Авва Иосиф ответил ему: «Если ты не можешь исполнить ничего такого, старайся, по крайней мере, не делать ничего нарушающего любовь к ближнему, и я верую, что Господь смилуется над тобой». Стараясь передать малейшие черты, относящиеся к преп. Антонию, надо назвать еще учеников его Исаака и Пелузия. Первый из них помогал ему как переводчик, переводя его посетителям на греческий язык то, что преподобный Антоний говорил им на своем родном, египетском языке. Интересен рассказ преподобного Илариона Великого о посещении им горы преподобного Антония после его кончины. Два инока, Исаакий и Пелузий, показывали ему узкую келью великого Антония, убогое его ложе, сады, которые он насадил и взрастил. Преподобный Иларион просил их также показать ему место погребения преподобного. Но нужно думать, что они не могли исполнить этой просьбы: во-первых, преподобный запретил показывать кому бы то ни было свою могилу, главным же образом потому, что они и не могли знать ее места, и тайна, которой так много было в жизни Великого Антония, осенила навсегда и тот клочок земли, который принял его изможденное подвигами и трудами тело. VI. Преподобный Павел Препростой, ученик преп. Антония в Нижней Фиваиде Преп. Павел, названный Препростым, потому что он был совершенно лишен всякой хитрости и отличался по природе великой простотой, был одним из знаменитейших учеников преп. Антония. Он поздно начал монашествующую жизнь, так как жил в браке до шестидесятилетнего возраста в одной деревне Фиваиды, где занимался хлебопашеством. Дурное поведение его жены послужило для него поводом, чтобы с ней расстаться и удалиться в уединение. Она уже давно вела без ведома мужа преступную жизнь. Однажды Павел, вернувшись раньше, чем она думала, неожиданно вошел в дом и застал ее на месте греха. Он не стал выражать бурными выходками своего гнева. Но, посмотрев на жену и обидчика с горькой улыбкой, в которой проглядывало негодование, он сказал: «Как это хорошо! Меня мало интересует подобная супруга. И я свидетельствую именем Иисуса Христа, Который видит мою обиду, что она мне больше не жена. Я ухожу и становлюсь монахом».

http://azbyka.ru/fiction/pustynya-ocherk...

Невкусная, братие, трапеза, но для здравия душевного очень полезная! Не просиял ли Давид святой жизнью пред Богом после своего покаяния даже более, чем до своего падения? Окропленный иссопом милости Божией, он омылся покаянием и стал белее снега. Вот как целительна пепельная трапеза Давидова! – Но толкователи Священного Писания называют пеплом покаяние и всякого грешника. Ибо – что хуже пепла? Кто в пепле ищет приятного вкуса? Кто захочет питаться пеплом? Вот также неприятно и покаяние для людей грешных. Им лучше и не напоминай о нем! Брось кому-нибудь в глаза горсть пепла: приятно ли ему будет? Напомни грешному о покаянии: понравится ли ему? – Пепел по-видимому – самая негодная вещь; однако же и он может быть полезен в житейском быту. За ничто почитают грехолюбцы и покаяние, однако же оно не теряет от того своей силы. В пепле иногда скрывается искра огня: от покаяния возгорается огонь любви к Богу. Пример – Евангельская блудница, с покаянием притекшая ко Христу Спасителю: от покаяния в ее сердце возгорелся такой пламень любви ко Господу, что Сам Господь сказал о ней: она «возлюбила много» ( Лк.7:47 ). Пеплом чистят медные и серебряные сосуды: покаянием очищаются грешники и бывают в очах Божиих светлее солнца. Потемнел было Давид, – очернил себя упомянутыми грехами, но как только понес подвиг покаяния, – стал чистым и Богу любезным, сподобился даже быть праотцом Самого Христа Господа, пришедшего призвати не праведных, но грешных на покаяние. Темный сосуд был Павел, когда назывался еще не Павлом, а Савлом, и был великим гонителем Церкви Божией, а как скоро покаялся, стал светлым сосудом: «сосуд Ми избран есть сей, – говорит о нем Сам Господь, пронести имя Мое пред языки и Царьми» ( Деян.9:15 ). Мрачным и нечистым сосудом был тот грешник, которого преподобный Павел Препростый видел входившего в церковь черным подобно ефиопу. А когда сей грешник услышал в церкви слова Пророка: «измытейся и чисти будете» ( Ис.1:16 ), то умилился душой, положил в своем сердце начало истинному покаянию и вот, когда он выходил из церкви, то преподобный Павел увидел его уже светлым и сияющим благодатью, как Ангела. – Темным и непотребным сосудом была Пелагия, антиохийская грешница, которую святой Нон, епископ Илиопольский, видел во сне во образе черной и смрадной голубицы, а потом, поскольку она имела покаяться, он же увидел ее во образе голубицы, чистой и белой как снег, парящей к небесам. Так-то пепел покаяния очищает оскверненные грехом сосуды и соделывает их чистыми и светлыми!