22 октября Русская Православная Церковь особо чтит Корсунскую икону Божией Матери 22 октября, 2009. Редакция " Правмира " 22 октября Русская Православная Церковь особо чтит Корсунскую, или Ефесскую, икону Божией Матери, написанную, по преданию, самим евангелистом Лукой. 22 октября Русская Православная Церковь особо чтит Корсунскую, или Ефесскую, икону Божией Матери, написанную, по преданию, самим евангелистом Лукой. В Ефесе хранилась икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а оттуда — в Москву, в Кремлевский Успенский собор. Другой подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой (память 23 мая). Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать эту икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Александра, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября), увезла эту икону в город Торопец. Икона прославилась чудотворениями. Чтимые списки Корсунской иконы Божией Матери находились в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга и в Нижегородском Благовещенском монастыре. Кроме того, в России имелось без малого полтора десятка местночтимых списков с Корсунской иконы позднейшего происхождения. Нижегородский список при разорении монастыря большевиками таинственно исчез, хотя прежде пережил невредимым три опустошительных пожара. Считается, что он был написан в Киеве во времена равноапостольного великого князя Владимира как копия с иконы, принесенной крестителем Руси из Корсуни. Основанием для такого предположения служила надпись на ризе на двух языках, славянском и греческом: «Образ сей писан в лето 6501 (903) Симеоном иеромонахом».

http://pravmir.ru/22-oktyabrya-russkaya-...

Кроме того, именно православно-патриотическая общественная сила, являющаяся, по сути, порождением и частью самой Церкви, может и должна стать тем, кто бы вывел саму Церковь в Белоруссии (как и в России) из положения общественного гетто, в которое Она была загнана вначале Компартией, а потом совместными усилиями западников во власти и элите и внутрицерковных либералов-западников. Церковь призвана и обязана вновь стать для белорусов народ о – и гос ударствообразующей силой, коей Она была всегда от самых времен святых равноапостольного великого князя Владимира и благоверного великого князя Александра, святителя Кирилла Туровского и преподобной Евфросинии Полоцкой и до времени святого царя Николай II и даже далее. Тем более что других сил с хоть какими-нибудь идейно-патриотическими основами уже фактически и не существует. И вот как раз появление этой силы видят и отмечают враги христианской Белой Руси – в частности, в мозговом центре западных спецслужб по Беларуси iSANS, где его куратор, рафинированный янычар, интеллектуальный агент западных спецслужб Андрей Елисеев разместил статью «Активизация пророссийских сил: Сразу две новые политические партии на горизонте “Союз” и “Движение Родина” готовы включиться в борьбу за власть» . Сама данная статья – явный признак и, можно сказать, пролог смещения акцентов идеологов и стратегов западного Генштаба с навязываемой ими доселе всем мнимой картины противостояния в Белоруссии «свободный белорусский народ против кровавой диктатуры Лукашенко » на образ подлинной диспозиции , в которой они и намерены сражаться : «Православные патриоты Белой Руси против антихристианской элиты Запада и ее вольных и невольных местных пособников». Хотя они, конечно, будут стараться максимально оттянуть полное крушение первой, ложной картины в общественном сознании, поскольку она мощно работает на них в пространстве реального противостояния. Жестко и хладнокровно инфернальный аналитик излагает реальную суть противостояния, одновременно, разумеется, обволакивая ее тонко извращенными смыслами и толкованиями: «Все – приверженцы российской имперской идеологии либо идеологии западнорусизма, не признающей белорусов в качестве самостоятельного народа [в действительности, – не самостоятельного, а чужеродного в отношении к великороссам]. Любые проявления белорусской национальной идентичности [«любые» – это те, которыми признают «белорусскими» враги] они считают “пропольскими” взглядами, подлежащими истреблению…

http://ruskline.ru/opp/2020/12/18/stanov...

