3. Преподобномученица Феодосия . Родилась по молитве ее матери, [обращенной] к святой мученице Анастасии [Римляныне]. Святая мученица явилась матери и возвестила ей о скором рождении [чада]. Родители посвятили [новорожденную дочь] Богу и рано отдали ее в женский монастырь. По кончине родителей она от огромного, полученного в наследство, имущества заказала у ювелира три иконы: Спасителя, Пресвятой Богородицы и святой мученицы Анастасии, а все остальное [богатство] раздала нищим. Пострадала в правление жестокого царя Льва Исаврянина, иконоборца [в серб. букв.: иконогонителя. – Пер.], и в 730 году приняла сугубый венец: девства и мученичества. 4. Св. Александр, епископ Александрийский . Первым повел борьбу против Ария. Упокоился в 326 году. 5. Блаж. Иоанн, [Христа ради] юродивый, Устюжский чудотворец . 6. Св. мученик Нан (Иоанн) Солунский . Пострадал за веру от турок в 1802 году в Смирне. 7. Св. мученик Андрей Хиосский . Пострадал за веру от турок в 1465 году в Царьграде. 8. Падение Царьграда . За грехи людские Бог попустил лютое бедствие на столицу христианства. Султан Мехмед II покорил Царьград 29 мая 1453 года и умертвил царя Константина XI. Царь Константин мечом Царьград оборонял, А сердцем сокрушенным Бога призывал: «Всевышний Боже, сохрани сей град земной, Не дай мне стать его падения виной, Простри с небес святую правду на всех нас, Не попусти торжествовать неправде в этот час! Мы, христиане, Твою милость оскорбили, Завет презрели Твой и лишь греху служили. И вот – заслуженно прияли наказанье: Осаду грозную, смерть, кровь и причитанье. Ободри мой народ – чтоб духом он не пал, Крест не попрал и полумесяц не приял! Пусть терпит рабство он, пока свобода не придет, Позор и униженье до конца перенесет! Но пусть к терпению приложит покаянье, За прежние пороки сокрушенно воздыханье, – Пока не смоет всякий грех и не покроет зло И с упованьем не вернется под Твое крыло. Ведь если будет он Тебя в душе своей носить, Ты все богатства ему сможешь заменить. И будет ли стоять Царьград земной иль нет –

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Антония, Анастасия, Полиевкта, Георгия нового, Агафангела, Трифона, Порфирия, Терентия. Исидора, Фалалея, Дометия, Кирика, Адриана, Елеазара (Маккавеев), Аифала, Аммуна, Евода, Ермогена, Вонифатия, Маманта, Назария, Гервасия, Протасия, Кельсия, Арефы, Нестора, Мины, Платона, Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; десяти мучеников критских, сорока мучеников севастийских; св. преподобномучеников: Анастасия перского, Никона, и Стефана нового; св. великомученицы Екатерины. Варвары, Анастасии узорешительнищы, Евфимии всехвальныя, Параскевы, Марины; св. преподобномученицы Параскевы; св. мучениц: Фотинии самаряныни, Минодоры, Митродоры, Нимфодоры, Софии, Домны, Каллисты, Кириакии, Агафии, Татианы, Василиссы; св. новомучеников: Димитрия, Марка хиосскаго, Полидора, Константия, Иакова афонского, Пахомия афонского, Нектария афонского; – св. безсребренников: Козмы, Дамиана, Кира и Иоанна; преподобных: Феодосия великого, Евфимия великого, Иоанникия великого, Харитона исповедника, Иоанна кущника, Георгия хозевита, Дионисия олимпийского, Феодора студита , Симеона столпника, Феоктиста, Андрея критского , Исаакия Далматского, Сампсона странноприимца, Пафнутия, Иакова, Василия нового, Петра афонского, Агафангела, Акакия кавсокаливского, Евдокима ватопедского, Михаила синадского, Германа валаамского, Алекандра свирского, Давида гареджийского, Нила афонского, Макария нового, Герасима нового, Павла латрского, Гедеона афонского; Матроны солунския, Макрины, Пелагия, Феоктисты, Мелании римляныни; – св. праведного Кесария. Все эти части хранятся в ковчегах по 10, 20 и более в одном. Дни памяти каждого из сих святых чествуются в обители особенно: полагается служба славословная, т. е. на утрени поется великое славословие, а иным святым и полиелейная служба совершается. – Мощи святого в продолжение всего дневного богослужения стоят в алтаре на престоле, только во время утрени, по 6-й песни канона, выносятся в царские врата священнослужителями на средину храма для поклонения и целования 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В июле был во Пскове Царевич Алексий Петрович. Государь в июне приезжал во Псков и сделал распоряжение против замышляемого нападения от