Еще преподобный заповедал всем жителям тех мест строго соблюдать постные дни – среду и пятницу и все посты. Игумен дважды ходил крестным ходом к Угловатому озеру. Здесь с 1668 года стояла часовня в честь Животворящего Креста Господня в память о том, что сюда в 1520 году пришел преподобный Антоний и впоследствии неподалеку основал свой монастырь. Вскоре установилась прекрасная погода, и урожай в том году был как никогда изобильным. Третий крестный ход игумен Феодосий совершил 7 июля и служил в часовне благодарственный молебен за избавление от неурожая. С тех пор в Антониево–Сийском монастыре ежегодно в этот день совершался крестный ход от монастыря к Угловатому озеру. Помимо неблагоприятных климатических условий, составлявших серьезную угрозу монастырскому существованию, русским монахам, как и всей Руси, приходилось жить, созидать и молиться в ожидании постоянной угрозы вторжений иноплеменников. Неоднократно вражеские нашествия полностью разоряли обители, враз губя то, что созидалось веками. Мало какие монастыри избежали этой горькой участи. Столичные обители, монастыри пограничного Севера, дремучих заволжских лесов и центра Руси в любой момент могли услышать у своих ворот топот копыт и разноязыкую речь. В 1530 году Вологда и ее окрестности подверглись нападению татар. Тогда были разорены монастыри преподобных Иннокентия и Корнилия Комельских, Павла Обнорского и другие вологодские обители. Когда слух о погроме соседних обителей дошел до монастыря преподобного Корнилия, братия спросили святого, что им делать: бежать или остаться, уповая на милость Божию. Любопытен ответ преподобного Корнилия. Он сказал, что нехорошо самому себя ввергать в беду, ведь и Христос как Всесильный Бог мог все сотворить, но когда возникла опасность для Его жизни, ангел повелел Святому семейству бежать в Египет. По совету святого братия монастыря «сотворила человеческое», то есть поступила, как все обычные люди – бежала в Белозерье, на реку Ухтому (ГИМ. Увар. 107. Л. 246). В Смутное время, когда почти вся Русская земля находилась под властью поляков и литовцев, Троице–Сергиев, Кирилло–Белозерский и Соловецкий монастыри оставались едва ли не единственными очагами сопротивления иноземцам, символами национальной независимости страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 6). В 2008 г. в епархии праздновали 500-летие со дня преставления Н.: 5 мая в с. Ферапонтове Кирилловского р-на Вологодской обл. был освящен храм во имя прп. Нила Сорского, именем преподобного назвали улицу в г. Кириллове. В наст. время в Кирилло-Белозерском музее хранятся реликвии, связанные с Н.: плетеные шерстяные четки (КБМЗ. ЦТ-18; их длина составляет 98 см) и власяница (Там же. ЦТ-690). Последняя имеет длину 77 см, связана из шерсти, к ее вороту пришита холщевая простая тесьма. В прошлом власяница и четки хранились в Тихвинском соборе, в особом футляре за стеклом, напротив раки преподобного, после молебнов святыни извлекали из футляра и возлагали на болящих людей. Соч.: Боровкова-Майкова М. С. Нила Сорского Предание и Устав. СПб., 1912. (ПДПИ; Т. 179); Прохоров Г. М., ред. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский: Соч. СПб., 2005; Лённгрен Т. П., ред. Соборник Нила Сорского. М., 2000.Ч. 1; 2002. Ч. 2; 2004. Ч. 3; 2005. Указ. слов. 2 ч.; Βασλιας (Γρολιμονδ), μον. Του ν οσοις πατρς μον Νελου Σρσκυ παντα τα συζμενα ασκετικ. Θεσ., 1985; Goldfrank D. M., ed. Nil Sorsky: The Authentic Writings. Kalamazoo, 2008. P. 113-256. Ист.: Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев: Их лит. труды и идеи в Др. Руси. СПб., 1882. Ч. 1: Прп. Нил Сорский. (ПДПИ; Т. 16); Прп. отца нашего Нила Сорскаго Предание учеником своим о жительстве скитском. СПб., 1852; Верный месяцеслов. С. 15; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеод. еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955; Бегунов Ю. К. «Слово иное» - новонайденное произведение рус. публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 351-364; Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 248-269; Предание о жительстве скитском прп. Нила Сорскаго. Служба и акафист прп. отцу нашему Нилу, Сорскому чудотворцу. М., 1997р; Алексеев Ю. Г. У кормила Рос. гос-ва: Очерки развития аппарата управления XIV-XV вв. СПб., 1998; Шевченко Е. Э. К истории канонизации прп. Нила Сорского//ДРВМ. 2004. 