При Иннокентиевом монастыре проходили по меньшей мере 2 ярмарки, приуроченные к престольным праздникам - Преображения Господня и Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Об одной из них, Спасо-Преображенской, упоминается в приходо-расходной книге Павлова Обнорского монастыря 1694 г. (56) Какое-то время в монастыре изготовлялись сальные свечи. По крайней мере, в описи 1701 г. среди монастырской рухляди вместе со старинными книгами, сломанными пистолетами и «шляпой старческой» перечислены «пятнатцать фурм белово железа, что салные свечи льют». В 1680-1690-х гг. Иннокентиев Комельский монастырь владел соляной варницей. В 1693 г. старец Иосиф отчитывался, «сколько в котором году... соляного варенья недель было и что в приходе в котором году дров у него было». Из составленной Иосифом сметной выписи видно, что с марта 1690 по май 1693 г. варница работала лишь 17 недель. До этого времени работами на варнице руководил старец Макарий (57). В описи 1701 г. варница уже не упоминается. Потеря варницы была одним из следствий хозяйственного кризиса в Иннокентиевом мон-ре в конце 1680-1690-х гг. Основным его проявлением стало массовое бегство крестьян. К 1702 г. в монастырской вотчине стояли пустыми 62 двора. Всего за 20 лет - с 1682 по 1702 гг. вотчину Иннокентиева монастыря покинули 72 человека мужского пола. Из них 8 человек изъяло государство - 5 были взяты в солдаты, 1 человек в кирпичники, 2 в плотники. Трое бывших крестьян жили за счет общины - «кормились в мире». Наибольшее число монастырских крестьян покинуло свои деревни в 1686/87 и 1695/96 гг. - по 8 человек, в 1697/98 г. - 12 человек, в 1701 г. - 16 человек и в 1702 г.- 11 человек. Учитывая, что население вотчины в 1702 г. составляло 569 человек, потеря была огромной. Причиной того, что крестьяне массово уходили из своих деревень, являлось увеличение государственных налогов, связанное с военными кампаниями конца XVII - начала XVIII в. - крымскими походами В. В. Голицына, азовскими походами Петра I и Северной войной. В 1697 г. монастырь участвовал в «кумпанстве» по постройке баркарола для Азовской флотилии. На обитель прп. Иннокентия пришлось примерно 1,5% из суммы в 2128 рублей 24 алтына 5 денег, основная часть которой собиралась с вотчин Кириллова Белозерского монастыря, Вологодского архиерейского дома, Павлова Обнорского и Корнилиева Комельского монастырей (58).

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

В русских рукописных свитках под 18 марта поставляется имя Кирилла Астраханского, Троицкого архимандрита, вероятно, потому, что в этот день Православная Церковь празднует свт. Кириллу, Иерусалимскому епископу, хотя в точности неизвестен день кончины тезоименитого этому святителю местно чтимого в Астрахани Кирилла. Игумен Кирилл, пользуясь покровительством царя, ревностно занимался просвещением Астраханского края и своею кротостью и благочестием заслужил уважение даже у магометан, которые называли его по своему Кара-Дауд (черный Давид) в отличие от св. царя Давида. Кирилл, вероятно, скончался в 1576 году. Память о нем в Астрахани и доселе сохраняется как о святом и чудотворце. В рукописном житии его, составленном в 1790 г., рассказывается о чудесном спасении в 1676 году Емельяна Парфентьева, который спасен был от потопления в Волге старцем, назвавшим себя Кириллом. В память этого Парфентьев по обету написал его изображение, которое находится на гробовой доске его. На могиле св. Кирилла часто служат панихиды, берут песок и, растворяя его с водою, дают пить больным. Многие астраханцы верят, что давно были бы открыты мощи игумена Кирилла, если бы он не ушел из Астрахани, что, говорят, видел некогда часовой, стоявший в воротах Кремля. На спрос часового о его