Шведов. В декабре состоялось разделение всей России на Губернии и Провинции. Псковская Область переименована Провинцею и составлена из 9 Городов и семи Пригородов и подчинена Ингерманландской Губернии. Беспрестанные наряды и высылки Псков ских подвод с артиллериею и провиантом и распоряжение о прокорме рекрут. После Полтавской победы Государь запретил разорять Лифляндию, а только велел из Пскова посылать поиски на неприятелей, но готовить артиллерию и припасы во Пскове и Нарве. Весною из Риги занесена в Нарву, Псков, Изборск, Порхов, Гдов и другие Пригороды и волости моровая язва, от которой множество ежедневно умирало; а с 11-го ноября того же года выгорел весь город с Церквами и остался только Троицкий Собор с Архиерейским домом и на Запсковье у Варлаамских ворот немного дворов, да на Завеличъи Посаде, В то же время около 200 бочек пороха, положен ного под болверком у Богоявленской Церкви на Кстове взорвало от пожара и разрушило на Кстове до основания со всею утварью Церкви Богоявленскую и Рождества Богородицы. Первая из оных была вновь выстроена, а последняя с тех пор уничтожена. По обещанию во время мора построена во Пскове сентября 1 Часовия во имя Преподобномученицы Анастасии Римляныни. Строители оной записаны на поминовение во Псковские Синодики. Перепись крестьянских и мастеровых людей по дворам и душам обоего пола. Июня 30 сдалась Рига, истощенная осадою, пожарами от бомб и моровою язвою; августа 14 Порнов, а вслед за тем Остров Езель, Город Аренсбург и Ревель. За сим покорена вся Лифляндия и Естляндия. Городам Ревелю и Нарве даны все выгоды и вольности в торговле, а особенно Нарвским купцам позволено платить только такую пошлину, какая берется с Российских купцов. Устроен Иконостас в Петропавловской Церкви. Апреля 6 Указом повелено одним только Российским и Малороссийским купцам и к одним только Российским пристаням возить семя льняное, юфть воловую, пеньку, поташ, смолчуг, сало, воск, масло конопляное, ретину и казенные товары; а прочие куда кто хочет. Порты же назначены именно, Санктпетербургский, Рижский, Архангелогородской и некоторые другие Российские. Псковское купечество воспользовалось сим преимуществом: но в последовавшие годы оно ограничено.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В монастырских виноградниках расположена кафизма св. Георгия «в винограднике» с маленьким храмом во имя вмч. Георгия Победоносца, устроенном в 1979 г. Реликвии и мощи святых Икона Божией Матери «Млекопитательница». XV в. Фрагмент Икона Божией Матери «Млекопитательница». XV в. Фрагмент В Г. м. хранятся 2 чтимые иконы Божией Матери - «Млекопитательница» (XV в.) и Григориатская икона Божией Матери (греки называют ее «Всецарица» или «Палеологина»), подаренная Марией Асениной Палеологиной, супругой Александра, сына молдав. господаря Стефана Великого. В каталоге 1775 г. (Cod. 154. Fol. 182b) числится ок. 30 крупных частиц мощей святых, впосл. были приобретены и другие, так что в наст. время в Г. м. находится более 100 реликвий и мощей разных святых. Из них следует особо выделить часть Животворящего Креста Господня, частицу мощей свт. Николая Чудотворца, часть главы и палец прп. Григория Нового (остальные его мощи находятся в мон-ре Горняк в Сербии) и значительную часть мощей (обе голени, левая ступня, правая рука с кожным покровом) прмц. Анастасии Римляныни. Имеются части глав сщмч. Дионисия Ареопагита, вмч. Иакова Персиянина, свт. Григория Богослова, мц. Фотинии Самаряныни, свт. Григория, Просветителя Армении, мч. Кирика, свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, прп. Силуана Афонского и преподобномучеников, убиенных турками на горе Пендели. В мон-ре также хранятся правая рука свт. Григория Богослова, правая рука св. бессребреника Дамиана, левая рука новомч. Николая Пантопольского, крупные частицы мощей прп. Макрины, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, первомч. Стефана, ап. Андрея Первозванного, свт. Игнатия Богоносца, патриарха Иоанна Милостивого, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Пантелеимона, сщмч. Харалампия, свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, вмц. Варвары, мучениц Кириакии и Иулитты. Лит.: Три древних сказания о Св. Горе Афонской. М., 1882; Григорович-Барский В. Странствования по святым местам Востока с 1723 по 1747 г.

