Было и другое писание о нем, но некоторые из братии, удалившись из пус­тыни, куда хотели, писание это унесли с собою в иные монастыри. Так в оби­тели преподобного Иннокентия и не осталось известий о его создателе. По рукописному житию, преподобный отец наш Иннокентий изображается во всем подобен, и лицом и брадою, изображению святого Варлаама, Хутынского чудотворца, в ризах преподобнических. По святцам, принадлежавшим графу Стро­ганову и писанным в начале XVII века, прп. Иннокентий изображается сред­ним в росте, брада у него пошире, чем у сщмч. Власия, епископа Севас­тийского (память 11/24 февраля), не раздвоенная, с легкой сединой, ризы — преподобнические. Комментарии Всего комментариев: 6 2016/03/29, 03:17:17 Святые братия Афонской Горы молите Бога о нас грешных и о восстановление Храма Успения Пресвятой Богородица в селе Ахлебинино Калужской области (Россия) и возрождения духовной жизни в селе. По Промыслу Божьему я попала на Ваш портал. Сейчас я ищу материалы по житию прп. Иннокентия (Охлябинина) Комельского, и какое счастье, что я нашла такой чудный материал о пребывании прп. Нила Сорского Со своим учеником на Афоне. в житии выше описанном Оно взято из Жития святых -русские святые январь-апрель издание Московской Синодальной Типографии 1916г.) указано что " прп.Иннокентий происходил от рода Московских князей Охлябининых " . но это не так. Он был из Ярославских князей, восходящей к 19 колену роду Рюриковичей. Ярославский князь Данило Романович выделил удельное княжество на реке Ухра своему младшему сыну Василию Даниловичу.Он имел пять сыновей:Никита,Федор(прозвище Охляба),Александр, Ярослав и Михаил(прозвище Хвороста). Феодор и является родоначальником князей Охлябининых, Михаил родоначальником Хворостиных. У Феодора была 3 сына Петр(2 раза был наместником Калуги, Василий -воевода и Иван, который и стал учеником прп.Нила Сорского и просиял в лике Вологодских святых.И наше села неоднократно за эти почти шесть столетий меняло букву " О " на " А " и наоборот.Вот такого Небесного Покровителя имеет наше село, но мало кто об этом знает.СПАСИ ВАС ГОСПОДИ и всем земной поклон за Ваши молитвы о нас и всем мире.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=23&iid=1...

Достигши комельского леса, он проник в самую глушь его и поставил себе келью на речке Еде, верстах в 10 от Нурмы. Это было в 1491 году, когда на южной оконечности леса находились уже три иноческие обители. Не долго пр. Иннокентию привелось жить в пустынном уединении, мало по-малу один за другим стали приходить к нему лица, желавшие разделять с ним пустынные труды. Преподобный принимал их с любовью, как отец своих детей, – сначала они подвизались каждый в своей келье, по подобию Нилова скита, но когда число приходящих стало умножаться, пр. Иннокентий построил церковь во имя ангела пустыни св. Иоанна Крестителя и завел самое строгое общежитие. Преданный созерцательной жизни и заботившийся только о делании умном и о достижении благ духовных – Иннокентий мало обращал внимания на мирские блага и на потребности тела, всегда довольный тем, что имел, он ни у кого не выпрашивал ни сел, ни вкладов, даже и на устройство храма. Он собственною жизнью подавал пример братии и как знаток отеческих писаний, подобно учителю своему Нилу, любил назидать братию преимущественно их богомудрыми изречениями. «Если пожелаете научиться евангельскому житию, говорил он, не доверяйтесь учителю не искусному и особенно страстному, чтобы он, вместо евангельского, не научил вас дьявольскому житию. Молитесь слезно, чтобы Бог послал вам наставника бесстрастного и святого. Вникайте и сами в божественные Писания и писания св. отец. Это должно служить вам всегда поверкою наставлений учителя и – собственной вашей жизни. Согласующееся с Писанием усвояйте себе и содержите в уме, а ложное и чуждое ему старайтесь отгонять от себя, чтобы не прельститься. (Симеон – новый Богослов). Когда случится вам встретиться с человеком, который, желая поспорить, вступить с вами в борьбу против истины и очевидности, не спорьте с ним и уклонитесь от него, как от окаменевшего умом; ибо как дрянная вода делает негодными самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных и в нравах и в жизни ( Антоний великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Точное время канонизации А. К. неизвестно. По предположению Е. Е. Голубинского , местное празднование святому было установлено ранее 1-й пол. XVII в., т. к. в это время уже была записана большая часть чудес. Служба А. К. была составлена, очевидно, одновременно со «Сказанием», единственный известный список службы датируется 1-й пол. XVII в. (РНБ. Ф. 354. 65. Л. 1-21об.). Верюжский сообщает, что он видел в Арсениевом Комельском мон-ре рукописную книгу «Служба и чудеса преподобного Арсения», пожертвованную в мон-рь в 1660 г. (С. 471-472). Краткое житие святого помещено в печатном Прологе 1662 г., что свидетельствует об общерусском почитании святого. В 1841 г. память А. К. внесена в Собор Вологодских святых, установленный по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова) . В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 24 авг. (Минея (МП). Август. Ч. 3. С. 33-46) помещена бденная служба А. К. (см. Знаки праздников месяцеслова ). Среди текстов службы Собора Вологодских святых А. К. упомянут в славнике стиховных стихир вечерни и во 2-м тропаре 7-й песни канона утрени (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 459, 463). Ист.: Пролог. Март-август. М., 1662. Л. 405-406; ИРИ. Т. 3. С. 280-290; Описание о российских святых. С. 124; Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2. С. 74; Минея (МП). Август. Ч. 3. С. 33-46; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 458-468. Лит.: Вологодские ГВ. 1848. 40; Жсв. Октябрь; Ключевский. Древнерусские жития. С. 333; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых Вологодской епархии. Вологда, 1880. Кн. 2. С. 457-474; Зверинский. Т. 2. С. 59-60, 620; Т. 3. С. 12, 3 1365; Коноплев Н. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Отд. 4. С. 72-76; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 256; Голубинский. Канонизация святых. С. 155; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По житиям святых). М., 1966. С. 310-314; Прохоров Г. М. Иоанн//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 57-58; Лагутенкова О. Ю. Списки жития преподобного Арсения Комельского//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность: Сб. ст. в честь В. К. Зиборова. СПб., 1997. С. 37-42; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2; Кн. 6.

