«Спешу исполнить, – писал я Его Превосходительству, – ваше желание, препровождая вместе с сим по пяти экземпляров книжек – «Жития препод. Евфросинии Полоцкой», и «О перенесении части св. мощей ее». О денежном вознаграждении за эти брошюры не должно быть и речи. Если мне с Вами считаться, то, без сомнения, я останусь еще пред Вами в долгу. И так извольте раздавать, кому пожелаете, книжки эти gratis и, если угодно, от моего имени. Усерднейше благодарю Ваше Превосходительство за изъявляемую Вами готовность споспешествовать печатным словом к исполнению благочестивого желания Полочан видеть у себя родственную святыню. С сердечной признательностью прочитал и Вашу печатную заметку о нашем духовном торжестве. Но не могу сказать того же о послесловии к ней, приложенном Редакцией «Современных Известий». Автор этого послесловия едва ли прав в своем негодовании на Киевскую Иерархию. Не она виновна в том, что св. мощи Преп. Евфросинии, несмотря на усиленные ходатайства Полоцкой Иерархии, до сих пор остаются в Киевских пещерах. Передать эту святыню из Киева в Полоцк, в цельном ее виде, не во власти Киевской Иерархии, хотя бы она на сие и согласилась: это – дело высшего церковного священноначалия и даже Высочайшего соизво- —510— 1872 г. ления, точнее же сказать, дело премудрой и всеблагой воли Божией. Видно, что или не пришло еще время (если только определено судьбами Божиими когда-либо прийти ему), или мы, обитатели Полоцкой области, еще недостойны принять и сохранять у себя эту вожделенную святыню. Уделить же часть от нетленных останков Благоверной Княжны решился, по моему ходатайству, сам Высокопреосвященный Митрополит Арсений, не испрашивая на это особого разрешения; и эту малую по виду, но равно великую, как и весь состав телесный, по благодатной силе, частицу Св. мощей приняли, как я, так и вверенная мне духовная паства, с глубокой признательностью к досточтимому Киевскому Архипастырю. Отделением перста от нетленного тела препод. Евфросинии автор послесловия возмущается сам и опасается за возмущение чувства своих читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ты паки, мати, о Евфросиние, жителей града всех удобрение, Яже потщася икону святую внести из далны 3400 в страну Полотскую Из Царяграда, камо из Ефесе 3401 царь благоверный всечестно принесе. Твоего ради многа прошения, Российских деля стран украшения, Припади к стопам небеснаго Царя, да не лишит нас толикаго дара. Умоли паки возвращенней быти иконе святей, Полотск 3402 украсити Отчинный град твой, в нем же ты трудися, Христу жениху си уневестися, Ибо толико град наш украшает Девыя образ, и везде вславляет, Елико солнцем небо украшенно, светлыми звезды дивне упещренно. Полотску 3403 граду бе утвержение, столп, стена, помощь и ограждение. Ныне без него како нам пребыти? Аки без солнца, неудобно жити. Убо, о мати, припади за нами к Господу Богу твоими рабами, Да возвратит нам икону святую, просветит землю Белороссийскую. Моли прилежно и Деву Марию, да проявит нам милость свою сию. Да не небрежет 3404 отчинна ти града и не оставит правоверна стада. Удобно тебе мощно умолити, изволи токмо ходатийца быти, Моли за нами, о святая мати, храни ны в твоей выну благодати. Ея же аще ты ны не лишиши, вся на похвалу твою обратиши. По вся дни тебе будем величати, венец похвалы песней соплетати. Молитвы образ кадило Олтарь кадилный в храме ветсе бяше, на нем фимиам иерарх паляше. Еда Бог воню сладку обоняет и Своя чювства тою услаждает? Не буди тако верным непщевати; чювств тленных чюжд Бог, невесть обоняти, Но яко образ молитвы кадило, самое знамя за вещь Богу мило. Молитвы ко святым Егда молитвы к святым Божиим бывают, како, далече суще, слышат или знают? По естеству не могут слышати и знати, найпаче мыслей наших несть леть усмотряти. Их же един есть Господь совершенный Знатель, яко Сый Сердцевиден, тех же и Создатель. Паче естества убо святии то знают, о чесом людие к ним молбы возсылают. Се же егда Господа Бога созерцают, в Нем же, яко в зерцале 3405 , вся зрима бывают, Тогда молитвы нашя и вся, яже требе, и самыя помыслы видят они в небе, Иже во их похвалу и во честь бывают, да нам ползу во нуждах наших содевают. Молитися присно

