От всего этого праха да спасет нас Господь! Только Он это может. А мы постараемся перво-наперво увидеть неприятеля в нас самих – того, кто притягивает к нам [всех] прочих врагов. Величайшее бедствие для грешника – в том, что сам он – союзник собственных супостатов, то есть сознательно или даже не осознавая [того] противник самому себе. А праведник надежно утвердил свою душу в Боге и в Божием Царствии, и [посему] он не боится: не боится, во-первых, самого себя и, во-вторых, не испытывает страха перед [всеми] прочими неприятелями. Нет у него ни смущения, ни тревоги, ибо не союзник и не сообщник он врагам души своей. Поэтому ни люди, ни бесы не способны причинить ему вреда. Его Союзник – Бог, его защитники – Божии Ангелы, – что тогда может сделать ему человек, или демон, или любой прах и брение? О Господи Боже наш, Триипостасный и Единый, вдохнувший живую душу в брение нашей плоти, спаси нас по милости Твоей, дабы [не погрязли мы и] не утонули [ни в прахе, ни в брении]. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 29 октября 1. Преподобномученица Анастасия Римляныня . Родилась в Риме, в семье благородных граждан, и в три года осталась сиротой. Приютили ее в женском монастыре близ Рима, где игуменьей была некая София, монахиня, достигшая высокой ступени совершенства. Через 17 лет об Анастасии уже знала вся округа: христиане почитали ее как великую подвижницу, а язычники пленялись ее редкой красотой. Языческий градоначальник Проб, услышав о ней, послал воинов, чтобы они привели ее к нему. Добрая игуменья София два часа наставляла Анастасию, как должна та хранить веру, как противостоять льстивым обещаниям и как терпеть мучения. Анастасия ответила ей: «Готово сердце мое страдать за Христа, готова душа моя умереть за сладчайшего Иисуса». Поставленная пред игемоном, Анастасия всенародно исповедала свою веру в Господа Иисуса Христа. Когда же князь отвращал ее от веры – сначала посулами, а затем и угрозами, святая мученица ему ответила: «Готова я за Господа моего умереть не единожды, но, если бы это было возможно, сто раз!» Когда обнажили ее для поругания, она кричала на служителей: «Бейте меня, и режьте, и терзайте, испещрите ранами мое нагое тело и кровью сокройте срам мой!» [И] били ее, и терзали, и резали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Подобным же образом Зинаида и Филонида, родственницы того же апостола Павла, который, как видно из Свящ. Писания (1 Кор. 7, 7–8, 26, 32–34, 40) и Свящ. Предания 5 , везде всегда и всех учил и влек к безбрачному житию и сам был девственником, — «оставльше своя стяжания и всего отрекшеся мира… в некоем вертепе житие свое провождаху» 6 . В конце первого же века начала подвизаться инокиней св. преподобномученица Евдокия. Житие ее очень ценно в этом отношении. Здесь мы видим, что в этом периоде были уже благоустроенные женские и мужские монастыри 7 , хотя еще сравнительно небольшие и редкие. Так что, хотя и можно (да и должно, конечно!) принципиально вести происхождение монашества от апостолов, но не будет греха начало его как широко развитого, прочного и славного института 8 считать собственно с четвертого века. Второй век В этот период можно уже много насчитать святых монахов и монахинь. Иночество ширится, захватывает своей благодатной волной людей всякого чина и звания и предвещает в недалеком будущем свой величайший расцвет. Вот преп. Астион, юноша-монах, чудное житие которого св. Церковь предлагает нам в седьмой день июля месяца; вот не менее дивная преп. Евгения 9 ; св. Наркисс, епископ Иерусалимский, оставивший архиерейскую кафедру и удалившийся навсегда в пустыню для стяжания высшей чистоты и бесстрастия; св. Параскева, св. Фронтон и другие. Третий век Опуская подробности жизни преподобных Никона 10 , Галактиона и Епистимы 11 , Анастасии Римляныни 12 и других 13 , перейду к общепризнанным основателям пустынножительства и общежительного монашества. 