http://pravenc.ru/text/76294.html

В 1538 г. территория Комельской волости была разорена казанскими татарами (23). Иннокентиев монастырь, стоявший на дороге, по которой со стороны Костромы и Галича двигались татары, пострадал одним из первых. Об этом есть сведения в Житии прп. Иннокентия, но более подробно о нашествии казанских татар на монастырь рассказывается в Житии прп. Павла Обнорского: «А тогда их воеводы стояли на волоку на Леском (24), и пришли во Инокентиеву пустынь безвестно, и ту церковь великого Иоанна Предтечи сожгли и келии, и три старца посекли. И... христиан пустыни тоя мечю предаша, а иные в плен отведоша. Неции же от них убежаша, многие раны о себе носящее, бежаша ко обители преподобного Павла и возвестиша вся ту живущем» (25). Из этого фрагмента видно, что к моменту нашествия казанских татар церковь, которую завещал построить прп. Иннокентий уже существовала, в монастыре кроме строителя жили не менее трех старцев, значительным было число принадлежавших обители крестьян. После набега татар монастырь был восстановлен, однако насколько быстро это произошло, сказать сложно. О том, что обитель существовала в XVI в. свидетельствует упоминание жалованных грамот, данных монастырю царями Иваном Васильевичем Грозным и его сыном Федором Ивановичем (26) жалованном в грамоте монастырю 1623 г. Крестьяне Иннокентиева Комельского монастыря упоминаются в числе тех, кто по грамотам царей Федора Ивановича и Бориса Федоровича должен был поддерживать в рабочем состоянии мосты на 28 верстовом участке Московской дороги (27). В 1604 г., когда русское правительство собирало войска для борьбы с Лжедмитрием I из монастырей Вологодского уезда рекрутировались даточные люди, власти Иннокентиева монастыря выставили в войско монастырского служку (28). В период Смуты монастырь вновь был разорен. С 22 по 25 сентября 1612 г. отряд, отделившийся от войска гетмана Хоткевича, громил Вологду. Город был взят «изгоном», как позже писал Вологодский архиепископ, «пропили Вологду воеводы» (29). Поскольку поляки спешили к Вологде, большая часть монастырей Комельской волости осталась нетронутой.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

