отрок схимонах Боголеп, Черноярский, Астраханский Священномученик Иосиф, архиепископ Астраханский Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобномученик Макарий, архимандрит Овручский и Каневский Феодор Алексеевич (1676 – 1682) Мученик Павел Русский Цари Иоанн V и Петр I Алексеевичи (1682 – 1689) Мученик младенец Гавриил Белостокский Царь Петр I Алексеевич (1689 – 1721) Император Петр I Алексеевич (1721 – 1725) Преподобный Корнилий Переяславский Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский Святитель Питирим, епископ Тамбовский XVIII век Святитель Митрофан, епископ Воронежский Царь Петр I Алексеевич (1689 – 1721) Император Петр I Алексеевич (1721 – 1725) Святитель «Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский Святитель Димитрий, митрополит Ростовский Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский Преподобный Иов Анзерский Преподобномученик Пахомий Анна Иоанновна (1730 – 1740) Праведный Иоанн Русский, исповедник Святитель Иннокентий, епископ Иркутский Святитель Иоасаф, епископ Белгородский Елисавета Петровна (1742 – 1762) Святитель Павел, митрополит Тобольский и Сибирский Екатерина II (1762 – 1796) Святитель Софроний, епископ Иркутский Блаженная Ксения Петербургская XIX век Николай I Павлович (1835 – 1855) Преподобный Герман Аляскинский Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский Александр II Николаевич (1855 – 1881) Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский Александр III Александрович (1881 – 1894) Святитель Феофан, затворник Вышенский Николай II Александрович (1894 – 1917) Священномученик Иоанн Кочуров, протоиерей Царскосельский В. И. Ленин (1917 – 1924) Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Царственные мученики Преподобномученица вел. кн. Елисавета Феодоровна Преподобномученица инокиня Варвара Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский Священномученик архимандрит Сергий Мученик Иоанн Ковшаров И. В. Сталин (1924 – 1953) Мученик

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

В 1678 г. султан послал многочисленное войско турок и татар – взять Украйну для Юрия Хмельниченка. После осады Чигирина, «бусурманы, так говорит летописец, 25 августа пошли из-под Бужина вверх по Днепру. Дав себе отдых после военных беспокойств, подошли они к славному козацкому городу Каневу и сентября 4 взяв его опустошили и умертвили множество людей. Особенно в старинном и прекрасном монастыре Каневском, каневцы собрались во множестве и заперлись в большой каменной церкви, надеясь спастись здесь: но турки обложили церковь соломой и дровами, зажгли и задушили всех в церкви». 48 История пр. Макария передает следующие частности сего страшного события: неприятели окружили монастырь, где преподобный питал каневцев молитвою и постом: они старались выманить каневцев из обители; но это не удалось. Разрушив ворота обители, ворвались они в обитель. Преподобный Макарий стоял у ворот с крестом в руках. Они схватили его и тогда, как прочие рассыпались по кладовым и погребам, варвары начали бить преподобного, чем попало, и ругались над св. крестом. Преподобный молил их об одном – пощадить заключившихся в храме. Они вытащили его за монастырь и продолжали, бить без пощады. – Страдалец со взором, обращенным к небу, молился: «Господи! приложи мне веру, да верным окажусь пред Тобою». – Варвары, терзая святого, вынуждали сказать, где золото и имущество монастырское? Он отвечал: «мои сокровища на небе, – не собирал и не прятал я ничего». Варвары с насмешкой выслушали эти слова и отпустив тех, которых успели схватить в монастыре, послали сказать заключившимся в храме: пусть сдадутся и выдадут все, иначе ждет их смерть. Преподобный с теми же посланными послал сказать: пусть хранят св. веру и помнят слова Спасителя: аще терпим, с Ним и воцаримся, аще отвержемся, и Той отвержется нас. Варвары поставили преподобного между двух столбов и железным оружием стали крутить ноги его. Он молился и терпел. Они били его в грудь и по лицу и хотели было сдирать кожу, но кончили тем, что отрубили голову; тело святого тайно унесено было во храм. Варвары зажгли храм и уморили всех бывших в нем дымом. По уходе их из Канева, православные нашли в храме тело преподобномученика во власянице, с крестом на персях и с крестом в руке, – и оно было как бы живое. 49