имени, св. Кирилл будто бы сказал, кто он и объявил, что упадок благочестия в Астрахани и усилие магометанства заставили его оставить свою могилу и удалиться в Киев. Кириллу составлен тропарь и кондак. Преподобному Кириллу Церковь установила праздновать 18/31 марта, в день прославления свт. Кирилла, епископа Иерусалимского. Март, 19 Иннокентий Комельский, Вологодский чудотворец, преподобный Сей преподобный отец наш Иннокентий родился в царствующем граде Москве и происходил от рода московских князей Охлябининых, который был в свойстве с князьями Хворостиниными. Он был верным, преданным учеником преподобного Нила Сорского. Еще раньше основания Сорской пустыни святой Иннокентий путешествовал по Востоку вместе с преподобным Нилом: был в Палестине, в Константинополе, на Афоне и вместе с ним возвратился на Русь. Есть предположение, что святой Иннокентий принял иночество в Белозерской обители святого Кирилла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

За землю, которая отошла под монастырское строение, преподобный имел долгое время спор, с владельцем оной, очень богатым Вологодским гражданином Пятышевым. По корыстным ли видам, или по жестокости сердца, Пятышев не хотел давать земли и много причинил огорчений Богоугодному иноку. Тогда преподобный предсказал Пятышеву, что он в скором времени обеднеет, потомство же его дойдет до совершенной нищеты. Пророчество преподобного сбылось. Тридцать лет игуменствовал преподобный Герасим в созданном им монастыре. В глубокой старости преставился, 1178 г. марта 4. Тело его было погребено в воздвигнутой им церкви. Ныне, на месте этой церкви построена в 1717 году каменная церковь во имя Св. Троицы. В ней три престола: в восточном отделении – во имя Св. Троицы: тут и почивают под спудом мощи преподобного Герасима. В 1857 году, доброхотными Вологодскими жителями построена над св. мощами прекрасная медная-серебро-позлащенная рака. Монастырь упразднен, и церковь обращена в приходскую. Преподобный Иннокентий Вологодский Чудотворец. Во время нашествия татар на пределы Комельские утратилось полное описание жития и чудотворений Преподобного Иннокентия, и только уцелели краткие сведения, в монастыре Кириллова – Белозерском и в некоторых церковных документах по Вологодской епархии, составляют не многие исторически верные известия, относящиеся к жизни чудотворца Иннокентия, просиявшего в лесах Комельских. По рождению преподобный Иннокентий принадлежал к весьма знатному роду. Он постригся в Кириллова-Белозерском монастыре, в котором в то время, иночествовал преподобный Нил Сорский . Преподобный Нил полюбил новопосвященного инока Иннокентия, стал заботиться о научении его, и сделал из Иннокентия инока искусного, украшенного великими добродетелями. Когда преподобный Нил отправился путешествовать по восточным, святым местам, то взял с собою ученика своего монаха Иннокентия. Много лет провели преподобные Нил и Иннокентий в монастырях Афонских и Константинопольских и возвратились в монастырь Кириллова-Белозерский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Затем святой Иннокентий удалился в скит к преподобному отцу Нилу, на речку Сору. С ним он пожил лета благоугодные в посте, бдении и страхе Божием. Подробных сведений о совместном пребывании святого Иннокентия с преподобным Нилом в Сорской пустыни не сохранилось. Известно только, что преподобный Нил, предвидя скорое свое к Богу отхождение, послал ученика своего, святого Иннокентия, в Вологодский уезд на Нурму реку и предсказал ему: «Бог тебя прославит там, и обитель у тебя будет общежительная, моя же пустынь после смерти моей останется такою же, как при моей жизни, и братия по одному будут жить в келлиях своих». По преставлении преподобного старца