В 60-х годах XIX века честная глава святой Анастасии прибыла в Житомир: как дар от Антиохийского Патриарха Иерофея ее привез Архиепископ Волынский и Житомирский Модест (Стрельницкий). До революции святыня находилась в нижнем храме Свято-Преображенского собора. По молитвенным обращениям к святой Анастасии Римляныне происходило множество чудес и исцелений. К чудотворным мощам приезжали паломники не только с Волыни, но и из Казани, Санкт-Петербурга, Варшавы… Здесь благословляли депутатов от Волынского края в Государственную Думу, встречали новый год ученики церковно-приходских школ, молились новобранцы перед отправкой на фронты Первой мировой. В годы большевистских гонений Свято-Анастасиевскую церковь осквернили и закрыли. Честная глава таинственно исчезла и появилась только в 1941 году, когда Богослужения в обители возобновились. Вторично она скрылась в то время, когда вновь стали закрывать храмы. Верующие житомиряне надеются, что со временем мощи святой Анастасии снова будут обретены. Возможно, искренняя молитва насельниц недавно открывшегося Свято-Анастасиевского женского монастыря поможет осуществиться этой надежде и Господь снова явит честную главу преподобномученицы Анастасии. Описание [ править править код ] Монастырская территория составляет примерно два гектара. Монастырский храм оборудован по типу домовой церкви: несколько палат объединили в одно пространство, арками выделили солею (внешняя сторона алтаря), под золото покрыли иконостас – и получилась дивная, великолепно расписанная церковь. Своей красотой также поражает икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Есть в храме и небольшой деревянный ковчежец с мощами святых. Сейчас в монастыре идет строительство собора. Сестры этой обители иногда приезжают в Киево-Печерскую Лавру и смиренно просят подаяние на строительство храма. Многие опускают в деревянный ящичек свою скромную лепту. Из таких вот пятачков да гривенников и растут величественные стены собора. О том, как строился собор, рассказывать надо отдельно.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Анастаси...

После второго раздела Польши в 1793 году, под покровительством Российской Империи, епархиальная организация Волыни стала возрождаться. Для Западной Украины и Белоруссии была учреждена Минская епархия, в которой в 1795 году было образовано Житомирское викариатство, преобразованное в 1799 году в самостоятельную Волынскую епархию. Уже 14 мая 1796 года была учреждена Волынская духовная семинария при архиерейской резиденции в городе Острог. К началу XIX века численность православных приходов более чем в 10 раз превысила количество униатских. 8 июня 1891 году учреждено викариатство Волынской епархии. С 15 мая 1892 года обширная и многочисленная Волынская епархия становится архиепископией. В начале XX столетия начало действовать епархиальное миссионерское общество. Особо важным событием в жизни епархии и города Житомира было открытие усилиями Антония (Храповицкого) Свято-Анастасиевской церкви где в серебряной раке была помещена глава святой преподобномученицы Анастасии Римляныни. На 1914 год епархия насчитывала около 1200 приходов. В 1921—1939 годах земли Западной Волыни отошли к Польше и оказались в ведении Польской Православной Церкви. Так образовалось две епархии называвшиеся Волынскими — епархия Русской Церкви с кафедрой в Житомире продолжила свое существование, тогда как в Польской Церкви была создана Волынская епархия с кафедрой в Кременце. В составе последней был создан ряд новых викариатств. В то время Волынская епархия с кафедрой в Житомире разделила судьбу Церкви в СССР, подвергшись почти полному разгрому. Пик преследований в 1937 году был отмечен расстрелом около 250 человек во главе с епископом Максимом (Руберовским). В 1939 году Западно-Волынские земли воссоединилсь с Украиной в составе СССР, в 1939—1940 годах местный епископат, по принесении покаяния, был принят в под омофор Русской Православной Церкви. В 1940 году из состава Волынской были выделены независимые Луцкая и Житомирская епархии. Фашистская оккупация после июня 1941 года привела к прекращению связей с Московской Патриархией и способствовала расколу и образованию неканонической Украинской Автокефальной Православной Церкви возглавленной архиепископом Поликарпом (Сикорским). Оставшиеся верными Русской Церкви подверглись преследованиям, террору и убийствам со стороны украинских националистов. В 1943—1944 годах епископы-автокефалисты бежали с отступлением немецких войск.

http://azbyka.ru/palomnik/Волынская_обла...

