Известно, что в той или иной мере созданию и распространению Ж. л. способствовали патриархи Филарет , Иосиф , Никон, Адриан . Всячески поддерживали создание житий и сказаний о святынях епархиальные архиереи: в их числе - Маркелл , архиеп. Вологодский, Иона (Баранов) , архиеп. Вятский, Макарий, Киприан и Корнилий, митрополиты Новгородские и Великолуцкие, Лаврентий, митр. Казанский, Иона (Сысоевич) , митр. Ростовский, Серапион, архиеп. Суздальский и Тарусский, в нач. XVIII в.- Варнава, архиеп. Холмогорский и Важский. В создании житийных памятников участвовали архиереи ( Александр , еп. Вятский и Великопермский, Симеон, архиеп. Сибирский и Тобольский, и Игнатий (Римский-Корсаков), митр. Сибирский и Тобольский), а также игумены мон-рей, напр. Викентий, архим. Троице-Сергиева мон-ря, Иосиф, архим. Троицкого Данилова мон-ря, и Феодосий, игум. Антониева Сийского мон-ря. В этих благоприятных условиях возникали региональные Соборы святых и своды агиографических памятников - примером может служить созданный к кон. XVII в. на основе произведений кон. XV-XVII в. Соловецкий патерик, сохранившийся во множестве списков. В целом XVII век - эпоха расцвета региональной агиографии. В XVII - нач. XVIII в. были созданы жития мн. основателей мон-рей Сев. и Центр. России, живших в XV-XVII вв.: Жития преподобных Адриана и Ферапонта Монзенских, Антония Леохновского, Варнавы Ветлужского, Диодора (Дамиана) Юрьегорского, Илариона Суздальского, Иннокентия Комельского, Иова Ущельского, Иродиона Илоезерского, Кассиана Угличского, Корнилия Палеостровского, Мартирия Зеленецкого, Никандра Псковского, Никодима Кожеезерского, Паисия Галичского, Серапиона Кожеезерского, Сильвестра Обнорского, Симона Воломского, Трифона Вятского, Феодосия Тотемского, временами являющиеся более или менее искусными компиляциями, иногда подробными и литературно обработанными повествованиями, а в нек-рых случаях, по замечанию Ключевского, представляющие собой «необработанную записку без литературных притязаний» ( Ключевский.

http://pravenc.ru/text/182317.html

казанские татары, грабя и разоряя приволжские владения России, дошли и до Вологодских пределов и проникли в Комельский лес, все предавая на своем пути беспощадному истреблению огнем и мечом. Совершенно неожиданно они напали прежде всего на Иннокентиеву обитель, сожгли в ней церковь и кельи, убили трех старцев, полонили остальных, и в том числе некоторых окрестных поселян, искавших спасения в ограде монастырской. Однако некоторым из последних удалось бежать, и они, покрытые ранами, достигнув обители преподобного Павла, в 12 верстах от Иннокентиевой, явились здесь зловещими вестниками неотвратимого бедствия. Свойственное всем людям чувство самосохранения, в виду близости беспощадного неприятеля и неминуемого нападения его, заставило принять решительные меры к своему спасению. О сохранении монастырских святынь и имущества думать было уже некогда, и обитель тотчас же опустела, так как одни бежали кто в Вологду, кто в другие, казавшиеся им безопасными, места, – кто скрылся в еще обширные лесные соседние чащи; бежали кто в чем был. В обители, еще недавно многолюдной, теперь осталось не более десяти человек таких, которые вследствие своей глубокой старости не могли воспользоваться этим способом к спасению, да тех немногих, которые по вере и любви к преподобному лучше предпочли умереть здесь, нежели оставить место своих подвигов. Все ясно понимали, что смерть для них неминуема, и вот, собравшись в одной келье, они начали пламенную молитву, – умоляя милосердие Божие пощадить обитель. Целую ночь провели в молитвенном бдении и слезах обрекшие себя на мучения и смерть иноки, и только на рассвете, утомленные, были побеждены тревожным сном. Между ними был престарелый Ефрем, семьдесят лет пребывавший в иночестве и последние годы от чрезмерной