250 г. — Юный египтянин по имени Павел, знакомый с сокровищами греческой и римской образованности, двадцати двух лет удаляется в страшную Фиваидскую пустыню; достигнув 113 лет, он скончался в ней 14 . 270 г. — Начало подвигов св. Антония Великого. В возрасте 18 лет удаляется он из мира, раздавши доставшееся ему после смерти богатых родителей все свое имение нищим, предварительно испросив на сие совет у святого старца 15 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Святаго благовернего князя Андрея Смоленскаго, Переславль-Залесскаго (обретение мощей, 1539) Преподобнаго Нестора Некнижнаго, в Дальних пещерах почивающего (XIV) 28 октября Святыя великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы († ок. 284–305) Святых мученик Терентия и Неонилы и седми чад их: Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила, Евникии († ок. 249–250) и преподобнаго Стефана, Саввеита и творца канонов († после 807) Святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго († 1709) Святителя Арсения, архиепископа Сербскаго († 1266) Преподобнаго Иова, игумена Почаевскаго († 1651) 29 октября Святыя преподобномученицы Анастасии Римляныни († ок. 249–259) и преподобнаго Авраамия Затворника и блаженныя Марии, племянницы его († ок. 360) Преподобнаго Авраамия, архимандрита Ростовскаго († ок. 1073–1077) Преподобнаго Авраамия Зетворника, в Ближних пещерах почивающаго (XII–XIII) Преподобнаго Феодосия Сийскаго († 1687) 30 октября Святаго священномученика Зиновия, епископа Егейскаго, и святыя мученицы Зиновии, сестры его († 285) Святаго праведнаго Стефана Милютина, короля Сербскаго († 1320), брата его, святаго Драгутина († 22 марта 1316), и матери их, святыя Елены († 8 февраля 1306) Иконы Божия Матере «Озерянския» (XVI) 31 октября Святых апостол от 70-ти: Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I) и святаго мученика Епимаха († ок. 250) Преподобных Спиридона и Никодима Просфорников, в Ближних пещерах почивающих (XII) Преподобнаго Никодима Кожеезерскаго († 3 июля 1640) 2 ноября Святых мученик Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними до 7000 пострадавших († ок. 341–345) Иконы Божия Матере «Шуйския-Смоленския» (1654–1655) 3 ноября Святых мученик Акепсимы епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона (†380) и святаго великомученика Георгия (обновление храма в Лидде) (IV) 4 ноября Преподобнаго Иоанникия Великаго (†846) и святаго священномученика Никандра, епископа Мирскаго, и Ермея пресвитера (I) Святаго блаженнаго Симона Юрьевецкаго (†1584) Преподобнаго Меркурия Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго (XIV)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Святители – это епископы или архиереи, угодившие Богу своей праведной жизнью, например: святой Николай Чудотворец, святой Алексий, митрополит Московский, и др. Святителей, претерпевших мучения за Иисуса Христа, называют священномучениками . Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста называют вселенскими учителями , т. е. учителями всей Христианской Церкви. Преподобные – это праведные люди, которые удалились от мирской жизни и угодили Богу. Они не вступали в брак, молились и постились, жили в пустынях и монастырях. Например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский , Анастасия, Ксения Римляныня и др. Преподобных, претерпевших мучения, называют преподобномучениками. Бессребреники – это врачеватели болезней, как телесных, так и душевных, которые за свою помощь не брали платы, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и др. Блаженные – это люди, взявшие на себя подвиг