1(15). С. 95-101; она же. История создания Жития прп. Нила Сорского//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 744-760; Романенко Е. В. Древнее житие прп. Нила Сорского//ВЦИ. 2009. 3/4(15/16). С. 93-106.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Текст Жития второй редакции по сравнению с первой имеет больший объем. Оба сохранившиеся списка происходят из близких по составу сборников, включающих жития вологодских святых (см. описание рукописей). Книга со списком В (по водяным знакам на бумаге датируется 1713 г.) была приобретена первым из известных ее владельцев в 1721 г. в Москве, затем попала в Волоколамский монастырь, в середине XIX в. находилась в Коломне. Рукопись со списком С, появившаяся, судя по филиграням, на рубеже XVII-XVIII столетий, на одном из этапов своего бытования находилась в руках орловского купца (см. описание рукописей). Таким образом, обе книги бытовали в Центральной России. Составитель сборника данного типа интересовался вологодскими святыми и имел под рукой обширную библиотеку. Собрание Иннокентиева Комельского монастыря не позволяло выполнить такую работу. В связи с этим следует вспомнить, в 1660-1690-х гг. Вологодские архиереи неоднократно поднимали вопрос о канонизации местночтимых вологодских святых (81). Эта активная деятельность могла способствовать составлению новых житий, а также сборников житий при архиерейской кафедре и распространению их в Москве. При сопоставлении первой и второй редакции в ряде случаев обнаруживается, что описания одних и тех же этапов жизни преподобного имеют сюжетное сходство, но текстуально различаются:   Список А Список В    Месяца марта в 19 день, святых мученик Хрисанфа и Дарьи. В тои же день память преставления преподобнаго отца нашего Инокеньтия игумена, новаго чюдотворца в Вологоцком уезде в Комельской волости. Благослови, отче.    Месяца марта в 19 день. Сказание о житии преподобнаго отца нашего Инокентия, игумена, вологоцкаго чюдотворца. Благослови, отче.  Сей преподобный отец Инокентий бе родом от царствуещаго града Московскаго государства, родом московских князей Охлябининых, а тех Охлябининых род в присвоистве Хворостыниных князей.  Сеи убо преподобный от[е]ц наш Инокентий рождение и воспитание имея в преименитом царствующем граде Москве. Сын от благочествых родителей князей Ахлебининых, в присвоистве же и Хворостининых.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Тропарь и Кондак общие. Сказание о преподобном отце нашем Иннокентии Комельском, Вологодском (в миру князе Охлябинине) 1 Память его празднуется месяца марта в 19-й день † 1521 Сей преподобный отец наш Иннокентий родился в царствующем граде Москве и происходил от рода московских князей Охлябининых, который был в свойстве с князьями Хворостиниными. Он был верным, преданным учеником преподобного Нила Сорского . Еще раньше основания Сорской пустыни, святой Иннокентий путешествовал по Востоку, вместе с преподобным Нилом был в Палестине, в Константинополе, на Афоне и вместе с ним возвратился на Русь. Есть предположение, что святой Иннокентий принял иночество в Белозерской обители святого Кирилла. Затем святой Иннокентий удалился в скит к преподобному отцу Нилу, на речку Сору. «Дико, пустынно и мрачно то место, где Нилом был основан скит, – писал известный исследователь Русской старины С. П. Шевырев. – Почва ровная, но болотистая, кругом лес, более хвойный, чем лиственный. Речка Сорка, давшая прозвище и угоднику Божию, не вьется, а тянется по этому месту и похожа более на стоячее болото, нежели на текучую воду. Среди различных угодий, которыми изобильна счастливая природа стран Белозерских, трудно отыскать место более грустное и уединенное, чем эта пустыня… Вид этого места с первого раза дает понять о том, чего искал здесь святой, и совершенно соответствует характеру его духовных созерцаний». Вместе со святым Нилом преподобный Иннокентий пожил лета богоугодные в посте и во бдении и в страхе Божием. Подробных сведений о совместном пребывании святого Иннокентия с преподобным Нилом в Сорской пустыни не сохранилось. Известно только, что преподобный Нил, предвидя скорое свое к Богу отхождение, послал