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

во имя арх. Михаила и мон-рь. По царскому указу губернатор Киева кн. Д. М. Голицын в 1711 г. велел отвести место для построения келий и мон-ря «и на оном построивши монастир коштом своим» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-б. Л. 62). 8 нояб. 1713 г. состоялось перенесение мощей М. в новопостроенный Михайловский храм, к-рое возглавил еп. Захария. 14 авг. 1734 г. в мон-ре был сильный пожар, Михайловский храм сгорел, мощи М. переместили в монастырскую трапезную. 26 окт. 1734 г. мощи были перенесены в построенную часовню. В 1737 г. в мон-ре были сооружены новая трапезная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, ограда, кельи и колокольня. Мощи святого передали в ц. Благовещения, где они «явленно в раке опочивали». 13 мая 1750 г. мощи святого были перенесены еп. Никодимом (Сребницким) в отремонтированный Михайловский храм. В память об этом событии в Переяславле ежегодно 13 мая перед литургией совершался крестный ход вокруг храма с мощами святого. Именно в это время в город ежегодно прибывало наибольшее число паломников ( Долгорукий И. М. Путешествие в Киев в 1817 г./Примеч.: О. И. Бодянский//ЧОИДР. 1870. Кн. 2. Отд. 2. С. 68). В связи с закрытием Михайловского мон-ря мощи святого 4 авг. 1786 г. перенесли в переяславский Вознесенский мон-рь, где они находились в посвященном преподобномученику приделе, в кипарисовой раке, оправленной в серебро и вызолоченной в 1791 г. на средства Белгородского еп. Аггея (Колосовского) , жившего в мон-ре на покое. В 1942 г. их перенесли в Троицкую ц. в г. Черкассы (ныне Украина), в 1965 г.- в храм Рождества Пресв. Богородицы в том же городе. С 26 мая 2003 г. мощи М. почивают в черкасском Свято-Михайловском кафедральном соборе. Известны прижизненные чудеса М.: он исцелил ослепшего после болезни жителя Канева; вернул на праведный путь каневского судью-мздоимца, которому неоднократно посылал деньги с запиской: «Отдаю последнее, более не имею, пощади себя и меня» ( Недельский. 1895. С. 18). Своими наставлениями святой вернул матери нерадивого сына: с этим чудом связано «правило преподобномученика Макария» - практика постоянного чтения молитвы «Отче наш», благодаря к-рой юноша встал на путь исправления.