слабости сил уже безвыходно сидевший в келье. Задремал и он, и вот видит в полубодрственном состоянии, что входит к нему преподобный Павел, берет его за руку, и с сердечным вздохом говорит: «брат мой Ефрем, ждет вас тяжкая скорбь от нечестивых варваров; тебя изрубят и еще двух с тобою; впрочем, один из них, поболев, выздоровеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда воры пришли к монастырю в третью ночь, то он показался им весь в огне. Видя во всем этом особенное покровительство Божие обители пр. Павла, воры пришли в чувство, сознали свой грех и исповедали его игумену. – В другой раз, когда воры хотели украсть несколько голов скота из монастырского стада, вдруг показался им седой старец с густою бородою, который ходил около стада, собирал его и не давал расходиться. Опасаясь чтобы старец не заметил их, воры ушли, но потом сколько раз ни подходили к стаду, все находили при нем того же старца. Наконец одумавшись и раскаявшись пошли и рассказали о том игумену, обещаясь вперед неделать ни каких покушений на монастырскую собственность. Один из братии, служа больным, обобрал их одежду и бежал из монастыря. Когда он достиг уже средины монастырского поля, у него отнялись руки и ноги, так что он не мог двинуться с места. Его нашли в таком положении и привезли назад в монастырь, где он скоро и кончил свою жизнь. В Январ 1538 года толпы казанских татар устремились в Вологодские пределы, все предавая огню и мечу; проникнув в Комельский лес, они нечаянно напали на Иннокентиеву пустынь, сожгли в ней церковь и кельи,убили трех старцев и захватили много пленных. Однако некоторые из последних, покрытые ранами, спаслись от рук их и бежали возвестить о своем несчастии в соседнюю обитель пр. Павла. Смутились пустынники, услышавши о близости варваров, и разбежались одни в Вологду, другие по окрестным местам кто куда мог, ничего не захватив!, с собою кроме одежды, которая была на них, а все, что принадлежало монастырской казне, оставили в монастыре. В обители оставалось не более десяти человек братии, удрученных старостью, которые уже не могли бежать, а некоторые из них и по вере к преподобному, не хотели оставить святого места. Обрекши себя на смерть, они все сошлись в одну келью и со слезами начали молиться, чтобы Господь умилосердился п не допустил варваров до обители. Всю ночь провели они в слезах и молитве и только к рассвету склонились ко сну.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 54; Иоанн (Калинин). Описание Нило-Сорской муж. общежит. пуст. Новгородской епархии. М., 1913; Чугреева Н. Н. «Собор Белозерских святых» в рус. иконописной традиции//Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. М., 1995. С. 48-51; Романенко Е. В. Первый скит России: страницы истории XV-XX вв.//К свету: Край Кирилла Белозерского. 1996. 15. С. 62-92; она же. Нил Сорский и традиции рус. монашества. М., 2003; она же. Древнее житие прп. Нила Сорского//ВЦИ. 2009. 3-4(15-16). С. 93-106; она же. Иконография Нила Сорского: Традиции почитания//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публикации. СПб., 2017. Т. 3. С. 159-175; Большаков. Подлинник иконописный. С. 96; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 189, 227; Т. 2. С. 184-185; Муравьёв А. Н. Русская Фиваида на Севере. М., 1999; Прохоров Г. М., ред. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский: Соч. СПб., 2005; Шульгина Э. В. Лицевой сборник Житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1°)//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 249, 258. Ил. 5; Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе: Города, монастыри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. Музея-заповедника «Коломенское». М., 2006; Казакевич Т. Е. Стенопись Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря//Ферапонтовский сб. М., 2006. Вып. 7. С. 79-115; Творения прп. Нила Сорского: 500-летию со дня преставления посвящается. Кириллов, 2008; Прп. Нил Сорский и основанная им пуст. (к 500-летию со дня преставления святого): Кат. выст./КБМЗ. Кириллов, 2008; Шевченко Е. Э. История создания Жития прп. Нила Сорского//Рус. агиография: Исслед. Публикации. Полемика. СПб., 2008. С. 744-760; Армеева Л. А. Часовня прп. Филиппа Ирапского в г. Череповце//Ферапонтовские чт. Вологда, 2010. Вып. 3. С. 123-131; Басова М. В. «Благословение Нило-Сорской пустыни наследнику цесаревичу» (об одной иконе из собр. ГМИР)//Ферапонтовские чт. Вологда, 2010. Вып. 3. С. 14-18; Святые земли Русской/ГРМ. СПб., 2010. С. 168-169, 230-231. Ил. 101, 143; Прил. к альбому: Компакт-диск/ГРМ. СПб., С. 267-269, 357-359. Кат. 233, 234, 311, 312; Карбасова Т. Б. Кирилл Новоезерский: История почитания. СПб., 2011; Алёхина Л. И., Башлыкова М. Е. Собрание рукописей//Сокровища Валаамского мон-ря/Сост. архим. Сергий (Раяполви). [Хельсинки,] 2013. С. 70; Русские святые: Кат. выст./Авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014. С. 86, 89, 259. Кат. 51, 52; Русские святые: Избранные иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. С. 208-213. Кат. 37; Подписные и датированные произведения церк. искусства: Кат. выст. Кириллов, 2017. С. 272-278, 282-283. Кат. 94, 97.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Монастырь пытался вернуть крестьян, бежавших в Вологду и записавшихся в посадское тягло. В 1686 г. от игумена Иннокентиева монастыря Павла в Вологодскую приказную избу поступила челобитная о возвращении бежавших в Вологду монастырских крестьян - Якушки Федотова с братьями, которые уже были записаны в переписной книге Вологды 1678 г. как жители посада. Дело решалось в Москве в Новгородской четверти, и в июне 1689 г. игумену Павлу было отказано в его челобитье (59). В ноябре 1693 г. было решено беглых крестьян, живших на посадах Новгорода, Ярославля и Вологды, не отдавать прежним владельцам. Среди челобитчиков, которые не смогли вернуть своих крепостных, вновь назван Иннокентиев монастырь (60). На наш взгляд, значительная доля вины за охвативший монастырь хозяйственный кризис лежит на его администрации, о чем будет сказано ниже. Рост налогов и трудности с возвращением беглых крестьян не привели к разорению других вологодских обителей. Опись имущества Иннокентиева Комельского мон-ря 1701 г. не оставляет сомнений, что дополнительным негативным фактором стало плохое управление вотчинным хозяйством. В ситуации, когда одновременно увеличились платежи в казну, и уменьшилось число плательщиков, монастырь стал занимать большие суммы денег. Наиболее крупная и, вероятно, первая по времени ссуда была взята для выплаты стрелецких денег: «заимовали на платеж стрелецкого хлеба у иноземца Ивана Гутмана (61) сто пятьдесят рублев, а давали ему с вершку по сту по пятидесят четвертей овса на год. Они ж на него многие работы работали и тому долгу на расплату заняли они дому архиерейского у приказного Василья Борисова сто пятьдесят рублев, а писана та кабала в трехстах рублев». Среди кредиторов монастыря числятся еще 9 человек, у которых было взято в долг от 5 до 30 рублей. По этим займам монастырю предстояло выплачивать высокие проценты. Максимальную прибыль получил бывший строитель Иннокентиева монастыря старец Феодот. Он дал в долг 20 рублей, а кабала была составлена на 44 рубля. При этом монастырские власти не прикладывали особых усилий для уменьшения расходов. Незадолго до 1701 г., когда монастырь оказался не в состоянии возвращать долги, в нем появилась новая игуменская келья. В довершенье всего моральный облик возглавлявшего в это время монастырь игумена Акилы (62) оставлял желать лучшего: за связь с крестьянкой он был лишен игуменства и отправлен в Павлов Обнорский монастырь (63).

