16 . Преподобнаго Феодора Освященнаго, ученика святаго Пахомия. Преподобнаго Ефрема Перекомскаго, Новгородскаго чудотворца. 17 . Святаго апостола Андроника и иже с ним. 18 . Святаго мученика Феодора, иже во Анкире. Святых мученик Петра, Дионисия и иже с ними. Святых седми дев. 19 . Святаго священномученика Патрикия, епископа Прусскаго, и иже с ним. Преподобнаго Корнилия, Комельскаго чудотворца. Святаго благовернаго князя Иоанна Угличскаго. 20 . Святаго мученика Фалалея. Обретение честных мощей иже во святых отца нашего Алексия, Московскаго и всея России чудотворца . 21. Сретение Владимирския чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы. Святаго равноапостольнаго царя Константина и матере его царицы Елены. Святаго благовернаго князя Константина и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. 22 . Святаго мученика Василиска. 23 . Преподобнаго Михаила, епископа Синадскагр. исповедника. Обретенне честных мощей иже во святых отца нашего Леонтия, епископа Ростовскаго, чудотворца, Собор Ростово-Ярославских святых. Преподоб- ныя Евфросинии, игумении Полоцкия . 24 . Преподобнаго Симеона Столпника, иже на Дивнеи горе. Преподобнаго Никиты, столпника, Переяславскаго чудотворца. 25. Третие обретение честныя главы святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 26 . Святаго апостола Карпа, единаго от седмидесяти. Святаго великомученика Георгия Новаго. 27 . Святаго священномученика Ферапонта. Обретенис честных мощей преподобнаго Нила, иже на езере Селигере, на острове, зовомом Столобное, новаго чудотворца. Праведнаго Иоанна Русскаго, Исповедника . 28 . Преподобнаго Никиты, епископа Халкидонскаго. Преставление иже во святых отца нашего Игнатия, епископа Ростовскаго, чудотворца. 29 . Мученицы Феодосии. Святыя преподобномученицы Феодосии. Преставление святаго блаженнаго Иоанна, Христа ради юродиваго. Устюжскаго чудотворца. Празднование иконе Божия Матере, именуемой Споручница грешных. 30 . Преподобнаго Исаакия, игумена обители Далматския. 31 . Святаго апостола Ерма. Святаго мученика Ермия .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

21го ч., после ранней литургии в Струнской церкви, Святыня двинулась, несомая на раменах священнослужителей, к Полоцку. На встречу ей я вышел из Полоцкого Богоявленского монастыря с крестным ходом, с сонмом духовенства, в сопровождении нарочито прибывшего из Витебска Вице-Губернатора Н. Р. Щулепникова, начальников и наставников существующих в городе Полоцких учебных заведений, воспитанников этих заведений, сестер женского Спасского монастыря и множества Православных Граждан. Встреченная близ Витебской заставы святыня принесена была в Софийский Собор, при котором Благоверная Княжна Евфросиния начала в келлии свои иноческие подвиги. По принесении святыни в собор начато было молебное пение Преподобной. В 6 часов вечера во всех церквах г. Полоцка благовест в большие колокола возвестил жителям о праздничном Богослужении по случаю появления св. останков Угодницы Божией в г. Полоцке. В Софийском Соборе за всенощною я сам выходил на литию и величание и читал житие Преподобной 622 . На другой день, 22 ч., совершена была мною в том же соборе литургия, после которой сделано было начало молебна и затем открыто шествие со святынею из собора в Спасский женский монастырь, отстоящий от центра города версты на три, при торжественном звоне во всех церквах, при тихой и ясной, но не жаркой погоде. Когда процессия приблизилась к монастырю, на встречу ей вышел крестный ход из монастыря. Местный священник, благочестивый старец, о. Ф. Одинцов, предшествуемый воспитанницами и сопутствуемый настоятельницею обители с ее сестрами, нес в своих руках Животворящий Крест, устроенный за семьсот лет Препод. Евфросиниею для созданной ею обители. Игумения с тремя старшими сестрами приняла на рамена свои священную раку и несла оную до самой церкви–внутрь монастыря. Обошедши со святынею вокруг церкви Преображения Господня, сооруженной св. Евфросиниею, и внесши оную в церковь , поставили раку на особо-устроенном и благоукрашенном столе. Здесь начатое в Софийском Соборе молебное пение было окончено с провозглашением обычных многолетий. Монастырь в это время был, можно сказать, залит народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Иконе дали название Феодоровской. Невеста принесла в приданое Эфесскую (Корсунскую) икону Божией Матери, писанную, по преданию, Евангелистом Лукой, которая была получена ее родственницей, святой Ефросинией Полоцкой, от греческого императора. Помолвка состоялась в Витебске, а венчание в Торопце - удельном городе князя Александра. Список с Чудотворной Эфесской иконы Божией Матери был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Украсив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце. Княжна забрала с собой из Полоцка Эфесскую Богородичную икону благословила свою племянницу этой иконой и передала в дар городу Торопцу, поставив ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери. Помолвка прошла в Витебске, венчание в Торопце. Два грандиозных пира устроили по этому случаю: в Торопце и в Новгороде. Летописец пишет: «...в Торопце ту кашу чини, в Новгороде - другую». Это сейчас «кашей» называют самую простую еду, тогда так назывался роскошный свадебный пир, на который собирался весь город. Оттуда, кстати, пошло выражение «заварить кашу», то есть устроить что-то такое глобальное. Женским православно-патриотическим обществом в рамках проекта «Супружества благословение» была подготовлена выставочная экспозиция «Образ Александра Невского в изобразительном искусстве», которая демонстрировалась 12 июля 2019 года в Художественном музее Витебска в рамках большой культурной программы, специально подготовленной ко Дню Союзного государства Белоруссии и России, который традиционно проходит в дни проведения фестиваля искусств «Славянский базар» и 28 июля 2019 года в г.Торопце Тверской области в рамках Дня города, посвященного 780-летию венчания Святого Благоверного Князя Александра Невского и Полоцкой княжны Александры Брячиславны.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/sv...

