Полтава. Кафедральный собор Макария Каневского. Макариевский кафедральный собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С 1962 года и по сей день кафедральным собором Полтавской епархии является Свято-Макариевский храм. В начале ХХ века никто не мог даже представить, что небольшая приходская Макариевская церковь на окраине, называемой Берековкой и еще – Голодрабовкой, когда-то станет главным кафедральным собором. Главным меценатом строительства церкви был полтавский купец второй гильдии Л.В. Колесников. Лев Васильевич и его жена Анастасия Ивановна оставили после себя светлую память, увековеченную в храмах Полтавы. Достоверно известно, что на их средства был также сооружен и содержался храм в честь Святой Троицы на Сенной площади, в котором эти знаменитые полтавчане и были похоронены. Большие средства благочестивое семейство оставило, согласно завещанию, для возведения Макариевской церкви, которую построили в 1903 году, через два года после смерти благодетеля. В 1904 году храм освятил Преосвященный Иларион, епископ Полтавский и Переяславский, в честь преподобномученика Макария, Переяславского, Овручского и Каневского чудотворца. В 1907 году в маленьком храме освящен еще один придел — в честь пророка Божия Илии. Об этом свидетельствует стоящий внутри простого деревянного престола крест с надписью: " Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Сооруженъ сей Святый Престолъ въ честь и память Святаго Пророка при державе Благочестивейшаго Императора Николая 2-го, при Епископе прихожанина Константиновича и женою его Исидоровною Радченковыми. Освященъ сей Святый Престолъ съ Епископа Полтавскимъ градскимъ благочиннымъ протоиереемъ о. Глинскимъ 1907 г. мая 12 дня при Настоятеле сей Церкви свящ. Феодоровиче Кущинскомъ, Запорожченко и церковномъ старосте Андреевиче Шпилька. Мещане Анна Петровна Моргулева, Анна Кононовна Тестенкова " . В 1930-х годах Макариевская церковь действовала. В Великую Пятницу 1937 года иеромонах Ефрем (фамилия неизвестна) служил при выносе Святой Плащаницы и готовился встретить вместе с прихожанами Великую Субботу. Но этому помешал арест священника. А потому тягостной тишиной встретила Полтава Пасхальные Праздники в том страшном году. Впервые за всю многовековую историю города в нем безмолвствовали колокола. В Пасхальную ночь куличей не святили, прихожане печально разошлись по домам. Власть, однако, церковь не отбирала, а только лицемерила: найдите, мол, священника – и служите. Ключи от храма были у старосты. Чуть позже назначили батюшку из Харькова, который прослужил от праздника Вознесения Христова около месяца. Позже Макариевская церковь опять замолчала. В 1938 году на Крещение колокола зазвонили, но длилось это недолго – всего месяц. Потом – снова тишина. Еще позже храм превратили в сахарный склад, но, к счастью, это ему не повредило, поскольку мешки лежали на полу. Алтарь, слава Богу, не тронули...

