В описи имущества Иннокентиева Комельского мон-ря 1701 г. отмечено, что в ц. Преображения Господня «по левую сторону северных дверей» находился написанный на золоте образ И. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 33 Л. 32). Др. икона помещалась в часовне над ракой святого: «Над гробницей образ преподобнаго Инокентия писан на золоте. Венец, и гривна, и по полям оклад золочен, серебряное» (Там же. Л. 37). В монастырской описи 1723 г. приводятся сведения об иконе И. в ц. Благовещения Пресв. Богородицы, заменившей часовню на месте погребения святого: «Над гробом преподобного чудотворца Инокентия образ его, венец, и цата, и по полям оклад серебряное, чеканное. Покров на том образе бархат черной травчатой, ветхий» (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. 770. Л. 6 об.). Поясной образ И. XVII-XVIII вв. в позолоченном окладе XIX в. находится в алтаре придела свт. Николая Чудотворца ц. Воздвижения Креста Господня в г. Грязовце. Правая рука святого в жесте благословения, в левой - раскрытый свиток с текстом. По сведениям жителей дер. Б. Дворища Грязовецкого р-на Вологодской обл., эта икона была перенесена в Грязовец из Благовещенской ц. Иннокентиева Комельского мон-ря, но достоверных данных о ее происхождении нет. И. представлен на 2 миниатюрах из сб. житий Вологодских святых кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ ОР. Увар. 107. Л. 63 об.- 64). В 1-й композиции он изображен коленопреклоненным перед прп. Нилом Сорским в стенах Ниловой Сорской пуст., во 2-й - стоящим внутри ограды основанного им мон-ря (с деревянной шатровой церковью и колокольней) на берегу р. Еды. И. показан в рост вполоборота влево в молении образу Спасителя в облачном сегменте, десница поднята для крестного знамения, в левой руке четки ( Шульгина. 2005. С. 251-252). И. традиционно включался в сонм Вологодских чудотворцев на иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими святыми. Отмеченные в подлинниках основные особенности иконографии И. сохраняются на всех вологодских иконах, варьируются лишь длина волос и степень их седины. Во всех случаях святой изображен в молении, в монашеском одеянии, куколь на плечах. Как правило, рядом с ним или напротив помещены преподобные Корнилий, Арсений и Стефан Комельские, Сергий Нуромский. Встречается неск. вариантов надписи: «прп. Иннокентий Вологодский», «прп. Иннокентий Комельский», «прп. Иннокентий».

http://pravenc.ru/text/389625.html

Из содержания описей монастырского имущества и сохранившихся источников можно составить представление об архиве Иннокентиева Комельского монастыря в XVII - начале XVIII в. Монастырские документы позволяют судить об организации хозяйства: насколько оно было обширным и доходным, каким было благосостояние основных производителей - монастырских крестьян, каков был характер взаимоотношений властей мон-ря с государством, архиереями, соседями-землевладельцами, вотчинными крестьянами. Большое место среди документации принадлежит грамотам, касающимся монастырского землевладения. Это прежде всего царская жалованная грамота 1625 г., а также материалы писцового делопроизводства - сотные грамоты и выписи из писцовых и межевых книг 1632, 1651, 1675/76 гг. (50) Важную роль играли и документы, касающиеся налогообложения монастырских крестьян. Это царские грамоты 1677 и 1680 гг. об уплате монастырскими крестьянами ямских и полоняничных денег, грамота 1687 г. - об освобождении нищих, живших в монастырской вотчине, от уплаты денежного налога, грамота 1690 г. - о сборе с монастырских крестьян конских пошлинных денег в монастырскую казну, грамота 1691 г. - об освобождении нищих крестьян от сбора денег на покупку конских кормов и грамота 1701 г. - об освобождении нищих крестьян от сбора денег в корабельное строение. Грамоты Вологодских архиереев устанавливали размер оброка, который должны были платить монастырю вотчинные крестьяне (1656/57 г.) и освобождали от натурального оброка вотчинных крестьян, которые делают «монастырское зделье» (1692/93 г.). Межевые и полюбовные записи 1628, 1671, 1674, 1681, 1691 и 1692 гг. регулировали поземельные споры монастыря с соседями, по меновной записи 1695 г. монастырь приобрел часть пустоши Ивашева, мировая запись 1677 г. разрешала конфликт между монастырем, иноземцем Владимиром Иовлевым и посадским человеком Яковом Манойловым - «в бою и увечье игумена и слуг и смертном убийстве