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   Явясь в монастырь, где заперта была Таисия, он открыл дверь келии ее. Таисия кротко сказала ему, что желала бы остаться в затворе. Пафнутий объявил: «Выходи, Бог простил тебе грехи твои». Она повиновалась и притом сказала. «Бог свидетель, с той минуты, как вошла я в келию, все грехи мои были пред моими глазами — и я обливалась слезами, смотря на них». За это именно, — сказал Пафнутий, — Господь милосердный и помиловал тебя, а не за строгость заключения твоего».    Таисия прожила только 15 дней по выходе из очистительного заключения. Душа ее, омытая покаянием и разрешенная Взявшим на Себя грехи всего мира, возлетела на небо за нетленною наградой.    Пафнутий за день до своей смерти рассказал о Таисии бывшим у него отшельникам, показывая на опыте, что нет состояния в жизни, которое позволено бы было презирать, и что величайшие преступники могут искренним покаянием достигнуть и прощения, и великих наград.    Так как блаженная Таисия подвизалась и почила при вел. Антонии ( 356 г.) и Павле Препростом ( 340), то кончина се последовала не позже 340 г.    Считаем должным сказать здесь об особенности, отличавшей Павла Преиростого, узнавшего о судьбе Таисии. Он имел дар от Господа видеть сердца людей, как видят лицо другого. Раз стоял он у дверей храма, где начиналось вечернее служение. Входили один за другим иноки с веселым взором. Но один шел мрачный и расстроенный — дух злобы хватался за его руки, чтобы оттащить его от дома Божия. Преподобный сел у порога и горько заплакал; так проплакал он во всю вечерню. Когда служба кончилась и в числе других шел брат, прежде расстроенный, теперь же веселый, Павел вскочил от радости, остановил брата на виду у всех. «Для общей пользы, — сказал Павел, открой, как случилось, что ты стал иной душою?» Тот отвечал свободно: «Да, я точно был грешником, жил порочно и беззаботно. Но ныне услышал я в храме слова пророка: «измыйтеся и чисти будете... Аще будут грехи ваша яко багряное, яко снег убелю» (Ис. 1:16, 18). И я в храме решился переменить жизнь мою. И теперь клянусь пред всеми — буду служить Господу от искреннего сердца». «Видите, братия, — прибавил Павел, — Господь готов принять каждого грешника, лишь бы мы приходили к Нему».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

бытописание, повествуя о многократных явлениях людям св. ангелов и усопших праведников; жизнеописания святых также наполнены сказаниями о таких явлениях. Поэтому всякий здравомыслящий должен согласиться, что св. небожители имеют духовное общение с нами и могут оказывать нам помощь в необходимых случаях своим ходатайством за нас пред Богом и действием дарованной им благодатной силы. Правда, они не всеведущи и не вездесущи. Но и без этих свойств, которые принадлежат одному Богу, как Существу неограниченному и всесовершенному, духи и души праведных могут знать наши потребности, будучи одарены высшим разумением, которое многие из святых проявляли еще живя здесь, на земле. Многие из святых во время земной жизни провидели нередко духовным оком своим сокровенные мысли людей, ведали тайны, видели отдаленнейшее, как близко совершающееся, и предсказывали будущее. Если в этом мире они были одарены дивною прозорливостью, то не больше ли еще они могут знать о земном, отрешившись от тела и вознесшись на небо? И нам, обыкновенным людям, не нужно быть вездесущими, чтобы знать все, что делается в отдаленных местах обитаемой нами земли. Для этого мы имеем свои земные средства. Точно так надобно судить и о бытии духов, имеющих свои способности и силы, которые не могут быть понятными для нас земнородных. Истину о духовном видении святых подтвердим отеческими сказаниями. Преподобный Павел Препростый, ученик Великого Антония, пришел в один монастырь для посещения братии. После обычных взаимных приветствий все пошли в церковь к молитвенному правилу. Блаженный Павел остановился у входа и смотрел на каждого входящего в церковь , внимая тому душевному расположению, с каким каждый брат входил. По особенному дару благодати Божией, он видел состояние души каждого подобно тому, как мы друг у друга видим лица. Все входили с светлыми и веселыми лицами, и с каждым шел ангел, радуясь о нем. Но одного из братий увидел Павел с лицом черным, все тело его было темно; с обеих сторон держали его демоны и влекли к себе, вдевая узду в его ноздри.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

