Храм преподобного Антония (IV в.) Роспись в храме преподобного Антония (XIII в.). Роспись в алтаре храма преподобного Антония (XIII в.). Трапезная монастыря. Стол и скамьи высечены из камня. Мельница IX века. Источник преподобного Антония. Вид, открывающийся от пещеры преподобного. На этом месте святой Антоний нашел столь желанное ему уединение и продолжил свои подвиги. Иногда его навещали братия, желавшие получить наставление. Святитель Афанасий Великий, повествуя о жизни преподобного на горе, писал: «Сколько же, живя там, выдержал он браней, по написанному (Еф. 6, 12), не с плотию и кровию, но с сопротивными демонами, о том знаем от приходивших к нему. Ибо и там слышали шум, многие голоса и звук как бы оружия, а ночью видели, что гора наполнена зверями; замечали, что и сам Антоний как бы с какими-то видимыми ему врагами борется и отражает их молитвою. И Антоний, приходивших к нему ободрял, а сам подвизался, преклоняя колена и молясь Господу». Здесь жил также преподобный Павел Препростый, сюда приходили преподобные Аммон и Макарий Великий, присутствовавший также и при кончине преподобного Антония. По соседству на противоположной стороне горного хребта подвизался другой великий святой — основатель отшельничества  святой Павел Фивейский, место подвигов которого было чудесным образом открыто святому Антонию. Прожив в пещере на горе Аль-Кользом более сорока лет, и достигнув глубокой старости, святой Антоний преставился в возрасте ста пяти лет. Тело преподобного погребли два живших с ним ученика, и как писал святитель Афанасий Великий, «кроме их двоих, доныне никто не знает, где оно погребено». В «Житиях святых» святителя Димитрия Ростовского упоминается, что мощи преподобного Антония были открыты и перенесены в Александрию в 561 году при императоре Юстиниане, затем около 635 года их перевезли в Константинополь. В 980 году они были перенесены в город Арль в Галлии (нынешней Франции), в церковь св. Иулиана. Однако в монастыре святого Антония  считают, что мощи этого угодника Божия  не были открыты, и сейчас находятся под спудом в монастырской церкви его имени.

http://pravoslavie.ru/2089.html

Пребывание делегации из России на египетской земле началось с Каира. Паломники из России посетили исторический христианский центр города – храм во имя мучеников Сергия и Вакха, под которым находится грот, где, по преданию, некогда останавливалось Святое Семейство, кафедральный собор Александрийской Православной Церкви в Каире, носящий имя святого Георгия Победоносца, коптские женские обители IV-X веков – монастыри святых Георгия Победоносца (Мар Гиргис), Феодора Стратилата (Амир Тадрус) и Меркурия Филопатора (Абу Сейфен), знаменитую коптскую «Висячую церковь» (Муалляка). Делегация была принята викарием Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II епископом Вавилонским Феодором, передавшим гостям благословение Его Блаженства на предстоящее паломничество. Глава делегации епископ Лидский и Сморгонский Порфирий просил епископа Феодора передать Предстоятелю Александрийской Православной Церкви братское приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В следующие два дня паломники из России посетили лавры в Восточной (Аравийской) пустыне – монастыри святых Павла Фивейского и Антония Великого. В монастыре святого Павла гости поклонились честным мощам основателя обители, пообщались с игуменом и братией монастыря. 10 ноября епископ Порфирий и члены делегации в священном сане совершили Божественную литургию в пещерной келии, где некогда подвизался преподобный Павел Фивейский. В тот же день паломники из России прибыли в монастырь преподобного Антония Великого – первую обитель во всем христианском мире (основана в начале IV века); она была построена близ пещеры, в которой подвизался родоначальник монашества. Этот монастырь издавна является одним из мест паломничества. В XIX веке его посетил глава Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский), автограф которого сохранился на одной из стен главного монастырского храма. В обители почивают мощи преподобного Антония Великого и многие другие святыни. Делегация Русской Православной Церкви посетила на горе около монастыря келью преподобного Антония, где основатель монашества провел в молитве и посте 35 лет своей подвижнической жизни. Поблизости многие годы подвизался его верный ученик – Павел Препростый. Позже их примеру последовал целый сонм иноков, в результате чего данная местность получила название «Гора келий».