слуги». В описи 1723 г. отмечен еще один документ - грамота Преосвященному Гаврилу, архиепископу Вологодскому и Белозерскому, о владении Иннокентиева монастыря землей (1695 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Пожив много лет, управляя свое житие по Бозе, преподобный Иннокентий преставился ко Господу в вечный покой месяца марта в 19-й день, на память святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Братия же, взяв честное и многострадальное тело возлюбленного своего отца, учителя и наставника ко спасению Иннокентия, с псалмами и пениями надгробными похоронили его честно, по его завещанию, в коем он сам повелел погребсти свое тело в углу монастыря, близ ржавого болота; и на могилу его положили камень, на котором написали год, месяц и день преставления святого. Также и образ подобия его написали братия, каков был по виду преподобный отец Иннокентий. Много завещаний написал преподобный Иннокентий рукой своею, послуживших ко спасению инокам; и о преподобном Иннокентии было написано немало. Но по грехам нашим в лето 1538-е случилось нашествие казанских татар на Русскую землю, на пределы Вологодские, и тогда пустынь преподобного отца Иннокентия враги разорили, сожгли церковь Иоанна Предтечи, все строения предали огню и перебили много иноков; спаслись только некоторые из них и бежали в обитель преподобного Павла, находившуюся в том же Комельском лесу, на реке Нурме. Во время пожара монастыря сгорело и написанное о преподобном Иннокентии. Было и другое писание о нем, но некоторые из братии, удалившись из пустыни, куда хотели, писание это унесли с собою в иные монастыри. Так в обители преподобного Иннокентия и не осталось известий о его создателе. По рукописному житию, преподобный отец наш Иннокентий изображается во всем подобен, и лицом и брадою, изображению святого Варлаама, Хутынского чудотворца, в ризах преподобнических. По святцам, принадлежавшим графу Строганову и писанным в начале XVII века, прп. Иннокентий изображается средним в росте, брада у него пошире, чем у сщмч. Власия, епископа Севастийского (память 11/24 февраля), не раздвоенная, с легкой сединой, ризы — преподобнические. София, блаженная, княгиня Слуцкая ( Текст отсутствует). Март, 20 Евфросин Синоезерский, преподобный Святой Евфросин, в миру Ефрем, был родом из Карельской области.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Труден путь человека ко спасению, ибо враг человеческого спасения не желает выпустить жертвы из своих когтей , он то кнутом, то пряником склоняет человека к погибели. Но молитва Милосердному Богу и нашей Заступнице Пресвятой Богородице оказывается тем действенным средством, которое помогает немощному человеку одолеть врага человеческого спасения. Василий 2017/01/30, 04:32:44 После двухлетнего пребывания в Яссах в душе Елевферия родилась благая мысль – отправиться на св. Афонскую Гору и сделаться монахом; вследствие этого, скрывшись от отца и братьев, он как птица быстро полетел из суетного мира в тихое пристанище подвижников Христовых, пребывающих на Святой Горе. Но прежде чем он достиг желанной цели, Богу угодно было испытать его терпение большими затруднениями. ...../опрометчивые поступки совершает/... ...../отрицается христианской веры/... Но благодать Всесвятаго Духа, как видно, не совсем оставила его: страдая от несносной болезни обрезания, он вспомнил отеческое благочестие, чистоту христианской веры и, окаявая себя, с трепетом начал призывать имя сладчайшего Иисуса. Вспомнил он и милосердие Отца Небесного ... .... горько плакал о своем падении. Милосердый Господь наш Иисус Христос, видя истинные слезы раскаяния, милостиво призрел на кающегося , как некогда призрел Он и на первоверховного из апостолов. Василий 2017/01/28, 05:00:52 Незадолго до блаженной своей кончины преподобный Нил, предчувствуя свое отшествие к Богу, послал собеседника своего Иннокентия в пределы вологодские, на реку Нурму, и предсказал будущую славу его обители, которая должна была процвести общежитием. «Здесь же, – говорил преподобный, – как было при жизни моей, так пусть будет и по смерти: братия пусть живут поодиночке каждый в своей келье». Исполняя предсмертное завещание учителя , погрузился он (преподобный Иннокентий Вологодский) в глубину Комельского дремучего леса ... . Вот описано здесь христианское отношение к жизни и смерти на примере преподобного Нила - не суетится , а если старший - дать полезные наставления. Преподобный Иннокентий Вологодский показывает добросовестное отношение к предсмертным завещаниям