Нила пришел ученик его, святой Иннокентий, в Вологодские пределы на речку Еду, в селение так называемой Комельской волости, поселился здесь и положил основание обители. Это место было почти недоступно — непроходимые леса и дебри. По Божию изволению собралось у святого Иннокентия множество братии, и был он им наставником, учителем и вождем ко спасению. Так прожил он много лет. И оставил он в обители, перед своей кончиной, завещание и предание свое братии, где сказано: «Написал я, убогий инок Иннокентий, такой завет. Если кому повелит Бог жить в пустыне нашей, то прежде всего о сем молю вас, Господа ради: поминайте меня, грешного, во святых молитвах своих. Я же вам, отцам и братиям нашим, до земли челом бью и завещаю вам, чтобы между вами не было ссор и споров, а были любовь о Христе и мир духовный. А юных и безбородых иноков не принимать и не постригать здесь таковых, и мирских людей, юных и безбородых, на службе не держать. Женщинам же в нашу пустынь совсем входа нет, и бессловесных животных женского рода в нашей пустыни не держать. И пьянственного пития совсем на следует нам иметь. А о том, как пребывать, в пустыни нашей, и о молитве и о пении, и как питаться, и когда подобает исходить из пустыни потребы ради, в благословенное время, и о рукоделии и о прочем — обо всем этом установлено в написании господина нашего и учителя моего, преподобного и святого старца Нила».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Преподобный Нил устройством скитскаго жития во внешнем и внутреннем его быту стал в разряд первых отцев Русской Церкви. Как преподобный Антоний Киевопечерский принес с Афона на Киевския горы чин и устав общежительнаго иноческаго жития: так преподобный Нил с Афона же принес чин и устав жит скитскаго в пустынныя Новгородския места. От обоих потекли источники того и другаго жития по всей России. У блаженнаго Нила, при жизни его, немало было учеников, в числе которых остались имена, принадлежащия сильным и великим мира сего. Кроме уже известных нам Кассияна и Иннокентия, боярскаго рода, учениками его были: князь Вассиан Косой, племянник Темнаго, который, против своей воли, пострижен был в Кириллове, по распоряжению великаго князя Иоанна, и этим только, при участии и ходатайстве митрополита, спас жизнь свою от смерти. На безмолвии же с князем в скитах жили еще два именитых инока из монастыря Иосифа Волоколамскаго: Дионисий, князь 3венигородский и Нил Полев-из дома Смоленских князей. Оба эти лица славились строгостью жизни. Первый же из учеников и впоследствии сотрудник преподобнаго Нила, Иннокентий, с благословения и по прямому внушению старца своего, отправился в пределы Вологодские и там на речке Нурме, в 12-ти верстах от Грязовца, основал особую общежительную обитель, в честь пророка и Предтечи Господня Иоанна, в дремучем лесу Комельском. Впрочем, самая церковь для монастыря построена уже после смерти Иннокентия, который в духовном завещании своем написал касательно сего следующее: " Если Бог благоволит быть церкви в пустыне нашей, то пусть устроют ее - во имя святаго, великаго Иоанна Предтечи, на празднование третьяго обретения честныя главы его (25 мая) сей бо есть великий Иоанн, наставник всем инокам пустынножителем " . Преподобный Нил предсказал в будущем славу его обители, которая должна была процвести общежитием. Иннокентий отошел ко Господу после 1508 года, когда устав преп. Нила сделался уже известным, но самого достоблаженнаго старца не было в живых. Умирая, Иннокентий завещал братии, - как увидим ниже, приводя свидетельства по другому случаю, - во всем следовать уставу преподобнаго Нила. Думают, и мы считаем это несомненным, - что третье послание отправлено Нилом к Иннокентию в новоустроенную обитель.