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Эдмунд, как мог, организовывал сопротивление вторжению с целью защиты Англии от датчан. Так, в 868 году он сражался за освобождение Ноттингхема бок о бок с будущим королем Альфредом Великим. В земле восточных англов он также заботился о возведении и восстановлении защитных насыпей к востоку от Кембриджа, до сих пор известных как «Ров св. Эдмунда» в районе «Низин св. Эдмунда». Однако в 869 году огромное войско датчан вновь совершило нападение на земли восточных англов. Было ограблено множество монастырей, включая Эли и Сохам. Поздней осенью король Эдмунд дал сражение в селении Тетфорд в Норфолке. Несмотря на то, что враг понес крупные потери, король вынужден был отступить к деревне Хоксен в северном Суффолке, где и был схвачен датчанами. Эдмунд, всегда защищавший других, отказался защищать себя. Он остался верен Христу и со словами: «Мне одному подобает умереть за людей моих, дабы не погиб весь народ», отверг мирные предложения датчан, ценой которых было предательство веры. Датчане глумились над ним и избивали его. Эдмунд отказался стать вероотступником, заявив: «Ничто не может отлучить меня – живого или мертвого – от любви Христовой». Тогда мучители привязали его к дубу и стали нещадно стегать бичом, затем они выпустили в него несколько стрел из лука и наконец обезглавили короля, который непрестанно, вплоть до самой кончины, призывал имя Спасителя. Это случилось в понедельник, 20 ноября 869 года. Вслед за этим датчане покинули местность, бросив голову короля в находившиеся неподалеку заросли ежевики. Позже люди, пришедшие искать главу мученика, были уведомлены о ее местонахождении воем волкодава, стерегущего ее. Эдмунд был похоронен в часовне деревни Хоксен, и вскоре после его смерти начались чудеса. Самым необычным из этих чудес было то, что не минуло и одного поколения, как потомки тех самых датчан, которые его замучили, стали православными христианами и сами начали почитать убиенного ими короля как святого. В начале X века тело св. Эдмунда было перенесено в монастырский город Бедриксворт, впоследствии ставший известным под названием Бери Сэйнт Эдмундс (Bury St Edmunds – «Город св. Эдмунда»). В течение последующих столетий место упокоения святого сделалось великой святыней и превратилось в один из лучших и крупнейших монастырей Англии. Пять столетий подряд воитель Эдмунд считался святым заступником не только земли восточных англов, но и всей Англии. Поистине, святой Эдмунд был национальным героем, светом с Востока, «блаженным покровителем» земли восточных англов и всей Англии 899 . 3. Св. княгиня Евфросиния Полоцкая

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3 июля. 13 . Василий Блаженный Московский. 2 августа. 14 . Василько, князь Ростовский. 4 марта. 15 . Вячеслав, князь Чешский. 28 сентября. 16 . Владимир-Василий, великий князь Киевский. 15 июля. 17 . Всеволод-Гавриил, князь Псковский. 11 февраля. 18 . Гамалиил. 2 августа. 19 . Георгий, князь Владимирский, убит татарами. 4 февраля. 20 . Глафира дева, праведная (†ок.322). 26 апреля. 21 . Давид, сын князя Феодора Смоленского. 19 сентября. 22 . Дамиан и Косма из Асии, бессребреники. 1 ноября. 23 . Даниил, князь Московский. 4 марта. 24 . Димитрий, царевич Московский. 15 мая. 25 . Еввула, мать вмч. Пантелеймона. 30 марта. 26 . Евфросиния, княгиня Полоцкая. 23 мая. 27 . Евфросиния, княгиня Суздальская. 25 сентября. 28 . Евфросиния (в миру Евдокия), княгиня Московская. 7 июля. 29 . Елена, царица. 21 мая. 30 . Елена (Ольга), Великая княгиня Киевская. 11 июля. 31 . Зинон и Зоил, скончались в мире, неизвестно когда и где. 3 марта. 32 . Иоанн (в иночестве Игнатий), князь Волоцкий или Угличский (†1523). 19 мая. 33 . Игорь, князь Киевский и Черниговский. 5 июня. 34 . Илья Муромец. 19 декабря. 35 . Исидор Твердислов, юродивый Ростовский. 14 мая. 36 . Иаков, Боровицкий чудотворец, праведный (†ок. 1540) 882 . 23 октября. 37 . Клеопатра и ее сын Иоанн, умершие в мире в Палестине (связаны с мч. Уаром, IV век). 19 октября. 38 . Иоанн пресвитер. 9 октября. 39 . Иоанн Воин, жил при Юлиане в Константинополе. 30 июля. 40 . Иоанн, царь Персидский (до Крещения Моавия). 9 июля. 41 . Иоанн Устюжский, юродивый. 