http://pravenc.ru/text/168091.html

В монастырской разнице хранились три Евангелия в сребропозлащенных окладах, чеканные напрестольные кресты, потиры, дискосы. По изяществу и художественности исполнения заслуживают внимания две дарохранительницы, пожертвованные Н. А. Журавлевым и И. Д. Бокастовым, плащаница с изображением Божией Матери, лежащей во гробе, шитая по бархату золотом. Одежда на Богородице вся сплошь вышита золотом. Вокруг изображения Богородицы крупными буквами полууставом вышит тропарь. Вся работа по вышиванию и отделке плащаницы выполнена сестрами обители – золотошвейками по послушанию. Была в монастыре и библиотека. Поскольку обитель возникла недавно, то в ней ценные старинные рукописи или книги не хранились, но было множество книг, изданных различными учеными обществами и учеными людьми, почти все, что выходило в то время. Под Иверским соборным храмом при его постройке выведен был довольно значительных размеров склеп. В 1891 году усердием благотворителей его переделали в трехпрестольный подземный храм. В 1892 году 12 июля по благословению преосвященного Владимира, епископа Нижегородского и Арзамасского, средний алтарь его был освящен в честь Собора честных бесплотных сил. Алтарь правого придела 13 июля освятили в честь апостола Петра и мученицы Агриппины; левый придел – 14 июля в честь преподобного Герасима Иорданского и преподобномученицы Анастасии Римляныни. Соборный Иверский храм возводился усердием и на средства благотворителей: мещанина Сергиева Посада В. Т. Рыбакова, петербургского купца Г. Ф. Шустрова, купцов из города Богородска И. С. Кулаева и Г. Д. Куприянова, а также некоторых других жертвователей. Почитатели старца – устроителя обители – принесли в дар монастырю частицу мощей апостола Варнавы , небесного покровителя батюшки. 20 июня 1901 года священник Георгий Раевский в письме иеромонаху Варнаве сообщал, что мощи святого апостола Варнавы в серебряном крестообразном ковчеге, полученные от Марии Сергеевны Кошелевой – вдовы потомственного дворянина, передаются в Выксунский женский монастырь, «где бы облагодетельствованные Вами сестры имели более напоминательных побуждений молиться о Вас, достойного носителя святого имени, пред небесным Вашим покровителем святым апостолом Варнавою».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

В храме он переживал моменты неземного блаженства» наслаждаясь молитвами, псалмами, проповедями, синаксарями, кафизмами и акафистами, полунощницами, вечернями и повечериями, светлыми Всенощными под праздники и Литургиями, которые сослужили вместе многие священники – медленным византийским распевом – распевом проповедников, многогласными песнопениями Богородице В такие моменты он чувствовал, что в церковь нисходит Небо. Святые с икон на иконостасе, на стенах, на своде и аналоях, Матерь Божия с многочисленных Своих икон глядели прямо в сердце его и наполняли его духовной радостью и миром. Когда благоговейно прикладывался к святыням монастырским (а там были мощи преподобномученицы Анастасии Римляныни, святителя Григория Богослова , преподобного Кирика, святого бессребреника Дамиана, великомученика Пантелеймона и других угодников Божиих), он чувствовал крепость в душе своей от единения со святыми Христовыми. Но самым сильным из чувств его было предвкушение невыразимой радости приближения того дня, когда он будет удостоен причастия Тела и Крови Господних, ради любви к Которому он отрекся от всего мирского. Новообращенный инок возрастал духовно на Святой Горе. Постриг Андрей успешно прошел испытания своего послушничества, и Старец благословил ему постриг: прожив в монастыре два года, он был извещен Старцем, что приблизился день, когда он станет монахом. Это известие наполнило сердце радостью: скоро он облачится в ангельскую схиму! Сколь высока честь! Оставив на несколько дней послушания, стал готовиться к великому событию. В тиши келейной, в уединении и молитве, ожидал с нетерпением момента великого, считая часы до него. Читая службу пострижения в схиму, взволнован был до слез. Обет, который он даст, будет записан ангелами на Небесах, и когда-то Сам Бог спросит у него отчет. В ночь перед постригом Андрей пришел к Старцу на последнюю свою исповедь в качестве послушника, получил благословение и богомудрые наставления. По афонскому обычаю, в ту ночь он не спал, но творил молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Е.Н.