http://isihazm.ru/?id=522

Особенно резко выделилось чудесное исцеление одного расслабленного крестьянина, который не вставал со своего ложа 15 лет; он принесен был на руках к св. мощам и здесь стал на ноги и всенародно воздал хвалу Богу. Не менее этого поразительны были и следующие случаи: один глухонемой мальчик, 12 л., заговорил и начал слышать, а другой, 6 л., лишенный зрения, прозрел. Благодатные исцеления у целебоносных мощей угодника Божия не перестают проявляться и до настоящего времени. В день открытия святых мощей преосвященным митрополитом Киевским, вместе с прочими лицами, послана была Вашему Императорскому Величеству телеграмма, на которую Ваше Величество соизволили ответить: «Сердечно благодарю всех собравшихся на открытие мощей святителя Феодосия за молитвы. Благодать Господа Бога да пребудет над нашей дорогой Россией». Торжественные юбилейные празднества в память исторических событий и лиц В период отчетного времени праздновались следующие юбилейные торжества: в 1896 году: 500-летие блаженной кончины святителя Стефана Пермского, 100-летие обретения святых мощей преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца, 300-летие со дня рождения царя Михаила Феодоровича, 100-летие со дня рождения императора Николая I и 100-летие кончины императрицы Екатерины II; в 1897 году: 400-летие кончины священномученика Макария, митрополита Киевского, 400-летие существования Корнилиево-Комельского монастыря, Вологодской епархии, 300-летие открытия святых мощей преподобного Антония Римлянина, 300-летие пребывания в Почаевской лавре чудотворной иконы Почаевской Божией Матери, 300-летие Свято-Духовской церкви в г. Вильне, 150-летие основания Костромской духовной семинарии и 100-летие со дня рождения Московского митрополита Иннокентия. 26 апреля 1896 г. исполнилось 500 лет со дня блаженной кончины святого Стефана, епископа Пермского, просветителя зырянского края. Празднование этого дня с особенной торжественностью совершалось в Вологодской и Пермской епархиях, где по преимуществу сосредоточена была миссионерская деятельность святителя Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

158 Кажется тогда впервые застучала иноческая секира на вековых соснах Комельского леса и дикая пустыня, где прежде слышался только крик лесных птиц и рев диких зверей, огласилась хвалебными гимнами подвижников. 159 Знаменитого основателя скитского жития великого отца церкви по своему подвижничеству и сочинениям. 161 Рукописные святцы: пр. Иннокентия, игумен Предтеченского монастыря бысть на реке Еде; преставился в лето 6999 (1491), месяца марта в 19 день. Тоже и в записке Евгения о вологодской епархии. В ист. российск. иерархии (IV , стр. 301) преставился 6999 или от Р. Хр. 1491 года, марта 1, в русс, святых Филарета (мар. стр. 109) скончался 19 марта 1422 года; в жит. святых Муравьева – Иннокентий преставился в 1491 году. Но в этом году он только пришел на Еду. В Отенских святцах: преставился в лето 7029 (1521), марта в 19 день, что гораздо верне и сообразнее с годом кончины его учителя Нила, преставившегося в 1508 году и – с другими обстоятельствами. 162 Венчан 27 мая в неделю слепого в Москве у Пречистой митр. Филиппом. Воскр. лет. лето 6978, стр. 158, т. VIII. 163 Обоих сыновей князя Андрея крестил, пр. Паисий Угличский; восприемником Димитрия, родившегося в 1479 году, был Морейский князь Константин, впоследствии пр. Кассиан, угличский. Из дочерей одна была за князем Андреем Дмитриевичем Курбским, другая за князем Иваном Семеновиче Кубенским. 166 Иоанн III объявил тогда наследником велинокняжеского престола внука Димитрия, сына покойного старшего своего сына Иоанна Иоановича, и даже короновал его; но и этому Димитрию, подобно князьям Угличским, вместо трона, привелось пронести всю жизнь свою и умереть в тюрме. Истор. Госуд. Рос. т. VI, стр. 261. 167 В Воскрес. лет. т. VIII, стр. 227 значится: тое же осени (7002) ноября 6 преставися князь Андрей Васильевич большой, сидел в тюрме на Москве, на казенном дворе; великого князя два года и 47 дней и положиша его в церкви Архангела на Москве у северных дверей. 