Например, блаженный Августин в своей автобиографической книге «Исповедь» рассказывает эпизод, в котором повествуется о духовном переломе в его жизни. Напомню вам, когда Августину было уже за 30, он изучал христианство, он уже был известным ритором, философом, много книг написал, и был убежден в истинности христианства, но еще не стал членом Церкви. И однажды этот молодой человек гулял по саду и услышал голос, как бы детский: «Толе леге, толе леге» - бери и читай. Он сначала думал, что это дети вокруг играют, но детей не было. И тогда он понял, что ему Бог говорит: «Бери и читай». А что читать? А он оставил на скамье в саду томик апостола Павла. Он вернулся, открыл текст. И наугад прочел: «Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям, ни пьянству, ни сладострастию, распутству, ни ссорам и зависти. Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоть». Это из послания к Римлянам. И когда он закончил читать, он понял, что это лично ему Бог говорит. И какой-то, как он пишет, свет убежденности влился в его сердце. И он отныне решил поменять свою жизнь. Антоний Великий мне вспоминается. Когда он еще жил в миру, он зашел как-то в храм. Священник читал Евангелие, известное место: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за мной». И вот каким-то образом Антоний, который тысячу раз слушал это место, почувствовал, что Христос в данный момент с ним говорит. Понимаете? И вот он раздал имущество и, действительно, ушел в пустыню. Преподобный Павел Препростый, был такой святой, ученик Антония Великого, услышал однажды, как Антоний читал Псалтирь: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых». Он послушал, встал и ушел. И не появлялся несколько лет. Когда он вернулся, Антоний его спросил: «Где ты был?». Он говорит: «Учился не ходить на совет нечестивых. Давай, что там дальше». Много очень случаев можно приводить. Вот фундаментальный вопрос – такие вещи бывают только со святыми? Или так должно быть со всеми христианами? Так вот, по-моему, ответ очевиден – так должно быть со всеми христианами.

http://radonezh.ru/2023/09/29/missioner-...

о. Елеазар: Батюшка, вот женщина и говорит, что муж-то не уходит. Он живет с другой женщиной, а уходить к ней не собирается. И приходит, как ни в чем не бывало в дом, ест, пьет, спит и опять уходит. о. Амвросий: Да, бывает. о. Елеазар: И в тоже время это все видят дети, которых они растят. И, конечно, ситуация эта ненормальная. Если Павел Препростой мог уйти к преподобному Антонию, то эта женщина не может уйти и бросить детей. И в тоже время ненависть к мужу в ней живет. о. Амвросий:  Но ведь Господь не оставил ее и не оставляет! Надо обратиться к Нему за помощью: «Господи, помоги! Ты видишь, в каком состоянии муж находится, и дай, чтобы я во зле с ним не была, чтобы у меня ненависти не было, гнева и зла». Просить Господа, Матерь Божию, святых  и это все отойдет от души. Потом, ведь без воли Божьей ни один волос с головы не падает, случаев и мелочей не бывает. Везде промысел Божий. Значит, Господь что-то усмотрел, возможно, ее путь такой для спасения. о. Елеазар: Может быть, она какие-то грехи совершила? о. Амвросий: Может, за нераскаянные. о. Елеазар: Может, и за раскаянные, но бывает, что надо епитимью потерпеть. о. Амвросий: Бывает что? Вот в семье, когда человек раздражается, ругается, злится; Дух Святой не может быть в нем, когда он злится. Тогда злой дух входит в этого человека, и он бывает бесноватый, раздражительный. И тогда просят, как Василия Великого просили, этого человека отчитать. Но отчитывать не надо. А надо, чтобы этот человек покаялся во всех грехах. Теперь родственники: мать и отец, братья, сестры, окружающие  все должны покаяться в грехах, чтобы изгнать злого духа. Вот тогда можно будет отчитывать. Это у Василия Великого сказано. А когда человек нераскаянный, в нем грех есть  он лицо меняет. И душа не спокойна  раздражительна и обидчива. Человек настаивает на своем. А когда покается – тогда душа умиротворится, успокоится, на душе бывает радость. И потом человек вспоминает, какой же он был неспокойный, раздражительный, обидчивый. И вдруг все изменилось, когда человек покаялся.

http://azbyka.ru/semya/kak-pravoslavnomu...