ученика своего, святого Иннокентия, в Вологодский уезд на Нурму реку и предсказал ему: «Бог тебя прославит там, и обитель у тебя будет общежительная. Моя же пустыня после смерти моей останется такою же, как при моей жизни, и братия по одному будут жить в келиях своих». По преставлении преподобного старца Нила, пришел ученик его святой Иннокентий в Вологодские пределы на речку Еду, в селение так называемой Комельской волости, поселился здесь и положил основание обители. Это место было почти недоступно – непроходимые леса и дебри. Святый Иннокентий, погрузясь в глубину Комельского леса, избирает место для своей обители на реке Еде, или Елде, впадающей в реку Пежу, в 10-ти верстах от реки Нурмы. От Вологды обитель находилась к юго-востоку в 55-ти верстах, а от Грязовца – в 12-ти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это я, инок Иннокентий, написал, чтобы так исполняли после моей смерти». При некоторых списках Предания святого Нила Сорского ученикам своим о жительстве скитском, сохранилось «Надсловие на книгу блаженного Нила Сорского », сочиненное, по преданию, учеником его Иннокентием. В этом «Надсловии» сначала говорится об освобождении от страстей и очищении сердца от помыслов злых. Средством к сему, главным образом, должно являться не одно внешнее моление, а моление и хранение внутреннее. Затем говорится о трех чинах монашеского жительства (общежительном, скитском и отшельническом), о совместном пребывании двух или трех братий, которое именуется «царским путем», или «средним», и о уединенном для единого инока пребывании. «Надсловие» предпочитает царский путь, среднее иноческое жительство, скитское, особенно для иноков, начинающих свой подвиг, на полное же уединение советует решаться только совершенному и очищенному от всякой страсти иноку. При сем «Надсловии» в рукописях встречается еще «Пристежение», гласящее преимущественно об истинном значении поста: воздержание от яств не есть главное и не должно считаться подвигом. И здесь предлагается «царский, средний путь», вкушать надо в меру и по силам каждого для поддержания тела, с верою к Богу. И не гордиться подвигами своего жительства. Пожив много лет, управляя свое житие по Бозе, преподобный Иннокентий преставился ко Господу в вечный покой месяца марта в 19 день, на память святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Братия же, взяв честное и многострадальное тело возлюбленного своего отца, учителя и наставника ко спасению Иннокентия, с псалмами и пениями надгробными похоронили его честно, по его завещанию, в коем он сам повелел погребсти свое тело в углу монастыря, близ ржавого болота; и на могилу его положили камень, на котором написали год, месяц и день преставления святого. Также и образ подобия его написали братия, каков был по виду преподобный отец Иннокентий. Много завещаний написал преподобный Иннокентий рукою своею, послуживших ко спасению инокам; и о преподобном Иннокентии было написано немало. Но по грехам нашим в лето 1588 случилось нашествие казанских татар на Русскую землю, на пределы Вологодские, и тогда пустынь преподобного отца Иннокентия враги разорили, сожгли церковь Иоанна Предтечи, все строения предали огню и перебили много иноков. Спаслись только некоторые из них и бежали в обитель преподобного Павла, находившуюся в том же Комельском лесу, на реке Нурме. (Преподобный Павел Комельский или Обнорский скончался в 1492 г., память его празднуется 10 января.) Во время пожара монастыря сгорело и написанное о преподобном Иннокентии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

 Се же слышав от святаго старца, Божественный юноша паки поклонися ему до земли. И тако остризает власы главы своея, вкупе же со отътием влас отлагает и долу влекущая мудрования.  