http://sobory.ru/article/?object=11977

Свято-Макариевский кафедральный собор (Полтава) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Храм построили в 1903 году. В 1904 году храм освятил Преосвященный Иларион, епископ Полтавский и Переяславский, в честь преподобномученика Макария, Переяславского, Овручского и Каневского чудотворца. В 1907 году в храме освящен придел в честь пророка Божия Илии. В 30-х годах Макариевский храм не закрывался. Волна храмовых разрушений во времена так называемой хрущевской оттепели обошла Макариевский храм, — наоборот, после сноса в 1962 году Преображенского собора он получает статус кафедрального храма. Святыни [ править править код ] В числе святынь храма – иконы Божией Матери «Горбаневская» и «Владимирская-Скитская» . Богослужения [ править править код ] Расписание богослужений: В соборе ежедневно совершаются богослужения: вечернее начинается в 17.00, утром, с 8.00, служится Божественная Литургия. В дни больших праздников и в воскресенья совершается две Литургии: ранняя — с 7.00, поздняя — с 10.00. Исповедь — во время Литургии и накануне вечером. Каждую пятницу за вечерним богослужением служится акафист преподобномученику Макарию, каждую среду — акафист пророку Божию Илии, по воскресеньям вечером поется акафист перед чудотворной Горбаневской иконой. Особые праздничные богослужения совершаются в такие дни (по н. ст.): 26 мая — перенесения мощей преподобномученика Макария (главный храмовый праздник); 13 июля — Горбаневской чудотворной иконы; 2 августа — Пророка Божьего Илии; 20 сентября — преподобномученика Макария; 24 сентября — Каплуновской чудотворной иконы; 12 октября — Горбаневской чудотворной иконы. Местонахождение [ править править код ] Адрес: 36002, Украина, г. Полтава, ул. Ляли Убийвовк, 2 Телефон: (0532) 59–25–76 Где остановиться [ править править код ] На живописном берегу знаменитой реки Ворскла, среди вековых деревьев зеленой зоны разместились корпуса туркомплекса «Турист», подчеркивая величие природного творения. Из окон отеля открывается вид на холмы с церквями, монастырями и лесными массивами над берегом реки Ворскла. Отель придерживается принципа обслуживания с высоким качеством по низким ценам. Удачное расположение отеля, удобный подъезд, хорошо развитая собственная инфраструктура, широкий перечень предлагаемых услуг, приемлемые цены, доброжелательный персонал создают прекрасные условия для работы и отдыха.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Макариев...

Великая сила молитвы святителя проявилась и тогда, когда он заставил беса перенести себя на одну ночь в Иерусалим для поклонения Гробу Господню и возвратился в ту же ночь в Новгород. Мстительный бес возвел хулу на святителя, и прельщенные новгородцы решили спустить архипастыря вниз по Волхову на плоту. Но плот пошел против течения, и раскаявшиеся новгородцы молили святителя возвратиться на кафедру. Отказавшись, святитель принял схиму с именем Иоанн и вскоре, 7 сентября 1186 года, скончался. Его преемником стал его родной брат архиепископ Григорий. Святитель Иоанн был прославлен в 1439 году, когда 4 октября были обретены его мощи и ему было установлено празднество вместе с собором Новгородских угодников, почивавших в Софийском соборе. Другая его общая память вместе с собором Новгородских святителей – 10 февраля. Собор 1547 года установил святителю повсеместное празднование на день преставления – 7 сентября. С 1630 года святителю праздновали также 1 декабря. В той же день Святаго преподобномученика Макария Каневскаго, чудотворца НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры предпразднства 3, глас 1 (зри страницу 190) , и святаго 5, глас 2: Приидите, возрадуемся Господеви,/преподобномученика Макария память светло празднующе:/наставляет бо той нас словесы и делы своими,/како добродетельне во Христе жити,/и скорби со упованием на Господа терпети,/и смерти не страшитися телесныя,/но верны до последняго издыхания быти Спасу Христу/и жизни венец улучити.//Молитвами блаженнаго Макария, Боже, помилуй нас. Господа Иисуса/от юности премного возлюбивый,/вдался еси на подвиги духовныя, святе Макарие,/и страждущим и угнетенным помощник был еси,/и смерть мученическую от агарян приял еси мужественне,/темже тя заступника теплаго верным Христос Бог показа,//даруяй мирови велию милость. Кую похвалу принесем ти, святе Макарие?