– Насколько важно во всем доверять духовнику? Если такое доверие не всегда имеет место, стоит ли искать совета, помощи у других священников? – Доверяй, но проверяй. Это не только к отношениям начальников и подчиненных относится (смеется). Полное доверие, на мой взгляд, это очень редкая редкость. Ведь это одна из граней Любви, а люди сегодня очень самолюбивы. А как может жить любовь в гордеце? Гордость и любовь два противоположных полюса. Потому многие сегодня не могут доверять даже своим супругам, подозревают их, скрывают что-то, проверяют без устали. Дело не в наших дорогих и единственных, дело в отсутствии главного, а пока человек не смирится, как исчезнуть гордыне и воцариться любви? Это уже аскетика. Только преподобный Павел Препростый мог вот так, да еще некоторые. Еще момент: если нет доверия и «священник странный какой-то», то, может, не за тем пришли? Ведь если духовник направляет ко Христу, какое тут может возникнуть недоверие? Вот когда люди идут к духовнику, как к факиру, который решит взмахом все их проблемы и вымолит все, что они хотят, а в ответ получают совсем не то, чего «искали», вот тогда и «рождается недоверие к этому батюшке». «Странный он какой-то! Я ему про болезнь ребенка, а он мне: «Каяться надо, каяться». А в чем каяться? Я уже все исповедовала…» Знакомая ситуация? Духовник может быть более «строгим» или менее (сегодня обычную последовательность зачастую называют строгостью), но правильно с его стороны давать направление именно ко Христу. Помощь другого священника? Может быть и так. Бывает ведь, что человек «не подходит», но ведь чем более духовен человек, тем меньше его «держит» личность священника, его привычки, образование, воспитание… Лично для меня этот вопрос сложный и не получается ответить. Может что-то во мне не так? – Не знаю. Мне всегда было важно принести покаяние вслух, и, если это уместно, если только это возможно, получить разрешение от греха, все «остальное» жил сам. Простите. Текст: р.Б. Геннадий Рекомендуемые статьи Ссылки Популярное

http://azbyka.ru/semya/u-duhovnikov-nado...

Что еще особенно важно? Монах – это человек молитвы. Преподобный Антоний Великий, когда испытывал святого Павла Препростого, смотрел: готов ли он вместе с ним молиться каждую ночь. Павел исполнял молитвенное правило с бодростью, и тогда святой Антоний принял его в ученики. И в наши дни любовь к молитве остается одним из главных условий, чтобы человек стал монахом. Если, например, он ленится прийти на службу или исполнить правило, то что он будет делать в монастыре? Разве не ради этого он пришел в обитель? Без молитвы монашеская жизнь абсурдна. Конечно, чтобы молиться по-настоящему, нужно не иметь никаких внутренних попечений, а это достигается через послушание. В монастыре вся жизнь построена на послушании, и обычно в первые же несколько месяцев видно: ревностна ли сестра в отсечении своей воли? слушается ли со свободой? не остается ли внутренне при своем мнении? Наконец, проходит еще какое-то время, когда становится понятно, сохраняет ли сестра твердость в искушениях, которые в духовной жизни неизбежны; есть ли у нее терпение и жертвенный дух, чтобы пребывать в мире со всеми сестрами; готова ли она носить тяготы ближних. Сестра приобретает навык к молитве, чтению, монастырским трудам. Она срастается с сестринством, не мыслит себя без него. Коротко говоря, сестра живет в монастыре и радуется монашеской жизни. Вот это монахиня. И ее постриг – это и для нее, и для нас самое радостное и желанное событие. – В монастыре собираются люди с очень разными способностями и дарованиями, как внешними, так и духовными. Причем в таком тесном кругу все это на виду. Как избежать соперничества, зависти? – В монашестве человек может открыть в себе главное дарование – способность к общению с Богом, восприятию Духа Святого. Все остальные дарования – второстепенны. Кто-то из святых отцов говорит: человек, который облачился в царскую порфиру, будет ли завидовать рубищу нищего? Духовная жизнь – это и есть царская порфира, а земные таланты и преимущества – все равно что рубище нищего. И в монастыре каждый может облачиться в порфиру, почувствовать себя царским сыном! Что для этого нужно? В первую очередь глубокая молитвенная и литургическая жизнь. На Литургии все равны. Там нет молодых и старых, талантливых и бездарных, образованных и простых. Все мы равно предстоим перед Христом, и богослужение всех освящает.