http://pravenc.ru/text/2561350.html

6. Святой Преподобномученик Макарий, архимандрит Овручский, происходил из г. Овруча (Волынская губ.) из фамилии Токаревских (а по некоторым, – Торских), поставлен был архимандритом – настоятелем Овручского Успенского монастыря – около 1657 года Лазарем Барановичем, архиепископом Черниговским и управлявшим тогда Киевской митрополией. Он был самым ревностным защитником Православия и русской народности в борьбе против всех козней унии и латинства. Раз латиняне вместе с униатами пришли толпой в Овручский монастырь, вызвали Преп. настоятеля и предложили ему – принять унию или спорить о вере. Преп. Макарий отвечал им: «Нет общения света со тьмою, вы оставили свет и возлюбили тьму, оставили предания Вселенских соборов и приняли предания лжи и вместо того, чтобы быть под главою Церкви Иисусом Христом, – преклонились под ноги западного властителя Церкви». Противники отвечали, что и они тоже имеют веру христианскую. На это Преподобный сказал им: «Покажите веру от дел своих. Христианские ли ваши дела, когда вы убиваете людей и истребляете заведения, воспитывающие христианское благочестие. О! Господь воздаст вам судом Своим за дела ваши, а мы – стоим и будем стоять в своей вере, пока будет стоять мир. Ваша же вера, уклонившаяся от Апостольской, рассеется, как мгла от света». Поляки не стерпели. Они вооружённой силою разорили обитель и город, и самого Макария заставили удалиться из Овруча (в 1671 году). Он ушёл в Киев и здесь, спустя некоторое время, был назначен настоятелем Каневского монастыря (1672–1678 г.), где 7 сентября 1678 года он и умер, будучи замучен татарами. Он был погребён в монастырской церкви – под жертвенником. Мощи его были открыты в 1688 году и перенесены в гор. Переяславль (Полтав. губ.), где они сначала были поставлены в полковой Воскресенской церкви, затем 8 ноября 1713 года перенесены были в церковь кафедрального Переяславского Св.-Михайловского монастыря и наконец в 1786 году (когда этот монастырь был упразднён) 4 августа они были перенесены в церковь Вознесенского Переяславского монастыря, где и ныне почивают. Память его чтится 7 сентября (в день его кончины) 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Она разделяется на две части: первая часть направляет мысли наши вверх, к Богу, которого честь, царство и воля должны быть первым предметом наших желаний, а вторая – низводит наши мысли на землю, направляет их на наши телесные и душевные нужды и потребности. В жизни св. преподобномученика Макария (св. преподобномученик Макарий из Овруча, что в 110 вер. от Киева, убит был татарами 7 сентября 1653 года), когда он был архимандритом Каневским, был такой случай. Одна скорбящая мать просила помощи преподобного: ее сын, молодой человек, вел самую рассеянную жизнь. Преподобный согласился исправить юношу и уговаривал его переменить порочный образ жизни. Юноша плохо слушал наставления святого и, наконец, как-то раз сказал преподобному Макарию: – «Зачем принуждают меня долго молиться?». – «Долгие молитвы – отвечал ему преподобный, – совершают иноки по обету, и это к тебе не относится. Но вот что относится к тебе: оставаться тебе без молитвы то же, что осудить душу на голодную смерть; читай одну молитву: «Отче наш», и в ней найдешь все – и свет богопознания, и уроки для жизни, и утешение, и силу для духа; прочесть эту молитву со вниманием, думаю, не тяжело». На этот раз рассеянный сын послушался. Он прочел молитву Господню и так она понравилась ему, что он стал читать ее чаще и чаще и читая учился добру. Скоро он совершенно переменился: стал внимателен к себе и трудолюбив (М.–Ч. на р. языке. Книга дополнительная – первая). Богатое сокровище заключается в молитве Господней! Чем больше смотрим мы на небо, тем больше открываем звезд; чем больше размышляем о словах молитвы Господней, которые есть дух и жизнь, тем больше различаем истин. В чувствах, которые должна выражать, и вместе с тем укреплять эта молитва , нет ничего такого, что могло бы разделять христиан и есть все, что должно их соединять. 32. Частные обязанности в отношении к ближним и обязанности в семейной жизни Почтение к родителям, пастырям церкви, как духовным отцам и руководителям, начальникам и ко всем старшим. Обязанность почтения к родителям заключается в 5-й заповеди Закона Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Наконец последнее, не подлежащее никакому сомнению доказательство того, что св. Макарий до поступления своего в Киевский монастырь действительно был прежде Архимандритом Овручским, мы имеем у того же Г. Максимович а в его статье, специально посвященной памяти Макария, под заглавием: «Биографическое примечание о преподобном Архимандрите Макарии Токаревском». В статье этой, первоначально помещенной в Полтавских Епархиальных Ведомостях 1865 г., 698 г. Максимович по поводу назначения Макария в Овруч прямо говорит, что «Архимандритство его здесь началось никак не раньше посвящения Лазаря Барановича во Епископы, последовавшего в Марте 1671 года, а прекратилось оно с разорением того монастыря весною 1671 г. После этого, заключает автор, Архимандрит Овручский получил место игумена Каневского». 699 Замечание это тем драгоценнее для нас, что, упоминая о разорении Овручского монастыря, г. Максимович сопоставляет его с нашествием Татар на Полесье, именно в 1671 г., 700 тогда как напротив о разорении Конева в это время история не имеет никаких сведений, а знает только о разорении его в 1678 г., последовавшем, как нам уже известно, одновременно с страдальческою смертью Макария в том же году. 701 – А отсюда, само собою явствует, как непосредственно личность св. Макария связывается с землею Волынскою, тем более что и сам он ни разу не разрывал этого союза, всегда именуясь столь присным ему наименовением Овручского даже в самом Каневе, и с этим именем оставшись и после своей кончины, как настоящей родной наш угодник и чудотворец Волынский в ближайшем, собственном смысла этого слова. – Память святого Преподобномученика Макария празднуется 7-го сентября в день его кончины. 702 II. Краткий очерк жизни Святителя Иннокентия, Епископа Иркутского, урожденца Волынского. Святой Иннокентий родился в конце XVII в. от древней Волынской дворянской фамилии Кульчицких и первые годы своей юности провел в Киевской Академии. 703 Здесь он обучался всем наукам тогдашнего образования и немедленно, но окончании курса учения, отказался от мира, постригся в Киево-печерской лавре и принял священство. В 1710 году Московская Академия требовала из Киева наставников из воспитанников Киевской Академии. Между другими выбор пал и на Свят. Иннокентия, который отправлен был в Москву вместе с двумя товарищами по назначению. Спустя четыре года после этого Св. Иннокентий получил звание префекта и в том же году (1714) переводен в Петербург в Александро-Невскую Лавру с званием соборного Иеромонаха. Здесь он выполнял также должность Обер-Иеромонаха по флоту, т. е., как говорит Пр. Филарет Черниговский , «был начальником флотских иеромонахов, надзирал за их поведением, разрешал сомнения их и о нуждах их духовных сносился с Синодом». 704