Се же слышав от игумена, святый поклонися ему до земли и нача труждатися во обители на братию со всякимъ послушанием, с любовию, без роптания повинуяся не токмо игумену и братии, но всем сущим во обители. Таким образом, вопрос о конкретном источнике заимствования остается открытым. Во второй редакции есть и другие дополнения. Так, в нем уточнена дата (1538 г.) набега казанских татар, разоривших монастырь. Источником этих сведений называется Житие прп. Павла Обнорского. Эта дата действительно имеется в редакции Жития прп. Павла с 26 чудесами (86). Таким образом, агиограф обнаруживает знакомство с житиями других вологодских святых. Тропарь и кондак во второй редакции переместились из начальной части Жития в конец. В результате оказалось ненужным имевшееся в начале тропаря сообщение, что он «преподобному Инокентию, чюдотворцу Вологодскому». Кондак претерпел более существенные изменения: «Глас 4» заменен на «Глас 8, подобен: Взбранной». Кроме того, в середине текста добавлена фраза: «Отнюду же дарование чюдесем от Христа приял еси». Обратить особое внимание на это дополнение заставляет факт отсутствия чудес в обеих редакциях Жития. Очевидно, агиограф стремился акцентировать внимание на том, что прп. Иннокентию был присущ дар чудотворения, так же, как и другим святым. Отсутствие записей о чудесах в тексте Жития свидетельствуют о том, что списки обеих редакций бытовали вне Иннокентиева Комельского монастыря, в отрыве от живой традиции почитания святого. Наиболее существенно разночтение в вопросе о дате смерти прп. Иннокентия. Обе редакции Жития одинаково называют день и месяц смерти преподобного: «Месяца марта в 19 день, на память святых мученик Хрисанфа и Дарьи». Однако год смерти святого указан по-разному. В первой редакции это «лето 6999 а во второй - «лето 6909 Скорее всего, во второй редакции при переписывании была утрачена цифра 90. Эта ошибка любопытным образом отразились в рукописной традиции, посвященной прп. Нилу Сорскому. В рукописи XVIII в., озаглавленной «От предисловия на книгу блаженнаго Нила Сорскаго...», читаем «Прииде преподобный отец и чудотворец Нил со учеником своим Инокентием от Палестинских стран, из Афонския горы, при животе преподобнаго Кирила, Белоезерскаго чудотворца, и приим от него благословение, и пошед в непроходимыя дебри и лесы» (87). На первый взгляд эта фраза кажется анахронизмом. Однако, если автор был знаком со второй редакцией Жития прп. Иннокентия, то ошибка выглядит естественной: «умерший» в 1401 г. Иннокентий вполне мог встретиться с прп. Кириллом (1337-1427 гг.).

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

В Галичском уезде в результате монастырской колонизации также возникло несколько монастырей. Одним из них был Макарьево-Успенский монастырь, основанный при Василии III в Солигаличе в благодарность преподобному Макарию Унженскому за спасение во время казанского набега в 1532 году 48 . Из-за частых набегов казанских татар монастыри юго-восточного края создавались преимущественно в городах или рядом с ними, выполняя одновременно и оборонительные функции 49 . Беды страны отражались и на положении монастырей. В январе 1538 года казанские татары во время набега в Вологодских пределах предавали все огню и мечу. В Комельском лесу они неожиданно напали на Иннокентиеву пустынь, основанную преподобным Иннокентием Комельским (†1521; пам. 19 марта). В ней они сожгли церковь и кельи, убили трех старцев и захватили много пленных. В 7 км к востоку от Любима при впадении Шерны в Обнору при князе Василии III создается Шеренский Успенский монастырь “от татарского збега”, то есть для обороны края от набегов казанских татар. В 1560 году был возобновлен разоренный ранее Троицкий Авнежский монастырь, куда святитель Макарий посылал для собирания сведений о жизни и чудесах преподобных Григория и Кассиана, игумена Данилова монастыря Иоасафа, а также Махрищского игумена Варлаама — освятить храм и собрать точные сведения об обретении мощей и о чудесах, совершаемых от них, что тот и исполнил. При многолюдном стечении народа со всем окрестным духовенством он освятил церковь на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, причем был свидетелем нового чуда Преподобных 50 . В 1560 году был устроен Тихвинский монастырь в Новгородской епархии; начало этому положил молебен, совершенный Митрополитом Макарием в Успенском соборе в сослужении Новгородского архиепископа Пимена и другого духовенства. Затем Новгородский владыка отправился в Великий Новгород и после совершения молебна в Софийском соборе отбыл в Тихвин 51 . “И лета 7068-го году царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии велел богомолцу своему архиепископу Пимину да Федору Дмитриеву сыну Сыркова устроить монастырь общежителный.