во имя Иисуса Христа казаться безумными. За свои труды, постоянные молитвы, пощение, насмешки, а то и побои они получали от Бога дар прозорливости и чудотворения. Юродство во Христе – редкий, трудный, но высокий христианский подвиг. Блаженные добровольно отказывались от всех удобств жизни, от выгод общественного положения или звания, от родства, дружбы, семьи. Днями, а то и неделями они могли обходиться без пищи, одеждой им служило ветхое рубище, большую часть жизни они проводили под открытым небом. Они обличали людские пороки, вразумляя власть имущих, утешали страждущих. Это, например, Василий Блаженный, Ксения Петербургская, Паша Саровская и др. Праведные – это люди, которые вели праведную, угодную Богу жизнь, будучи семейными: святые праведные Иоаким и Анна и др. Родоначальники человеческого рода – первые праведники на земле. Их называют праотцами , как например: Адам, Ной, Авраам и др. Что такое икона? Слово «икона» переводится с греческого языка как изображение, образ. Почитание икон характерно только для христианства, т. е. написание икон получило распространение только в православии и католицизме.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Феодосия св. Кикилия св. Агриппина св. Иулитта св. Христина св. Наталия св. Анфуса св. Каллиста св. Минодора св. Евфимия св. Иустина св. Евлампия св. Харитина св. Каллиопа св. Ермиоиа св, Миропа св. Агния св. Киприлла Преподобномученицы Святая Анастасия Римляныня св. Епистимия св. Евгения св. Феврония св. Евдокия св. Параскева Преподобные жены Святая Евпраксия св. Феодора св. Ефросиния св. Пелагия св. Матрона св. Мелания св. Феодора Александрийская св. Макрина св. Мария Египетская св. Феоктиста Лесвийская св. Ксения св. Феофания царица XIX. Воздвижение Креста В храме на амвоне св. Мефодий, патриарх иерусалимский, держит честный крест Христов. У амвона стоят св. Елена царица, многие сановники и христиане и взирают на крест, подняв руки. XX. Святые Вселенские Соборы Первый Святой Вселенский Собор. в Никее, бывший при Константине Великом в 325 году и состоявший из 318 богоносных отцов, против Ария изображается так: Среди храмины, под осенением Св. Духа, сидят: царь Константин на престоле и по обе стороны его святители в архиерейском облачении – Александр патриарх Александрийский, Евстафий Антиохийский , Макарий Иерусалимский, святой Пафнутий Исповедник, св. Иаков Низибийский , св. Павел Неокесарийский и другие святители и отцы. Пред ними стоят изумленный философ и св. Спиридон Тримифунтский, одну руку простерший к нему, а другою сжимающий черепицу, из которой выходят огонь и вода; и первый стремится вверх, а вторая по перстам святого стекает на пол. Тут же стоят Арий, в священническом облачении и пред ним святитель Николай, грозный и встревоженный. Единомышленники Ария сидят ниже всех. В стороне сидит св. Афанасий диакон, молодой, безбородый и пишет: Верую во единаго Бога, до слов: и в Духа Святаго. Второй Святой Вселенский Собор,. бывший в Константинополе при Феодосии Великом, в 381 году, и состоявший из 150 отцов (против Македония) пишется так: Среди храмины, под осенением Св. Духа, сидят: царь Феодосий Великий на престоле и по обе стороны его святые – Тимофей Александрийский, Мелетий Антиохийский , Кирилл Иерусалимский , Григорий Богослов , патриарх Константинопольский, который пишет: и в Духа Святаго (до конца), и другие святители и отцы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Эту равнинную область поразило страшное бедствие. Несметные полчища саранчи грозили всему опустошением и гибелью. Собор старцев монастыря немедленно решил оказать помощь. Приготовили святые мощи и, прежде всего, мощи преподобномученицы Анастасии Римляныни. Более благочестивого иеромонаха, чем отец Афанасий, в