Опять похожая, как и в случае с убийством митрополита Филиппа, ситуация, а именно: легендарный миф берет свое происхождение либо из позднейших летописных источников, либо из трудов светских историков 19-го века. К тому же эти источники еще и противоречат друг другу. А между тем игумен Корнилий, имевший в дореволюционных изданиях чин преподобного, в нынешних святцах Русской Православной Церкви обозначен как священномученик. Памятуя, как тщательно синодальная Комиссия по канонизации святых еще совсем недавно подбирала чин святости для определения подвига мученичества Государя-Императора Николая Второго Александровича, вряд ли подобное перемещение по святцам игумена Корнилия можно отнести к разряду случайностей. Архимандрит Макарий Веретенников в приложении к своей книге о тезоименитом ему митрополите Макарии помещает несколько малоизвестных летописей, в том числе и о некоторых местночтимых святых. Есть там и свидетельства очевидцев о походах Царя Иоанна Васильевича Грозного на Полоцк, Новгород, Псков. Какова же главная цель этих походов, против чего восстает благочестивый и Грозный Государь? О том в летописях сказано прямо: государь воюет против латинян, люторовой ереси и жидов. В летописи " О преставлении старца Феодосиа, бывшего архиепископа Великаго Новаграда и Пскова,и о житии его вкратце " под 1563 годом читаем: " Того бо лета благоверным (и) христолюбивым царь и великии князь Иван Василиевич самодръжец по благочестии поборник и христианскии заступник по Бозе ревностию разпалаем восхоте ити на поганскиа языки и христианохулники мерскиа латины и жидове и немцы на Полтеск град великии, преже бо в Православии бяше град тои, яко же летописцы поведают и святыя церкви мъногия во граде том созданы быша и монастыри, яко же и чюдотворцы явишася и преподобная княгини Феврониа (Евфросиния. - М., архим.) Полтская именовася, и в святем велицеи церкви Софии Премудрости Божии пребываше, непрестанно, моляся Господеви, и место особно на полатех устроено бяше еи и до сего дни. Христианскии же царь и государь и великии князь Иван самодержец Русскиа земля не терпя многия неправды поганых и скверных онех озлоблениа и вере православнои потреблениа и церквы Божиа запустениа и христианскиа крови без вины проливаемы и святых икон Христовых и богородичных и святых всех попираемы и поругаемы, и в местех тех болваны и бездушные истуканы, сиреч идолы, почитаемы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/1...

Память преподобного мученика Евстратия – 28 марта. 1114 г. Полоцк в княжение князя Георгия, из рода князя Изяслава Владимировича. Князь и супруга его София выбрали жениха двенадцатилетней дочери, красивой Предиславе. Но отроковица с детства вся в мире духовном. Тайно от всех покидает она княжеский дворец, идет в Борисоглебский монастырь к родственнице-игумении и просит постричь ее в черницы. «Воззревши на юность» племянницы, «бе бо лепа лицем», долго уговаривала ее игумения отказаться от решения. «Госпожа и мать! – отвечала ей Предислава, – Все в этом мире прекрасно и славно, но вскоре минует яко сон, яко цвет увядает; а наслаждение сокровенной красотою и сладостью Бога в священном посте и молитве пребывает вовеки... Не бойся отца моего, госпожа моя. Убойся более Господа, владеющего всею тварью, и не лиши меня ангельского чина». С именем Евфросинии пострижена была княжна, шестьдесят лет прожила подвижнически и 23 мая 1173 г. скончалась в Иерусалиме, будучи потом причислена к лику святых. Память святой чтится 23 мая. «...Диавол, враг наш, побеждается тремя добрыми делами: покаянием, слезами и милостынею... Просите Бога о прощении грехов со слезами и не только в церкви это делайте, но и ложась в постель. Не забывайте ни одну ночь класть земные поклоны, если вы здоровы; если же занеможете, то хоть трижды поклонитесь... Главное же, не забывайте убогих, и по силе, как можете, кормите их... Епископов, попов, игуменов почитайте... Пуще всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме; ибо все смертны, – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог , не наше, а только поручено на короткое время. В землю сокровищ не зарывайте – это великий грех... Старика почитайте как отца, а молодых как братьев. В деле своем не ленитесь... Больного посетите; покойника проводите; и не оставляйте никого без привета; скажите всякому доброе слово... Жен своих любите, но власти им над собою не давайте... Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь... Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего по отношению к Церкви...» (Отрывки из «Поучения» Великого Князя Владимира Мономаха к детям.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