«Белая Русь — органическая часть единой Святой Руси. И сегодня мы должны ясно понимать: единство Святой Руси основано, прежде всего, на единстве Русской Православной Церкви»,  — говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Народы двух стран объединяют общая вера и общие святыни, в равной степени дорогие верующим по обе стороны границы. Это древние храмы и монастыри, связанные с трудами и подвигами святых Божиих угодников. Среди них Свято-Троицкая Сергиева лавра , где подвизался преподобный Сергий Радонежский, Полоцкий Евфросиниевский монастырь, в котором прославилась преподобная Евфросиния Полоцкая. Как в России, так и в Белоруссии с величайшей любовью почитаются святители Алексий, митрополит Московский, и Кирилл, епископ Туровский. В 2021 году исполняется 800 лет со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Многочисленные мероприятия, посвященные этому святому, пройдут в обеих странах и будут включать в себя совместные богослужения, крестные ходы и конференции. В их числе XXIX Международные образовательные чтения на тему «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа», планируемые с 16 по 19 мая 2021 года в Москве, и XXVII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения «Духовное значение служения святого благоверного князя Александра Невского в контексте истории (к 800-летию со дня рождения)», намеченные на 18-19 мая 2021 года в Минске. Убежден, что торжества станут зримым символом духовного единства народов России и Белоруссии, признанием их общего исторического пути, связывающего воедино прошлое, настоящее и будущее. Сегодня перед нами стоит ответственная задача сохранять и укреплять традиции, основанные на Православии, несмотря на внешние усилия, направленные на их подрыв и разрушение. Дай Бог, чтобы и наша сегодняшняя встреча стала вкладом в это важное дело. Благодарю за внимание. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою Наказ XXV руського народного собору «Сьогодення та Руського [Документи] з питань та Ради при РФ з об " Митрополита Ставропольського Кирила нагороджено Золотою медаллю дому П " ятигорський Церкви у Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5794193...

