В тридцатые годы ХХ столетия церковь была закрыта и использовалась под хозяйственные нужды. В 1986 году она частично обрушилась. Летом 1994 года могила преподобного Корнилия Молчальника была вскрыта неизвестными злоумышленниками, святые мощи - разбросаны по храму и частично по дороге. Местные жители с благоговением собрали части мощей и передали их монахам вновь открывшегося в 1993 году Никитского монастыря. Но поскольку эта святыня испокон веков принадлежала Смоленско-Корнилиевской церкви, которая ныне приписана к Никольскому монастырю, по благословению архиепископа Михея 4 августа 2000 года торжественным крестным ходом было осуществлено перенесение мощей преподобного Корнилия из Никитского мужского монастыря в Никольскую обитель. Мощи прп. Корнилия, Перславского чудотворца, поставлены для поклонения в Благовещенском храме обители. Помимо мощей Корнилия, в этом храме находятся ещё и мощи святого благоверного князя Андрея Смоленского, обретённые в том же 2000-м году и по благословению Высокопреосвященнейшего Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, поставлены для поклонения в том же Благовещенском храме. Наместник Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии архимандрит Авель (Македонов) передал в дар Никольской обители частичку мощей Святителя Николая, теперь она помещена в древний образ святого покровителя обители, также находящийся в Благовещенском храме. От наместника Китаевой пустыни города Киева архимандрита Прохора (Костюченко) были получены 89 частиц мощей Киево-Печёрских святых, под которые выполнен вызолоченный ковчег мастером П. Г. Екушевым на средства благотворителя обители В. И. Тырышкина в 2002 году. Настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумения Анфиса (Шевердяева) передала обители частицу мощей преподобной княжны Евфросинии Полоцкой. Иконостас Благовещенского храма украшает древний образ Спаса Нерукотворного, переданный из запасников Спасо-Преображенского музея-заповедника города Ярославля. Эти великие святыни изливают благодать, даруют помощь и утешение всем приходящим к ним с верой и любовью.