http://mospat.ru/ru/news/46961/

Добродетель, заключающаяся в желании и готовности жертвовать собой, своим временем, силами, средствами ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему, самоотречение. Христианская жертвенность основывается не просто на чувстве долга, но на любви. Тем не менее, святые отцы учат, что даже понуждение себя к исполнению заповедей без сочувствия сердца все равно полезно для нас. Потому что душа обретает навык делать добро, а со временем может откликнуться и сердце. Любовь как главное сокровище сердца. Высшими формами жертвенности являются мученичество и смерть во имя Бога. Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах. Послушание. Испрашивание помощи у Бога. Самоукорение. Преподобный Павел Препростый Святитель Спиридон Тримифунтский Терпение, безгневие, Возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться. Терпение оскорблений и гонений. Кроткие силой воли своей, своим терпением укрощают гнев, успокаивают раздраженного и всегда остаются в пределах самообладания. (Венец добродетелей) совокупность совершенств, по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо жение человека, по форме – жертвенное служение предмету любви – Богу и Его творению. «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Преподобный Амвросий Оптинский . Жертвенное служение Богу и людям. Зрение в ближних образа Божия. (Отсутствие страха). Плод любой добродетели – умножение любви. Христианская любовь – деятельная и жертвенная. Сострадательное отношение к ближним, способность откликаться на их нужды. Деятельное проявление милосердия. Св. Иоанн Златоуст : «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь». Праведный Филарет Милостивый