http://pravmir.ru/monashestvo-zhizn-v-in...

Преподобный Павел Препростый      И он ушел и стал учеником святого Антония . Это святой Павел Препростый, великий подвижник и великий чудотворец Церкви, который изгонял бесов. Он так сильно любил свою жену, что уважал ее свободу даже тогда, когда она согрешила. Он не мог заставить ее насильно полюбить его, но он и не возненавидел ее. Он сказал: «Вопрос в том, что я буду делать с самим собой. Если нужно заболеть вместе с тобой, чтобы ты меня полюбила, если нужно заболеть, чтобы заставить тебя стать такой, какой я хочу, чтобы ты была, то это не имеет смысла». И со словами: «Я стану святым. Хотя бы себя я спасу!» – он встал и ушел в пустыню. И мы должны этому учиться. Учиться замыкаться на себе – в хорошем смысле слова, заботиться о своей душе, о мире внутреннего мира. Это не презрение к другим людям, а оказание помощи, потому что если ты сумеешь передать им это спокойствие и мир, то сделаешь их лучше. Тогда как ссора, родившаяся из желания помочь и изменить ситуацию к лучшему, помощью не является. Когда мы мучаем других, мы этим показываем, что на самом деле у нас есть проблемы. Мы стараемся их не замечать и часто перекладываем вину на чужие плечи. А ведь можно пойти к духовнику и честно сказать ему: – Отче, по правде говоря, мой ребенок не виноват в том, что происходит. На самом деле у меня масса проблем, я ссорюсь с мужем, нервничаю, у меня расшатанная нервная система, я бываю несдержанной, вот и выплескиваю свои отрицательные эмоции на ребенка, оказывая на него давление. Хотя нередко женщины и говорят искренне: – Батюшка, я часто ругаю своего ребенка и кричу на него. Это моя вина. Предположим, что-то произошло между мной и мужем, мы поссорились, не поняли друг друга, а спорить с ним я не решаюсь, потому что сила на его стороне. Вот я и срываю зло на ребенке, ругаю его без повода, хотя говорю, что это для его же пользы. Эти срывы – свидетельства того, что мать сама часто испытывает внутренний дискомфорт, у нее есть свои проблемы. Другой не виноват в том, что мы несчастливы. Ни ребенок, ни муж, ни жена. Каждый несет ответственность за поле своей собственной души. Бог спросит меня: «Был ли ты счастлив? Был ли ты доволен своей жизнью? Я ведь не заставлял тебя спасать весь мир».