169 В описи Прилуцкого монастыря за 1623 и 1638 год значатся: «да над благоверным князем Игнатием гробница деревянная, позолочена (покрыта) мухояром черным (бухарская ткань, бумажная пополам с шерстью или с шелком); покров камка (шелковая китайская ткань с разводами) багрова, ветх, опушка мухояр лазорев; крест нашит полотняный, подписи шиты шелком, подложен крашениной лазоревою. Да над благоверным князем Димитрием гробница деревянная, поволочена мухояром зеленым; покров тафта (шелковая тонкая ткань) багрова, крест нашит тафтян, бел. Вологод. епарх. вед. 1874.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Булыгин И. А. Указ. соч. С. 311–318. Башнин Н. В. Указ. соч. книги вологодских монастырей… С. 267. Переписные книги вологодских монастырей… С. 262–270. Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII вв.: сводный каталог. М., 1958. 216. С. 69–70. ф. 281, 2619. Каштанов С. М. Актовая археография. М., 1998 .   Черкасова М. С. Указ. соч. С. 279–283. По справочнику П. М. Строева, был настоятелем в 1696–1703 гг. (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 760).   Шамина И. Н. Опись имущества вологодского Павлова Обнорского монастыря… С. 96–97; Шамина И. Н. Преподобный Иннокентий Комельский… С. 73.[ И. Н. Переписные книги коломенских монастырей…. С. 121 (Спасо-Преображенский монастырь)   Книги переписные Вологодского уезду Обнорской волости Спасова Нуромского монастыря переписи стольника Василья Ивановича Кошелева 1701-го году   1701-го октября в 23 день подал книги Вологоцкого архиепископа подьячей Яков (Л. 1701-го сентября в 30 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца и по наказу из Монастырского приказу за приписью дьяка Герасима Патапиева стольник Василей Иванович Кошелев приехав Вологодского уезду Обнорской волости в Спасов Нуромской монастырь. И в нем церкви Божии, и в церквах святые иконы, и ризы, и книги, и священные сосуды, и всякую церковную утварь, и в казенном анбаре великих государей жалованные грамоты и всякие крепости, и всякую казенную монастырскую рухлядь, запечатав и из-за печати, и всякие того монастыря заводы пересмотря все налицо переписывал. А что по переписке явилось, и то писано в сей книге ниже сего. Того монастыря игумен Патрикей, казначей монах Афанасий з братьею сказали: переписные книги того монастыря в пожарное время згорели в прошлом 208 году, и после того переписки не бывало.   (Л. 27 об.) В Вологодском уезде в Обнорской волости монастырь Всемилостиваго Спаса Нуромской на реке Нурме. А в нем церковь во имя Происхождения Честнаго и Животворящаго креста Господня холодная шатровая. А в церкви царские двери, и сень, и столпцы резные золочены.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

156 Князь Иван Михайлович Воротынский, во иноках Иона, † 8 января 1627 г. (см. надгробную надпись в церкви св. Владимира: «Лета 7135 году января 8 день преставился раб Божий благоверный князь Иван Михайлович Воротынский, а во иноках схимник Иона») Князь Алексей Иванович Воротынский † 20 июня 1642 г. (см. там же). См. «Кирил. Бел. монастырь» г. Никольского, Спб. 1897 г., стр. LVIII. 157 Указом Новгородской Духовной Консистории, от 6-го ноября 1896 г. за было предписано взять на расход 1000 руб. из монастырского капитала, хранящегося в % бумагах, на производство внутреннего и внешнего ремонта в древнем Успенском храме. 158 Высокопреосвященнейший Феогност, по приезде своем в г. Кириллов, изволил служить 7-го числа в Горицком женском монастыре позднюю обедню. Оттуда 8-го числа в 2 ½ часа пополудни, в сопровождении своей свиты, прибыль в Кирилло Белозерский монастырь. А раньше–7-го июня прибыл сюда из Москвы Преосвященный Тихон, Епископ Можайский, и служил всенощное бдение, а наутро Божеств. Литургию. 