http://azbyka.ru/shemy/dobrodeteli.shtml

Встретивши далее в рукописи мысль, что имя Божие есть Сам Бог, я прямо и категорически заявил, что так выражаться нельзя: если понимать это выражение буквально, то оно решительно неправильно, т. к. всякому понятно, что существует различие между самим предметом и его названием. Если же это выражение понимать в каком бы то ни было переносном смысле, то нужно для этого понимания подыскать и более подходящее выражение, чтобы не вызвать какого-либо недоразумения. На это о. Иларион отвечал, что он письменно и лично обращался к весьма многим авторитетным и с богословским образованием лицам (напр., к о. Ректору Ставропольской Духовной Семинарии), прося их сделать замечания по поводу его взглядов. От большинства он не получил никакого ответа, а ответившие не признали себя достаточно компетентными для критики затронутых вопросов. Это навело о. Илариона на мысль, что взгляды его не содержат в себе чего-либо явнопогрешительного. Поэтому на мои замечания он не обратил ровно никакого внимания, и мое чтение рукописи не оказало никакого влияния на ее содержание 1381 . Приведенные слова священника Хрисанфа Григоровича показывают, что, хотя он и был близко знаком со схимонахом Иларионом и – через своего брата – с другими имяславцами, основным имяславским идеям он не сочувствовал. Более того, вся его статья от начала до конца направлена против имяславия. Уже в первых строках дистанцировавшись от содержания книги «На горах Кавказа», Григорович далее переходит к прямой критике изложенного в ней учения. Исходным пунктом рассуждений Григоровича является мысль о том, что «вся человеческая деятельность распадается на две обширные области – теоретическую и практическую, иначе на познавательную и деятельную в узком значении этого слова» 1382 . Типичными представителями первого рода подвижничества, по мнению Григоровича, являются преподобный Исаак Сирин , святитель Григорий Богослов ; представителями второго рода являются преподобные Павел Препростой и Марко Фраческий. «Хотя святые, избравшие второй путь подвижничества, и сподоблялись видений мира горнего даже в большей степени, чем избравшие первый путь, однако основные черты духовного ведения святых того направления существенно различны между собой: тогда как у занимающихся преимущественно видением знание носит отвлеченный (абстрактный) характер, у занимающихся деянием – образный (конкретный)», – считает Григорович. Два упомянутых направления являются, по мнению Григоровича, противоположными: «теоретическая деятельность совершенствуется с развитием анализа практическая деятельность, наоборот, совершенствуется с развитием синтеза» 1383 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Однако, несмотря на великую трудность сего подвига, мы все же должны оставить осуждение. Чтобы побудить нас к этому, св. Церковь показывает нам, как тяжело Господь карает еще в земной жизни тех, которые осуждают. Некогда Мариам, сестра Моисея, осудила его за то, что он взял в жены себе эфиоплянку. Моисей отличался особенною кротостью и любовию, за это Господь, как никого из ветхозаветных праведников, прославил его на земле: Он говорил с ним усты ко устом ( Числ. 12:8 ) и лицо Моисея блистало Божественным светом. И вот, несмотря на такую близость Моисея к Богу, и на то, что он, по своему незлобию, умолял Бога простить Мариам за осуждение, Господь не простил ее и поразил проказой. Так и нас Господь тяжко карает всевозможными несчастиями за осуждение, ибо слишком оно противно Богу. С другой стороны, жития святых и святоотеческие писания показывают нам, что Господь за одно только неосуждение ближнего, без всякого подвига с нашей стороны, может спасти нас. Так, Он даровал спасение одному нерадивому иноку, в то время как вся братия была убеждена, что за свою нерадивую жизнь он будет лишен небесного Царства. Между тем, перед самою смертью ему явился Ангел, показал хартию, всю исписанную его грехами, и сказал: «Смотри, каковы грехи твои; но так как ты ни разу никого не осудил, то вот что делает милосердие Божие». При этих словах хартия сделалась чистою. После этого инок, утешенный дивным видением Ангела, скончался. Вот почему преп. Павел Препростый, ученик Антония Великого , был так высок в очах Божиих. Он отличался неосуждением и за это получил от Бога дарование совершать такие же чудеса, какие совершал сам преп. Антоний. Св. Церковь , с целью приучить нас к неосуждению ближних, дает, словами св. отцов, такой совет: никогда не осуждать ближних в бесчестных поступках, на основании слухов и молвы. Вот какой назидательный урок по этому поводу мы находим в жизнеописании преп. Виталия 71 . Последний в течение многих лет спасался в одном пустынном монастыре вблизи Александрии. В его сердце сильно заговорила любовь к погибающим. Он пришел в Александрию и стал служить людям. Каким же образом? Он обходил падших женщин, отдавая каждой из них по очереди свой дневной заработок, всю ночь читал им Евангелие, жития святых, пел псалмы и со слезами умолял оставить нечистую жизнь. Так многих падших женщин он вернул к истинной христианской жизни, заклиная их до его смерти никому об этом не говорить. Страшно осуждали монаха Виталия за его ночное времяпрепровождение и клеветали на него. Но за эти клеветы и чистоту жизни Господь даровал ему такую же дивную кончину, какой сподибился св. Серафим Саровский . Преподобный Виталий умер во время молитвы, стоя на коленях. В руке у него нашли записку такого содержания: «Мужи александрийские, прежде времени никогда никого не осуждайте». Тогда же все возрожденные им женщины исповедали во всеуслышание все то, что преп. Виталий для них сделал.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Очень рад, что тебе удалось побывать на главных праздничных службах; грустно, конечно, что служба в банке препятствует Кире бывать в церкви в рабочие дни, но что поделать: слава Богу, что ему удается ходить в церковь хотя бы по воскресеньям и что у него есть к тому сердечное желание; а Господь смотрит на сердце, на внутреннее произволение, а не на внешнее его выполнение (когда это не в нашей воле). Здесь мы избалованы церковными службами и как бы погружены в эту атмосферу церковности, а потому мало её замечаем и даже, увы, недостаточно ценим. Но когда случается побывать в миру то начинаешь ощущать, какого источника благодати мы лишаемся без церкви! «Путь к спасению» вышлю, как только получу деньги. Вышлю тебе также и жизнеописание Божией Матери. Отдельной платы за эту книгу не надо, вполне достаточно, если ты вышлешь деньги за кресты (да и то если тебе это не трудно). Мне кажется, что ты поступила правильно, поселившись вместе с Кирой 70  и оставив Обитель Нечаянной Радости. Жить тебе там было не по силам (а значит, и не в пользу), а монахини из тебя всё равно не вышло бы – в твоём возрасте слишком трудно полагать начало. В древности, правда, были тому примеры. Так, преподобный Павел Препростый пошёл в монахи 66 лет и быстро достиг великой святости, так что по силе чудотворений превосходил самого Великого Антония, учеником которого был. Но это особые благодатные случаи, им подражать неразумно (по словам преподобного Иоанна Лествичника ), а общий опыт нашего времени показывает, что людям, перешедшим известный возраст, почти невозможно стать монахами. Вот почему в некоторых греческих монастырях Святой Горы существует правило не принимать никого свыше 35 лет. Очень рад был от тебя слышать, что в Обители Нечаянной Радости ведётся строгая жизнь. Частичка мощей Святого Великомученика Пантелеймона (о которой ты пишешь) пожертвована Карпатской Православной Миссии нашим Монастырём в 1931 году (игумену о. Серафиму Иванову, приезжавшему к нам тогда на Пасху). О православном движении на Карпатах я хорошо осведомлён, ибо в нашем монастыре живёт 21 монах из Карпатской Руси. Они бывшие униаты, много пострадавшие за Православие и непризнание унии. Все они сравнительно молодые люди (26–40 лет), из крестьян, очень ревностные православные и хорошие монахи. К нам они поступили в 1922–28 гг. и продолжали бы поступать и сейчас, если бы греческое правительство не запретило бы им этого. Им просто отказывают в визе! А помимо их поступления в Монастырь почти никого нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