Григориат располагает следующими десяти часовнями на своей территории и за ее пределами: Святой Анастасии Римской (1775), Преподобного Григория Ктитора (1851), Успения Пресвятой Богородицы и Святого Димитрия (XVIN век), Всех Святых на кладбище (построена в 1724 году, расписана фресками в 1739 году), Святого Модеста на монастырской пристани (XIX век), Святого Трифона и Пророка Ильи (более поздняя). Кроме того, монастырю принадлежат три кафизмы: Богородицы (XVIII век) и Всех Святых Отцов Афонских (XIX век) близ монастыря и Святого Иоанна Богослова выше, в лесу. Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] В Григориате находится почитаемая всеми верующими чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница» (греч. Галактотрофуса «Γαλακτοτροφοσα»). На северо-восточной колонне соборного храма находится чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия Пантанасса» («Всецарица-Путеводительница»), пожертвованная обители благочестивой молдавской деспотиссой Марией Палеолог в 1497 году. Этот образ остался совершенно невредимым после двух страшных пожаров, почти полностью уничтожавших монастырь. В монастыре пребывают мощи более сотни святых. Паломники могут поклониться частице Животворящего Креста Господня, частице мощей свт. Николая Чудотворца, часть главы и палец прп. Григория Нового (остальные его мощи находятся в монастыре Горняк в Сербии) и значительную часть мощей (обе голени, левая ступня, правая рука с кожным покровом) прмц. Анастасии Римляныни. Имеются части глав сщмч. Дионисия Ареопагита, вмч. Иакова Персиянина, свт. Григория Богослова, мц. Фотинии Самаряныни, свт. Григория, Просветителя Армении, мч. Кирика, свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, прп. Силуана Афонского и преподобномучеников, убиенных турками на горе Пендели. В монастыре также хранятся правая рука свт. Григория Богослова, правая рука св. бессребреника Дамиана, левая рука новомч. Николая Пантопольского, крупные частицы мощей прп. Макрины, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, первомч. Стефана, ап. Андрея Первозванного, свт. Игнатия Богоносца, патриарха Иоанна Милостивого, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Пантелеимона, сщмч. Харалампия, свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, вмц. Варвары, мучениц Кириакии и Иулитты.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Григ...

По предложению управляющего делами Украинской Православной Церкви архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана Синод принял решение о переименовании Синодального отдела УПЦ «Миссия духовного просвещения» в Синодальный информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви. Священный Синод УПЦ постановил назначить: — наместником Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря г. Киева архимандрита Гедеона (Харона); — наместником Свято-Николаевского мужского монастыря с. Иза-Карпутлаш Хустского района Закарпатской области архимандрита Адриана (Малету). Настоятельницей Свято-Анастасии Римляныни женского монастыря г. Житомира Синод определил быть насельнице Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального женского монастыря монахине Михаиле (Фарковец). Синод постановил обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой направить монахиню Михаилу в распоряжение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира для дальнейшего ее назначения на должность настоятельницы указанного монастыря. Священный Синод УПЦ благословил открытие в Киеве Архангело-Михайловского Зверинецкого мужского монастыря. Наместником обители назначен архимандрит Кассиан (Шостак). Синод заслушал рапорт архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви, о причислении к лику местночтимых святых Киевской епархии подвижницы благочестия монахини Елены (Бахтеевой) (†23 марта/5 апреля 1834). Рассмотрев ее житие, труды, подвиги, чудеса, а также учитывая народное почитание подвижницы, Синод принял решение о причислении монахини Елены (Бахтеевой) к лику местночтимых святых Киевской епархии. Синод также утвердил иконописное изображение и представленные проекты тропаря и кондака святой преподобной Елены. День памяти святой установлено праздновать в день ее блаженной кончины. Синод также заслушал рапорт архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна о причислении к лику местночтимых святых Черкасской епархии подвижницы благочестия игумении Рафаилы (Тертацкой) (†24 августа 1926).  Рассмотрев ее житие, труды, подвиги, чудеса, а также учитывая народное почитание подвижницы, Синод принял решение о причислении игумении Рафаилы к лику местночтимых святых Черкасской епархии. Синод утвердил иконописное изображение и представленные проекты тропаря и кондака святой. День памяти преподобномученицы Рафаилы — 11/24 августа.

http://patriarchia.ru/db/text/690832.htm...