http://pravoslavie.ru/64936.html

Пришедши к преподобному Антонию Великому , он тихо постучал в дверь его келлии, и на вопрос его «что тебе надобно», отвечал: «Хочу быть иноком». Антоний, увидев, что пришелец уже стар, сказал ему: «Ты не можешь быть иноком, потому что у тебя не достанет сил для перенесения пустынных трудов и напастей; иди лучше в селение и работай». Когда же Павел обещал ему исполнять все, что он ему прикажет, то авва отвечал: «Я говорю тебе, что ты стар и не можешь быть монахом; если же хочешь монашества, то иди в монастырь, где есть много братий, которые могут понести немощь твою, а я живу здесь один и по пяти дней ничего не вкушаю; поэтому ты со мною жить не можешь». Сказавши сии слова, Антоний затворился в своей келлие и три дня потом не выходил из нее. В четвертый же день, раскрыв двери и увидев, что Павел не отходил от его кельи, хотел отогнать его от себя и повторил прежде сказанные ему слова. Но он оставался на том же месте и говорил: «Я умру здесь, а не отойду». Святой пустынник, зная, что старец не принес с собою ни хлеба, ни воды, и уже четвертый день остается без пищи, опасался, чтобы он не умер от голода, не привыкши так долго поститься. Поэтому, приняв его к себе, позволил ему подкрепить свои силы малым количеством пищи и сказал: «Ты можешь спастись, если будешь послушен и исполнишь все, что я повелю тебе». Павел отвечал ему: «Всё, что ты скажешь, отче, я готов исполнить». Преподобный Павел, поживши много лет в святой и богоугодной простоте своей, в глубокой уже старости преставился в Жизнь Вечную около 338 года. «Иже прост и невежа на земли бе, ныне премудрейший есть на небеси, паче всех любомудрцев мира сего, и с мудрыми Херувимы зрит Христа Божию силу и Божию премудрость: то бо есть мудрость правая, еже боятися Бога, и Ему в простоте духа и незлобии сердца работающи благоугождати. Молитвами, Господи, угодника Твоего препростого Павла умудри нас в делании заповедей Твоих: даждь нам начало премудрости, страх Твой имети, да страхом Твоим уклонившеся от зла, сотворим благое пред Тобою, и обрящем милость Твою вовеки».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

этой колонки  смотрите на телеканале «Царьград» (tsargrad.ru)   См. также: Арсений Оганесян, главный редактор газеты «Известия»//Фома. - – июль 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   Интервью номера: Борис Корчевников , тележурналист, руководитель телеканала «Спас». Все несказанные «прости» мы несем вместе с собой .  Беседовала Дарья Баринова . Фото: Владимира Ештокина; Михаила Фомичева/ТАСС; Из личного архива//Фома. - – июль 2018. – С.8-15. – (рубрика « Интервью номера »).   Вопрос номера. Бедность и богатство: Бедность – расплата за грехи ? Письмо читателя/ Светлана , Самара. Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – июль 2018. – С.16-17. – (рубрика « Вопрос номера. Бедность и богатство »).   Правда жизни без купюр. Как размер доходов характеризует вашу душу . На вопрос читателя отвечает Александр Ткаченко. Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – июль 2018. – С.18-23. - (рубрика « Вопрос номера. Бедность и богатство» ). См. также: Арсений Оганесян, главный редактор газеты «Известия»//Фома. - – июль 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »). Патриарх Кирилл . Блудница и апостол: как столкнулись два мировоззрения . Из слова после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя, 1 мая 2013 года. Заголовок дан редакцией. Ил.: Христос и грешница. Художник Андрей Миронов. 2016//Фома. - – июль 2018. – С.24-25. - (рубрика « Вопрос номера. Бедность и богатство» ). См. также: Арсений Оганесян, главный редактор газеты «Известия»//Фома. - – июль 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   ВЕРА (раздел). – С.26-53.   Школа «Фомы». Именины: Павел . [Иллюстрированная информация: Значение имени : Павел – имя латинского происхождения и переводится как «малый», «небольшой»;   Дни памяти : 12 июля – день памяти святых первоверховных апостолов  Петра и Павла; Апостол Павел (ок. 5- 64/67) ; Другие святые с именем Павел : Преподобный Павел Препростый (скончался в 339 году).  Священномученик Павел Фокин (1883-1918); Известные люди с именем Павел :  Павел Третьяков (1832-1898). Павел Лунгин (род. в 1949 году); Интересные факты . Подготовил Тихон Сысоев ]. Ил.: Апостол Павел. Иконописный образ; Казнь первомученика  Стефана, во время которой будущий апостол (носивший тогда имя Савл) стоял неподалеку и держал одежды тех, кто бросал камнями в исповедника. Живопись; Из жития апостола Павла. Иконопись; Преподобный Павел Препростый. Икона; Священномученик  Павел Фокин. Прижизненное фото; Портрет Павла Третьякова. Художник И. Крамской. 1876; Кинорежиссер Павел Лунгин. Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС; Царь Саул, в честь которого апостол Павел получил свое имя. Фрагмент картины «Давид и Саул». Эрнст Юсефсон. 1878; День Петра и Павла. Икона праздника; Базилика святого Павла в Риме, где хранятся мощи апостола Павла. Фото//Фома. - – июль 2018. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-183-...