http://pravmir.ru/monastyiri-i-monashest...

В последующие годы монастырь также оставался в состоянии экономического упадка. Об этом свидетельствует «промемория» 1723 г., которую из канцелярии Вологодской провинции отправили в казенный приказ архиепископа Вологодского и Белозерского Павла для определения размера налогов с вологодских духовных корпораций. В ведомости о количестве дворов, которые числятся за Иннокентиевым Комельским монастырем на 1701 г., было указано всего 90 дворов. Это число было условным, по сравнению с данными описи 1701 г., на которую идет ссылка в «промемории», число дворов было занижено более, чем на четверть. Платить налоги исходя из реального числа дворов монастырь, судя по всему, не мог. Ежегодно с него брали очень небольшую для 1720-х гг. сумму в 15 рублей 1 деньгу (64). В 1723 г. игуменом мон-ря был назначен Макарий (Хворостин), в связи с чем была составлена опись имущества (см. документ 3). Монастырские строения к началу 1720-х гг. совсем обветшали. В описи 1723 г. ветхими названы обе церкви - Спасо-Преображенская и в честь третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Как ветхая охарактеризована и церковная утварь. После 1701 г. в монастыре появилась еще одна церковь - Благовещенская. Она была построена на месте часовни над могилой прп. Иннокентия. В обители появились новые книги, не отмеченные в описи 1701 г. - «Чиновник новой», «Тетрадь печатная прибавочная», «Ектений о победе над сопостаты христоименитому воинству», «Тетрадь, служба о победе, Богом дарованной, под Полтавой над шведским королем», «Поучения» прп. Ефрема Сирина и аввы Дорофея (65), Зерцало мирозрительное (66), Киево-Печерский Патерик и рукописное Житие прп. Иннокентия. Возможно, санкционировав строительство церкви над местом, где покоились под спудом мощи прп. Иннокентия и снабдив обитель его Житием, духовные власти надеялись, что пример начальника обители станет духовной опорой для насельников монастыря, переживавших сложное время. Количество колоколов на монастырской колокольне увеличилось по сравнению с началом века - их стало 5. В монастыре находились игуменская келья и 9 братских келий, казенный амбар. Монастырская ограда сильно обветшала: «все огнило и валитца порознь». Обветшали и 3 оставшихся из 7 житниц. Вместе с обветшанием монастыря сократились и масштабы животноводческого хозяйства. Более чем в 2 раза уменьшилось поголовье лошадей (их стало 39), почти в 4 раза меньше стало стадо коров (24 коровы), на 15 голов сократилось стадо овец, а разведением коз в монастыре заниматься перестали.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

И. Бовыкина в московской мастерской Л. К. Ершева (АМИИ), и на ее копии, выполненной для ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды на средства того же вкладчика в 1779 г. вологодскими иконописцами Д. В. и И. Д. Сумароковыми, а также на списке (дополненном 2 патрональными святыми) нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (обе во ВГИАХМЗ). На иконе 2-й пол. XVIII в. из ц. Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (ВГИАХМЗ) П. показан в правой части композиции в ряду с др. Комельскими преподобными - Сергием Нуромским, Корнилием и Иннокентием. Возле Спасителя справа П. предстоит на 2 иконах XVIII в. (ВУИАХМЗ). Гораздо реже образ П. размещали в левой части композиции, напр., на иконе XVII в. (?) (с поздними записями, ВГИАХМЗ) - в верхнем ряду предстоящих, рядом со свт. Антонием Вологодским, и на иконе 1-й пол. XIX в. с поновлениями из вологодской ц. прав. Лазаря (П. припадает к стопам Иисуса Христа слева - возможно, неточность поновителя иконы). Уникален по иконографии образ кон. XIX в. в академической манере (ц. прав. Лазаря в Вологде): стоящему на облаке Спасителю предстоят 2 Вологодских преподобных - Сергий Нуромский и П. (справа, со скрещенными на груди руками, с длинными четками). Обнорский святой изображен с длинной клинообразной седой бородой и волнистыми волосами до плеч, разделенными на прямой пробор. В совр. иконописи появился «Образ Пресвятой Богородицы Вологодской» (ок. 2002, вологодский иконописец А. М. Зубов), находящийся в приделе прп. Кирилла Новоезерского ц. блгв. кн. Александра Невского в Вологде (П. слева, со свитком в правой руке). Образ П. изредка вводился в иконописные и монументальные ансамбли, посвященные последователям прп. Сергия Радонежского, напр. на иконе «Прп. Сергий Радонежский, с учениками» посл. трети XVII в. из ризницы Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ); на 2 иконах «Собор св. учеников прп. Сергия Радонежского» в Успенском соборе ТСЛ (1881-1882, московский иконописец М. А. Рогожкин); в росписи ц. прп.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Из других построек в обители имелись новая настоятельская келья с перерубом, казенная келья и 7 старых монашеских келий «с сенми и засеньями», а также хлебная и 2 поварни, одна из которых была построена недавно. Напротив казенной кельи находился амбар, в котором хранилась разнообразная казенная рухлядь, в том числе и подголовник с монастырскими документами. Монастырь был обнесен деревянной рубленой четырехугольной оградой длиной в 221 сажень. По углам ограды располагались небольшие деревянные башенки. Над рублеными в брус монастырскими воротами возвышался шатер. В воротах находился образ Всемилостивого Спаса в деисусе с разными святыми на 7 досках. На другой стороне был написан образ «Обретение честные главы Иоанна Предтечи» также с разными святыми. В стене возле святых ворот были сделаны 30 шалашей для приезжающих в монастырь паломников и ярмарочных торговцев. За монастырем располагался конюшенный двор с избой, двумя сенниками и чуланами, вокруг этих строений стояли сараи. В конюшенном дворе жил монастырский служебник, который отвечал за сохранность конюшенной рухляди. За монастырем же находился скотный двор с двумя избами и сенниками, вокруг которых также располагались сараи. В монастыре и за монастырскими стенами стояли 7 хлебных житниц. Иннокентиев монастырь имел двор в Вологде на улице Изосимский крюк. Наиболее ранние сведения о нем содержатся в писцовой книге Вологды 1627 г.: «Двор монастырскои Никентьевы пустыни, и изстари их монастырское, живет их дворник, их же монастырский бобыль Ондрюшка Васильев» (47). В 1678 г. на монастырском дворе в Вологде жил монастырский служебник Аксен Исаков» (48). В 1701-1702 гг. дворником при вологодском дворе был Иван Аксенов (49). Помимо пострижеников в монастырях обычно жили слуги, служебники, монастырские детеныши и другие зависимые от мон-ря люди, выполнявшие различные поручения монастырской администрации. В 1620-х в вотчине Иннокентиева монастыря жил 1 служебник и при скотном дворе - монастырские детеныши. В начале 1630-х гг. упоминаются слуга и служебник, а о монастырских детенышах говорится, что они пашут монастырскую пашню «наездом». Отсюда следует, что монастырскими детенышами названы зависимые от монастыря люди трудоспособного возраста.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010