В 20-х гг. XVII в. в вотчине И. К. м. жили служебник и монастырские детеныши (как правило, осиротевшие дети и подростки, к-рые, вырастая, работали в обители), в нач. 30-х гг.- слуга, служебник, монастырские детеныши, к 1701 г. числилось 7 слуг. В нач. XVIII в. служка Марк Яковлев «явил у переписки» царскую грамоту, по которой слугам, «буде они служни дети, а отцы их на службах великих государей бывали, а иные и побиты, а они в том монастыре служат на отцовских и братьиных местах по-прежнему, и денежное и хлебное жалованье велено давать, збирая с крестьян». В 1752 г. слуги И. К. м. подали епископу Вологодскому и Белозерскому прошение о выдаче им хлебного и денежного жалованья, как это было указано в документах XVII в., поскольку монастырские крестьяне, на которых была возложена данная обязанность, выполнять ее отказались и «чинятся ему, игумену, не послушны» (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. хр. 1810). В нач. XVIII в. служебники, выполнявшие различные хозяйственные работы, были самой многочисленной категорией населения обители (19 чел.). Большинство (14 чел.) были выходцами из вотчинных крестьян, были также дети служебников (2 чел.) и священника (1 чел.) и отставной стрелец. По ведомости кон. 30-х - нач. 40-х гг. XVIII в., в И. К. м. проживали 5 слуг, к-рые обрабатывали по 2 дес. пашни. Перечислены по трое больничных, келейников, конюхов, по двое поваров и скотников, трапезник, житенной, подкеларник, польщик, хлебопекарь, ясельничий, портной. Они получали от 20 до 90 к. Также за монастырский счет жили отставные капитан и гвардии солдат. Храмы и другие постройки До разорения казанскими татарами 1538 г. в И. К. м. была, по всей видимости, одна церковь - в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Позже был выстроен Преображенский храм с трапезой, к-рый и стал соборным. В 20-х гг. XVII в. обе церкви оставались деревянными. В писцовой книге 1627-1632 гг. упоминается также часовня, где почивали мощи прп. Иннокентия (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 14728. Л. 658-658 об.); видимо, ее построили над могилой преподобного в 20-х - нач. 30-х гг. XVII в. Наиболее ранний из сохранившихся списков Жития прп. Иннокентия относится к нач. 30-х гг. XVII в. Возможно, именно в это время интерес к наследию святого в его обители возрос. В 1691/92 г. в И. К. м. случился пожар, в котором, вероятно, пострадали мн. монастырские здания, в частности казенная келья. К 1701 г. в И. К. м. стояла теплая Преображенская ц. с трапезой и келарской. Напротив трапезы и келарской располагалась рубленая брусяная паперть, «над всходами два шатра», под церковью были холодные «житья». В храме среди других икон «по левую сторону северных дверей» имелся образ прп. Иннокентия, «писан на золоте». В холодной «клетчатой» Предтеченской ц. в «книгохранительном аналое» располагалась б-ка, в отдельном сундуке хранились ризы. Над могилой прп. Иннокентия Комельского стояла часовня «с подволокою и с папертью». Над гробницей находился образ святого.

http://pravenc.ru/text/389615.html

Вопрос о времени преставления И. остается невыясненным. Обе редакции Жития называют один и тот же день смерти преподобного: «...месяца марта в 19 день, на память святых мученик Хрисанфа и Дарьи». Однако год кончины указан по-разному. В 1-й редакции это «лето 6999 во 2-й редакции - «лето 6909 Скорее всего во 2-й редакции при переписывании в дате была утрачена буква   обозначающая число 90. Эта ошибка нашла отражение в рукописной традиции, связанной с прп. Нилом Сорским. В заметке «От предисловия на книгу блаженнаго Нила Сорскаго» XVIII в. говорится, что прп. Нил и И. вернулись «от Палестинских стран, из Афонския горы при животе преподобнаго Кирила, Белоезерскаго чудотворца» ( Прохоров. 2005. С. 294). Ошибка является закономерной, если автор заметки был знаком со 2-й редакцией Жития И.: «скончавшийся» в 1401 г. И. вполне мог встретиться с прп. Кириллом Белозерским (1337-1427). Прп. Иннокентий Комельский. Фрагмент иконы «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами». 1779 г. Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы (ВГИАХМЗ) Прп. Иннокентий Комельский. Фрагмент иконы «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами». 1779 г. Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы (ВГИАХМЗ) Свящ. Иоанн Верюжский впервые отметил несоответствие даты 1491 г. (известной ему из рукописных святцев) 2-й редакции Жития И., согласно к-рой И. ушел из Сорской пуст. после смерти прп. Нила († 1508). Это заставило Верюжского считать более верной дату, указанную в Отенских святцах,- 19 марта 7029 (1521) г. (РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. 1199). После издания книги Верюжского дата 1521 г. прочно вошла в лит-ру. Однако ее следует признать менее достоверной, нежели 1491 г., поскольку, если бы И. пережил прп. Нила и дожил до 1521 г., вряд ли в его обители в течение столь долгого времени не было бы церкви. Почитание И. началось вскоре после его преставления. К 1538 г. в монастыре уже имелся образ И., а также Житие или подготовленные для его написания черновые записи (РНБ. Погод. 1582. Л. 100 об.- 101). В писцовой книге 1627-1632 гг. впервые упоминается часовня, где почивают мощи И. (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 14728. Л. 658-658 об.). Наиболее ранний список Жития (РНБ. Погод. 1582) относится к нач. 30-х гг. XVII в. Учитывая эти факты, можно предположить, что местная канонизация И. состоялась не позже 1-й трети XVII в. С XVII в. известны тропарь и кондак И. (Там же. 1587. Л. 98; Прохоров. 2005. С. 313), автор к-рых обращается к преподобному со словами: «...жестокое житие показал еси». Память И. под 19 марта указана в «Описании о российских святых» (списки кон. XVII-XIX в.), в «Алфавите» старообрядческого мон. Ионы Керженского 1807-1811 гг. (ЯМЗ. 675 по кат. Лукьянова. Л. 258 об.). В 1701 г. в Преображенской ц. Комельского мон-ря «по левую сторону северных дверей» имелся образ «преподобнаго чюдотворца Иннокентия, писан на золоте».