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Нам остается обозреть края Вологодский и Пермский, которые с 1492 г. составили уже одну епархию. И в прежнее время мы видели здесь до 20 обителей; теперь их появилось еще более. Кроме Печерской Троицкой пустыни, устроенной на реке Печоре Пермскими епископами в XV в., но неизвестно в каком году, и монастыря Рабанского Преображенского, основанного преподобным Филиппом в 32 верстах от Вологды на реке Рабанге в 1447 г., т.е. пред самым началом настоящего периода, во 2-й половине XV столетия возникли в этих краях следующие монастыри и пустыни: Борисоглебский, существовавший в Вологодском уезде прежде 1479 г.; Рябинина пустынь, основанная около 1485 г. в 60 верстах от Вологды на правом берегу реки Масляны; Печенгский Спасский на реке Печенге, в 20 верстах от Вологды, основанный в 1492 г. преподобными Авраамием и Коприем; Устюжский Преображенский, упоминаемый в Устюге в 1493 г.; Борисоглебский в Сольвычегодске, построенный до 1498 г.; Перцова, или Персова, Троицкая пустынь в 35 верстах от Вологды, основанная в 1499 г. преподобными Авксентием и Онуфрием; Иннокентиев Преображенский, названный по имени преподобного Иннокентия, который был из фамилии бояр Охлебининых, постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, долго странствовал с преподобным Нилом Сорским по восточным обителям, жил потом несколько времени в его Сорском ските и наконец в последние годы XV столетия основал свой общежительный монастырь на реке Еде в 50 верстах от Вологды . К концу XV, а более в начале XVI в. устроился и самый замечательный из тогдашних монастырей Вологодского края — Корнилиев Комельский. Преподобный Корнилий происходил из Ростова от богатых и знатных родителей, по фамилии Крюковых. С юных лет постригся и проходил разные послушания в Кирилло-Белозерском монастыре, потом странствовал по другим обителям, жил в какой-то пустыне близ Новгорода, в пустыне Савватиевой близ Твери, и наконец в 1497 г. пришел в комельские леса, тогда еще глухие и непроходимые, и здесь, в 45 верстах от Вологды, поселился в случайно найденной разбойничьей хижине для уединенных подвигов.

http://sedmitza.ru/lib/text/435990/

Недолго пробыл преподобный Иннокентий в Белозерском монастыре. Преподобный Нил пожелал удалиться на реку Сору, Иннокентий не восхотел расставаться со своим наставником и вместе с ним оставил обитель. В 15 верстах от Кириллова монастыря, на берегу реки Сорки, преподобный Нил обрел, в дикой глуши желаемое уединенное место. Там, с собеседником своим Иннокентием, водрузили крест, выкопали колодезь и построили две убогих, малых хижины на таком расстоянии одна от другой, чтобы можно было, по палестинскому обычаю, подавать друг другу голос. Когда к преподобным через некоторое время пришли другие иноки, желавшие совершенно пустыннического подвижничества, то преподобный Нил основал пустыножительную обитель по скитским правилам. В этой знаменитой Нилоскитской обители много лет пробыл преподобный Иннокентий, поучаясь созерцательной жизни у своего великого наставника скитоначальника Нила. Незадолго до своей блаженной кончины преподобный Нил благословил ученика своего, преподобного Иннокентия, идти в пределы Вологодские, на реку Нурму и там основать обитель, которой предсказал будущую славу. После долгого странствия, преподобный Иннокентий избрал для своего подвижничества лес Комельский, и в глубине его, в 55 верстах от города Вологды и в 10 верстах от реки Нурмы, при реке Еде, основал монастырь общежительный. Преподобный Иннокентий представился в 1521 году марта 10. Основанный преподобным, монастырь Иннокентиев – Спасо-Преображенский упразднен. Монастырская церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы обращена в приходскую. В ней, по