После сугубой ектении владыка Вениамин вознес молитву о восстановлении мира. Проповедь перед причастием произнес настоятель прихода храма Вознесения Господня города Петрикова протоиерей Димитрий Пасечник. По отпусте Божественной литургии участники торжеств проследовали к памятнику святителю Кириллу Туровскому, где было совершено славление святому. С приветственным словом к собравшимся обратился епископ Туровский Леонид, который сердечно поблагодарил митрополита Вениамина за архипастырский визит и преподнес в дар Его Высокопреосвященству икону святых Туровской земли, на которой изображены особо почитаемые на территории Юго-Восточного Полесья святые угодники Божии — святители Кирилл и Лаврентий Туровские, преподобный Мартин Туровский и благоверный князь Борис Туровский. У памятника святителю митрополит Вениамин также вручил орден преподобной Евфросинии Полоцкой председателю Гомельского областного Совета депутатов Е.А. Зенкевич. В ознаменование 840-летия преставления святителя Кирилла, епископа Туровского, и в связи с 10-летием освящения кафедрального собора в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских в городе Турове Житковичского района по ходатайству епископа Туровского Леонида Патриарший экзарх всея Беларуси удостоил епархиальной медали «Святители Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские» председателя Житковичского райисполкома Николая Пьявко и др. Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумен Авксентий (Абражей) был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени. По сложившейся традиции, установленной первым Патриаршим экзархом всея Беларуси митрополитом Филаретом (Вахромеевым) , митрополит Вениамин вручил аксельбанты курсантам Академии МВД РБ — выпускникам кадетских и юридических классов средней школы 15 города Мозыря имени генерала Е.С. Бородунова.  Далее был оглашен приветственный адрес Житковичского райисполкома и райсовета депутатов. По случаю объявленного в Беларуси Года мира и созидания митрополиту Вениамину, епископу Леониду и Е.А Зенкевич вручили памятные сувениры.

http://patriarchia.ru/db/text/6026296.ht...

Святые Церковь чтит память святителя Игнатия Ростовского Святой Игнатий — единственный из всего сонма святых, в земле Российской просиявших, которого Господь прославил нетлением и целебным даром мощей еще до их погребения. Святой угодник Божий преставился 28 мая 1288 года. Церковь чтит память преподобной Евфросинии Полоцкой По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Церковь чтит память мученика Василиска Команского Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру От крещения кровью до проверки временем Мы ведь не молимся святым как Богу: мы просим их о молитвах за нас. С той же просьбой мы обращаемся и к живым: «Брат дорогой, помолись за меня, у меня серьезные проблемы в жизни». Церковь чтит память святого благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского В царствование Феодора Иоанновича, когда фактическим правителем Русского государства был его шурин — властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален от двора в г. Углич. Церковь чтит память мученика Исидора Хиосского Святой был предан на муки. Во время истязаний он славил Христа Бога и хулил языческих идолов. Военачальник велел отрезать святому язык, но и после этого святой продолжал внятно прославлять Христа. Церковь чтит память святой мученицы Гликерии Гераклейской Святая Гликерия твердо решила пострадать за Христа и рассказала о своем намерении христианам, просила их молиться о том, чтобы Господь послал ей твердость к перенесению страданий. Церковь чтит память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/tag/svyatye/page/25/