…От матерних пелен, мудре, Богу возложен – поется в службе преподобному Сергию. О том же говорит и апостол Павел: когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего… . Иными словами, Всеведущий избирает, предназначает от колыбели, а призывает в определенное Им время, непостижимым образом совмещая сопряжение всевозможных обстоятельств с изволением сердца, как говорится в акафистах. Поэтому возраст решающего значения иметь не может. Определяться смолоду во всех отношениях удобнее: больше времени впереди, и, говорит святитель Игнатий, душа, пока не отравлена мирской горечью, не окаменела в грехе, восприимчивее к доброму наставлению и способнее к послушанию. Таково правило, которое, как и другие правила, имеет тьму поправок и исключений. Первым вспоминается Павел Препростый, терпеливый ученик Антония Великого, от которого будущий святой прежде испытания услышал, естественно: ты уже стар и не можешь подвизаться со мной. Князь Петр Иванович Борятинский повоевал со шведами, томился в плену у литовцев, с почетом служил при дворе Иоанна Грозного, а при Борисе Годунове, отнюдь не в молодые годы, удалился в монастырь, работал на пекарне, рубил дрова, таскал воду, возделывал огороды; ко всему еще и носил вериги – и стал преподобным Поликарпом Брянским. Святитель Митрофан Воронежский до сорока лет жил в миру, похоронил жену, а о сыне никогда не прекратил заботу, как и преподобный Алексий Зосимовский, приступивший к монашеству в возрасте пятидесяти лет. В ту же пустынь тоже немолодым пришел и жил простым монахом о. Симон (Кожухов), аристократ по рождению, незаурядный музыкант, игравший на фортепиано в четыре руки с самим Чайковским! Сорока семи лет поселился в Оптинском скиту Павел Иванович Плиханков, и хватило ему дней возрасти до старца Варсонофия, прославленного во святых. Маргарита Михайловна Тучкова (игумения Мария) приняла постриг в шестьдесят лет; представление о глубочайшем внутреннем мире этой искренней, умной, горячо верующей женщины дает ее переписка с митрополитом Филаретом; святитель смирял ее иногда весьма болезненно, конечно доверяя её мере и готовности принять урок: «Господь в свое время препоясывает и ведет Своих избранных так, как бы они не желали, но туда, куда желают дойти…» .

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

Пеплом чистятся блюда и сосуды, будут ли они оловянные, медные или серебряные. Если они от чего-либо почернели, то как только они будут потерты пеплом, снова приобретают свой прежний блеск. Покаянием же святым очищаются грешники и светлеют пред очами Божиими, как солнце. Сосудом Божиим был, во-первых, Давид. О нем Сам Господь свидетельствует: «Обретох мужа по сердцу Моему, обретох Давида раба Моего» ( Деян. 13:22 ). Почернился было этот сосуд указанными выше грехами, но когда посыпал он пеплом главу свою и понес подвиг покаяния, то так просветлел и стал угоден Богу, что даже сподобился быть праотцем Христу, Господу нашему, пришедшему призвать не праведных, но грешных к покаянию. Темным сосудом был Павел, когда он звался еще не Павлом, но Савлом, и усиленно гнал церковь Божию. Когда же покаялся, то сразу стал светлым сосудом имени Христова. «Сосуд Ми, – сказал Господь, – избран есть сей, пронести имя Мое пред языки и царьми» ( Деян. 9:15 ). Потемненным и скверным сосудом был и тот грешник, которого препростой Павел видел входящим в церковь с помраченною душой, с лицом черным, как у эфиопа. Когда тот грешник, стоя в церкви, услышал читаемые в церкви пророческие слова: «Измыйтеся, и чисти будите», – умилился душой от этих слов и решил твердо покаяться, он тотчас убелился душой, и тот же преподобный Павел увидел его выходящим из церкви уже с лицом просветленным, как у ангела, и сияющим Божией благодатью. Черный и скаредный был сосуд – антиохийская грешница Пелагия, которую св. Нон, епископ илио-польский, видел в своем видении в образе черной голубицы, крайне скверной и смрадной. А ведь чрез несколько уже часов, когда покаялась она в сердце своем, он увидел ее в образе чистой голубицы, белой как снег и парящей в облаках. Окаянным сделался сосуд Господень, пустынник Иаков, когда впал в грех , подобный Давидову, в плотской грех и убийство. Когда же покаялся великим покаянием, он настолько очистился и просветлел, что получил от Бога благодать чудотворения еще большую, чем имел прежде падения и покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Приятные или неприятные