монастыре не было. И тот, привыкший к послушанию, поклонился игумену, помолился, взял благословение у отцов и отправился на борьбу со страшным природным злом. Когда отец Афанасий прибыл в Вултисту, он испытал боль при виде опустошения, чинимого тучами саранчи. Жители деревни в волнении ждали милости Божией – иной надежды у них не было. С упованием встретили они помощь от монастыря, благоговейно прикладывались к святым мощам, припадали к руке афонского иеромонаха, который сразу внушил им веру. «Отче, моли Бога о сотворении чуда!» – умоляли они. Медлить было нельзя. Вооруженный силой веры, отец Афанасий надел епитрахиль и стал кропить вокруг святой водой. Вместе с ним молились и святые, мощи которых он принес с собой. Всю свою жизнь он так старался угодить Богу, неужели же сейчас Бог не примет его молитвы? В мертвой тишине, которую хранила толпа сокрушенных христиан, звучал твердый и уверенный голос отца Афанасия: «Да не обидите ниже ниву, ниже виноград, ниже вертоград, ниже всякое древо, плодовитое и безплодное, и ниже лист зелий... но отыдите... изыдите от мест наших...» 36 . Люди крестились, а отец Афанасий, исполненный священного трепета, со святыми мощами в руках обходил поля. Народ изнемогал от волнения. Помощь Святой Горы была последним упованием. Сможет ли что-нибудь сделать этот святогорский иеромонах, с его молитвами и мощами святых? Но вскоре напряжение сменилось радостью и победными криками. Там, где проходил со святыми мощами отец Афанасий, тучи саранчи, словно гонимые невидимой силой, срывались и улетали прочь. Скоро море у этих берегов нельзя было узнать – поверхность его была густо усеяна многими тысячами потонувшей саранчи. Местность была спасена от ужасного бедствия. А затем началось невиданное ликование – слезы радости, поклоны, лобызание рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тем же и откры ему Бог видение видети страшно и ужаса исполнено. Сему же поручена бе стража морская. Стрегущу же ему нощью обою пути и виде силу ратных и шед, хотя поведати великому князю Александру, идеже стояше блаженыи. И прииде близ моря, уже въсходящу солнцу, и слыша шум страшен по морю и виде насад един гребущъся, и посреди насада стояща Христова мученика Бориса и Глеба во одежах черъвленых, и беста руки держаще на раме. Гребци же седяху, аки мглою одеяни. И рече Борис: «Брате Глебе, вели грести скоро, да поможем сроднику нашему великому князю Александру на безбожныя Римляны». Страж же тои Филип, видев же таковое видение и слышав таковый глас от мученику, стояше трепетен, дóндеже насад отиде от очию его, и шед поведа великому князю Александру, еже слыша. Александр и рад бысть и прослави Бога и пречистую Богородицю и святую мученику Бориса и Глеба, и не повеле блаженныи стражу тому поведати никому, еже виде и слыша при мори в насаде глас. И тако пришедшу святому князю на безбожныя Немцы в 6 час дни и Бога в помощ призвав, рече: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися, да постыдятся и посрамятся сии безбожнии Латынове, творящеи рабом Твоим злая и хотящеи достояние Твое разорити и под смех подложити». И абие в том часе соступишася обои полки и бысть сеча велия над безбожными Римляны, помощью Божиею и пречистыя Богородици и пособием святых великомученик Бориса и Глеба и избиено бысть их много множество, и самого безбожнаго краля блаженыи сам уязви в лице мечем своим, якоже рече божественый пророк: «Приидоша сии погании без Бога, овы на колесницех и инии на конех, а овы в кораблех многих и хотящеи достояние Христово разорити, но сами ти спяти быша и падоша, а ми же въстахом и исправихомся; Господи, спаси царя и услыши ны вонже день, аще призовем Тя». И се явишася в полце святаго шесть муж храбрых и силных зело и сии многу победу показанше на поганых с блаженным князем Александром за православную веру Христову. И избиено бысть много множество безсчислено безбожных Римлян в том месте, а оставшии же побегоша восвояси, гоними гневом Божиим, посрамлени от блаженнаго князя Александра; трупия же мертвых своих воевод складше во многи корабля и потопиша в море, и инех же вь ямы иззасыпаша, а иже язвеных, без числа бяше, и тое нощи и останок безбожных побегоша, страхом одержими бяху.