ныне почивают, под спудом, мощи Св. Иннокентия. В городе Ростове родился преп. Корнилий от родителей знатных и очень богатых. Отец Корнилия, именем Федор, желая со временем видеть сына своего знатным чиновником, отдал, его на службу к супруге, Великого Князя Василия Васильевича Темного, Великой Княгине Марии. Дьяком при Великой Княгине находился родной брат Федора, Лукиан, который и взял юношу под свое руководство. Юный Корнилий до того ненавидел суету мира, и жизнью своей проявлял такое влечение к иночеству, что благочестивый дядя его не осмелился противиться мечте отрока и сам, по смерти отца Корнелия, поступил с ним в монастырь Кирилло – Белозерский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

правой стороне, против местной иконы Спасителя, стоит бронзовая вызолоченная рака. Изображение преп. Сильвестра поверх раки украшено серебряною ризою. Под полом, на поверхности земли, стоит гроб с мощами преподобного, сохранившийся неповрежденным и окруженный четвероугольным бревенчатым срубом. Гроб можно видеть чрез прорезанный пол сверху из-под пьедестала раки, от которого с южной стороны для сего отодвигается доска. Память празднуется в день преставления. Житие не сохранилось. (Извлечено из книги: «Преп. Сильвестр, игумен Обнорский», доктора богословия прот. С.К. Смирнова). В наши дни Господу угодно было вновь прославить память угодника Своего. В 1860 году открылся неистощимый источник исцелений и других чудес от гроба преп. Сильвестра. (Ярославские и Вологодские Епарх. Ведомости 1860–1870 г.). По «Иконописному Подлиннику»: «преп. Сильвестр подобием сед, брада аки Власиева, покороче и не раздвоилась, на главе власы не с ушей, просты, ризы преподобническия; схима на плечах». (Филимонов, стр. 16). 255. Преподобный Иннокентий игумен Предтеченскаго монастыря, иже бысть на речке Елде преставися в лето 7909 месяца марта в 19 день Сын боярина Охлебинина и родственник князей Хворостининых, принял иночество в обители Кирилла Белозерского; потом вместе с наставником своим преп. Нилом Сорским долго странствовал на востоке и несколько времени жил на Афоне. С востока он последовал за преп. Нилом на речку СОрку и здесь несколько времени жил с ним. Прозорливый старец, видя, что ученик его созрел для того, чтобы быть наставником для других, сказал Иннокентию: «иди на Нурму: там будет у тебя общежитие, а у меня здесь братия должны жить по одному в келлиях». Послушный ученик, погрузясь в глубину Комельского леса, избрал себе место на р. Елде, в 10 верстах от Нурмы и в 55 от Вологды. Это было в 1491 году. Здесь собрались к нему любители пустыни, и он устроил общежительный Преображенский (а не Предтечевский) монастырь. Не задолго до кончины, он написал завещание братии («Ист. Рос. Иерар.», IV, 301–302), где оно, по свидетельству А.Ф. Бычкова, напечатано с неисправного списка. (Бычков, Опис. Сбор. I, 15–16). Ум. 19 марта 1521 года, что согласно с годом кончины наставника его, преп. Нила (ум. 1508, а не 1491). «Рус. Св.», март,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

пустыни скончались питомцы Свирского наставника Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий (поставленные, по рукописным святцам, в лике преподобных). Александр в духовном своем завещании писал: «Братии моей приказываю жить о Христе, и отнюдь не держать в нашей пустыне опьяняющего питья, не иметь вражды между собою и не считаться ни в чем. Бог дал, доселе считаться не из чего, – казны монастырской нет: что Бог посылал при моей жизни, какой христолюбец давал вклад в монастырь, – то все пошло в дом св. Троицы и боголепного Преображения, на храм и теплую церковь и на другой монастырский расход». Св. старец скончался на 85 году от рождения, 30 августа 1583 года. 203 И из необъятного леса комельского