http://isihazm.ru/?id=1824

Удивительный случай, свидетельствующий об истинно добром пастырстве отца Иннокентия, произошел с одним из насельников пустыни, уже упоминавшимся отцом Симоном (Кожуховым). Он записал об этом в своем дневнике: «11 апреля в 2 часа 30 минут утра, лежа на койке, увидел я, при открытых глазах, стоявшего рядом Николушку [Тверского, Христа ради юродивого; отец Симон знал его лично. – Примеч. сост.], который сказал мне: «Перескочи и хорошо будет...» и присовокупил: «А икону мою передай Иннокентию». На этом видение кончилось... Старец [игумен Герман. – Примеч. сост.] усмотрел в словах Николушки предстоящие скорби, через которые подобает перескочить, а потому благословил икону Вседержителя без замедления передать отцу Иннокентию, что я и исполнил 12 апреля 1920 г.». В первых числах июля отец Симон снова увидел юродивого Николушку и спросил: «Какое отношение [к грядущим скорбям. – Примеч. сост.] имеет икона, которую я передал по твоему приказанию отцу Иннокентию?» – «Кто изображен на иконе?» – в свою очередь спросил Николушка. «Господь Вседержитель», – отвечал я. «А еще кто?» – «Алексий, человек Божий». – «Так вот, – сказал Николушка, – Алексий, человек Божий, передает тебя Христу через посредство Иннокентия» 33 . О том, насколько любили отца Иннокентия зосимовские богомольцы, свидетельствует совершенно необычный, потрясающий случай, напоминающий о подвиге святой Елены Дивеевской (Мантуровой). В 1919 году в стране разразилась эпидемия сыпного тифа. Отец Иннокентий, духовник обители, исповедовал в монастырской больнице и заразился. На выздоровление не надеялись. Ожидая близкой смерти, батюшку постригли в схиму с наречением того же имени, но уже в честь преподобного Иннокентия Комельского и Вологодского, память которого 19 марта/1 апреля, что дает основание предполагать, что болел отец Иннокентий весной 1919 или 1920 года. В то время в Зосимову пустынь ездили из Сергиева Посада две сестры, Варвара и Екатерина Хвостовы 34 , духовные чада схиигумена Германа, искренне привязанные и к батюшке Иннокентию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

14. Преподобнаго Венедикта (543). Святителя Феогноста, митрополита Киевскаго и всея Руси (1353). Благовернаго князя Ростислава-Михаила (1167). Святителя Евсхимона исповедника, епископа Лампсакийскаго (IX). Иконы Божия Матери Феодоровския. 15. Святаго мученика Агапия и с ним 7-ми мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303). Священномученика Александра, иерея в Сиде (270–275). Мученика Никандра (ок. 302). 16. Святых мучеников Савина (287) и Папы (305–311). Святителя Серапиона, архиепископа Новгородскаго (1516). Апостола Аристовула, епископа Вританийскаго (Британскаго) (I). Священномученика Александра, папы Римскаго (119). Мученика Иулиана Аназаврскаго (III). Священномучеников Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300). 17. Преподобнаго Алексия, человека Божия (411). Преподобнаго Макария, игумена Калязинскаго, чудотворца (1483). Мученика Марина. 18. Святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимскаго (386). Мучеников Трофима и Евкарпия (ок. 300). Преподобнаго Анина монаха. 19. Святых мучеников Хрисанфа и Дарии (283) и с ними мучеников Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона. Преподобнаго Иннокентия Комельскаго, Вологодскаго (1521). Мученика Панхария (ок. 302). Иконы Божия Матери, именуемыя «Умиление», Смоленский (1103). 20. Преподобных Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, в обители святаго Саввы убиенных (796). Преподобнаго Евфросина Синозерскаго, Новгородскаго (1612). Мученицы Фотины (Светланы), самаряныни, ея сыновей мучеников Виктора, нареченнаго Фотином, и Иосии; мучениц Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мученика Севастиана (ок. 66). Мучениц Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии (310). Святителя Никиты исповедника, архиепископа Аполлониадскаго (IX). 21. Преподобнаго Иакова, епископа, исповедника (VIII–IX). Преподобнаго Пахомия Нерехтскаго, Костромскаго (1384). Святителя Кирилла, епископа Катанскаго (I–II). Святителя Фомы, патриарха Константинопольскаго (1610).