/Яко цвет благоуханен Церкве Христовы явился еси,/неустанно бо учил еси люди/познанию веры Христовы,/грешников приводя к покаянию,/тайная человеческаго сердца ведый,/и будущая, яко настоящая, зрел еси,/и чада твоя вся подвигнул еси терпети за Имя Христово,/темже молитвами твоими, блаженне,//дарует Спас наш верным велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Враги били его по лицу, по глазам и груди, наконец хотели было содрать с него кожу; но, опасаясь стечения народного, кончили тем, что отрубили ему голову и бросили тело его на площади 7 сентября 1678 года. Оплакав своего заступника православные, среди ночной темноты, взяли тело его и внесли его в монастырскую церковь , в которой заключились, обрекши себя умереть за веру Христову. Между тем татары вторично подступили к обители и, найдя монастырскую церковь заключенною вместе с собравшимся в ней народом, зажгли храм и всех заключенных в нем уморили дымом и сожгли огнем. Затем враги удалились, и собравшиеся жители Канева пошли искать тела своих присных на церковном пепелище. Но, к общему удивлению всех, они нашли одно лишь нетленное тело доблестного подвижника Христова св. Макария. «Хотя и много было тел, говорит предание, но ни одно не осталось в целости; тело же преподобного обретено во власянице, с крестом на персях и с другим крестом в руках, которым он побеждал скорби жизни и поборал по вере православной, ради коей благодушно приял мученическую смерть; тело его было как бы живое». 450 Православные с любовью взяли блаженные останки отца и учителя своего и похоронили оные в том же храме, в котором и нашли его под жертвенником 8 сентября 1678 года. 6 . Открытие мощей св. Макария и его прославление 1688 год. Святые мощи блаженного Макария мирно покоились на месте своего погребения до1688 года. В это время понадобилось перестроить церковь в монастыре Каневском, и, когда копали фундамент, докопались до гроба преподобного Макария; двое из честных иноков открыли гроб и в нем нашли не тленные останки страдальца. В тоже время от мощей преподобного начали истекать исцеления – и усердные христиане начали стекаться ко гробу угодника Божия, мощи которого теперь с подобающею честью были перенесены й поставлены на приличном месте в той же обители. Но так как враги православия и после этого не переставали по временам нападать на Каневский монастырь, то в том же 1688 году иноки перенесли тело святого преподобномученика в город Переяславль и здесь поставили оное в полковой церкви Воскресения Христова. В 1700 году, когда восстановлена была Переяславская епархия, бывшая долго в запустении от набегов татарских, епископ Переяславский Захария Корнилович испросил (после Полтавской битвы) у императора Петра I дозволение восстановить древний кафедральный Переяславский Свято-Михайловский монастырь. И когда он был кончен и освящен (1713), то вместе с сим в ноябре месяце того же года, в день памяти св. архистратига Михаила (8 дня), были перенесены сюда и мощи св. преподобномученика Макария, и с великою честью поставлены в храме обители. Здесь почивали они до самого упразднения Михайловского монастыря 1786 года. После этого 4 августа того же года они были перенесены в каменную церковь Вознесенского Переяславского монастыря, где и до ныне почивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Перевод: В смирении скрыв княжеское достоинство, Богомудрая Елисавета, особым служением Марфы и Марии ты почтила Христа. Милосердием, терпением и любовью себя предочистив, как жертва праведная ты принесла себя Богу. Мы же, почитая добродетельное житие и мучения твои, как истинную наставницу усердно просим тебя: «Святая мученица великая княгиня Елизавета, моли Христа Бога о спасении и просвещении душ наших». Иосифу, Сергию, Антонию, Варлааму, Иову и Петру Раифским, глас 4 Православия неложнии ревнители и зловредных ересей обличители,/пустыни Раифския новомученицы святии,/пред богоборцы Христа исповедали есте./Пред Престолом Божиим с преподобными отцами ныне предстоя,/молите Христа Бога спастися душам нашим. Корнилию Псково-Печерскому, глас 6 Псково-Печерская обитель,/издревле славная чудесы иконы Богоматерни,/многия иноки Богови воспита,/тамо и преподобный Корнилий/подвигом добрым подвизася,/чудную Богоматерь славя,/иноверныя просвещая,/иноки и многия люди спасая,/обитель же свою дивно украшая и ограждая./Тамо и мученичества венец/по многих летех пастырства своего доблестне прият./Темже воспоим, людие,/Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим,/яко дарова нам преподобномученика славна//и молитвенника о душах наших достоблаженна. Перевод: Псково-Печерская обитель, издревле славная чудесами иконы Богоматери, множество монахов Богу воспитала, там и преподобный Корнилий подвигом добрым подвизался, чудесную Богоматерь прославляя, иноверцев просвещая, монахов и многих людей спасая, обитель же свою прекрасно украшая и защищая. Там и мученический венец после многих лет пастырства твоего доблестно принял ты. Потому воспоем, люди, Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, как даровавших нам славного преподобномученика и молитвенника о душах наших достойного блаженства. Макарию Каневскому, архим. Овручскому, Переяславскому чдтв., глас 4 Христу, нас ради с Небес сошедшему,/последовал еси в подвизех твоих,/Макарие, отче наш./Егоже моли о нас, ублажающих тя,/прощение прегрешений даровати нам,/любовию же и смирением сердца наша озарити//и спасти души наша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-vel...