29 мая. 42 . Иулиания, княжна Ольшанская 883 , праведная, дева, умерла в 16 лет. 6 июля. 43 . Иуния, помощница ап. Андроника.17 мая. 44 . Юстиниан, император. 14 ноября. 45 . Константин Великий , император. 21 мая. 46 . Константин, сын Феодора, князя Смоленского. 19 сентября и 5 марта. 47 . Константин, князь Муромский. 21 мая. 48 . Константин Всеволодович, князь Ярославский. 3 июля. 49 . Корнилий сотник. 13 сентября. 50 . Лазарь, князь Сербский. 15 июня. 51 . Лонгин сотник. 16 октября. 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мощи благоверного князя Александра Невского вернулись в Россию Москва, 4 июня 2008 г. Ковчег с мощами святого благоверного князя Александра Невского вернулся из Белоруссии в Россию - в Смоленск, сообщили РИА Новости во вторник в Фонде Андрея Первозванного, организовавшего принесение святыни в ряд городов России и Белоруссии.  В российских епархиях с 10 мая мощам Александра Невского из Храма Христа Спасителя в Москве поклонились в общей сложности 132 тысяч человек. В Белоруссии, где святыня пребывала с 29 мая по 3 июня (в Минске, Бобруйске, Гомеле и Орше), к мощам приложились 55 тысяч верующих.  Принесение святыни вызвало в Белоруссии большой интерес, поскольку, как отметили в Фонда Андрея Первозванного, Александр Невский был женат на внучатой племяннице Евфросиньи Полоцкой Александре. Князь был благословлен в брак одной из основных святынь Полоцкого княжества, а затем Белой Руси - иконой Богородицы (Одигитрии) Эфесской, привезенной из Византии.  Кроме того, до пяти лет в белорусском городе Витебске при храме Благовещенья воспитывался сын Александра Невского - Василий.  Мощи святого князя будут находиться в Смоленске до церковного праздника - Вознесения, который будет отмечаться 5 июня.  У стен Смоленского Кремля во вторник святыню встретили иерархи Церкви, губернатор области, мэр города, курсанты академии ПВО, рота почетного караула.  У Вечного огня отслужили молебен. По случаю торжественного события также состоялся парад с участием военно-исторических клубов.  Мощи Александра Невского открыты для поклонения верующих в Успенском соборе Московского Кремля. 4 июня 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/26794.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверная княгиня мученица Евпраксия Псковская (+ 1243) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 16 окт. в день мученической гибели и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Евпраксия, в миру Евфросиния, была дочерью полоцкого князя Рогвольда и супругой псковского князя Ярослава — изменника, передавшегося ливонским рыцарям. Она основала в Пскове Иоанно-Предтеченский монастырь, постриглась и была, как думают, его настоятельницей. В 1243 г. она была убита своим пасынком в городе Оденпе (Медвежья Голова) и была погребена в своей обители. Около ее гроба стоял до наших дней посох и лежало описание ее чудес. • Муж княгини Евфросинии, в иночестве Евпраксии, бежал в Ливонию и женился вторично там на немке. Вместе с немецкими рыцарями он участвовал в набегах на русские земли. В 1243 г. св. блгв. княгиня приняла постриг в основанном ею монастыре во имя Иоанна Предтечи. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437789/

Arhiva La Minsk a fost marcat în rugciuni aniversarea a 55 de ani de la hirotonia arhiereasc a mitropolitului Filaret (Vahromeev) 25 octombrie 2020 12:29 24 октября 2020 года исполнилось 55 лет со дня архиерейской хиротонии почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева) . В этот день Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин совершил в домовом храме Минского епархиального управления в честь Собора Белорусских святых благодарственный молебен. За богослужением молились митрополит Филарет, настоятель прихода благоверного князя Александра Невского в городе Минске протоиерей Николай Коржич, настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря игумения Евдокия (Левшук), председатель Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по церковному искусству, архитектуре и реставрации, куратор проекта воссоздания Туровского креста XII-XIII веков Мария Нецветаева. Митрополит Вениамин огласил поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приветственный адрес Синода Белорусского экзархата по случаю знаменательной даты, преподнес владыке Филарету просфору и букет цветов в знак любви чад Белорусской Православной Церкви к своему Авве, а также вручил почетному Патриаршему экзарху юбилейную медаль в память 550-летия явления Жировичской иконы Пресвятой Богородицы и 500-летия Жировичского монастыря. Архипастыри благоговейно вложили в воссозданный Туровский крест частицу Честного и Животворящего Креста Господня — дар митрополита Филарета. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5710827...