Христорождественская церковь являлась одним из немногих древних деревянных храмов Вышневолоцкого уезда. «Сия церковь выстроена иждивением прихожан в 1730 г. и освящена в том же году», – записано в описи. Освящение церкви можно датировать летом 1730 г. – в придельном алтаре был антиминс «священнодействован Феофаном архиепископом Новгородским и Великолуцким в 1730 г. мая 2 дня». Хранились в храме и другие старинные предметы. Например, иконостас церкви был «гладким с прорамками позлащенными на гульфарбу, а тело окрашено зеленою краскою в два яруса». По правую сторону имелась икона Рождества Христова, а по левую – Знамения. Самое старое Евангелие «построенное приходскими людьми в Москве» датировано 20 марта 1748 г. В библиотеке храма хранилась «печатная книга, данная от графа Аракчеева для поминовения с перечислением его рода 20 мая 1800 г.». Естественно, что старинный храм на берегу удомельского озера вызывал немалый интерес не только художников, но и ценителей древностей. Начало XX века – период расцвета интереса к памятникам старины. И поэтому, когда у священнослужителей погоста возникло желание разобрать ветхий храм, то Тверская духовная консистория, сделав фотоснимок, испросила разрешения на слом храма у Императорского Археологического общества. 25 июля 1902 г. снимок отослали, а 31 июля информацию рассмотрели на заседании Археологического общества, которое состоялось под председательством графини П.С. Уваровой. Решено «просить сообщить маршрут для поездки, с целью осмотра означенной церкви». Консистория маршрута не сообщила, а выдержав некоторое время, 4 марта 1904 г. послала ещё один запрос в Археологическое общество «не признает ли оно возможным доставить свое заключение по отношению Консистории от 25 июля 1902 г. относительно предполагаемой сломки деревянной церкви». В ответ на этот запрос решено «просить А.Ф. Мейснера, взявшего на себя поездку, осмотреть храм в возможно непродолжительном времени». Храм так и не был сломан. Но моменты, связанные с решением его судьбы, возможно, и повлияли на решение В.К. Бялыницкого-Бируля написать картины с видами деревянного храма в 1905 и 1907 гг. Так же и в 1908 г.(?) появилась картина Н.М. Аксакова «Николо-Стан» с изображением деревянной Христорождественской церкви. По свидетельству известного удомельского краеведа Н.А. Архангельского, «церковь в начале XX века была перевезена в д. Ряд, но там не была восстановлена». Кстати, в д. Ряд была в конце XIX в. «часовня во имя св. преподобномученицы Анастасии Римляныни, деревянная, четырехугольная, одноэтажная с крыльцом с западной стороны, с деревянными осмиконечными крестами, обитыми жестью, покрыта и обшита тесом, крыша красною краскою, а стены черною, посреди деревни длиной и шириной три сажени».

http://sobory.ru/article/?object=61075

Неподалеку от Житомира, на развалинах бывшей графской усадьбы сегодня развивается ставропигиальный женский монастырь святой преподобномученицы Анастасии Римляныни. Огонек живой веры зажегся здесь еще весной 1999 года. Трудами насельниц обители сооружения приобретают черты церковной архитектуры, возводятся новые корпуса. Так в монастыре действует храм в честь преподобного Сергия Радонежского, колокольня, идет строительство собора в честь преподобномученицы Анастасии Римляныни с храмом преподобного Серафима Саровского. Дата основания: 1999. Адрес: ул. Сосновая, 13-а, г. Житомир, 10004 Телефоны: +38(0412)46-74-78 (храм); +38(0412)24-56-56 (канцелярия) Храмы [ править править код ] Спасо-Преображенский кафедральный собор [ править править код ] Спасо-Преображенский кафедральный собор Собор возводился на месте разрушенной в 1771 году Василианской церкви в период с 1866 по 1874 год архитекторами К. К. Рахау, Э. И. Жибером и В. Г. Шаламовым. В связи со сложностью возведения в строительстве принимали участие специалисты, работавшие в 1818—1858 годах в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Настенное художественное оформление и иконы принадлежат кисти академика художеств Михаила Васильева. Житомирский Свято-Преображенский кафедральный собор является памятником архитектуры и охраняется государством. Собор выдержан в русско-византийском стиле с характерными чертами русской архитектуры XVII века. Постройка сделана из кирпича. Храм крестовой формы, трёхнефный, пятикупольный с шатрообразными завершениями. Четырёхъярусная колокольня, примыкающая к западному фасаду. Высота собора составляет 53 метра. На колокольне установлен главный колокол весом в 500 пудов. В оформлении внутренних помещений храма использовались граниты и лабрадориты Волыни и Житомирщины. Адрес: Житомир, ул. Победы, 14 Телефон: (0412) 37-22-31 Свято Крестовоздвиженский кафедральный собор [ править править код ] Свято Крестовоздвиженский Кафедральный Собор Высокий и стройный Крестовоздвиженский кафедральный собор расположен в историческом сердце Житомира, на Замковой горе.