http://sobory.ru/article/?object=05680

Предметом особого попечения преподобной Евфросинии был основанный ею Богородицкий мужской монастырь. Для чего святая просила патриарха Константинопольского Луку (1156–1169) и византийского императора Мануила (1143–1180) прислать ей список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери, некогда написанный святым евангелистом Лукой. Ефесская икона Божией Матери известна также под названием Корсунской. В 1239 году она была перенесена в собор города Торопца по случаю венчания благоверного великого князя Александра Невского († 1263; память 23 ноября/6 декабря) и дочери князя полоцкого Брячислава. Преподобная игумения, заботливая о славе имени Божия, усердно заботилась и о спасении сестер своих о Господе. Древний жизнеописатель передает трогательную беседу, которой она возбуждала их подвижничество. «Я собрала вас о Господе, — говорила преподобная, — как кокош собирает птенцев, собрала словесных овец на духовную пажить. Паситесь же на заповедях Господних; возрастайте в добродетелях от силы в силу, чтобы я с радостью заботилась о вашем спасении и видела с утешением духовные плоды трудов. Стараюсь я сеять в вас слова Божии; но сердечные нивы ваши не остаются ли в прежнем виде? они не зреют; а время жатвы близится и лопата готова, чтобы отделить плевелы от пшеницы. Страшусь, не нашлись бы между вами плевелы и не преданы бы были огню неугасимому. Старайтесь, молю вас, старайтесь сохранить себя от греха и спастись от геенны. Творите из себя чистую пшеницу Христову, измелитесь в жерновах смирения, трудами постническими, чистотою, любовию, молитвами, чтобы быть хлебом сладким для Бога». Свою просветительную деятельность и труды по устроению монастырей святая Евфросиния совмещала с заботой об умиротворении соседей, предотвращая ссоры и распри между князьями, боярами и простыми людьми. Всем желавшим жить благочестиво преподобная давала духовные советы в соответствии с предписаниями Святой Церкви. Зная силу ее молитвы, многие приходили к ней за духовной помощью и обретали ее. Устроив обитель свою, дав ей правила, преподобная Евфросиния уже в преклонных летах решилась выполнить давнее желание свое — посетить святые места Палестины. Вверив обитель сестре своей Евдокии, преподобная отправилась на восток в сопровождении князя Давида и сестры Евпраксии. На пути своем она встретилась с императором Мануилом, шедшим против венгров; потом в Константинополе была встреча с патриархом Лукою. Она посетила Святую Софию, поклонялась святыням и в других местах столицы восточной и продолжала путь в Иерусалим. Здесь, остановясь в русском монастыре Пресвятой Богородицы, святая княжна несколько раз ходила на поклонение Живоносному Гробу Господню и поставила над ним лампаду. Потом обошла разные места, ознаменованные жизнью Спасителя, и в Русском монастыре занемогла. После 24 дней болезни предала дух свой Господу 23 мая 1173 года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Множество священномучеников и исповедников советской поры, наряду с крестьянским, имели священническое происхождение. Они рождались в семьях обычных приходских священников (многодетных, как правило) и шли по проторенному пути: духовное училище, семинария, академия, монашеский постриг, архиерейство, труды ради Господа, гонения. И надо вникнуть также в то, чем был простой поповский быт в те годы, когда из многодетных священнических семей выходили церковные ученые, богословы, проповедники и исповедники. Это тоже был традиционный, неспешный, благочестивый быт, полный трудов и чуждый изобилия удовольствий. “Крестьяне” – это несколько изменившееся в звуке “христиане” Россия начала XX века – крестьянская страна. Откуда еще и браться святым в крестьянской стране, как не из крестьян? Но крестьянство – это не имя, указующее на род занятий или место жительства. Тогда бы предки в виде самоназвания избрали слово «землепашец» или «селянин». «Крестьяне» – это несколько изменившееся в звуке «христиане». Самоназвание русского народа проистекало из веры, а не рода занятости. В этом смысле купцы, ремесленники и дворяне тоже были «крестьяне». Во всех сословиях зарождалась и появлялась святость. Из купцов был преподобный Серафим Саровский . Из дворян – Симеон Верхотурский . Но, безусловно, дворянство в количестве прославленных святых от крестьянства и купечества отстает. И дело именно в быте, в характере воспитания, в закалке, полученной с детства, или ее отсутствии. Причем достойно внимания: на заре христианской истории на Руси святость ассоциировалась с княжеским служением. Не только потому, что князья часто заслуживали имя благоверных. Народ еще был неучен. А близ князей были епископы, а значит – грамотность, книги, богослужение. Княжеские и боярские дети часто уходили в монастыри ( Евфросиния Полоцкая , Сергий Радонежский , Варлаам Печерский и т.д.), сами князья покровительствовали духовному строительству, образованию и носили в душе монашеский идеал. А народ в массе своей только пропитывался новой верой, на что закономерно уходили столетия. Зато в ближайшие к нам исторические эпохи уже не княжеские дети принимали постриг, а крестьянские. И не княжеские устремляли мысль к Иерусалиму Небесному, а простые мальчишки и девчонки из земель Рязанских, Тверских, Тамбовских, Пермских. Совершилась смена первенства на пути к Царству Небесному.

http://pravoslavie.ru/87588.html

В субботу по Воздвижении Патриарший экзарх всея Беларуси освятил Никольский храм в деревне Пережир Минской области 2 октября 2021 г. 19:32 2 октября 2021 года, в субботу по Воздвижении, Патриарший экзарх всея Беларуси, временный управляющий Борисовской епархией митрополит Минский и Заславский Вениамин совершил чин великого освящения храма святителя Николая Мирликийского в деревне Пережир Пуховичского района Минской области и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Борисовской епархии, благочинный II Борисовского округа, настоятель храма благоверного великого князя Димитрия Донского в городе Борисове Минской области протоиерей Сергий Башкиров, благочинный II Пуховичского округа, настоятель храма Рождества Христова в поселке Дружный Минской области протоиерей Виктор Машлякевич, настоятель Никольского храма протоиерей Анатолий Солдатов, настоятель храма преподобной Евфросинии Полоцкой в городском поселке Руденске Минской области иерей Михаил Романенков. Диаконский чин совершил клирик кафедрального собора Воскресения Христова в городе Борисове диакон Владимир Букштунович. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Натальи Казакевич. На малом входе протоиерей Анатолий Солдатов был удостоен права ношения палицы. Во время богослужения были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира белорусскому народу и  прекращении распространения вредоносного поветрия. Проповедь перед причастием произнес иерей Михаил Романенков. По заамвонной молитве было совершено поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. Затем митрополит Вениамин обратился к духовенству и мирянам со словом назидания. В дар храму Патриарший экзарх передал напрестольный крест и богослужебное Евангелие. Патриарший экзарх поздравил протоиерея Анатолия Солдатова с освящением Никольского храма и его личными памятными датами — 60-летием со дня рождения и 25-летием иерейской хиротонии — и подарил ему памятный подарок. Особо потрудившиеся в деле строительства храма прихожане были отмечены грамотами и благодарностями Борисовской епархии. Протоиерей Анатолий Солдатов приветствовал митрополита Вениамина от имени прихода. Поблагодарив владыку за освящение храма и радость совместного служения, настоятель преподнес Его Высокопреосвященству на молитвенную память икону святителя Николая Мирликийского. В завершение Патриарший экзарх поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал верующим архипастырское благословение. Официальный сайт БПЦ / Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