После этого Антоний Великий велел П. П. сначала сплести веревку или корзину, затем расплести ее, сшить одежду и распороть свою работу, разбить горшок с медом и собрать вытекший мед так, чтобы к нему не примешался песок,- т. о. Антоний Великий испытывал смирение новоначального монаха, и тот все переносил с кротостью и радостью. Иногда прп. Антоний по неделе не благословлял П. П. есть и пить, а когда спрашивал, не хочет ли он хлеба или воды, П. П. отвечал, что он будет есть, только когда этого захочет наставник, и не съедал больше Антония, даже когда тот упрашивал его об этом. Через нек-рое время Антоний заявил П. П., что он уже стал монахом и может жить в отдельной келье самостоятельно. Подвижники подвизались недалеко друг от друга, и Антоний Великий иногда посылал людей, приходивших к нему за помощью, к П. П., к-рый получил духовный дар изгнания бесов, утверждая, что сам не имеет такого дара. В «Истории египетских монахов» приводится тот же рассказ с нек-рыми вариациями. Так, к сказанию из «Лавсаика» добавлен эпизод, в к-ром описывается, как П. П. в присутствии др. иноков спросил Антония Великого, кто жил раньше на земле - Спаситель или пророки. Увидев, что братья смутились таким вопросом его ученика, прп. Антоний приказал ему молчать. Через нек-рое время он заметил, что П. П. вообще перестал разговаривать, и спросил, что случилось. В ответ преподобный напомнил учителю о его приказе замолчать, о к-ром Антоний забыл. Восхищенный смирением и послушанием ученика, Антоний заметил, что он сам и др. иноки иногда не исполняют и повелений, сходящих с Небес, а этот простец исполняет любое слово, сорвавшееся с губ учителя. На повествовании об изгнании беса из некоего юноши рассказ о П. П. в «Лавсаике» и в «Истории египетских монахов» заканчивается. По мнению А. А. Войтенко, П. П. провел около года в келье неподалеку от кельи прп. Антония Великого, а затем ушел в монашеское поселение на горе Ферма ( Войтенко. 2012. С. 100, 102). В Apophthegmata patrum и у Руфина Аквилейского в «De vita patrum» (PL.