В 1239 году литовцы, воспользовавшись разорением русской земли от татар, сделали опустошительный набег на смоленскую область. Великий князь Ярослав Всеволодович поспешил на освобождение смоленской земли, победил литовцев и взял в плен их князя, устроил дела в Смоленске и приобрел этим походом великую честь и славу. В то время в тесной связи с Смоленском, если не в полной зависимости, находилось полоцкое княжество. Таким образом, обороняя смоленскую землю, Ярослав являлся в то же время защитником и земли полоцкой. Полоцким князем в то время был Брячислав. Его-то дочь, Александру, Ярослав Всеволодович высватал за своего старшего сына. Мы очень мало имеем сведений о супруге Александра Ярославича; но есть полное основание утверждать, что это было благословенное супружество. Незадолго до того времени в Полоцке жила и скончалась (23 мая 1173 года) знаменитая полоцкая княжна, преподобная Евфросиния 34 . Она рано постриглась в монахини и в затворе занималась переписыванием книг, а выручаемую плату раздавала бедным. Впоследствии она основала свой монастырь и построила каменный храм Спасителя, сохранившийся до нашего времени и известный в народе под именем Спас-Юрьевичи. До нашего же времени сохранился и драгоценный напрестольный крест, устроенный Евфросиниею, с замечательной надписью: «Честное древо бесценно есть, а кованье его, злато и сребро, и каменье, и женчуг (жемчуг. – Ред.) в 100 гривн, а др... 40 гривен» 35 . В преклонных летах Евфросиния совершила путешествие ко св. местам в Царьград и Иерусалим, где имела утешение поклониться Живоносному Гробу и поставила над ним лампаду. Во время этого путешествия она и скончалась. Жизнь и подвиги преподобной, конечно, с детства хорошо были известны невесте Александра Ярославича, находившейся с ней, без сомнения, в родстве. Не раз во время своего детства она посещала храм преподобной и входила в две тесные келлии на хорах. В одной из них жила преподобная и слушала богослужение; а сквозь небольшое, пробитое в стене, оконце любовалась на мир Божий, на открывавшиеся во все стороны обширные поля и на вид города. После Евфросинии остался замечательный образ. Из трех икон, писанных, по преданию, евангелистом Лукою, одна хранилась в Ефесе. Император Мануил по родству с Евфросинией (сестра ее вышла замуж за сына Алексея Комнена) прислал ей эту икону. Отправляясь на брак с Александром Ярославичем, совершение которого назначено было в Торопце, невеста, княжна Александра Брячиславовна, взяла с собою из Полоцка знаменитую икону и поставила ее, в память своего венчания, в торопецкой соборной церкви. Св. икона сохранилась в Торопце до нашего времени и известна под именем Корсунской 36 . Очевидно, юная княжна желала, чтобы на ее брачной жизни пребывало благословение преподобной Евфросинии и Царицы Небесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Граф Дмитрий Андреевич, в бытность свою в Полоцке, изволил посетить вместе со мною Спасо-Евфросиниевский монастырь, и здесь, на месте земных подвигов преподобной Евфросинии, он глубоко проникся сочувствием к мысли, одушевляющей православных жителей Полоцка и в особенности сестер Обители, и обещал при сем свое ревностное содействие к осуществлению этой благой мысли. Ныне Его Сиятельство уведомил меня, письмом от 4-го сего Ноября, что Государь Император соизволил повелеть Святейшему Синоду обсудить и представить Его Величеству доклад: не было ли бы благовременно и полезно, если б мощи Преподобной Евфросинии были перенесены из Киева в Полоцк, при чем предварительно истребовать от Вашего Высокопреосвященства и от меня заключения. Высокопреосвященнейший Владыко! Умоляю Вас и боголюбезную братию Св. Киево-Печерской Лавры именем Божиим и препод. Евфросинии не воспрещать совершению благого дела, на которое столь милостиво благоволишь воззреть Благочестивейший Государь! Усердные молитвы многих тысяч православных и имеющих быть православными душ вечно будут возноситься к нему о Вас и о вверенной Вашему Архипастырскому попечению братии за Ваше, Милостивейший Архипастырь, соизволение даровать, или вернее возвратить Полоцкой Спасской Обители ее законное и священное наследие – нетленные мощи Благоверной ее основательницы и первой Настоятельницы. Причины, по которым в прежнее время были отстраняемы просьбы по сему предмету Полоцких граждан и ходатайства моего предшественника, могли в то время почитаться благословными и уважительными; но в настоящую пору, после событий 1863 г. и после многих и важных перемен как в религиозном, так и общественном положении православного Белорусского населения, причины эти такого значения иметь уже не могут. Поручая, впрочем, настоящее святое дело благочестивой ревности, и моей собственной, и добрых чад моей духовной паствы, воле Божией и Вашему Архипастырскому благоизволению, с глубочайшим высокопочитанием и сыновнею преданностию имею честь быть и проч.»