932 Успенский Б. А. Царь и Патриарх: Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское осмысление). М., 1998, с. 344–345. 936 Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года. СПб., 1998, с. 125. В составленной в XVII веке по благословению Патриарха Никона «Описи книгам в степенных монастырях» среди рукописей, находившихся в Кирилло- Белозерской обители, названа «Книга на еретики Ноугородские писменая владыки Афанасия, в полдесть» (Опись книгам, в степенных монастырях находившимся, составленная в XVII веке//ЧОИДР. М., 1848. 6, с. 21). Очевидно, ее появление в обители преподобного Кирилла Белоезерского связано с епископом Афанасием. 941 Маштафаров А. В. Опись архива Кирилло-Белозерского монастыря 1591 года//Русский дипломатарий. М., 2001. Вып. 7, с. 366. 942 Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря... с. 86. В Кирилло-Белозерском монастыре погребены также и другие представители рода Палецких: князь В. Д. Палецкий, его отец Д. Ф. Палецкий, «инок Дионисей» ( Никольский Н. Кирилло- Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397–1625). Т. 1. Вып. 1. СПб., 1897. Прил. с. XLVI). Позднее по повелению Иоанна Грозного в монастыре был пострижен Б. Д. Палецкий с именем Боголеп (Там же с. LI). В кормовой книге названы также инокиня Марфа, жена Д. Ф. Палецкого (Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло- Белозерского монастыря... с. 63), А. Д. Палецкий (Там же с. 54), Ф. Д. Палецкий (Там же с. 68), Давид Палецкий (Там же с. 81). Корм об иноке Дионисии и его брате князе Давиде Палецком творился в Иосифо-Волоколамском монастыре 11 сентября (Das Speisungsbuch von Volokolamsk... S. 29, 31). 945 Никольский Н. Кирилло-Белозерский монастырь... с. LVI. Позднее местный автор XVIII века писал: «Преосвященный Афанасий архиепископ Суждальский бе в лето 7060, при нем Быша чудеса от гроба преподобный благоверный княжны Евфросинии Суждальския чудотворицы, о чесом в житии ея писменном сущем во обители Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея ризы положения, идеже подвизася. – Преставися в Суждале и положен в соборной церкви в предолтарии у южных врат». – Федоров А. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале//Временник Московского общества истории и древностей Российских. Кн. 22. Материалы. М., 1855, с. 31. Однако указание о его погребении в Суздале было в свое время уже оспорено (См. Титов А. А. Суздальская иерархия... с. 57–58).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