Через два дня (7 сентября 1678 года) мучители отсекли преподобному Макарию голову и бросили тело на площади. Христиане тайно ночью внесли святого в монастырскую церковь. Но враги подожгли храм, и все скрывавшиеся в нем погибли от огня и дыма. Когда захватчики ушли из монастыря, то уцелевшие жители города нашли тело преподобномученика нетленным. Словно живой, в одной власянице, с крестом на груди и с крестом в руках лежал преподобный. 8 сентября 1678 года христиане погребли его святые мощи под жертвенником храма. В 1688 году при перестройке монастырской церкви был открыт гроб преподобного и в нем обнаружено его нетленное благоухающее тело. В связи с опасностью нападения на Каневскую обитель 13 мая 1688 года святые мощи были перенесены в новопостроенный храм Михайловского Переяславского монастыря, а после его закрытия почивали с 4 августа 1786 года в Переяславском Вознесенском монастыре Полтавской губернии. В 1942 году мощи были перенесены в Троицкую церковь города Черкассы, а с 1965 года находятся в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы того же города. Память преподобномученика Макария совершается дважды: 7/20 сентября — в день преставления и 13/26 мая — в день перенесения святых мощей. Май 14 Исидор, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец Блаженный Исидор родился в Германии, в окрестностях, вероятно Бреннабора (или Браннибора, ныне — Бранденбург) в богатой славянской семье католического вероисповедания и, как говорит предание, был родственником Великого Магистра Немецкого ордена. В сердце его непрестанно отзывалось слово Господне: Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет, кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит, или что даст человек измену за душу свою (Лк. 16, 24, 26). Возбуждаемый сими спасительными словами, блаженный Исидор совлек с себя княжеские одежды и восприял юродство, или безумное Христа ради житие, как и апостол говорит: Но буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая (1 Кор. 1, 27). По глубокому убеждению в несостоятельности веры латинской перед судом совести и здравого рассуждения, блаженный Исидор «возлюби христианскую веру православную». И он в лохмотьях, с посохом в руке отправился в долгое странствование через многие города и страны, принимая повсюду насмешки, издевательства, а порой даже и побои. И великое показал святой Исидор терпение, одинаково перенося и хлад зимний, и летний зной. Днем странствовал, как юродивый, ночью же стоял на молитве и, плача, говорил сам себе: «О, Исидор! Многими скорбями подобает внити тебе в Царство Небесное, ибо только силою оно восхищается».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

384 Объявление игум. Афанасия: «Сапегою отослан (Луба) в Брест-Литовский Симеоновский монастырь к нему, Афанасию, учиться русской грамоте, по польски и по латыни, где находился семь лет» (Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 3). Поскольку после того до сентября 1644 г. Луба жил в Бресте «в езуитском монастыре больше 15 лет» (Соловьев С. История России с древнейших времен: В 29 т. М., 1851–1879. Т. 9 (далее – Соловьев С. История России. -Ред.), то оказывается, что Филипповичу Луба отдан был в 1622 г. См. переписку между Россией и Польшей в 1613–1644 гг. (Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. 1862. Кн. 4 (далее – Чт. ОИДР. -Ред.)). 387 Краткое описание жития св. Афанасия Филиповича, игумена Брестского, преподобномученика нового (Виленские епархиальные ведомости. 1864. 