Морозкина " Церковь Богоявления с Запсковья. Конец XV - начало XVI века " . (Фрагмент диссертации), 1968 г. http://bibliopskov.ru/cerkov_bogoyavlenia.htm Церковь Богоявления Господня на Запсковье Название местности Броды связано с тем, что здесь можно было перейти реку Пскову вброд. Впервые упоминается в письменных источниках под 1398 годом. Существующая церковь построена в 1496 году из плиты на месте более ранней, являлась главным храмом Богоявленского конца на Запсковье. Престолов в церкви три: главный, холодный, во имя Богоявления Господня, с правой стороны придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, слева был престол во имя Трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. При богослужениях пел хор из любителей, при внебогослу-жебных чтениях и беседах пели все посетители. По указу Псковской духовной консистории от 31 августа 1786 года к ней приписаны церкви Нерукотворенного (Нерукотворного) Образа Спасителя и Преображения Господня. В деревне Портянниково находилась деревянная часовня, служба в ней совершалась только 29 октября (11 ноября) - в день преподобномученицы Анастасии Римляныни. Когда и кем построена часовня - неизвестно. При храме построена пятипролетная каменная звонница. На ней висели семь колоколов. Вес первого большого колокола не обозначен, он отлит в царствование Иоанна Васильевича Грозного. Второй колокол, полиелейный, весил 46 п., третий колокол, вседневный, был без обозначения веса, по величине равен полиелейному. Два небольших колокола и два подзвонка обозначения веса не имели. Церковно-приходское попечительство открыто в 1897 году. В том же 1897 году около церкви Нерукотворного Образа построен кирпичный одноэтажный дом для церковно-приходской школы. Дом построен на средства церкви и псковского купца Александра Ивановича Чернова. Церковно-приходская школа открыта 8 октября 1898 года, в ней обучались 100 учеников обоего пола. Богадельни и больницы при церкви не было. С 1913 года священником в церкви служил Андрей Загорский. Сведений о нём после 1917 года не выявлено.

http://sobory.ru/article/?object=01934

И святыя мученицы Параскеви. Идеже храм, подобне поется. Тропарь, глас 4. Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергши, диавола победи, и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте, и огнем сожгите: аз бо радующися иду ко Христу Жениху моему, тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь: Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вено пречестное безсмертному Жениху Христу, ангельское ликостояние возвеселила еси, и победила еси демонския козни: сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево многострадальная. 29. Святыя преподобномученицы Анастасии Римляныни: И преподобнаго отца нашего Аврамиа затворника. Стихиры мученицы, 3, глас 8. Подобен: Что вы наречем: И преподобнаго 3, глас тойже. Подобен: О преславнаго чудесе! На стиховне октоиха. Тропарь мученицы, глас 4: Агница твоя Иисусе: септемвриа в 16-й день. Слава, преподобнаго, глас 8: В тебе отче: сего месяца в 1-й день. На утрени, канон октоиха един, на 6: И святых два: мученицы, глас 8: И преподобнаго, глас тойже. По 3-й песни, Кондак мученицы, глас 3. Подобен: Дева днесь: Девства водами очищена преподобная, мученичества кровьми, Анастасие, венчавшися, подаеши сущим в нуждах, недугов исцеление и спасение, приступающим от сердца: крепость бо тебе подает Христос, источаяй благодать приснотекущую. И седален, глас 8. Слава, преподобнаго. По 6-й песни. Кондак Аврамия, глас 3. Подобен: Дева днесь: Во плоти яко ангел на земли явился еси, и пощением был еси яко древо насажденное, водою воздержания добре возрастився, теченьми твоих слез скверну омыв: сего ради явился еси приятелище Божественное, Аврамие, Духа. И икос. По 9-й песни, светилен, и на стиховне, октоиха. На литургии, прокимен, глас 7: Честна пред Господем смерть преподобных его. Стих: Что воздам Господеви о всех: Апостол к галатом, зачало 213: Плод духовный: Аллилуиа, глас 6: Блажен муж: Стих: Сильно на земли будет: Евангелие Матфеа, зачало 43: Вся мне предана суть: Причастен: В память вечную:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Ничего. Дай им все, что осталось. Отец эконом послушался. Раздал масло отшельникам, и те возрадовались, но сам он большой радости не испытывал: масла в кувшине оставалось чуть на дне. «Скоро закончится,» – думал он. Но ошибался, ибо руководствовался бытовой логикой и собственным маловерием. То, что произошло далее и чему он был первым свидетелем, оживило веру