В Минске молитвенно отметили 55-летие архиерейской хиротонии митрополита Филарета (Вахромеева) 25 октября 2020 г. 12:29 24 октября 2020 года исполнилось 55 лет со дня архиерейской хиротонии почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева) . В этот день Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин совершил в домовом храме Минского епархиального управления в честь Собора Белорусских святых благодарственный молебен. За богослужением молились митрополит Филарет, настоятель прихода благоверного князя Александра Невского в городе Минске протоиерей Николай Коржич, настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря игумения Евдокия (Левшук), председатель Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по церковному искусству, архитектуре и реставрации, куратор проекта воссоздания Туровского креста XII-XIII веков Мария Нецветаева. Митрополит Вениамин огласил поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приветственный адрес Синода Белорусского экзархата по случаю знаменательной даты, преподнес владыке Филарету просфору и букет цветов в знак любви чад Белорусской Православной Церкви к своему Авве, а также вручил почетному Патриаршему экзарху юбилейную медаль в память 550-летия явления Жировичской иконы Пресвятой Богородицы и 500-летия Жировичского монастыря. Архипастыри благоговейно вложили в воссозданный Туровский крест частицу Честного и Животворящего Креста Господня — дар митрополита Филарета. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5710498.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Благоверная Анна Новгородская — принцесса викингов, ставшая русской святой 8 мин., 23.02.2024 Благоверную Анну Новгородскую, больше известную ее современникам под именами Ингигерды или Ирины, можно без преувеличения назвать самой выдающейся женщиной эпохи. «Я ей не доверяю, потому, что она умнее конунга, но не хочу уклоняться от беседы с нею», — говорил о княгине норвежский военачальник Эймунд Рингссон. Житие Анны Новгородской Церковное предание говорит, что имя Анна вторая жена Ярослава Мудрого шведская принцесса Ингигерда (в православии Ирина), получила после принятия уже на закате своей жизни монашества. Сам святой благоверный князь Ярослав прославился как мудрый правитель: хотя ему приходилось почти постоянно вести войну, он, по словам летописца, воевать не любил. Во внешней политике Ярослав, как и его отец, святой князь Владимир, Креститель Руси, больше надеялся на дипломатию и взаимовыгодные отношения. Супруга была под стать ему: «Я ей не доверяю, потому что она умнее конунга (князя Ярослава. — Прим. ред. ), но не хочу уклоняться от беседы с нею», — говорил, как передает одна из саг, Эймунд Рингссон — норвежский военачальник, который командовал наемной дружиной на службе князя Ярослава. Алексей Транковский. Ярослав Мудрый и шведская принцесса Ингигерда Ингигерда родилась в 1001 году и была дочерью первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга. Дома она получила прекрасное образование, много изучала Священное Писание и знакомилась с основами государственного управления. Считается, что Ингигерда знала с детства славянский язык, так как её мать, королева Астрид, была дочерью ободритского князя (ободриты — союз славянских племен в VII–XII bb. — Прим. ред. ). Оказавшись на Руси, она взяла себе имя Ирина. Ингигерда была плоть от плоти своего сурового и воинственного народа, сильной и решительной: в скандинавской саге «Прядь об Эйдмунде» говорится, что Ярослав послал ее лично возглавить войско, отправленное им против полоцкого князя Брячислава. Позже, оказавшись в плену, она выступила миротворцем в споре между обоими князьями. Впоследствии ей же отводилась роль арбитра в спорах между этими правителями.