свет Божий продолжал сиять на окрестности. Какое благословенное Богом место была эта дубрава, расстилавшаяся во всю южную полосу Вологодского края, рассекаемая пустынным течением Нурмы и Комелы и других безвестных речек! Казалось, дебри были созданы для витания диких зверей, но туда стремились ангелоподобные люди, чтобы сперва по краям леса, где только позволяла местность, а потом даже и в самой дремучей глуши его, с большим дерзновением, ставить свои духовные твердыни. Преподобные Сергий Нуромский и Павел Обнорский с южной стороны коснулись только сих девственных лесов и едва ли тогда не впервые застучала их иноческая секира на вековых соснах, не видавших дотоле руки человеческой. 204 В конце XV столетия подвизались здесь преп. Аврамий и Коприй – на берегу р. Печенги, 205 преп. Иннокентий, друг и собеседник Нила Сорского , 206 преп. Онуфрий и Авксентий основатели Перцовой пустыни, 207 и наконец великий отец пустынножителей –Корнилий. Родители прей. Корнилия, люди знатные и богатые, по прозванию Крюковы, оставили его сиротою в младенчестве, поручив дяде, Лукьяну Крюкову, служившему при дворе великой княгини Марии, супруги Темного. Лукьян, удаляясь в Белозерскую обитель преп. Кирилла, взял с собою и 12-ти летнего племянника. Здесь отрок, приняв пострижение, начал труды иноческие тяжелым послушанием в хлебнях, в свободное время списывал книги, носил вериги, потом предпринял странствование по пустынным обителям. 208 Это странствование не было праздным: юный инок собирал опыты жизни духовной, терпел голод и жажду, зной и мороз, для Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Распространенная редакция «Предания старческого» оказывается крайне противоречивым текстом: первая половина ее рассказывает о нормах жизни в общежительном монастыре, вторая – излагает правила скитского жительства. Так чему же должен учить старец своего ученика? Жизни в киновии или жизни в ските? Старец Нил отвечает на этот вопрос однозначно – и основывает скит на реке Соре, организуя жизнь в нем по Скитскому уставу и не беря с собой сборника «Старчество». Нил Сорский прошел тем же путем, каким шел до него Антоний Печерский. И так же, как и в случае с Антонием и Феодосием Печерскими , ученик Нила не продолжил традиции своего учителя. Какой монастырь основал Иннокентий, покинув Нило-Сорскую пустынь? В рукописи XVIII в. РНБ, 0.1.274, происходящей из Нило-Сорского скита, в кратком Житии Нила Сорского мы найдем такие слова преподобного Нила, обращенные им к своему ученику при отправке того в Вологодские земли: «Бог тя имать прославити тамо, и твоя обитель общая, а моя пустыня будетъ тако, какъ при живот моемъ, такъ и по смерти моей, и по единому имут жити в своихъ». Комментируя эту ситуацию, Г. М. Прохоров пишет: «Мы можем рассматривать высылку Иннокентия Нилом из своего скита как свидетельство расхождения их во мнениях о должном порядке жизни в ските». И если прав Г. М. Прохоров (а судя по всему, это так) и «Надсловие» и «Пристежение» к «Преданию» и Уставу Нила Сорского действительно написаны Иннокентием Комельским, то имеет место не просто некоторое расхождение наставника и ученика во взглядах на организацию монашеской жизни, а прямая, открытая полемика ученика со своим старцем, что абсолютно противоречит той модели взаимоотношений старца и его подопечного, которая существовала на протяжении многих веков и основой которой было безоговорочное послушание ученика своему старцу. Что касается сборника «Старчество», то внутренние противоречия Распространенной редакции «Предания старческого» не привели к разрушению самого сборника. Скорее это создало основу для превращения его в некоторых своих вариантах в своеобразную энциклопедию форм монашеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010