В XIX-haчaлe XX в. Никольский храм имел деревянную часовню, стоящую при дороге, напротив Рождественского монастыря. В 1920-е г.г. Никольский храм был закрыт. После возвращения Рождественской обители Русской Православной Церкви при наличии в монастыре двух храмов, оказалось, что богослужения совершать негде. В 1999 г. по просьбе игумении Павлы и сестер Никольский храм был пе­редан Богородице-Рождественской обите­ли. Трудно было узнать в том сооружении, которое получила обитель, храм XVIII в.: от него остался один остов. К концу 2003 г. Никольский храм был не просто восстановлен, но что сегодня очень важно, отреставрирован на научной основе, с соблюдением всех требований по реставрации памятников ар­хитектуры. Освящение Никольского храма в 2004 г. было приурочено к празднованию Собора Пресвятой Богородицы (8 января), Небесной Покровительницы и Хозяйки обители. Никольский храм украшает резной иконостас. В резных киотах - списки особо почитавшихся в прошлые века в Рождественской обители и Никольском храме икон: Тихвинской и Владимирской икон Божией Матери, иконы святителя Николая. На стенах храма - иконы святого патриарха Тихона и святого праведного Иоанна Кронштадтского, посещавших Богородице-Рождественскую обитель. Иконы написаны в иконописной мастерской при Московской духовной академии. В праздник Рождества Христова, 7 января 2005 г., в Никольском храме установлен ковчег с частицами мощей многих святых подвижников. Ковчег поставлен слева от алтаря, около Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. По количеству собранных святых мощей подвижников это редкостная святыня. В первом верхнем ряду - частицы мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Игнатия Богоносца, благоверного князя Константина Муромского; преподобных Германа Соловецкого, Елеазара Анзерского, Серафима Саровского и Евфросинии Полоцкой. Во втором ряду - преподобных Антипы Валаамского и Павла Фивейского, старцев Оптинских: Амвросия, Нектария, Анатолия, Льва, Макария, Исаакия, Моисея, Анатолия, Варсонофия, Илариона, Антония, преподобных Ионы Киевского, Илариона Троекуровского; святителей Ростовских Исаии и Игнатия; великомученика и целителя Пантелеймона; преподобных Саввы Сторожевского и Варнавы Гефсиманского. В третьем ряду - преподобных Максима Грека и Никиты Столпника; земля из склепов преподобных Александры Первоначальницы, Марфы и Елены, сестер Дивеевских; частицы святых мощей Вифлеемских младенцев, от Ирода избиенных; частицы от гроба великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, частицы мощей мученицы Татианы и мученика Евпсихия, частицы честного древа Животворящего Креста Господня и Мамврийского дуба, а также листок эвкалипта с реки Иордан.

http://sobory.ru/article/?object=00603

Многие прихожане и прихожанки усердно несут свои послушания. Кто-то продает в свечной лавке, кто-то украшает храм цветами, одни убирают храм и чистят подсвечники, другие следят за порядком на церковной территории и в приходском доме. В самом храме располагается богатая библиотека, включающая в себя литературу на русском и немецком языках, а также собрание духовных фильмов, о храмах, монастырях, беседы на духовные темы и прочее… Многие прихожане занимаются благотворительностью, собирают и перевозят вещи, обувь, игрушки и бытовые предметы, инвалидные коляски в детские дома, больницы, монастыри, и просто нуждающиеся приходы в России, Белоруссии, Украине и Польше. Особенностью прихода является ежедневное чтение псалтири в храме. Люди с радостью выполняют это послушание, молясь за весь приход и за себя перед Пресвятой Заступницей Матерью Божией и её Всемогущим Сыном, перед святыми угодниками Божиими. Одним из знаменательных моментов в жизни прихода было принятие частицы мощей святителя Николая Алматинского, привезенной протоиереем Валентином Сазоновым из Казахстана. Чудесным образом были привезены также частицы мощей святого праведного Иоанна Кормянского, покровителя Белорусской земли, священномученика Владимира Киевского и Галицкого, Великомученика и целителя Пантелеимона, святых преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, Святителя Игнатия Брянчанинова, священномученика Киприана и мученицы Иустины, святителя Агафангела, митрополита Ярославского. А к десятилетию храма отцом Виктором Демиденко — настоятелем храма святого благоверного Александра Невского в Речинском районе, были привезены частицы мощей преподобного Сильвестра Печерского, преподобного Пимена — постника Печерского, преподобного Ильи Муромца Печерского, преподобной княгини Евфросиньи Полоцкой, преподобного Шио Мгвинского, святого благоверного князя Владимира Новгородского — сына Ярослава Мудрого, преподобной Манефы Гомельской. Дорогим гостем прихода стал наместник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря Архимандрит Иосиф (Братищев), приехавший в Германию на лечение, Отец Иосиф регулярно присутствовал на богослужениях и часто говорил проповеди. Перед отъездом домой он преподнес в дар икону Сергия Радонежского с частицей мощей преподобного, а также икону святых- преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких с частичками их мощей.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Благовеще...