http://azbyka.ru/palomnik/Житомир

В последние годы Матушку перевели под небольшой навес. Поразительные чудеса происходят при молитвенном обращении к ней. Она и сейчас так же чутко слышит и помогает страждущим, как и при своей земной жизни. Особенно часто приходит помощь для желающих устроить личное счастье. Матушка незримо соединяет людей любовью и семейными узами. Навес, под которым последние годы сидела Анастасия      Промысл Божий сохранил место ее молитвенного подвига совершенно таким же, каким оно было при жизни матушки. Сохранен и дом, и двор. Есть одна особенность, которая заставляет задуматься. Двор матушки Анастасии находится в центре города, прямо рядом с вокзалом и рынком, но во дворе у нее – тишина и поразительный, совершенно неземной покой. Место, где она сидела, обнесено маленьким деревянным зеленым заборчиком. Внутри стоит фотография молодой улыбающейся Анастасии, а рядом – икона ее покровительницы – святой преподобномученицы Анастасии Римляныни. Перед ними горит лампада. А туда, где она под конец свой жизни сидела уже под навесом, можно зайти, только нагнувшись. И тут какая тишина! Здесь, уже рядом с другими иконами, фотография Матушки в зрелом возрасте. Она похожа на ней на утомленного мужчину-воина. Племянник Матушки Георгий. Фото: Фридон Гегешидзе Время здесь будто остановилось. Матушка невидимо присутствует и ждет страждущие души тут, где ее любовь и молитва незримо утешают нас. Еще жив и родной племянник матушки Анастасии, Георгий, который ухаживал за ней. Когда Георгий был маленький, Матушка в награду за то, что он за ней ухаживал, дарила ему 5 копеек. На эти деньги покупали ему лимонад. Матушка грела этот лимонад между своими коленями и давала ему пить по утрам, а он не хотел, капризничал, – с любовью вспоминает Георгий. Уже старый человек, он по-прежнему живет здесь и часто поднимается на кладбище, где похоронена Матушка. Похоронили ее сидящей, в специальном гробу, так как ноги ее за все годы невероятного подвига срослись. Матушка Анастасия часто брала яблоко, молилась над ним и давала страждущему.

http://pravoslavie.ru/70821.html

В результате петровских и екатерининских реформ монастырь пришёл в упадок. В 1814 г., когда в стенах обители была открыта духовная семинария, в монастыре осталось лишь около десятка монахов. Тогда как в семинарии училось 500-600 человек. Одним из ректоров семинарии был прп. Макарий (Глухарёв), будущий просветитель Алтая. Благодаря ему в 1824-1825 гг. юго-западная башня монастыря с написанной на ней в 1672 г. надвратной чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в Смоленскую церковь. Во время пожара 1847 г. народ со слезами молился в монастыре перед Смоленской иконой Божией Матери о спасении города. Но город сгорел. Смоленский храм остался едва ли не единственной постройкой монастыря, которая почти не пострадала. Монастырь Костромы закрыли. Были разрушены временем и разобраны людьми несколько башен и храмов (из башен сохранилась лишь одна, перестроенная в колокольню), намеревались разобрать и Богоявленский собор. Слава Богу, в 1863 г. было принято решение присоединить остатки обители к соседнему Анастасииному Крестовоздвиженскому женскому монастырю, основанному около 1400 г., возможно, дочерью Димитрия Донского Анастасией. (Имя Анастасия в названии монастыря принадлежит преподобномученице Анастасии Римляныне.) Звонница в обители, переделанная из башни (1860) Так образовался новый, Богоявленско-Анастасиин монастырь. Его игумении Марии (Давыдовой) и сёстрам обители предстоял тяжёлый труд по восстановлению. Средства собирали не только в Костромской губернии, но и далеко за её пределами. В 1869 г. к Богоявленскому собору был пристроен «новый собор» из красного кирпича. Старый собор теперь находится в алтарной части, а весь собор носит имя Богоявленско-Анастасииного. Отремонтировали и Никольскую церковь. Игумения Мария открыла в монастыре благотворительные заведения: училище для бедных девиц, первую в России лечебницу для селян и фельдшерские курсы. Во время русско-турецкой войны действовал лазарет для раненых воинов. Возобновили лазарет в Первую мировую (1914).

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский-...