http://foma.ru/blagovernaja-anna-novgoro...

Их же из ига тяжка исхитити, Дабы в свободе христианстей жити. Чего блаженства и аз ти желаю, Молитвы о нем ко Богу возсылаю. Молю, да свет твой тако расширится, Нашего Солнца, да сотворитися Турская луна онем просвещенна, Чрез крещения тайну божественна. Мрачна их луна неверия тмою, Да просветится во вере тобою... 396 Однако ж, и в этих поздравительных стихотворениях, не смотря на их краткость и совершенно частное значение, Симеон не стеснялся вплетать своекорыстные тенденции, имеющие отношение к его личному благосостоянию. По примеру прежнего времени, ловкий стихотворец, выражая здесь различные благожелания государю, искусно присоединял к ним свои просьбы об оказании ему особого царского благорасположения и милости. Просьбы эти обыкновенно были помещаемы им в самом конце приветствий и нередко сопровождались указаниями на его усердную и полезную службу, в подобном роде: ...Моля, да светлым оком всегда на мя зриши, В милости царстей раба ти храниши, Иже во службе всяцей имам верен быти, Донелиже Господь Бог даст ми в мире жити 397 . Кроме этих мелких стихотворных приветствий, украшавших обыкновенные дворцовые празднества и составляющих здесь явление совершенно обычное и заурядное, Симеон Полоцкий в случаях особенно торжественных являлся во дворец с более уже значительными произведениями своими в этом роде. И в этом отношении, подобно предыдущим опытам, он только следовал своему прежнему обыкновению. В ознаменование выдающихся печальных или радостных событий в государевой семье, Симеон, по примеру прежнего времени, составлял особые более или менее пространные стихотворные книжицы и подносил их государю, как выражение своего глубокого участия в его радости и скорби. Мы видели уже, что по смерти царя Алексея Михайловича он представил его преемнику свои стихотворные «Плачи» по нем; а когда совершилось венчание на царство нового государя, Симеон постарался воспрославить такое радостное событие в своей «Гусли доброгласной». Это были самые обширные и наиболее затейливые стихотворные произведения, написанные им в царствование Феодора Алексеевича. – Однако ж и такими выдающимися опытами стихотворного искусства изобретательность Симеона в этом направлении деятельности вовсе не истощилась. В июле месяце 1680-го года, по случаю бракосочетания государя, он поднес ему новое стихотворное произведение свое, написанное в том же роде, хотя и значительно меньшее по размерам. Это было: «Приветство Благочестивейшему, Тишайшему Самодержавнейшему великому Государю Царю и великому князю Феодору Алексеевичу всея великия и малыя и белыя России Самодержцу о благословенном во святое супружество поятии Благоверныя Царицы и великия княгини Агафии Семеновны». Подносимое стихотворное приветствие Симеон украсил изображениями виноградных кистей, как эмблемы плодородия, и в заключении его прибавил следующее обращение к новобрачной чете, имеющее отношение к самой личности стихотворца:

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010