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобнаго Иннокентия Комельскаго, Вологодскаго (†1521) Смоленския иконы Божия Матере, именуемыя «Умиление» (1103) 20 марта Преподобных Иоанна, Сергия, Патрикия, Космы, Анастасия протодиакона, Феоктиста и прочих, во обители святаго Саввы убиенных (†796) Преподобнаго Евфросина Синезерскаго, Новгородскаго (†1612) 21 марта Преподобнаго Иакова, епископа и исповедника († после 775) Преподобнаго Пахомия Нерехтскаго (†1384) 22 марта Святаго священномученика Василия, пресвитера Анкирскаго († ок. 362–363) Святаго мученика Василия Мангазейскаго (†1602) Святаго преподобномученика Евфимия Константинопольскаго (†1814) (службу зри 1 мая) Иконы Божия Матере, именуемыя «Изборская» (1634) 23 марта Святаго преподобномученика Никона, епископа, и с ним 199-ти ученик его (†251) Преподобнаго Никона, игумена Киево-Печерскаго (†1088) 24 марта Предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы Преподобнаго Захарии, постника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII–XIV) Святых мученик Стефана и Петра Казанских (†1552) 25 марта Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Преставление святителя Тихона, Патриарха Московскаго и всея Руси(†1925; службу зри 26 сентября) 27 марта Святыя мученицы Матроны Селунския (III–IV) Святаго священномученика Иринея, епископа Сирмийскаго (†304) (память ради службы перенесена с 26 марта) 28 марта Преподобных: Илариона Новаго, игумена Пеликитскаго († ок. 754) и Стефана чудотворца, игумена Триглийскаго († ок. 815) Святаго преподобномученика Евстратия Печерскаго, в Ближних пещерах почивающаго (†1097) Преподобнаго Илариона Гдовскаго, Псковоезерскаго (†1476) Святаго мученика Енравота-Бояна, князя Болгарскаго († ок. 830) 29 марта Святаго священномученика Марка, епископа Арефусийскаго, Кирилла диакона и иных многих († ок. 363) Преподобных Марка, Ионы (†1480), Корнилия (†1576) и Вассы († ок. 1473) Псково-Печерских 30 марта Празднество в память сретения Пресвятыя Богородицы и святыя праведныя Елисаветы, матере святаго Иоанна Предтечи Преподобнаго Иоанна Лествичника (†649)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Из них некоторые стали основателями монастырей. Григорий, родом из Могилева, в одежде нищего пришел в Москву, поклонился ее святыням и оттуда направился на Свирь к преподобному Александру, который прозорливо приветствовал его «пастырем словесных овец» и отправил его в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому. Там Григорий принял постриг с именем Геннадий, а потом ушел в пределы костромские, в окрестности города Любима, где и основал обитель. Преподобный Геннадий был иконописцем, но оставил после себя также труды – «Завещание» и «Наставление духовного старца новоначальному иноку». Скончался он в 1565 году. Память преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского – 23 января. Ученики преподобного Александра – преподобные Никифор и Геннадий – подвизались на Важеозере и основали Задне-Никифоровскую пустынь (в 54 верстах от Олонца), скончался преподобный Никифор в 1550 году, преподобный Геннадий – в 1516 году. Память преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских 9 февраля. Кроме них в Задне-Никифоровской пустыни покоятся и другие ученики преподобного Александра – преподобные Игнатий, Леонид, Дионисий, Ферапонт, Корнилий и Афанасий, о житии коих достоверных сведений не имеется. Недалеко от названной обители находится Сяндомская пустынь, где подвизался ученик преподобного Александра – преподобный Афанасий Сяндомский (память его 18 января). Из учеников преподобного Александра основали монастыри также преподобный Макарий Оредежский и упоминавшийся ранее преподобный Адриан Ондрусовский. Перед кончиной своей проявил преподобный несказанное смирение. Призвав братию, он повелел: «Свяжите тело мое грешное по ногу ужем и совлецыте его в дебрь блата и, покопавше во мху, потопчите ногама своима». Братия отвечала: «Ни, отче, не можем сотворити сего» 13 . Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у деревянной церкви Преображения Господня. А жития преподобному было 85 лет, и в году 1533 отошел он ко Господу. В житии преподобного Александра рассказывается о множестве чудес, совершенных им.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