160 Трапеза для нищей Христовой братии учреждена была монастырем в продолжение трех торжественных дней. 161 Оба означенные адресы и телеграммы помещены здесь по указанию Высокопреосвященного Феогноста, архиепископа Новгородского и Старорусского. 162 Игнатий Молчальник, перешедший сюда под руководство препод. Кирилла из Сергиевой обители. Он занимался здесь писанием Богослужебных книг. 163 Таковыми были – преподобные Ферапонт († 27 мая 1426 г.), давший начало Ферапонтову и Можайскому монастырям, Иннокентий († 1427 г.), Христофор († 1434 г.), Трифон († 1447 г.), Мартиниан, Кассиан († 1469 г.), Нил Сорский (†7 мая 1508 г.) и друг. 164 Препод. Дионисий Глушицкий († 1-го июня 1437 г.), основавший два общежительных монастыря в Вологодском крае, Игнатий Ломский, Герман и Александр Ошевенский. 165 Савватий Соловецкий († 27 сентября 1436 г.), Иннокентий († 19 марта 1511 г.) и Корнилий Комельский († 19 мая 1537 г.). Читать далее Источник: Историко-статистическое описание Кирилло-Белозерского (Успенского) мужского первоклассного монастыря Новгородской епархии/Составил иером. Задонского Богородицкого монастыря Геронтий. - Москва : Печ. А.И. Снегиревой, 1897. - II, 161 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Биограф сообщает далее о поучениях Иннокентия братии: блюсти заповеди, хранить благоговение в церкви и на трапезе и „любить друг друга духовною любовью». Наконец, он упоминает, что наставления Иннокентия касались и внешнего порядка в монастыре: вопросов о рукоделии, об исхождении иноков из обители, содержали запрещение пьянства и доступа женщин в монастырь. С именем той же речки Комелы и „Комельского леса» связаны имена еще других подвижников. Таковы Арсений, Корнилий и Стефан Комельские. Нашему рассмотрению подлежат жития Корнилия и Арсения 383 . Корнилий Комельский является одним из видных подвижников вологодского края, пользовавшимся большой известностью и почитанием; он известен, между прочим, и письменно изложенным уставом, оставленным им своей обители. Жизнь его относится к концу XV и первой половине XVI в. († 1537 г., память 19 мая); житие его, писанное в 1589 году иноком его обители Нафанаилом, помнившим еще лично святого, отнесено В. О. Ключевским 384 к числу лучших памятников русской агиобиографии; еще более оттеняет достоинства его, как исторического источника, г. Коноплев 385 ; это одно из житий, которые были писаны вдали от литературных центров и отличались сравнительной простотой и безыскусственностью изложения; близость автора к святому делала возможной значительную обстоятельность и точность рассказа. Вместе с тем житие сохранило немало характерных черт, которыми оно обрисовывает личность преподобного и его взгляды. Замечу, что для характеристики воззрений и образа мыслей Корнилия мы имеем несомненный исторический памятник, подобными которому мы располагаем по отношению к весьма немногим лицам: я разумею упомянутый выше обширный устав Корнилия. Устав этот давно уже издан 386 , а в труде г. Коноплева о вологодских святых рассмотрен более или менее обстоятельно 387 . Изучение содержания этого устава и сравнение его с существовавшими уже во времена Корнилия уставами Нила Сорского и Иосифа Волоцкого (уставами, которые, по-видимому, были знакомы Корнилию и оказывали на него известное влияние), заставили исследователя прийти к заключению, что устав Корнилия стоит по своему духу гораздо ближе к Нилову, чем к Иосифову: влияние первого „касается самых существенных пунктов воззрений Корнилия, относится к внутренней стороне его учения, а последнее простирается, главным образом, на первые пять глав устава Корнилия, где говорится о соборной молитве, о пище и питии, об одежде и обуви, одним словом, касается внешней стороны жизни и благоповедения иноков» 388 ; известную же долю влияния Иосифова устава исследователь приписывает тому, что, следуя основному духу воззрений Нила, Корнилий однако был сторонником общежития монастырского и учредил его в своей обители (так и большинство основателей монастырей в эту эпоху; срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010