случаи семейной жизни чем чувствительнее для сердца, тем глубже трогают его, тем скорее располагают к раскаянию. «Я родился в Фиваиде, – говорит о себе преподобный Павел Фивейский, – имел сестру, которую родители мои еще при жизни своей выдали в замужество за язычника. Пред кончиной своей они разделили нам богатое имение свое. Корыстолюбивый зять мой, по кончине родителей, чтобы воспользоваться принадлежащей мне частью имения, решился предать меня, как христианина, нечестивому князю на мучение. Видя, что ни сестрицы слезы, ни родственный союз не действуют на корыстолюбивое сердце зятя, и чувствуя угрожающую мне опасность, я оставил все, и удалился в сию пустыню» 18 . В одной египетской веси был земледелец, по имени Павел, за незлобие и простоту названный в последствии Препростым; семейная жизнь его протекла мирно до преклонных лет; но легкомыслие супруги его нарушило спокойствие благословенного семейства. Павел, случайно узнав о неверности своей супруги, оставил ее и дом свой, и удалился в пустыню к Св. Антонию 19 . – Нечаянные встречи и случайное обращение с людьми, доселе неизвестными, преимущественно с людьми благочестивыми, нередко приводят в раскаяние упорных грешников. Одна развратная женщина встретилась нечаянно с другой, неизвестной ей женщиной, несшей на руках умершего сына. Несчастная мать в отчаянии и скорби, не зная что делать, повергает мертвого младенца в объятия грешницы, и припадши к стопам ее, просит воскресить умершего. Пораженная сей встречей, грешница невольно признается в грехах своих, почитает себя недостойной не только чуда, но и того, чтобы воззреть на небо и отверсть уста свои на молитву к Богу; но безутешная мать, думая, что она отрекается, по смирению, удвояет свою просьбу. Тогда грешница, падши на землю, в слезах исповедала грехи свои и, сознавая себя недостойной милости Божией, молилась, чтобы Бог умилосердился над печальной матерью: младенец ожил в руках ее, и обе женщины прославили Бога, приемлющего покаяние грешников 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Сказав сии слова, Антоний затворился в своей келлии и три дня потом не выходил из нее. В четвертый же день, раскрыв двери и увидев, что Павел не отходил от его келлии, хотел отогнать его от себя и повторил прежде сказанные ему слова. Но он оставался на том же месте и говорил: – Я умру здесь, а не отойду. Святой пустынник, зная, что старец не принес с собою ни хлеба, ни воды, и уже четвертый день остается без пищи, опасался, чтобы он не умер от голода, не привыкши так долго поститься. Поэтому, приняв его к себе, позволил ему подкрепить свои силы малым количеством пищи и сказал: – Ты можешь спастись, если будешь послушен и исполнишь все, что я повелю тебе. Павел отвечал ему: – Все что ты скажешь, отче, я готов исполнить. Преп. Павел, поживши много лет в святой и богоугодной простоте своей, в глубокой уже старости преставился в жизнь вечную, около 338 года. «Иже прост и невежа на земли бе, ныне премудрейший есть на небеси, паче всех любомудрцев мира сего, и с мудрыми Херувимы зрит Христа, Божию силу и Божию премудрость: то бо есть мудрость правая, еже боятися Бога и Ему в простоте духа и незлобии сердца работающи благоугождати. Молитвами, Господи, угодника Твоего препростаго Павла, умудри нас в делании заповедей Твоих: даждь нам начало премудрости, страх Твой имети, да страхом Твоим уклонившеся от зла, сотворим благое пред Тобою, и обрящем милость Твою во веки» 1785 . День св. Николая Святоши 14 (27) октября Святошей (уменьшительным именем Святослав 1786 , бывшим в употреблении до иночества его), прозван чудотворец Печерский, св. преподобный, по иночеству Николай, князь черниговский, – внук Святослава Ярославича, князя Киевского и черниговского, за свое святое и смиренное житие, для которого он, оставя княжеское достоинство, облекся в 1106 году в иноческий чин и нес труды иноческого послушания сперва в поварне, потом на страже у монастырских ворот и наконец в трапезе. После 30-летних трудов своей святой смиренной жизни Николай около 1136 года преставился. Мощи его пребывают нетленно в пещере преподобного Антония 1787 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Царь Константин и его дети Констанций и Констанс посылали преподобному письма и послания, прося у него благословения и советов. Он же писал им, чтобы они хранили благочестие, не превозносились царским достоинством и помнили, что над ними, как и над всеми, есть Вечный Царь и все будут судимы от Христа. Советовал им быть правосудными и