6 См. Писцовые книги Гавриила Коробьина и подьячего Феодора Стогова, описание села Никольского, что на Пенье, 1628, 1629 и 1630 годов. 7 Пустынь преподобного Иннокентия Комельского, основанная в конце XV века и при штатах 1764 года обращённая в приходскую церковь , находилась Грязовецкого уезда на реке Еде, впадающей в Лежу, от города Грязовца в 12 вёрстах, от Павлова монастыря в 15 вёрстах. См. История российской иерархии, m.IV, с.299. 8 Сведения об обретении мощей преподобного Павла, равно и предыдущий рассказ о разорении монастыря татарами, заимствованы из рукописного сказания о житии и чудесах преподобного Павла. 10 Обо всех этих вкладах, грамотах и их подтверждениях упоминается в грамоте Царя Феодора Алексиевича, данной в 1677 году. См. Приложений. 15 В 1654 году у этой иконы была в привесе ещё какая-то «плащаница в серебре», а копеек серебряных было только две. 18 В описи 1654 года сказано: «А киоты обложены свинцовым битым прутьем». Надобно полагать, что эти киоты имели продолговатую форму и что пядничные иконы в них стояли рядом, а не одна над другой. 22 Вероятно, эти полотенца были не что иное, как писанные на полотне изображения церковных праздников и нарочитых святых, поставлявшиеся на налое во время пения на утрени праздничных величаний. В описи соседнего с Павло-Обнорским Корнильева монастыря 1660 года, показаны такие же полотенца, числом 22, находившиеся также в соборной церкви «Да в киоте дватдать два полотенца, а на них писаны по обе стороны праздники Владычны и святые трезвонныя, все на золоте» (Опись Корнилова монастыря 1660 года). 26 Описание этого креста с приделанными к нему в позднейшее время разными малыми крестами и образами см. ниже, в главе о нынешнем состоянии монастыря. 27 В описи 1654 года сказано: «Да у чудотворцова гроба лампада с воском да на гробеж чудотворцов посох». 28 В 1654 году, когда над церковью преподобного Павла находилась колокольня, библиотека монастырская помещалась над тёплой Успенской церковью, где и ныне помещается архив и книгохранилище обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евлампий Епископ Вологодский. Мая 20 дня, 1850 года. P.S. Вчера 19 числа была память преподобного Корнилия Комельского, а я от 12-го числа гощу здесь в обители преподобного и праздновал вместо настоятеля 24 память преподобного. А настоятель от 18 Апреля пишет, что он намеревается отправиться в свою обитель; говорит, что из Корсунского монастыря отправится около 30 Апреля. Теперь, как угодно: если Вы убедите его остаться у Вас, буди мир в силе Вашей; а обитель без настоятеля опустела. Казначей Лот слаб. Впрочем дела наши, по милости Божией, кажется, в тишине. 1 Преосвященный Евлампий, воспитанник 2 курса Моск. дух. академии, магистр; с 1822 г. монах; 1825, архимандрит; 1838 г. епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии; 1840 г. епископ Орловский; 1844 г. Вологодский; в 1852 г. переведен, с саном архиепископа, на кафедру Тобольской епархии. В 1856 г., по прошению, уволен на покой в Свияжский первоклассный Богородицкий монастырь Казанской епархии и здесь скончался Марта 12 дня 1862 года. Первое из предлагаемых писем его к Иннокентию писано из Орловской епархии, а все прочие из Вологды. 4 Об этом антиминсе и о других, тоже древних, антиминсах преосв. Иннокентий в одном письме своем к Гавриилу, архиепископу Рязанскому, писал, что коллекция их составлена им в Вологде. 8 Если Владыка спрашивал соборян о содержании зырянской надписи на иконе Св. Троицы, то они действительно не могли ничего отвечать по вопросу Владыки, потому что в то время надпись эта еще не была прочитана даже и учеными зыряно-филами. См. в «Вологодских Епархиальных Ведомостях». 1871 года в 15 статью П. Д. Шестакова: „Чтение древнейшей зырянской надписи“ и проч. 12 В Феврале 1848 г. последовало Высочайшее назначение Преосвященного Иннокентия на епархию Херсоно-Таврическую. 14 Т. е. от управления Свечной Комиссией, которая заведывала производством и продажею церковных свеч и в которой председателем был протоиерей Нордов. В объяснение этого обстоятельства, вот два отрывка из писем о. Нордова к преосв. Иннокентию, напечатанных в Волог. Епарх. Вед. 1885 года. В одном из. них, от 12 Дек. 1845 г. он писал: „И наша Свечная Комиссия кончила свое поприще... И мое жалованье по свечной части ушло от меня... Свечное дело управляется самим Домом“. В другом отрывке от 15 Дек. 1848 г. он уведомлял: „Свечное управление Дома уже опозорило себя... Открылись важные недостатки и злоупотребления. Вот плод, который видит наш Преосвященный (Евлампий), вырвав свечное управление из моих рук“.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010