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И ясно закон Божий помянутые вины ради запрещевает Израильтянам творити браки с Хананеями. Совратяся, рече, дщери твоя в след богов их ( Исх. 34 ; Втор. 7 ; Нав. 23 ). Если же не просто запрещается брак верных с неверными и не того ради, аки бы таковые браки сами собою скверные были, но ради вышереченного опасства; то когда будет сильное и довольное оберегательство, дабы верное лицо не совратилося к неверию или иноверию своего подружия, тогда без всякого сумнительства может верное лицо с неверным или иноверным сочетатися. Когда бо отлагается вина бедства, тогда бедства не боимся. Видим сего образы в Священных Писаниях. Ибо на томжде месте, где брак Израилю с Хананеем запрещён есть вины ради вышеименованной, запрещён есть и всякий завет или мирный союз тоея же ради вины. Исхода глава 34 и Исхода глава 23 ( Исх. 23; 34 ). Однако ж когда совращения себе от союзничества с неверными Иудеи не опасалися, делали мирные союзы с неверными безгрешно, яков союз был Давида царя с Хирамом, царём Тирским ( 2Цар. 5 ), и с тымжде Хирамом Соломона царя ( 3Цар. 5 ), и благочестивого царя Асы с царём Сирским ( 3Цар. 51 ), и Иуды Маккавея с Римляны ( 1Мак. 8 ), и Ионафана архиерея с Римляны же и с Спартиаты ( 1Мак. 12 ). Подобный образ показует нам Апостол в запрещении идоложертвенных брашен, ибо запрещает ясти идоложертвенная, где есть опасение, да не соблазнятся немощные братия, а где такового опасения нет, не запрещает, ведая и сказуя, что брашна таковые не суть скверна ( 1Кор. 8; 10 ). Таковое рассуждение имеет Церковь Божия и в деле бракотворения с иноверными или и неверными. Запрещает браки таковые, опасаяся совращения лица верного; но когда нет опасения, не запрещает, якоже известно от прикладов Иосифа патриарха, Моисея, Есфири и прочих. Таковое ж рассуждение о помянутых браках предлагая правоверным, Правительствующий Духовный Синод, и, видя великую на некиих в России местах брачного иноверных с верными сочетания нужду, яковая является в доношении из Берг-Коллегии, не попускает просто православным с инославными сочетаватися, но такое уставляет оберегательство, при котором отнюдь не опасатися совращения лица верного; а именно: прежде сочетания брака у тех пленников, который с согласия изберёт себе из Русских в жену, или и свободных иноверцев, которые Царскому Величеству записалися на вечную службу, взять сказку за рукою под штрафом жестокого истязания, что ему по сочетании брака жену свою во всю свою жизнь ни прельщением, ни угрозами и никакими виды в веру своего исповедания не приводить и за содержание веры её православной поношения и укоризны не чинить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Князь же прослави Бога и святую мученику Бориса и Глеба. И в шестый час дне сступися со схизматики римляны, и Божиею помощию, и Пречистыя Богородицы, и пособием Христову мученику Бориса и Глеба, избиено бысть схизматик многое множество, и отступника краля блаженный сам уязви мечем в лице. И тако избавлен бысть великий Нов-град от лукавых немец; и не единою избави великий Нов-град от плена лукавых немец. И посем тии же лукавии немцы собравшеся на богохранимый град Псков: и многи люди избивше псковския, и Псков прияша, и наместники своя посадиша. И паки блаженный