1). В конце жития сказано: «сочинено 1648 г.». В Синод. ркп. «о смерти славной памяти небожчика о. Афанасия Филиповича, игумена Берестейскаго православнаго, – повесть чрез послушников его списана, року 1648, сталой» (Указатель Синодальной Ризницы). 388 «Каждый может понять, писал преподобный, что если бы Луба был сын Мниш- ковой, то Мнишковы дали бы знать о своем участии. Прежде того из уст покойного Сапеги слышал я, будучи учителем, следующее: я просил ковра обить над кроватию его (Лубы); он с гневом громко сказал: это на что? Кто его знает, кто он таков? И едва приказал купить коврик и одеяло» (Соловьев С. История России. Т. 9). 389 Житие: «св. Афанасий потерпел на теле раны, укоризны, верыги в темницах, из коих первая была в Варшаве, вторую определили в Кракове». 391 Прошение к царю 1659 г. (Чт. ОИДР. 1848. 8). Первый универсал Хмельницкого, вызвавший к войне с ляхами, написан 28 мая 1648 г. (Акты Западной России. Т. V. 23). 392 Житие св. Афанасия (Литовские епархиальные ведомости. 1864). Славянский список жития, доставленный сочинителю, несколько разнится в словах от напечатанного текста. 395 Описание жития св. преподобномученика Макария Овручского. В нем много сведений о Каневской жизни прп. Макария, но показания хронологические неверны. Ошибки повторены даже во 2 изд. Словаря святых (Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, мест- но чтимых/Изд. 2, исправленное и дополненное. СПб., 1862).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Черкасская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Черкасской области [ править править код ] Черкасская епархия учреждена 30 декабря 1909 года как Киевское викариатство. К епархии относились приходы прилегающих к Черкассам районов, тогда как Умань, Чигирин, Канев имели своих викарных епископов. Войны и смуты после 1917 года, а затем борьба новых безбожных властей против Церкви привели церковную жизнь края в расстройство. Церкви и монастыри были закрыты, кафедра епископа передана обновленческой общине. В 1921 году епископ Назарий был отозван в Киев, а 16 февраля 1922 года канцелярия епархии была ликвидирована, монастырский двор со всеми строениями, кроме церкви, по решению местных властей передали под детский приют. При этом сохранились сведения о последующих Черкасских епископах вполть до 1930-х годов. Как и в прочих землях СССР, особенно много духовенства и верных мирян подверглись арестам, ссылкам и расстрелу во время гонений в 1930-1938 годах. Черкасская область оставалась в ведении Киевской кафедры вплоть до 1992 года, когда самостоятельная Черкасская епархия была образована решением Священного Синода Украинской Православной Церкви. Ее ведение простиралось на всю область до 8 мая 2008 года, когда из ее состава была выделена самостоятельная Уманская епархия. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] Собор Черкасских новомучеников празднуется 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Установлено решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 28 октября 1997 года, когда 103 Черкасских новомученика были причислены к лику святых. Прославление состоялось в Черкассах 26 мая 1998 года, в день памяти преподобномученика Макария Каневского. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года " 103 новомученика Черкасских " были включены в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Список прославленных 103-х святых новомучеников Черкасских Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Покровский Золотоношский Красногорский женский монастырь [ править править код ] Покровский Золотоношский Красногорский женский монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Черкасская_обл...