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Преображение Господне – двунадесятый праздник Православной Церкви, празднуется 6/19 августа. В этот день воспоминается явление Иисуса Христа в божественной славе трем избранным ученикам (Петру, Иакову и Иоанну) еще во время земной жизни Спасителя; «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» ( Мф. 17, 2 ). Традиция отождествляет не названную в Евангелиях гору, на которой произошло это событие, с галилейской горой Фавор (откуда происходит исихастский термин «Фаворский свет»). Событие П. Г. должно было укрепить в вере остальных учеников Иисуса Христа, в нем было мистически явлено Царство Божие на земле, показано то новое, преображенное, благодатное состояние, которое человек и мир обрели через воплощение Сына Божия и которое осуществится в общем воскресении. В праздник П. Г. совершается освящение плодов, отчего он получил в народе название «Яблочный Спас». Преподобномученик ( греч. σιομρτυς) – мученик, принадлежащий к числу монашествующих. П. составляют особый лик святых, поскольку существуют службы преподобномученику и преподобномученикам (Минея общая). П. появляются с распространением монашества (монахи, пострадавшие от гонений императоров–иконоборцев, от рук язычников и др.). Среди русских П. можно указать и на ряд иноков, замученных иноверными (архим. Макарий Каневский, † 1678), разбойниками (игумен Адриан Пошехонский, † 1550), униатами (игумен Афанасий Брестский, † 1648); из преподобномучениц наиболее известна великая княгиня Елисавета Феодоровна, Алапаевская († 1918). Именование П. связано с определенной традицией и не всегда является последовательным: П. могут называться просто мучениками, преподобными или (если святой имеет сан) священномучениками (например, сщмч. Кукша, инок Киевопечерского монастыря, проповедовавший вятичам и убитый ими в 1113г.). Преподобный ( греч. σιος) – человек, стяжавший святость на пути монашеского подвижничества. Святость П. понимается как высшее осуществление того образа и подобия Божия, которые даны человеку в творении. Особое почитание в Православии получили устроители монашеской жизни, основатели лавр и монастырей, такие, как святые Антоний и Пахомий Великие , а в России – Антоний и Феодосий Печерские , Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий , Нил Сорский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

В 1629 году при церкви был устроен Купятицкий Введенский Преображенский мужской монастырь , в стенах которого подвизались будущие святые преподобномученики Афанасий, игумен Брестский (+ 1648) и Макарий Каневский , игумен Пинский (+ 1678). Игумен Купятицкой обители Иларион (Денисович) написал сочинение «Описание чудес Купятицкой иконы Божией Матери», в издании которого участвовал также и Афанасий Кальнофойский , дополнив его своими толкованиями. Во второй половине XVII века монастырь был захвачен сначала католическими , а затем униатскими монахами. В 1655 году православные иноки во главе с наместником, архимандритом Лазарем (Барановичем) , покидая монастырь, взяли с собой икону Богородицы и перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор , где и поместили в ряду местных икон южного придела апостола Андрея Первозванного. Купятицкая икона Божией Матери К чудотворному Купятицкому образу Божией Матери прибегали с благоговением и почитанием не только украинские православные, но не забывали о своей святыне и белорусские верующие. В середине XIX столетия прихожане Купятицкого прихода обратились в Святейший Правительствующий Синод с прошением о возвращении из Киевского Софийского собора Купятицкой чудотворной иконы Божией Матери. Однако прошение было отклонено. Отказ был мотивирован тем, что икона «принадлежала не приходской церкви, построенной в 1822 году, а монастырю, ныне уже несуществующему, и перенесена в Киево-Софийский собор не предками просителей, но православными бывшего монастыря монахами 200 лет назад». Существуют сведения, что в Софийском соборе чудотворный образ пребывал до конца 1920-х годов. Дальнейшая его судьба неизвестна. Точный список с чудотворной иконы, написанный в XVII веке, находится в настоящее время в Свято-Николаевской церкви села Купятичи Пинского района Брестской области. Для поклонения святой Купятицкой иконе Божией Матери сюда ежегодно стекаются паломники со всей Беларуси. Купятицкая икона Пресвятой Богородицы представляла собой небольшой медный крест в 12 см длиной и столько же шириной . На одной стороне креста рельефно изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем на левой руке, на другой - Распятие.