18-го числа писал я в Петербург Высокопреосвященному Арсению, Митрополиту Киевскому: «Имею честь препроводить при сем к Вашему Высокопреосвященству экземпляр изданной, по моему распоряжению, книжки «О принесении части св. мощей Преп. Евфросинии, Кн. Полоцкой, из Киева в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь». Благоволите принять, Высокопреосвященнейший Владыко, это малое приношение как знак глубокой душевной признательности за великий и священный дар, коим соизволили Вы, Милостивейший Архипастырь, осчастливить вверенную моему духовному попечению паству и в особенности Полоцкую Спасскую Обитель. Отец щедрот и всякой утехи да утешит за сие, по молитвам Благоверной Княжны Евфросинии, своими благодатными утешениями Ваше любвеобильное сердце и да ущедрит Вас своими преизобильными дарованиями! Приветствуя Ваше Высокопреосвященство с приближающимся великим праздником Христова Рождества и испрашивая Ваших святительских молитв и благословения, с —496— 1871 г. глубоким высокопочитанием и преданностью имею честь быть» и проч. В ответ на это Его Высокопреосвященство почтил меня (от 26-го ч.) следующими строками: «Примите, Ваше Преосвященство, искреннейшую благодарность за поздравление меня со всерадостнейшим праздником Рождества Христова. Приветствуя Вас взаимно с теми же многознаменательными днями во святой Православной нашей церкви, от всего сердца молю обновившего древле рождеством Своим, обновляющего ныне Своею благодатною силою времена и лета, Христа Бога нашего, да умножит Он дни Ваши ко славе имени Своего Святого и для благотворного служения Его святой церкви. Поручая себя с паствой святительским молитвам Вашим с истинным почтением и совершенною преданностью, имею честь быть Вашего Преосвященства покорнейшим слугою Арсений М. Киевский. Р. S. С особенным удовольствием прочитал я Ваше мастерское описание принесения мощей преподобной Евфросинии, душевно благодарю Вас за сей добрый подарок Ваш мне для нового года. Да продолжит Господь милость свою и к Вам, и к пастве Вашей в явлении духа и силы в чудотворных мощах древлецарственной подвижницы веры и благочестия».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вспомним, что столетия тому назад в Великом княжестве Литовском стабильный религиозный мир и конфессиональное добрососедство были нормой жизни, потому что это отвечало главным жизненным ценностям и государства, и народа. За этими ценностями стоят имена преподобной Полоцкой игумении Евфросинии, сонма святителей во главе с Кириллом, епископом Туровским, первых христианских мучеников нашей земли Антония, Иоанна и Евстафия Виленских... Это состояние сохранялись и до, и после Люблинской унии 1569 года, когда Литовское княжество объединилось с Польшей. Принципы религиозной свободы были закреплены и в постановлениях Варшавской конфедерации 1573 года, и в Уставе Великого княжества в 1588 году, написанном, кстати, на старобелорусском языке. Нас многое может удивить и восхитить в том положении юридических, конституционных, этических дел, которое существовало в те времена. Такое положение позволяло укреплять и развивать естественную религиозность многонационального и многоконфессионального народа и определяло особый наднациональный стиль решения важнейших вопросов национального бытия. Можно лишь сожалеть о том, что этот период начал разрушаться по мере приближения 1596 года и был окончательно прерван недостойным заключением Брестской церковной унии... Не могу не вспомнить, как незадолго до этого трагического события Киевский воевода – благоверный князь Константин Константинович Острожский 24 июня 1595 года в окружном послании к православному духовенству и мирянам призвал их твердо стоять в православной отеческой вере. Это был призыв-ультиматум без права на историческую ошибку и без всякого намека на дипломатическую уклончивость или тонкую игру. " Мы не воздух и не ветер пасем, но единую истинную веру исповедаем и ее соблюдаем " , – вот какими словами он взывал к своим единоверным соотечественникам. И вообще вся его жизнь, вся деятельность этого героического человека, этой по-своему трагичной личности была примером твердости в вере и гибкости в средствах ее защиты и укрепления. – В юности Вы получили музыкальное образование: оно Вам каким-то образом пригодилось? Есть ли у Вас любимые исполнители, бываете ли Вы на концертах?