По её усердной просьбе имп. Мавуил и патр. Лука Хрисоверг прислали ей Ефесскую икону и она, украсив её ризой, поставила в своей Спасской церкви. Эта драгоценность доселе не утратилась: она стоит в Торопецком соборном храме, где поставила её в 1230 г. дочь Полоцкого князя Брячислава при вступлении в брак с благоверным Александром Невским. Не вдали от своей обители преподобная княжна построила каменный храм Богоматери и при нём общежитие иноков 390 . Преп. игуменья, заботливая о славе имени Божия, усердно заботилась и о спасении сестёр своих о Господе. Древний жизнеописатель передаёт трогательную беседу, которой она возбуждала их к подвижничеству. «Я собрала вас о Господе, говорила преподобная, как кокош 391 собирает птенцов; собирала словесных овец на духовную пажить. Паситесь же на заповедях Господних; возрастайте в добродетелях от силы в силу, чтобы я с радостью заботилась о вашем спасении и видела с утешением духовные плоды трудов. Стараюсь я сеять в вас слова Божии; но сердечные нивы ваши не остаются ли в прежнем виде? они не зреют; а время жатвы близится и лопата готова, чтобы отделить плевелы от пшеницы. Страшусь, не нашлись бы между вами плевелы и не преданы бы были огню негасимому. – Старайтесь, молю вас, старайтесь сохранить себя от грехов и спастись от геенны. – Творите из себя чистую пшеницу Христову, измелитесь в жерновах смирения, трудами постническими, чистотой, любовью, молитвами, чтобы быть хлебом сладким для Бога». Устроив обитель свою, дав ей правила, преп. Евфросиния уже в преклонных летах решилась выполнить давнее желание своё – посетить святые места Палестины. Горько было любимому и любившему её князю Вячеславу расставаться с ней. Преподобная в утешение ему говорила: буду молиться за себя и за вас в святых местах. Взор её открыл, что две юные дочери Вячеслава – Кириния и Ольга посвятят себя на служение Богу, и они потом пострижены были Полоцким епископом Дионисием († 1181 г.). Вверив обитель сестре своей Градиславе – Евдокии, преподобная отправилась на восток в сопровождении кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