князь Александр, и с братом своим князем Андреем, пояста с собою низовцы, и обыдоста своими людми вси пути псковския, и избиста лукавых немец многое множество, а инех окованых посласта в великий Нов-град. И тако великий князь Александр избави град Псков от плена лукавых, помощию Святыя Троицы и молитвами Пресвятыя Богородицы. И землю их шед плени, и пожже, и многих неистовых мечем погуби. И не сие токмо храбрство великаго князя Александра над лукавыми немцы, но и от многих язык избавляше российскую землю от плена при животе своем. Посем же в то время безбожный царь Батый многи земли поплени; и прииде на российскую землю, и грады многа взя и пожже Владимир, и Ростов и прочыя, попущением Божиим, грех ради наших. И ту избиена быста Всеволожя князя приснопамятная, Юрий и Василко от безбожнаго Батыя. В то же время пострада Христа ради князь Михаил Черниговский и с болярином своим Феодором. А инии князи российския земли мнози, чести ради и славы света сего, волю безбожнаго царя сотвориша и страха ради мучителева оставишя веру христианскую, и поклонишася солнцу, и кусту, и иным идолом их. И паки окаянный царь Батый, еще не насытился бяше крови христианския, посылает посланники своя во град Суждаль к святому великому князю Александру, глаголя: «мне покоришася мнози царства и языцы, а ты ли един не хощеши покоритимися? Аще хощеши соблюсти землю свою, пришед поклонимися, якоже и прочии князи российския поклонишася мне, и власти своя прияша, и честь велию от мене; слышах бо тя храбра суща и велика возрастом».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Преподобномуч. Анастисия из Янины пострадавшего в Царьграде в 1743 году. Солов. III. Прокопия юродивого устьянского. Мощи в Устьянской церкви вельского уезда. Свидетельствованы в 1696 и 1739 г. 209. Ксоф. Погод. Сн. Русские св. Филарета 10 окт. об Андрее тотемском, с коим он иногда смешивается. Филим. 20 июля. Нижнеломовской казанск. иконы Богоматери. Явилась в 1643 году близ Нижнего Ломова в 26 верстах от Пензы. Карповской казанской иконы Богоматери. В 1725 году из жерновской пустыни пренесена в курений Знаменский монастырь. Казанской иконы Богоматери в Каташинском николаевском монастыре Черниговской губерния. Явилось до 1622 года. Каплумовской Казанской иконы Богоматери. Явилась в Каплуновке в 20 верстах от Ахтырки в 1698 году. Казанской иконы Богоматери в Вознесенском московском женском монастыре. Казанской иконы Богоматери в селе Павловском Звенигородского уезда. Казанской иконы Богоматери в Иркутске . Казанской иконы Богоматери Каргополе . Казанской иконы Богоматери в Тобольске . Явилась в 1661 году. Казанской иконы Богоматери в Ярославском женском монастыре. Явилась в 1588 году. IV. Мучч. ( Авды и) Савы . Петр. 1345. 51 (сн. 7 июля. Авдя ныне в греч. минеях). V. Панкратия тавроменийского. Неан. (9 июля). Муч. Исавра и дружины его. 1345 (6 июля). Прокопия клятвенного (заклинателя) в Кесарии палестинской. 1345 (22 нояб.) Пр. Мелании римляны. 50 (31 дек. или лучше 8 июня). Свв. мучч. Патермуфия и Коприя . Кал. (9 июля). Оковицкой ржевской иконы Богоматери. Руков. четьимении. Любоп. и полн. Месяц. 1795 года (11 июля). Иоанна . устюжского. Белоз. 493 (29 мая). Убиение благоверных князей Василия и Константина ярославских. 201. Св. 382 (3 июля). 9 Св. священномуч. Панкратия , еп. тавромейского, ученика ап. Петра. Син. 1. Кал. Кап. Флор. 1. 43. Готф. Мст. Вен. и др. Типогр. М. 12 в. По Гр. Мин. 1870 канон Феофана, что и у нас. Служба (Зак. 9 февр. ЧГр. 28 февр. 1621 мая 19. Белоз. 516 авг. 9. Неап. Иерон. 8 июля. М. Р. Иерон. втор. мР. А. У. Н. 8 июля. М. Р. Иерон. втор. мР. А. У. Н. 3 апр. Болландистам известен другой инок Иосифа. См. Деян. св. 3 апр.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010