http://drevo-info.ru/articles/4379.html

7 декабря), которого особенно чтила Супруга Грозного, благочестивая Царица Анастасия, и служба коему составлена ее старшим сыном, Иоанном. Просветители лопарей: преподобные Лазарь Мурманский († 1391. 8 марта), Феодорит, Митрофан и Трифон Печенгский или Кольский († 1583. 15 декабря). Преподобные: [преподобномученик] Галактион Вологодский († 1612. 24 сентября), приковавший себя к стене, убитый поляками; Иринарх, затворник Ростовский († 1616. 13 января), носивший длинную цепь; Симеон Верхотурский († 1642. 12 сентября); Иов, игумен Почаевский († 1651. 28 октября), все ночи проводивший в молитве в пещере, от великих подвигов покрытый язвами и гнойными струпьями, пятьдесят лет подвизавшийся на Почаевской горе и скончавшийся на сотом году подвижнической жизни; [священномученик] Макарий, игумен Каневский († 1678. 7 сентября); Дионисий, архимандрит Троицкий († 1633. 12 мая) и сонм других угодников Божиих, просиявших за это время на Русской Земле... Огромное влияние на русскую жизнь оказывали монастыри. «За стенами монастыря, – писал историк Соловьев, – грубым страстям давался полный разгул при первом удобном случае; в стенах монастыря один ест через день просвиру, носит власяницу, никогда не ляжет спать, но вздремнет иногда сидя, не выходит на свет из пещеры; другой не ест по целым неделям, надел вериги и закопался по плечи в землю... Неудивительно, что монастырь привлекал к себе многих и лучших людей». Из боярского рода происходили: Преподобный Сергий (ростовских бояр), святые – митрополиты: Алексий (черниговских Бяконтов-Плещеевых), Филипп (Колычевых); архиепископы: Казанские: Гурий (Руготиных) и Герман (Полевых); преподобные: Савва Вишерский (Борозды), Нил Сорский (Майковых), Кирилл Новоезерский († 1532 г., из дворян Галича), Галактион Новгородский (кн. Вельских), Григорий Пельшемский (из галичских бояр Лопотьевых); Корнилий Комельский (из ростовских бояр); Арсений Комельский († 1550. 24 августа; из рода бояр Сухаревых); Иаков Железноборовский († 1442. 11 апреля; из рода бояр Аносовых); Адриан Андрусовский († 1549.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

31 Собр. лет. 3, 17. 216; 4, 15. Сл. прим. 24. Повесть о построении Благов. мон. напеч. в памяти старин. литер. 1, 258 Уже Карамзин (2. пр. 414) заметил несправедливость повести – в том «будто Иоанн еще до поступления на кафедру построил каменный Благовещенский храм при помощи чудесно доставшегося золота». Бог не расточает чудес без нужды; а новгородская кафедра имела средства строить храмы и обители. (Новгородская кафедра 37–40. Спб. 1851 г. Беляева рассказы из р. ист. 2, 126. 127). Летопись указывает год храма. Равно принимать в значении истории повесть о путешествии св. Иоанна на бесе в Иерусалим значить выдавать за историю толки народные, ни на чем не основанные. Летопись: «они же (новгородцы) отняша у него (у архиеп. Сергия) ум волшебством и глаголаша: Иоанн чудотворец, что на бесе ездил, тот сотвори ему». Собр. лет. 6. 236. 34 Собр. лет. 3, 16. 126. 18. 216; 4, 16. Памятником Предтечевой церкви, софийской стороны, остается евангелие писанное «священником св. Иоанна Предтечи Максимом Тешиничем», замечательное и тем, что в нем во многих местах имя Спасителя писано: «Иис» (Чтен. общ. ист. 1861 г.). – По сказанию, св. Иоанн построил на свой счет храмы трех друзей Даниила, св. Илии, прав. Лазаря, св. Николая и Феодора Студита . – Но церковь трех отроков построена по смерти его братом его Григорием в 1189 г. (Собр. лет. 3, 20.) Храм св. Николая, каменный, на Городище, построен в 1165 г. кн. Святославом (Собр. лет. 3, 13. 215). 43 Макария новг. древн. 1, 71. 72. – О том, как изображали св. Иоанна иконописцы, см. «подлинник» Сахарова стр. 38. Спб. 1849 г. 44 Описание жития св. преподобномученика Макария овручского. В нем много сведений о каневской жизни препод. Макария, но показания хронологические – неверны. – Ошибки повторены даже во 2 изд. словаря святых. Спб. 1862 г. 45 Письма преосв. Лазаря в черн. епарх. извест. 1863 г. Преосв. Лазарь называл Макария своим «постриженцем» в том смысле, что в 1657 г. по смерти м. Сильвестра он управлял митрополией и поставил Макария в игумена овручского. – Ркп. житие говорит, что пр. Макарий посвящен и в иеромонаха, и в архимандрита м. Иосифом, новое издание словаря повторяет это известие. Но – тут очевидная ошибка.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010