Таково благоволение, которое Бог оказывает всем, кто, подобно Павлу, посвятил себя Ему безраздельно, со всей простотой сердечной. 20 марта 2013 г. Рассказ заимствован у Палладия. См.: Лавсаик. 22: О Павле Простом. В Русской Православной Церкви его память празднуется также 4/17 октября. скрыть способы оплаты Комментарии Ирина 19 марта 2024, 10:59 Преподобный, Павел Препростый, помолись Господу нашему Иисусу Христу о душевном исцелении сына моего Павла. Геннадий 17 октября 2023, 16:19 Святой Павел Препростый, Моли Бога о нас! Господи, молитвами Павла, дай веру Елене! Андрей 14 февраля 2023, 16:23 Преподобный Павел, помолись о моей жене Злате Елена 24 марта 2022, 00:30 ,Святой Павел Препростый помолись , пожалуйста, о моем сыне Евгении дабы Господь Бог избавил его от игромании и телефонной Благодарю! рБ Любовь 17 октября 2020, 10:36 Св.Павел Препростой, силою Господа и Креста Животворящего, Арх.Михаила и всех Небесных сил бесплотных, помощью Пресвятой Богородицы... подай помощь в духовном и телесном здравии, ограждения от враг видемых и не видемых...+++ Моли Бога о нас! Андрей 19 марта 2020, 14:19 Святой Павел Препростый, помогай пожалуйста нуждающимся, покажи правильный путь. Аминь. Татиана 18 ноября 2019, 13:50 Преподобне Павеле Препростый, моли Бога о прощении грехов моих, о даровании терпения и любви к ближним. Твоим молитвами помоги мужу моему Димитрию, сыну Иоанну и жене его Фотинии, внуку Александру. Преподобне Павеле Препростый, моли Бога о нас. М 17 октября 2019, 13:14 Преподобный Павел!помоги мне найти себя в этой жизни!помоги мне бороться с грехами и с дурными помыслами!!!! Лариса 17 октября 2019, 11:52 Преподобный Павел Препростой! Помолись обо мне, грешной Ларисе, о назначении меня на достойною профессиональную работу. Терпения, терпения и терпения! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Благодарю. Михаил Котов 17 октября 2019, 10:53 Преподобный Павле препростый, моли Бога о нас грешных, да по твоим молитвам оградит нас от человек некоторых и бесов и страстей и от всякия иныя непотребныя вещи. Аминь