http://pravenc.ru/text/Иннокентий ...

ИННОКЕНТИЙ (Охлябинин; сер. XV в.- 1491 (?)), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН Устюжский, прав. (пам. 29 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) - см. Иоанн и Мария, праведные, Устюжские ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак ИОАНН Устюжский (1476-1494), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОАНН И МАРИЯ (2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжские ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОАСАФ (Андрей Дмитриевич, кн.; ранее 1436 - 50-е гг. XV в. (?)), прп. (пам. 10 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ (Амвросимов Иларион; ок. 1530 - 1612), прп., Христа ради юродивый (пам. 21 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИРОДИОН († до 1642), блж., Христа ради юродивый, Сольвычегодский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИСААКИЙ († 1538), преподобномученик (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Обнорский, насельник Павлова Обнорского во имя Св. Троицы Комельского мон-ря - см. Дионисий, Ефрем, Герасим, Исаакий ИУЛИАНИЯ (XVII в.?), Сольвычегодская, Ульяновская, прав. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128849.html

Прп. Павел благословил на игуменство в П. О. м. своего любимого ученика Алексия, к-рого древний монастырский синодик, сгоревший в 1909 г., именовал преподобным. Прп. Павел продолжал жить в своей келье, соблюдая строжайший пост, и посещал П. О. м. только по воскресеньям и праздникам. Для братии он ввел строгий общежительный устав. В кельях воспрещалось хранить деньги, еду и питие, можно было иметь только иконы и книги. Одежду и обувь насельники получали из монастырской кладовой, туда же отдавали собственные изделия, изготовленные по послушанию. Иноки должны были трудиться, пребывать в безмолвии, спиртное в монастырь вносить было запрещено. За неск. дней до кончины, в праздник Богоявления, прп. Павел предрек разорение татарами Костромы (оно началось в тот же день) и скорбел о нем. 10 янв. 1429 г. преподобный скончался и был похоронен у юж. стены Троицкой ц. Первоначально П. О. м., как и ряд расположенных поблизости от него мон-рей (Спасо-Нуромский, Арсениев Комельский в честь Положения Риз Пресвятой Богородицы во Влахерне , Воскресенский мон-рь (в 30 км юго-восточнее Павлова Обнорского, основан прп. Сильвестром Обнорским), позднее - Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Иннокентиев Комельский в честь Преображения Господня ), тяготел к Москве и Костроме, а в XVI в., когда возросла политическая и экономическая роль Вологды,- к ней, но не к Новгороду Великому. Со стороны Волги через Обнору и Комельский лес - первоначально малообитаемый и «разбойничий» - «транзитную водораздельную чащобу», препятствующую распространению на восток новгородского влияния, шла московская колонизация вологодских земель. «Проводником московского влияния» был Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честних древ Креста Господня мужской монастырь ( Грязнов А. Л., Черкасова М. С. О формировании межуездных границ на Рус. Севере в XV-XVI вв.: Белоозеро - Вологда - Устюг//Сев. Русь и проблемы формирования Древнерусского гос-ва. Вологда, 2012. C. 178-192).