http://pravenc.ru/text/2578567.html

–  Вы сказали, что духовник знает немощи своего духовного чада и готов принять это на себя. Что значит «принять это на себя» ? –  Принять на себя – значит пережить эти состояния и как бы предстать в молитве перед Богом за это духовное чадо так, как будто бы грех совершил сам духовник. –  Как научиться послушанию, если тебе уже за  тридцать? Ведь  чем  старше,   тем  сложнее учиться. – Для того, чтобы научиться послушанию в тридцать лет, надо иметь чувство самоотвержения, а, прежде всего, нужна решимость. Так человек, не умеющий плавать, должен заставить себя броситься в воду и побарахтаться там,– без этого он ничему не научится. Мы знаем, что преподобный Павел Препростый пришел к преподобному Антонию Великому в шестьдесят лет, но своим послушанием превзошел молодых учеников этого подвижника. Значит, возраст – не помеха, только бы была у человека решимость. –   С чего необходимо начать подвиг  послушания? –  Начать надо с исповеди с семилетнего возраста, чтобы духовник знал душу человека, его слабости, его болезни, его характер. Тогда духовнику легче давать советы и руководить. Святые Отцы и подвижники прежних времен видели человеческую душу как бы насквозь, но требовать прозорливости от людей, живущих в наше время, дышащих отравленной атмосферой, не следует. Ищи духовника не прозорливого, а благочестивого. –  Способен ли к послушанию современный человек, имееющий массу страстей? – Я думаю, что как раз послушание и есть правильное начало борьбы со своими страстями. – Может ли человек, не имея правильного послушания, другими путями прийти к Богу? –  Это очень трудный путь, можно сказать, что это путь ползком. При послушании с рассуждением человек идет по земле, в полном послушании он летает на крыльях, а когда он предоставлен самому себе,– он ползет. Можно достигнуть цели и ползком, но это долгий и трудный путь, тем более что ползти надо по терновнику и острым камням. –  Когда человек должен проявлять рассуждение? –  Рассуждение особенно нужно проявлять в тех случаях, когда речь идет о догматах веры. Когда духовник ошибается в вопросах, касающихся Православия, то здесь необходимо рассуждение. Ведь и у еретиков были послушные ученики, но это не послужило им во спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Прп.Павел Препростый. Тропарь, глас 8: В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Павле, дух твой. Молитва: О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Павле! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом .

http://pravicon.com/info-3130

– Верно, не иному кому-либо уготованы сии одр и венец, как отцу моему Антонию. Тогда раздался к нему голос: – Не отцу Антонию сие уготовано, но Таисии, бывшей блуднице. Пришедши в себя, Павел стал размышлять о виденном и, когда настало утро, пошел к блаженным отцам Антонию и Пафнутию и поведал им о своем видении. Они же, услыхав о том, прославили Бога, принимающего истинно кающихся. Тогда Пафнутий пошел в девичий монастырь, где жила Таисия в затворе и, разломав двери, хотел вывести ее. Но она стала просить его: – Позволь мне, отче, остаться здесь до смерти моей и сокрушаться о грехах моих: так много их у меня. Старец отвечал ей: – Человеколюбец Бог уже принял твое покаяние и простил грехи твои, – и вывел ее из затвора. Тогда блаженная Таисия сказала: – Поверь мне, отче, что как только вошла я в затвор, я представила все грехи мои пред мысленными очами моими и, взирая на них, плакала непрестанно. Не удалились все злые дела мои от очей моих и доныне, но предстоят предо мною и ужасают меня, так как за них я буду осуждена. Выйдя из затвора, блаженная Таисия через пятнадцать дней впала в недуг и, проболев три дня, благодатию Божиею, с миром почила. От одра болезни она была перенесена на тот одр, который видел на небе уготованным ей Павел Препростый, где восхваляется она с преподобными во славе и радуется во веки. Так грешница и любодейца предварила нас в царствии Божием 6441 . 6438 Отечество и город, который был свидетелем печальных побед Таисии во время ее блудной жизни, неизвестны. 6439 Под преп. Пафнутием здесь разумеется настоятель Гераклейского монастыря. У греков Гераклея, у евреев – Ганес, у арабов – Анас, – один из городов Гептаномской провинции, расположенной между Нижним и Верхним Египтом, причислявшийся в к Верхнему Египту. По свидетельству Руфина в его истории монашества (гл. 16) и Палладия в его Лавсаике (гл. 57), Пафнутий был столь высокий подвижник, что на него смотрели, как на ангела Божия. Ревнуя о спасении душ, он многих заблудших мирян обратил на путь спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010