великой княгини Ольги, нареченной во святом крещении Еленой... Житие... царя и великого князя святого и праведного Владимира... О благоверном и богохранимом великом князе Георгии-Ярославе Владимировиче Житие... преподобной Евфросинии, игумении Спаса-Вседержителя в граде Полоцке О преславном великом князе Владимирском и всея Руси Всеволоде Георгиевиче О благоверном и богохранимом прямом наследнике великом князе Ярославе Всеволодовиче Житие и подвиги... великого князя Александра Ярославича, прозванного Невским О великом князе Данииле Александровиче Московском О великом князе Иване Даниловиче О житии и подвигах... великого князя и царя русского Димитрия Ивановича О... великом князе Иване Васильевиче, государе и самодержце всея Росии Краткая похвала самодержцу Василию и о пострижении его и чудесном отшествии к Богу О благородном и боговенчанном царе и государе великом князе Иване Васильевиче Послесловия к изданиям Ивана Федорова Послесловие к московскому Апостолу 1564 года Послесловие к львовскому Апостолу 1574 года   Если литература предшествующего времени приобретала государственное значение благодаря общественной весомости поднимаемых ею вопросов, то во второй половине XVI века государство, организуя огромные литературно-официальные предприятия – летописные своды, Великие Четьи Минеи, Степенную книгу и пр., сделало литературу своей служанкой, создало официальный стиль второго монументализма, отличавшегося пышностью, парадностью, традиционностью форм и главною целью: прославлять, возвеличивать, оправдывать прошлое и настоящее. Так, Степенная книга была посвящена росту и восхождению русского государства и русской церкви по ступеням лестницы, ведшей к росту значения русской истории в мировой. Автор Степенной книги открыто говорит, что его задача – идеализация русских исторических лиц. «Степени» его книги, как утверждает автор, золотые, они составляют лестницу, ведущую на небо. Утверждаются же эти степени «многообразными подвигами» в благочестии просиявших скипетродержателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евфросиния Полоцкая (до пострига Предслава), + 1173, преподобная благоверная княжна, праправнучка святого равноапостольного великого князя Владимира. В 12 лет приняла постриг, поселилась в келье при соборе Святой Софии, где переписывала духовные книги. Около 1125 г. основала девичью Спасскую обитель в селе Сельцо и стала ее первой игуменией. Около 1161 г. в обители была возведена церковь Святого Спаса, в ней сохранились уникальные фрески XII в. Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь. По преданию, по просьбе преподобной для этой обители привезли одну из величайших святынь – икону Божией Матери Эфесскую (Корсунскую). В 1239 г. дочь Полоцкого князя Брячислава – Александра, выходя замуж за святого благоверного великого князя Александра Невского, взяла икону как благословение и подарила ее городу Торопцу, где состоялось венчание. На склоне лет, предчувствуя скорую кончину, преподобная Евфросиния совершила паломничество на Святую Землю, где и почила в одном из монастырей Иерусалима. Святые мощи преподобной в 1187 г. были перенесены в Киево-Печерскую Лавру, а в 1910 г. – в Спасо-Преображенский храм Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке 85,164,177 Екатерина, + 304, святая великомученица, пострадала за исповедание веры Христовой во времена правления римских императоров Диоклетиана и Максимиана 124,130,159 Екатерина II, 1729–1796, российская императрица. В1773 г. издала указ о терпимости всех вероисповеданий, запрещавший православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий, а в 1764 г. – указ о лишении Церкви земельной собственности, вотчины церквей и монастырей перешли в ведение государства 147,153,169,170 Елена, ок. 250 – 327, святая равноапостольная царица, мать равноапостольного царя Константина I Великого. Вместе с Иерусалимским патриархом Макарием организовала поиски Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос. Крест был обретен в 326 г. во время ее паломничества в Святую Землю. Ее усилиями было начато строительство Храма Господня и ряда других храмов в Иерусалиме 98

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13) Часть мощей св. благоверного князя Всеволода и Гавриила, Псковского чудотворца. 14) Часть мощей преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца. 15) Часть мощей преподобного Александра Свирского . 16) Часть мощей преподобного Серия Радонежского чудотворца. 17) Часть мощей св. мученицы Фомаиды 22 . 18) Часть мощей св. препод. Евфросинии, княж. Полоцкой. 19) Икона св. великомученика и целителя Пантелеймона, в чудесах, писанная на св. горе; Афонской в русском Пантелеймоновском монастыре, с частию мощей Угодника, в особом сребро-позлащенном медальоне. 20) Серебряный ковчег, в котором в особом серебряном кресте находится часть мощей св. великомученицы Варвары. Ковчег этот достался обители после смерти игумении Веры, которой он принадлежал. 21) Портрет Святит. Тихона, снятый с него во время управления им Воронежской паствою. 22) В особой витрине за стеклом находятся: а) в сребро-позлащенной звездочке; волосы с головы Свят. Тихона, б) в такой же звездочке – снурок от креста и парамона, бывшего на Святителе Тихоне; при обретении мощей его, в) платочек, принадлежавний Святителю Тихону, г) пелена, снятая с головы Святит. Тихона, при открытии мощей. д) В особой книжке собственноручное писание Святителя Тихона, принадлежавшее преосвященному Иеремии, бывшему епископу Нижегородскому и принесенное им в дар обители. Рукою Угодника Божия на листке написано: «Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль. Оставил еси беззаконие людей Твоих, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея. Возврати нас Боже спасений наших, и отврати ярость от нас. Еда во веки прогневаешися на ны, или простриши гнев Твой от рода в род. Боже Ты обрещся оживишы ны и людие Твои» ... Пс.84 . е) Молитва об общем всех хриспан спасении: «Господи Боже сил обрати нас, и просвети Лице Твое на нас и помилуй нас. Познати на земли путь Твой во всех языцех спасение Твое». Пс.66 . ж) Молитва об общем бедствии. Рукою преосвященного Иеремии приписано:

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010