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Добавлено на опознание: 2013-01-17 08:39:45 Владелец: antiskol Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Слева св. Иннокентий Новгородский ( Комельский, Вологодский) преподобный.В середине- архистратиг Михаил,справа- св. великомученица Екатерина. Добавлено на опознание: 2013-01-17 08:38:28 Владелец: antiskol Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2013-01-17 03:42:44]: ХОТЕЛОСЬ БЫ УЗНАТЬ КАК НАЗЫВАЕТСЯ ИКОНА И В КАКОМ ГОДУ БЫЛА СДЕЛАНА Ответов: 3. Последний ответ: Слева- св. преподобный Иннокентий Новгородский ( Вологодский), в серелине- архистратиг Михаил, начальник всего воинства анельского,справа- святая великомученица Екатерина. Кстати, надписи читаются очень чётко. А отсутствующие лики можно восстановить [...] Добавлено на опознание: 2013-01-15 10:49:49 Владелец: alexey071 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Ну имя-то наверно с другой стороны иконы. Тут вроде написано Святой Священномученик. Добавлено на опознание: 2013-01-14 12:19:22 Владелец: alexey071 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 4. Последний ответ: Согласна, что по такому фото не определишь. А ведь видно, что на иконе надпись не стёрта, просто сфотана с бликамии , нет чёткости.Если сделать более качественное фото , то , скорее всего,определить можно будет без труда, что это за святой. Добавлено на опознание: 2013-01-14 12:18:07 Владелец: alexey071 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-01-11 13:15:06 Владелец: Allex777 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-01-11 02:47:56 Владелец: borsch Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона Св. Пантелеймона. Приобретена в Чебоксарах лет 5 назад для себя. Размер - 17,5х14 см (ВхШ). Прошу помочь с информацией о примерном периоде написания, школе и вообще любой дополнительной информацией (где можно что почитать). Исполнение иконы своеобразное - имя святого смещено от центра (автор не рассчитал длину текста), Пантелеймон написан как " Понтелеймон " . Да и сюжет не совсем традиционный - на фоне закрытого портика. Никаких обозначений, клейм или печатей на лицевой стороне и обороте нет. Доска с торцевыми шпонками в верхней и нижней части. Буду признателен за любую информацию по данному вопросу.

http://pravicon.com/unknown/74

В 1892 г. из В. м. в восстановленную Спасо-Каменную обитель крестным ходом был перенесен ковчег с частью мощей прп. Иоасафа. В В. м. был оставлен крест с частицами мощей преподобного. С этого времени мон-рь вновь стал называться Свято-Духовским. Его братия в XIX - нач. XX в. состояла из 7-10 монахов и ок. 25 послушников. С 1907 г. настоятелем В. м. являлся архим. Антоний (Быстров) , хиротонисанный в 1910 г. во епископа Вельского, викария Вологодской епархии. К нач. ХХ в. В. м. владел 65 дес. земли, рыбной ловлей на Кековском оз. и мельницей на р. Комёле. 8 мая 1861 г. к В. м. была приписана упраздненная Арсениево-Одигитриева пуст. на р. Масляне (основана в XVI в. учениками прп. Арсения Комельского иеромонахами Арсением и Иннокентием, мощи к-рых почивали на ее территории) с 242 дес. пашни и 10 пустошами, ей принадлежавшими. В 1908-1911 гг. капитал В. м. составлял 61 860 р. В 1918 г. В. м. был закрыт, насельники жили в обители до 1923-1924 гг., в монастырских храмах, ставших приходскими, совершались богослужения. Весной 1922 г. прихожане собрали в помощь голодающим Поволжья серебряные вещи весом 7 фунтов 58 золотников 24 доли. Постановлением Вологодского губисполкома в мон-ре были закрыты: 24 сент. 1924 г. храм в честь Сошествия Св. Духа и часовня, в 1928 г. Знаменская ц. Часть братии была репрессирована, в т. ч. служившие после закрытия В. м. в вологодском Лазаревском храме иером. Николай и иеродиак. Антоний (Ковалёв). С кон. 20-х гг. территорию обители занимало подразделение 10-й стрелковой дивизии, затем отд-ние ОГПУ, в наст. время стадион «Динамо». Постройки мон-ря уничтожены. Арх.: ГА Вологодской обл. Ф. 1041. Ист.: Список с писцовой книги г. Вологды, сделанный в 1629 г./Публ. Н. И. Суворова//Источники истории г. Вологды и Вологодской губ. Вологда, 1904; Грамота царя Алексея Михайловича вологодскому таможенному голове Грязному Комарову//Старая Вологда: XII - нач. XX в.: Сб. док-тов и мат-лов. Вологда, 2004. 217. С. 186-187; Из главной описи церк. имущества вологодского Св.-Духова мон-ря за 1901 г.//Там же. 399. С. 423-425.

http://pravenc.ru/text/155169.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010