Иларион Оптинский, занимавшийся изгнанием бесов, требовал от приходящих к нему прежде всего полной исповеди, начиная с шести лет. Демон – гордый дух, и поэтому больше всего он боится смирения. У Антония Великого был ученик Павел Препростый, который пришел к нему уже стариком, но своим глубоким смирением и всецелым послушанием добился того, что бесы трепетали перед ним – старым по годам, но молодым по монашеству подвижником. И оттого преподобный Антоний одержимых самыми лютыми демонами посылал к своему ученику, говоря: «Бесы изгоняются верой, а князья бесов – смирением». Братия и сестры! Чему учит нас сегодняшнее Евангелие? Оно приоткрывает нам завесу над будущей жизнью, показывает, какой несчастной жертвой может оказаться душа, подпавшая власти диавола, еще здесь, в этой жизни. А ведь грешников демон будет мучить и после смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010