Радуйся, истинная и добрая лозо винограда и Царства Христова. Радуйся, жестоковыйный народ неблагодарный священным своим долготерпением удивившая; Радуйся, яко ты в слезах горячих, взирая на небо, единому Спасителю Богу возсылала свои мысли и мольбы. Радуйся, яко Сам подвигоположник Иисус, Сын Божий, Человеколюбец похвали твоя подвиги и страдания; Радуйся, яко ты можеши по дару от Бога, от тьмы и бед избавляти творящих с любовию всечестную память твою. Радуйся, Анастасие, многострадальная и избранная Невесто Христова! Кондак 10 Спасти хотя душу свою для неба и Бога, презрела еси мирское неразумие мучителя, иже разъярившися повеле за град извлещи тя, Невесту всенепорочную и достохвальную мученицу, и отсещи мечем честную главу твою. И бысть святое тело твое без погребения оставлено в снедь зверем и птицам, но Божиим покровением от них неприкосновенно хранящееся. Ты же присно созерцая пресветлое лице Христа Бога нашего, радостно душею своею ликуеши со ангелы и мученики и всеми святыми, воспевая песнь хвалебную: Аллилуиа! Икос 10 Терпением своим великим, святая преподобномученице Анастасие, ты еси стена и твердое прибежище верным, ибо пришедшей нощи явися ангел Господень блаженней старице Софии и повеле взяти посеченное тело твое, в поле за градом Римом лежащее. Она же, вземше плащаницу чисту, изыде из монастыря, и не видяще камо идти, помолися же Богу, пойде и, Богом наставляема, дойде до места, идеже святое тело твое повержено лежаще, еже со слезами лобзающи, умильно глаголаше: Радуйся, возлюбленная дщи моя, юже аз в безмолвии и трудах воспитах для Бога; Радуйся, дево прекрасная, юже аз в посте и молитве, и в целомудрии хранях. Радуйся, доброхвальная мученице, страху Божию и закону Христову научившаяся; Радуйся, досточудная агнице, в брачном одеянии непорочного девства явившаяся Иисусу Христу. Радуйся, украсившаяся кровию честною за Спаса Христа, уже не дщерь, но матерь и госпожа моя; Радуйся, ибо ты мое утверждение и тихая отрада в старости моей. Радуйся, Анастасие, многострадальная и избранная Невесто Христова! Кондак 11

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, святая Анастасие, богомудрием высоким преисполненная и превознесенная; Радуйся, одеждою твоею имевшая ангельскую невинность, пищею — святую правду Божию и жилищем покоя — блаженство святых. Радуйся, украшенная ранами страданий за имя Господа нашего Иисуса Христа; Радуйся, яко крове твоея капли паче меда и сота угодна быша Жениху Безсмертному. Радуйся, двери вечныя жизни отверзающая своим ходатайством всем чтущим твоя болезни и страдания; Радуйся, при излиянии крове святыя твоея молившаяся Тому, Кого же Воинства Небесныя славят, и трепещут Херувимы и Серафимы. Радуйся, Анастасие, многострадальная и избранная Невесто Христова! Кондак 9 Прияла еси силу от Бога всякое естество скорбящих очищати, дух наш из уныния пробуждати, и умиротворяти сердца всех в бурях житейских ти вопиющих: угоднице Божия, сотвори мне радость молитвами твоими. Приими убо и сие, приносимое тебе почитание благоговейное и трепетное, яко же прияла еси капли воды от напоившаго во время тяжких страданий твоих, тя, Христову мученицу; иже той и пойде ко Господу. Ты же прияла мзду свою. Сподоби и ныне похваляющих тя внити в Чертог Небесный и Божественный, идеже всякая душа праведных радуется и поет благодарным гласом Отцу света, Вседержителю Богу: Аллилуиа! Икос 9 Разумно витийствующий многовещанный язык не возможет восхвалити страдальческия твоя подвиги по достоянию, святая преподобномученице Анастасие, кто бо рече о болениях твоих, егда ногти от перстов твоих исторгнуты, и руце и нози отсечены были, также и вся зубы твоя избиени быша, и язык клещами отрезан, и река крови исходяще из уст твоих. Ты же молчанием сердечным сице молилася еси: «Не остави мене, Боже, Спасителю мой!» И вси людии от страха возопиша, досаждая и укоряя игемона о таковом свирепом и безчеловечном его терзании агницы и угодницы Христовой. Мы же, сицевая муки твоя точию воспоминая, содрогаемся и бренными нашими устами похвальная ти вопием: Радуйся, страстем Христовым подражавшая и кровию своею преподобномученическою Царю Славы уневестившаяся;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010