4. Примеры силы молитвы Господней I. Преподобный Елеазар, инок Соловецкой обители, подвизался за 20 верст от обители, на Анзерском острове. Немало пришлось ему претерпеть искушений от духа злобы. Раз явился ему искуситель в вид брата обители, с приглашением в обитель. Подвижник не хотел идти в путь, прежде чем совершить правило келейной молитвы, и стал на молитву. Но когда приходилось ему читать молитву Господню – “Отче наш”, мнимый брат выходил из кельи; подвижник изумлялся и продолжать молиться. Наконец, после нескольких опытов повторения той же истории, мнимый брат исчез без следа, а подвижник увидел, что если бы отправился он в обитель, то бурное море поглотило бы его. (Из кн. «Жития святых» архиеп. Филарета Гумилевского , янв. 13 д., стр. 159). II. К настоятелю Каневского монастыря, преподобномученику Макарию, жившему в XVII в., пришла скорбящая душою мать и просила его оказать помощь своему сыну, молодому человеку, который вел рассеянную жизнь. Преподобномученик взялся врачевать больного душою сына и то призывал его к себе, то бывал в доме матери, уговаривая сына прийти в себя. Рассеянный сын, долго не внимавший ничему, раз сказал, зачем принуждают его долго молиться. Преподобный отвечал: «Долгие молитвы совершают иноки по обету, и это к тебе не относится; но вот что относится и к тебе: оставаться тебе без молитвы – то же, что осудить душу на голодную смерть; читай одну молитву: «Отче наш» и в ней найдешь все – и свет Богопознания, и уроки для жизни, и утешение, и силу для духа; прочесть эту молитву со вниманием, думаю, не тяжело». Рассеянный сын послушался. И что же вышло? Прочтя раз молитву, он захотел прочесть ее в другой и в третий раз. Молитва до того понравилась ему, что он стал читать ее часто и, читая, учился добру – стал трудиться, стал жить внимательно к себе, переменился совсем и был утехой матери до гроба». (Из кн. «Ж. свв.» архиеп. Филарета Гумилевского , сент. 7 д., стр. 86). III. Проезжая Полтавской губернией на пути в Киев, один священник заехал на постоялый двор, чтобы покормить лошадей и отдохнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Блаженнейший митрополит Владимир с архипастырским визитом посетил Овручскую епархию 27 мая 2008 г. 19:55 26 мая, в день 330-летия перенесения честных мощей преподобномученика Макария, архимандрита Овручского, из Канева в Овруч, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир возглавил в Овручской епархии юбилейные торжества по случаю праздника. В этот день утром при въезде в Овручский район Житомирской области встречали архиепископ Овручский и Коростенский Виссарион и руководители области и города. По прибытию в Овруч митрополит Владимир совершил чин освящения памятника преподобномученику Макарию, установленного неподалеку от Свято-Васильевского женского монастыря города. После богослужения Блаженнейший владыка возложил к монументу цветы. В 2007 году была создана рабочая группа по вопросам строительства памятника и подготовлено письменное обращение к руководителям предприятий и жителям города о предоставлении благотворительной помощи на его построение. За полтора года были собраны средства для изготовления и установления монумента, который освятил Блаженнейший митрополит Владимир. Кульминацией празднования стало совершение Божественной литургии Предстоятелем Украинской Православной Церкви на площади перед Свято-Васильевским храмом. Его Блаженству сослужили: митрополит Луцкий и Волынский Нифонт , архиепископы: Черкасский и Каневский Софроний , Овручский и Коростенский Виссарион , Львовский и Галицкий Августин , Сарненский и Полесский Анатолий , епископы: Нежинский и Прилукский Ириней , Переяслав-Хмельницкий Александр , а также священники епархии. Свято-Васильевский храм построен святым равноапостольным князем Владимиром (в крещении Василий) в 997 году в честь своего небесного покровителя святителя Василия Великого. Построение каменного храма датируют Х столетием. Тогда же в нем появились уникальные фрески, которые до сих пор украшают храмовые своды. После богослужения возле памятника святому Макарию был совершен молебен преподобномученику. Кроме того, Архипастырь вручил некоторым благотворителям церковные награды. Так, губернатор Житомирской области Юрий Забела награжден орденом равноапостольного князя Владимира, мэр города Овруч Валерий Шваб орденом преподобного Нестора Летописца.

http://patriarchia.ru/db/text/412424.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010