его в Промысел и силу Божию. Не обошлось и здесь без их доброго и сострадательного покровителя – святителя Николая. Масла в кувшине не убывало ни на каплю, оставалось столько же, сколько было. Отшельники, таким образом, получили утешение, монастырь же не пострадал от убытков, а монах, которому не доставало веры, укрепился. Если бы у кого хватило терпения и прилежания тщательно просмотреть все книги и записи монастырские, то нашел бы он бесчисленные свидетельства о чудесах святителя Николая. Много раз защищал Святитель монастырь от неминуемого разрушения при пожарах, спасал монахов, сорвавшихся с крутых скал. Много раз также спасал он лодки и корабли от казавшихся неизбежными кораблекрушений. Так, в монастырском соборе с большого медного кольца паникадила свисает серебряная модель шхуны. Она сделана в память избавления действительно существовавшей шхуны, пришедшей однажды в монастырь, дабы забрать лес Море было таким бурным, что шхуне угрожала опасность пойти ко дну. Однако, лишь только моряки начали взывать ко святителю Николаю, буря утихла, и они, чуть не отчаявшиеся, спаслись от верной смерти. Другой покровительницей монастыря является преподобно- мученица Анастасия Римляныня, дева. Она при жизни своей земной была подвергнута страшным пыткам при царе Декии в третьем веке Православия. С западной стороны внешнего двора обители есть церковь , освященная в ее память. В монастыре хранятся многие частички ее святых мощей, включая благоухающие частички плоти. Есть и особый сосуд, хранящий кровь, пролитую ею во время мученичества. Преподобномученица Анастасия сугубо заботится о здравии отцов и потому ее именуют они целительницей. Трудно и перечислить все случаи, когда она исцеляла чудодейственной силой своей от болезней монахов. Бывали даже такие времена, когда без дела оставались подвизающиеся в монастырской больнице, потому что каждому заболевшему достаточно было пасть ниц пред мощами святой Анастасии, и исцелялся незамедлительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако он онемел, когда услышал, как отец Афанасий своим кротким голосом твердо сказал: «Брат, прошу, пусть это будет первый и последний раз, когда ты меня навещаешь. Для мира я умер». Услышав эти слова, офицер плакал, как маленький ребенок. Но он был поражен мужеством и твердостью отца Афанасия. Какая сильная душа, какое величие отречения даже от самых любимых своих людей! «Путь будет так, брат. Я только прошу тебя принять маленький подарок на память обо мне». «Я приму его. И я буду молиться не переставая, чтобы Бог просветил и спас тебя» С душевным страданием брат его попрощался с ним и ушел навсегда. Нашествие саранчи В деревне Вултиста, расположенной в прибрежной области Пиерия к востоку от Верии, у Григориатской обители было подворье, купленное в 1857 году у некоего турецкого бея. Однажды управляющий, очень обеспокоенный, обратился в монастырь за помощью. Он просил, чтобы ему прислали благочестивого священника и святыни. Эту низменную часть страны поразило страшное несчастье. Бесчисленные армии саранчи производили невероятное опустошение, они грозили уничтожить буквально все. Совет братии решил немедленно оказать помощь. Приготовили святые мощи, среди которых были и мощи преподобномученицы Анастасии Римляныни. В монастыре не было более благочестивого иеромонаха, чем отец Афанасий для посылки туда. А он, привыкший к послушанию, простерся ниц пред отцом Игуменом для благословения, помолился, получил благословение от отцов и оправился навстречу стихийному бедствию в деревню. Когда прибыл отец Афанасий в Вултисту, то почувствовал боль при виде бедствий, причиняемых тучами саранчи. Страдающие жители деревни молили Бога проявить к ним милосердие – другого упования у них не было. Они радостно приветствовали посланника из монастыря, почтительно лобызали святые мощи и руку афонского иеромонаха, который сразу произвел на них большое впечатление. «Отец, моли Бога, дабы Он совершил чудо,» – слезно просили они. Медлить было нельзя. Вооруженный силой своей веры, отец Афанасий надел епитрахиль и начал окроплять все святой водой. С ним вместе молились святые, чьи мощи он принес Такое множество раз за свою жизнь он выказывал послушание свое Богу, неужели сейчас Бог не прислушается к его усердным мольбам? В мертвом молчании, которое охватило множество трепещущих христиан, ясно слышался твердый и величественный голос отца Афанасия:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010