http://pravoslavie.ru/60206.html

Г. Полев принял постриг в Иосифовом Волоколамском мон-ре, где занимался перепиской книг под рук. св. Гурия (Руготина). По монастырским описям 1545 и 1573 гг. известны 3 рукописи, созданные Г.: Евангелие, Богородичник и Псалтирь, в обители хранилась принадлежавшая Г. печатная Псалтирь (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 24, 27, 44, 57, 65, 67, 165). В нач. 1551 г. Г. был назначен архимандритом старицкого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , ранее являлся настоятелем Отмицкого (Вотмицкого) мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы в устье р. Тьмы близ Твери. Описная книга Старицкого мон-ря 1607 г. перечисляет многочисленные вклады Г. в обитель - «образы-складни Спасов образ да Николы чудотворца... да складни Пречистыя Богородицы Одигитрия, а на другой стороне святители и преподобные... да паногея Живоначальная Троица, да Пречистая Воплощение... да Егорей чудотворец на кости, обложен серебром сканью воротной», икона мч. Мины, серебряный крест-мощевик (Описные книги Старицкого Успенского мон-ря. С. 19). Вероятно, во время процесса над Башкиным Г. был в Москве, поскольку именно ему выпало сопровождать осужденного в заточение в Иосифов Волоколамский мон-рь. Там Г. остался, в 1554 г. являлся казначеем (Книга ключей. С. 46, 51), в 1551/52, 1553/54 и 1555/56 гг. принимал участие в поземельных сделках мон-ря (АФЗХ. Ч. 2. 236, 246, 247, 252). Прп. Павел Препростой, святители Варсонофий Тверской, Гурий и Герман Казанские, прп. Евдокия Московская. Икона. XX в. Прп. Павел Препростой, святители Варсонофий Тверской, Гурий и Герман Казанские, прп. Евдокия Московская. Икона. XX в. 3 февр. 1555 г. Г. стал архимандритом новоучрежденного свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , в Казань прибыл вместе с архиеп. Казанским св. Гурием и архим. св. Варсонофием (впосл. епископ Тверской). Г. активно занимался миссионерской деятельностью, к-рая охватывала нагорную (правобережье Волги) сторону Казанского края (св. Варсонофию было поручено христ.

http://pravenc.ru/text/164699.html

От основания христианской Церкви до наших дней были миллионы людей, которые многого не понимали, для которых большинство предметов вероучения были непостижимы. Они верили так, как им передали учителя, среди которых были не только люди образованные, тонко мыслящие, но и самые простые по уму, совершенно не способные ни, допустим, к изучению истории, ни даже к каким-нибудь рассуждениям. Сегодня мы празднуем память преподобного Павла Препростого. В его жизнеописании есть такой эпизод. Он, как известно, был учеником Антония Великого . Однажды к Антонию пришли некоторые монахи за наставлением, а Павел при этом присутствовал. Преподобный Антоний Великий рассуждал, видимо, о законах ветхозаветном и новозаветном и в связи с этим упомянул имя Моисея и имя Христа. Павел был человеком совершенно необразованным. Интересно, что из мира он ушел шестидесяти лет от роду, будучи простым египетским крестьянином. А крестьяне, как правило, были людьми неграмотными. И Павел спросил Антония: «А кто был раньше: Моисей или Христос?» Его невежество простиралось даже до того, что он задал такой странный вопрос, ответ на который для всякого христианина очевиден. Антония это несколько смутило, и он сказал: «Молчи». Действительно, что ответить на этот вопрос? И Павел замолчал. Прошло несколько месяцев, Антоний заметил, что Павел все время молчит. Он ему говорит: «Почему ты молчишь?» А тот отвечает: «Ты же велел мне молчать, вот я и молчу». Для чего в «Отечнике» приводится этот пример? Чтобы мы поняли, что добродетель выше отвлеченного знания. И послушание преподобного Павла, простиравшееся до такого необыкновенного молчания, – а хранить молчание, как мы все знаем, очень трудно, – оказалось выше элементарного знания, которым должен обладать всякий христианин. Можно еще привести в пример трех старцев, которые жили на острове. Они не знали никакой молитвы, кроме одной, несколько странной: «Трое Вас, трое нас, Господи, помилуй нас», однако же ходили по воде. Значит, вера выше, чем отвлеченное знание. Верующий человек, который, может быть, многого не понимает, но умом пребывает в единении с Богом, способен творить чудеса. И на самом деле он знает гораздо больше, чем тот, который может много и красиво говорить, но не живет по евангельскому учению. Можно было бы привести и много других примеров. Святитель Спиридон Тримифунтский, чудотворец, будучи, можно сказать, невежественным человеком, самыми простыми словами обратил к вере языческого философа, который на I Вселенском соборе защищал Ария и его учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010