http://religare.ru/2_74775.html

Тело почившей преподобной, по ее завещанию, погребено было в обители прп. Феодосия, в паперти храма, там, где покоились матери преподобных Саввы и Феодосия. 3 октября 1187 года Иерусалим завоевал султан Саладин, который потребовал от христиан в пятидесятидневный срок покинуть город, предварительно выкупив свою жизнь. Монахи русского монастыря, возвращаясь на родину, взяли с собой святые мощи русской княжны, которые были перенесены ими в Киево-Печерскую лавру. В 1910 г. мощи прп. Евфросинии были торжественно перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь, где они покоятся в настоящее время. Прп. Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества. Паисий Галичский, преподобный Преподобный Паисий Галичский, игумен, а потом архимандрит в обители Успения Богоматери, располагавшейся на берегу озера, недалеко от города Галича. Неизвестно, где родился он, от каких родителей и где принял иноческий образ, ибо сего не обретается в писаниях. Неизвестно кем и когда построен Галичский монастырь. Обретается лишь в древних летописях Галичских, что при княжении Димитрия Донского († 1389), некто боярин Иоанн, прозванием Овин, жил близ города Галича, и подле его дома был монастырь с церковью ветхою во имя святителя Николая. Когда храм святителя и чудотворца Николая обветшал, вместо него при благоверном московском князе Димитрии Донском был выстроен новый. Пожертвования на строительство были переданы боярином Иоанном (Овином), получившим от некого незнакомца образ Пресвятой Богородицы с условием, что он построит церковь в честь Ее славного Успения. Таким образом после сооружения нового храма Никольский монастырь стал именоваться Успенским. В 1433 году, пострадав от междоусобных распрей между великим князем московским Василием Васильевичем Темным и его родным дядей Георгием Димитриевичем Галичским, Успенский монастырь лишился и своей главной святыни — образа Божией Матери, ради которого строилась церковь Успения. Великий князь московский решил взять его с собой в Москву. Однако чудесным образом икона Пресвятой Девы вновь оказалась на прежнем месте. Это событие еще более прославило икону, к которой стали приходить на поклонение многочисленные паломники.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Владыко небеси и земли, Предвечный Боже! Ты весь мир сотворил премудростию Твоею и Духом Святым всех просвещаеши, оживляеши и укрепляеши. Ты людской род тако возлюбил, что и Сына Своего Единороднаго на землю послал, дабы все, кто уверовал в Него, стали чадами Твоими и наследниками Небеснаго Твоего Царствия. Смиренно молим Тебе, Владыко, заступи землю нашу Белорусскую и народ ея, остави нам прегрешения наша вольная и невольная, ниспосли нам дар смирения, рассуждения и страха Твоего и избави от бед и искушений. Низпосли, Господи, мир Твой на предержащие власти страны нашея и на всех, живущих в ней. Не предаждь нас служити суете и неправде, но да призрим на вся заповеди Твоя и потщимся ко исполнению их. Даруй благодать и ревность о имени Твоем и о правде Твоей и вся ко временному житию потребная, предстательством и покровом Пречистыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, молитвами в земле Белорусстей просиявших, святителей: Мины, Дионисия и Симеона Полоцких; Кирилла и Лаврентия Туровских; Георгия Могилевскаго; святых благоверных князей Ростислава Киевскаго и Бориса Туровскаго; святыя благоверныя княгини Евпраксии Псковския; преподобныя Харитины, княжны Литовския; священномученика Макария, митрополита Киевскаго, священномучеников архиепископов: Павлина, Гавриила, Иоанна и Митрофана; святых преподобномучеников: Афанасия Брестскаго, Макария Пинскаго; Серафима Жировицкаго; священномученика архидиакона Никифора; преподобных: Мартина Туровскаго, Елисея Лавришевскаго, Геннадия Могилевскаго, Феодора Острожскаго; преподобныя и богоносныя матери нашея Евфросинии, игумении Полоцкия; преподобныя Манефы Гомельския; святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских; мученика младенца Гавриила Белостокскаго; святаго праведнаго Иоанна Кормянскаго; святых и праведных Софии Слуцкия и Иулиании Ольшанския; святыя блаженныя Валентины Минския и святых новомучеников и исповедников земли Белорусския, и всех святых Твоих, с ними же вкупе Тебе славу, благодарение и поклонение возсылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://pravicon.com/info-1873

И ниже в этой службе говорится: «Яко шипок, процвел еси в цветнице пощения, яко благовонный крин, яко яблоко благовонно, и благоухал еси всех благочестивых души и сердца» 621 . Преподобномученица Евдокия († ок. 160–170; пам. 1 марта): «От терновыя прелести, яко шипок, богомудрая, слакоуханен, израсла еси красно и верных облаговонила еси души, Евдокие» 622 . Преподобный Кассиан Римлянин († ок. сер. V в.) писал аскетические творения: «Яко шипок сладковонен, нас благоухают Богодухновенная словеса Божественнаго языка твоего» 623 . Благоверный князь Даниил Московский (†1303; пам. 4 марта) – хронологически первый князь, святой монах-подвижник и покровитель града Москвы. В службе ему Первопрестольный град сравнивается с садом, в котором он успешно трудился: «Трудолюбный Богосажденнаго сада делатель, досточудных исправлений великокняжескаго начальства, доброуханную кассию 624 насадивый и благорасленую постническаго воздержания в схимонахоангельском пребывании смирну 625 в боголюбивом сердце твоем вкоренивый, святе Данииле» 626 . Незадолго до крестных страданий Христос совершил вход в Иерусалим, жители которого, как говорится в Евангелии, радостно Его встречали с пальмовыми ветвями ( Ин.12:13 ), т.е. с ваиями 627 . Поэтому в службе празднику называются «ветви добродетелей» 628 , «Ваиа добродетелей» 629 . Иерусалимские дети «восхвалиша с ваием и ветьми» Христа 630 , «резаху ветви от древес» 631 , «ветви садов людие ношаху» 632 . Вспоминая это историческое событие «и мы ветви масличныя носяще и ваиа, благодарственно... вопием: Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне» 633 . На Руси в этот праздник храмы украшались вербами. Поэтому этот вид растений встречается в русской гимнографии. В службе преподобной Евфросинии Полоцкой (†1173; пам. 23 мая) гимнограф переложил слова 136 псалма: «Плодолетными вербами телесное деяние, яко на Вавилонстей реце, повесивши, в бури житейстей возопила еси: аще забуду тя, Иерусалиме, не предложивши в начале веселия, забвена буди десница моя и язык мой прильпни гортани моему» 634 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010