милосердными к подданным, иметь попечение о бедных и хранить веру православную. И как говорит Афанасий Великий , послание Антония было с великой радостью принято при дворе царском. Антоний обличал ариан и их нечестивое учение о Сыне Божием. Называл их предтечами антихриста. Антоний, явившись в Александрию, проклял арианскую ересь и силу своего свидетельства подкрепил множеством чудотворений. Все жители Александрии: и христиане, и язычники, и сами жрецы – спешили к человеку Божию, чтобы получить от него благословение. И обратил он многих в правоверие, а язычников – в христианство . Преподобный говорил философам: «Сами вы соглашаетесь, что разум изобретает учения, умозаключения, книги, писания – все произошло от разума; и если разум чист и просвещен Божественным Словом и Премудростью и истина Христова пребывает в сердцах христолюбцев, то писания ариан, еретиков и философов не душеполезны, а вредны, ибо нет там истины, благочестия и духа любви, а одни лишь басни. Ибо вы поклоняетесь египетской богине Исиде, плачущей по Озире – брате и муже своем. Мы же прославляем Крест Христов и Воскресение и чудеса Его». И устыдились философы. Преподобный Антоний предсказал арианское нечестие, которое разольется по вселенной, и гонение на Церковь , а потом, по его пророчествам, опять придет мир. Так и было. Христос явил в Антонии благого врача для всего Египта. Антоний принял к себе Павла (прозванного затем Препростым), устроил ему келлию в четырех верстах от своей, научил его подвижничеству, молитве и смирению так, что тот получил дары Святого Духа и мог исцелять больных и изгонять бесов. Однажды, уже в возрасте 90 лет, святой Антоний, после 70 лет подвижничества, предпринял путешествие по пустыне, где встретил ветхого подвижника по имени Павел, который еще ранее его пришел в пустыню. Это был прп. Павел Фивейский. Сам Господь посылал ему хлебцы для пропитания, даровал еще источник чистой воды и финиковое дерево с плодами. В уединении прожил он 90 лет и дни и ночи проводил в чистой и пламенной молитве, питался плодами своей пальмы, одевался ее листьями. И сказал блаженный Павел великому Антонию: «Наступило время моего успения, и ты послан от Бога, чтобы покрыть тело мое землею».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Явясь в монастырь, где заперта была Таисия, он открыл дверь келии ее. Таисия кротко сказала ему, что желала бы остаться в затворе. Пафнутий объявил: «Выходи, Бог простил тебе грехи твои». Она повиновалась и притом сказала. «Бог свидетель, с той минуты, как вошла я в келию, все грехи мои были пред моими глазами — и я обливалась слезами, смотря на них». За это именно, — сказал Пафнутий, — Господь милосердный и помиловал тебя, а не за строгость заключения твоего». Таисия прожила только 15 дней по выходе из очистительного заключения. Душа ее, омытая покаянием и разрешенная Взявшим на Себя грехи всего мира, возлетела на небо за нетленною наградой. Пафнутий за день до своей смерти рассказал о Таисии бывшим у него отшельникам, показывая на опыте, что нет состояния в жизни, которое позволено бы было презирать, и что величайшие преступники могут искренним покаянием достигнуть и прощения, и великих наград. Так как блаженная Таисия подвизалась и почила при вел. Антонии (+ 356 г.) и Павле Препростом (+ 340), то кончина се последовала не позже 340 г. Считаем должным сказать здесь об особенности, отличавшей Павла Преиростого, узнавшего о судьбе Таисии. Он имел дар от Господа видеть сердца людей, как видят лицо другого. Раз стоял он у дверей храма, где начиналось вечернее служение. Входили один за другим иноки с веселым взором. Но один шел мрачный и расстроенный — дух злобы хватался за его руки, чтобы оттащить его от дома Божия. Преподобный сел у порога и горько заплакал; так проплакал он во всю вечерню. Когда служба кончилась и в числе других шел брат, прежде расстроенный, теперь же веселый, Павел вскочил от радости, остановил брата на виду у всех. «Для общей пользы, — сказал Павел, открой, как случилось, что ты стал иной душою?» Тот отвечал свободно: «Да, я точно был грешником, жил порочно и беззаботно. Но ныне услышал я в храме слова пророка: измыйтеся и чисти будете. Аще будут грехи ваша яко багряное, яко снег убелю (Ис. 1. 17–19). И я в храме решился переменить жизнь мою. И теперь клянусь пред всеми — буду служить Господу от искреннего сердца». «Видите, братия, — прибавил Павел, — Господь готов принять каждого грешника, лишь бы мы приходили к Нему».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010