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Мы вынуждены констатировать то обстоятельство, что жития святых христианок предлагают прежде всего жития преподобных, то есть святых монахинь (здесь известны Евфросинья Полоцкая, Ефросинья Суздальская). Когда речь заходит о святых мирянках (здесь известна Иулиания Лазаревская), мы обнаруживаем довольно своеобразный рассказ о ее жизни. Она была женой служивого дворянина. У нее было несколько детей. Казалось бы, перед нами повод поговорить о христианской семье. Но что поражает в ее житии? Ее поразительная отстраненность от собственной семьи. То, что муж ее, по большей части, проводит время, осуществляя службу на отдаленных окраинах Руси, как будто является для нее благом. У нее есть дети, но у нее не столько забота о собственных детях, сколько забота о других страждущих, скорбящих. Это составляет суть ее жизни. Возникает ощущение, что святая Иулиания тяготится своей семейной жизнью, мечтая о полноценном монашестве, и еще прибывая в браке, уже живет, как настоящая монахиня. Монашеского венца она не удостоилась. Овдовев (возникает ощущение, что наконец-то овдовев), она открывается в полной мере для своего самоотверженного служения своим ближним. Но она не успевает принять монашество. Нельзя не упомянуть, относящуюся уже к XVIII веку, великую русскую святую блаженную Ксению. Ее житие вам всем хорошо известно. Здесь мы сталкиваемся с какой-то странной фигурой умолчания. Вся ее активная, подвижническая, церковная жизнь начинается, опять-таки, после смерти мужа. Опять возникает ощущение, что семья даже для святой русской женщины не является той сферой ее жизни, ее деятельности, в которой она может реализовать свои идеи, свои христианские идеалы. Таким образом, подводя своеобразный итог агиографическому изображению русских святых (будь это мужчина или женщина), мы должны констатировать полное умолчание, отсутствие в этом идеале какого-то ясного представления о том, как же можно стяжать святость русскому православному христианину, прибывая в семье. Возникает подспудное ощущение, что лучший способ для христианина стать святым – это избежать создания семьи. Вот тогда перед ним раскрываются очень разнообразные, очень яркие пути, иллюстрированные многочисленными примерами русских святых, будь то святитель, преподобный, благоверный князь или даже юродивый. Наверное, это не может быть признано случайным. Наверное, такое красноречивое умолчание о христианском идеале семьи как идеале христианской жизни имеет какие-то причины. Здесь можно вспомнить одно поразительное исключение, подтверждающее то печальное правило, о котором я говорю. Это история Муромских святых Петра и Февронии. Впрочем, я бы этой темы непосредственно не касался.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-04-22/6...

Бобруйск. Мироносицкий женский монастырь. Церковь иконы Божией Матери " Скоропослушница " . Церковь. Действует.   Престолы: " Скоропослушница " иконы Божией Матери Год постройки:2009. Оборудована в здании постройки 1900 г. Адрес: Белоруссия (Республика Беларусь), Могилёвская область, Бобруйский район, г. Бобруйск, ул. Карбышева, д. 28 Координаты: 53.138052, 29.247281 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Бобруйский женский монастырь Жен Мироносиц основан в 2008 году. Он находится на территории бывшей Бобруйской крепости. Монастырю были переданы шесть зданий, бывшие служебные городские корпуса, которые к тому времени никем не использовались. Эти постройки пришлось восстанавливать, и к настоящему времени полностью восстановлены три. В первом одноэтажном здании (бывш. госпиталь, 1900 г.) устроены кельи и домовый храм иконы Божией Матери " Скоропослушница " (освящен в 2009 г.). В храме находятся главные святыни обители: чудотворный список иконы Пресвятой Богородицы " Скоропослушница " (перенесенная из Иерусалима), список иконы Божией Матери " Скоропослушница " (перенесенная с Афона) в богато украшенной серебряной ризе. Здесь хранятся и святыни, переданные в дар из других обителей и церквей Беларуси и России. Это частица Животворящего Креста Господня, ковчег с частицами мощей святых Киево-Печерской Лавры, почаевских, оптинских и глинских старцев, святителя Николая Чудотворца, святителя Спиридона Тримифунтского, великомученика и целителя Пантелеимона, святого благоверного князя Александра Невского, преподобного Серафима Саровского, святителя Митрофана Воронежского. Также в монастыре хранятся частицы мощей белорусских святых: преподобной Евфросинии Полоцкой, святого праведного Иоанна Кормянского, преподобной Манефы Гомельской и священномученика Константина Жданова. http://mironosets.by/hram-skoroposluchnica/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=51780

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010